язык интерфейса

2012 год

2012 год/ Собрание законодательства РУз N 51

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 51



17 декабря Президентом Исламом Каримовым подписан Закон "О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности" N ЗРУ-339. Он был принят Законодательной палатой 8 ноября и одобрен Сенатом 5 декабря 2012 года. Закон вступил в силу после официального его опубликования 18 декабря в газете "Народное слово".

Основными задачами Закона являются защита прав и законных интересов частных банковских и финансовых институтов, создание условий для привлечения в банковско-финансовую сферу частного капитала.

Закон создает условия для расширения конкуренции и повышения качества банковско-финансовых услуг. Появляется возможность выбора альтернативных видов банковских учреждений и финансовых институтов. Под таковыми подразумеваются банки и другие кредитные организации, страховые организации, а также иные юридические лица, предоставляющие исключительно финансовые услуги, в уставном фонде (уставном капитале) которых доля физических лиц - учредителей (участников) должна составлять не менее 50%.

Частные банковские и финансовые институты являются субъектами предпринимательства. Закон содержит ограничения в отношении их учредителей. Ими не могут быть юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых имеется доля государства, госорганы, а также политические партии, профессиональные союзы, общественные фонды и религиозные организации. Также следует обратить внимание на ограничения, согласно которым оплачиваемые должности в этих институтах не вправе занимать должностные лица госорганов.

Закон содержит нормы о порядке образования частных банковских и финансовых институтов, их правах и обязанностях, гарантиях их деятельности, регламентирует правовой механизм защиты их прав. Новый правовой документ призван создать равные условия как для государственных, так и для частных субъектов рынка финансовых услуг. Согласно Закону государство гарантирует частным банковским и финансовым институтам равные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам. Не допускается в отношении их дискриминация.

Законом закреплено право частных банковских и финансовых институтов самостоятельно устанавливать размер оплаты за оказание финансовых услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Они по своему усмотрению распоряжаются доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех издержек, в том числе установленных учредительными документами, а также уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке. В Законе отмечено, что имущество частных банковских и финансовых институтов не подлежит национализации, конфискации и реквизиции, за исключением случаев, предусмотренных законом. Изъятие, национализация и реквизиция находящегося в их собственности имущества, в том числе земельного участка, осуществляются только при условии полного возмещения его рыночной стоимости, а также нанесенных при этом убытков, если иное не предусмотрено законом.

Закон гарантирует невмешательство госорганов, других организаций и их должностных лиц в деятельность частных банковских и финансовых институтов, осуществляемую в соответствии с законодательством. Например, он содержит требование о запрещении вмешательства в вопросы назначения их руководящих работников. Не допускается вмешательство правоохранительных и контролирующих органов в деятельность частных банковских и финансовых институтов по управлению предпринимательскими рисками, в том числе связанными с формированием их кредитного портфеля и активов.

Контролирующие органы вправе осуществлять плановые проверки деятельности не чаще одного раза в 5 лет по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов. Законом четко регламентируется и процедура проверок. В частности, ее срок не может превышать 30 календарных дней, она не должна создавать препятствия частным банковским и финансовым институтам для их полноценного функционирования.

Закон обязывает контролирующий орган письменно известить частные банковские и финансовые институты о проведении плановой проверки не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения, указав ее сроки и предмет.

Основанием для проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов правоохранительными органами является наличие возбужденного уголовного дела. При этом проверкой может охватываться только та их деятельность, что связана с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки. Проверки, проводимые специально уполномоченными госорганами по регулированию и надзору за деятельностью этих институтов, осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Закон предоставляет право частным банковским и финансовым институтам не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения, не выполнять требований правоохранительных и контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, а также не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки. Должностные лица контролирующих органов допускаются к проверке только при наличии у них выписки из плана проведения проверок, утвержденного специально уполномоченным органом, или копии принятого им решения о проведении внеплановой либо встречной проверки, а также копии приказа контролирующего органа о проведении проверки с указанием ее целей и сроков, состава проверяющих, специального удостоверения о допуске к проведению проверок и удостоверения личности. Закон регламентирует и другие требования к проверяющим должностным лицам.

Все неустранимые разногласия и неясности применения норм законодательства, возникающие при проверке деятельности частных банковских и финансовых институтов, толкуются в их пользу.

Частные банковские и финансовые институты имеют право обжаловать незаконные решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц, связанные с деятельностью частных банковских и финансовых институтов, по своему усмотрению в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу либо непосредственно в суд.


* * *



Президент Узбекистана 19 декабря подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в законы Республики Узбекистан "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" и "О выборах в областные, районные и городские кенгаши народных депутатов" в связи с дальнейшим обеспечением свободы выбора и развитием избирательного законодательства" (N ЗРУ-340). Поправки направлены на дальнейшее обеспечение свободы выбора и развитие избирательного законодательства.

Расширены полномочия наблюдателей в ходе подготовки и проведения выборов. К ранее предусмотренным объектам для размещения избирательных участков добавлены места содержания под стражей. Скорректирован предельный срок проведения агитации - ее нельзя проводить не только в день выборов, но и за день до них. Предвыборная агитация может проводиться в виде распространения информации о программе и(или) предвыборной платформе политической партии с призывом голосовать за ее кандидатов в депутаты и информации о кандидате в депутаты с призывом голосовать за него, в форме публичных дебатов, дискуссий, пресс-конференций, интервью, выступлений, собраний избирателей, размещения роликов о кандидатах и политпартиях.

Поправками определены срок и порядок проведения досрочного голосования. Оно начинается за 10 дней до выборов и заканчивается за день до их проведения.

Запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения, прогнозы итогов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе размещать их в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, в течение трех дней до и в день голосования.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Народное слово" - 20 декабря 2012 года.


* * *



20 декабря Президент подписал Закон "О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности" (N ЗРУ-341), который закрепляет основные принципы и положения разрешительной системы. Его нормы направлены на устранение излишних бюрократических барьеров при осуществлении разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности.

В Законе отражены: основные элементы взаимодействия предпринимателей и госслужащих; этапы получения разрешительных документов; сроки их рассмотрения и выдачи; требования к перечню документов; порядок приостановления и прекращения действия разрешительных документов.

Законом предусмотрен принцип "одного окна" при выдаче разрешений на осуществление определенной деятельности, по которому выдающий их госорган сам собирает или согласовывает нужные документы в других структурах.

Закон содержит норму, по которой предприниматель вправе осуществлять деятельность без разрешительного документа, предварительно письменно уведомив об этом уполномоченный орган, если тот по истечении 30 дней не выдал ему разрешение на нее или не отказал в его выдаче, за исключением отдельных установленных законодательством случаев.

Также Законом установлен принцип приоритета прав субъекта предпринимательства, обязывающий все неустранимые противоречия и неясности законодательства о разрешительных процедурах толковать в пользу субъектов предпринимательства.

Закон опубликован в газете "Народное слово" 21 декабря 2012 года и вступит в силу через 6 месяцев - 21 июня 2013 года.


* * *



Во исполнение Постановления Президента "Об организации деятельности Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан" (от 23.10.2012 г. N ПП-1836), Постановлением Кабинета Министров "О дальнейшем развитии и эффективном использовании средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий" (от 19.12.2012 г. N 356) утверждены:

Положение о Фонде развития информационно-коммуникационных технологий;

структура аппарата управления Фонда;

состав Совета Фонда.

Согласно Положению Фонд развития информационно-коммуникационных технологий создается в целях финансирования приоритетных и социально значимых проектов, научно-исследовательских работ в области развития связи, информатизации и телекоммуникационных технологий. Его средства аккумулируются за счет:

50% средств, поступающих от госпошлины за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций;

30% средств, поступающих от платы за использование абонентского номера, до 1 января 2018 года;

45% средств, взимаемых в виде штрафных санкций с юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере связи, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности;

доходов от размещения временно свободных средств Фонда в форме банковских депозитов и в других формах;

благотворительных пожертвований юридических и физических лиц, а также международных организаций.

Положение регулирует вопросы использования и выделения средств Фонда. Оно также содержит нормы, регулирующие права и обязанности Фонда и порядок управления им.