язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Банки. Кредитование. Валютное регулирование/ Кредитование/ Микрокредитование. Микрофинансирование/ Программа развития микрофинансирования в Республике Узбекистан до 2010 года (Приложение к Постановлению КМ РУз от 08.06.2007 г. N 114)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 08.06.2007 г. N 114



ПРОГРАММА

развития микрофинансирования

в Республике Узбекистан до 2010 года


Настоящая Программа разработана в целях обеспечения реализации основных приоритетов экономического развития страны, определенных в докладе Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании Кабинета Министров 12 февраля 2007 года.



1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ

МИКРОФИНАНСОВЫХ УСЛУГ


В настоящее время создана необходимая нормативно-правовая база для развития микрофинансирования в республике. В частности, приняты законы Республики Узбекистан "О микрофинансировании", "О кредитных союзах", "О микрокредитных организациях", постановление Кабинета Министров от 19 февраля 2007 года N 37 "О мерах по дальнейшему развитию рынка микрофинансовых услуг".

В целях реализации принятых актов законодательства Центральным банком Республики Узбекистан разработаны нормативные документы, регламентирующие процедуры лицензирования микрофинансовых учреждений, правила проведения ими финансовых операций, план счетов бухгалтерского учета.

По состоянию на 1 мая 2007 года Центральным банком Республики Узбекистан зарегистрированы 38 кредитных союзов. Число членов действующих кредитных союзов превысило более 50 тыс. чел. (на начало 2006 года - 33 тыс. чел.). Основная часть кредитных союзов расположена в Бухарской области (4), Ферганской области (6), Андижанской области (6) и в городе Ташкенте (10).

Совокупные активы кредитных союзов по состоянию на 1 мая 2007 года составили 26,0 млрд. сумов (рост по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 160%). При этом более 85% активов кредитных союзов составляют кредитные вложения, что отражает активное использование этими финансовыми институтами денежных ресурсов на кредитную поддержку своих членов. Кредиты, выдаваемые кредитными союзами, в основном представляют собой небольшие суммы (в среднем 700-800 тыс. сумов), направляемые на развитие надомного труда, организацию малогабаритных производств, расширение дехканского и фермерского хозяйства, а также потребительские кредиты для приобретения товаров длительного пользования.



2. ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ


Основной целью настоящей Программы является обеспечение путем развития микрофинансирования, особенно в сельской местности:

благоприятных условий для организации и начала собственного бизнеса активной частью населения;

развития деятельности субъектов малого и микробизнеса, способствующих повышению занятости населения;

полного охвата микрофинансовыми услугами населения, нуждающегося в них;

дальнейшего развития финансовой системы страны в целом.

Основными направлениями настоящей Программы для достижения указанных целей являются:

создание экономических и организационных условий для расширения сети кредитных союзов и микрокредитных организаций во всех регионах страны с обеспечением ими полного охвата населения, нуждающегося в микрофинансовых услугах;

совершенствование нормативно-правовой базы и создание эффективной системы регулирования деятельности кредитных союзов и микрокредитных организаций, обеспечивающих их устойчивое развитие;

содействие формированию ресурсной базы кредитных союзов и микрокредитных организаций за счет коммерческих источников финансирования, в частности, кредитных линий международных финансовых институтов, коммерческих банков и государственных целевых фондов;

диверсификация услуг по микрофинансированию, в частности, развитие услуг микролизинга;

развитие вспомогательных услуг и инфраструктуры, обеспечивающих доступ кредитных союзов и микрокредитных организаций к профессиональным услугам и необходимой кредитной информации.



3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Для эффективной реализации Программы необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон на различных уровнях - Правительства Республики Узбекистан, Центрального банка Республики Узбекистан, финансовых учреждений. Важным направлением является эффективное и целевое, исходя из интересов республики, использование поддержки международных институтов, предоставляемой в виде технического содействия, а также целевых грантов и кредитов.

Пути реализации основных целей Программы отражены в Мероприятиях согласно приложению 1 к настоящей Программе.

В частности, Центральный банк Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечивает соответствующую правовую и регулятивную среду для микрофинансовых учреждений, а также принимает необходимые меры по созданию эффективной системы надзора за их деятельностью.

Ассоциации кредитных союзов и микрокредитных организаций принимают меры по внедрению в микрофинансовых учреждениях передовой международной практики микрофинансирования, оказанию консультативных услуг, организации обучающих курсов и семинаров, усилению институционального потенциала, обретению устойчивости и росту профессионализма посредством внедрения более строгих стандартов, особенно в системе управления и прозрачности деятельности.

Создание эффективного, прозрачного механизма привлечения и распределения грантов и кредитов международных организаций является важной составляющей Программы. В этих целях предлагается определить Микрокредитбанк основным получателем и распределителем финансовых средств, поступающих в республику в качестве источников для микрофинансирования. При этом Микрокредитбанк распределяет привлеченные средства международных организаций между микрофинансовыми учреждениями на конкурсной основе исходя из эффективности использования кредитных средств на создание одного рабочего места или новой бизнес-единицы.

В работе по стимулированию деятельности кредитных союзов и микрокредитных организаций в регионах республики и решению конкретных задач настоящей Программы предусматривается активное участие органов государственной власти на местах.



4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Реализация данной Программы обеспечит:

создание эффективной и конкурентоспособной системы микрофинансирования (97 микрокредитных организаций и 62 кредитных союза), представленной во всех регионах республики и полностью охватывающей микрофинансовыми услугами население (расчетно 350-400 тыс.), нуждающееся в них, согласно приложению 2 к настоящей Программе;

увеличение совокупного объема кредитных вложений кредитных союзов и микрокредитных организаций с 22,9 млрд. сумов по состоянию на 1 мая 2007 года до 127 млрд. сумов к началу 2010 года;

устойчивое развитие микрофинансового сектора и его инфраструктуры за счет создания целостной законодательной и регулятивной базы, обеспечивающей эффективный надзор и соответственно присутствие на рынке микрофинансовых услуг здоровых микрофинансовых учреждений с прозрачной системой функционирования.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Программе



МЕРОПРИЯТИЯ

по реализации Программы развития

микрофинансирования в Республике

Узбекистан до 2010 года

N

п/п

Меры по реализации

Программы

Форма

реализации

Сроки

исполнения

Ответственные

исполнители

1. Совершенствование нормативно-правовой базы и создание эффективной системы

регулирования деятельности кредитных союзов и микрокредитных организаций

1.1.

Внедрение упрощенной системы бухгалтерского учета в микрокредитных организациях.

Изменения в нормативной базе

III квартал

2007 года

Центральный банк

1.2.

Совершенствование правил проведения кредитными союзами и микрокредитными организациями кассовых операций, предусматривающих сохранность денежных средств и их беспрепятственное получение с банковских счетов в целях оказания микрофинансовых услуг.

Изменения в нормативной базе

III квартал

2007 года

Центральный банк, коммерческие банки

1.3.

Создание эффективной системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных союзов и микрокредитных организаций, включающей:

- упрощенную систему отчетности и показателей финансовой деятельности кредитных союзов и микрокредитных организаций;

- систему дистанционного надзора за деятельностью кредитных союзов и микрокредитных организаций, основанной на результатах финансового анализа их деятельности.

Комплекс мер

IV квартал

2007 года

Центральный банк

1.4.

Внедрение прозрачного механизма реорганизации и ликвидации кредитных союзов и микрокредитных организаций.

Принятие нормативно-правового акта

II полугодие

2007 года

Центральный банк, Министерство юстиции

1.5.

Разработка предложений по стимулированию создания кредитных союзов и микрокредитных организаций, включая предоставление преференций и льгот.

Комплекс мер

II полугодие

2007 года

Министерство финансов, Центральный банк, Государственный налоговый комитет

2. Содействие формированию ресурсной базы кредитных союзов

и микрокредитных организаций за счет коммерческих  источников финансирования

2.1.

Создание единого механизма привлечения и распределения на конкурсной основе грантов и кредитов для микрофинансирования через Микрокредитбанк.

Разработка соответствующего положения

II полугодие

2007 года

Центральный банк, коммерческие банки, Минюст

2.2.

Предоставление кредитным союзам и микрокредитным организациям на конкурсной основе ресурсов Фонда содействия трудовой занятости при Министерстве труда и социальной защиты.

Отбор и заключение генеральных соглашений о выделении кредитных линий за счет ресурсов Фонда содействия трудовой занятости

Постоянно

Министерство труда и социальной защиты, Ассоциация кредитных союзов, микрокредитные организации

3. Создание экономических и организационных условий для расширения

сети кредитных союзов и микрокредитных организаций во всех регионах страны

3.1.

Оказание содействия зарегистрированным кредитным союзам и микрокредитным организациям в реализации им в установленном порядке зданий и помещений для расширения их инфраструктуры.

Комплекс мер

Постоянно

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

3.2.

Оказание практической помощи инициативным группам в создании и регистрации в установленном порядке микрокредитных организаций и кредитных союзов в регионах республики.

График мероприятий по организации консультаций и практических семинаров

Постоянно

Торгово-промышленная палата, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

4. Диверсификация услуг по микрофинансированию и усиление потенциала

кредитных союзов и микрокредитных организаций

4.1.

Повышение финансовой самоокупаемости микрокредитных организаций и кредитных союзов путем реализации (при поддержке международных организаций) следующих мероприятий:

- обеспечение доступа микрокредитных организаций и кредитных союзов к передовой международной практике микрофинансирования;

- совершенствование методов управления рисками и системы мониторинга кредитного портфеля;

- разработка новых микрофинансовых продуктов, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, особенно в сельской местности.

Комплекс мер

Постоянно

Центральный банк, Ассоциация кредитных союзов, микрокредитные организации


4.2.

Содействие профессиональным и деловым контактам между коммерческими банками и микрофинансовыми учреждениями в целях обмена финансовыми технологиями, привлечения кредитных ресурсов от коммерческих банков.

Комплекс мер

Постоянно

Центральный банк, Ассоциация кредитных союзов, микрокредитные организации, коммерческие банки


4.3.

Создание и постоянное обновление интернет-сайтов Ассоциаций кредитных союзов и микрокредитных организаций.

Комплекс мер

Постоянно

Ассоциация кредитных союзов, микрокредитные организации

5. Развитие вспомогательных услуг и инфраструктуры, обеспечивающих доступ

кредитных союзов и микрокредитных организаций к профессиональным услугам и информации

5.1.

Организация специальных тренингов по показателям и стандартам финансовой прозрачности.

График мероприятий

Постоянно

Центральный банк, Ассоциация кредитных союзов, микрокредитные организации

5.2.

Содействие усилению институционального потенциала микрокредитных организаций и кредитных союзов через организацию постоянного обучения персонала в учебных и консалтинговых центрах.

Организация обучения

Постоянно

Банковско-финансовая академия, Региональный банковский учебный центр, Ассоциация кредитных союзов, микрокредитные организации

5.3.

Развитие вспомогательных услуг и инфраструктуры микрофинансового сектора, в том числе посредством учреждения Ассоциации микрокредитных организаций.

Комплекс мер

В течение

2007-2008 гг.

Центральный банк, Ассоциация кредитных союзов, микрокредитные организации

5.4.

Организация:

- консалтингового центра для предоставления бухгалтерских, аудиторских, консультационных, обучающих услуг;

- микрофинансового ресурсного центра в целях информационного обмена между микрокредитными организациями и кредитными союзами, распространения информации о лучших микрофинансовых организациях внутри страны и за рубежом, оказания технической помощи.

Комплекс мер

I полугодие

2008 года

Центральный банк, Ассоциация кредитных союзов, Ассоциация микрокредитных организаций

5.5.

Разработка проекта Закона "О деятельности кредитных бюро и обмене кредитной информацией"

Разработка законопроекта

I полугодие

2008 года

Национальный институт кредитной информации, Ассоциация банков, Ассоциация кредитных союзов

5.6.

Публикация кредитными союзами и микрокредитными организациями на регулярной основе информации о действующих процентных ставках по кредитам и другой информации, полезной для клиентов.

Комплекс мер

Постоянно

Центральный банк, Ассоциация кредитных союзов, микрокредитные организации





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Программе



ПРОГНОЗНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

создания и расширения сети микрокредитных

организаций (МКО) и кредитных союзов (КС)

в разрезе регионов Республики Узбекистан


Регионы

Количество микрофи-

нансовых учреждений (КС) на 01.02.2007

Кредитные вложения (млрд. сум) на 01.05.2007

Прогнозное количество* микрофи-

нансовых учреждений на 01.01.2010

в том числе

Кредитные вложения (млрд. сум) на 01.10.2010

микрокре-

дитные

органи-

зации

кредит-

ные

союзы

Республика Каракалпакстан

-

0,0

9

6

3

7,2

Андижанская область

6

4,0

15

8

7

12,0

Бухарская область

4

1,8

10

5

5

8,0

Джизакская область

2

1,2

5

2

3

4,0

Кашкадарьинская область

1

0,1

13

11

2

10,4

Навоийская область

1

1,7

6

4

2

4,8

Наманганская область

3

0,5

11

7

4

8,8

Самаркандская область

3

1,6

16

11

5

12,8

Сурхандарьинская область

1

0,2

10

7

3

8,0

Сырдарьинская область

1

0,2

6

4

2

4,8

Ташкентская область

-

0,0

15

10

5

12,0

Ферганская область

6

3,0

18

11

7

14,4

Хорезмская область

-

0,0

8

6

2

6,4

г. Ташкент

10

8,6

17

5

2

13,6

Всего по республике

38

22,9

159

97

52

127,2


* Прогнозные параметры рассчитаны исходя из международного опыта, при котором 3% экономически активного населения являются активными заемщиками микрофинансовых учреждений. При этом на одно микрофинансовое учреждение приходится примерно 2 тыс. заемщиков, средняя сумма займа составляет не более 400-500 тыс. сум.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2007 г., N 23, ст. 239