язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Охрана окружающей природной среды/ Охрана атмосферного воздуха/ Закон Республики Узбекистан от 27.12.1996 г. N 353-I "Об охране атмосферного воздуха"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.12.1996 г.

N 353-I



ОБ ОХРАНЕ

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА


Статья 1. Атмосферный воздух как объект охраны природы

Атмосферный воздух как составная часть природных ресурсов является общенациональным богатством и охраняется государством.


Статья 2. Законодательство об охране атмосферного воздуха

Законодательство об охране атмосферного воздуха состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране атмосферного воздуха, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные задачи законодательства

об охране атмосферного воздуха

Основными задачами законодательства об охране атмосферного воздуха являются:

сохранение естественного состава атмосферного воздуха;

предотвращение и снижение вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух;

правовое регулирование деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан в области охраны атмосферного воздуха.



Статья 4. Права и обязанности граждан в области

охраны атмосферного воздуха

Граждане имеют право на:

пользование благоприятным для их жизни и здоровья атмосферным воздухом;

получение достоверной и своевременной информации от соответствующих государственных органов о состоянии атмосферного воздуха и мерах, принимаемых по его охране;

возмещение ущерба в случае причинения вреда их здоровью и имуществу выбросами загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него;

участие в проведении изучения общественного мнения по вопросам охраны атмосферного воздуха и общественной экологической экспертизы.

Граждане обязаны:

соблюдать требования законодательства об охране атмосферного воздуха;

не совершать действий, приводящих к загрязнению, истощению атмосферного воздуха и вредному воздействию физических факторов на него.



Статья 5. Государственное управление в области

охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, органами государственной власти на местах.


Статья 5-1. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области охраны атмосферного воздуха

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает осуществление единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;

обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в области охраны атмосферного воздуха;

утверждает технические регламенты, регулирующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредное воздействие физических факторов на него;

устанавливает порядок осуществления контроля в области охраны атмосферного воздуха.



Статья 5-2. Полномочия Государственного комитета

Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей

среды в области охраны атмосферного воздуха

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:

обеспечивает межведомственное взаимодействие при разработке и реализации единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;

участвует в разработке нормативно-правовых актов в области охраны атмосферного воздуха;

в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты в области охраны атмосферного воздуха;

осуществляет государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха.



Статья 5-3. Полномочия органов государственной власти

на местах в области охраны атмосферного воздуха

Органы государственной власти на местах:

участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;

разрабатывают и утверждают территориальные программы в области охраны атмосферного воздуха и обеспечивают их реализацию;

осуществляют государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории.



Статья 5-4. Участие органов самоуправления граждан,

негосударственных некоммерческих организаций

в обеспечении охраны атмосферного воздуха

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации:

участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;

осуществляют общественный экологический контроль за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха;

принимают участие в проведении разъяснительной работы среди населения, направленной на повышение правовой грамотности и экологической культуры граждан в области охраны атмосферного воздуха.



Статья 6. Стандарты в области охраны атмосферного воздуха

Стандарты в области охраны атмосферного воздуха определяют режим охраны атмосферного воздуха, методы контроля за его состоянием, устанавливают иные требования по охране атмосферного воздуха.

Стандарты (санитарные нормы) в области охраны атмосферного воздуха для человека утверждаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Стандарты в области охраны атмосферного воздуха для объектов окружающей природной среды, сохранения климата и озонового слоя утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.

Статья 7. Нормативы качества атмосферного воздуха

Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются единые для территории Республики Узбекистан нормативы качества атмосферного воздуха:

предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферном воздухе для человека и объектов окружающей природной среды;

предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного воздействия физических факторов на атмосферный воздух для человека и объектов окружающей среды.

Для отдельных регионов законодательством могут устанавливаться повышенные требования к нормативам качества атмосферного воздуха.

Нормативы качества атмосферного воздуха разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством.


Статья 8. Нормативы вредного воздействия на атмосферный

воздух стационарными источниками загрязнения

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, биологических организмов в атмосферный воздух и предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на него устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или вредного физического воздействия на атмосферный воздух по каждому из загрязняющих веществ, биологических организмов и факторов физического воздействия.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, биологических организмов в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения и предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на него разрабатываются предприятиями, учреждениями, организациями и утверждаются соответственно Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух, нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 10. Нормативы вредного воздействия на атмосферный

воздух передвижными источниками

Для передвижных источников, производимых и эксплуатируемых на территории Республики Узбекистан, устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и вредного воздействия их физических факторов на атмосферный воздух. Порядок разработки и утверждения этих нормативов устанавливается соответственно Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.


Статья 11. Регулирование выбросов загрязняющих веществ

в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения допускаются в соответствии с нормативами предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, определяемыми по результатам государственной экологической экспертизы.



Статья 12. Регулирование вредного воздействия

физических факторов на атмосферный воздух

Вредное воздействие физических факторов на атмосферный воздух не должно превышать соответствующие предельно допустимые уровни.


Статья 13. Ограничение, приостановление или прекращение

вредного воздействия на атмосферный воздух

Деятельность, связанная с нарушениями нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения, может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия - прекращена по решению органов государственной власти на местах, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в соответствии с их полномочиями. Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в судебном порядке.



Статья 14. Требования к топливу и горюче-смазочным материалам

Все виды топлива и горюче-смазочных материалов, используемые на территории Республики Узбекистан, должны соответствовать требованиям стандартов, технических регламентов, согласованных с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.



Статья 15. Условия ввоза и въезда на территорию Республики

Узбекистан транспортных и иных передвижных средств и установок

Ввоз и въезд на территорию Республики Узбекистан транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются при условии, что их отрицательное воздействие не превышает нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и вредного воздействия их физических факторов, действующих на территории Республики Узбекистан.


Статья 16. Производство и эксплуатация транспортных

и иных передвижных средств и установок

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ в отработавших газах или вредное воздействие их физических факторов превышает нормативы, запрещаются.

Владельцы транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и вредного воздействия их физических факторов.


Статья 17. Требования к предприятиям и организациям,

производящим ремонт и техническое обслуживание

транспортных и иных передвижных средств и установок

Предприятия и организации, производящие ремонт и техническое обслуживание транспортных и иных передвижных средств и установок, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, обеспечивают проверку и регулировку содержания загрязняющих веществ в отработавших газах и вредного воздействия их физических факторов на соответствие нормативам.



Статья 18. Производство и использование химических веществ

Предприятия и организация, производящие или использующие химические вещества, разрабатывают их предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе, методы контроля и эколого-токсикологические паспорта в порядке, установленном Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Обезвреживание запрещенных и пришедших в негодность химических веществ производится по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Применение химических веществ в качестве средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов допускается в соответствии с регламентом применения средств защиты сельскохозяйственных растений.

Статья 19. Требования по предотвращению вредного

воздействия на озоновый слой

При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, осуществлении хозяйственной и иной деятельности предприятия, учреждения и организации должны соблюдать меры по регулированию использования и применения озоноразрушающих веществ, оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию и ремонт изделий, содержащих озоноразрушающие вещества, должны обеспечивать их учет и замену озонобезопасными веществами.

Импорт или экспорт озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по экологии и охране окружающей среды.



Статья 20. Требования по охране атмосферного воздуха

при добыче, транспортировке и переработке минерального сырья

Добыча, транспортировка и переработка минерального сырья должны производиться с соблюдением правил по предотвращению или снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха способами, согласованными с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.


Статья 21. Требования к размещению или захоронению

отходов производства и потребления

Размещение на территории или вблизи населенных пунктов техногенных образований, которые могут быть источниками загрязнения атмосферного воздуха или иного вредного воздействия на него, запрещается.

Отходы производства и потребления, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха, подлежат переработке, очистке, дезодорированию либо складированию на специальных полигонах, расположение которых определяется органами государственной власти на местах по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.


Статья 22. Размещение, проектирование, строительство,

реконструкция и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений,

транспортных магистралей и других объектов, влияющих

на состояние атмосферного воздуха

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений, транспортных магистралей и других объектов, усовершенствование существующих и внедрение новых технологических процессов и оборудования должны осуществлять с соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха.

Определение мест строительства, проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений, транспортных магистралей и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами государственной власти на местах, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Статья 23. Соблюдение требований по охране атмосферного

воздуха при внедрении открытий, изобретений,

промышленных образцов, техники и технологий

Внедрение открытий, изобретений, промышленных образцов, использование техники, технологий, приборов, аппаратуры, сырья, материалов, топлива и выпуск готовой продукции, которые могут оказывать вредное влияние на состояние атмосферного воздуха, климат и озоновый слой, без сертификата или с отклонениями от определенных в нем параметров не допускаются.


Статья 24. Обязанности предприятий, учреждений

и организаций по охране атмосферного воздуха

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ, биологических организмов, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него, обязаны:

соблюдать правила эксплуатации и работы сооружений, установок и оборудования для очистки выбросов в атмосферный воздух и уменьшения вредного физического воздействия на него, а также средств контроля за ними;

вести учет озоноразрушающих веществ, не допускать их выброса в атмосферный воздух, осуществлять рециркуляцию (первичную очистку в целях их повторного использования);

создавать санитарно-защитные зоны вокруг хозяйственных объектов;

устанавливать нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

принимать меры по снижению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного физического воздействия на него;

осуществлять контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и вредных воздействий физических факторов на него, вести их учет и представлять статистическую отчетность;

обеспечивать отбор проб и производить замеры для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

не допускать сжигания топлива, веществ или смеси веществ, используемых в качестве топлива в местах и (или) устройствах, не предназначенных для его сжигания, а также сжигания материалов и отходов, не являющихся топливом, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных устройств и соблюдением требований законодательства об охране атмосферного воздуха и законодательства об отходах;

принимать меры по внедрению энергосберегающих и (или) ресурсосберегающих технологий и использованию экологически чистых источников энергии;

выполнять согласованные с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями;

проводить оценку вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения в зоне влияния предприятий и транспортных коммуникаций;

соблюдать условия хранения, транспортировки, правила использования сильнодействующих ядовитых веществ и летучих соединений и обезвреживания тары из-под них;

принимать меры по предотвращению залповых и аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, возникновения потенциально опасных ситуаций, а также по снижению трансграничного загрязнения атмосферного воздуха;

обеспечивать утилизацию отходов и принимать меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха при их накоплении и переработке.

Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других объектов окружающей среды.



Статья 25. Компенсационные выплаты за вредное воздействие

на атмосферный воздух

Компенсационные выплаты за вредное воздействие на атмосферный воздух взыскиваются с предприятий, учреждений и организаций в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством.

Внесение компенсационных выплат за выбросы загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух, вредное воздействие физических факторов на него не освобождает предприятия, учреждения и организации от выполнения воздухоохранных мероприятий и обязанности возместить причиненный ущерб.

Статья 26. Государственный учет в области охраны

атмосферного воздуха

Государственному учету подлежат:

объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на состояние атмосферного воздуха;

виды и количество загрязняющих веществ, биологических организмов, парниковых газов и озоноразрушающих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;

виды и размеры вредного воздействия физических факторов на атмосферный воздух.

Государственный учет в области охраны атмосферного воздуха осуществляется по единой системе в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 27. Мониторинг атмосферного воздуха

Наблюдение, сбор, обобщение, анализ информации и прогноз состояния атмосферного воздуха осуществляются по единой системе государственного мониторинга окружающей природной среды в порядке, установленном законодательством.


Статья 28. Контроль за охраной атмосферного воздуха

Государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется специально уполномоченными государственными органами, органами государственной власти на местах в пределах их полномочий.

Специально уполномоченными государственными органами по экологическому контролю за охраной атмосферного воздуха являются Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство внутренних дел Республики Узбекистан.

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды осуществляет:

государственный экологический контроль за состоянием источников загрязнения атмосферного воздуха, исполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства об охране атмосферного воздуха;

координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления в сфере государственного и ведомственного экологического контроля.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан осуществляет государственный экологический контроль за вредным воздействием на атмосферный воздух в санитарно-защитных и жилых зонах.

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан осуществляет государственный экологический контроль за автомототранспортными средствами, эксплуатация которых сопровождается вредным воздействием на атмосферный воздух.

Ведомственный, производственный и общественный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с законодательством.



Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства

об охране атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха, несут ответственность в установленном порядке.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в порядке, установленном законодательством. Возмещение ущерба не освобождает виновных от ответственности в соответствии с законодательством.


Президент

Республики Узбекистан                                                      И. Каримов



Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

1997 г., N 2, ст. 52