язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм/ Здравоохранение/ Санитарно-эпидемиологический надзор/ Закон Республики Узбекистан от 26.08.2015 г. N ЗРУ-393 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Принят Законодательной палатой 15.07.2015 г., одобрен Сенатом 06.08.2015 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.08.2015 г.

N ЗРУ-393



О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ

БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ


Принят Законодательной палатой 15 июля 2015 года

Одобрен Сенатом 6 августа 2015 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.



Статья 2. Законодательство о санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения

Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, то применяются правила международного договора.


Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;


государственный санитарный надзор - деятельность по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;


среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;


санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний и их устранение;


санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние среды обитания и здоровья населения на определенной территории в конкретно указанное время;


санитарно-эпидемиологическая служба - единая система, в которую входят центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом), дезинфекционные станции, центры профилактики чумы, карантинных и особо опасных инфекций, научно-исследовательские учреждения, осуществляющие деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;


ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, предусматривающие особый режим хозяйственной и другой деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов и (или) товаров;


инфекционные и паразитарные заболевания - заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды его обитания и возможностью передачи болезни от заболевшего человека или животного к здоровому человеку.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 4. Основные направления государственной политики

в области санитарно-эпидемиологического благополучия

населения

Основными направлениями государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:

разработка и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

повышение уровня санитарной культуры населения;

осуществление государственного санитарного надзора;

осуществление международного сотрудничества.



Статья 5. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы - документы, устанавливающие требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являющиеся обязательными для соблюдения государственными и иными органами, юридическими и физическими лицами.

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан и вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.



Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан

в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

утверждает и реализует государственные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 7. Полномочия органов государственной власти на местах

в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации государственных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своих полномочий;

утверждают и реализуют территориальные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

координируют деятельность соответствующих территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

осуществляют меры по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния и сохранению чистоты территорий, повышению уровня санитарной культуры населения.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Органы, осуществляющие государственный

санитарный надзор

Государственный санитарный надзор осуществляется:

Республиканским Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов;

соответствующими структурными подразделениями Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности, Национальной гвардии Республики Узбекистан, акционерного общества "Узбекистон темир йуллари".

Государственный санитарный надзор может осуществляться соответствующими структурными подразделениями других министерств и ведомств, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Республиканский Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента обеспечивают методическое руководство, координацию деятельности структурных подразделений, указанных в абзаце третьем части первой и части второй настоящей статьи.



Статья 9. Должностные лица, осуществляющие

государственный санитарный надзор

Организация и осуществление государственного санитарного надзора возлагаются на:

Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан, главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов, городов, их заместителей;

руководителей соответствующих структурных подразделений Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности, Национальной гвардии Республики Узбекистан, акционерного общества "Узбекистон темир йуллари";

иные должностные лица в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия Главного государственного

санитарного врача Республики Узбекистан

Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан:

руководит санитарно-эпидемиологической службой, определяет основные задачи и приоритетные направления осуществления государственного санитарного надзора;

утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

утверждает нормативно-техническую документацию по определению влияния факторов окружающей среды на организм человека;

утверждает Национальный календарь профилактических прививок и порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

определяет территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание населения и занятие хозяйственной деятельностью;

координирует мероприятия по санитарной охране территорий от заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

при угрозе возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносит постановления о проведении соответствующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

выдает разрешения на ввоз в Республику Узбекистан и производство новых пищевых добавок, специально вводимых биологически активных веществ, химических веществ, биологических средств и материалов, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметической продукции на основании их токсиколого-гигиенической оценки;

осуществляет контроль за целевым использованием республиканского и местных эпидемических фондов и материально-технических ресурсов, выделяемых на санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

рассматривает жалобы на решения учреждений санитарно-эпидемиологической службы, а также на действия (бездействие) их должностных лиц;

назначает главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан назначается Президентом Республики Узбекистан.



Статья 11. Полномочия главных государственных

санитарных врачей Республики Каракалпакстан,

областей и города Ташкента, районов и городов

Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов:

руководят подчиненными им учреждениями санитарно-эпидемиологической службы;

выдают заключения по проектам строительства и реконструкции объектов;

определяют территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание населения и занятие хозяйственной деятельностью;

проводят мероприятия по санитарной охране соответствующей территории от заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

осуществляют санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при устранении аварийных ситуаций и вспышек инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;

выносят предписания по устранению допущенных нарушений законодательства, являющиеся обязательными к исполнению государственными и иными органами, юридическими и физическими лицами.

Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан назначают главных государственных санитарных врачей районов и городов.

Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Права должностных лиц, осуществляющих

государственный санитарный надзор

Должностным лицам, осуществляющим государственный санитарный надзор, в пределах их полномочий предоставляется право:

а) требовать от государственных и иных органов, юридических и физических лиц устранения допущенных нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, с выдачей предписаний по их устранению;

б) осуществлять надзор за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в проектах строительства и реконструкции объектов;

в) в установленном порядке выдавать государственным и иным органам, юридическим и физическим лицам заключения:

по проектам планировки и застройки населенных пунктов и перспективным планам размещения объектов, а также по проектам строительства, реконструкции предприятий, зданий и сооружений;

по вопросам предоставления земельных участков под строительство, определения мест хозяйственно-бытового водопользования и условий спуска сточных вод после их очистки, утилизации и захоронения токсичных, химических, радиоактивных и других веществ;

о соответствии сооружений, жилых помещений, лечебно-профилактических, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений, производственных и санитарно-бытовых помещений, а также оборудования, транспортных средств санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам;

по представляемым предложениям об учебной нагрузке и примерном режиме занятий обучающихся в образовательных учреждениях;

г) в установленном законодательством порядке посещать объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью надзора за выполнением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

д) требовать от работодателей:

отстранения от работы лиц, систематически не выполняющих санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, противоэпидемический режим, с учетом особенностей производства и характера выполняемых работ и представляющих опасность распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

е) производить выемку пищевых продуктов, изделий, предметов и материалов для санитарно-гигиенической экспертизы, лабораторных исследований, проводить необходимые лабораторные и инструментальные исследования непосредственно на объектах;

ж) в установленном порядке привлекать к осуществлению государственного санитарного надзора специалистов министерств, государственных комитетов и ведомств, а также представителей общественности.

Главному государственному санитарному врачу Республики Узбекистан, главным государственным санитарным врачам Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов, городов, их заместителям, руководителям структурных подразделений, указанных в абзаце третьем части первой и части второй статьи 8 настоящего Закона, при нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в пределах их полномочий предоставляется право:

отклонять предпроектную и проектную документацию на отвод земельных участков, строительство, реконструкцию, расширение жилых, общественных, производственных и иных объектов, не отвечающих требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

приостанавливать эксплуатацию действующих сооружений, жилых помещений, производственных объектов, зданий культурно-бытового назначения, деятельность предприятий общественного питания и торговли, образовательных, лечебно-профилактических, санаторно-курортных и других учреждений, запрещать применение оборудования, инструментов, использование транспортных средств до устранения нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

приостанавливать строительство, реконструкцию населенных пунктов, зданий и сооружений и выполнение отдельных видов работ на указанных объектах в случаях нарушения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

запрещать производство, применение и реализацию новых видов сырья, химических веществ, технологического оборудования, процессов и инструментария, пищевого сырья и продуктов питания, промышленных изделий, строительных материалов, источников ионизирующих излучений, биологических средств, тары, пластических, полимерных и других материалов, контактирующих с пищевым сырьем, продуктами питания и лекарственными средствами, изделий из них и иных товаров народного потребления, не зарегистрированных в Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, или в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей;

запрещать применение химических веществ, средств и методов, используемых в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, при производстве и обработке пищевых продуктов, стимуляторов и регуляторов роста сельскохозяйственных растений и животных, пестицидов, парфюмерно-косметической продукции в случае возникновения вредного влияния на здоровье людей до предоставления разработчиком научно-обоснованных данных о безопасности этих веществ, средств и методов;

запрещать использование воды, признанной непригодной к употреблению для хозяйственно-питьевого водоснабжения;

вносить предложения работодателям о временном отстранении от работы лиц, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний, а также своевременно не прошедших медицинские осмотры;

ограничивать, приостанавливать и запрещать деятельность субъектов предпринимательства на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 13. Обязанности должностных лиц,

осуществляющих государственный санитарный надзор

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, обязаны:

вести в установленном порядке надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения со стороны государственных и иных органов, юридических и физических лиц;

предупреждать, выявлять и устранять нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

своевременно оповещать население о выявленных опасностях;

устанавливать причины и условия возникновения, распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;

рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

информировать юридических и физических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 14. Участие органов самоуправления граждан,

негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении

санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Органы самоуправления граждан:

участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

оказывают содействие в реализации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

осуществляют общественный контроль на соответствующей территории за реализацией мероприятий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдением правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий;

организуют на добровольных началах участие жителей соответствующей территории в работе по благоустройству и озеленению.

Органы самоуправления граждан могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации могут оказывать содействие и необходимую помощь государственным и иным органам, участвующим в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 15. Права юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического

благополучия населения

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на:

получение от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии среды обитания человека;

участие в разработке органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

внесение предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также при осуществлении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в порядке, установленном законодательством;

обжалование решений органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, действий (бездействия) их должностных лиц вышестоящим в порядке подчиненности органам или должностным лицам либо в суд в установленном порядке.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 16. Обязанности юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического

благополучия населения

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

выполнять требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор;

разрабатывать и реализовывать санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при возникновении инфекционных и паразитарных заболеваний в целях их устранения;

обеспечивать безопасность продукции при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению, а также выполняемых работ и оказываемых услуг;

соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению продукции, выполнении работ и оказании услуг;

предоставлять органам государственной власти на местах, органам, осуществляющим государственный санитарный надзор, достоверную информацию об аварийных ситуациях, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 17. Права и обязанности граждан в области

санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Граждане имеют право на:

благоприятную среду обитания;

получение от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии среды обитания человека;

получение от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации о безопасности и качестве продукции, а также выполняемых работ и оказываемых услуг;

внесение предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Граждане обязаны соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и не допускать действий, влекущих за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Граждане могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 18. Требования к разработке нормативно-

технической документации

Юридические и физические лица, разрабатывающие нормативно-техническую документацию, обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, до внедрения новых химических веществ и биологических средств, источников ионизирующего излучения и приборов, содержащих эти источники, материалов, технологических процессов, оборудования, парфюмерно-косметической продукции и других товаров народного потребления, обязаны разрабатывать обоснованные предложения к нормативам по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности населения, методы контроля за их соблюдением, способы обезвреживания, утилизации вредной продукции и отходов с представлением их на согласование Главному государственному санитарному врачу Республики Узбекистан.


Статья 19. Требования к планировке, проектированию

и строительству объектов, техническому и технологическому

переоборудованию предприятий и вводу их в эксплуатацию

Юридические и физические лица при планировке, проектировании и строительстве объектов, техническом и технологическом переоборудовании предприятий и вводе их в эксплуатацию обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.


Статья 20. Требования к содержанию территорий, сооружений,

зданий, эксплуатации оборудования и транспортных средств

Юридические и физические лица обязаны обеспечивать содержание территорий, сооружений, зданий лечебно-профилактических, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений, а также эксплуатацию оборудования, транспортных средств в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.


Статья 21. Требования при транспортировке, хранении,

применении, обезвреживании, утилизации и захоронении

химических веществ, биологических средств и материалов

Юридические и физические лица в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при транспортировке, хранении, применении, обезвреживании, утилизации и захоронении химических веществ, биологических средств и материалов.

Ввоз в Республику Узбекистан и производство новых химических веществ, биологических средств и материалов, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметической продукции допускается только после токсиколого-гигиенической оценки с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.


Статья 22. Требования при обращении с радиоактивными

веществами и другими источниками ионизирующего излучения

Юридические и физические лица обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при добыче, производстве, выработке, переработке, использовании, хранении, обслуживании, транспортировке, обезвреживании, утилизации и захоронении радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения.


Статья 23. Требования к заселению жилых помещений

и их эксплуатации

Жилые помещения, предоставляемые государственными организациями и иными собственниками, должны соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Не допускается проживание граждан в жилых помещениях, не отвечающих санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Жильцы обязаны выполнять правила содержания дворовых, придомовых территорий и использования жилых помещений, утвержденные органами государственной власти на местах.


Статья 24. Требования к пищевому сырью, продуктам

питания, их производству, транспортировке,

хранению и реализации

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации пищевого сырья, продуктов питания, обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.

Ввоз в Республику Узбекистан и производство новых пищевых добавок, специально вводимых биологически активных веществ допускается только после токсиколого-гигиенической оценки с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.


Статья 25. Требования при поставке и реализации

продукции, ввозимой из-за рубежа

Юридические и физические лица обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при поставке, реализации и использовании технологий, материалов, сырья и продукции, ввозимых из-за рубежа.


Статья 26. Требования к хозяйственно-питьевому

водоснабжению

Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества подаваемой воды санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, а также государственным стандартам.

Для водопроводов централизованного хозяйственно-питьевого назначения и их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом, которые утверждаются органами государственной власти на местах.

Юридические и физические лица обязаны обеспечивать соответствие воды в водоемах, используемых для хозяйственно-бытовых нужд и нецентрализованного водоснабжения, санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.


Статья 27. Требования к соблюдению санитарных правил,

норм и гигиенических нормативов, регламентирующих

условия образования

В образовательных учреждениях должны соблюдаться соответствующие санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.


Статья 28. Требования к условиям труда

Работодатели обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы к производственным и санитарно-бытовым помещениям, производственным процессам, технологическому оборудованию, организации рабочих мест, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников.


Статья 29. Проведение специальных экспертиз

Санитарно-гигиеническая и иные виды специальных экспертиз состояния здоровья и заболеваемости населения и отдельных лиц, а также экспертизы проектной, технической и иной документации, оборудования, инструментов и аппаратуры, химических веществ, различных соединений, материалов и сред, пищевого сырья и продуктов, промышленных изделий, радиоактивных материалов, радиационной техники проводятся за счет средств заказчика органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, научно-исследовательскими, высшими образовательными учреждениями и другими организациями.

Порядок проведения специальных экспертиз, права и обязанности заказчиков, экспертных учреждений и экспертов определяются законодательством.


ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ

И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ

МЕРОПРИЯТИЙ

Статья 30. Санитарно-гигиенические

и противоэпидемические мероприятия

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия включают в себя:

санитарную охрану территории Республики Узбекистан;

меры, проводимые в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний;

проведение профилактических прививок;

дезинфекционные мероприятия;

обязательные медицинские осмотры;

гигиеническое обучение и воспитание граждан.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия могут включать и иные мероприятия в соответствии с законодательством.



Статья 31. Санитарная охрана территории

Республики Узбекистан

Санитарная охрана территории Республики Узбекистан - это комплекс мер, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращение ввоза на территорию Республики Узбекистан товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ и грузов, представляющих опасность для человека.

Санитарная охрана территории Республики Узбекистан обеспечивается путем проведения санитарно-карантинного контроля и введения ограничительных мероприятий (карантина).

Санитарно-карантинный контроль проводится соответствующими органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан в установленном порядке.

В случае угрозы возникновения или распространения инфекционных и паразитарных заболеваний Кабинет Министров Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, органы государственной власти на местах по представлению соответственно Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан и главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов, их заместителей могут вводить в установленном порядке на соответствующих территориях или объектах ограничительные мероприятия (карантин).

Порядок и сроки проведения ограничительных мероприятий (карантина) определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах.

Санитарная охрана территории Республики Узбекистан может обеспечиваться и иными мерами в соответствии с законодательством.



Статья 32. Меры, проводимые в очагах инфекционных

и паразитарных заболеваний

В очагах инфекционных и паразитарных заболеваний лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке проводятся меры, направленные на:

выявление, изоляцию и госпитализацию лиц с подозрением на инфекционные и паразитарные заболевания, а также лабораторное обследование контактных лиц и медицинское наблюдение за ними;

определение путей и факторов передачи инфекционных и паразитарных заболеваний и предотвращение их воздействия на человека.



Статья 33. Проведение профилактических прививок

Профилактические прививки проводятся в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Профилактические прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.

Национальный календарь профилактических прививок определяет группы лиц, подлежащих профилактическим прививкам, порядок и сроки их проведения.

Национальный календарь профилактических прививок и порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждается Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан.



Статья 34. Дезинфекционные мероприятия

В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, их локализации и устранения проводятся:

дезинфекционные мероприятия по эпидемическим показаниям - органами, осуществляющими государственный санитарный надзор;

профилактические дезинфекционные мероприятия - дезинфекционными станциями на основе заключенных договоров с юридическими и физическими лицами.


Статья 35. Обязательные медицинские осмотры

В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, а также предупреждения профессиональных заболеваний работники ряда профессий и производств проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Перечень профессий и производств, работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам, порядок и сроки их проведения утверждаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан с предварительным уведомлением Федерации профсоюзов Узбекистана.


Статья 36. Гигиеническое обучение и воспитание граждан

Гигиеническое обучение и воспитание граждан направлены на овладение ими знаниями, умениями и навыками гигиены, здорового образа жизни, охраны здоровья и проводится в целях профилактики заболеваний.

Гигиеническое обучение и воспитание граждан должно в установленном порядке проводиться:

в образовательных учреждениях;

перед допуском к работе, при переподготовке, повышении квалификации кадров, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Недопустимость вмешательства в деятельность

по осуществлению государственного санитарного надзора

Вмешательство в деятельность органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, с целью воспрепятствования их законной деятельности запрещается.


Статья 38. Разрешение споров

Споры в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения разрешаются в порядке, установленном законодательством.


Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства

о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Лица, виновные в нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 40. Признание утратившими силу

некоторых законодательных актов

Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 3 июля 1992 года N 657-ХII "О государственном санитарном надзоре" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., N 9, ст. 355);


2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 июля 1992 года N 658-ХII "О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан "О государственном санитарном надзоре" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., N 9, ст. 356);


3) раздел X Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1995 года N 70-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 6, ст.118);


4) раздел V Закона Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года N 772-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 5, ст.124);


5) раздел I Закона Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года N 125-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 7-8, ст. 217);


6) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года N ЗРУ-59 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 10, ст. 536);


7) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 3 сентября 2010 года N ЗРУ-253 "О внесении изменений в статью 25 Закона Республики Узбекистан "О государственном санитарном надзоре" и статью 5 Закона Республики Узбекистан "О государственной статистике" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., N 9, ст. 333);


8) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года N ЗРУ-352 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 4, ст. 98);


9) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2014 года N ЗРУ-373 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., N 9, ст. 244);


10) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года N ЗРУ-381 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., N 12, ст. 343).



Статья 41. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                  И. Каримов



"Народное слово", 27 августа 2015 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2 сентября 2015 г., N 34, ст. 451


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2015 г., N 8, ст. 314