ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По вопросам торговли и использования ККМ /

По спору о нарушении правил обязательного использования контрольно-кассовых машин

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН


Опубликовано в НТВ N 10 (502) от 6 марта 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Налоговый орган проводил проверку финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. В итоговом акте было указано на нарушение порядка обязательного применения контрольно-кассовых машин: при реализации товара за наличный расчет не был выдан чек. Было вынесено решение о наложении штрафа. Кроме того, выявлен факт нарушения нормативных сроков установки и неиспользования оборудования, в связи с чем налоговым органом была применена удвоенная ставка налога на имущество. Фирма не согласилась с принятым решением и обратилась в хозяйственный суд с просьбой о его отмене.


ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Неиспользование контрольно-кассовой машины при реализации товара было разовым, и к тому же сумма, на которую не был выбит чек, является незначительной (30 процентов установленного размера минимальной заработной платы). Поэтому наложение штрафа в размере 100 минимальных размеров заработной платы за данное нарушение является необоснованным.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Наложение штрафных санкций за неиспользование контрольно-кассовой машины не зависит от размера правонарушения. Штрафные санкции были применены на основании пункта 8 постановления Кабинета Министров "О порядке обязательного применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 26 декабря 1994 года N 621, которое и предусматривает штраф в 100-кратном размере минимальной заработной платы.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам:

- согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров "О порядке обязательного применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 26 декабря 1994 года N 621 при осуществлении денежных расчетов с населением торговые предприятия, учреждения и организации всех форм собственности обязаны использовать контрольно-кассовые машины и выдавать потребителю чеки;

- юридическое лицо ККМ не применило, в связи с чем указанное требование нарушило;

- согласно пункту 8 постановления Кабинета Министров N 621 с юридических лиц, осуществляющих денежные расчеты с населением при торговле и оказании услуг без применения контрольно-кассовых машин, взыскивается с расчетного счета штраф в 100-кратном размере месячной минимальной зарплаты с направлением взысканной суммы в доход бюджета;

- пункт 8 постановления Кабинета Министров N 621 содержит общее положение о применении указанной меры ответственности безотносительно к тому, какой суммой измеряется размер совершенного правонарушения.

На основании вышеизложенного суд решил, что налоговым органом обоснованно применены положения законодательства о нарушении порядка обязательного применения контрольно-кассовых машин и, соответственно, штрафные санкции в установленном размере применены согласно законодательству. Кроме того, было признано соответствующим законодательству применение удвоенной ставки налога на имущество юридических лиц за не установленное в нормативные сроки и неиспользованное оборудование.

Суды вышестоящих инстанций подтвердили правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции.



К О М М Е Н Т А Р И Й


При уяснении сути рассмотренного хозяйственным судом спора важно обратить внимание на следующее.

Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда для юридических лиц является обязательным применение контрольно-кассовых машин с выдачей чека. Согласно пункту 2 Положения о порядке обязательного применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (зарегистрировано Министерством юстиции 15 февраля 1995 года N 124) к таковым относятся все случаи, когда осуществляется прием денежных средств от населения. Исключения составляют отдельные категории торговых предприятий, организаций, учреждений, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Перечень таковых приводится в приложении N 1 к упомянутому Положению.

Требование об обязательном применении контрольно-кассовых машин (за исключением приведенных выше случаев) является императивным и не допускает свободного толкования.

Далее. За нарушение рассматриваемого установленного требования законодательство предусматривает экономические санкции. В соответствии с пунктом 8 постановления Кабинета Министров N 621 при выявлении факта неиспользования контрольно-кассовой машины в тех случаях, когда ее применение является строго обязательным, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности: на нее может быть наложен штраф в размере 100 минимальных заработных плат, а при совершении повторного правонарушения в течение года после применения штрафных санкций - штраф в размере 200 минимальных заработных плат с направлением взысканной суммы в доход бюджета.

При этом важно учитывать, что согласно положениям действующего законодательства, в целях применения установленных мер ответственности не имеет значения размер совершенного правонарушения. То есть, по сути, для наложения на фирму штрафа по факту обнаружения в установленном порядке неприменения контрольно-кассовых машин в случаях, когда их применение является обязательным, не имеет юридического значения сумма, на которую не был выбит чек при осуществлении денежных расчетов с населением.

Таким образом, поскольку законодательством не предусматривается возможность применения прогрессивной шкалы ответственности за нарушение порядка обязательного применения контрольно-кассовых машин, то следует предостеречь субъектов, связанных обязанностью применять контрольно-кассовые машины, от соблазна принимать денежные средства минуя фискальную память ККМ. Рассмотренный спор, а также приведенные в связи с этим положения законодательства позволяют судить о том, что даже за незначительную денежную сумму, данные по которой не были отражены в памяти ККМ, на субъекта могут быть наложены штрафные санкции в вышеуказанных размерах.

Согласно пункту 5 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе" от 29 августа 1997 года N 474-I права по осуществлению проверки соблюдения правил торговли, отпуска товаров и оказания услуг, а также своевременной сдачи наличной денежной выручки в банк возложены на органы государственной налоговой службы. Поэтому выявленные налоговыми органами по результатам проведенной в соответствии с требованиями законодательства проверки финансово-хозяйственной деятельности факты осуществления денежных расчетов с населением (розничная торговля, оказание услуг и пр.) без применения контрольно-кассовых машин (в случаях обязательного их использования), то есть без выдачи кассового чека и оприходования выручки за реализованный товар (услугу) в кассу, с последующей сдачей ее службам инкассации, могут служить основанием для наложения на юридическое лицо-нарушителя штрафа в размере 100 минимальных заработных плат. Суд подтвердил соответствие принятого решения налогового органа законодательству.

Далее. Было упомянуто, что суд признал правомерным решение налогового органа о применении удвоенной ставки налога на имущество юридических лиц за не установленное в нормативные сроки и неиспользуемое оборудование. Положение о применении удвоенной ставки данного налога ранее было предусмотрено пунктом 12 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий (зарегистрирована Министерством юстиции 26 декабря 1997 года N 381, на сегодняшний день утратила силу).

Теперь порядок уплаты налога на имущество за не завершенный в установленные сроки объект строительства и не установленное в нормативные сроки оборудование определяется приложением N 1 к ныне действующей Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество юридических лиц (утверждена постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным Министерством юстиции 11 марта 2002 года N 1107). При этом согласно примечанию в приложении N 13 к постановлению Кабинета Министров "О параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2004 год" от 25 декабря 2003 года N 567 за не установленное в нормативные сроки оборудование (неиспользуемое оборудование) налог на имущество уплачивается по удвоенной ставке. Юридическим лицам это также следует иметь в виду во избежание возникновения ситуации, подобной той, что приведена в настоящей публикации.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству













Время: 0.0225
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск