язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Информация. Информатизация. Связь/ Архивный фонд. Архивы/ Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации архивов (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 05.04.2012 г. N 101)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 05.04.2012 г. N 101



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке создания, реорганизации

и ликвидации архивов


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации архивов (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об архивном деле" и устанавливает единый порядок создания, реорганизации и ликвидации архивов.


2. Архивы в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативно-правовыми актами, а также настоящим Положением.


3. Архивы создаются в виде государственного и негосударственного архива (далее - архивы).


4. Архивы являются учреждениями и регистрируются в установленном порядке в качестве юридических лиц.

Архивы имеют свои банковские расчетные счета, печать, штамп и бланки, на которых отражается наименование соответствующего архива.



II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРХИВОВ


5. Основной целью создания архивов является организация хранения архивных документов, принятых от предприятий, учреждений, организаций (далее - организаций), а также от физических лиц.


6. Основными задачами архивов являются:

организация регулярного комплектования архива архивными документами, систематического учета и надлежащего хранения, создание условий для использования архивных документов;

разработка и принятие мер по обеспечению сохранности и доступности архивных документов;

оказание содействия для объективного отражения богатого культурного наследия республики;

создание архивных экспозиций о достижениях политической, гуманитарной, экономической, культурной и других сфер развития государства;

сохранение, изучение, пополнение и демонстрирование для граждан архивных документов, являющихся культурным наследием страны;

проведение работ по научному исследованию архивных документов и опубликованию их результатов;

эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий в сфере обеспечения сохранности и бережного использования архивных документов;

проведение научно-практических мероприятий, посвященных актуальным вопросам архивоведения, и распространение передового опыта;

создание необходимых условий для применения опыта мирового архивоведения.


7. Не допускается включение в сферу деятельности архивов оптовой и розничной торговли, организации общественного питания и других подобных видов услуг (работ), не свойственных архивному делу.



III. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ АРХИВОВ


§ 1. Создание государственных архивов


8. Государственный архив - учреждение, осуществляющее комплектование, учет, хранение и использование архивных документов, отнесенных к государственной части Национального архивного фонда, а также других архивных документов, находящихся в государственной собственности.

Отраслевой государственный архив - государственный архив, создаваемый министерствами, государственными комитетами и ведомствами, осуществляющими постоянное (бессрочное) хранение архивных документов, включенными в состав государственной части Национального архивного фонда.

9. В зависимости от масштаба функционирования государственные архивы подразделяются на следующие категории:

национальные архивы Узбекистана;

центральные государственные архивы Республики Каракалпакстан и города Ташкента;

областные государственные архивы;

городские государственные архивы;

районные государственные архивы;

областные государственные архивы документов по личному составу;

городские государственные архивы документов по личному составу;

районные государственные архивы документов по личному составу;

отраслевые государственные архивы.

Национальные архивы Узбекистана создаются Президентом Республики Узбекистан.

Центральные государственные архивы Республики Каракалпакстан и города Ташкента создаются соответственно Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Советом Министров Республики Каракалпакстан.

Областные, городские, районные государственные архивы и их филиалы создаются решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента соответственно по согласованию с Агентством "Узархив" Республики Узбекистан (далее - Агентство "Узархив") и Министерством финансов Республики Узбекистан.

Государственные архивы документов по личному составу создаются решениями хокимов соответствующих областей по согласованию с Агентством "Узархив".

Областные, городские, районные государственные архивы документов по личному составу могут создаваться на основе государственно-частного партнерства.

Отраслевые государственные архивы создаются в установленном порядке по предложению соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств, осуществляющих постоянное хранение документов Национального архивного фонда Республики Узбекистан.

10. Допускается, при необходимости, создание филиалов государственных архивов, которые ведут свою деятельность согласно положению о соответствующем государственном архиве, являющимся для данного филиала головным учреждением.

Государственные архивы и их филиалы осуществляют деятельность в соответствии с их положениями, согласованными с соответствующими органами государственной власти на местах, утверждаемыми Агентством "Узархив" или соответствующими территориальными управлениями по архивному делу.



§ 2. Создание негосударственных архивов


11. Негосударственный архив - учреждение, осуществляющее комплектование, учет, хранение и использование архивных документов, отнесенных к негосударственной части Национального архивного фонда, а также других архивных документов, не находящихся в государственной собственности.


12. Негосударственные архивы создаются на основании соответствующего решения собственников (учредителей).

Государственная регистрация негосударственного архива в качестве юридического лица производится в установленном порядке соответствующими органами государственной власти на местах только после предварительного согласования учредительных документов негосударственного архива (устав, учредительный договор, решение учредительного собрания) с Агентством "Узархив" или территориальным управлением по архивному делу.


13. Негосударственные архивы могут организовывать свои филиалы в установленном порядке по решению собственника негосударственного архива.

Филиалы негосударственных архивов не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их негосударственным архивом и действуют на основании утвержденных ими положений.



§ 3. Требования, предъявляемые к созданию

и деятельности архивов


14. Для создания архивов и начала осуществления их деятельности требуются следующие условия:

наличие материально-технической базы (металлических стеллажей, систем обеспечения температурно-влажностного режима в хранилищах, измерительных приборов), в том числе здания (помещений), средств охраны и противопожарных средств, отвечающих требованиям организации хранения и использования архивных документов;

наличие нормативно-правовых и методических баз для осуществления деятельности по архивному делу;

наличие специалистов по архивному делу, прошедших специальные курсы по организации деятельности архивов.


15. Осуществление деятельности архивов допускается только при наличии положительного заключения экспертно-проверочной комиссии соответствующего территориального управления по архивному делу по результатам обследования условий хранения архивных документов и обеспеченности архива.

Экспертно-проверочные комиссии создаются только при территориальных управлениях по архивному делу,экспертно-проверочные методические комиссии создаются при национальных архивах Узбекистана.


IV. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ

И ЛИКВИДАЦИИ АРХИВОВ


16. Реорганизация и ликвидация архивов осуществляются в установленном законодательством порядке.

При реорганизации негосударственных архивов собственник (учредитель) обязан направить информацию о состоянии архивных документов (местонахождение, состав, количество и распределение) в соответствующее территориальное управление по архивному делу не позднее чем за 3 месяца до начала реорганизации.

При реорганизации архива цели его деятельности не меняются.


17. При ликвидации государственного архива все находящиеся в его ведении архивные документы, взятые на учет в Государственном каталоге Национального архивного фонда и зарегистрированные в основных учетных документах, полностью передаются в соответствующие государственные архивы.


18. При ликвидации негосударственного архива собственники (учредители) архива обязаны принять соответствующие меры для своевременной передачи архивных фондов данного архива другим архивам в установленном порядке.

Все расходы, связанные с передачей и дальнейшим хранением архивных документов в другой архив, осуществляются за счет собственных средств ликвидируемого архива и/или его собственников.


19. В целях обеспечения сохранности архивных документов и решения вопроса о месте их дальнейшего хранения в состав комиссий, образуемых для передачи дел и имущества, в обязательном порядке включается представитель соответствующего территориального управления по архивному делу.


20. При ликвидации архивов запрещается распределение отдельно взятого архивного фонда между различными архивами, в том числе ведомственными архивами, разделяя архивный фонд.


21. Архив, принявший архивные документы, в том числе основные учетные документы ликвидированного архивного фонда, должен осуществить регистрацию принятых архивных документов и обеспечить целостность его хранения.


22. Руководитель архива несет персональную ответственность за сохранность и целостность архивных документов, принятых на хранение и подлежащих передаче в другие архивы.



V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


23. Споры в области организации и осуществления деятельности архивов рассматриваются в установленном законодательством порядке.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2012 г., N 15, ст. 168


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2012 г., N 4, ст. 23