ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Конституции и Кодексы / Утратившие силу документы / Конституции /

Предыдущие редакции к Конституции Республики Узбекистан

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Предыдущие редакции

к Конституции Республики Узбекистан


Редакции, предшествующие Закону РУз от 08.02.2021 г. N ЗРУ-671

Редакции, предшествующие Закону РУз от 04.09.2019 г. N ЗРУ-563

Редакции, предшествующие Закону РУз от 05.03.2019 г. N ЗРУ-527

Редакции, предшествующие Закону РУз от 18.02.2019 г. N ЗРУ-522

Редакции, предшествующие Закону РУз от 29.08.2017 г. N ЗРУ-439

Редакции, предшествующие Закону РУз от 31.05.2017 г. N ЗРУ-430

Редакции, предшествующие Закону РУз от 06.04.2017 г. N ЗРУ-426

Редакции, предшествующие Закону РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366

Редакции, предшествующие Закону РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284

Редакции, предшествующие Закону РУз от 25.12.2008 г. N ЗРУ-194

Редакции, предшествующие Закону РУз от 11.04.2007 г. N ЗРУ-89

Редакции, предшествующие Закону РУз от 24.04.2003 г. N 470-II




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 08.02.2021 г. N ЗРУ-671



Предыдущая редакция части первой статьи 107


Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, военных судов, судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, экономических и административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, межрайонных, районных, городских судов по гражданским делам, районных, городских судов по уголовным делам, межрайонных, районных, городских экономических судов и районных, городских административных судов. (Часть в редакции Закона РУз от 06.04.2017 г. N ЗРУ-426) (См. Предыдущую редакцию)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 04.09.2019 г. N ЗРУ-563



Предыдущая редакция статьи 96


Статья 96. При невозможности исполнения действующим Президентом Республики Узбекистан своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом "О выборах Президента Республики Узбекистан" выборов Президента страны. (Статья в редакции Закона РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция части четвертой статьи 117


Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.



Предыдущая редакция части восьмой статьи 117


Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан осуществляет свою деятельность на постоянной основе и в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами о выборах и референдуме Республики Узбекистан и другими законодательными актами. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 05.03.2019 г. N ЗРУ-527



Предыдущая редакция пункта 4 статьи 79


4) принятие постановлений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства.



Предыдущая редакция пункта 11 части первой  статьи 93


11) утверждает по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан членов Кабинета Министров Республики Узбекистан и освобождает их от должности;




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 18.02.2019 г. N ЗРУ-522



Предыдущая редакция пункта 24 части первой статьи 93


24) назначает и освобождает от должности председателя Службы национальной безопасности с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан; (Пункт в редакции Закона РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366) (См. Предыдущую редакцию)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 29.08.2017 г. N ЗРУ-439



Предыдущая редакция статьи 99


Статья 99. Представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения, а также районов, входящих в состав города) являются Кенгаши народных депутатов, возглавляемые хокимами, которые, исходя из интересов государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компетенции. (Статья в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II) (См. Предыдущую редакцию)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 31.05.2017 г. N ЗРУ-430



Предыдущая редакция пункта 12 статьи 80


12) заслушивание отчетов Генерального прокурора Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан;



Предыдущая редакция пункта 13 части первой статьи 93


13) представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры в составы Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, а также на должности председателя Высшего судейского совета Республики Узбекистан, председателя Правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы; (Пункт в редакции Закона РУз от 06.04.2017 г. N ЗРУ-426) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция статьи 108


Статья 108. Конституционный суд Республики Узбекистан рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти.

Конституционный суд избирается из числа специалистов в области политики и права в составе председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда, включая представителя от Республики Каракалпакстан.

Исполнение обязанностей председателя и члена Конституционного суда несовместимо с депутатским мандатом.

Председатель и члены Конституционного суда не могут состоять членами политических партий и движений и занимать какую-либо другую оплачиваемую должность.

Судьи Конституционного суда пользуются правом неприкосновенности.

В своей деятельности судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан.



Предыдущая редакция статьи 109


Статья 109. Конституционный суд Республики Узбекистан:

1) определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

2) дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан - законам Республики Узбекистан;

3) дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;

4) рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан. Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат.

Организация и порядок деятельности Конституционного суда определяются законом.

(Статья в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II) (См. Предыдущую редакцию)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 06.04.2017 г. N ЗРУ-426



Предыдущая редакция пункта 4 статьи 80


4) избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;



Предыдущая редакция статьи 83


Статья 83. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, Генеральному прокурору Республики Узбекистан и реализуется посредством внесения законопроекта субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.



Предыдущая редакция пункта 13 части первой статьи 93


13) представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;



Предыдущая редакция пункта 14 части первой статьи 93


14) назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов;



Предыдущая редакция части первой статьи 107


Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, избираемых сроком на пять лет, областных, Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных, городских судов по гражданским и уголовным делам, военных и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.



Предыдущая редакция статьи 111


Статья 111. Разрешение возникающих в экономической сфере и в процессе управления ею хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, а также между предпринимателями, осуществляется Высшим хозяйственным судом и хозяйственными судами в пределах их компетенции.




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-366



Предыдущая редакция статьи 32


Статья 32. Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов.



Предыдущая редакция пункта 21 части первой статьи 78


21) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией.



Предыдущая редакция пункта 7 части первой статьи 93


7) представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны;



Предыдущая редакция пункта 8 части первой статьи 93


8) обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики; образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан; (Пункт в редакции Закона РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция пункта 16 части первой статьи 93


16) приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов; вправе председательствовать на заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан; (Пункт в редакции Закона РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284)



Предыдущая редакция пункта 24 части первой статьи 93


24) формирует Службу национальной безопасности Республики Узбекистан. Назначает и освобождает от должности председателя Службы национальной безопасности с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;



Предыдущая редакция статьи 98


Статья 98. Исполнительную власть осуществляет Кабинет Министров Республики Узбекистан. Кабинет Министров Республики Узбекистан состоит из Премьер-министра Республики Узбекистан, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов. В состав Кабинета Министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан.

Кабинет Министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров в соответствии с действующим законодательством издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Премьер-министр Республики Узбекистан организует и руководит деятельностью Кабинета Министров, несет персональную ответственность за эффективность его работы, председательствует на заседаниях Кабинета Министров, подписывает его решения, по поручению Президента Республики Узбекистан представляет Кабинет Министров Республики Узбекистан в международных отношениях, выполняет другие функции, предусмотренные законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров в своей деятельности ответственнен перед Президентом Республики Узбекистан и Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом.

Порядок организации деятельности и компетенция Кабинета Министров определяются законом.

Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест.

Президент Республики Узбекистан после рассмотрения представленной кандидатуры на должность Премьер-министра в десятидневный срок предлагает ее на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Кандидатура Премьер-министра считается утвержденной, если за нее будет подано более половины голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Члены Кабинета Министров Республики Узбекистан утверждаются Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра.

В случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром Республики Узбекистан и Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной трети от их общего числа, вопрос о выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Вотум недоверия Премьер-министру считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром.

Новая кандидатура Премьер-министра для представления на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан предлагается Президентом Республики Узбекистан после соответствующих консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В случае двукратного отклонения Олий Мажлисом кандидатуры на должность Премьер-министра Президент Республики Узбекистан назначает исполняющего обязанности Премьер-министра и распускает Олий Мажлис Республики Узбекистан.

(Статья в редакции Закона РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284) (См. Предыдущую редакцию)



Редакции, предшествующие

Закону РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-284



Предыдущая редакция пункта 6 статьи 80


6) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей;



Предыдущая редакция пункта 8 статьи 93


8) формирует аппарат исполнительной власти и руководит им; обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики; образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;



Предыдущая редакция пункта 12 статьи 93


12) назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан;



Предыдущая редакция пункта 15 статьи 93


15) назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента в соответствии с законом. Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима (Пункт в редакции Закона РУз от 11.04.2007 г. N ЗРУ-89) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция статьи 96


Статья 96. Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой совместным решением палат, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном совместном заседании палат Олий Мажлиса из числа депутатов, сенаторов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан.

(Статья в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция статьи 98


Статья 98. Исполнительную власть осуществляет Кабинет Министров Республики Узбекистан. Кабинет Министров Республики Узбекистан состоит из Премьер-министра Республики Узбекистан, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов. В состав Кабинета Министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан.

Состав Кабинета Министров формируется Президентом Республики Узбекистан. Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан рассматривается и утверждается палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан. Члены Кабинета Министров утверждаются Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан.

Кабинет Министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров в соответствии с действующим законодательством издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Премьер-министр Республики Узбекистан организует и руководит деятельностью Кабинета Министров, несет персональную ответственность за эффективность его работы, председательствует на заседаниях Кабинета Министров, подписывает его решения, по поручению Президента Республики Узбекистан представляет Кабинет Министров Республики Узбекистан в международных отношениях, выполняет другие функции, предусмотренные законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан.

Президент Республики Узбекистан вправе председательствовать на заседаниях Кабинета Министров, принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров, а также отменять постановления и распоряжения Кабинета Министров, распоряжения Премьер-министра Республики Узбекистан, исходя из статьи 89 и статьи 93 настоящей Конституции.

Кабинет Министров в своей деятельности ответственен перед Президентом Республики Узбекистан и Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом.

Порядок организации деятельности и компетенция Кабинета Министров определяются законом.

(Статья в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II) (См. Предыдущую редакцию)




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 25.12.2008 г. N ЗРУ-194



Предыдущая редакция части первой статьи 77


Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоит из ста двадцати депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе.




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 11.04.2007 г. N ЗРУ-89



Предыдущая редакция статьи 89


Статья 89. Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан. (Статья в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. N 470-II) (См. Предыдущую редакцию)



Предыдущая редакция пункта 15 статьи 93


15) назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Кенгашами народных депутатов. Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;



Предыдущая редакция части второй статьи 102


Хоким области и города Ташкента назначается и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан и утверждается соответствующим Кенгашем народных депутатов.




Редакции, предшествующие

Закону РУз от 24.04.2003 г. N 470-II


Предыдущая редакция главы ХVIII


ГЛАВА ХVIII. ОЛИЙ МАЖЛИС РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН


Статья 76. Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть.


Статья 77. Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе сроком на пять лет. (Часть в редакции Закона от 28.12.1993 г. N 989-XII)

Правом быть избранным в Олий Мажлис Республики Узбекистан обладают граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню выборов 25 лет.

Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты, определяются законом.


Статья 78. К исключительным полномочиям Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:

1) принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений;

2) принятие законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений;

3) определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие стратегических государственных программ;

4) определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан;

5) принятие в состав Республики Узбекистан новых государственных образований и утверждение решений о выходе их из состава Республики Узбекистан;

6) законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела;

7) законодательное регулирование вопросов административно-территориального устройства, изменение границ Республики Узбекистан;

8) принятие по представлению Кабинета Министров бюджета Республики Узбекистан и контроль за его исполнением, установление налогов и других обязательных платежей;

9) назначение выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан и местные представительные органы; образование Центральной избирательной комиссии;

10) назначение даты выборов Президента Республики Узбекистан по истечении срока его полномочий;

11) избрание Председателя Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей;

12) избрание Конституционного суда Республики Узбекистан;

13) избрание Верховного суда Республики Узбекистан;

14) избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;

15) по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

16) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности премьер-министра, его первого заместителя, заместителей премьер-министра, членов Кабинета Министров;

17) утверждение указов Президента республики о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей;

18) по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан;

19) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления;

20) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения;

21) ратификация и денонсация международных договоров и соглашений;

22) учреждение государственных наград и званий;

23) образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ;

24) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией.


Статья 79. Заседание Олий Мажлиса является правомочным, если в его работе участвует не менее двух третей общего числа всех депутатов.


Статья 80. На заседании Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его органов могут участвовать Президент Республики Узбекистан, премьер-министр и члены Кабинета Министров, председатели Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор республики, председатель правления Центрального банка.


Статья 81. По истечении срока своих полномочий Олий Мажлис Республики Узбекистан продолжает свою деятельность вплоть до начала работы Олий Мажлиса нового созыва.

Первое после выборов заседание Олий Мажлиса Республики Узбекистан созывается Центральной избирательной комиссией не позднее чем через два месяца после выборов.


Статья 82. Право законодательной инициативы в Олий Мажлисе Республики Узбекистан принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего органа государственной власти, депутатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, Генеральному прокурору Республики Узбекистан.


Статья 83. Олий Мажлис Республики Узбекистан принимает законы, постановления и другие акты. Для принятия закона необходимо большинство голосов всех депутатов Олий Мажлиса.

Опубликование законов и других нормативных актов является обязательным условием их применения.


Статья 84. Председатель Олий Мажлиса и его заместители избираются из числа депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан тайным голосованием.

Председатель Олий Мажлиса и его заместители ежегодно отчитываются перед Олий Мажлисом.

Одним из заместителей Председателя Олий Мажлиса является представитель Каракалпакстана - депутат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместители избираются на срок полномочий Олий Мажлиса.

Одно и то же лицо не может быть избрано Председателем Олий Мажлиса Республики Узбекистан более чем на два срока подряд.

Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть досрочно отозван по решению Олий Мажлиса Республики Узбекистан, принятому более чем двумя третями депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан тайным голосованием.


Статья 85. Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на обсуждение Олий Мажлиса;

2) созывает заседания Олий Мажлиса, формирует совместно с председателями комитетов и комиссий предложения к его повестке дня;

3) председательствует на заседаниях Олий Мажлиса;

4) координирует деятельность комитетов и комиссий Олий Мажлиса;

5) организует контроль за исполнением законов и постановлений Олий Мажлиса;

6) руководит работой по осуществлению межпарламентских связей и деятельностью групп, связанных с работой международных парламентских организаций;

7) представляет Олий Мажлису кандидатуры для избрания заместителей Председателя Олий Мажлиса, председателей комитетов и комиссий Олий Мажлиса;

8) по предложению председателей комитетов и комиссий вносит изменения в состав комитетов и комиссий с последующим внесением на утверждение Олий Мажлиса;

9) осуществляет повседневное руководство деятельностью печатных органов Олий Мажлиса;

10) утверждает уставы и составы редакционных коллегий печатных органов Олий Мажлиса и сметы расходов на их содержание;

11) назначает и освобождает от должности редакторов печатных органов Олий Мажлиса;

12) утверждает смету расходов на содержание депутатов и аппарата Олий Мажлиса;

13) подписывает постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.


Статья 86. Олий Мажлис избирает из числа депутатов комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Олий Мажлиса, контроля за исполнением законов и иных решений Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Олий Мажлис создает, в случае необходимости, депутатские, ревизионные и иные комиссии на постоянной или временной основе.


Статья 87. Депутатам, избранным в состав Олий Мажлиса, в установленном порядке возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью. Депутаты, работающие в Олий Мажлисе республики на постоянной основе, на период своих полномочий не могут занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, заниматься предпринимательской деятельностью.


Статья 88. Депутат Олий Мажлиса пользуется правом неприкосновенности. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Олий Мажлиса.



Предыдущая редакция статьи 89


Статья 89. Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан.

Президент Республики Узбекистан является одновременно Председателем Кабинета Министров.



Предыдущая редакция статьи 90


Статья 90. Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.

Президент Республики Узбекистан избирается гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Порядок выборов Президента определяется законом Республики Узбекистан.



Предыдущая редакция статьи 93


Статья 93. Президент Республики Узбекистан:

1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;

2) принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;

3) представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;

4) ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;

5) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей;

6) назначает и освобождает дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;

7) представляет Олий Мажлису республики ежегодно информацию о внутреннем и международном положении;

8) формирует аппарат исполнительной власти и руководит им, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики, образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Узбекистан с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Олий Мажлиса;

9) назначает и освобождает от должности премьер-министра, первого заместителя, заместителей премьер-министра, членов Кабинета Министров Республики Узбекистан, Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их Олий Мажлисом;

10) представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного суда, председателя и членов Верховного суда, председателя и членов Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

11) назначает и освобождает от должности судей областных, районных, городских и хозяйственных судов;

12) назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Советами народных депутатов; Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;

13) приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов;

14) подписывает законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис для повторного обсуждения и голосования. Если Олий Мажлис большинством в две трети голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон;

15) в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законом;

16) является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами республики, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;

17) объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

18) награждает орденами, медалями и грамотой Республики Узбекистан, присваивает квалификационные и почетные звания Республики Узбекистан;

19) решает вопросы гражданства Республики Узбекистан и предоставления политического убежища;

20) принимает акты об амнистии и осуществляет помилование граждан, осужденных судами Республики Узбекистан;

21) формирует службы национальной безопасности и государственного контроля, назначает и освобождает от должности их руководителей и решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или должностным лицам.



Предыдущая редакция статьи 95


Статья 95. При возникновении в составе Олий Мажлиса Республики Узбекистан непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу его нормальное функционирование, или неоднократного принятия им решений, противоречащих Конституции, Олий Мажлис может быть распущен решением Президента, принятым по согласованию с Конституционным судом. В случае роспуска Олий Мажлиса новые выборы его проводятся в течение трех месяцев.

Олий Мажлис не может быть распущен в период действия чрезвычайного положения.



Предыдущая редакция статьи 96


Статья 96. Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой Олий Мажлисом, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном заседании Олий Мажлиса из числа депутатов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан.



Предыдущая редакция статьи 97


Статья 97. Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Конституционного суда.



Предыдущая редакция статьи 98


Статья 98. Состав Кабинета Министров формируется Президентом Республики Узбекистан и утверждается Олий Мажлисом республики.

В состав Кабинета Министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан.

Кабинет Министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров в соответствии с действующим законодательством издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом.

Порядок организации деятельности и компетенция Кабинета Министров определяются законом.



Предыдущая редакция статьи 99


Статья 99. Представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения, а также районов, входящих в состав города) являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами, которые, исходя из интересов государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компетенции.



Предыдущая редакция статьи 101


Статья 101. Местные органы власти проводят в жизнь законы Республики Узбекистан, указы Президента, решения вышестоящих органов государственной власти, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и местного значения.

Решения вышестоящих органов, принятые в пределах предоставленной им компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими органами.

Срок полномочий Советов народных депутатов и хокимов - 5 лет.



Предыдущая редакция статьи 102


Статья 102. Представительную и исполнительную власть на соответствующей территории возглавляет хоким области, района и города.

Хоким области и города Ташкента назначается и освобождается от должности Президентом и утверждается соответствующим Советом народных депутатов.

Хокимы районов и городов назначаются и освобождаются от должности хокимом соответствующей области и утверждаются соответствующим Советом народных депутатов.

Хокимы районов в городах назначаются и освобождаются от должности хокимом соответствующего города и утверждаются городским Советом народных депутатов.

Хокимы городов районного подчинения назначаются и освобождаются от должности хокимом района и утверждаются районным Советом народных депутатов.



Предыдущая редакция статьи 103


Статья 103. Хоким области, района и города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за решения и действия руководимых им органов.

Организация деятельности, объем полномочий хокимов и местных Советов народных депутатов и порядок выборов местных Советов народных депутатов регулируются законом.



Предыдущая редакция статьи 107


Статья 107. Судебная система в Республики Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Каракалпакстан, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан избираемых сроком на пять лет, областных, Ташкентского городского, районных, городских и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.

Организация и порядок деятельности судов определяются законом.

Создание чрезвычайных судов не допускается.



Предыдущая редакция статьи 109


Статья 109. Конституционный суд Республики Узбекистан:

1) определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Олий Мажлисом Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

2) дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан - законам Республики Узбекистан;

3) дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан.

4) рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат.

Организация и порядок деятельности Конституционного суда определяются законом.



Предыдущая редакция статьи 110


Статья 110. Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Принимаемые им акты являются окончательными и обязательны для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом судебного надзора за деятельности Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных, городских и районных судов.



Предыдущая редакция статьи 112


Статья 112. Судьи независимы, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Неприкосновенность судей гарантируется законом.

Председатели и члены Верховного суда и Высшего хозяйственного суда не могут быть депутатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Судьи, в том числе и районные, не могут состоять членами политических партий и движений и занимать какую-либо другую оплачиваемую должность.

До истечения срока полномочий судья может быть освобожден от должности лишь по основаниям, указанным в законе.



Предыдущая редакция статьи 117


Статья 117. Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы. Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом.

Выборы Президента, представительных органов власти в Республике Узбекистан проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие 18 лет.

Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

Гражданин Республики Узбекистан не может быть одновременно депутатом более чем в двух представительных органах.

Порядок проведения выборов определяется законом.



Предыдущая редакция статьи 127


Статья 127. Изменения в Конституцию Республики Узбекистан вносятся законами, принятыми большинством, не менее, чем двумя третями от общего числа депутатов Олий Мажлиса республики.




































Время: 0.2078
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск