ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По процессуальным вопросам /

По спору о правомерности обращения в Хозяйственный суд Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРАВОМЕРНОСТИ

ОБРАЩЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ

СУД   ДЕПАРТАМЕНТА  ПО  БОРЬБЕ

С    НАЛОГОВЫМИ,    ВАЛЮТНЫМИ

ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ

ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

     

Опубликовано в НТВ N 05 (653) от 30 января 2007 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Сотрудники Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре (далее - госорган) на основании постановления о назначении ревизии по уголовному делу и приказа начальника Департамента провели проверку финансово-хозяйственной деятельности учреждения по оказанию медицинских услуг (далее - медучреждение). При ее проведении была выявлена несвоевременная сдача наличной денежной выручки в обслуживающий банк. Это правонарушение было отражено в составленном по итогам проверки акте. На основании данного документа госорган обратился в хозяйственный суд с исковым требованием о применении к медучреждению финансовых санкций.

Хозяйственный суд первой инстанции удовлетворил иск частично. Суд апелляционной инстанции его решение оставил без изменения.

Не согласившись с этим, медучреждение обратилось в Высший хозяйственный суд с требованием об отмене принятых по делу актов и отказе в удовлетворении исковых требований госоргана.



ПОЗИЦИЯ МЕДУЧРЕЖДЕНИЯ


Факт нарушения сроков сдачи наличной денежной выручки не оспаривается. Однако Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре не имеет права обращаться в суд с заявлением о применении финансовых санкций к хозяйствующим субъектам, а потому является ненадлежащим истцом. Таким образом, его действия неправомерны, а заявленные им в суд требования не подлежат удовлетворению.



ПОЗИЦИЯ ГОСОРГАНА


При оказании медицинских услуг за наличный расчет медучреждение несвоевременно сдавало в обслуживающий его банк полученную денежную выручку. За это нарушение Налоговым кодексом предусмотрена финансовая ответственность. Медучреждение должно уплатить штрафные санкции. Заявленные требования судами первой и апелляционной инстанций удовлетворены обоснованно. Принятые по делу акты отмене не подлежат.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Судебная коллегия, заслушав пояснения представителей сторон, мнение прокурора, полагавшего оставить судебные акты без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, установила:

- проведенная сотрудниками Департамента проверка выявила, что денежная выручка от оказываемых за наличный расчет медицинских услуг сдавалась в обслуживающий банк с задержкой на 2-3 дня. Всего в банк несвоевременно инкассировано 200000 сумов;

- на основании составленного по итогам проверки акта госорган заявил в суд требования о применении к медучреждению финансовых санкций за выявленное правонарушение;

- суды предыдущих инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку подобные действия со стороны субъектов предпринимательства в соответствии с Указом Президента "О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом" от 9 августа 1996 года N УП-1504 следует квалифицировать как сокрытие наличной денежной выручки;

- согласно пункту 16 части первой статьи 135 Налогового кодекса (в редакции до внесения в нее изменений Законом от 10 октября 2006 года N ЗРУ-59) в случае сокрытия наличной денежной выручки при денежных расчетах с населением через стационарные точки торговли и оказания услуг с юридических лиц взыскивается штраф в размере сокрытой наличной денежной выручки;

- как следует из материалов дела и показаний представителей медучреждения, факт несвоевременной сдачи наличной денежной выручки с задержкой на 2-3 дня не оспаривается и подтверждается имеющимися доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 187 и 189 Хозяйственного процессуального кодекса, судебная коллегия постановила решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу медучреждения - без удовлетворения.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Согласно абзацу пятому пункта 3 Указа Президента "О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом" от 9 августа 1996 года N УП-1504 все предприятия розничной торговли, а также оказывающие услуги населению, обязаны ежедневно вносить вырученные наличные средства в учреждения обслуживающих их банков. Несоблюдение этого требования квалифицируется как сокрытие выручки с применением к виновным санкций согласно действующему законодательству. Под ежедневной выручкой от реализации товаров, работ, услуг понимается весь объем денежных средств, поступивший от их реализации за один день. Согласно абзацу второму пункта 3 постановления Кабинета Министров "О дополнительных мерах по укреплению налично-денежного обращения и повышению ответственности коммерческих банков" от 22 июня 2001 года N 264 в случае выявления сокрытия наличной денежной выручки предприятиями и организациями, осуществляющими налично-денежные расчеты с населением, по решению налогового органа в установленном порядке на них налагается штраф в размере сокрытой наличной денежной выручки. Аналогичное положение было закреплено и в пункте 16 части первой статьи 135 НК (в редакции до внесения в нее изменений Законом от 10 октября 2006 года N ЗРУ-59). В настоящее время оба этих положения утратили силу и более не применяются.

По ныне действующему законодательству согласно пункту 2 части первой статьи 135 НК в случае сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) с налогоплательщика взыскивается сумма сокрытой (заниженной) выручки. Кроме того, в настоящее время применяется исключительно судебный порядок применения финансовых санкций к субъектам предпринимательства за допущенные ими правонарушения. Теперь контролирующие органы (включая налоговые) должны обращаться в хозяйственный суд с заявлением о применении к хозсубъекту финансовых санкций, и уже тот решает применять либо не применять меры ответственности. Исключением является начисление пени за просрочку уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Налоговые органы вправе применять ее самостоятельно, без обращения в судебные инстанции.

Сокрытие наличной денежной выручки относится к налоговым правонарушениям. Согласно абзацу второму пункта 7 Положения о Департаменте по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (приложение N 1 к постановлению Президента от 21 апреля 2006 года N ПП-331) одной из основных задач данного госоргана является своевременное выявление, пресечение и предупреждение налоговых правонарушений. Согласно пункту 8.1 этого же нормативно-правового документа Департамент осуществляет изучение и выявление механизмов сокрытия объемов производства, прибыли (дохода), занижения объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), реализации неучтенной (не имеющей подтверждающих документов) продукции (товаров) хозяйствующими субъектами, уклонения от постановки на учет в государственных налоговых инспекциях юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Он наделен правом проведения проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет субъектами предпринимательства.

Указанный госорган относится к контролирующим. Хозяйствующим субъектам не имеет смысла требовать от суда признать Департамент ненадлежащим истцом. Исходя из вышеперечисленных пунктов 7 и 8.1 вышеназванного Положения, а также руководствуясь положениями, закрепленными в Законе "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" от 24 декабря 1998 года N 717-I, можно сделать вывод, что Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре имеет право обратиться в суд с заявлением о применении к хозяйствующим субъектам финансовых санкций и при возникновении подобных ситуаций не может являться ненадлежащим истцом.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству







Время: 0.0046
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск