язык интерфейса

2013 год

2013 год/ Собрание законодательства РУз N 13

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 13



Указом Президента от 26.03.2013 г. N УП-4522 внесены дополнение и изменения в некоторые нормативно-правовые акты, которые приводят их в соответствие с Законом "О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности" (от 17.12.2012 г. N ЗРУ-339).

Так, согласно статье 20 Закона, плановые проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов контролирующими органами могут осуществляться не чаще одного раза в 5 лет по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов в соответствии с законодательством.

Соответствующее дополнение внесено в Указ Президента "Об упорядочении организации проверок хозяйствующих субъектов" (от 19.11.1998 г. N УП-2114). Согласно ему плановые проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов осуществляются контролирующими органами не чаще одного раза в 5 лет по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов.

Аналогичное изменение коснулось и Указа Президента "О мерах по дальнейшему сокращению и совершенствованию системы проверок субъектов предпринимательства" (от 5.10.2005 г. N УП-3665). Перечень субъектов, по которым проводятся плановые налоговые проверки финансово-хозяйственной деятельности, расширен частными банковскими и финансовыми институтами. По ним проверки также осуществляются не чаще одного раза в 5 лет.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 27.03.2013 г. N 88 утверждена Программа капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования международного и государственного значения на 2013 год.

В рамках ее реализации на капитальный ремонт международных автодорог в этом году будет выделено 46 546 млн сумов.

В частности, будет продолжен, а также начат ремонт на автомагистралях Ташкент-Коканд-Андижан, Гузар-Нукус-Кунград-Бейнеу, Ташкент-Чиназ-Гулистан, по направлению Ташкент-Термез, на Ташкентской кольцевой дороге. Кроме того, начнутся капремонт подъездной дороги к г.Коканду, автомагистралей Самарканд-Гузар, Самарканд-Бухара-Туркменбоши, Бишкек-Душанбе-Термез, строительство местной дороги на автодороге Алматы-Бишкек-Ташкент-Шахрисабз-Термез (Ташкентская область).

На капитальный ремонт предусмотренных Программой автомобильных дорог государственного значения выделено свыше 202 054 млн сумов.

Финансирование объектов, включенных в данную Программу, осуществляется за счет средств Республиканского дорожного фонда при Министерстве финансов.

Постановлением предписано до 1 мая 2013 года в месячный срок разработать проектно-сметную документацию для объектов, включенных в Программу, провести конкурсные торги и заключить договоры подряда по вновь начинаемым объектам.

На Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов и Госкомархитектстрой возложено проведение жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств, качеством дорожно-ремонтных работ, используемого сырья и материалов в рамках реализации Программы, а также за соблюдением градостроительных норм и правил.


* * *



Постановлением Президиума Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров (зарегистрировано МЮ 25.03.2013 г. N 2441) утверждено Положение о порядке присуждения ученой степени доктора наук. Ранее действовавшее Положение о порядке присуждения ученых степеней (зарегистрировано МЮ 10.07.1996 г. N 261), а также внесенные в него изменения и дополнения признаны утратившими силу.


Согласно новому Положению на получение ученой степени доктора наук могут претендовать лица:

со степенью магистра или дипломом о высшем образовании, полученном до введения степени магистра;

с дипломом о высшем военном образовании;

с ученой степенью кандидата наук, доктора философии (Ph.D), присужденной в иностранных государствах, и приравненными к ней иными учеными степенями;

со степенью бакалавра, дипломом военного специалиста с высшим образованием или дипломом специалиста с высшим образованием, стажем практической работы не менее 5 лет, обладающие склонностью к научным изысканиям и имеющие определенные научные достижения (патенты на изобретения, научные публикации, участие в научно-технологических разработках и др.), а также ведущие научную или научно-педагогическую деятельность, имеющие глубокие познания и научные достижения в определенной сфере науки, обладающие высокой духовностью.

Документом закреплено, что претендент может оформить и защитить диссертацию на узбекском, русском, каракалпакском и английском языках или на другом языке по согласованию с Высшей аттестационной комиссией (ВАК) (ранее было установлено, что она оформляется и защищается на узбекском, русском или английском языках, а на каракалпакском - по каракалпакскому литературоведению и языковедению). Теперь в диссертации должно быть не менее 4 глав объемом не более 200 страниц (ранее было необходимо не менее 3 глав и 250 страниц).


Диссертант обязан опубликовать не менее 15 научных работ по своей теме, не менее 10 из них - в научных журналах, предусмотренных перечнем ВАК (ранее - не менее 20 научных работ в научных изданиях перечня ВАК). Как минимум 2 статьи необходимо опубликовать в специализированных научных журналах зарубежных стран, определяемых ВАК, 2 - в материалах международных научно-практических конференций, при этом одна должна быть из проведенных за рубежом (ранее требовалась публикация не менее двух статей, а по медицинским наукам - не менее четырех статей, половина из них - в научных журналах европейских стран, США, Канады, Японии, Китая и Южной Кореи).

Также уточнено, что охранные документы на объекты интеллектуальной собственности приравниваются к статьям, опубликованным в специализированных научных зарубежных журналах, а монографии - к статьям, опубликованным в специализированном научном журнале республики. Изданные учебники, учебные пособия и другие учебно-методические работы научными работами не признаются.

Положением установлено, что диссертант представляет Научному совету по присуждению ученой степени доктора наук (далее - Научный совет) документы, подтверждающие, что результаты диссертации внедрены в науку, практику или приняты организациями для внедрения, которые должны быть рассмотрены, одобрены научно-техническими советами и утверждены руководителями организаций (ранее - специально разработанные рекомендации по внедрению результатов диссертации в практику утверждались на Научном совете).

Срок проведения предварительной экспертизы диссертации организацией, в которой она выполнена, а также срок ее окончательной экспертизы Научным семинаром при Научном совете и дачи ими заключений сокращены с 3 до 2 месяцев.


Положением регламентирован порядок проведения заседания Научного семинара, на котором фактически проходит предварительная защита диссертации.

Научный совет, получив его положительное заключение в течение месяца, должен принять решение о приеме диссертации на защиту и известить о нем ВАК для размещения этой информации на сайте ВАК и в журнале "Бюллетень ВАК".

Затем минимум за месяц до дня защиты не менее 50 экземпляров автореферата диссертации (ранее их количество определял Научный совет) направляется в организации, входящие в перечни обязательной и дополнительной рассылки.

Научный совет назначает трех официальных оппонентов - докторов наук или профессоров, двое из них могут быть избраны из числа членов Научного совета (ранее из него избирался только один доктор наук, двое - в исключительных случаях). Как и ранее, все оппоненты должны представлять разные организации. Также Научный совет назначает ведущую организацию - наиболее авторитетную в соответствующей сфере науки или отрасли экономики. По-прежнему официальные оппоненты и ведущая организация должны представлять рецензии диссертанту не позже 10 дней до защиты. В противном случае дата защиты переносится.

После защиты диссертации в течение месяца Научный совет направляет в ВАК первый экземпляр диссертации и аттестационное дело диссертанта, а также их электронные версии. Срок их рассмотрения не должен превышать трех месяцев, а в необходимых случаях он может быть продлен еще на 2 месяца (ранее срок рассмотрения составлял 6 месяцев с возможностью его продления).

Решение ВАК об утверждении решения Научного совета о присуждении ученой степени доктора наук вступает в силу с момента его принятия, и в течение 20 дней (ранее - в течение 1 месяца) оформляется диплом доктора наук.

В новом Положении также прописаны основания и порядок лишения ученой степени, порядок ее восстановления, а также рассмотрения апелляций по решениям Научного совета о присуждении или отказе в присуждении, по вопросам признания и нострификации документов о присуждении ученой степени, выданных за рубежом.

Как и ранее, апелляции могут быть поданы в течение 2 месяцев со дня принятия соответствующего решения. Однако уточнено, что они рассматриваются в сроки, установленные Законом "Об обращениях граждан"*, и окончательное решение по апелляции направляется заинтересованным лицам в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

Если претендент желает защитить диссертацию, подготовленную на основе выполненных в Узбекистане научно-исследовательских работ, в иностранном государстве, то ему необходимо получить разрешение и направление ВАК. Вместе с тем установлено, что документы о присуждении ученой степени, выданные гражданам Узбекистана, а также постоянно проживающим и работающим в республике иностранным гражданам высшими аттестационными органами зарубежных стран, нострифицируются ВАК в соответствии с Положением о порядке признания и нострификации (установления эквивалентности) документов об ученых степенях, выданных в зарубежных странах (приложение N 3 к Постановлению КМ от 25.07.2000 г. N 283).

Положение утверждено на государственном языке.


------------------------------------

*) Согласно статье 18 Закона заявления или жалобы рассматриваются в срок до 1 месяца со дня их поступления в государственный орган, который обязан разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. В случаях, когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимо провести проверки, истребовать дополнительные материалы либо принять другие меры, сроки их рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего госоргана, но не более чем на 1 месяц, с сообщением об этом заявителю.


* * *



Постановлением Президиума Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров (зарегистрировано МЮ 25.03.2013 г. N 2442) утверждено Положение о порядке проведения квалификационных экзаменов. Ранее действовавшее Положение о порядке проведения кандидатских экзаменов (зарегистрировано МЮ 18.05.2004 г. N 1356) признано утратившим силу.

Напомним, раньше квалификационные экзамены сдавали претенденты на ученую степень кандидата наук, а претендентам на степень доктора наук такое требование не предъявлялось. Теперь в связи с введением одноступенчатой системы послевузовского образования с присуждением ученой степени доктора наук и упразднением института стажеров-исследователей-соискателей желающие получить докторскую степень сдают квалификационные экзамены по новейшей истории Узбекистана, иностранному языку (английский, французский, немецкий или другой язык по согласованию с ВАК), по специальности согласно теме диссертации (ранее - по философии, идее национальной независимости и методологии науки, иностранному языку, основам информационных технологий и по специальности). А претенденты на получение ученой степени доктора филологических наук по иностранному языку экзаменуются по второму иностранному языку.

Дополнительно они сдают квалификационный экзамен по:

социально-гуманитарным и экономическим наукам - идеология независимости и экономические, общественно-политические, духовные и научные основы построения демократического общества;

точным и естественным наукам - идеология независимости и экономические, общественно-политические, духовные и научные основы построения демократического общества в составе вопросов по новейшей истории Узбекистана (ранее отсутствовал);

точным, естественным, медицинским, экономическим и педагогическим наукам - математическое моделирование и основы математической статистики (ранее отсутствовал);

экономическим наукам - теория экономики;

педагогическим наукам - общая педагогика, история педагогики и образования.

Иностранные граждане - претенденты сдают квалификационный экзамен только по специальности в соответствии с темой диссертации (ранее по основам информационных технологий и по специальности согласно теме диссертации).

Кроме квалификационного дополнительно сдают экзамены:

претенденты, имеющие степень бакалавра и диплом специалиста с высшим образованием, - по специальности, охватывающей основное содержание, общеметодологические и теоретические проблемы соответствующей науки;

претенденты на получение ученой степени доктора военных наук, имеющие диплом военного специалиста с высшим образованием, - по соответствующей учебной программе высшего военного образования.

Установлено, что в составе комиссии по приему квалификационных экзаменов по каждому предмету должно быть не менее двух докторов наук по соответствующей науке, не считая председателя комиссии (ранее - не менее 1 доктора наук).

Уровень знаний претендентов оценивается по 100-балльной шкале:

от 86 до 100 баллов - отлично;

от 71 до 86 баллов - хорошо;

от 56 до 71 балла - удовлетворительно (ранее - от 55 до 70 баллов);

от 0 до 56 баллов - неудовлетворительно (ранее - от 0 до 54 баллов).

Документом исключена норма, в соответствии с которой к защите диссертации рекомендовались претенденты, получившие отличную и хорошую оценки. Это означает, что теперь к защите диссертации могут допускать также претендентов с удовлетворительной оценкой.

Также уточнено, что организации, которые проводят экзамены, ежегодно до 10 декабря должны представлять ВАК сведения об их результатах.

Положение утверждено на государственном языке.


* * *



Совместным постановлением правления Центробанка, Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре (зарегистрировано МЮ 28.03.2013 г. N 2027-3) внесены изменения и дополнения в постановление "Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в небанковских кредитных организациях".

Подверглось корректировке понятие "государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма". Теперь это государства и территории, определенные в официальных заявлениях группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма имеет стратегические недостатки.

Перечень основных задач системы внутреннего контроля дополнен задачей по принятию мер по выявлению, оценке и снижению рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма в деятельности небанковских кредитных организаций. Исключено требование о ежегодной разработке и утверждении небанковскими кредитными организациями внутренних правил, но предусмотрены новые требования к их содержанию.

Изменены требования к нормативно-правовым актам, которые необходимо знать ответственным сотрудникам и руководителям службы внутреннего контроля. В их число теперь входит законодательство о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в сфере деятельности небанковских кредитных организаций (ранее надо было знать банковское и финансовое законодательство, в том числе нормативные документы Центробанка). Не изменились требования знания правил бухгалтерского учета и регулярного повышения квалификации на специализированных курсах.

Перечень обязанностей ответственного сотрудника или руководителя и сотрудников службы внутреннего контроля дополнен обязанностью выявлять, оценивать, снижать и документировать риски легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма.

Скорректированы критерии и признаки признания операций с денежными средствами или иным имуществом сомнительными: сумма исполнения обязательств клиента перед небанковской кредитной организацией третьими лицами должна быть равной либо превышать 10 минимальных размеров заработной платы.

Расширен перечень критериев для отнесения клиентов к категории высокого уровня риска. Так, небанковские кредитные организации должны проявлять повышенный интерес к лицам, которые намереваются исполнить обязательства клиентов перед небанковской кредитной организацией на такую же сумму.

Пятью годами регламентирован срок хранения использованных в деятельности ответственного сотрудника или службы внутреннего контроля бумажных и электронных копий сообщений, представленных в Департамент; журналов регистрации сомнительных и подозрительных операций; переписки с Центробанком, Департаментом и другими подразделениями небанковской кредитной организации.

Документом внесен и ряд других изменений.