ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /

По спору о применении финансовых санкций за нарушение требований рекламного законодательства

Функцияни амалга оширишнинг имкони йўқ

Мазкур функциядан фақат мижозлар (фойдаланувчилар) фойдаланишлари мумкин

Ҳужжатнинг тўлиқ матни пуллик версияда мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

                                   

При рассмотрении дел о применении мер правового воздействия применяются положения законодательства, предусматривающие, что акты законодательства, устраняющие ответственность за правонарушение, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов



СУТЬ СПОРА


В результате проведенного работниками территориального управления Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (далее - антимонопольный орган) мониторинга на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами требований Закона Республики Узбекистан "О рекламе" было установлено, что на входной и торцевой части здания торгового комплекса, принадлежащего частному производственно-коммерческому предприятию (далее - ЧПКП), была установлена внешняя реклама следующего содержания: "Шашлык" и "Мороженое", с изображением рекламируемой продукции. Однако на установку данной внешней рекламы ЧПКП не было получено разрешение Комиссии областного хокимията по рекламно-информационной деятельности.

По результатам проверки составлен акт, на основании которого антимонопольным органом вынесено решение о нарушении ЧПКП требований ст. 20 Закона "О рекламе" и Порядка размещения внешней рекламы, утвержденного решением хокима области, и об уплате в добровольном порядке суммы штрафа в размере тридцатикратного размера минимальной заработной платы, что составляет 2387700 сум, о чем ЧПКП выдано предписание.

Однако указанная в решении и предписании антимонопольного органа сумма штрафа не была уплачена в добровольном порядке, в связи с чем территориальное управление Госкомконкуренции обратилось в суд с заявлением о взыскании с ЧПКП штрафа в размере 2387700 сум.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ

(АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА)


Согласно ст. 20 Закона "О рекламе" к внешней рекламе относится реклама, размещаемая на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, на зданиях, сооружениях, обочинах дорог и опорах уличного освещения и т.п. Порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.

Решением хокима области утвержден Порядок размещения внешней рекламы, в соответствии с которым к средствам информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения относятся вывески на предприятиях и других организациях, на которых размещается информация о наименовании, форме собственности, ведомственной принадлежности и профиле их деятельности, указание в них перечня выпускаемой продукции или реализуемого товара (оказываемых услуг), эмблемы и товарные знаки предприятий и фирм (включая эмблемы фирм и товарные знаки реализуемых товаров, используемого оборудования, сырья и материалов) относятся к средствам рекламы. Если средства информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения размещены непосредственно над зданием, занимаемым предприятием, или прилегающей и относящейся к предприятию территории, то для их установки получение разрешительных документов Комиссии областного хокимията по рекламно-информационной деятельности не требуется. В данном случае ЧПКП установлено не средство информационного оформления предприятий, а внешняя реклама, которая размещена на фасаде здания торгового комплекса (на входной и торцевой части), в связи с чем ЧПКП должно было получить разрешительные документы на установку внешней рекламы.

За несоблюдение порядка размещения внешней рекламы в ст. 29 Закона "О рекламе" предусмотрено применение к рекламодателям, производителям и распространителям рекламы - юридическим лицам штрафа в размере от тридцати - до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА (ЧПКП)


На щитах, установленных на фасаде здания торгового комплекса, размещены фото выпускаемой продукции (шашлык, мороженое), что, согласно Порядку размещения внешней рекламы, не относится к средствам рекламы и получение разрешительных документов в Комиссии не требуется.

В настоящее время эти щиты удалены и тем самым устранены причины, послужившие основанием для предъявления антимонопольным органом требований о применении и взыскании финансовой санкции.



РЕШЕНИЕ СУДА


В удовлетворении требований антимонопольного органа отказать.



КОММЕНТАРИЙ


Согласно ст. 4 Закона Республики Узбекистан "О рекламе" (далее - Закон) под "рекламой" понимается специальная информация, распространяемая в соответствии с законодательством в любой форме, с помощью любых средств, о юридическом или физическом лице, продукции, в том числе о товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода).

В соответствии с частью первой ст. 20 Закона к внешней рекламе относится реклама, размещаемая на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, на зданиях, сооружениях, обочинах дорог и опорах уличного освещения и т.п.

Часть вторая данной статьи Закона предусматривает, что порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.

Решением хокима области утвержден Порядок размещения внешней рекламы (далее - Порядок), который регулирует правовые отношения, возникающие в процессе размещения внешней рекламы на территории области.

Согласно названному Порядку к объектам средств внешней рекламы относятся рекламные щиты, стенды, транспаранты-перетяжки и иные средства стабильного территориального размещения, расположенные на земле, на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, а также остановках общественного транспорта, кабинах таксофонов, пешеходных ограждениях и других объектах городской инфраструктуры на территории области исключительно для распространения рекламы и коммерческой информации в целях прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода).

Указанный Порядок также предусматривает, что размещать и эксплуатировать средства внешней рекламы имеет право любое юридическое и физическое лицо (далее - Распространитель), получившие в Комиссии областного хокимията по рекламно-информационной деятельности (далее - Комиссия) в соответствии с настоящим Порядком паспорт рекламного места и свидетельство о выдаче разрешения на право размещения рекламы.

Как следует из решения суда, на фасаде (на входной и торцевой части) здания торгового комплекса была установлена внешняя реклама следующего содержания: "Шашлык" и "Мороженое", с изображением рекламируемой продукции.

Нормы Порядка предусматривают, что установка различного типа носителей рекламных сообщений и размещение на них рекламы без наличия разрешительного свидетельства Комиссии считается самовольно установленной и несанкционированной рекламой, а по отношению к юридическим и физическим лицам, размещающим несанкционированную рекламу, применяются меры в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О рекламе".

В связи с тем, что рекламные щиты установлены на фасаде здания, а разрешительные документы в Комиссии не получены, антимонопольный орган обратился в суд с заявлением о применении и взыскании с ЧПКП штрафа в размере тридцатикратного размера минимальной заработной платы.

Часть вторая ст. 29 Закона (в редакции, действовавшей на день выявления нарушения и вынесения антимонопольным органом решения) предусматривала, что за несоблюдение порядка размещения внешней рекламы к рекламодателям, производителям и распространителям рекламы - юридическим лицам применяется штраф в размере от тридцати - до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы.

Законом Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года N ЗРУ-355 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" статья 29 Закона "О рекламе" изложена в следующей редакции:

"Лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе, несут ответственность в установленном порядке.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, представляемой для производства рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине производителя рекламы или распространителя рекламы.

Производитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части производства рекламы.

Распространитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств распространения рекламы.

За недостоверную рекламу, отказ от контррекламы, рекламу продукции, реклама которой запрещена законодательством, несвоевременное исполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, несоблюдение порядка размещения внешней рекламы, непредставление уполномоченному государственному органу в установленный срок документов и материалов рекламной информации или представление заведомо недостоверных сведений должностные лица рекламодателей, производителей и распространителей рекламы - юридических лиц, рекламодатели, производители и распространители рекламы - физические лица привлекаются к административной ответственности.

Применение административного взыскания не освобождает рекламодателей, производителей и распространителей рекламы от обязанности исполнить решение или предписание уполномоченного государственного органа или совершить иные действия, предусмотренные законодательством о рекламе".

Из изложенного следует, что названным Законом устранена ответственность рекламодателей - юридических лиц.

Согласно части третьей ст. 3 Налогового кодекса Республики Узбекистан акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу.

Часть третья ст. 9 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности также предусматривает, что акты, смягчающие или устраняющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

Принимая во внимание, что спор возник в экономической сфере из административных правоотношений, суд, применив по аналогии положения ст. 3 Налогового кодекса Республики Узбекистан и ст. 9 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, отказал в удовлетворении требований антимонопольного органа о применении к ЧПКП финансовой санкции.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 11



















Время: 0.0064
АВда рўйхатга олинган рақами бўйича қатъий мувофиқлик
  • Барчаси
  • амалдаги
  • кучини йўқотган
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • исталган сана
  • аниқ сана
  • давр
  • -

Қидирувни пастга тушириш