ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По налоговым вопросам /По спору о применении финансовой санкции за использование не сертифицированных контрольно-кассовых машин
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Непроведение осмотра Агентством "Узстандарт" и неполучение сертификата не означает, что контрольно-кассовые машины не соответствуют техническим требованиям
СУТЬ ДЕЛА
В соответствии с разрешительным письмом областного отдела Главного управления по контролю деятельности рынков и торговых комплексов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 8 мая 2012 года N 87 и приказом Государственной налоговой инспекции района от 10 мая 2012 года N 249-хс проведена внеплановая проверка в частной фирме на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, соблюдения указов Президента Республики Узбекистан и постановлений Кабинета Министров, по итогам которой составлен соответствующий акт.
В акте, составленном по итогам проведенной внеплановой проверки, указано, что контрольно-кассовые машины, используемые в двух торговых сетях при частной фирме, не прошли осмотр Агентства "Узстандарт" и не получены соответствующие сертификаты.
Документы, на основании которых была проведена проверка Государственной налоговой инспекцией района, а также все документы, принятые по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, были вручены частной фирме.
По итогам рассмотрения документов проверки Государственной налоговой инспекцией района принято постановление об устранении налогового правонарушения и в отношении частной фирмы в соответствии с частью третьей статьи 119 Налогового кодекса Республики Узбекистан начислена финансовая санкция в стократном размере минимальной заработной платы, которая на момент установления правонарушения составляла 5720000 сум.
Ввиду непогашения частной фирмой суммы финансовой санкции в добровольном порядке истец - Государственная налоговая инспекция в соответствии с частью первой статьи 119 Налогового кодекса Республики Узбекистан обратилась в хозяйственный суд с заявлением о применении в отношении ответчика - частной фирмы финансовой санкции в размере 5720000 сум.
ДОВОДЫ ИСТЦА
Контрольно-кассовые машины, используемые в двух торговых сетях при частной фирме, не прошли осмотр Агентства "Узстандарт" и не получены соответствующие сертификаты. Данный случай оценивался, как использование частной фирмой контрольно-кассовых машин, не соответствующих техническим требованиям, и считалось, что в соответствии с частью третьей статьи 119 Налогового кодекса Республики Узбекистан необходимо применить финансовую санкцию в стократном размере минимальной заработной платы.
ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА
По доводам Государственной налоговой инспекции района о том, что контрольно-кассовые машины, используемые в двух торговых сетях при частной фирме, не прошли осмотр Агентства "Узстандарт" и не получены соответствующие сертификаты, возражений не имеется. Однако сообщено, что оценка данного случая, как использование контрольно-кассовых машин, не соответствующих техническим требованиям, и применение финансовой санкции в соответствии с частью третьей статьи 119 Налогового кодекса Республики Узбекистан считается неправильным.
РЕШЕНИЕ СУДА
Суд первой инстанции, несмотря на то, что выявленные в ходе проверки случаи нашли свое подтверждение показаниями представителей сторон, актами и другими документами проверки, отказал в удовлетворении исковых требований Государственной налоговой инспекции района, так как Государственной налоговой инспекцией района неправильно истолкованы нормы Налогового кодекса Республики Узбекистан.
КОММЕНТАРИЙ К РЕШЕНИЮ СУДА
При определении сути спора данного дела, рассмотренного хозяйственным судом, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" от 14 июня 2005 года N УП-3619 и постановлением совместного Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан "О вопросах применения законодательства Республики Узбекистан, направленного на совершенствование правовой защиты субъектов предпринимательства и либерализацию их финансовой ответственности" от 22 декабря 2006 года N12/149 финансовые санкции в отношении субъектов предпринимательства применяются только в судебном порядке.
Для применения финансовой санкции, согласно части третьей статьи 119 Налогового кодекса Республики Узбекистан, суд прежде всего должен установить соответствует ли контрольно-кассовая машина, используемая субъектом предпринимательства, техническим требованиям, испорчена ли программа обслуживания фискальной памяти контрольно-кассовой машины, а также имеется ли случай отказа приема оплаты через пластиковые карточки. Несоответствие контрольно-кассовой машины техническим требованиям и факт порчи программы обслуживания фискальной памяти контрольно-кассовой машины определяется на основании заключения специалиста, имеющего специальные знания.
Нельзя согласиться с доводами Государственной налоговой инспекции района о том, что непроведение Агентством "Узстандарт" обязательной сертификации в установленном порядке контрольно-кассовых машин, принадлежащих частной фирме, является основанием для привлечения фирмы к ответственности в соответствии с частью третьей статьи 119 Налогового кодекса Республики Узбекистан, потому что непрохождение осмотра контрольно-кассовой машины в Агентстве "Узстандарт" и отсутствие сертификата не означает, что она не соответствует техническим требованиям. В Налоговом кодексе Республики Узбекистан не предусмотрена ответственность за неполучение сертификата на контрольно-кассовую машину.
Между тем согласно части первой статьи 108 Налогового кодекса Республики Узбекистан никто не может быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
Данное дело, рассмотренное в хозяйственном суде, и нормы вышеуказанных актов законодательства дают возможность сделать заключение о том, что допускается привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение только при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
Исходя из вышеизложенного хозяйственный суд отказал в удовлетворении исковых требований контролирующего органа.
"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",
2013 г., N 3