ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По налоговым вопросам /

По спору о применении льгот за привлечение к труду работников-инвалидов

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                    

При рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт



СУТЬ ДЕЛА


На основании итогов проверки финансово-хозяйственной деятельности Дочернего предприятия (далее - ДП) за период с 2008 г. по 2011 г., произведенной Департаментом по борьбе с правонарушениями в налоговой и валютной сфере, а также легализацией доходов от преступной деятельности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, Государственной налоговой инспекцией района (далее - ГНИ) было вынесено решение N 01/732 от 28 сентября 2011 г. (далее - решение).

Согласно данному решению доначислено по налогам и платежам в бюджет 72 671 860 сум. с уменьшением на 12 904 790 сум., в том числе по налогу на прибыль, за пользование водными ресурсами, на имущество, по земельному налогу, по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, по НДС и ЕНП. Также согласно статье 120 Налогового кодекса Республики Узбекистан начислена пеня из расчета 0,05% за каждый день просрочки задолженности, что составило 90 204 660 сум. В качестве основания своего решения ГНИ приведен факт того, что привлечение к труду на предприятии работников-инвалидов не является основанием для применения установленных законодательством льгот, так как инвалиды трудоустроены не на постоянной основе, а привлекаются лишь к сезонным работам и должны быть оформлены в соответствии со статьями 631-655,703-708 Гражданского кодекса Республики Узбекистан. Не согласившись с такими выводами налогового органа, ДП обратилось в хозяйственный суд с иском о признании решения ГНИ района недействительным.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


ДП является членом Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана". С 2008 г. по 2011 г. на данном предприятии более 50% работников составляют инвалиды, что подтверждается справкой Управления статистики города и письмом БОСВ "Чернобыль". Со всеми работниками заключены трудовые договора, и они являются субъектами трудовых, а не гражданских правоотношений.

Законодательством предусмотрен ряд льгот для предприятий-членов Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана". В статье 158 Налогового кодекса предусмотрено, что от уплаты налога на прибыль юридических лиц освобождаются юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 гг., кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческой и заготовительной деятельностью. В статьях 208, 261, 269, 282, 298 Налогового кодекса Республики Узбекистан также предусмотрены льготы по уплате тех или иных видов налогов. Основанием для возникновения права на льготы, предусмотренные в законодательстве, является наличие в штате предприятия более 50% инвалидов, что подтверждается документами, приложенными к иску. В связи с этим решение ГНИ не соответствует требованиям законодательства и подлежит признанию недействительным.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Работники-инвалиды, числящиеся в ДП, не являются штатными работниками, а привлекались лишь к сезонным работам. С ними хотя и оформлены трудовые договора, однако по характеру работы и времени занятости они должны были состоять в гражданско-правовых отношениях с предприятием. В период с 2008 по 2011 годы ДП представляло искаженную отчетность с указанием на наличие в штате более 50% инвалидов. В штат предприятия работники-инвалиды зачислены лишь с целью уклонения от уплаты общеустановленных налогов и других общеобязательных платежей, а также применения льгот, предусмотренных законодательством для предприятий, использующих труд инвалидов, в частности, членов Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана". В связи с этим исковое заявление ДП следует отклонить.



РЕШЕНИЕ СУДА


Решением суда исковые требования удовлетворены.



КОММЕНТАРИЙ


Правовые гарантии социальной защиты инвалидов установлены Законом Республики Узбекистан "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" (далее - Закон) от 18.11.1991 г., новая редакция которого утверждена Законом Республики Узбекистан от 11.07.2008 г.

В соответствии со статьей третьей данного Закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Среди других гарантий инвалидам государством гарантируется и трудоустройство, соответствующее их возможностям и потребностям. Так, в соответствии с частью второй статьи 24 Закона отказ в заключении трудового договора с инвалидом либо в продвижении его по работе, прекращение трудового договора с ним по инициативе работодателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда по заключению медико-социальной экспертизы состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда самого инвалида или других лиц. Инвалид после восстановления своей трудоспособности имеет право на трудоустройство на прежнюю или равнозначную работу. Статья 25 этого же Закона предусматривает, что органами государственной власти на местах на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более двадцати человек устанавливается и резервируется минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере не менее трех процентов от численности работников.

На предприятия, учреждения и организации за неисполнение решений органов государственной власти на местах по созданию минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов налагается штраф за каждое несозданное рабочее место в размере среднегодовой заработной платы работника этого предприятия, учреждения и организации.

Наряду с установлением гарантий реализации инвалидами права на труд, их социальной защиты, государством установлен ряд льгот для налогоплательщиков (юридических лиц), которые активно используют труд инвалидов, обеспечивая их занятость. В основном такие льготы предусмотрены в налоговом законодательстве применительно к хозяйствующим субъектам, в штатной численности которых более 50% работников занимают инвалиды.

Из материалов дела усматривается, что Департаментом по борьбе с правонарушениями в налоговой и валютной сфере, а также легализацией доходов от преступной деятельности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан произведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ДП за период с 2008 г. по 2011 г. По результатам проверки ГНИ района вынесено решение N 01/732 от 28 сентября 2011 г. о доначислении по налогам и платежам в бюджет 72 671 860 сум. с уменьшением на 12 904 790 сум., в том числе по налогу на прибыль, за пользование водными ресурсами, на имущество, по земельному налогу, по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, по НДС и ЕНП. Также согласно статье 120 Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее - НК РУз) начислена пеня из расчета 0,05% за каждый день просрочки задолженности, что составило 90 204 660 сум. Основанием для доначисления сумм налогов и начисления пени послужил довод ГНИ о том, что ДП, искажая действительные данные, в проверяемый период представляло отчеты в налоговый орган и уплачивало налоги с учетом льгот, предоставляемых предприятиям, в численности которых трудятся более 50% инвалидов, хотя в действительности инвалиды формально числились в штате предприятия и привлекались лишь к сезонным работам. Привлечение их к труду носило временный характер и должно было оформляться на основании гражданско-правовых договоров.

В доказательство доводов о том, что решение ГНИ противоречит требованиям законодательства, в том числе нормам, предоставляющим льготы для предприятий, использующих труд инвалидов, истцом представлена справка Управления статистики города и письмо БОСВ "Чернобыль", подтверждающие, что в период с 2008 по 2011 годы среднегодовая численность инвалидов, работающих в ДП, составила более 50% от общей численности работающих на предприятии. Кроме этого, данный факт также подтвержден представленными истцом трудовыми договорами, заключенными на неопределенный срок с инвалидами - чернобыльцами.

Согласно части первой статьи 55 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт. Однако ГНИ в подтверждение своих доводов о том, что инвалиды привлекались к труду не систематически, их работа носила сезонный характер и правоотношения с предприятием должны были регулироваться не трудовым, а гражданским законодательством, не представило весомых доказательств, подтверждающих законность своего решения.

Согласно решению ГНИ доначисленная сумма включает в себя задолженность по налогу на прибыль (ст. 158 НК РУз), за пользование водными ресурсам (ст. 261 НК РУз), на имущество (ст. 269 НК РУз), по земельному налогу (ст. 282 НК РУз), по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (ст. 298 НК РУз), по НДС (ст. 208 НК РУз) и ЕНП.

Согласно ст. 158 Налогового кодекса предусмотрено, что от уплаты налога на прибыль юридических лиц освобождаются юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов.

Согласно пункту 22 части первой ст. 208 НК РУз освобождается от налога на добавленную стоимость оборот по реализации товаров (работ, услуг), за исключением оборотов по реализации от осуществления посреднической, торговой, заготовительной, снабженческо-сбытовой деятельности юридическими лицами, находящимися в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов.

Согласно пункту 1 части первой статьи 261 НК РУз от налога за пользование водными ресурсами освобождаются предприятия, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов.

Согласно пункту 3 части второй статьи 269 НК РУз от налога на имущество юридических лиц освобождаются юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов.

Согласно пункту 2 части первой статьи 282 НК РУз юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью.

Согласно статье 298 НК РУз от уплаты налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры освобождаются юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов.

Таким образом, необходимым условием применения льгот, предусмотренных вышеназванными статьями НК РУз, является наличие не менее 50% инвалидов в общей численности юридического лица. Факт того, что не менее 50% штата работников ДП составляют инвалиды-чернобыльцы доказан представленными истцом доказательствами. Вместе с тем ответчиком - ГНИ обязанность по доказыванию законности своего решения и приведенных в отзыве доводов не исполнена.

Согласно пункту 2 Указа Президента РУз от 24.08.2011г. N 4354 "О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства" во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными органами управления всех уровней, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками действует принцип приоритета прав предпринимателей, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности нормативно-правовых актов толкуются в пользу предпринимателей.

Согласно статье 11 Гражданского кодекса защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа самоуправления граждан.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса акт государственного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Исходя из вышеперечисленного решение ГНИ района признано недействительным.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 5






Время: 0.0056
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск