ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Экологический контроль /

Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 08.10.2015 г. N 286)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 08.10.2015 г. N 286



ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке осуществления ведомственного

экологического контроля


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Типовое положение о порядке осуществления ведомственного экологического контроля (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" и определяет порядок осуществления ведомственного экологического контроля органами государственного и хозяйственного управления в подведомственных им организациях.


2. Порядок осуществления ведомственного экологического контроля регламентируется Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле", другими актами законодательства и настоящим Положением.


3. Ведение ведомственного контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов является обязательным в органах государственного и хозяйственного управления, в функции которых входят координация и/или организация пользования природными ресурсами и их воспроизводством, а также, если деятельность подведомственных им организаций связана с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, и размещением отходов.



II. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ФУНКЦИИ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВЕДОМСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


4. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны в области ведомственного экологического контроля в подведомственных организациях, в органах государственного и хозяйственного управления:

предотвращать, выявлять и пресекать случаи нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

выявлять ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных им природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

обеспечивать выполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализацию ведомственных экологических программ;

информировать государственные и иные организации и граждан об изменениях в окружающей среде вследствие деятельности подведомственных организаций, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых мерах в рамках своей компетенции;

повышать эффективность природоохранной деятельности.


5. В целях осуществления возложенных обязанностей органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий:

разрабатывают и утверждают внутриведомственные акты в области экологического контроля;

контролируют своевременность разработки экологических нормативов и их соблюдение;

координируют разработку и выполнение производственных планов мероприятий и программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

способствуют созданию систем непрерывного наблюдения за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в подведомственных организациях и контролируют их работу;

организуют подготовку и повышение квалификации работников экологических служб;

оказывают методическую помощь и содействие в проведении производственного экологического контроля в подведомственных организациях;

принимают меры для привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности работников, виновных в невыполнении обязанностей, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, а также по осуществлению ведомственного и производственного экологического контроля.

Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.



III. ОБЪЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


6. Объектами ведомственного экологического контроля являются:

земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух;

природные и техногенные источники воздействия на окружающую среду;

деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан.



IV. СУБЪЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


7. Субъектами ведомственного экологического контроля являются органы государственного и хозяйственного управления.

От имени органа государственного и хозяйственного управления ведомственный экологический контроль осуществляют:

руководящий орган органа государственного и хозяйственного управления в соответствии с его положением (уставом);

работники органа государственного и хозяйственного управления;

экологическая служба органа государственного и хозяйственного управления, созданная в соответствии с законодательством.


8. Руководящий орган государственного и хозяйственного управления:

утверждает внутриведомственные акты о порядке осуществления ведомственного экологического контроля;

разрабатывает и утверждает инструкции, дает разъяснения по вопросам ведомственного и производственного экологического контроля;

рассматривает и принимает решения по спорам между подведомственными организациями и ведомственной экологической службой и/или работниками органа государственного и хозяйственного управления, осуществляющими ведомственный экологический контроль.


9. Работники органа государственного и хозяйственного управления, а также экологическая служба органа государственного и хозяйственного управления осуществляют деятельность в соответствии с трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными ведомственными актами.



V. ФОРМЫ ВЕДОМСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


10. Формами ведомственного экологического контроля являются:

проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ;

мониторинг окружающей среды;

инспектирование подведомственных организаций.


11. Ведомственный экологический контроль осуществляется также путем учета факторов воздействия на окружающую среду, анализа, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.


12. При осуществлении ведомственного экологического контроля могут быть использованы и иные формы в соответствии с законодательством.


13. Применение форм ведомственного экологического контроля, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, не допускается.



VI. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ

ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ

РЕСУРСОВ, РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ

И ПРОГРАММ


14. Проверки соблюдения подведомственными организациями требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации планов мероприятий и программ (далее - проверки) осуществляются в виде плановых проверок, внеплановых проверок и проверок в порядке контроля.


15. Проверки осуществляются в период времени, соответствующий рабочему в проверяемой организации.


16. В случаях несовпадения режимов рабочего времени производственных подразделений, цехов, а также служб и администрации в проверяемой организации временем для проведения проверки считается время работы производственных подразделений, цехов, служб и администрации в соответствии с целями проверки.


17. Продолжительность и периодичность проведения проверок определяется руководителем органа государственного и хозяйственного управления.


18. Основаниями для проведения проверки являются:

годовые и/или перспективные планы осуществления проверок, утвержденные руководителем органа государственного и хозяйственного управления, либо его коллегиальным органом управления;

приказ (распоряжение) руководителя органа государственного и хозяйственного управления, либо его заместителя о назначении проверки, изданный на основании и во исполнение годового или перспективного плана проверок, с указанием срока проверки, исполнителей и круга вопросов для изучения.


19. Проверки также назначаются органами государственного и хозяйственного управления при поступлении обоснованных жалоб юридических и физических лиц в случаях нарушения природоохранного законодательства подведомственными организациями, или соответствующими решениями правоохранительных органов, а также при угрозе возникновения аварийных, чрезвычайных ситуаций и несанкционированных загрязнений окружающей среды.


20. В рамках проверки изучаются:

материалы последних проверок, осуществленных в порядке государственного ведомственного, производственного и общественного экологического контроля;

заключение(я) государственной экологической экспертизы;

материалы экологического аудита;

разрешительные и нормативные документы (в том числе материалы по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещения отходов, государственные акты на право постоянного пользования земельными участками, пользования объектами растительного и животного мира, акты горных отводов, лицензии и др.);

наличие и основания осуществления деятельности иных природопользователей на территории проверяемого объекта, а также соблюдение ими договорных условий по соответствующей деятельности;

материалы ведомственного мониторинга окружающей среды;

состояние выполнения предписаний органов государственного экологического контроля, программ действий по охране окружающей среды, отраслевых и региональных программ по охране окружающей среды и других планов и мероприятий касательно данного производственного объекта, а также реализации планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию;

достоверность отчетных данных по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;

состояние организации работ по охране природы и рациональному природопользованию, а также контролю загрязнения окружающей среды;

состояние объектов очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, оборудования, приборов и устройств контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду;

обеспечение режима охраняемых природных территорий и объектов;

формирование и расходование средств на охрану окружающей среды;

проектные и фактические показатели:

производственной деятельности;

размещения производственных площадок и цехов, технологической схемы производства;

состояния природопользования и охраны окружающей природной среды (источники, состав и объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходы производства и потребления и др.);

воспроизводства и качества возобновляемых природных ресурсов, в том числе объектов растительного и животного мира;

внесения платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды;

другие материалы, касающиеся природоохранной деятельности на проверяемом объекте.


21. В случае проверки по жалобам юридических и физических лиц, по соответствующим решениям правоохранительных органов, при возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций и их угрозе, несанкционированных загрязнений окружающей среды, нарушений пользования природными ресурсами изучаются обстоятельства, связанные с причинами и условиями их возникновения.


22. Отбор проб на объектах проверяемой организации осуществляется при наличии источников загрязнения природной среды, размещения отходов.


23. Отбор проб на источниках выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, почв и анализ содержания в них загрязняющих веществ производится по методикам, применяемым органами государственного экологического контроля.


24. Оценка эмиссий загрязняющих веществ выполняется путем сравнения полученных показателей с установленными экологическими нормативами.



VII. ВЕДЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


25. Ведомственный экологический контроль окружающей среды ведется в системе:

государственного мониторинга окружающей природной среды и проводится по природным объектам, источникам загрязнения, опасным природно-техногенным процессам, а также в виде фонового мониторинга в порядке, установленном законодательством;

внутриведомственного мониторинга за состоянием окружающей среды и природных ресурсов в порядке, установленном внутриведомственными актами, согласованными с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.

26. Ведение внутриведомственного экологического контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов является обязательным в органах государственного и хозяйственного управления, если деятельность подведомственных им организаций связана с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и размещением отходов.



VIII. ИНСПЕКТИРОВАНИЕ

ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


27. Органы государственного и хозяйственного управления в целях своевременного предотвращения, выявления и пресечения случаев нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в подведомственных организациях, а также выявления в них ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и создать угрозу жизни и здоровью граждан, вправе осуществлять инспектирование подведомственных организаций.


28. Инспектирование подведомственных организаций осуществляется в форме обхода (объезда), осмотра и иных формах, обеспечивающих оперативное ознакомление с соответствующей их деятельностью.


29. Инспектирование сопровождается отбором проб, осуществляемым в порядке, предусмотренном для внутриведомственного экологического контроля, фото-, видеосъемками и иными способами документирования.


30. При проведении инспектирования органами государственного и хозяйственного управления могут привлекаться общественные инспектора экологического контроля в порядке, установленном законодательством.


31. Продолжительность, периодичность и иные условия осуществления инспектирования устанавливаются внутриведомственными актами.



IX. ОФОРМЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


32. По итогам проверки составляется акт, в котором указываются:

дата и место его составления;

должности, фамилии, имена и отчества лиц, участвовавших в осуществлении проверки, а также лиц - представителей контролируемой организации;

основания проведения проверки с указанием реквизитов соответствующих документов;

дата фактического ее начала и окончания;

перечень поставленных вопросов для изучения и ответы на них;

факты невыполнения или нарушения требований законодательства об охране природы и рационального использования природных ресурсов, экономических механизмов природопользования, предписаний и рекомендаций органов государственного ведомственного, производственного экологического контроля, разрешительных и нормативных документов, факты привлечения работников к дисциплинарной ответственности в связи невыполнением должностных обязанностей в соответствующей сфере, а также должностных лиц организации - к административной ответственности за правонарушения в области охраны природной среды и природопользования в течение последнего календарного года;

предложения для принятия мер по выявленным фактам нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Акт подписывается лицами, участвовавшими в осуществлении проверки, и представителем контролируемой организации.


33. Если представитель контролируемой организации отказывается подписывать акт, то об этом в акте производится соответствующая запись.


34. К акту прилагаются пояснительные и справочные материалы, объяснения и замечания, возражения представителя контролируемой организации.


35. В случае отказа руководителя контролируемой организации от подписания акта по результатам ведомственного экологического контроля вопрос достоверности фактов, изложенных в нем, определяется руководителем ведомства путем изучения прилагаемых к акту материалов и письменного обоснования руководителя контролируемой организации причин отказа от подписания.


36. По итогам инспектирования составляется справка, в которой указываются:

дата и место ее составления;

должности, фамилии, имена и отчества лиц, участвовавших в осуществлении инспектирования, а также лиц - представителей инспектируемой организации;

основания проведения инспектирования с указанием реквизитов соответствующих документов;

дата фактического его начала и окончания;

ответы на вопросы, поставленные для изучения.

Справка подписывается лицами, участвовавшими в осуществлении инспектирования, и представителем контролируемой организации, если они присутствовали при этом.

К справке могут быть приложены пояснительные и справочные материалы, объяснения и замечания, возражения представителя(ей) проинспектированных организаций, кино-, фотодокументы.


37. В процессе ведомственного экологического контроля окружающей среды составляются акты отбора проб, протоколы измерений, справочные, аналитические и иные документы.


38. В случае выявления нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также ситуаций, которые могут создавать угрозу жизни и здоровью граждан, должностное лицо органа государственного или хозяйственного управления вносит предложения руководителю подведомственной организации для принятия соответствующих мер.


39. Органы государственного и хозяйственного управления по результатам ведомственного экологического контроля вправе принимать и иные меры реализации в соответствии со своим положением (уставом), а также положениями (уставами) подведомственных организаций.


40. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны в порядке, установленном законодательством, передавать средствам массовой информации сообщения о выявленных нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, представляющих угрозу безопасности населения, населенных пунктов, производственных объектов и коммуникаций.



X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


41. Вмешательство в осуществление ведомственного экологического контроля, а равно воздействие в какой бы то ни было форме на уполномоченных лиц, осуществляющих ведомственный экологический контроль, воспрепятствование их деятельности запрещается.


42. Споры в области ведомственного экологического контроля, возникшие между подведомственной организацией и уполномоченными лицами, осуществляющими ведомственный экологический контроль, разрешаются руководящим органом соответствующего ведомства.


43. Споры в области ведомственного экологического контроля, возникшие между органами государственного и хозяйственного управления, с одной стороны, и иными субъектами экологического контроля, с другой стороны, решаются в порядке, установленном законодательством.


44. Лица, виновные в нарушении законодательства в области ведомственного экологического контроля, несут ответственность в установленном порядке.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

19 октября 2015 г., N 41, ст. 525


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2015 г., N 10, ст. 90















Время: 0.2274
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск