язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Утратившие силу акты/ Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов / Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 10.10.1991 г. N 370-XII "О порядке введения в действие Закона Узбекской ССР "О статусе народных депутатов в Узбекской ССР"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО  СОВЕТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

10.10.1991 г.

N 370-XII



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ, ОБСУЖДЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

ЗА ИХ ИСПОЛНЕНИЕМ

Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить Правила подготовки, обсуждения законодательных актов Республики Узбекистан и организации контроля за их исполнением (прилагаются).


2. Комиссиям, комитетам, Секретариату Верховного Совета Республики Узбекистана, Кабинету Министров при Президенте Республики Узбекистан, министерствам и ведомствам республики при разработке проектов законодательных актов обеспечить строгое выполнение требований указанных Правил.



Председатель Верховного Совета

Республики Узбекистан                                                   Ш. Юлдашев






УТВЕРЖДЕНЫ

Постановлением Президиума

Верховного Совета РУз

от 10.10.1991 г. N 370-ХII



ПРАВИЛА

подготовки, обсуждения законодательных

актов Республики Узбекистан и организации

контроля за их исполнением


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Задачи Правил


Настоящие Правила определяют порядок подготовки проектов законов Республики Узбекистан, а также проектов постановлений Верховного Совета Республики Узбекистан, постановлений Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан нормативного характера органами, организациями и лицами, обладающими правом законодательной инициативы.

Настоящие Правила распространяются и на деятельность министерств, государственных комитетов, ведомств Республики Узбекистан, других государственных и общественных органов, осуществляющих разработку проектов законодательных актов Республики Узбекистан по поручению или рекомендации Верховного Совета Республики Узбекистан, его Президиума, Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан либо по собственной инициативе.



Статья 2. Демократические начала подготовки проектов

законодательных актов Республики Узбекистан


Подготовка проектов законодательных актов Республики Узбекистан осуществляется на основе гласности, изучения и учета общественного мнения активного участия народных депутатов Республики Узбекистан, государственных и общественных органов Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов и общественности. К подготовке проектов привлекаются научные учреждения, ученые, специалисты и юридические службы соответствующих отраслей народного хозяйства.

Проекты законодательных актов Республики Узбекистан могут быть в установленном законом порядке вынесены на народное обсуждение.



Статья 3. Обеспечение соответствия проектов

принципам республиканского законодательства и

международным договорам Республики Узбекистан


При подготовке проектов законодательных актов Республики Узбекистан учитываются разграничение компетенции Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, полномочия Верховного Совета Республики Узбекистан и его Президиума, система и принципы республиканского законодательства, а также международные договоры Республики Узбекистан.



Статья 4. Обеспечение качества проектов


Государственные и общественные органы, осуществляющие разработку проекта законодательного акта Республики Узбекистан, обязаны обеспечить качественную и своевременную его подготовку в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Проект должен быть всесторонне обоснованным, исходить из потребностей общества, наиболее полно отражать интересы личности и государства.

В проектах должны предусматриваться конкретные права и обязанности государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан, меры ответственности за нарушения нормативных предписаний.



Статья 5. Изучение эффективности законодательства


Министерства, государственные комитеты и ведомства Республики Узбекистан в порученной им отрасли или сфере управления, республиканские органы общественных объединений в соответствии со своими уставными задачами организуют изучение практики применения законодательства и его эффективности и при необходимости разрабатывают предложения по его совершенствованию.



ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Статья 6. Деятельность Президиума Верховного Совета Республики

Узбекистан в связи с организацией работы по подготовке проектов


Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан в связи с организацией работы по подготовке проектов законодательных актов Республики Узбекистана:

1) организует в соответствии с Регламентом Верховного Совета Республики Узбекистана планирование работы по подготовке проектов, осуществляет общий контроль за выполнением планов;

2) дает поручения и рекомендации о разработке проектов комитетам и комиссиям Верховного Совета Республики Узбекистан, государственным и общественным органам; рассматривает концепции по проектам законодательных актов; заслушивает сообщения комитетов и комиссий, государственных общественных органов о ходе подготовки проектов;

3) оказывает народным депутатам Республики Узбекистан необходимую помощь и содействие в работе по подготовке проектов;

4) выносит проекты в соответствии с законом на народное обсуждение;

5) передает проекты для предварительного или дополнительного рассмотрения в соответствующие комитеты и комиссии Верховного Совета Республики Узбекистан и одновременно в Комитет по вопросам законодательства, законности правопорядка, определив головной комитет или комиссию для подготовки заключения;

6) заслушивает сообщения государственных и общественных органов о практике применения и эффективности действующего законодательства, работе по его совершенствованию;

7) осуществляет контроль за своевременным обеспечением народных депутатов Республики Узбекистан проектами законодательных актов, вносимых на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан, другими необходимыми материалами по проектам; передает полученные от депутатов замечания, предложения в соответствующие комитеты и комиссии либо в орган, внесший законодательный акт;

8) возвращает проект законодательного акта органу, внесшему его, в случае нарушения требований настоящих Правил;

9) в необходимых случаях объявляет конкурс по подготовке проектов законодательных актов;

10) осуществляет иные полномочия в связи с организацией работы по подготовке проектов.



Статья 7. Деятельность комитетов и комиссий Верховного

Совета Республики Узбекистан по подготовке проектов


Комитеты и комиссии Верховного Совета Республики Узбекистан в связи с подготовкой проектов:

1) разрабатывают проекты законодательных актов по собственной инициативе и вносят их на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан;

2) создают специальные комиссии или рабочие группы для подготовки или предварительного рассмотрения проекта по согласованию с Президиумом Верховного Совета или с руководством Верховного Совета;

3) запрашивают по проектам мнение Президиума Верховного Совета Республики Каракалпакстан, местных Советов народных депутатов, Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан, государственных и общественных органов Республики, Академий наук Республики Узбекистан, других научных учреждений;

4) обобщают и рассматривают поступившие по проектам предложения.



Статья 8. Деятельность Кабинета Министров при Президенте

Республики Узбекистан в связи с подготовкой проектов


Кабинет Министров при Президенте Республики Узбекистан в связи с подготовкой проектов:

1) осуществляет разработку проектов законодательных актов по собственной инициативе либо по поручению Верховного Совета Республики Узбекистан или его Президиума;

2) дает поручения министерствам, государственным комитетам и ведомствам республики о подготовке проектов, объединяет и направляет работу по их подготовке;

3) запрашивает мнение Совета Министров Республики Каракалпакстан министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан других государственных и общественных органов по проектам законодательных актов Республики Узбекистан;

4) вносит в Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан рекомендации о целесообразности вынесения проекта на народное обсуждение;

5) направляет проекты законодательных актов Республики Узбекистан на отзыв в Академию наук республики, другие научные учреждения;

6) заслушивает сообщения министерств, государственных комитетов ведомств Республики Узбекистан о практике применения действующего законодательства Республики Узбекистан и результатах изучения его эффективности.



Статья 9. Деятельность народного депутата

Республики Узбекистан в связи с подготовкой проектов


Народный депутат Республики Узбекистан в связи подготовкой проекта:

1) может вносить в Верховный Совет Республики Узбекистан, Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан или в комитеты и комиссии Верховного Совета предложения о разработке проектов;

2) при подготовке проекта вправе обращаться за содействием в соответствующие государственные и общественные органы, которые обязаны оказать ему помощь в разработке проекта, других необходимых документов, обеспечении информационными, справочными материалами;

3) участвует в работе комиссий и рабочих групп, образуемых Президиумом Верховного Совета Республики Узбекистан или комиссиями и комитетами Верховного Совета для подготовки проектов;

4) обобщает поступившие к нему предложения избирателей по вопросам совершенствования законодательства, учитывает их в своей работе или доводит до сведения Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан или Министерства юстиции Республики Узбекистан;

5) информирует избирателей о ходе работы над проектами.



Статья. 10. Деятельность Министерства юстиции

Республики Узбекистан в связи с подготовкой проектов


Министерство юстиции Республики Узбекистан в связи с подготовкой проектов:

1) подготавливает по поручению вышестоящих органов и по собственной инициативе проекты законодательных актов Республики Узбекистан, участвует совместно с другими государственными и общественными органами в подготовке проектов;

2) в соответствии с поручениями Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан или Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан, по запросам комиссий и комитетов дает юридические заключения по проектам законодательных актов Республики Узбекистан;

3) координирует работу министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, осуществляющих в соответствии с поручениями подготовку проектов законодательных актов Республики Узбекистан, оказывает методическую помощь государственным и общественным органам, ведущим подготовку проектов законодательных актов Республики Узбекистан, в том числе перечней законодательных актов, утративших силу;

4) в необходимых случаях информирует Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан, Кабинет Министров при Президенте Республики Узбекистан по вопросам разработки проектов нормативных актов, связанных с применением нового законодательного акта Республики Узбекистан.



ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Статья 11. Образование комиссий

или рабочих групп по подготовке проектов


Для работы над проектом законодательного акта Республики Узбекистан могут создаваться подготовительные комиссии, рабочие и редакционные группы.

В состав подготовительных комиссий, образуемых Верховным Советом Республики Узбекистан, его Президиумом или комитетами и комиссиями Верховного Совета включаются народные депутаты Республики Узбекистан, представители государственных, общественных и иных органов и организаций, научных учреждений, другие специалисты, работники Секретариата Верховного Совета и местных Советов народных депутатов.

Государственный или общественный орган, на который возложена ответственность за организацию подготовки проекта законодательного акта Республики Узбекистан, может образовывать комиссию из представителей органов - участников разработки проекта, других заинтересованных государственных общественных органов, трудовых коллективов, научных учреждений, специалистов и ученых.

До начала работы над проектом комиссией либо органами (органом), осуществляющими его подготовку, разрабатывается концепция проекта, определяются его цели, сфера действия, структура, место акта в системе законодательства.

Министерства, государственные комитеты и ведомства, предприятия, учреждения, организации по просьбе органов, ведущих подготовку проектов, дают заключения по отдельным вопросам проекта, относящимся к их ведению, выделяют специалистов для консультирования, представляют необходимые материалы по проблемам, возникающим в ходе разработки проектов.



Статья 12. Изучение практики применения законодательства

и общественного мнения при подготовке проекта


При подготовке проекта законодательного акта комитеты и комиссии Верховного Совета Республики Узбекистан, государственные и общественные органы:

1) изучают и учитывают практику применения действующего законодательства Республики Узбекистан по теме проекта, выявляют общественную потребность в правовом регулировании, причины и условия, влияющие на эффективность законодательства;

2) обобщают и используют предложения государственных органов и общественных организаций, трудовых коллективов и граждан, материалы средств массовой информации, рекомендации научных учреждений, ученых и специалистов о совершенствовании законодательства, данные других средств выявления общественного мнения;

3) учитывают опыт законодательного регулирования в других государствах.



Статья 13. Определение вида законодательного

акта Республики Узбекистан


В зависимости от характера и особенностей регулируемых отношений проект законодательного акта подготавливается в виде проекта Закона Республики Узбекистан, постановления Верховного Совета Республики Узбекистан или постановления Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.



Статья 14. Согласование проекта


Проект может направляться органом, ответственным за организацию подготовки проекта, на отзыв заинтересованным государственным и общественным органам Республики Узбекистан, Президиуму Верховного Совета Республики Каракалпакстан, местным Советам народных депутатов, научным учреждениям, которые сообщают свои предложения и замечания по проекту.

Предложения и замечания, внесенные на предварительном обсуждении проекта или изложенные в отзывах на него, рассматриваются и обобщаются при дальнейшей работе над проектом.



Статья 15. Обоснование подготовленного проекта


Одновременно с внесением проекта законодательного акта Республики Узбекистан представляется обоснование необходимости его принятия и предполагаемых результатов применения, перечисляются государственные и общественные органы, с которыми проект согласован. При представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование.

Руководитель государственного или общественного органа - участника подготовки проекта, имеющий возражения по нему, излагает мотивированное мнение по существу положений, с которыми он не согласен.



Статья 16. Разработка проектов нормативных актов

Республики Узбекистан, связанных с принятием

законодательного акта


Подготовка проекта законодательного акта Республики Узбекистан и разработка проектов нормативных актов, необходимых для его применения (о порядке введения в действие, правительственные и ведомственные нормативные акты и т. п.), предложений о соответствующих изменениях, дополнениях или признании утратившими силу ранее принятых актов законодательства осуществляются, как правило, одновременно. Эти нормативные акты принимаются одновременно с принятием нового законодательного акта или до введения его в действие либо в возможно короткий срок после его утверждения.

Предложения об изменениях и признании утратившими силу действующих законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием нового акта включаются в виде норм в текст проекта этого акта, а также могут оформляться в качестве приложения к новому акту. В случае, когда подготовка предложений об изменениях и дополнениях законодательных актов требует значительного времени, принимается отдельный законодательный акт по данному вопросу. При необходимости внесения в действующий законодательный акт Республики Узбекистан значительного числа изменений или дополнений может подготавливаться проект этого акта в новой редакции.



Статья 17. Независимая экспертиза

проекта законодательного акта


В случае необходимости по решению Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан проекты законодательных актов подлежат экспертной оценке. Экспертиза проводится после завершения работы над ним в комитете, комиссии, получения отзывов всех заинтересованных организаций, согласования и обсуждения проекта в комитетах, комиссиях, опубликования его в печати, подведения итогов состоявшегося обсуждения.

К проведению экспертизы законопроектов привлекаются высококвалифицированные специалисты из числа ученых, практических работников, других лиц, в том числе проживающих и работающих в других регионах, не принимавших участия в разработке законопроектов и не представлявших отзыв по данному законопроекту.

По результатам экспертизы проекта экспертная группа представляет соответствующее заключение.

При несогласии с выводами экспертизы комитет, комиссия, разработавшие законопроект, могут отстаивать свою точку зрения на заседании Президиума Верховного Совета и в Верховном Совете Республики Узбекистан.

Если будет признано, что подготовленный законопроект по своей направленности, содержанию, форме, иным качественным показателям не отвечает постановленным перед разработчиками задачам, Президиум Верховного Совета может принять решение о роспуске рабочей группы по подготовке данного законопроекта и о формировании ее в новом составе.



Статья 18. Проведение законодательного эксперимента


Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан по своей инициативе по предложению органов, организаций и лиц, обладающих правом законодательной инициативы, может решить вопрос о временном введении, в порядке эксперимента, нового законодательного регулирования на отдельной территории в отрасли народного хозяйства в целях изучения его эффективности. В этом случае он поручает соответствующим государственным органам проведение такого эксперимента.

С учетом результатов эксперимента подготавливается проект соответствующего законодательного акта.



ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

АКТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Статья 19. Содержание и структура проекта


В проекте законодательного акта Республики Узбекистан нормативные предписания излагаются в виде статей. К статьям кодексов и других законов Республики Узбекистан, как правило, даются заголовки. В одну статью включаются одно или несколько тесно связанных между собой предписаний.

Проекты крупных законодательных актов Республики Узбекистан подразделяются на разделы и главы, а статьи - на части и пункты. Разделы, главы, статьи, части и пункты статей проекта располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы проекта.

Для разъяснения целей и мотивов издания законодательного акта Республики Узбекистан изложению нормативных предписаний может предшествовать вступительная часть (преамбула).

Положения проекта законодательного акта Республики Узбекистан должны быть четкими и ясными. Используемые в проекте понятия и термины употребляются единообразно в соответствии с их значением, принятым в действующем законодательстве с тем, чтобы исключить возможность различного толкования, в необходимых случаях дается краткое определение специальных терминов, понятий, применяются общепринятые сокращения и даются пояснения других сокращений.

Включение в текст проекта отсылок к актам действующего законодательства допускается лишь в исключительных случаях.

Государственные и общественные органы на стадии завершения работы над проектом обеспечивают общее редактирование его текста и соблюдение установленных требований для ввода текста акта в автоматизированные информационные системы.



Статья 20. Реквизиты проекта


Проект законодательного акта Республики Узбекистан должен содержать следующие реквизиты: обозначений вида акта - закон Республики Узбекистан, постановление Верховного Совета Республики Узбекистан, постановление Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан, наименование, отражающее его основное содержание, подписи - Президента Республики Узбекистан, Председателя Верховного Совета Республики Узбекистан.

В проекте законодательного акта Республики Узбекистан в необходимых случаях указываются срок и порядок вступления его в силу.



ГЛАВА V. ВНЕСЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

АКТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Статья 21. Внесение проектов


Органы, организации и лица, обладающие правом законодательной инициативы, вносят проекты законов и иных законодательных актов Республики Узбекистан на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан или представляют их в Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан в соответствии с Регламентом Верховного Совета Республики Узбекистан.

Проекты законодательных актов Республики Узбекистан, подготовленные министерствами, государственными комитетами, другими подведомственными Кабинету Министров при Президенте Республики Узбекистан органами в соответствии с поручениями о разработке таких проектов, а также по собственной инициативе, представляются на рассмотрение Кабинета Министров, если иное не предусмотрено поручением о подготовке проекта.

Проект законодательного акта Республики Узбекистан с учетом результатов предварительного рассмотрения, а также в случае нарушения требований настоящих Правил может быть возвращен соответствующему министерству, государственному комитету или ведомству для доработки.



Статья 22 Заключительные стадии

предварительной подготовки законопроектов


Завершенный подготовкой законопроект вносится рабочей группой на обсуждение пленарного заседания головного и других комитетов и комиссий, участвовавших в его разработке. В нужных случаях такое обсуждение может проводиться на совместном заседании всех комитетов и комиссий Верховной Совета или их представителей.

Президиум Верховного Совета по докладу головного комитета и независимой экспертной группы принимает решение рекомендовать Верховному Совету Республики Узбекистан включить обсуждение законопроекта в повестку дня сессии Верховного Совета либо о продолжении работы над ним, либо о его отклонении.

Принимая решение рекомендовать Верховному Совету Республики Узбекистан включить обсуждение законопроекта в повестку дня сессии, Президиум одновременно решает вопрос о докладчике, представляющем законопроект на сессии Верховного Совета.



ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ

НАРОДНЫМИ ДЕПУТАТАМИ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН


Статья 23. Обсуждение законопроекта

народными депутатами Республики Узбекистан


В период между принятием решения Президиума об одобрении проекта законодательного акта и открытием сессии Верховного Совета Республики Узбекистан комитеты и комиссии совместно с Секретариатом с выездом в Республику Каракалпакстан и области организуют обсуждение проекта народными депутатами Республики Узбекистан в следующем порядке:

1) по приезде в Республику Каракалпакстан или область проект размножается и вручается для ознакомления народным депутатам Республики Узбекистан, руководителям местных Советов народных депутатов, а при необходимости - работникам и специалистам других учреждений;

2) проводится встреча с народными депутатами Республики Узбекистан от Республики Каракалпакстан или области с приглашением заинтересованных должностных лиц.

Член комитета, комиссии знакомит присутствующих с концепцией проекта законодательного акта, целями, которые он преследует, новыми положениями, отличающими его от действующего законодательства, а также с работой, проведенной в ходе подготовки проекта, и участниками подготовки. Тезисы для вступления перед депутатами готовятся головным комитетом и соответствующим отделом Секретариата.

Присутствующие ориентируются на глубокое ознакомление с проектом, выработку своего отношения к нему, на то, чтобы продумать, какие меры следует осуществить после принятия закона для его реализации;

3) объявляется перерыв на 2-3 дня. В этот период народные депутаты Республики Узбекистан встречаются с избирателями, посещают трудовые коллективы, где информируют население о проекте, предстоящем его обсуждении в Верховном Совете Республики Узбекистан и учитывают высказанные мнения;

4) после перерыва председатели Верховного Совета Республики Каракалпакстан, областного, Ташкентского городского Советов народных депутатов организуют обсуждение проекта законодательного акта. В ходе его тщательно учитываются все поступившие замечания и предложения;

5) поступившие замечания и предложения к проекту работниками Секретариата обобщаются и сводятся в таблицу. По возвращении из области таблица передается в головной комитет, где каждое предложение анализируется и принимается соответствующее решение. В дальнейшем этот материал доводится до сведения участников сессии.



ГЛАВА VII. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

АКТОВ В ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.

ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНОВ, ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ

АКТОВ И ДОВЕДЕНИЕ ИХ ДО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ


Статья 24. Обсуждение проектов законодательных актов

в Верховном Совете Республики Узбекистан


Обсуждение проектов законодательных актов, внесенных в Верховный Совет Республики Узбекистан, осуществляется в соответствии с положениями Регламента Верховного Совета Республики Узбекистан.



Статья 25. Опубликование законов

и доведение их до исполнителей


В соответствии с законодательством Республики Узбекистан законы Республики Узбекистан, иные акты Верховного Совета Республики Узбекистан после их принятия публикуются для всеобщего сведения на узбекском, русском языках, а для Республики Каракалпакстан - и на каракалпакском языке в республиканской печати, обнародуются по телевидению и радио.

Одновременно с текстом закона публикуются постановления о порядке введения закона в действие.

Опубликование законов и других нормативных актов является обязательным условием их применения.

Соответствующие подразделения Секретариата Верховного Совета принимают меры к своевременному опубликованию текстов законов и других актов, принятых Верховным Советом в средствах массовой информации и доведению их до исполнителей.

В необходимых случаях комитеты, комиссии, отделы Секретариата организуют разъяснение основных положений законов и практических мер, направленных на их реализацию, среди соответствующих категорий работников министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, местных Советов народных депутатов, других организаций, а также выступления народных депутатов, специалистов, ученых в печати, по телевидению, радио с разъяснением принятых законов.



ГЛАВА VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ


Статья 26. Осуществление контроля


Комитеты и комиссии Верховного Совета Республики Узбекистан, отделы Секретариата одновременно с окончательным вариантом проекта законодательного акта представляют в Президиум Верховного Совета план мероприятий по организации контроля исполнения законодательного акта после его принятия.

Контроль за исполнением закона осуществляется народными депутатами, входящими в состав комитета, комиссии, в том числе и не работающими в Верховном Совете на постоянной основе, а также соответствующими отделами Секретариата.

Комитет, комиссии могут поручить контроль за проведением в жизнь закона специальной сформированной для этой цели группе членов комитета, комиссии.



Статья 27. Формы и методы осуществления контроля


При осуществлении контроля народными депутатами и работниками Секретариата изучаются деятельность местных Советов народных депутатов, иных государственных органов и юридических лиц по применению законодательного акта, а также исполнение поручений, содержащихся в них, выявляются и уминаются имеющиеся в этом деле недостатки, принимаются меры к их устранению.

Комитетами, комиссиями, отделами Секретариата Верховного Совета Республики Узбекистан может быть затребована информация от государственных общественных органов о практике применения законодательного акта и его эффективности.



Статья 28. Реализация итогов изучения

исполнения законодательных актов


Итоги изучения вопросов, связанных с ходом исполнения законов, сообщения государственных органов, а также соответствующие рекомендации используются в практической работе комитета, комиссии и могут вноситься на обсуждение Президиума, комитета или комиссии Верховного Совета Республики Узбекистан. В необходимых случаях подготавливаются предложения по совершенствованию республиканского законодательства.



Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан,

1991 г., N 12, ст. 290