язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Строительство и архитектура/ Кредитование строительства. Ипотечный кредит/ Положение о порядке организации, финансирования и кредитования строительства, осуществляемого за счет централизованных источников (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 12.09.2003 г. N 395)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 12.09.2003 г. N 395



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации, финансирования и

кредитования строительства, осуществляемого

за счет централизованных источников

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок организации, финансирования и кредитования строительства объектов, в том числе реализуемых "под ключ", финансируемых за счет централизованных источников.


2. Действие настоящего Положения распространяется на внебюджетные средства бюджетных организаций и следующие централизованные источники:

бюджетные ассигнования;

средства государственных целевых фондов, консолидируемых в составе государственного бюджета (кроме внебюджетного Пенсионного фонда);

другие источники, устанавливаемые решениями Правительства.


3. Настоящее Положение по договоренности между заказчиком и подрядчиком может применяться при реализации инвестиционного проекта за счет других источников финансирования, не предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения.


4. При выделении капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований на возвратной основе механизм возврата заемных средств регулируется договором, заключенным между Министерством финансов Республики Узбекистан, финансирующим учреждением банка и заказчиком.


5. В настоящем Положении использованы следующие основные понятия:

финансирующий орган:

по бюджетным ассигнованиям - Министерство финансов Республики Узбекистан, Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и г. Ташкента (в регионах, охваченных казначейским исполнением Государственного бюджета, - Казначейство и его территориальные подразделения);

по средствам государственных целевых фондов, консолидируемых в составе государственного бюджета (кроме внебюджетного Пенсионного фонда), - соответствующие распорядители фондов;

по другим источникам, устанавливаемым решениями Правительства, за исключением гарантированных Республикой Узбекистан инвестиционных кредитов, - распорядители этих источников;


адресный список строек - финансовый документ, ежегодно составляемый заказчиками в пределах выделенных лимитов, включающий перечень объектов, а также объемы работ и затрат по направлениям их использования;


титульный список стройки - финансовый документ, составляемый в разрезе каждого объекта на весь период строительства с указанием объемов капитальных вложений и направлений их расходов и отражением его технико-экономических показателей;


проектировщик - организация, отобранная на конкурсной основе для выполнения проектных и изыскательских работ;


поставщик (производитель) - отобранные на конкурсной основе предприятие строительной индустрии, завод-изготовитель или физическое лицо, производящие и (или) поставляющие материально-технические ресурсы, включая технологическое и инженерное оборудование, используемые при реализации проекта;


проект - комплект материалов с необходимыми расчетами, выполненными в составе схемы развития и размещения отраслевых структур, а также схемы развития и размещения производительных сил по регионам, составленный на основании инженерных изысканий и вариантных проработок размещения предприятия, сооружения, его проектной мощности и других технических показателей. В проекте на капитальное строительство решаются следующие основные вопросы: схемы транспортных потоков сырья и готовой продукции, технология производства, специализация и кооперация производства, связи с сопряженными отраслями экономики, расчет и организация производства, обеспечение производства кадрами, рациональное использование отведенного для строительства земельного участка, объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные решения зданий и сооружений, охрана окружающей среды, восстановление (рекультивация) нарушенных земель и охрана недр, освоение мощностей;


рабочая документация - комплект рабочих чертежей на отдельные здания и сооружения и виды работ. При составлении рабочей документации по сложным объектам  осуществляются дополнительные проработки, уточняющие материалы проекта. Рабочие чертежи к ним разрабатываются в целом на здание и сооружение. В рабочей документации должны быть приведены расчеты изменения затрат труда и расхода основных строительных материалов, составлены спецификации, а на соответствующие виды оборудования и изделий - габаритные схемы, паспорта строительных рабочих чертежей на здание и сооружение. Для разработки рабочей документации проектировщику выдаются исходные данные по заказываемому оборудованию индивидуального изготовления и импортному оборудованию.



II. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА


6. Договор на строительство объекта заключается на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий (далее - капитальное строительство) на весь период строительства, установленный по результатам конкурсных торгов.

Договор заключается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Закона Республики Узбекистан "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов" и других нормативно-правовых актов в области капитального строительства.


7. Заказчиком является организация, обладающая правом на заключение договоров на строительство объектов за счет централизованных источников.


8. Подрядчиками по договору на строительство объектов за счет централизованных источников могут быть юридические лица, способные обеспечить выполнение работ в соответствии с условиями конкурсных торгов и заключенного договора.

При необходимости подрядчиками по договору на строительство могут выступать не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, действующие в соответствии с договором о совместной деятельности.


9. Отношения между заказчиком и подрядчиком, генеральным подрядчиком и субподрядчиками, проектными организациями и поставщиками оборудования, строительных материалов и конструкций строятся без участия посреднических организаций и других промежуточных звеньев исключительно на договорных началах.

При этом выполнение работ субподрядными организациями, как с взаимной передачей материально-технических ресурсов, так и без их передачи, в рамках строительства одного объекта не считается работой посредника, а также реализацией материально-технических ресурсов на сторону.


10. Договор подряда заключается в десятидневный срок после утверждения результатов конкурсных торгов в установленном порядке по договорной текущей цене, определенной по результатам конкурсных торгов.


11. По объектам, срок строительства которых в соответствии с условиями конкурсных торгов выходит за рамки одного календарного года, уточняется стоимость остаточных объемов работ на второй и последующие годы в установленном порядке. При этом уточненная остаточная стоимость оформляется дополнительным соглашением к основному генеральному договору.


12. Внесение в договор изменений, связанных с увеличением объемов работ или изменением проекта, не допускается, за исключением случаев, установленных законодательством.


13. В случае расторжения договора все затраты и убытки возмещаются в порядке, установленном законодательством или договором.


14. При заключении договора заказчик и подрядчик вправе в особых условиях к нему предусматривать и другие обязательства в соответствии с законодательством.


15. Выбор субподрядчиков и поставщиков (производителей) осуществляется генподрядчиком самостоятельно с условием сохранения обязательств по генеральному договору, заключенному по результатам конкурсных торгов.


16. Исполнение обязательств по договору на строительство объектов может обеспечиваться  в форме поручительства, гарантии и в других формах в соответствии с законодательством.


17. Условия взаиморасчетов, отражаемые в договоре на строительство объекта, определяются в соответствии с требованиями законодательства.



III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН


18. Заказчиком обеспечивается:

выбор и отвод земельного участка, подготовка исходно-разрешительной документации и территории строительства, организация предпроектных работ, разработка, согласование, экспертиза и утверждение утверждаемой части проекта, рабочей (кроме случая строительства объекта "под ключ") и конкурсной документации;

отбор через конкурсные торги проектировщика и подрядчика (генподрядчика);

заключение договоров с графиками производства работ и финансирования;

регистрация объекта строительства в органах государственного архитектурно-строительного надзора;

передача подрядчику исходно-разрешительной документации на строительство;

переселение лиц, проживающих в зданиях, подлежащих сносу, переносу или реконструкции, а также на территории строительства объекта;

финансирование, контроль за соблюдением подрядчиком принятых договорных обязательств и иных функций, оговоренных договором;

техническое сопровождение и технический надзор за строительством объекта;

приемка в установленном порядке завершенного строительством объекта в эксплуатацию;

контроль за устранением дефектов, выявленных в гарантийный период.

Заказчик выполняет иные функции в соответствии с законодательством и условиями договора.


19. Подрядчиком обеспечивается:

разработка рабочей документации и ее экспертное сопровождение в процессе строительства (при строительстве объекта "под ключ"), с согласованием ее технологической части с заказчиком;

передача в производство рабочей документации (при строительстве объекта "под ключ") в объемах и сроки, в увязке с технологической последовательностью и с конкретными условиями строительства объекта;

выполнение работ, предусмотренных в утвержденном проекте, в соответствии с графиком производства работ и соблюдением установленных стандартов, строительных норм и правил;

комплектация стройки оборудованием, конструкциями и строительными материалами в соответствии с договором;

своевременное и качественное выполнение строительно-монтажных, специальных и пусконаладочных работ с соблюдением проектных решений и строительных норм и правил;

формирование и передача заказчику исполнительной документации объекта, включая сертификаты соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, технические паспорта на использованные строительные материалы и оборудование;

осуществление сдачи объекта заказчику в соответствии с утвержденным проектом, другими требованиями и договорными обязательствами.

Подрядчик выполняет иные функции в соответствии с законодательством и условиями договора.


20. Конкретное распределение обязанностей между заказчиком и подрядчиком, а также степень их имущественной ответственности уточняется при заключении конкретного договора подряда в соответствии с законодательством и условиями конкурсных торгов.


21. Приемка в эксплуатацию объекта обеспечивается заказчиком на основании заключения органов Госархстройнадзора с учетом установленных стандартов качества.


22. Заказчик, в соответствии с законодательством и договором, несет имущественную ответственность перед подрядчиком за:

задержку передачи исходно-разрешительной документации на производство работ;

задержку передачи геодезической разбивочной основы и закрепленных на территории строительства пунктов и знаков;

необоснованную задержку начала приемки завершенного строительством объекта, его отдельной очереди, пускового комплекса, здания, сооружения, подготовленного к выпуску продукции или оказанию услуг, в соответствии с условиями договора;

несвоевременное финансирование, подтверждение и оплату выполненных работ, в соответствии с договором;

невыполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных договором.


23. Подрядчик, в соответствии с законодательством и договором, несет имущественную ответственность перед заказчиком за:

некачественную разработку рабочей документации (при строительстве объекта "под ключ");

некачественное выполнение строительно-монтажных работ;

несвоевременное завершение строительства объекта, его очереди, этапа;

нарушение сроков сдачи площадей под монтаж оборудования (если это предусмотрено условиями договора и конкурсных торгов), осуществляемый монтажными и другими специализированными организациями по договорам, заключенным с заказчиком;

нарушение сроков и объемов работ по рекультивации земель, установленных в особых условиях к договору, заключенному с заказчиком;

задержку устранения недоделок и дефектов, допущенных в работах и конструкциях, выявленных заказчиком, авторским надзором и контролирующими органами в процессе строительства или промежуточной приемки;

невыполнение или ненадлежащее выполнение иных обязательств, предусмотренных договором.


24. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда или с иными недостатками, заказчик вправе, если иное не установлено законодательством или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:

безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

соразмерного уменьшения установленной за работу цены;

возмещения своих расходов на устранение недостатков, в случае, если право заказчика устранять их предусмотрено в договоре.


25. Подрядчик вправе, вместо устранения недостатков, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков.


26. В случае если подрядчик не устранил дефекты в установленный сторонами срок, заказчик или эксплуатирующая организация вправе устранить дефект собственными силами за счет подрядчика с взысканием стоимости работ по устранению дефекта и возмещением убытка от несвоевременного устранения дефекта.


27. При несвоевременной оплате за выполненные работы и оказанные услуги согласно договору  виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в порядке, установленном законодательством и договором.


28. Кроме предусмотренных настоящим Положением санкций за невыполнение обязательств по договору сторона, нарушившая их, возмещает другой стороне фактические убытки, выразившиеся в произведенных ею расходах, в утрате или повреждении имущества, в сумме, не покрытой неустойкой (штрафом, пеней).


29. Уплата неустойки (штрафа, пени), а также возмещение убытков за ненадлежащее исполнение обязательств не освобождает стороны от исполнения обязательств по договору, кроме случаев, предусмотренных законодательством.


30. В случае когда заказчик по вине подрядчика вынужден пойти на расторжение договора, поручитель подрядчика (при его наличии) может принять на себя обязательство по продолжению строительства объекта до его полного окончания, в соответствии с условиями заключенного договора между заказчиком и подрядчиком, либо выполнить финансовые обязательства, вытекающие из выданного им поручительства.

Поручитель может закончить работы собственными силами или с привлечением любого подрядчика по своему усмотрению.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

ОБЪЕКТОВ "ПОД КЛЮЧ"


31. Строительство объекта "под ключ" предусматривает обязательство подрядчика по выполнению всего объема работ, предусмотренных проектом, включая специальные и пусконаладочные работы, комплектацию объекта технологическим и инженерным оборудованием, и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.


32. Участниками при строительстве объектов "под ключ" являются заказчик и подрядчик.


33. Строительство объекта "под ключ" является обязательным при новом строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующего предприятия, осуществляемого за счет централизованных источников.


34. При реализации проектов за счет других источников строительство объектов "под ключ" может быть применено по договоренности сторон или в зависимости от условий конкурсных торгов.


35. Для выполнения обязательств по договору "под ключ" подрядчик может привлекать субподрядные организации, по отношению к которым он является генподрядчиком.


36. Обязанностью подрядчика является обеспечение строительства материалами, конструкциями и изделиями, необходимыми для выполнения строительно-монтажных работ, а также всем типовым оборудованием и аппаратурой, нестандартизированным, технологическим и энергетическим оборудованием, включая специальные материалы


37. Подрядчик в гарантийный период, установленный договором, несет имущественную ответственность перед заказчиком за эксплуатацию объекта в параметрах, предусмотренных проектом.


38. При строительстве "под ключ" финансирование объекта осуществляется за счет аванса заказчика (до 30 процентов), текущего финансирования (до 50 процентов с учетом авансирования) согласно графику финансирования, собственных средств подрядчика и кредитов банка.


39. Окончательный расчет с подрядчиком осуществляется заказчиком после окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

40. При строительстве объектов "под ключ" затраты по незавершенному производству числятся на балансе подрядчика до сдачи объекта в эксплуатацию и не включаются в его налогооблагаемую базу.



V. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА


41. Финансирование инвестиционного проекта за счет централизованных источников осуществляется строго в пределах выделенных лимитов капитальных вложений по каждому объекту, на основе согласованного с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан адресного списка строек и утвержденного в установленном порядке титульного списка стройки.

42. Утвержденный в установленном порядке адресный список строек является основанием для подрядчика при привлечении кредитов банков для строительства, предусмотренных в адресном списке строек объектов в соответствии с утвержденными лимитами капитальных вложений.


43. Не допускается использование заказчиком выделенных средств на цели, не предусмотренные титульным списком стройки.


44. Для открытия финансирования заказчиком в обслуживающий банк (за исключением регионов, охваченных казначейским исполнением Государственного бюджета с использованием территориальных казначейских счетов) представляются:

адресный список строек (адресный список проектно-изыскательских работ);

титульный список стройки;

копия договора, заключенного между заказчиком и подрядчиком;

копия договора на страхование строительных рисков подрядной организации;

разрешение инспекции Госархстройнадзора на выполнение строительно-монтажных работ;

копия заключения государственной экологической экспертизы (при необходимости).

45. В договоре, заключенном между заказчиком и подрядной организацией на реализацию инвестиционного проекта, и прилагаемом к нему графике финансирования необходимо учесть:


а) при строительстве вновь начинаемых объектов "под ключ":

выделение в течение первых двух месяцев строительства равными долями авансовых платежей в размере до 30 процентов стоимости работ, определенных по результатам конкурсных торгов на прогнозируемый год строительства;

ежемесячное текущее финансирование в размере 95 процентов от стоимости выполненных работ с учетом пропорционального удержания выделенного аванса;

оплату 5 процентов стоимости объекта, производимую по истечении гарантийного срока, предусмотренного в заключенных в установленном порядке договорах.

б) при строительстве объектов на договорной основе (переходящие объекты с 2002 года, кроме случая строительства объектов "под ключ"): текущее помесячное финансирование производится исходя из фактического выполнения работ в размере не менее 95 процентов от стоимости объекта, с оплатой оставшейся части в размере до 5 процентов после истечения гарантийного срока, оговоренного договором, но не позднее завершения финансового  года.


46. Финансирование отдельных объектов  в пределах утвержденных лимитов может производиться по схемам, утверждаемым Межведомственным советом по вопросам сотрудничества с международными финансовыми институтами, организациями и странами-донорами, реализации крупных и стратегически важных инвестиционных проектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

47. Источниками кредитных ресурсов коммерческого банка при кредитовании строительства объекта "под ключ", осуществляемого за счет централизованных источников, являются:

оставшаяся часть средств из централизованных источников в пределах лимита финансирования капитальных вложений по утвержденным государственным программам развития (после оплаты аванса и текущего финансирования в размере 50 процентов), передаваемая на временной основе, помесячно, в головной банк, обслуживающий основной депозитный счет подрядной строительной организации;

собственные и привлекаемые средства обслуживающего банка.

48. Заказчиком в финансирующий орган представляются:

адресный список строек (адресный список проектно-изыскательских работ);

титульный список стройки;

копия договора, заключенного между заказчиком и подрядчиком;

копии договора на страхование строительных рисков подрядной организации и отчета заказчика о результатах конкурсного торга;

сведения о банковских реквизитах по каждому счету финансирования, открытому на реализацию каждого инвестиционного проекта (в регионах, не охваченных казначейским исполнением Государственного бюджета с использованием территориальных казначейских счетов);

копия заключения государственной экологической экспертизы (при необходимости).

49. Финансирующий орган на основе представленных заказчиком документов осуществляет финансирование инвестиционного проекта в порядке, предусмотренном настоящим Положением.


50. Для осуществления расчетов обслуживающим банком открываются заказчику отдельные вторичные депозитные счета “до востребования” (далее - счета финансирования) по каждому объекту строительства. Оплата средств со счетов финансирования на расходы по содержанию заказчика не допускается.


51. Расходы на содержание заказчика производятся ежемесячно с отдельного депозитного счета согласно утвержденной и зарегистрированной в установленном порядке финансирующими органами смете расходов.


52. Коммерческими банками для обеспечения участия подрядных организаций в конкурсных торгах, в случае если их собственные оборотные средства составляют менее 20 процентов от стоимости работ по объекту, может быть выдано поручительство о выделении кредита в ходе строительства для пополнения недостающей части оборотных средств до установленного размера.


53. В случае выигрыша конкурсных торгов подрядной организацией коммерческие банки, предоставившие им поручительство, кредитуют эти организации в установленном законодательством порядке в целях обеспечения их оборотными средствами на весь период строительства в размере до 20 процентов от стоимости объекта для выполнения договорных обязательств по его вводу.

Для выдачи кредита подрядной организации банком открывается отдельный ссудный счет на каждый объект строительства на основании справки банка, обслуживающего счета финансирования заказчика.


54. Размеры кредита и ставки процентов, сроки и порядок возврата кредита и уплаты процентов по нему устанавливаются кредитным договором, заключенным между банком и подрядной организацией.


55. Перечисление денежных средств со счета финансирования обслуживающим банком осуществляется не позже начала следующего дня после представления заказчиком платежного поручения.


56. Обслуживающий банк несет ответственность за своевременное перечисление средств в соответствии с законодательством.


57. Заказчик несет ответственность за строгое соответствие платежных поручений титульному списку стройки.


58. К платежному поручению прилагается "справка - счет-фактура" о стоимости выполненных работ.

При строительстве объекта "под ключ" текущее финансирование осуществляется в соответствии с графиками производства работ и финансирования.


59. Авансовый платеж перечисляется на депозитный счет до востребования подрядной организации в обслуживающем банке.


60. Осуществление со счета финансирования платежей, не соответствующих титульному списку стройки и указанным в нем направлениям использования капитальных вложений, запрещается.


61. Текущее финансирование производится финансирующим органом ежемесячно не позднее 20 числа с учетом фактически выполненных объемов строительных работ.



VI. ПОРЯДОК ВЗАИМОРАСЧЕТОВ


62. Расчеты между участниками реализации инвестиционного проекта осуществляются в порядке, предусмотренном договором между ними.


63. Для осуществления расчетов ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, заказчиками представляются в финансовый орган отчеты об использовании централизованных капитальных вложений по установленной форме, с подтверждающими документами, согласно настоящему Положению.


64. При строительстве объекта "под ключ" заказчиком в финансовый орган представляется заявка на выделение средств для авансирования и текущего финансирования строительства объекта в пределах 50 процентов от стоимости согласно графику финансирования.

Схема финансирования и кредитования капитального строительства, осуществляемого за счет централизованных источников, прилагается.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению


СХЕМА

финансирования и кредитования

капитального строительства, осуществляемого

за счет централизованных источников

Этапы


Мероприятия


Сроки

Ответственные


1 этап


Осуществляется согласование и утверждение адресных и титульных списков строек, адресных списков проектных работ будущих лет согласно Положению о порядке формирования государственных программ развития Республики Узбекистан, утвержденному постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 декабря 2017 года N ПП-3437

до 10 января


Заказчики, подрядчики


2 этап


Открывается финансирование в обслуживающем банке

январь


Заказчики, обслуживающие банки

3 этап


Выделяется аванс в течение первых двух месяцев года равными долями в размере до 30 процентов стоимости работ

январь-февраль


Финансирующие органы, заказчики, обслуживающие банки

4 этап


Производится текущее финансирование объекта в размере до 50 процентов стоимости объекта с учетом авансирования в соответствии с графиками финансирования и производства работ


согласно графикам финансирования и производства работ


Финансирующие органы, заказчики, обслуживающие банки


5 этап


Подрядчиком оформляется кредит в обслуживающем банке для финансирования оставшихся 30 процентов стоимости объекта строительства

согласно графикам финансирования и производства работ)

Подрядчики, обслуживающие банки


6 этап


Производится оплата 45 процентов стоимости объекта строительства

в течение месяца со дня приемки объекта


Финансирующие органы, заказчики, обслуживающие банки

7 этап


Производится оплата 5 процентов стоимости объекта строительства

по истечении гарантийного срока

Финансирующие органы, заказчики, обслуживающие банки