ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /По спору о применении финансовых санкций за нарушение требований рекламного законодательства
При рассмотрении дел о применении мер правового воздействия применяются положения законодательства, предусматривающие, что акты законодательства, устраняющие ответственность за правонарушение, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов
СУТЬ СПОРА
В результате проведенного работниками территориального управления Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (далее - антимонопольный орган) мониторинга на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами требований Закона Республики Узбекистан "О рекламе" было установлено, что на входной и торцевой части здания торгового комплекса, принадлежащего частному производственно-коммерческому предприятию (далее - ЧПКП), была установлена внешняя реклама следующего содержания: "Шашлык" и "Мороженое", с изображением рекламируемой продукции. Однако на установку данной внешней рекламы ЧПКП не было получено разрешение Комиссии областного хокимията по рекламно-информационной деятельности.
По результатам проверки составлен акт, на основании которого антимонопольным органом вынесено решение о нарушении ЧПКП требований ст. 20 Закона "О рекламе" и Порядка размещения внешней рекламы, утвержденного решением хокима области, и об уплате в добровольном порядке суммы штрафа в размере тридцатикратного размера минимальной заработной платы, что составляет 2387700 сум, о чем ЧПКП выдано предписание.
Однако указанная в решении и предписании антимонопольного органа сумма штрафа не была уплачена в добровольном порядке, в связи с чем территориальное управление Госкомконкуренции обратилось в суд с заявлением о взыскании с ЧПКП штрафа в размере 2387700 сум.
ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ
(АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА)
Согласно ст. 20 Закона "О рекламе" к внешней рекламе относится реклама, размещаемая на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, на зданиях, сооружениях, обочинах дорог и опорах уличного освещения и т.п. Порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.
Решением хокима области утвержден Порядок размещения внешней рекламы, в соответствии с которым к средствам информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения относятся вывески на предприятиях и других организациях, на которых размещается информация о наименовании, форме собственности, ведомственной принадлежности и профиле их деятельности, указание в них перечня выпускаемой продукции или реализуемого товара (оказываемых услуг), эмблемы и товарные знаки предприятий и фирм (включая эмблемы фирм и товарные знаки реализуемых товаров, используемого оборудования, сырья и материалов) относятся к средствам рекламы. Если средства информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения размещены непосредственно над зданием, занимаемым предприятием, или прилегающей и относящейся к предприятию территории, то для их установки получение разрешительных документов Комиссии областного хокимията по рекламно-информационной деятельности не требуется. В данном случае ЧПКП установлено не средство информационного оформления предприятий, а внешняя реклама, которая размещена на фасаде здания торгового комплекса (на входной и торцевой части), в связи с чем ЧПКП должно было получить разрешительные документы на установку внешней рекламы.
За несоблюдение порядка размещения внешней рекламы в ст. 29 Закона "О рекламе" предусмотрено применение к рекламодателям, производителям и распространителям рекламы - юридическим лицам штрафа в размере от тридцати - до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы.
ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА (ЧПКП)
На щитах, установленных на фасаде здания торгового комплекса, размещены фото выпускаемой продукции (шашлык, мороженое), что, согласно Порядку размещения внешней рекламы, не относится к средствам рекламы и получение разрешительных документов в Комиссии не требуется.
В настоящее время эти щиты удалены и тем самым устранены причины, послужившие основанием для предъявления антимонопольным органом требований о применении и взыскании финансовой санкции.
РЕШЕНИЕ СУДА
В удовлетворении требований антимонопольного органа отказать.
КОММЕНТАРИЙ
Согласно ст. 4 Закона Республики Узбекистан "О рекламе" (далее - Закон) под "рекламой" понимается специальная информация, распространяемая в соответствии с законодательством в любой форме, с помощью любых средств, о юридическом или физическом лице, продукции, в том числе о товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода).
В соответствии с частью первой ст. 20 Закона к внешней рекламе относится реклама, размещаемая на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, на зданиях, сооружениях, обочинах дорог и опорах уличного освещения и т.п.
Часть вторая данной статьи Закона предусматривает, что порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.
Решением хокима области утвержден Порядок размещения внешней рекламы (далее - Порядок), который регулирует правовые отношения, возникающие в процессе размещения внешней рекламы на территории области.
Согласно названному Порядку к объектам средств внешней рекламы относятся рекламные щиты, стенды, транспаранты-перетяжки и иные средства стабильного территориального размещения, расположенные на земле, на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, а также остановках общественного транспорта, кабинах таксофонов, пешеходных ограждениях и других объектах городской инфраструктуры на территории области исключительно для распространения рекламы и коммерческой информации в целях прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода).
Указанный Порядок также предусматривает, что размещать и эксплуатировать средства внешней рекламы имеет право любое юридическое и физическое лицо (далее - Распространитель), получившие в Комиссии областного хокимията по рекламно-информационной деятельности (далее - Комиссия) в соответствии с настоящим Порядком паспорт рекламного места и свидетельство о выдаче разрешения на право размещения рекламы.
Как следует из решения суда, на фасаде (на входной и торцевой части) здания торгового комплекса была установлена внешняя реклама следующего содержания: "Шашлык" и "Мороженое", с изображением рекламируемой продукции.
Нормы Порядка предусматривают, что установка различного типа носителей рекламных сообщений и размещение на них рекламы без наличия разрешительного свидетельства Комиссии считается самовольно установленной и несанкционированной рекламой, а по отношению к юридическим и физическим лицам, размещающим несанкционированную рекламу, применяются меры в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О рекламе".
В связи с тем, что рекламные щиты установлены на фасаде здания, а разрешительные документы в Комиссии не получены, антимонопольный орган обратился в суд с заявлением о применении и взыскании с ЧПКП штрафа в размере тридцатикратного размера минимальной заработной платы.
Часть вторая ст. 29 Закона (в редакции, действовавшей на день выявления нарушения и вынесения антимонопольным органом решения) предусматривала, что за несоблюдение порядка размещения внешней рекламы к рекламодателям, производителям и распространителям рекламы - юридическим лицам применяется штраф в размере от тридцати - до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы.
Законом Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года N ЗРУ-355 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" статья 29 Закона "О рекламе" изложена в следующей редакции:
"Лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе, несут ответственность в установленном порядке.
Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, представляемой для производства рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине производителя рекламы или распространителя рекламы.
Производитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части производства рекламы.
Распространитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств распространения рекламы.
За недостоверную рекламу, отказ от контррекламы, рекламу продукции, реклама которой запрещена законодательством, несвоевременное исполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, несоблюдение порядка размещения внешней рекламы, непредставление уполномоченному государственному органу в установленный срок документов и материалов рекламной информации или представление заведомо недостоверных сведений должностные лица рекламодателей, производителей и распространителей рекламы - юридических лиц, рекламодатели, производители и распространители рекламы - физические лица привлекаются к административной ответственности.
Применение административного взыскания не освобождает рекламодателей, производителей и распространителей рекламы от обязанности исполнить решение или предписание уполномоченного государственного органа или совершить иные действия, предусмотренные законодательством о рекламе".
Из изложенного следует, что названным Законом устранена ответственность рекламодателей - юридических лиц.
Согласно части третьей ст. 3 Налогового кодекса Республики Узбекистан акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу.
Часть третья ст. 9 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности также предусматривает, что акты, смягчающие или устраняющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.
Принимая во внимание, что спор возник в экономической сфере из административных правоотношений, суд, применив по аналогии положения ст. 3 Налогового кодекса Республики Узбекистан и ст. 9 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, отказал в удовлетворении требований антимонопольного органа о применении к ЧПКП финансовой санкции.
"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",
2013 г., N 11