ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Акты о внесении изменений и дополнений / Судебная система. Судоустройство. Избрание и назначение судей. Народные заседатели / Изменения и дополнения в постановления Пленума ВС и ВХС РУз /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13.11.2015 г. N 18 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

13.11.2015 г.

N 18



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в законодательство, а также вопросами, возникшими при подготовке к изданию нового сборника постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, на основании статьи 17 Закона "О судах" Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


I. Внести изменения и дополнения в следующие постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по уголовным делам:


1. "О судебной практике по делам о преступлениях и иных правонарушениях в сфере торговли" от 15 марта 1996 года N 9:


в абзаце втором пункта 1 слова "должностным лицам администрации рынков" заменить словами "работникам администрации рынков, торговых комплексов";


абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:

"Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в значительном размере влечет административную ответственность по части второй статьи 176 Кодекса об административной ответственности, то же правонарушение, совершенное с получением неконтролируемого дохода в крупном размере, влечет административную ответственность по части третьей статьи 176 Кодекса об административной ответственности. Те же действия, совершенные в особо крупном размере, влекут уголовную ответственность по статье 188 Уголовного кодекса";


абзац третий пункта 4 изложить в следующей редакции:

"При определении размера неконтролируемого дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности (реализации продукции, работ, услуг) необходимо исходить от суммы выручки с учетом вычета затрат, связанных с осуществлением данной деятельности";


пункт 5 изложить в следующей редакции:

"Разъяснить, что в соответствии с действующим законодательством на занятие отдельными видами деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Отсутствие такого разрешения влечет ответственность по статье 190 Уголовного кодекса, если ранее в течение года виновный привлекался к административной ответственности за такие же действия по статьям 165, 176-3 Кодекса об административной ответственности. Если при этом будет установлено, что виновный осуществлял предпринимательскую деятельность не только без лицензии, но и без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере, его действия следует квалифицировать по совокупности статей 188 и 190 Уголовного кодекса";


абзац первый пункта 8 изложить в следующей редакции:

"Должностные лица администрации рынков, торговых комплексов, а также иные должностные лица, осуществляющие свою деятельность в сфере торговли, за вознаграждение препятствующие свободному доступу товаров или производителей на рынок, искусственно поддерживающие чрезмерно высокие цены, подлежат ответственности, в зависимости от наличия государственной доли в уставном фонде организации, за взяточничество по статье 210 либо за коммерческий подкуп по статье 192-9 Уголовного кодекса";


в абзаце втором пункта 8 слова "как злоупотребление служебным положением по статье 205 Уголовного кодекса или как превышение власти или служебных полномочий по статье 206 Уголовного кодекса" заменить словами "как злоупотребление служебным положением по статье 205 Уголовного кодекса либо превышение власти или служебных полномочий по статье 206 Уголовного кодекса либо, в случае отсутствия государственной доли в уставном фонде организации, по статье192-11 Уголовного кодекса";


абзац третий пункта 8 изложить в следующей редакции:

"Служащие администрации рынков, торговых комплексов, получившие от хозяйствующего субъекта денежных средств свыше установленного размера разовых или иных сборов, должны привлекаться к административной ответственности за заведомо незаконное получение имущественной выгоды по части второй статьи 61-1 либо по статье 193-2 Кодекса об административной ответственности. В случае совершения тех же действий в течении года после применения административного взыскания лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по части второй статьи 192-10 или по статье 214 Уголовного кодекса";


в первом предложении пункта 13 слова "незаконного изъятия принадлежащего им имущества" заменить словами "незаконного ареста или изъятия принадлежащего им имущества";


дополнить пунктами 13-1, 13-2, 13-3 следующего содержания:

"13-1. Органам предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.

Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития" (далее по тексту - Закон) распространяется в отношении лиц:

уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций);

имеющих неснятую и непогашенную судимость.

13-2. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица - привлечению к административной ответственности с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 36 Кодекса об административной ответственности.

Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного частями первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса ко дню вступления Закона в силу, подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица освобождению от ответственности вообще.

Вопрос о приведении судебных решений в соответствие с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.

13-3. При приведении в соответствие с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь ввиду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по части первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам";


2. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о преступлениях в сфере экономики" от 17 апреля 1998 года N 11:


абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

"Следует отметить, что в обществе должна быть создана обстановка уважения права собственности, любые посягательства на него должны влечь неотвратимую ответственность и наказание";


в третьем предложении абзаца первого пункта 6 слова "если они причинили крупный ущерб либо существенный вред правам или охраняемым законом интересам собственника, образуют состав преступления - злоупотребление властью или должностными полномочиями" заменить словами "совершенные после применения административного взыскания за такие же действия, образуют состав преступления - нарушение права частной собственности, предусмотренного статьей 192-1 Уголовного кодекса";


пункт 6 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"При наличии в действиях виновного лица квалифицирующих признаков, предусмотренных частями второй или третьей статьи 192-1 Уголовного кодекса, уголовная ответственность наступает независимо от применения в отношении него ранее административного взыскания";


во втором предложении абзаца второго пункта 7 слова "за преступления против порядка управления" заменить словами "за преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов, а также преступления против порядка управления";


третье предложение абзаца первого пункта 8 изложить в следующей редакции;

"К таким неправомерным действиям могут относиться, в частности, нарушение права частной собственности, нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности, незаконное приостановление деятельности субъекта предпринимательской деятельности или операции по их банковским счетам, принудительное привлечение к благотворительной деятельности и иным мероприятиям, отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций и т.д.";


второе предложение абзаца второго пункта 8 изложить в следующей редакции:

"Указанные действия виновных лиц в зависимости от обстоятельств дела и характера наступивших последствий должны квалифицироваться по соответствующим статьям Главы XIII-1 Уголовного кодекса (а не по статье 205 или 207 Уголовного кодекса), а в случаях установления корыстных мотивов, и как завуалированная форма вымогательства взятки";


во втором предложении абзаца второго пункта 10 слова "диспозиции статьи 205" заменить словами "диспозициях статей 192-11 или 205";


в абзаце первом пункта 17 слова "торговой или посреднической деятельности с уклонением от регистрации с целью получения неконтролируемой прибыли (дохода)" заменить словами "предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода";


в абзаце втором пункта 17 слова "за незаконную торговую или посредническую деятельность" заменить словами "за незаконную предпринимательскую деятельность";


абзац третий пункта 17 изложить в следующей редакции:

"Для признания лица виновным по статье 188 Уголовного кодекса необходимо установление факта осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере";


3. "О судебной практике по делам о незаконном приобретении или сбыте валютных ценностей" от 28 апреля 2000 года N 8:


абзац третий преамбулы изложить в следующей редакции:

"Не всегда выполняется требование закона об индивидуализации наказания, в ряде случаев не обращаются в доход государства деньги, ценности, нажитые преступным путём, не уделяется должное внимание установлению источников незаконного приобретения валютных ценностей, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений";


пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Обратить внимание на то, что перечень валютных ценностей установлен в статье 3 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2003 года "О валютном регулировании" (далее по тексту Закон) и расширительному толкованию не подлежит. К таким ценностям отнесены:

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги в иностранной валюте - денежные документы, отнесенные к ценным бумагам Законом Республики Узбекистан "О рынке ценных бумаг" или законодательством иностранных государств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

в) платежные документы в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и другие);

г) аффинированное золото в слитках";


пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Согласно части второй статьи 3 Закона к "иностранной валюте" относится:

иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки, подлежащие обмену на денежные знаки этого же иностранного государства;

средства на счетах и во вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах";


пункт 6 исключить;


в пункте 10 слова "вымогательство вознаграждения" заменить словами "коммерческий подкуп, незаконное получение служащим материальной или имущественной выгоды";


пункт 15 исключить;


4. "О судебной практике по рассмотрению дел об административных правонарушениях" от 15 сентября 2000 года N 22:


пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Судам необходимо иметь ввиду, что в соответствии со статьей 9 КоАО акты, смягчающие или устраняющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до вступления в силу этих актов, а акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют";


дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:

"6-1. Разъяснить, что согласно статье 17-1 КоАО за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации, административной ответственности подлежит собственник транспортного средства, а в случае, когда оно принадлежит юридическому лицу - лицо, ответственное за эксплуатацию данного транспортного средства.

Под автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации следует понимать специальные технические средства, включая фото радары, имеющие функции фото, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме и являющиеся составной частью компьютеризованной системы управления безопасностью дорожного движения";


абзац первый пункта 7 дополнить третьим предложением следующего содержания:

"В случае, предусмотренном статьей 309-1 КоАО, дело об административном правонарушении судом рассматривается без участия лица, привлекаемого к административной ответственности";


в первом предложении абзаца первого пункта 9 слова "двух месяцев" заменить словами "одного года";


в первом предложении абзаца третьего пункта 10 слова "год рождения" заменить словами "год рождения, гражданство";


пункт 10 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

"Помимо этого, подлежат тщательному изучению вопросы правильного признания правонарушителя должностным лицом, служащим негосударственной коммерческой организации, организации с государственным участием, а также правового статуса организации с государственным участием. В частности, для выяснения обоснованности признания организации с государственным участием необходимо истребовать подтверждающие документы из соответствующих органов, в которых она прошла регистрацию, наличия на момент совершения правонарушения государственной доли в уставном фонде либо государственного участия";


в абзаце третьем пункта 20 слова "доказательства виновности или невиновности привлекаемого к ответственности" заменить словами "доказательства виновности или невиновности привлекаемого к ответственности, основания освобождения лица от ответственности";


в абзаце четвертом пункта 20 слова "вид административного взыскания" заменить словами "вид административного взыскания либо решение суда об освобождении лица от ответственности";


пункт 24 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Если в ходе рассмотрения жалобы, поданной на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации будет установлен факт управления транспортным средством в момент фиксации правонарушения другим лицом, а не собственником транспортного средства либо данное транспортное средство выбыло из его владения, в таких случаях, собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 271 КоАО. При этом необходимые материалы подлежат направлению в органы безопасности дорожного движения для решения вопроса о привлечении к административной ответственности соответствующего лица";

абзац второй считать абзацем третьим.


5. "О некоторых вопросах применения закона о либерализации наказаний за преступления в сфере экономики" от 21 мая 2004 года N 4:


в абзаце первом пункта 7 слова "по статье 205 УК" заменить словами "по статье 192-11 или 205 УК";


в абзаце втором пункта 7 слова "статьями 167 и 205 УК" заменить словами "статьями 167 и 205 либо 192-11 УК соответственно";


в абзаце первом пункта 8 слова "статьями 167 и 209 УК" заменить словами "статьями 167 и 209 либо 228 УК соответственно";


абзацы первый - третий пункта 9 изложить в следующей редакции:

"Судам следует обратить внимание, что нормы ряда статей Особенной части Уголовного кодекса содержат условие, исключающее применения к осужденному меры наказания в виде лишения или ограничения свободы, в частности, за преступления, предусмотренные:

статьями 167, 168, 170, 180, 181, 181-1, 184 УК - при возмещении причиненного преступлением материального ущерба;

статьями 173, 175 УК - при возмещении причиненного преступлением материального ущерба в трехкратном размере";


в абзаце четвертом пункта 9 слова "в виде лишения свободы" заменить словами "в виде лишения свободы или ограничения свободы";


в пункте 10 слова "в виде лишения свободы" заменить словами "в виде лишения свободы или ограничения свободы";


в пункте 11 слова "в виде лишения свободы" заменить словами "в виде лишения свободы или ограничения свободы";


в абзаце втором пункта 13 слова "с лишением свободы" заменить словами "с лишением свободы или ограничением свободы";


в абзаце первом пункта 14 слова "в виде лишения свободы" заменить словами "в виде лишения свободы или ограничения свободы";


в абзаце втором пункта 14 слова "в виде лишения свободы" заменить словами "в виде лишения свободы или ограничения свободы";


в абзаце первом пункта 17 слова "или лишения свободы" заменить словами "лишения свободы или ограничения свободы";


в пункте 19 слова "или лишения свободы" заменить словами "лишения свободы или ограничения свободы";


6. "О практике назначения судами уголовного наказания" от 3 февраля 2006 года N 1:


абзац пятый пункта 12 изложить в следующей редакции:

"сроков и размеров, предусмотренных статьями 82 - 84 и 84-1 УК - при назначении наказаний в виде штрафа, исправительных работ, ареста, ограничения свободы";


абзац первый пункта 21 изложить в следующей редакции:

"21. По смыслу закона (часть четвертая статьи 46 УК), в случае уклонения в общей сложности свыше одной десятой от назначенного срока исправительных работ, суд может заменить не отбытый срок исправительных работ наказанием в виде ограничения свободы или лишения свободы на тот же срок и в том случае, когда санкция статьи Уголовного кодекса, по которой было осуждено виновное лицо, предусматривает меньший срок ограничения свободы или лишения свободы, чем тот, на который ему были заменены исправительные работы, либо вообще не предусматривает ограничение свободы или лишение свободы";


абзац первый пункта 22 изложить в следующей редакции:

"22. При решении вопроса о замене исправительных работ наказанием в виде ограничения свободы или лишения свободы суд должен располагать сведениями о мерах, принимавшихся органом, ведающим исполнением исправительных работ, по обеспечению исполнения этого наказания, предупреждению осужденного об ответственности за уклонение от отбывания наказания в соответствии с требованиями законодательства";


абзац первый пункта 23 слова "лишением свободы либо ареста" заменить словами "ограничением свободы или лишением свободы";


из абзаца второго пункта 23 исключить слова "либо арестом";


абзац второй пункта 24 изложить в следующей редакции:

"Арест может быть назначен также в порядке замены штрафа (в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 44) и исправительных работ (в случаях, предусмотренных частью второй статьи 83 УК). В этих случаях, минимальный срок ареста должен быть менее одного месяца, но не свыше шести, а для несовершеннолетних - не свыше трёх месяцев";


дополнить пунктами 25-1 - 25-6 следующего содержания:

"25-1. Наказание в виде ограничения свободы состоит в установлении судом в отношении осужденного полного запрета на покидание жилища под тем или иным предлогом, или ограничения на выход из жилища в определенное время суток (часть первая статьи 48-1 УК).

Необходимо разъяснить, что в резолютивной части приговора суда должно быть конкретно указано содержание наказания в виде ограничения свободы: полный запрет на покидание жилища или ограничение на выход из жилища в определенное время суток.

Ограничение свободы назначается на срок от шести месяцев до пяти лет, а в отношении несовершеннолетних - от шести месяцев до двух лет и отбывается под надзором инспекции исполнения наказаний органов внутренних дел по месту жительства осужденного или иных органов, определяемых судом.

Ограничение свободы, условия его отбывания определяются судом с учетом характера совершенного деяния и предотвращения уклонения от отбывания наказания.

25-2. В соответствии с частью третьей статьи 48-1 УК, с учетом особенностей применяемого запрета (ограничения), суд может возложить на осужденного следующие дополнительные запреты (ограничения):

не посещать определенные места;

не участвовать в проведении массовых и иных мероприятий;

не заниматься определенной деятельностью;

не владеть или не хранить у себя определенные предметы;

не управлять транспортным средством;

не изменять место жительства, место работы и (или) учебы, не выезжать за пределы соответствующей административной территории без согласия органа, осуществляющего надзор за осужденными;

не устанавливать контакты с определенными лицами;

не использовать средства связи, в том числе Интернет;

не употреблять алкогольные напитки.

Судам следует иметь в виду, что поскольку указанные запреты (ограничения) являются дополнительными к обязательным запретам, установленным в части первой статьи 48-1 УК, возложение их на осуждённого должно быть мотивировано в описательной части приговора суда. При этом, с учетом личности осуждённого и других обстоятельств дела дополнительные запреты (ограничения) могут быть возложены судом на осужденного полностью или частично.

25-3. В соответствии с частью четвертой статьи 48-1 УК суд может возложить на осужденного к ограничению свободы обязанности возместить причиненный им материальный и моральный ущерб, устроиться на работу или учебу, а также иные обязанности, способствующие его исправлению.

Основание применения данных обязанностей должно быть мотивировано в описательной части приговора.

25-4. Согласно части пятой статьи 48-1 УК в случае, если осужденный к ограничению свободы в период отбывания наказания осознал свои преступные деяния, твердо встал на путь исправления, возместил причиненный материальный и моральный ущерб, суд может отменить полностью или частично ранее установленные осужденному запреты (ограничения). Необходимо иметь в виду, что по данным основаниям осужденный к ограничению свободы может быть освобожден только от дополнительных запретов (ограничений), возложенных на него судом в соответствии с частью третьей статьи 48-1 УК.

В соответствии с частью пятой статьи 44-3 Уголовно-исполнительного кодекса, освобождение осужденного от возложенных на него запретов (ограничений) полностью или частично производится судом на основании представления органа по исполнению наказания в порядке, установленном статьей 541 УПК.

25-5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы или не выполнения возложенных на него обязанностей, суд может заменить не отбытый срок ограничения свободы другим видом наказания, предусмотренным статьей 43 УК. Время уклонения в срок отбытого наказания не засчитывается.

В соответствии с частью третьей статьи 44-4 Уголовно-исполнительного кодекса злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осужденный:

а) допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о недопустимости нарушения установленных судом запретов (ограничений);

б) нарушивший правила использования в отношении него технических средств надзора;

в) скрывшийся с места жительства, место нахождения которого не установлено в течение более трех суток;

г) не прибывший в инспекцию исполнения наказаний по месту жительства в течение более трех суток.

25-6. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, а также лицам, не имеющим постоянного места жительства в Республике Узбекистан";


в пункте 28 слова "трех четвертей" заменить словами "двух третей";


пункт 38 после слов "ограничение по службе, арест" дополнить словами "ограничение свободы";


7. "О применении судами законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей" от 31 мая 2013 года N 8:


часть четвертую пункта 3 дополнить подпунктом 2-1 следующего содержания:

"2-1. Обязательные отчисления во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений";


в абзаце первом пункта 7 слова "против порядка управления (статьи 205 - 209, 227, 228 УК)" заменить словами "злоупотребление должностными лицами негосударственной коммерческой или иной организации своими полномочиями (статья 192-11 УК) и против порядка управления (статьи 205 - 209, 227, 228 УК)";


абзац четвертый пункта 11 изложить в следующей редакции:

"Действия должностных лиц органов государственной власти и управления, негосударственных коммерческих или иных негосударственных организаций, умышленно содействовавших налогоплательщикам в уклонении от уплаты налогов и других обязательных платежей, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, то есть по статье 28 УК и соответствующей части статьи 184 УК, а если при этом они действовали из корыстных или иной личной заинтересованности либо в этих же целях способствовали сокрытию преступления, то действия должностных лиц органов государственной власти и управления, подлежат квалификации также и по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против порядка управления (статьи 205, 209, 210 УК), а действия должностных лиц негосударственных коммерческих или иных негосударственных организаций - по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов (статьи 192-9, 192-11, 228 УК)";


дополнить пунктом 13-1 следующего содержания:

"13-1. Согласно части пятой статьи 184 УК лицо, впервые совершившее преступление, подлежит освобождению от ответственности, если оно в течение тридцати дней со дня получения решения органа государственной налоговой службы полностью возместило нанесенный государству ущерб в виде налогов и других обязательных платежей, в том числе пени и иных финансовых санкций.

Необходимо разъяснить, что освобождение от ответственности по данному основанию подлежит лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 184 УК, в том числе лицо, чья судимость по данной статье погашена либо снята в установленном законом порядке.

В ходе обсуждения вопроса о прекращении уголовного дела на основании части пятой статьи 184 УК, необходимо обращать особое внимание соблюдению тридцатидневного срока погашения ущерба (статья 36 НК), а также наличию доказательств (платежные поручения, квитанции и т.п.), подтверждающих факт его полного возмещения";


дополнить пунктами 19-1, 19-2, 19-3 следующего содержания:

"19-1. Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития" (далее по тексту - Закон) распространяется в отношении лиц:

уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций);

имеющих неснятую и непогашенную судимость.

19-2. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьей 184 УК до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), при наличии обстоятельств, предусмотренных частью пятой статьи 184 УК, подлежат прекращению на основании пункта 8 части первой статьи 84 УПК.

Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного статьей 184 УК ко дню вступления Закона в силу, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью пятой статьи 184 УК, также подлежат прекращению на основании пункта 8 части первой статьи 84 УПК.

Вопрос о приведении судебных решений в соответствие с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.

19-3. При приведении в соответствие с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь ввиду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по статье 184 УК, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам";


8. "О некоторых вопросах судебной практики по делам, связанным с предпринимательской деятельностью" от 11 декабря 2013 года N 20:


абзацы второй-одиннадцатый пункта 5 изложить в следующей редакции:

"В частности, Главой XVI-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее по тексту - КоАО) за воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность установлена административная ответственность. При этом под воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности следует понимать:

незаконное ограничение и (или) лишение права собственности, посягательство на частную собственность, навязывание собственнику заведомо неприемлемых условий (статья 241-1 КоАО);

принудительное привлечение субъектов предпринимательства к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств и других материальных ценностей (статья 241-4 КоАО);

нарушение установленного порядка и сроков выдачи лицензии и других документов разрешительного характера (статья 241-5 КоАО);

неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций (статья 241-6 КоАО);

необоснованная задержка выдачи денежных средств на выплату заработной платы, пособий, стипендий и других приравненных к ним платежей (статья 241-7 КоАО);

нарушение установленного законодательством порядка государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (статья 241-9 КоАО);

неправомерный отказ в оказании государственной услуги либо уклонении от ее предоставления (статья 241-9 КоАО);

истребование статистической отчетности и других документов, не предусмотренных законодательством, либо истребование предусмотренной отчетности вопреки установленным срокам представления (статья 241-10 КоАО);

снос зданий, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке, принадлежащих субъектам предпринимательства, без предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества (статья 241-11 КоАО).

Лица, допустившие незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов подлежат ответственности по соответствующим статьям Главы XVI-I КоАО (умышленное инициирование и (или) проведение проверок, приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и (или) операций по банковским счетам; истребование информации о наличии денежных средств на счетах хозяйствующих субъектов в случаях, не предусмотренных законодательством и т.д.).

Должностные лица, совершившие аналогичные действия, направленные на воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность после применения административного взыскания, подлежат привлечению к уголовной ответственности (статьи 192-1 - 192-8 УК)";


абзацы второй - четвертый пункта 8 изложить в следующей редакции:

"За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в значительном размере (часть вторая статьи 176 КоАО), в том числе неоднократно в крупном размере (часть третья статьи 176 КоАО), установлена административная ответственность.

Уголовная ответственность по статье 188 УК наступает лишь в случаях, если лицо осуществляло предпринимательскую деятельность без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере. При этом уголовная ответственность наступает независимо от привлечения лица ранее к административной ответственности за осуществление аналогичных действий";


дополнить пунктами 13-3, 13-4, 13-5 следующего содержания:

"13-3. Органам предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.

Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития" (далее по тексту - Закон) распространяется в отношении лиц:

уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций);

имеющих неснятую и непогашенную судимость.

13-4. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица - привлечению к административной ответственности с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 36 Кодекса об административной ответственности.

Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного частями первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса ко дню вступления Закона в силу, подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица освобождению от ответственности вообще.

Вопрос о приведении судебных решений в соответствие с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом;

13-5. При приведении в соответствие с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь ввиду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по части первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам".



II. Внести изменения и дополнения в следующие постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по гражданским делам:


1. "О применении судами законодательства, регулирующего установление неправильностей записей актов гражданского состояния" от 13 ноября 1992 года N 5а:


последний абзац пункта 1 изложить в следующей редакции:

"При наличии спора о праве между заинтересованными лицами заявление рассматривается в порядке искового производства";


2. "О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства" от 19 декабря 2003 года N 19:


абзац второй пункта 10 изложить в следующей редакции:

"Если в заявлении или судом в одном производстве соединены несколько требований, для одних из которых установлен общий, а для других сокращенный срок подготовки и рассмотрения дела, то гражданское дело подлежит рассмотрению со дня окончания подготовки в срок не позднее одного месяца, по делам особой сложности на основании обоснованного определения суда не позже двух месяцев";


пункты 34-36 исключить;


3. "О судебной практике по жилищным спорам" от 14 сентября 2001 года N 22:


пункт 8 изложить в следующей редакции:

"В случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов (квартир) в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), по их выбору и по соглашению сторон предоставляется в собственность другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплачивается рыночная стоимость насаждений либо выплачивается рыночная стоимость сносимых жилого дома (квартиры), иных строений, сооружений и насаждений, а также рыночная стоимость права на земельный участок в полном объеме. В случае превышения рыночной стоимости сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок рыночной стоимости предоставляемого жилья или права на земельный участок, разница подлежит компенсации собственнику, а в случае превышения рыночной стоимости предоставляемого жилья или права на земельный участок рыночной стоимости сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок, разница подлежит компенсации собственником в течение пяти лет с момента предоставления жилья или права на земельный участок";


4. "О некоторых вопросах применения  законодательства о компенсации морального вреда" от 28 апреля 2000 года N 7:


пункт 12 исключить;


абзац первый пункта 16 изложить в следующей редакции:

"При принятии и рассмотрении исковых заявлений о компенсации физических и нравственных страданий необходимо учитывать, что моральный вред является вредом неимущественного характера, несмотря на то, что компенсируется в денежной форме. Учитывая это, государственная пошлина должна взиматься на основании п. "д" ст. 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1994 года за N 533 "О ставках государственной пошлины" как с исковых заявлений неимущественного характера";


5. "О практике рассмотрения обращений граждан по судебным делам" от 28 декабря 1998 года N 31:


абзац второй пункта 10 изложить в следующей редакции:

"Согласно статье 310 Гражданско-процессуального кодекса правом обращения о проверке законности, обоснованности и справедливости судебного решения по гражданским делам обладают лишь участвующие в деле лица - стороны, третьи лица, их представители и участники судебного процесса, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд разрешил вопрос (ст. 33 ГПК)";


6. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с назначением, производством судебной экспертизы и оценкой заключения эксперта по гражданским делам" от 12 декабря 2008 года N 24:


в абзаце первом пункта 3 после слов "При рассмотрении вопроса о назначении и производстве экспертизы судам следует руководствоваться нормами Конституции, ГПК" дополнить словами "Закона Республики Узбекистан "О судебной экспертизе";


пункт 17 изложить в следующей редакции:

"Согласно части второй статьи 194 ГПК, повторная экспертиза назначается в случае, когда заключение эксперта (комиссии экспертов) необоснованно или его правильность вызывает сомнения либо признаны недостоверными доказательства, положенные в его основу, или были существенно нарушены процессуальные правила производства экспертизы. Судам следует иметь в виду, что под противоречием между заключениями нескольких экспертов следует понимать расхождение (противоречие, серьезное различие) в выводах комиссии экспертов.

Повторная экспертиза назначается судом по ранее поставленным судом вопросам, в отношении тех же объектов, по которым ранее давалось заключение, однако производство ее должно быть назначено другому эксперту (либо комиссии экспертов).

Производство повторной экспертизы возможно также и в случае признания недостоверными доказательств, положенных в основу заключения эксперта (комиссии экспертов), либо существенного нарушения процессуальных правил производства экспертизы.

Повторная экспертиза может быть назначена судом, если выводы эксперта (комиссии экспертов) противоречат фактическим обстоятельствам дела или если во время судебного разбирательства установлены новые данные, которые могут повлиять на выводы эксперта (комиссии экспертов).

При несогласии суда с выводами эксперта (комиссии экспертов) назначение повторной экспертизы не является обязательным. При решении этого вопроса следует учитывать наличие в деле иных доказательств по обстоятельствам, являющимся предметом экспертизы, а также практическую возможность проведения повторной экспертизы.

Несогласие сторон по делу с заключением эксперта (комиссии экспертов), наличие мнений специалистов и другие мотивы не могут служить основанием для проведения повторной экспертизы.

В заключении повторной экспертизы должно быть указано, на основании каких данных исследования эксперт (комиссия экспертов) пришел к выводу о подтверждении правильности либо ошибочности предыдущего заключения";


7. "О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам" от 24 ноября 2009 года N 14:


в пункте 4 после слов "Гражданского процессуального кодекса" дополнить словами "(далее - ГПК)";


абзац первый пункта 12 изложить в следующей редакции:

"Возврат государственной пошлины производится по основаниям, перечисленным в статьях 108 ГПК и 342 НК. Пошлина, внесенная в большем размере, чем это требуется по закону, возвращается в части излишне уплаченной суммы. В остальных указанных в законе случаях пошлина подлежит возврату в полном объеме";


8. "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства о представительстве" от 14 мая 2010 года N 05:


пункт 14 изложить в следующей редакции:

"Разъяснить судам, что документы, предоставляющие право на вступление в дело, наделяют договорных представителей лишь общими правами участника процесса (статья 34 ГПК), к которым относятся нижеследующие: знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, и лицам, содействующим осуществлению правосудия, делать заявления, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, излагать свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против заявлений, ходатайств, доводов других лиц, обжаловать решения, определения, постановления и приказы суда, требовать принудительного исполнения решения, определения, постановления и приказа суда, присутствовать и реализовать свои права при действиях судебного исполнителя.

Лица, участвующие в деле, пользуются и другими процессуальными правами, предусмотренными в данном Кодексе";


9. "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" от 20 декабря 1991 года N 5-ПЛ-91:


в абзаце седьмом пункта 17 слова "в него вкралась" заменить словом "допущена";


10. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с применением Земельного кодекса" от 3 февраля 2006 года N 3:


пункт 7 исключить;


11. "О практике рассмотрения в судах жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан" от 19 июля 1996 года N 18:


абзац шестой пункта 6 дополнить словами "отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество";


из абзаца седьмого пункта 6 слова "акционерных обществ" исключить;


пункт 6 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

"При рассмотрении дел, связанных с жалобами на решения органа, проводящего государственную регистрацию, об отказе в государственной регистрации прав физических и юридических лиц на недвижимое имущество, необходимо исходить из требований приложения N 1 "Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними", утвержденного Постановлением Кабинета Министров от 07.01.2014 года N 1";


пункт 12 дополнить абзацем следующего содержания:

"Суд при вынесении решения по жалобам на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, нарушающих права физических лиц, взыскивает с виновной стороны государственную пошлину в размере, указанном в п. "б" ст. 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.11.1994 года N 533 "О ставках государственной пошлины";


12. "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" от 11 сентября 1998 года N 23:


пункт 7 после абзаца третьего дополнить абзацами следующего содержания:

"При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству, суду необходимо определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назначаются к рассмотрению в судебном заседании только после получения составленных и утвержденных в установленном порядке актов органов опеки и попечительства об обследовании условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка.

Суд, рассматривая по существу спор по данному вопросу, принимает во внимание в интересах ребенка различные обстоятельства с учетом соблюдения принципа равенства родительских прав обоих родителей. При необходимости судом должна быть назначена судебно-психологическая экспертиза, такая экспертиза может проводиться в отношении родителей (одного из них), а также по психологическому анализу ситуации (семейного конфликта). Однако следует иметь в виду, что заключение судебно-психологической экспертизы и заключение органа опеки и попечительства, являясь лишь одним из доказательств, должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами.

Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего на общение с этим родителем, суду, принимая во внимание обстоятельства по каждому конкретному делу, следует изложить в резолютивной части решения порядок общения (время, место, продолжительность общения и т.п.).

При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание физическое и психическое здоровье ребенка, обстоятельства, влияющие на его нравственное развитие, возраст ребенка и состояние его здоровья, привязанность ребенка к родителям и другие обстоятельства. Установленный порядок общения должен отвечать интересам ребенка и быть исполнимым.

В исключительных случаях, если общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести ему вред, суд на основании ч. 2 ст. 75 СК РУ, исходя из того, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать в иске родителей об определении порядка общения с ребенком, обосновав его в принимаемом решении";


13. "О применении судами законодательства, регулирующего прекращение трудового договора (контракта)" от 17 апреля 1998 года N 12 :


дополнить пунктом 40-1 следующего содержания:

"Прекращение трудового договора по инициативе работодателя на основании п. 7 ч. 2 ст. 100 Трудового кодекса допускается при достижении работником пенсионного возраста при наличии права на получение государственной пенсии по возрасту в соответствии с законодательством.

Суды при рассмотрении данных категорий дел должны проверять соблюдение работодателем предупреждения работника в письменной форме о намерении прекращения трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста не менее чем за два месяца.

Суды при рассмотрении данных категорий дел должны обратить внимание на достижение работником пенсионного возраста при наличии права на получение государственной пенсии по возрасту в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" право на получение пенсии по возрасту имеют:

мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет".


Председатель

Верховного суда                                                                Ш. Газиев



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                      Д. Камилов





































Время: 0.2431
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск