язык интерфейса

2013 год

2013 год/ Собрание законодательства РУз N 1

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 1



4 января в "Народном слове" был опубликован Закон от 29.12.2012 г. N ЗРУ-345. Им внесены изменения и дополнения в законы "О разгосударствлении и приватизации", "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О телекоммуникациях", Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый и Таможенный кодексы - всего 21 законодательный акт Республики Узбекистан.

В частности, либерализацией законодательства продиктованы нововведения, внесенные в Уголовный кодекс. Согласно им лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьями 180 (лжебанкротство), 181 (сокрытие банкротства), 189 (нарушение правил торговли или оказания услуг), 191 (незаконное собирание, разглашение или использование информации) Кодекса, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно признало свою вину, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред.

Также от привлечения к уголовной ответственности освобождаются работники банков и других финансовых организаций при невыполнении субъектами предпринимательства договорных обязательств по оказанным этими организациями услугам, в том числе по выданным кредитам, связанным с предпринимательскими и другими коммерческими рисками.

Сокращены сроки погашения судимости, предусмотренные статьей 78 УК. При отсутствии особо крупного ущерба, нанесенного государству, суд может снять судимость по истечении не менее 1/4 срока лицам, осужденным за сокрытие иностранной валюты, лжепредпринимательство, лжебанкротство, сокрытие банкротства, нарушение таможенного или антимонопольного законодательства, уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей, нарушение правил сдачи драгметаллов или камней, заготовки, приобретения, использования и сбыта цветных металлов, их лома и отходов, пользования электрической, тепловой энергией, газом, водопроводом, правил торговли или оказания услуг, занятие деятельностью без лицензии, за незаконное собирание, разглашение или использование информации, дискредитацию конкурента.

Например, согласно внесенным изменениям, суд может снять судимость через 3 месяца после уплаты штрафа либо отбытия наказания в виде лишения определенного права или исправительных работ за нарушение правил торговли или оказания услуг, совершенное после применения административного взыскания за такие же деяния (часть первая статьи 189 УК); занятие деятельностью, подлежащей лицензированию, без получения специального разрешения, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия (часть первая статьи 190 УК). Раньше она была бы погашена не меньше чем через год.

Даны новые правовые значения терминам, определяющим размер и ущерб:

                   

Термин

  

Размер, установленный

Законом N ЗРУ-345


Действовавший

ранее размер

Значительный размер, ущерб


От 100 до 300 МРЗП

От 30 до 100 МРЗП

Крупный размер, ущерб

  

От 300 до 500 МРЗП

От 100 до 300 МРЗП

Небольшой ущерб

  

От 30 до 100 МРЗП

От 10 до 30 МРЗП

Особо крупный размер, ущерб

    

Равный 500 и более МРЗП

Равный 300 и более МРЗП

         

Согласно изменениям, внесенным в Уголовно-процессуальный кодекс, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 167 (хищение путем присвоения или растраты), 170 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 172 (недобросовестное отношение к охране имущества), 173 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) Уголовного кодекса и совершенных в отношении юридического лица, не имеющего государственной доли в уставном фонде, его работником, возбуждаются только по заявлению руководителя, собственника или уполномоченного органа управления данного юридического лица.


Законом N ЗРУ-345 также внесены изменения в Кодекс об административной ответственности.

Поправками увеличен стоимостный ценз мелкого хищения с 5- до 30-кратного минимального размера заработной платы. Дополнения коснулись порядка привлечения к административной ответственности за мелкое хищение имущества предприятий, учреждений, организаций, не имеющих госдоли в уставном фонде. Их работник, совершивший кражу, присвоение, растрату, злоупотребление должностным положением или мошенничество, может быть привлечен к ответственности только по заявлению руководителя, собственника или уполномоченного органа управления данных предприятий, учреждений, организаций.

Кроме того, Кодекс дополнен нормой, определяющей ответственность за нарушение требований по оснащению такси едиными опознавательными знаками.

                 

  

Правонарушение

  

Меры ответственности

Выпуск на линию такси,

не оснащенных едиными опознавательными знаками или оснащенных ими

с нарушением установленных требований

         

штраф на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств,

от 5 до 7 МРЗП

      

Умышленное неиспользование единых опознавательных знаков водителями такси, полностью оснащенных этими знаками в установленном порядке, или перевозка пассажиров, несмотря

на  повреждение опознавательных знаков

             

штраф на граждан

от 1 до 3 МРЗП

                         

Поправками скорректированы случаи несоставления протокола по делам о нарушениях правил дорожного движения. Теперь он не составляется, если гражданин не оспаривает факта совершения им административного правонарушения и в следующих случаях:

неподчинение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах, а также неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение требований дорожных знаков приоритета, запрещающих или предписывающих дорожных знаков лицами, управляющими мопедами и велосипедами, ведущими гужевые повозки, и другими лицами, пользующимися дорогами, которые влекут наложение штрафа в сумме 1/3 МРЗП;

нахождение граждан на проезжей части дорог с целью оказания различных услуг водителям, выпас скота в зоне полосы отвода дорог и при штрафе в сумме 1/2 МРЗП;

нарушение правил дорожного движения лицами, указанными выше, повлекшее создание аварийной обстановки, при штрафе в сумме 1 МРЗП.

Законом внесены изменения также в Таможенный кодекс. Сокращен срок таможенного оформления товаров с 10 дней до 3.

Изменениями, внесенными в Закон "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" (от 24.12.1998 г. N 717-I), регламентировано, что проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства налоговые органы могут инициировать только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной финансовой и налоговой отчетности, а также других имеющихся у них документов о деятельности субъекта предпринимательства.

Определен порядок извещения субъекта предпринимательства о плановой проверке - контролирующий орган обязан письменно известить его о ее проведении не менее чем за 30 календарных дней до начала проверки с указанием ее сроков и предмета проведения.

Определен срок в 1 рабочий день для проведения проверки в порядке контроля контролирующими органами.

Изменения, внесенные в Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (от 30.08.2001 г. N 267-II) определили срок признания свидетельства на товарный знак недействительным полностью или частично в случае признания в установленном порядке действий владельца товарного знака фактом недобросовестной конкуренции. Он составляет 3 года с даты публикации сведений о регистрации знака в официальном бюллетене.


* * *



Постановлением Кабинета Министров утверждено Положение о порядке таможенного оформления товаров в электронной форме (от 29.12.2012 г. N 370).


Правительственным Постановлением с 1 января внедрен порядок, предоставляющий право субъекту предпринимательства по своему выбору осуществлять процедуру таможенного оформления товаров в электронной форме. Ответственным за внедрение автоматизированной информационной системы электронного декларирования товаров (АИСЭДТ) определен Государственный таможенный комитет, который с 1 апреля 2012 года проводил опытную эксплуатацию этой системы на таможенных постах ВЭД.

Согласно Положению при таможенном оформлении товаров в электронной форме специалист по таможенному оформлению и таможенный инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга. Электронная процедура декларирования товаров состоит из двух этапов:

на первом - уполномоченные органы в установленные сроки выдают и вводят в АИСЭДТ разрешительные документы на уровне межведомственного взаимодействия;

на втором - специалист по таможенному оформлению подготавливает грузовую таможенную декларацию в виде электронного документа и сопутствующие документы, подписывает их своей электронной цифровой подписью и направляет их сотруднику таможенного органа, где будет осуществляться таможенное оформление товара в электронной форме.

Получив электронную декларацию и сопутствующие документы, сотрудник таможенного органа в течение одного рабочего дня осуществляет визуальную проверку правильности заполнения ГТД и соответствия документов их электронным форматам. В случае успешной проверки электронной декларации присваивается регистрационный номер, после чего она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

При выявлении недостатков сотрудник таможенного органа в течение 3 часов направляет специалисту по таможенному оформлению электронное сообщение, содержащее перечень ошибок для их устранения в дальнейшем.

Проведя вышеуказанные процедуры, сотрудник таможенного органа принимает решение о таможенном досмотре товаров и направляет специалисту по таможенному оформлению в течение 3 часов электронное сообщение с информацией о времени и месте его проведения. В случае соответствия сведений, указанных в электронной декларации, результатам таможенного досмотра дальнейшее оформление проводится в порядке, установленном законодательством.

В случае выявления правонарушений таможенный орган принимает предусмотренные законодательством меры.


* * *


Постановлением Кабинета Министров от 29.12.2012 г. N 371 принято решение о внедрении в 2013 году системы рейтинговой оценки высших образовательных учреждений республики с целью повышения уровня и качества их научной и педагогической деятельности.

Функции по составлению рейтинга высших образовательных учреждений и его оценки возложены на Государственный центр тестирования при Кабинете Министров. В его задачи входят:

ежегодное составление рейтинга высших образовательных учреждений на основе систематического сбора и формирования базы данных, характеризующих уровень и качество научно-педагогической деятельности вузов, оценки показателей в соответствии с выработанными критериями;

совершенствование методики составления рейтинга;

подготовка на основе рейтинговых оценок ежегодного аналитического доклада о состоянии развития высшего образования в республике и внесение его в Кабинет Министров с конкретными предложениями по дальнейшему совершенствованию;

ежегодное опубликование до 1 марта и широкое освещение результатов рейтинга высших образовательных учреждений в средствах массовой информации.