Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Положение о Министерстве народного образования Республики Узбекистан (Утверждено Постановлением КМ РУз от 19.05.1993 г. N 237)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением КМ РУз
от 19.05.1993 г N 237
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерство народного образования
Республики Узбекистан
1. Министерство народного образования Республики Узбекистан является органом государственного управления народным образованием и в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Министерство обеспечивает реализацию единой государственной политики в области дошкольного, общего, внешкольного, профессионально-технического, среднего, высшего педагогического образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, развития педагогической науки.
Министерство осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Узбекистан об образовании и методическое руководство в образовательных учреждениях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
2. Министерство народного образования Республики Узбекистан, Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, Ташкентское главное управление народного образования, областные управления народного образования, городские, районные отделы народного образования хокимиятов осуществляют единое руководство системой государственных образовательных учреждений на соответствующих территориальных уровнях.
Указанные органы управления вместе с учебно-воспитательными и другими подведомственными учреждениями, предприятиями и организациями составляют единую систему Министерства.
Министерство и местные органы управления народным образованием обеспечивают выполнение установленных государством требований и нормативов в образовательных учреждениях, оказывают методическую помощь образовательным учреждениям независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами, постановлениями, другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
4. Главными задачами Министерства являются:
- реализация государственной политики в области образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, многовековых научных и культурных традиций народа, перспектив развития общества, с целью развития интеллектуального и научного потенциала республики, формирования всесторонне развитой, свободной личности, сознающей свою ответственность перед обществом, семьей и государством;
- разработка стратегии образования, прогнозирование и планирование его развития, совершенствование механизма взаимодействия системы образования с другими отраслями народного хозяйства;
- систематическое обновление и обеспечение разработки нового содержания образования, отвечающего мировым стандартам, потребностям национальных, возрастных и иных групп населения; формирование и реализация концепции общего среднего, базового образования молодежи для получения профессионального образования и подготовки к деятельности в новых социально-экономических условиях;
- разработка и осуществление комплекса мер по социально-правовой защите детей и подростков;
- реализация кадровой политики Правительства Республики Узбекистан в сфере образования, совершенствования подготовки и использования научно-педагогических кадров, повышение социального статуса работника образования в обществе;
- государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса, подготовка рабочих и специалистов в государственных и негосударственных образовательных учреждениях;
- разработка и осуществление мер по техническому переоснащению и развитию материальной базы образования, определение направлений производства различного вида изделий и услуг, необходимых для осуществления современного образования;
- представление интересов Республики Узбекистан в вопросах образования на международном, межгосударственном уровнях в установленном порядке;
- координация учебно-воспитательной и методической работы в образовательных учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности, разработка совместно с министерствами, государственными комитетами и ведомствами мероприятий по повышению качества обучения и воспитания детей и молодежи.
5. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие обязанности:
- разрабатывает совместно с Государственным комитетом по прогнозированию и статистике Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами научно обоснованные долгосрочные прогнозы развития системы образования и ее конкретных звеньев;
- определяет совместно с Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, Главным управлением народного образования хокимията г.Ташкента, областными управлениями народного образования республики стратегию развития системы образования, обеспечивает взаимодействие государственных и общественных структур в их реализации;
- совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, органами управления народного образования областей и г.Ташкента, заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами разрабатывает предложения по объемам ассигнований государственного бюджета на развитие образования, научного обслуживания, а также капитальных вложений по отраслям "образование", "жилищное строительство", "наука и научное обслуживание", совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по науке и технике определяет тематику и объемы государственных ассигнований на проведение научных исследований в научных учреждениях и высших педагогических учебных заведениях системы Министерства;
- формирует на базе договорных отношений дополнительные источники финансирования образования, включая централизованные фонды Министерства и других органов управления образованием;
- подготавливает проекты законодательных актов и правительственных решений, создающих правовую основу защиты и развития системы образования в Республике Узбекистан;
- разрабатывает и совершенствует нормативную базу деятельности подведомственных организаций, учреждений и предприятий;
- осуществляет научно-методическое руководство учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях;
- устанавливает основные требования к содержанию и качеству образования для каждого звена системы образования и воспитания, в том числе и в негосударственных образовательных учреждениях;
- разрабатывает и утверждает учебные планы и программы преподавания общеобразовательных, фундаментальных, социально-гуманитарных и общепрофессиональных предметов и дисциплин, определяет порядок утверждения и выпуска учебно-методической документации;
- обеспечивает широкое привлечение педагогических коллективов образовательных и научно-исследовательских учреждений, учебно-методических центров и кабинетов, высших педагогических учебных заведений к оперативной разработке учебно-методических материалов и учебников, отработке новых перспективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов, к решению проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;
- определяет в установленном порядке рациональные сроки обучения, подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами выявляет потребность отраслей народного хозяйства в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах, проводит их подготовку и переподготовку;
- осуществляет учебно-методическое руководство постановкой преподавания общеобразовательных, фундаментальных и общепрофессиональных предметов и дисциплин, социально-гуманитарных наук, трудового, нравственного, правового, экономического, экологического и физического воспитания, профессиональной ориентации учащейся молодежи в образовательных учреждениях;
- формирует и представляет в Государственный комитет Республики Узбекистан по науке и технике государственные программы научных исследований в области образования, определяет основные требования к их проведению в высших педагогических учебных заведениях других учебно-воспитательных и научно-исследовательских учреждениях системы Министерства;
- начинает или прекращает подготовку кадров по специальностям и профессиям в подведомственных высших, средних специальных педагогических учебных, заведениях и профтехучилищах;
- по согласованию с Кабинетом Министров. Республики Узбекистан, местными органами власти, министерствами, государственными комитетами, ведомствами создает, организует и ликвидирует средние педагогические и профессионально-технические учебные заведения;
- проводит, в соответствии с положениями, утвержденными Кабинетом Министров республики, лицензирование, аттестацию и аккредитацию негосударственных и аттестацию государственных образовательных и педагогических учебных заведений;
- разрабатывает научно обоснованные рекомендации по установлению государственных стандартов в деятельности образовательных учебных заведении;
- разрабатывает и реализует мероприятия по внедрению в учебный процесс современных технических средств обучения, осуществляет учебно-методическое руководство этой работой;
- разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Республики Узбекистан правила приема в высшие и средние педагогические учебные заведения, положения о педагогической практике студентов и учащихся, о государственных экзаменационных комиссиях;
- разрабатывает и утверждает Правила приема в образовательные учреждения (общеобразовательные школы, профессионально-технические училища) независимо от их ведомственной подчиненности;
- распространяет научно-техническую и педагогическую информацию в области образования через издания Министерства; обеспечивает совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами распространение и внедрение передового педагогического опыта и издает научно-методические журналы, газеты, сборники приказов, инструкций Министерства;
- совместно с местными органами власти осуществляет меры по удовлетворению потребностей населения в общественном дошкольном воспитании, созданию условий для полноценного физического и умственного развития дошкольников, укрепляет материально-техническую базу и развивает сеть внешкольных и учебно-воспитательных учреждений для детей и юношества, создает комплексы учреждений, обеспечивающих творческую деятельность и здоровый досуг подрастающего поколения, удовлетворение его интересов и запросов, разностороннее развитие способностей и дарований;
- создает, на основе полного государственного обеспечения, условия для содержания, обучения, воспитания и профессиональной подготовки сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях;
- совместно с местными органами власти совершенствует обучение, воспитание и содержание, профессиональную подготовку, социально-бытовое и материальное обеспечение, медицинское обслуживание и оздоровление детей с недостатками в физическом и умственном развитии, развивает сеть специализированных дошкольных учреждений, школ и школ-интернатов;
- по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по науке и технике разрешает открытие аспирантуры и докторантуры при высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, Центральном институте повышения квалификации работников народного образования и прекращает подготовку аспирантов и докторантов в тех своих подразделениях, в которых неудовлетворительно организована эта работа;
- представляет в Высшую аттестационную комиссию Республики Узбекистан на согласование и. утверждение председателей и персональный состав специализированных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, перечень специальностей, по которым соответствующим советам предоставляется право приема к защите диссертаций, присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;
- разрабатывает и представляет: в Государственный комитет Республики Узбекистан по науке и технике планы подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру; в Государственный комитет по прогнозированию и статистике Республики Узбекистан - по подготовке педагогических кадров в педагогических высших учебных заведениях и педагогических училищах и по повышению квалификации педагогических работников;
- утверждает перечень педагогических высших учебных заведений, в которых организуются факультеты повышения квалификации педагогических работников;
- представляет в Правительство республики, в соответствии с установленным порядком, кандидатуры для назначения на должность ректоров педагогических институтов, назначает руководителей органов, учреждений и учебных заведений республики согласно номенклатуре должностей;
- регистрирует уставы подведомственных высших и средних педагогических учебных заведений, утверждает положения о предприятиях, организациях и учреждениях системы Министерства;
- организует изучение общественного мнения по вопросам образования, проводит сравнительный анализ состояния образования в республике, определяет тенденции его развития;
- осуществляет единую политику в области укрепления материальной базы технического переоснащения учебных заведении, эффективного использования материально-технических ресурсов; организует разработку и реализацию комплексных программ строительства и реконструкции объектов образования;
- обеспечивает функции генерального заказчика по строительству подведомственных учебных заведений; осуществляет экспертизу проектов и смет строительства учебных заведений; планирует объемы капитального ремонта, осуществляемого подрядным и хозяйственным способами;
- осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, организаций, предприятий, подчиненных непосредственно Министерству;
- осуществляет совместно с Министерством здравоохранения республики контроль за соблюдением условии и выполнением мероприятии, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи;
- организует и проводит совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, концернами, ассоциациями республики школьные, студенческие спортивные соревнования, слеты туристов, смотры технического творчества, школьные олимпиады, спортивные соревнования среди педагогических работников и другие мероприятия учебно-воспитательного характера, направленные на выявление, рост юных талантов и развитие личности;
- созывает в установленном порядке совещания, семинары и конференции по актуальным вопросам образования;
- организует в установленном порядке проведение республиканских съездов работников образования;
- в установленном порядке представляет к правительственным наградам и награждает ведомственными наградами педагогических работников системы Министерства, учащихся и студентов, работников министерств, государственных комитетов, ведомств за высокие показатели в труде и учебе, активное участие в обучении и воспитании учащейся молодежи и спонсорство;
- организует своевременное рассмотрение предложений, заявлений, жалоб граждан; принимает меры по устранению сообщаемых в письмах граждан нарушений законодательства об образовании.
6. Министерству для решения стоящих перед ним задач и выполнения возложенных на него обязанностей предоставляется право:
- осуществлять контроль за выполнением органами и учреждениями образования, независимо от форм собственности и подчиненности, Закона Республики Узбекистан об образовании и решений Правительства республики по вопросам образования;
- вносить для рассмотрения в Правительство республики предложения по решению отдельных вопросов образования, совершенствованию работы учреждений образования, укреплению их учебно-материальной базы, подготовке квалифицированных педагогических кадров, обеспечению установленной социальной зашиты работников государственных образовательных учреждений, учащихся и студентов;
- создавать временные научные коллективы для разработки актуальных и перспективных проблем развития системы образования и ее конкретных звеньев;
- получать для выполнения возложенных на Министерство функций от Государственного комитета по прогнозированию и статистике Кабинета Министров республики, органов управления образованием на местах статистические, плановые и отчетные данные;
- приостанавливать действия приказов и инструкций Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных, районных и городских органов управления народным образованием, противоречащих законодательству об образовании, а в необходимых случаях вносить в соответствующий хокимият или в Кабинет Министров предложения об их отмене;
- отменять приказы подведомственных учреждений об увольнении работников и их наказании, принятые в нарушение трудового законодательства;
- заслушивать на заседаниях коллегии руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
- осуществлять совместно с Центральным комитетом профсоюза работников народного образования и науки, Министерством труда контроль за правильностью применения в системе Министерства льгот и компенсаций, предусмотренных решениями Правительства республики;
- осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан;
- обобщать практику применения законодательства по вопросам образования, разрабатывать предложения по его совершенствованию и вносить их в установленном порядке в Правительство республики, давать в пределах своей компетенции разъяснения по применению действующего законодательства, а также осуществлять меры по совершенствованию правовой работы в системе образования;
- направлять должностных лиц своего аппарата и привлекаемых в помощь работников своей и других систем в органы управления образованием, учебные образовательные учреждения, организации и предприятия, знакомиться с материалами по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
- создавать в Министерстве Ученый методический совет для подготовки заключений об учебных программах, учебниках, учебных пособиях и методических материалах, разработки рекомендаций по использованию достижений педагогической науки и передового опыта. Состав Ученого методического совета и положение о нем утверждаются Министерством народного образования Республики Узбекистан.
7. Министерство народного образования Республики Узбекистан возглавляет министр, назначаемый на должность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан.
8. Министр:
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, определяет степень ответственности заместителей министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства за руководство отдельными областями деятельности Министерства, органов народного образования и за работу образовательных учебных заведений, учреждений, организаций и предприятий системы Министерства;
- на основании и во исполнение действующего законодательства Республики Узбекистан издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения в системе Министерства, и проверяет их исполнение. Приказы и инструкции по входящим в его компетенцию вопросам обязательны для всех органов управления народным образованием, образовательных учреждений республики, а такие министерств, госкомитетов и ведомств, в подчинении которых находятся образовательные учреждения;
- в необходимых случаях совместно с руководителями других министерств, госкомитетов и ведомств издает совместные приказы.
9. Заместители министра назначаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра народного образования Республики Узбекистан.
10. Министерство организует свою работу на основе коллегиальности и единоначалия.
11. В Министерстве образуется коллегия, персональный состав которой утверждается Кабинетом Министров.
12. Решения коллегии проводятся в жизнь соответствующими постановлениями, а также приказами министра. В случае разногласия между министром и членами коллегии министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Кабинету Министров. Такое же право предоставляется и членам коллегии.
13. Структура, численность работников и фонд оплаты труда центрального аппарата Министерства утверждаются и устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Министр народного образования имеет право в пределах установленной численности и фонда оплаты труда вносить изменения в структуру и утверждать штатное расписание центрального аппарата Министерства.
14. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим полным наименованием на узбекском и русском языках, бюджетный и расчетный счета в соответствующем отделении центрального банка Республики Узбекистан.