язык интерфейса

2015 год

2015 год/ Собрание законодательства РУз N 33

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 33



Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития" (от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391) внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс (НК).

Так, статья 18 НК дополнена частью второй, согласно которой индивидуальный предприниматель вправе осуществлять наем работников в порядке, установленном Кабинетом Министров.

Согласно внесенным изменениям теперь требование обязательного заверения налоговой отчетности налогоплательщика печатью предъявляется только к юрлицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства.

Также статья 89 НК дополнена частью пятой, согласно которой в случае приостановления судом исполнения приказа о назначении налоговой проверки исчисление срока ее проведения также приостанавливается.

Статья 91 НК предусматривает, что налоговой проверкой может быть охвачено не более 5 календарных лет деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Также внесены изменения, затрагивающие общие условия привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

В предыдущей редакции статьи 108 НК предусматривалось, что при совершении налогоплательщиком нескольких налоговых правонарушений финансовые санкции применяются отдельно в отношении каждого правонарушения. Согласно новой редакции данной статьи при совершении налогоплательщиком нескольких налоговых правонарушений финансовые санкции в виде штрафа применяются по совокупности налоговых правонарушений путем поглощения менее строгого более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных штрафов. При этом окончательный размер штрафа не может превышать максимального его размера, предусмотренного за правонарушение, в котором предусмотрен наибольший размер штрафа.

Вместе с тем определено, что штраф по вышеустановленным правилам также применяется, если после принятия решения по делу будет установлено, что налогоплательщик совершил еще и другие налоговые правонарушения, совершенные им до принятия решения по первому делу. В этом случае в размер штрафа, назначенного судом по совокупности налоговых правонарушений, засчитывается сумма штрафа, выплаченная налогоплательщиком по первому решению.

Кроме того, изменения внесены в порядок применения финансовых санкций. Так, статья 112 НК дополнена частью четвертой, которая определяет, что в случае несоразмерности применяемой финансовой санкции последствиям правонарушения, установления обстоятельств, смягчающих ответственность, а также с учетом материального положения правонарушителя суд вправе применить финансовую санкцию ниже низшего предела, предусмотренного за налоговые правонарушения с обязательным указанием мотивов и оснований. При этом применяемые санкции не могут быть ниже 25% от минимального предела установленной санкции.

Согласно части первой статьи 114 НК хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, влечет наложение штрафа в размере стоимости неоприходованного товара. Внесенными дополнениями установлено, что данная санкция не применяется, если в рамках возбужденного дела об административном правонарушении или уголовного дела неоприходованные товары будут обращены в доход государства.

Законом от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391 внесены изменения в Кодекс об административной ответственности (КоАО).

В Кодекс включена норма, предусматривающая ответственность за подкуп служащего негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации (статья 61-1 КоАО). Согласно ей заведомо незаконное предоставление служащему негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации материальных ценностей или имущественной выгоды за выполнение или невыполнение в интересах осуществляющего подкуп лица определенного действия, которое служащий должен был или мог совершить с использованием своих полномочий, влечет наложение штрафа до 20 МРЗП.

Заведомо незаконное получение служащим негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации материальных ценностей или имущественной выгоды за выполнение или невыполнение в интересах осуществляющего подкуп лица определенного действия, которое служащий должен был или мог совершить с использованием своих полномочий, также наказывается штрафом до 20 МРЗП.

Согласно внесенным в КоАО изменениям установлена ответственность за нарушение правил торговли или оказания услуг стоимостью в крупном размере, влекущая штраф для граждан от 10 до 50, а для должностных лиц - от 40 до 80 МРЗП (часть третья статьи 164 КоАО).

Уточнено, что под значительным размером понимается предел от 100 до 300 МРЗП, под крупным размером - от 300 до 500 МРЗП (часть шестая статьи 164 КоАО).

Из Кодекса исключена норма, предусматривающая ответственность за нарушение бюджетной дисциплины.

Подверглась корректировке административная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность. Так, за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации грозит штраф от 5 до 7 МРЗП с конфискацией предметов правонарушения.

Данное правонарушение, совершенное с получением неконтролируемого дохода в значительном размере, влечет наложение штрафа от 7 до 10 МРЗП, а за получение неконтролируемого дохода в крупном размере предусмотрен штраф от 10 до 50 МРЗП. Указанные санкции применяются с конфискацией предметов правонарушения.

Лицо, впервые совершившее правонарушение, освобождается от ответственности без конфискации предметов правонарушения, если добровольно уплатит государству доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности.

Кодекс также дополнен статьями, предусматривающими ответственность за подкуп служащего госоргана, организации с государственным участием или органа самоуправления граждан и за незаконное получение служащими указанных органов и организаций материальных ценностей или имущественной выгоды.

Наиболее важным из всех изменений, внесенных в Кодекс, является введение в него главы, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность и другие правонарушения, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов.


* * *



С 1 сентября 2015 года Постановлением Президента от 13.08.2015 г. N ПП-2388 на отдельные виды товаров утверждены:

ставки импортных таможенных пошлин;

ставки акцизного налога на подакцизные товары, завозимые на территорию Республики Узбекистан.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 17.08.2015 г. N 241 утверждено Положение о Государственной комиссии по приему в образовательные учреждения Республики Узбекистан.

Положение не распространяется на:

Академию государственного управления при Президенте и Банковско-финансовую академию;

международные, зарубежные высшие образовательные учреждения и филиалы зарубежных высших образовательных учреждений в Узбекистане.

Состав Государственной комиссии утверждается постановлением Президента.

Среди основных задач Государственной комиссии:

- координация работ по формированию квот приема в высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения на предстоящий учебный год;

- обеспечение объективности и достоверности в отборе абитуриентов и учащихся на учебу в высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения;

- определение и совершенствование форм и критериев оценки знаний абитуриентов и учащихся, установление уровня знаний (баллов) для поступления в высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения;

- координация деятельности высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений по проведению вступительных экзаменов (тестовых испытаний);

- обеспечение приема в высшие образовательные учреждения победителей международных, республиканских олимпиад, конкурсов и соревнований;

- другие.

Для выполнения возложенных на нее задач комиссия осуществляет следующие функции:

- осуществляет руководство работами по формированию квот приема в высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения на предстоящий учебный год;

- утверждает по каждому направлению высшего и среднего специального, профессионального образования перечень дисциплин тестирования и критерии их оценки;

- утверждает распределение по языкам обучения квот приема в бакалавриат и магистратуру высших образовательных учреждений в пределах квот приема по каждому высшему образовательному учреждению, установленных соответствующим постановлением Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан;

- утверждает перечень направлений высшего и среднего специального, профессионального образования, по которым дополнительно к тестированию проводятся профессиональные (творческие) экзамены по многобалльной системе;

- определяет порядок признания статуса международных, республиканских олимпиад, конкурсов и соревнований для приема победителей в высшие образовательные учреждения;

- устанавливает стоимость обучения на платно-контрактной основе иностранных граждан в образовательных учреждениях;

- продлевает сроки оплаты за обучение на платно-контрактной основе в высших образовательных учреждениях по результатам мониторинга (анализа) состояния вопроса;

- другие.

Государственную комиссию возглавляет председатель. Рабочим органом комиссии является Информационно-аналитический департамент по вопросам молодежной политики, образования, культуры и спорта Кабинета Министров.

Государственная комиссия осуществляет свою деятельность путем проведения на системной основе заседаний в соответствии с регламентом работы Государственной комиссии и повесткой дня.

Решения комиссии оформляются протоколом ее заседания.


* * *



Кабинет Министров принял ряд документов, направленных на обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального уровня руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений.

В частности, Постановлением КМ от 20.08.2015 г. N 242 утверждены:

Положение о курсах переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений;

состав Межведомственной комиссии при Кабинете Министров по координации работ по организации процессов переподготовки и повышения квалификации, аттестации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений;

комплекс мероприятий по укреплению учебно-методической и материально-технической базы базовых высших образовательных учреждений, оснащению их современной информационно-коммуникационной техникой и техническими средствами обучения.

В соответствии с принятым Постановлением с 1 сентября 2015 года на 25% увеличиваются размеры почасовой оплаты труда лицам, привлекаемым на условиях почасовой оплаты для проведения занятий на курсах переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров вузов. Также Министерству высшего и среднего специального образования предоставлено право устанавливать отдельным высококвалифицированным научно-педагогическим кадрам и опытным специалистам-практикам, привлекаемым на курсы, почасовую оплату за проведение учебных занятий на 50% выше установленных размеров.

Детально регламентированы документом порядок обучения на курсах и аттестации прошедших обучение специалистов.

Согласно Положению о курсах переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений цель курсов - это регулярное обновление профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для обеспечения на высоком научно-методическом уровне учебно-воспитательного процесса, содействие постоянному развитию профессионального и педагогического мастерства на основе квалификационных требований, учебных планов и программ.

Руководящие и педагогические кадры высших образовательных учреждений независимо от ведомственной подчиненности обязаны на регулярной основе не реже одного раза в три года проходить переподготовку и повышение квалификации по соответствующим направлениям переподготовки и повышения квалификации.

Слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации обучаются на бесплатной основе (кроме повторного обучения).

Обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации осуществляется в течение двух месяцев с отрывом от работы по утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования учебным программам в объеме 288 часов. Максимальный объем учебной нагрузки в неделю составляет 36 часов.

Зачисление слушателей на курсы оформляется приказом руководителя соответствующего образовательного учреждения переподготовки и повышения квалификации на основании утвержденного графика и приказа направляющей стороны. Приказ о зачислении слушателей на курсы переподготовки и повышения квалификации оформляется в течение 3-х дней с даты начала курсов.

Слушатели, не явившиеся в течение двух дней с начала курсов, вне зависимости от причин неявки на курсы не допускаются.

При наличии у слушателей документально подтвержденных уважительных причин несвоевременной явки на курсы им предоставляется право пройти переподготовку и повышение квалификации на следующих курсах по соответствующему направлению (специальности) обучения.

В случае неявки на курсы переподготовки и повышения квалификации по неуважительным причинам слушатели признаются не прошедшими аттестацию.

Cлушатели курсов подлежат аттестации по завершении обучения. Слушателям успешно прошедшим аттестацию выдается квалификационный аттестат, являющийся документом государственного образца строгой отчетности.

Руководящие и педагогические кадры, не прошедшие аттестацию по итогам обучения на курсах, обязаны в течение одного года повторно пройти на платной основе курсы переподготовки и повышения квалификации и аттестацию в течение срока проведения следующего курса переподготовки и повышения квалификации по соответствующему направлению (специальности) обучения.

В случае повторного непрохождения аттестации по итогам обучения на курсах или непрохождения повторных курсов переподготовки и повышения квалификации по основному месту работы с данными работниками расторгается трудовой договор в течение двух месяцев вне зависимости от срока его действия и срока завершения периода конкурсного замещения педагогической должности. При этом они могут продолжать свою педагогическую деятельность в других образовательных учреждениях (кроме высших образовательных учреждений) либо работать в других организациях и самостоятельно повышать свою профессиональную квалификацию.


* * *



Для укомплектования центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора высококвалифицированными кадрами Постановлением Кабинета Министров от 20.08.2015 г. N 243 утверждены Положение об аттестации руководящих кадров и Положение о порядке подбора и ротации руководящих кадров системы органов государственной санитарно-эпидемиологической службы.


! Коротко о главном: Аттестации раз в 3 года подлежат главврачи органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Каракалпакстана, областей и г. Ташкента, районов и городов. По истечении 5-летнего срока успешной работы в занимаемой должности они подлежат ротации на новое место работы на должности не ниже занимаемой.


Согласно Положению об аттестации руководящих кадров системы органов государственной санитарно-эпидемиологической службы аттестация главврачей проводится один раз в три года.

Место и срок, списочный состав аттестуемых и другие организационные вопросы по проведению аттестации определяются Республиканской комиссией.

Аттестации подлежат главные врачи органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, районов и городов.

Не подлежат аттестации:

лица, проработавшие на соответствующей должности менее одного года;

беременные, а также женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Аттестация указанных женщин допускается не ранее, чем через один год после их выхода на работу.

Во время проведения аттестации ведется ее аудио- и видеозапись.

Решение о соответствии главврача аттестационным требованиям принимается в отсутствии аттестуемого открытым голосованием, простым большинством голосов членов Республиканской комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Республиканской комиссии.

Результаты аттестации объявляются аттестуемым сразу после окончания заседания Республиканской комиссии и оформляются протоколом.

Главврачи, не прошедшие аттестацию, освобождаются от занимаемой должности на основании части второй статьи 100 Трудового кодекса.

Согласно Положению о порядке подбора и ротации руководящих кадров системы органов государственной санитарно-эпидемиологической службы подбор кандидатур на должность главврачей осуществляется из числа работников государственной санитарно-эпидемиологической службы, имеющих достаточную квалификацию и опыт работы.

К кандидатам на должность главврачей предъявляются следующие требования:

- высшее медицинское образование по специальности "санитария-гигиена" или "эпидемиология";

-стаж работы не менее пяти лет в системе органов государственной санитарно-эпидемиологической службы;

- наличие высоких профессиональных и морально-нравственных качеств, необходимых для выполнения обязательств главврача;

- способность обеспечить эффективное исполнение возложенных на них задач и обязанностей.

По представленным документам Республиканская комиссия проводит собеседование с каждым кандидатом, изучает уровень их профессиональных знаний и опыт управленческой деятельности.

По итогам рассмотрения документов, а также соответствия требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главврача, Республиканская комиссия принимает решение об одобрении или отклонении кандидатуры.

При положительном решении рекомендованная кандидатура в течение пяти дней назначается на должность главного врача. С ним заключается трудовой договор сроком не более чем на пять лет.

Главврачи по истечении 5-летнего срока успешной работы в занимаемой должности подлежат ротации на новое место работы на должности, не ниже занимаемой. При наличии серьезных недостатков в работе этот срок может быть значительно сокращен.

Ротация главных врачей на другое место работы осуществляется с соблюдением норм трудового законодательства.


* * *



Постановлением Государственного таможенного комитета (зарегистрировано МЮ 17.08.2015 г. N 834-26) внесены изменения в Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации.

Согласно внесенным изменениям при таможенном оформлении товаров, помещаемых под таможенные режимы экспорта или выпуска для свободного обращения (импорта), представляются документы в соответствии с Перечнем документов, представляемых органам государственной таможенной службы при осуществлении экспортно-импортных операций (утвержден Постановлением КМ от 20.07.2015 г. N 197).


* * *



Аналогичная поправка внесена постановлением ГТК (зарегистрировано МЮ 17.08.2015 г. N 1404-5) в Положение о порядке таможенного оформления товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом "Выпуск для свободного обращения".

Теперь для таможенного оформления условно выпускаемых товаров представляются только:

q нормы расхода товаров в случае использования их при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, а также при строительстве и реконструкции особо важных объектов, проведении симпозиумов, конференций, выставок, учений, осуществлении срочных сезонных жатвенных мероприятий и т.п.;

q транспортные (накладная - в зависимости от вида транспорта) и товаросопроводительные (инвойс) документы.

При этом таможенное оформление, в том числе в электронной форме, осуществляется при наличии сведений об уплате таможенных платежей (за исключением предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей) по лицевому счету плательщика в Единой автоматизированной информационной системе ГТК, представляемых обслуживающими банками (казначействами), и разрешительных документов других уполномоченных органов.

Напомним, что до внесения соответствующих изменений для условного выпуска товаров на таможенный пост лицо представляло:

платежные документы, подтверждающие внесение на депозитный счет таможенного органа причитающихся сумм, или разрешение на отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей;

нормы расхода товаров (в случае использования при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, а также при строительстве и реконструкции особо важных объектов, проведении симпозиумов, конференций, выставок, учений, осуществлении срочных сезонных жатвенных мероприятий и т.п.);

транспортные и товаросопроводительные документы;

копию предшествующей ГТД, в соответствии с которой товары были помещены под ранее заявленный таможенный режим, если таковое имело место;

счет-фактуру (инвойс) и т.п.;

разрешительные документы других контролирующих органов.