Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Утратившие силу акты/ Общие вопросы экономики/ Концепция развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016-2018 годы (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 04.12.2015 г. N 353)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 04.12.2015 г. N 353
КОНЦЕПЦИЯ
развития электронной коммерции
в Республике Узбекистан на период
2016-2018 годы
1. Концепция развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016-2018 годы (далее - Концепция) разработана во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2015 г. N 259 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан от 22 мая 2015 г. N ЗРУ-385 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "Об электронной коммерции".
2. Концепция определяет основные направления развития электронной коммерции на среднесрочную перспективу, пути и формы расширения конкурентной среды, роста современной инфраструктуры и создания дополнительных рабочих мест, а также дальнейшего совершенствования законодательства об электронной коммерции.
3. Концепция основывается на положениях Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, других актов законодательства, а также на результатах анализа современного состояния рынка электронной коммерции, изучения прогнозных разработок, экспертных материалов международных организаций.
II. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ
КОММЕРЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
4. В Республике Узбекистан формируется нормативно-правовая база, регулирующая электронную коммерцию: приняты законы "Об электронной коммерции", "О связи", "Об информатизации", "Об авторском праве и смежных правах", "О гарантиях и свободе доступа к информации", "О телекоммуникациях", "О почтовой связи", "Об электронной цифровой подписи" и "Об электронном документообороте".
Развивается телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая оперативное взаимодействие государственных органов, субъектов предпринимательства и физических лиц с активным использованием новых информационных технологий путем широкого внедрения современных электронных приложений и платежных решений.
Повсеместно внедряется и постоянно совершенствуется, с учетом практики применения, механизм электронной платежной системы, коммерческими банками предоставляется широкий спектр услуг дистанционного управления банковскими счетами, что позволило за последние пять лет увеличить количество пользователей более чем в 20 раз, а услуг интернет-банкинга и мобильного банкинга - более чем в 21 раз.
В республике действует и развивается с переходом на стандарт EMV единая межбанковская платежная система Uzkart, которая объединяет платежные системы 26 коммерческих банков для осуществления расчетов пластиковыми карточками с микрочиповыми модулями.
На системной основе реализуются меры информационной безопасности. В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 16 сентября 2013 г. N 250 "О мерах по организации деятельности Центра развития системы "Электронное правительство" и Центра обеспечения информационной безопасности при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан" создан Центр обеспечения информационной безопасности, задачами которого являются обеспечение информационной безопасности комплексов информационных систем, ресурсов и баз данных портала "Электронное правительство", оказание содействия в разработке и реализации политики информационной безопасности информационных систем и ресурсов государственных органов.
Получили развитие биржевые механизмы реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов.
Так, начиная с 2001 года, все сделки на товарно-сырьевых биржах Узбекистана заключаются в электронных системах, а с 2004 года важнейшие виды материально-технических ресурсов отечественных производителей реализуются на электронных торгах Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи.
В целях обеспечения эффективного использования средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, расширения доступа субъектов предпринимательства к получению государственных заказов на поставку товаров (работ, услуг) постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2011 г. N ПП-1475 "Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса" внедрен механизм осуществления государственных закупок посредством электронных аукционных торгов.
5. Целью настоящей Концепции является определение стратегии единой политики в сфере электронной коммерции на 2016-2018 годы, с созданием равных условий для развития предпринимательства и взаимодействия субъектов предпринимательства.
6. Основными задачами Концепции являются:
совершенствование законодательства об электронной коммерции;
создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства в сфере электронной коммерции, имея в виду достижение в перспективе в данном бизнес-сегменте уровня, приближенного к развитым странам;
дальнейшее развитие и модернизация инфраструктуры электронной коммерции, включая сети телекоммуникаций;
увеличение товарооборота, объемов производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в соответствии со спросом потребительского рынка;
создание интегрированных торговых и маркетинговых платформ, интернет-магазинов, более совершенных платежных систем, а также системы логистики в электронной коммерции;
устранение бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства, улучшение деловой среды, с ориентированием на международные стандарты;
изучение, анализ и применение передового международного опыта в сфере электронной коммерции.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
7. Основными направлениями развития электронной коммерции в Республике Узбекистан являются:
а) дальнейшее совершенствование законодательства по регулированию:
электронной коммерции, имея в виду обеспечение гарантий участникам процесса, исключающих сомнение в действительности и обязательности сделки, заключенной в электронном виде;
платежных операций в области электронной коммерции, механизмов обеспечения безопасности при дистанционном управлении потоками денежных средств, осуществлении таможенного контроля за международными почтовыми отправлениями и т. д.;
б) разработка и принятие:
нормативно-правовых актов, включая разработку стандартов, определяющих авторизационно-расчетную часть общего процесса электронной коммерции, внедрение единых форм электронных документов, механизма по стимулированию использования электронных денежных карт;
порядка реализации недвижимости, электронной торговли товарами (работами, услугами), порядка распространения рекламы, в том числе массовых рассылок электронных документов;
в) создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства в сфере электронной коммерции, ориентируясь на приближение к уровню развитых стран;
г) дальнейшее развитие инфраструктуры электронной коммерции путем внедрения и использования программного обеспечения международного стандарта, интегрирования высокоскоростных интернет-услуг;
д) поэтапный переход на электронные системы корпоративных закупок путем совершенствования механизмов отбора поставщиков, обеспечения гарантий исполнения договорных обязательств;
е) создание субъектов предпринимательства и дополнительных рабочих мест за счет реализации мероприятий, предусматривающих:
проведение масштабной информационно-образовательной кампании по рекламированию бизнеса в области электронной коммерции и возможностей для углубления профессиональных знаний и навыков в организации собственного бизнеса и налогообложения;
дальнейшее развитие и расширение инфраструктуры на базе информационно-коммуникационных технологий, обеспечения безопасности в сфере электронной коммерции;
расширение доступа населения и предпринимателей к всемирной информационной сети Интернет, особенно в сельской местности;
ж) повышение уровня осведомленности заинтересованного контингента и содействие в выборе приоритетов в развитии бизнеса путем проведения обучающих семинаров, организации бесплатных консультационных услуг, в том числе через средства массовой информации;
з) обеспечение баланса интересов бизнеса и потребителей.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМ
ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
8. Дальнейшее развитие специального информационного портала Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи и процессов государственных, корпоративных закупок, имея в виду максимальное упрощение и ускорение процедур регистрации участников, расширение объема и доступа к информации органам государственного и хозяйственного управления, обеспечение прозрачности процессов ведения торговли.
9. Создание интернет-платформы "Национальный портал внешнеторговой деятельности", направленной на расширение экспорта товаров отечественного производства.
VI. ПОДГОТОВКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ
ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
10. Реализация мероприятий, предусматривающих:
оказание содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников субъектов предпринимательства и населения в области электронной коммерции;
внедрение в практику проведение на регулярной основе курсов по повышению квалификации специалистов в области электронной коммерции в образовательных учреждениях;
введение в систему образования новых направлений и специальностей в сфере электронной коммерции, соответствующих передовым международным стандартам.
VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
11. Реализация Концепции осуществляется путем своевременного, качественного и полного выполнения Комплекса мероприятий по реализации Концепции развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016-2018 годы (далее - Комплекс мероприятий).
12. Координация и контроль за своевременным, качественным и полным выполнением всех компонентов Комплекса мероприятий осуществляется Межведомственной комиссией по обеспечению реализации Концепции развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016-2018 годы (далее - Межведомственная комиссия).
13. Межведомственная комиссия обеспечивает:
координацию и контроль за деятельностью министерств, ведомств и других организаций - ответственных исполнителей в части реализации Комплекса мероприятий;
пересмотр действующих и разработку новых нормативно-правовых актов в сфере электронной коммерции;
создание условий для привлечения в сферу электронной коммерции международных организаций и иностранных инвесторов;
организацию регулярного мониторинга за ходом выполнения соответствующих мероприятий в области электронной коммерции.
14. Комиссия имеет право:
инициировать разработку нормативно-правовых актов по регулированию электронной коммерции;
заслушивать отчеты министерств, ведомств и других организаций о проделанной работе по реализации мероприятий по развитию электронной коммерции;
разрабатывать и принимать дополнительные меры, направленные на дальнейшее развитие электронной коммерции, на основе анализа текущего состояния электронной коммерции в республике и предложений министерств, ведомств и других организаций.
15. Министерства, ведомства и другие организации - ответственные исполнители обеспечивают:
своевременное, качественное и полное выполнение поставленных задач в Комплексе мероприятий в соответствии с установленными сроками и объемами работ;
разработку на ежегодной основе и представление в Межведомственную комиссию плана работ по реализации соответствующих мероприятий в следующем отчетном году;
на ежеквартальной основе представление в Межведомственную комиссию отчетов о ходе выполнения поставленных задач в Комплексе мероприятий.
VIII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
МИНИСТЕРСТВ, ВЕДОМСТВ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
16. Общая координация реализации Концепции, а также деятельности министерств, ведомств и других организаций в решении задач по ускоренному развитию электронной коммерции, по согласованию интересов на уровне государства обеспечивается Министерством экономики Республики Узбекистан, являющимся уполномоченным органом в сфере электронной коммерции.
17. Дальнейшее совершенствование нормативных документов в области технического регулирования в сфере программного обеспечения и информационной безопасности обеспечивается Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
18. Разработка нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование экспортно-импортных операций, осуществляется Министерством внешней торговли, Государственным таможенным комитетом и Центральным банком Республики Узбекистан.
19. Разработка нормативно-правовых актов в области осуществления и дальнейшего совершенствования платежных операций в области электронной коммерции обеспечивается Центральным банком Республики Узбекистан.
20. Создание информационной базы для формирования индикаторов, характеризующих роль секторов электронной коммерции в экономике, внедрение выборочных статистических обследований в секторах электронной коммерции обеспечивают Государственный комитет по статистике и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан.
21. Обеспечение надежной конкурентной среды, контроль за соблюдением порядка распространения и требований к содержанию рекламы, массовой рассылке оферт, электронных сообщений осуществляются Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Республики Узбекистан.
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
22. В результате реализации Концепции ожидается:
рост объемов транзакций, товарооборота, экспорта продукции (работ, услуг) за счет увеличения количества соответствующих торговых платформ, интернет-магазинов и информационных посредников;
увеличение показателя охвата информационно-коммуникационными технологиями населенных пунктов, а также доли лиц, пользующихся банковскими картами;
формирование условий эффективной конкуренции субъектов предпринимательства на внутреннем и международном рынках, расширение спектра инновационных методов коммерции;
открытие новых возможностей для широкого применения информационных технологий в деятельности государственных органов и других организаций, осуществления государственных и корпоративных закупок в электронной форме;
дальнейшее внедрение передовых информационных технологий, новых инструментов регулирования отношений в сфере электронной коммерции;
устранение излишних бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства, улучшение деловой среды, создание дополнительных рабочих мест.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
14 декабря 2015 г., N 49, ст. 612