ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /

По спору о признании акта проверки недействительным

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                      

Инкассовые поручения, выставленные на счет в банке субъекта предпринимательства, не могут быть признаны судом не подлежащими исполнению, если решение органа налоговой службы не отменено вышестоящим органом налоговой службы или не признано судом недействительным



СУТЬ ДЕЛА


Государственным налоговым управлением (далее - ГНУ) проведена проверка деятельности совместного предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) по вопросу исчисления и уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей за период 2008-2011 гг., о чем составлен акт. На основании акта по результатам проверки начальником ГНУ вынесено решение о доначислении налогов и других обязательных платежей на сумму 9924121,58 сум и на банковский счет ООО выставлены соответствующие инкассовые поручения.

Не согласившись с результатами проверки и с выставлением инкассовых поручений, ООО обратилось в хозяйственный суд с заявлением о признании акта проверки недействительным, а инкассовые поручения - не подлежащими исполнению.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


Проверка произведена с нарушением установленных правил. В частности, проверяющими в установленном порядке не заполнена Книга регистрации проверок, проверка проведена сверх срока, установленного приказом начальника ГНУ. Кроме того, в ходе проверки ООО доначислены налог на прибыль и акцизный налог. ООО имеет льготы по уплате акцизного налога, однако проверяющими этот факт не принят во внимание и на доначисленную сумму еще начислены пени. В связи с этим акт проверки является незаконным и инкассовые поручения, выставленные по результатам проверки, не подлежат исполнению.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Деятельность ООО проверена за предшествующие проверке 5 лет. Проверка проведена в установленном законодательством порядке, а суммы налога на прибыль и акцизного налога доначислены за тот период, когда ООО еще не являлось субъектом льгот. Налоговым кодексом предусмотрено начисление пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, в связи с чем и начислено пени за несвоевременную уплату доначисленных сумм. Заявление ООО необоснованно и подлежит отказу в удовлетворении.



РЕШЕНИЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ


В части требования о признании акта проверки недействительным производство прекратить. В удовлетворении требования о признании инкассовых поручений не подлежащими исполнению отказать.

Постановление суда апелляционной инстанции

Решение суда первой инстанции оставить без изменения.



КОММЕНТАРИЙ


Рассматриваемый спор возник из-за административно-правовых отношений между органом налоговой службы и субъектом предпринимательства по поводу порядка проведения и результатов плановой проверки, произведенной в ООО на предмет соблюдения налогового законодательства.

Вопросы проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства регулируются рядом нормативно-правовых актов, в частности, Налоговым кодексом Республики Узбекистан (НК РУз), Законом РУз "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов", Законом РУз "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", новая редакция которого принята 02.05.2012 г., "Положением о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства - юридических лиц, проводимых контролирующими органами", утвержденным Решением РСКДКО и зарегистрированным МЮ РУз 06.05.2006 г. за N 1573 и другими.

В соответствии со статьей 101 НК РУз акт налоговой проверки составляется по результатам проверки и является документом, фиксирующим сведения о проведении проверки (проверяющих должностных лицах, проверяемом объекте, документах, представленных в ходе проверки, подробное описание правонарушения, выводы и заключения), который в совокупности с прилагаемыми документами представляет собой материал проверки. Исходя из смысла статей 102 и 103 НК РУз, материалы проверки рассматриваются руководителем или заместителем руководителя органа налоговой службы и на его основании не позднее 5 дней со дня рассмотрения материалов принимается решение о начислении налогов, других обязательных платежей и пени или отказе в этом, а также о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказе в этом.

Таким образом, акт налоговой проверки сам по себе не влечет никаких правовых последствий для проверяемых субъектов предпринимательства, а является лишь основанием для принятия юридически значимого документа - решения органа налоговой службы, порождающего права и возлагающего обязанности на субъект предпринимательства.

Согласно пункту 9 статьи 24 Хозяйственного процессуального кодекса РУз хозяйственный суд разрешает споры о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан. То есть согласно данной норме оспорены в суде могут быть лишь акты, которые непосредственно нарушают права и интересы организаций и граждан. В данном же случае ООО обратилось в суд с требованием о признании недействительным акта проверки, который непосредственно не повлек за собой правовых последствий для субъекта предпринимательства.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24 ХПК РУз хозяйственные суды рассматривают споры о признании не подлежащими исполнению исполнительных или иных документов, по которым взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке.

В рассматриваемом случае орган налоговой службы на основании решения начальника ГНУ выставил на счет ООО в банке инкассовые поручения на взыскание сумм доначисленных налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с пунктом 40 Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан, утвержденного постановлением правления Центрального банка от 12.01.2002 г. N 60 (N 1/4) и зарегистрированного в Министерстве юстиции РУз 15.04.2002 г. за N 1122 инкассовое поручение представляет собой поручение получателя средств банку списать средства со счета плательщика в бесспорном порядке.

Пункт 41 этого же нормативного акта устанавливает, что "инкассовые поручения могут выставлять: а) органы государственной налоговой службы: при взыскании налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет; ..." .

В соответствии со статьей 62 НК РУз к мерам принудительного взыскания налоговой задолженности относится, в том числе бесспорное взыскание налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика.

Таким образом, орган налоговой службы вправе выставлять на счета субъектов предпринимательства в банках инкассовые поручения на списание налоговых и других обязательных платежей в бюджет, в том числе доначисленных, по результатам проверки, в бесспорном порядке.

Часть пятая статьи 62 НК РУз гарантирует, что меры принудительного взыскания сумм налоговой задолженности, доначисленных по результатам налоговой проверки, приостанавливаются на период обжалования ее результатов налогоплательщиком в соответствии с главой 18 НК РУз, которая подробно регламентирует вопросы обжалования решений органов государственной налоговой службы, действий и бездействия их должностных лиц. Согласно статье 122 НК РУз "каждый налогоплательщик имеет право обратиться для обжалования решений органов государственной налоговой службы, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий орган (к вышестоящему должностному лицу) государственной налоговой службы или в суд".

Из всего вышеизложенного следует, что инкассовые поручения выставлены органом налоговой службы на основании решения начальника ГНУ. Однако решение ООО не обжаловано в вышестоящий орган и не оспорено в суде. То есть основание выставленных инкассовых поручений не отменено, не признано недействительным и находится в силе. В связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о признании инкассовых поручений не подлежащими исполнению.

Исходя из этого суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 10
















Время: 0.0061
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск