язык интерфейса

2016 год

2016 год/ Собрание законодательства РУз N 41

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 41



Постановлением Кабинета Министров N 336 от 7.10.2016 г. усовершенствован порядок постоянной прописки граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства в г. Ташкенте и Ташобласти.



Прописка граждан Республики Узбекистан


Утвержден перечень 59-ти госорганов и организаций, руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке работников в г. Ташкенте и Ташобласти.

Также, документом внесен ряд изменений и дополнений в Положение о порядке постоянной прописки и учета по месту пребывания граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области (прил. N 1 к ПКМ N 41 от 16.02.2012 г.).



Изменения в пакете предоставляемых для прописки документов


Теперь для получения прописки по основанию нахождения в браке более 1 года (пункт 5 Перечня категорий лиц - граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области, далее - Перечень) справка, подписанная председателем (аксакалом) органа самоуправления граждан и инспектором профилактики ОВД по месту фактического жительства супругов, об их совместном проживании не менее 1 года предоставляется в отдел въезда-выезда и оформления гражданства только в тех случаях, когда супруги не имеют совместных детей. При наличии совместных детей, как и ранее, предоставляется нотариально заверенная копия свидетельства о рождении ребенка (детей).



Уточнены пункты Перечня, по которым прописываются

отдельные категории граждан


Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебных и других учреждениях, а также лица, находящиеся в домах престарелых, постоянно прописываются на жилую площадь, представленную указанными учреждениями, не по пункту 1 (Граждане Узбекистана, имеющие жилье, приобретенное в соответствии с законодательством, - на приобретенное в частную собственность жилье), а по пункту 3 Перечня, как подопечные - на жилую площадь, где постоянно прописан опекун (попечитель).

Постоянная прописка в г. Ташкенте и Ташобласти членов семьи (супруг, супруга, а также их дети, не имеющие своих семей) граждан, постоянно прописанных по пунктам 9 - 12 Перечня (в связи с работой), но не оформивших постоянную прописку одновременно с ними, осуществляется по согласию собственника (собственников) жилой площади по тому же пункту (9-12), что их супруги и родители.

На основании пункта 2 Перечня прописываются родственники в первой и второй степенях родства по прямой линии на жилую площадь граждан, постоянно прописанных в г. Ташкенте или Ташобласти до 15 сентября 2011 года (дата вступления в силу З-наперечне категорий лиц - граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области"). На основании этого же пункта постоянно прописываются родственники граждан (по прямой линии в первой и второй степенях родства), постоянно прописанных в г. Ташкенте и Ташобласти на основании пунктов 1 и 8 Перечня (не связаны с работой). Подробнее о прописке родственников в нашем обзоре.

Дети (не имеющие своих семей) от прежнего брака или рожденные вне брака граждан, постоянно прописываемых на основании пункта 5 Перечня (на основании брака более 1 года), постоянно прописываются вместе с родителями по пункту 2 Перечня, так же как родственники.

Установлено, что все сделки по отчуждению недвижимости требуют прописки

Сделки по купле-продаже, мене, ренте, отчуждению с условием пожизненного содержания, а также залогу (ипотеке), уступке недвижимого имущества (части недвижимого имущества) и все иные сделки отчуждения недвижимого имущества в виде жилого либо нежилого помещения, находящегося в г. Ташкенте, подлежат нотариальному заверению и государственной регистрации только тогда, когда приобретающей стороной является физическое лицо:

имеющее постоянную прописку в г. Ташкенте;

постоянно прописанное в г. Ташкенте в соответствии с пунктами 2, 5, 9-11 Перечня, при условии постоянного проживания (пребывания в должности) на территории г. Ташкента не менее 3-х лет и предъявлении справки ОВД о наличии постоянной прописки.

Напомним, ранее этот запрет касался только сделок по купле-продаже, мене, ренте, отчуждению с условием пожизненного содержания и дарению жилья в городе Ташкенте.

Аналогичные изменения коснулись заключения сделок с недвижимостью в Ташобласти. При этом жители Ташкента вправе приобретать недвижимость в Ташобласти, а жители Ташобласти в Ташкенте - нет.

Было также закреплено, что реализация недвижимого имущества в виде жилого либо нежилого помещения в порядке исполнения судебных решений через аукционные торги, либо его передача взыскателю - залогодержателю по предложению судебного исполнителя об оставлении за собой нереализованного имущества в натуре допускается, если приобретающей стороной является физическое лицо, имеющее постоянную прописку соответственно в г. Ташкенте или Ташобласти.



Прописка иностранных граждан и лиц без гражданства


Утвержден Перечень категорий лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на получение постоянной прописки в городе Ташкенте и Ташкентской области. Он состоит из 6 пунктов.

Также, документом внесен ряд изменений и дополнений в Положение о порядке постоянной и временной прописки иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Ташкенте и Ташкентской области (прил. N 2 к ПКМ N 41 от 16.02.2012 г. N 41).



Изменения в пакете предоставляемых для прописки документов


Теперь для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Узбекистан на основе семейных отношений иностранные граждане и лица без гражданства (далее - ЛБГ), прибывшие в г. Ташкент и Ташобласть из других государств должны предоставить не только нотариально удостоверенные копии документов о заключении брака или рождении ребенка, но и в случае смерти родителей - соответствующее подтверждение, а также документы, подтверждающие опекунство или попечительство (в необходимых случаях). Аналогичные нововведения предусмотрены и в отношении иностранных граждан и ЛБГ, уже имеющих вид на жительство в Республике Узбекистан и прибывших в г. Ташкент или Ташобласть из других регионов республики.

Наряду с этим, поскольку иностранные граждане и ЛБГ, являющиеся высококвалифицированными специалистами, специалистами узкого профиля, приглашаемыми на работу в указанные выше 59 госорганов и организаций, а также члены их семей (супруг, супруга, а также их дети, не имеющие своих семей) могут быть постоянно прописаны в Ташкенте и Ташобласти на период пребывания в должности, к документам, предоставляемым в ОВВиОГ, добавлено ходатайство руководителя соответствующего госоргана или организации. Оно предоставляется как иностранными гражданами и ЛБГ, прибывшими в Ташкент и Ташкентскую область из других государств, так и уже имеющими вид на жительство в Республике Узбекистан и прибывшими в г.Ташкент или Ташобласть из других регионов республики.

Установлено, что лица, прибывшие в Республику Узбекистан после вступления в силу Закона Республики Узбекистан "О гражданстве Республики Узбекистан" (28 июля 1992 года), и длительное время проживающие в г. Ташкенте или Ташобласти с паспортами образца бывшего СССР или утратившие их, а также не имеющие документов (за исключением свидетельства о рождении) и подпадающие под Перечень, для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Узбекистан могут не представлять в ОВВиОГ РГУОВД паспорт иностранного гражданина или проездной документ ЛБГ (удостоверения ЛБГ).

Вышеуказанные лица, не подпадающие под Перечень, оформляются соответствующим документом (вид на жительство для ЛБГ или проездной документ для ЛБГ), с последующим убытием за пределы столичного региона или республики, о чем от этих лиц берется обязательство установленного образца.



Упрощен порядок рассмотрения документов


Установлено, что двухнедельный срок для направления ОВВиОГ документов иностранного гражданина и ЛБГ в вышестоящие инстанции начинает истекать не после их изучения и оформления, как было предусмотрено ранее, а с момента принятия документов. Также определено, что проверка личности иностранного гражданина и ЛБГ будет проводиться в течение этих 2 недель самим ОВВиОГ, а не Главным управлением внутренних дел г. Ташкента или Управлением внутренних дел Ташобласти, как это было ранее. Эти же нововведения были предусмотрены для работы с документами иностранных граждан и ЛБГ, имеющих вид на жительство и прибывших в г. Ташкент и Ташобласть из других регионов республики.

В случае получения положительного ответа соответствующего компетентного органа УВВиОГ ГУВД Ташкента или ОВВиОГ УВД Ташобласти в десятидневный срок выносит решение, утверждаемое соответствующим заместителем начальника ГУВД г. Ташкента или УВД Ташобласти (ранее решение принималось УВВиОГ МВД).

Положительное решение ГУВД Ташкента или УВД Ташкентской области является основанием для оформления постоянной прописки в г. Ташкенте или Ташобласти иностранным гражданам и ЛБГ, имеющим вид на жительство и прибывшим в г. Ташкент или Ташобласть из других регионов республики (ранее этот вопрос согласовывался с компетентным органом, а решение по нему утверждалось заместителем министра внутренних дел).

Решение об отказе в постоянной прописке в г.Ташкенте или Ташобласти иностранным гражданам и ЛБГ, имеющим вид на жительство и прибывшим в город Ташкент или Ташкентскую область из других регионов республики, может быть принято ОВВиОГ РГУОВД или УВВиОГ ГУВД, ОВВиОГ УВД (ранее решение об отказе принималось ГУВД, УВД или МВД).

Как и ранее, в случае отказа в постоянной прописке в городе Ташкенте или Ташкентской области иностранным гражданам и ЛБГ, имеющим вид на жительство и прибывшим в город Ташкент и Ташкентскую область из других регионов республики, документы в течение трех рабочих дней возвращаются в ОВВиОГ РГУОВД, который в течение суток доводит это решение до заявителя. Однако теперь заявитель, при отсутствии оснований для дальнейшего пребывания, обязан в течение 3-х суток после уведомления покинуть территорию г. Ташкента или Ташобласти.

Иностранный гражданин или ЛБГ, получивший отказ в постоянной прописке, может в установленном порядке временно пребывать в г. Ташкенте или Ташобласти в случае:

наличия жилья, приобретенного в соответствии с законодательством;

наличия близких родственников;

наличия опекунов (попечителей);

занятия трудовой деятельностью, обучения в образовательных учреждениях;

прохождения лечения в лечебных учреждениях.



Упрощен порядок оформления временной прописки


Значительно упрощен порядок повторного оформления временной прописки для иностранных граждан и ЛБГ. Рассмотрение вопросов повторного оформления временной прописки производится ОВВиОГ РГУОВД. Для этого иностранные граждане и ЛБГ за 15 дней до истечения срока временной прописки представляют в ОВВиОГ РГУОВД соответствующие документы.

После регистрации заявления, а также изучения и оформления документов в установленном порядке, ОВВиОГ РГУОВД в течение суток оформляет временную прописку иностранному гражданину и ЛБГ.

В случае обращения иностранных граждан и ЛБГ, имеющих вид на жительство и постоянную прописку в городе Ташкенте, по вопросу постоянной прописки по другому адресу в городе Ташкенте и Ташкентской области, материалы рассматриваются ОВВиОГ РГУОВД без согласования с компетентными органами.



Установлено, что все сделки по отчуждению

недвижимости требуют прописки


Нотариальное удостоверение и государственная регистрация сделок по купле-продаже, мене, ренте, отчуждению с условием пожизненного содержания и дарению жилья в городе Ташкенте, а также залога (ипотеки), уступки недвижимого имущества (части недвижимого имущества) и других способов отчуждения недвижимого имущества в виде жилого либо нежилого помещения, находящегося в городе Ташкенте, осуществляется, если приобретающей стороной является иностранный гражданин или ЛБГ:

имеющее постоянную прописку в городе Ташкенте;

постоянно прописанное в городе Ташкенте в соответствии с пунктами 2, 3 и 6 Перечня категорий лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на получение постоянной прописки в городе Ташкенте и Ташкентской области, при условии постоянного проживания (пребывания в должности) на территории города Ташкента не менее 3-х лет и предъявлении справки ОВД о наличии постоянной прописки.

Аналогичные изменения коснулись заключения сделок с недвижимостью в Ташобласти. При этом иностранцы и ЛБГ - жители Ташкента вправе приобретать недвижимость в Ташобласти, а жители Ташобласти в Ташкенте - нет.


* * *



Приказом министра юстиции (рег. N 2333-1 от 10.10.2016 г.) внесены изменения и дополнения в приказ "Об утверждении Общеправового классификатора отраслей законодательства Республики Узбекистан".


Утратила силу норма, обязывающая Министерство юстиции обеспечивать размещение и развитие Классификатора в Национальной базе данных законодательства путем внесения изменений и дополнений в него, а также осуществление ежегодной публикации Классификатора в официальном источнике опубликования нормативно-правовых актов "Ўзбекистон Республикаси Конун хужжатлари тўплами" - "Собрание законодательства Республики Узбекистан".

Исключена периодичность не реже одного раза в полгода заседаний Специальной комиссии по развитию Классификатора. Теперь они будут проводиться исключительно по мере необходимости.


В сам Классификатор внесены следующие изменения:


1. Внесены новые коды в:

раздел 01.00.00.00 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ код 01.17.14.00 Сотрудничество государственных органов с негосударственными некоммерческими организациями;

раздел 09.00.00.00 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ коды 09.15.03.01 Общие положения, 09.15.03.02 Управление, контроль и взаимодействие органов, 09.15.03.03 Эксплуатация, реконструкция, модернизация ж/д хозяйства, 09.15.03.04 Перевозка пассажиров и грузов, взаиморасчеты, 09.15.03.05 Иные вопросы;


2. В новой редакции изложены коды в разделе:

02.00.00.00 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ код 02.07.08.00 Обращения физических и юридических лиц;

04.00.00.00 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СЕМЬЕ код 04.08.00.00 Охрана и социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

06.00.00.00 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА код 06.08.05.00 Ритуальные услуги. Места погребения;

07.00.00.00 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФИНАНСАХ И КРЕДИТЕ. БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ код 07.19.02.00 Коммерческие банки. Частные банки. Иностранные банки;

08.00.00.00 ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО код 08.03.11.00 Содержание домашних и других животных;

09.00.00.00 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ коды 09.01.04.00 Малое и частное предпринимательство. Семейное предпринимательство; 09.10.09.00 Топливная промышленность (нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и угольная промышленность);

12.00.00.00 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ код 12.02.00.00 Управление в сфере информации и информатизации. Электронное правительство;

16.00.00.00 БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА код 16.05.02.00 Охрана общественного порядка. Профилактика правонарушений.


* * *



Приказом министра народного образования (рег. N 2831 от 10.10.2016 г.) утверждено Типовое соглашение о принятии детей на воспитание в семью.


В Типовом соглашении предусмотрены условия принятия ребенка в семью на воспитание (патроната), права и обязанности органа опеки и попечительства и приемных родителей, вопросы содержания, воспитания и образования приемного ребенка, основания и последствия прекращения соглашения, порядок разрешения споров между приемными родителями и органом опеки и попечительства.

Документ принят на государственном языке.

Приказ вступил в силу 17.10.2016 г.


* * *



Приказом начальника Государственной инспекции по надзору за безопасностью полетов (рег. N 2194-2 от 10.10.2016 г.) внесено дополнение в Авиационные правила "Обслуживание воздушного движения в гражданской авиации" (АП РУз-71).


Определено, что в целях предотвращения угрозы безопасности полетов из-за утомления диспетчера в связи с бессонницей, длительным бодрствованием или выполнением большого объема умственных задач Центр "Узаэронавигация" разрабатывает графики рабочего времени диспетчеров, непосредственно управляющих воздушным транспортным сообщением.

Документ принят на государственном языке.

Приказ вступил в силу 17.10.2016 г.


* * *



Приказом министра по делам культуры и спорта (рег. N 2832 от 11.10.2016 г.) утверждено новое Положение о порядке признания видов спорта и спортивных дисциплин, включения их в реестр видов спорта, а также ведения данного реестра.


Ранее действовавшее Положение о реестре видов спорта в Республике Узбекистан (рег. N 2354 от 25.04.2012 г.) утратило силу.

Новое Положение отличается от старого следующими положениями.

Теперь для признания видов спорта (спортивных дисциплин) и включения их в Реестр видов спорта в Министерство по делам культуры и спорта не нужно представлять:

заверенную копию свидетельства о государственной регистрации федерации (ассоциации) спорта, физкультурно-спортивной организации;

копию документа о членстве федерации (ассоциации) спорта в международной спортивной организации (если имеется членство) и его заверенный перевод на узбекский язык.

Для признания видов спорта (спортивных дисциплин) данный вид спорта, как и прежде, должен быть развит минимум в 4-х регионах Узбекистана. Но такое требование не предъявляется к зимним видам спорта, стрельбе и гольфу (ранее - только к зимним видам спорта).Определено, что Министерство по делам культуры и спорта ведет Реестр видов спорта в виде электронного документа и размещает его копию в своем официальном веб-сайте (www.mcs.uz).

Документ принят на государственном языке.

Приказ вступил в силу 17.10.2016 г.


* * *



Приказом Генерального прокурора (рег. N 2833 от 11.10.2016 г.) утверждено Положение о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения.


Всем физическим и юридическим лицам на территории Республики Узбекистан запрещается предоставлять доступ прямо или опосредованно к денежным средствам или иному имуществу, материальным ресурсам, финансовым и другим услугам:

лицам, включенным в Перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (далее - Перечень);

лицам, действующим по поручению лиц, включенных в Перечень.

Перечень формируется Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Департамент) на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом и другими компетентными органами, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций.

Специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня после формирования и утверждения Перечня в электронном виде доводит его до сведения соответствующих контролирующих, лицензирующих и регистрирующих органов, совместно с которыми утверждены правила внутреннего контроля, а также размещает Перечень на своем веб-сайте.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом*, обязаны сверять участников операции с вышеуказанным перечнем лиц и безотлагательно и без предварительного уведомления приостановить операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, а также направить сообщение о подозрительной операции в Департамент.

Операция с денежными средствами или иным имуществом также подлежит приостановлению, а денежные средства или иное имущество замораживанию, в случаях, если:

один из ее участников действует от имени или по поручению лица, включенного в Перечень;

денежные средства или иное имущество, используемые для проведения операции, полностью или частично принадлежат лицу, включенному в Перечень;

юридическое лицо - участник операции, находится в собственности или под контролем физического или юридического лица, включенного в Перечень.

Возобновление операций и размораживание денежных средств или иного имущества осуществляется в случаях:

исключения лица из Перечня;

приостановления операции и замораживания денежных средств или иного имущества лица, имеющего схожие идентификационные данные с лицом, включенным в Перечень ("ложное срабатывание").

Лицо, включенное в Перечень, в целях обеспечения базовых жизненных нужд, вправе обратиться к организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, для получения доступа к замороженному имуществу, в следующих целях:

оплаты продуктов питания, аренды жилья, коммунальных платежей, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, налогов, других обязательных и страховых платежей, услуг адвокатов и юридической консультации в пределах средних рыночных цен, текущих платежей и сборов, связанных с обслуживанием банковских счетов или содержанием имущества;

оплаты чрезвычайных расходов.

Физические и юридические лица, ошибочно включенные в Перечень либо подлежащие исключению, но не исключенные из него, обращаются с письменным мотивированным заявлением в Департамент, который не позднее 3-х рабочих дней направляет заявление для рассмотрения в соответствующий компетентный орган Республики Узбекистан, представивший сведения для включения лица в Перечень.

Приказ вступает в силу с 17 января 2017 года.


* * *



Приказом министра финансов (рег. N 1297-2 от 12.10.2016 г.) внесены изменения и дополнения в Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете.


Уточнены обязательные реквизиты первичных документов, составляемых на бумажных носителях. Теперь количественное измерение хозяйственной операции должно приводиться с указанием единиц измерения.

Первичный документ должен содержать не просто личные подписи ответственных лиц, как было предусмотрено ранее, а наименование должностей и подписи с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации лиц (лица), совершивших хозяйственную операцию.

Документом также закреплено, что документы заверяются печатью только при ее наличии.

Напомним, что Указом Президента от 15 мая 2015 года N УП-4725 была принята Программа мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, которая и предусмотрела отмену круглых печатей у субъектов малого предпринимательства.


* * *



Приказом министра финансов (рег. N 1961-1 от 12.10.2016 г.) внесены изменения в приказ "Об утверждении Положения о порядке отражения арендных операций в бухгалтерском учете".


Установлено, что Положение устанавливает порядок отражения арендных операций в бухгалтерском учете в соответствии с законами "О бухгалтерском учете" и "О лизинге".

Было уточнено, что в отдельных случаях в Положении речь идет не об аренде, а о финансовой аренде. В частности:

а) по дебету счета 6010 "Счета к оплате поставщикам и подрядчикам", счета 6120 "Счета к оплате дочерним и зависимым хозяйственным обществам", счетов учета задолженности разным кредиторам (6900) и других соответствующих счетов, а также кредиту счетов учета денежных средств отражаются операции по погашению задолженности перед поставщиками, подрядчиками и другими хозяйствующими субъектами, оказавшими услуги, связанные с приобретением объекта не просто аренды, а именно финансовой аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования по назначению;

б) операции по продаже имущества арендодателю (лизингодателю) рассматриваются в качестве купли-продажи и бухгалтерский учет у продавца, осуществляется в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 21) "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и инструкция по его применению" (рег. N 1181 от 23 октября 2002 года) только в случае продажи имущества с последующим получением его в финансовую аренду (лизинг).