ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По таможенным вопросам /

По спору о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                      

Импорт товаров, ввозимых по межправительственным и кредитным соглашениям, заключенным от имени Правительства Республики Узбекистан или под его гарантии, освобождается от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость



СУТЬ СПОРА


В целях реализации проектов "Укрепление здоровья женщин и детей" с участием Азиатского банка развития (далее - АБР) и "Здоровье-2" с участием Международной ассоциации развития (далее - MAP), внешнеэкономическим предприятием (далее - Истец) были заключены с иностранным поставщиком контракты на поставку компьютеров и периферийного оборудования (далее - Товар).

При поступлении товара и таможенном оформлении в апреле 2012 года по требованию работников таможенной службы истцом была произведена оплата таможенных платежей в полном объеме без применения льгот, предусмотренных действующим законодательством.

Считая, что таможенные платежи оплачены по необоснованному требованию должностных лиц таможенного органа, истец обратился в хозяйственный суд с иском к таможенному органу о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 22 577 677 сум, с привлечением Министерства финансов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.



ДОВОДЫ ИСТЦА


Товар поставлялся за счет заемных средств, предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями.

В соответствии со ст. 33 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" товары, поставляемые по межправительственным и кредитным соглашениям, заключенным от имени Правительства Республики Узбекистан или под его гарантии, освобождаются от уплаты таможенной пошлины.

Согласно ст. 211 Налогового кодекса Республики Узбекистан освобождается от налога на добавленную стоимость импорт товаров, ввозимых юридическими лицами за счет средств займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, а также ввозимых за счет грантов.



ДОВОДЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по реализации проекта "Укрепление здоровья женщин и детей" с участием Азиатского банка развития" от 02.11.2004 года за N 515 период реализации проекта определен в течение пяти лет, который истек 2 ноября 2009 года.

Период реализации проекта "Здоровье-2" постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по реализации проекта "Здоровье-2" с участием Международной ассоциации развития" от 27.01.2005 года за N 34 также определен в течение 5 лет.

В письме регионального директора "Международная ассоциация развития" в Центральной Азии от 09.06.2011 года указано, что проект завершится к 31 декабрю 2011 года.

Однако истцом таможенное оформление товара произведено в апреле 2012 года, т.е. по истечении льготного периода.



РЕШЕНИЕ СУДА


Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с депозитного счета таможенного органа в пользу истца излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 22 577 677 сум.



КОММЕНТАРИЙ


Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 02.11.2004 года за N 515 "О мерах по реализации проекта "Укрепление здоровья женщин и детей" с участием Азиатского банка развития", принято к сведению, что:

- Совет директоров Азиатского банка развития (АБР) одобрил предоставление Республике Узбекистан займа на реализацию проекта "Укрепление здоровья женщин и детей" (далее - проект);

- общая стоимость проекта определена в сумме 70,0 млн. долларов США, и согласована схема участия сторон в его финансировании, в том числе заем АБР в сумме 40,0 млн. долларов США, со сроком погашения 25 лет, включая пятилетний льготный период, в соответствии с планом финансирования;

- в рамках проекта предусмотрено совершенствование службы охраны материнства и детства в 6 пилотных регионах страны (Республика Каракалпакстан, Бухарская, Кашкадарьинская, Ташкентская, Ферганская и Хорезмская области), а также гематологических центров и станций переливания крови на национальном уровне;

- период реализации проекта определен в течение пяти лет;

- выплаты процентов и комиссий по займу АБР в период реализации проекта будут производиться за счет средств займа.

Во исполнение постановления Кабинета Министров между АБР и Правительством Республики Узбекистан заключено заемное соглашение.

Также, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27.01.2005 года за N 34 "О мерах по реализации проекта "Здоровье-2" с участием Международной ассоциации развития" принять к сведению, что:

- в рамках сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития в 1999-2004 годах в целом завершен проект "Здоровье-1", направленный на реформирование первичного звена здравоохранения в Ферганской, Сырдарьинской, Навоийской, Хорезмской областях и в Республике Каракалпакстан;

- Совет директоров Всемирного банка одобрил предоставление Республике Узбекистан кредита и гранта из средств Международной ассоциации развития на реализацию проекта "Здоровье-2";

- в рамках проекта "Здоровье-2" предусмотрено укрепление и реформирование системы первичного звена здравоохранения и внедрение общей врачебной практики по всей республике, а также апробирование городской модели первичной медицинской помощи в городах Ташкенте, Самарканде, Гулистане и Маргилане;

- определена общая стоимость проекта в сумме 118,1 млн. долларов США и схема участия сторон в его финансировании, в том числе кредит MAP в сумме, эквивалентной 39,5 млн. долларов США, со сроком погашения 35 лет, включая десятилетний льготный период, в соответствии с планом финансирования;

- между Республикой Узбекистан и MAP подписано кредитное соглашение "О финансировании в целях развития" от 3 октября 2004 года;

- период реализации проекта определен в течение 5 лет.

Исполнительным агентством, ответственным за реализацию указанных проектов, определено Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.

Оплата стоимости импортированного истцом товара производилась за счет средств предоставленного АБР займа на реализацию проекта "Укрепление здоровья женщин и детей" и за счет кредита и гранта из средств Международной ассоциации развития, предоставленных на реализацию проекта "Здоровье-2".

При таможенном оформлении товара в апреле 2012 года работниками таможенного органа было предъявлено требование об оплате таможенной пошлины и НДС на импорт товаров без применения льгот.

Истцом до окончательного разрешения вопроса о применении льгот на импортированный товар была произведена оплата таможенных платежей (таможенная пошлина и НДС) в размере 22 577 677 сум.

Согласно абзацу двенадцать части первой ст. 33 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" от обложения таможенной пошлиной освобождаются товары, поставляемые по межправительственным и кредитным соглашениям, заключенным от имени Правительства Республики Узбекистан или под его гарантии.

Пунктом 5 ст. 211 Налогового кодекса Республики Узбекистан предусмотрено, что освобождается от налога на добавленную стоимость импорт товаров, ввозимых юридическими лицами за счет средств займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, а также ввозимых за счет грантов.

В соответствии с п. 1.2 Инструкции "О возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей" (зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан 14.07.2000 г. за N 947) возврат платежей может осуществляться по письменному требованию плательщика в течение одного года с момента их уплаты или взыскания путем зачета в счет будущих платежей или возврата денежных средств плательщику.

Основываясь на вышеизложенном, истец обратился к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 22 577 677 сум.

Пункт 2.7 названной Инструкции предусматривает, что возврат платежей или зачет в счет будущих платежей производится в течение одного месяца с момента подачи письменного заявления о возврате и других необходимых документов плательщика. В случае отсутствия факта излишней уплаты или взыскания таможенный орган имеет право отказать заявителю в возврате или зачете в счет будущих платежей и о решении об отказе возврата или зачета в счет будущих платежей письменно уведомляет его с указанием причин. В случае несогласия с решением таможенного органа плательщик имеет право обжаловать его как в вышестоящие таможенные, так и в судебные органы.

Однако таможенный орган отказал в возврате таможенных платежей в размере 22 577 677 сум, в связи с чем истец обратился в суд.

Принимая во внимание, что оплата стоимости импортированного истцом товара производилась за счет заемных средств АБР и за счет кредита и гранта из средств Международной ассоциации развития, суд требования истца признал правомерными и удовлетворил иск.

Согласно п. 2.4 вышеназванной Инструкции возврат денежных средств осуществляется с депозитного счета таможенного органа по видам таможенных платежей из средств других плательщиков, товары которых оформлены в таможенном отношении, и подлежащих переводу в государственный бюджет.

Основываясь на данном пункте Инструкции, суд определил к взысканию 22 577 677 сум с депозитного счета таможенного органа.

Доводы таможенного органа о том, что "период реализации проектов определен в течение 5 лет, а истцом таможенное оформление товара произведено по истечении льготного периода", суд не принял и в обоснование указал, что период реализации проекта, указанный в постановлениях Кабинета Министров Республики Узбекистан N 515 от 02.11.2004 г. и N 34 от 27.01.2005 г., не означает период предоставления льгот и поскольку товар ввезен за счет заемных средств в рамках вышеуказанных проектов, то льготы по уплате таможенных платежей применяются независимо от срока реализации проектов.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 7








Время: 0.0554
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск