язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Утратившие силу акты/ Население/ Методика проведения и подведения итогов выборочного статистического обследования численности населения (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 14.03.2011 г. N 71)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 14.03.2011 г. N 71



МЕТОДИКА

проведения и подведения итогов

выборочного статистического обследования

численности населения


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫБОРОЧНОГО

СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ


1. Целью выборочного статистического обследования численности населения (далее - обследование) является определение более точной численности постоянного населения республики, а также уточнение данных текущего учета демографических явлений.


2. Основными задачами обследования являются:

оценка данных текущего учета демографических явлений;

расширение системы показателей по статистике демографии;

совершенствование методов организации сбора сведений о населении;

создание необходимой информационной основы для существенного повышения качества демографических расчетов и анализа.



II. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ


3. Обследованием будет охвачено 10 процентов численности населения по всей территории республики.

Обследование проводится в каждом районе и городе республики путем сплошного подворового обхода в отобранных городских, сельских населенных пунктах и махаллях (далее - населенные пункты) и опроса проживающих лиц на основе специальной анкеты обследования (далее - анкета) по форме согласно приложению 1 к настоящей Методике.

Порядок заполнения анкеты определен в соответствии с приложением 2 к настоящей Методике.


4. Для проведения обследования Государственным комитетом по статистике Республики Узбекистан (далее - Госкомстат) методом представительной случайной выборки в каждом районе и городе республики определяется конкретный список населенных пунктов для проведения обследования с учетом охвата 10 процентов населения.


5. Учету при выборочном обследовании подлежит население (независимо от гражданства), постоянно проживающее на территории указанных населенных пунктов, включая временно отсутствующих.

Постоянным местом жительства считается дом или квартира, где опрашиваемый был зарегистрирован (прописан) в установленном порядке.


6. При обследовании также учитываются:

лица, временно находящиеся на момент опроса на территории этих населенных пунктов, но постоянно проживающие за границей, лица без гражданства и иностранные граждане;

лица, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в том числе которые на момент опроса находятся на закрытой территории;

лица, находящиеся в местах предварительного заключения, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;

лица, находящиеся в институциональных учреждениях социального назначения (дома "Мехрибонлик", специализированные школы и профессиональные колледжи для детей, нуждающихся в особых условиях содержания, воспитания и образования, дома-интернаты "Саховат" и "Мурувват", больницы для страдающих хроническими заболеваниями и другие).


7. Не подлежат учету при обследовании следующие категории иностранных граждан, проживающие по обследуемым адресам (домов, квартир):

работающие в представительствах иностранных государств в Республике Узбекистан, а также проживающие с ними члены их семей;

работающие в представительствах международных организаций;

прибывшие в Республику Узбекистан в составе делегаций иностранных государств или международных организаций;

находящиеся в Республике Узбекистан с целью туризма.



III. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ПОЛОЖЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ


8. Обеспечение своевременного и качественного выполнения мер, связанных с организацией и проведением обследования, координация и мониторинг работ по проведению обследования, анализ его результатов осуществляется Республиканской комиссией по проведению выборочного статистического обследования численности населения.


9. В целях безусловной и качественной реализации в установленные сроки на территориях республики подготовительных мероприятий и проведения обследования при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента создаются территориальные комиссии по проведению выборочного статистического обследования численности населения.

Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента принимаются соответствующие решения по организации подготовительных мероприятий и проведению обследования с указанием конкретных мер и ответственных исполнителей.

Хокимиятами районов и городов совместно с органами государственной статистики составляется полный список населенных пунктов с указанием численности проживающего в них постоянного населения. При этом в расчет принимаются данные государственной статистики о численности постоянного населения.

Списки всех населенных пунктов с указанием численности проживающего в них постоянного населения, полученные от хокимиятов районов и городов, обобщаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента и представляются в Республиканскую комиссию.


10. Обследование проводится в населенных пунктах по списку, сформированному Госкомстатом на основе представительной случайной выборки и утвержденному Республиканской комиссией.


11. В целях обеспечения полного и сплошного охвата населения хокимиятами районов и городов совместно с территориальными органами Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и другими организациями проводится инвентаризация и упорядочение указательных табличек названий улиц и нумерации домов, квартир обследуемых населенных пунктов.


12. Органами самоуправления граждан отобранных населенных пунктов составляются списки адресов, с указанием количества проживающих по каждому дому (квартире), для обеспечения полного охвата численности населения в обследуемом населенном пункте.


13. Хокимиятами районов и городов совместно с территориальными органами государственной статистики организуется отбор контингента лиц, осуществляющих сбор данных (анкетирование), из числа работников органов статистики, преподавателей и студентов старших курсов высших образовательных учреждений, учителей академических лицеев, профессиональных колледжей и общеобразовательных школ. При этом место проживания работника должно быть удобным для посещения обследуемого населенного пункта.

Контингент лиц, осуществляющих сбор данных, определяется из расчета в среднем по 50 опрашиваемых в день.

При отборе контингента лиц необходимо обеспечивать привлечение в процесс сбора данных современно мыслящих лиц, обладающих инициативностью, ответственностью и способных обеспечить выполнение поставленных задач.

Отобранный контингент лиц обеспечивается именным знаком (удостоверением), удостоверенным начальником территориального управления статистики.


14. Госкомстатом и Институтом социальных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан:

осуществляется подготовка супервайзеров (инструкторов-контролеров), обеспечивающих координацию проведения опроса в каждом населенном пункте, из числа работников органов статистики и Института социальных исследований;

совместно с хокимиятами районов и городов на местах организуется обучение контингента лиц, отобранных для сбора данных. В учебных семинарах предусматривается проведение практических занятий по пробному заполнению анкет, с последующим анализом ошибок и разъяснением возникающих затруднений. Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе.


15. Контингенту лиц, участвующих в сборе данных, выплачивается вознаграждение за счет средств, выделенных Госкомстату для финансирования мероприятий по проведению обследования населения.



IV. ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ


16. Обследование в населенных пунктах проводится специально отобранным контингентом лиц (далее - интервьюер) путем сплошного подворового обхода на основе списков адресов строго в установленные сроки.

В целях обеспечения доверия со стороны населения к интервьюерам, соблюдения общественного порядка и безопасности во время проведения обследования опрос интервьюерами осуществляется в присутствии сотрудника органов внутренних дел или представителя местных органов самоуправления граждан.


17. До начала опроса опрашиваемым разъясняются цель и задачи проводимого обследования, уточняется количество лиц, проживающих по адресу, в котором проводится обследование.

При проведении опроса все ответы заполняются только со слов опрашиваемых, при этом документы не проверяются.

Анкета заполняется на каждого члена семьи отдельно. При отсутствии каких-либо членов семьи во время проведения опроса ответы за них могут быть получены от других совершеннолетних членов семьи.


18. Заполненные анкеты интервьюерами ежедневно после окончания опроса представляются супервайзеру.


19. Супервайзеры в течение всего периода:

ежедневно принимают от интервьюеров заполненные анкеты;

проверяют полноту охвата и численность населения, учтенного обследованием;

контролируют полноту и правильность заполнения интервьюером анкет, проводят логический контроль ответов на вопросы анкеты;

оказывают интервьюерам практическую помощь по вопросам, возникающим в процессе обследования;

методом опроса проводят выборочный контрольный обход домашних хозяйств, обследованных интервьюерами.

Все заполненные анкеты, принятые от интервьюеров после окончания обследования в населенных пунктах, представляются супервайзером во временные Центры автоматизированной обработки анкет.



V. ОБОБЩЕНИЕ И ПОДГОТОВКА

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ


20. Территориальные управления статистики осуществляют:

комплектование заполненных анкет по населенным пунктам;

нумерацию анкет по каждому населенному пункту;

кодирование ответов на вопросы анкет, записанных словами;

ввод кодированных данных в территориальную электронную базу данных с использованием специального программного обеспечения;

автоматизированную обработку материалов;

первичный контроль и анализ электронной информации;

обобщение полученных результатов по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту;

представление обобщенных электронных данных в Госкомстат.

Для обработки заполненных анкет обследования территориальными управлениями статистики, исходя из количества обрабатываемых анкет, на договорной основе дополнительно привлекается необходимое количество специалистов по вводу данных.

Территориальными управлениями статистики оригиналы заполненных анкет после их обработки передаются для постоянного хранения в Госкомстат.


21. Госкомстат осуществляет:

формирование электронной базы данных результатов обследования по республике на основе информации, полученной от территориальных управлений статистики;

логический контроль результатов обследования;

анализ результатов обследования;

сопоставление полученных данных с данными текущего учета населения;

расчет окончательных статистических показателей населения;

представление итоговых данных в Республиканскую комиссию.

При формировании окончательных статистических показателей населения результаты выборочного обследования распространяются на все население согласно специально разработанной Госкомстатом методике.


22. Республиканская комиссия:

рассматривает представленные Госкомстатом результаты обследования и текущего учета;

на основе анализа поступившей информации принимает решения о внесении соответствующих изменений в статистические показатели населения Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента;

по результатам обследования представляет в Кабинет Министров информацию об изменениях, вносимых в статистические данные о численности населения.


23. Принятые Республиканской комиссией решения являются основанием для организации дальнейшего текущего учета и статистических расчетов численности постоянного населения, а также других демографических показателей.


24. Расчет сумм вознаграждения лицам, участвовавшим в сборе, вводе и обработке данных обследования, осуществляется в порядке, определяемом Госкомстатом по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Методике

    

         



Сўровнома рақами/

N анкеты:

  

   










ТАНЛАМА КУЗАТУВ СЎРОВНОМАСИ

Анкета выборочного обследования


      










Кўча номи, уй, хонадон рақами/

Название улицы, N дома, квартиры






   










01

Жинси/

Пол

1

аёл/

жен.


2

эркак /

муж.



   










02

Миллати/

Национальность




   










03

Туғилган санаси/

Дата рождения

кун, ой, йил/

день, мес., год




   










04

Фуқаролиги/

Гражданство




   










05

Доимий рўйхатда турадиган жойи/

Постоянное место прописки







   




давлат/

государство

:



   




ҳудуд/

территория

:



   




туман, шаҳар/

район, город

:



  











шаҳарча, қишлоқ аҳоли пункти, овул/

г.п., снп, аул

:



   










06

Оилавий аҳволи/

Семейное положение

1

никоҳда/

в браке


2

никоҳда бўлмаган /

не состоял(а) в браке


       













3

бева киши (аёл)/

вдовец (вдова)


4

ажрашган /

разведен(а)




      










07

Маълумоти/

Образование

1

олий/

высшее


2

тўлиқсиз олий /

незаконченное высшее


3

ўрта махсус, касб-ҳунар /

среднее специальное, профессиональное


     













4

умумий ўрта/

среднее общее


5

тўлиқсиз ўрта /

неполное среднее


6

бошланғич, маълумотсиз /

начальное, не имеет образования


      











     










Вақтинча уйда яшамаётганлар учун 9-саволга ўтилсин/

Для временно отсутствующих перейти к 9-му вопросу


        










08

Машғулоти/

Занятие

1

давлат ташкилотида/

в гос. организации


2

нодавлат ташкилотда /

в негос. организации


3

якка тартибдаги тадбиркор /

индивидуальный предприниматель


         












4

уй хўжалигида банд/

занят(а) в домашнем хозяйстве


5

талаба /

студент


6

ўқувчи /

ученик (ученица)


        












7

пенсионер/

пенсионер


8

бола парвариши билан банд ёки уй бекаси /

занята уходом за ребенком или домохозяйка


9

ихтиёрий ишлашни хоҳламайди /

добровольно не занят(а)


            













10

Ишс

из/ безработный(ая)








        










Сўров якуни/

Конец опроса


          










Вақтинча яшаётган жойи/

Место временного проживания:








          










09

Ўзбекистон ҳудудида/

В Узбекистане




         





(ҳудуд /

территория)




       







10

Хорижда/

За рубежом




         





(давлат /

государство)




           










11

Қанча муддатдан бери вақтинча яшаётган жойида истиқомат қилмоқда/

Срок пребывания на месте временного проживания


_____

йил/лет


_____

ой/месяцев


         










12

Кетишдан мақсад/

Цель выезда

1

ўқиш/

учёба


2

хизмат сафари /

командировка


3

дам олиш /

отдых


           













4

ишлаш учун/

на работу


5

даволаниш /

лечение


6

бошқа /

другое

    





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Методике

    

         

ПОРЯДОК

заполнения анкеты обследования


Анкета заполняется отдельно по каждому члену семьи.

Название улицы и номер дома, где проживает опрашиваемая семья, должны отражаться полностью и разборчиво в соответствующей ячейке анкеты -

  

Истиқлол

15

25

.

  

Вопрос N 01. Сведения о поле опрашиваемого лица отмечаются кружком в соответствующей ячейке ответов.


Вопрос N 02. Национальность пишется прописью со слов опрашиваемого лица.


Вопрос N 03. Дата рождения указывается в ячейках цифрами -

  

15

09

1960

.

    

Вопрос N 04. Гражданство опрашиваемого лица пишется прописью (например, Республика Узбекистан или Республика Туркменистан).


Вопрос N 05. Сведения о постоянном месте прописки опрашиваемого лица старше 16 лет указываются на основании паспорта, для лиц моложе 16 лет - со слов родителей, все ячейки заполняются прописью. При этом ответы заполняются только со слов опрашиваемых (документы не проверяются).


Вопрос N 06. Сведения о семейном состоянии опрашиваемого лица отмечаются кружком в соответствующей ячейке ответов (для мужчин моложе семнадцати лет и для женщин моложе шестнадцати лет вопрос N 6 не заполняется).


Вопрос N 07. Образование опрашиваемого лица отмечается следующим образом, если опрашиваемое лицо:

имеет высшее или более высокое образование (окончило высшее образовательное учреждение), - отмечается кружком число 1;

учится в высшем образовательном учреждении или находится в академическом отпуске, - отмечается кружком число 2;

окончило среднее специальное образовательное учреждение (академический лицей, профессиональный колледж, техникум, профессионально-техническое, медицинское, педагогическое и иное училище), - отмечается кружком число 3;

окончило 9, 10 или 11 классов общеобразовательной школы полностью, - отмечается кружком число 4;

не окончило полностью общеобразовательную школу или учится в ней, - отмечается кружком число 5;

имеет начальное образование (1-4 классы) или вообще не училось в общеобразовательной школе, - отмечается кружком число 6.

Для детей дошкольного возраста вопрос N 7 не заполняется.


Для временно отсутствующих вопрос N 8 не заполняется.

(Здесь не имеются в виду лица, временно выехавшие по каким-либо причинам к родственникам или знакомым).


Вопрос N 08. Сведения о занятии опрашиваемого лица отмечаются кружком в соответствующей ячейке ответов.


После заполнения вопроса N 8 опрос завершается.


Для временно отсутствующих вопросы N 9-12 заполняются следующим образом.


Вопрос N 09. Если лицо находится на территории Республики Узбекистан, то указывается название территории (область, район, город).


Вопрос N 10. Если лицо находится за пределами республики, указывается прописью название государства.


Вопрос N 11. Срок пребывания на месте временного проживания исчисляется от времени выезда по настоящее время, заполняется цифрами.


Вопрос N 12. Цель выезда опрашиваемого лица отмечается кружком в соответствующей ячейке ответов.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 10-11, ст. 102