ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /

По спору о применении финансовых санкций за несоблюдение порядка размещения внешней рекламы

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                    

Рекламные щиты, стенды, транспаранты-растяжки и иные средства стабильного территориального размещения, расположенные на земле, на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, а также остановках общественного транспорта, кабинах таксофонов, пешеходных ограждениях и других объектах городской инфраструктуры на территории г. Ташкента исключительно для распространения рекламы и коммерческой информации в целях прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода) относятся к объектам средств внешней рекламы



СУТЬ СПОРА


В результате проведенного работниками городского управления Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции* (далее - антимонопольный орган) мониторинга на предмет соблюдения требований Закона Республики Узбекистан "О рекламе" было установлено, что на входной и боковой части здания кафе, принадлежащем Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) была установлена внешняя реклама следующего содержания "Мумтоз" жужалар" и "Мы в цыплятах знаем толк". Однако на установку данной внешней рекламы ООО не было получено разрешение Комиссии хокимията г. Ташкента по рекламно-информационной деятельности.

По результатам проверки составлен акт, на основании которого антимонопольным органом вынесено решение о нарушении ООО требований ст. 20 Закона "О рекламе" и Порядка размещения внешней рекламы, утвержденного решением хокима г. Ташкента от 26.12.2007 г. N 1148, и об уплате в добровольном порядке суммы штрафа в размере тридцатикратного размера минимальной заработной платы, что составляет 1 716000 сум, о чем ООО выдано предписание.

Однако указанная в решении и предписании антимонопольного органа сумма штрафа не была уплачена в добровольном порядке, в связи с чем областное управление Госкомдемонополизации обратилось в суд с заявлением о применении к ООО и взыскании штрафа в размере 1 716000 сум.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ

(АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА)


Согласно ст. 20 Закона "О рекламе" к внешней рекламе относится реклама, размещаемая на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, на зданиях, сооружениях, обочинах дорог и опорах уличного освещения и т.п. Порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.

Решением хокима г. Ташкента от 26.12.2007 г. N 1148 утвержден Порядок размещения внешней рекламы, в соответствии с пунктами 3.6.1 и 3.6.2 которого к средствам информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения относятся вывески на предприятиях и других организациях, на которых размещается информация о наименовании, форме собственности, ведомственной принадлежности и профиле их деятельности, указание в них перечня выпускаемой продукции или реализуемого товара (оказываемых услуг), эмблемы и товарные знаки предприятий и фирм (включая эмблемы фирм и товарные знаки реализуемых товаров, используемого оборудования, сырья и материалов) относятся к средствам рекламы. Если средства информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения размещены непосредственно над зданием, занимаемым предприятием, или прилегающей и относящейся к предприятию территории, то для их установки получение разрешительных документов Комиссии хокимията г. Ташкента по рекламно-информационной деятельности не требуется. В данном случае ООО установлены не средства информационного оформления предприятия, а внешняя реклама, которая размещена на фасаде здания кафе (на входной и боковой части), в связи с чем ООО должно было получить разрешительные документы на установку внешней рекламы.

За несоблюдение порядка размещения внешней рекламы в ст. 29 Закона "О рекламе" предусмотрено применение к рекламодателям, производителям и распространителям рекламы - юридическим лицам штрафа в размере от тридцати- до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА (ООО)


На щитах, установленных на фасаде здания кафе, размещены щиты (плакаты) с фото выпускаемой продукции (цыплята - табака), что, согласно Порядку размещения внешней рекламы, не относится к средствам рекламы и получение разрешительных документов в Комиссии не требуется.

Согласно ст. 20 Закона "О рекламе" информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда), или с его продукцией в витрине здания, в котором это лицо занимает помещение, не является рекламой и не нуждается в получении разрешения органов государственной власти на местах.

Пункт 3.6.7 Порядка размещения внешней рекламы также предусматривает, что средства информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения не являются рекламой и не нуждаются в получении разрешительных документов Комиссии.



РЕШЕНИЕ СУДА


Требования Антимонопольного органа удовлетворить частично. Применить к ООО и взыскать штраф в размере тридцатикратного размера минимальной заработной платы, что составляет 1 492 050 сум. В удовлетворении остальной части требований отказать.



КОММЕНТАРИЙ


Согласно ст. 4 Закона Республики Узбекистан "О рекламе" (далее - Закон) под "рекламой" понимается специальная информация, распространяемая в соответствии с законодательством в любой форме, с помощью любых средств, о юридическом или физическом лице, продукции, в том числе о товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода).

В соответствии с частью первой ст. 20 Закона к внешней рекламе относится реклама, размещаемая на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, на зданиях, сооружениях, обочинах дорог и опорах уличного освещения и т.п.

Часть вторая данной статьи Закона предусматривает, что порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.

Решением хокима г. Ташкента от 26.12.2007 г. N 1148 утвержден Порядок размещения внешней рекламы (далее - Порядок), который регулирует правовые отношения, возникающие в процессе размещения внешней рекламы на территории г. Ташкента.

Согласно пункту 3.1 Порядка к объектам средств внешней рекламы относятся рекламные щиты, стенды, транспаранты-растяжки и иные средства стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), расположенные на земле, на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, а также остановках общественного транспорта, кабинах таксофонов, пешеходных ограждениях и других объектах городской инфраструктуры на территории г. Ташкента исключительно для распространения рекламы и коммерческой информации в целях прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода).

Пункт 1.3 Порядка предусматривает, что размещать и эксплуатировать средства внешней рекламы в г. Ташкенте имеет право любое юридическое и физическое лицо (далее - Распространитель), получившие в Комиссии хокимията г. Ташкента по рекламно-информационной деятельности (далее - Комиссия) в соответствии с настоящим Порядком паспорт рекламного места и свидетельство о выдаче разрешения на право размещения рекламы.

Как следует из решения суда, на фасаде (на входной и боковой части) здания кафе была установлена внешняя реклама следующего содержания "Мумтоз" жужалар" и "Мы в цыплятах знаем толк".

В соответствии с п.п. 3.1.1 - 3.2.10 Порядка заявитель, желающий получить рекламное место и установить рекламную конструкцию, должен обратиться в рабочий орган Комиссии с соответствующим заявлением и приложением необходимых документов, заключить договор о подготовке и согласовании технического документа - паспорта рекламного места, произвести оплату по данному договору, получить в установленном порядке в Комиссии вместе с паспортом рекламного места Свидетельство о разрешении на ведение монтажных работ, установить техническое средство внешней рекламы, произвести оплату за размещение внешней рекламы в установленном порядке и размере.

Пункты 11.1 и 11.2 Порядка предусматривают, что установка различного типа носителей рекламных сообщений и размещение на них рекламы без наличия разрешительного свидетельства Комиссии считается самовольно установленной и несанкционированной рекламой, а по отношению к юридическим и физическим лицам, размещающим несанкционированную рекламу, применяются меры в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О рекламе".

Согласно части второй ст. 29 Закона за несоблюдение порядка размещения внешней рекламы к рекламодателям, производителям и распространителям рекламы - юридическим лицам применяется штраф в размере от тридцати - до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы.

В связи с тем, что рекламные щиты установлены на фасаде здания, а разрешительные документы в Комиссии не получены, антимонопольный орган обратился в суд с заявлением о применении и взыскании с ООО штрафа в размере тридцатикратного размера минимальной заработной платы, что на дату обращения в суд составляет 1 716000 сум.

Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан в п. 5 постановления от 18.06.2010 г. N 210 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан" разъяснил, что при применении финансовой санкции, исчисляемой минимальным размером заработной платы, финансовая санкция применяется, исходя из минимального размера заработной платы, установленного на день обнаружения правонарушения.

Основываясь на данном разъяснении Пленума и учитывая, что на день выявления факта нарушения требований Закона минимальный размер заработной платы составлял 49 735 сум, суд применил к ООО и взыскал штраф в сумме 1 492 050 сум.

Доводы ответчика о том, что "на щитах, установленных на фасаде здания кафе размещены щиты (плакаты) с фото выпускаемой продукции (цыплята - табака), и они не относятся к средствам рекламы и получение разрешительных документов в Комиссии не требуется" суд не принял и в обоснование в решении указал, что согласно ст. 20 Закона "О рекламе" информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда), или с его продукцией в витрине здания, в котором это лицо занимает помещение, не является рекламой и не нуждается в получении разрешения органов государственной власти на местах. В данном случае ООО разместило не информацию (вывеску) о ООО, а разместил щиты (плакаты) с фото выпускаемой продукции, что согласно пункту 3.6.1 Порядка относится к средствам рекламы.



*) Ныне Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Указ Президента Республики Узбекистан от 13.11.2012 г. N УП-4483).



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 9











Время: 0.0051
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск