язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Средне-специальное профессиональное образование (академические лицеи, профессиональные колледжи)/ Комментарий к постановлению Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Президента Республики Узбекистан

"О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности

образовательных учреждений среднего специального,

профессионального образования"



С первых лет независимости в нашей стране вопросам развития системы образования уделяется внимание на уровне государственной политики, осуществляется широкомасштабная деятельность по предоставлению молодому поколению образования в соответствии с международными стандартами, воспитанию духовно и физически развитой личности, реализации ее способностей и интеллектуального потенциала, утверждения в сердцах наших детей чувства преданного и самоотверженного служения Родине.

В результате последовательной реализации целей и задач Закона Республики Узбекистан "Об образовании" и Национальной программы по подготовке кадров в стране создано более 1,5 тысячи средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.

Сегодня в 1 411 профессиональных колледжах нашей страны молодые кадры осваивают современные знания по нескольким специальностям.

На базе высших учебных заведений организовано 144 академических лицея, в которых ведется обучение по направлениям точных, естественных, общественно-гуманитарных дисциплин, иностранных языков, культуры и искусства. Обучение ведется в аудиториях, оснащенных современным учебно-лабораторным оборудованием, с применением современных педагогических и информационных технологий. Ежегодно академические лицеи заканчивают в среднем 35 тысяч юношей и девушек.

Анализ деятельности академических лицеев республики с точки зрения перспективного развития регионов с учетом территориальных, демографических, экономических и других социальных факторов показывает, что работа лицеев по профессиональному ориентированию выпускников в выборе высших учебных заведений неудовлетворительна. В настоящее время возникла необходимость в принятии ряда мер по оптимизации количества академических лицеев, повышению качества и обновлению содержания образования, улучшению показателей поступления выпускников академических лицеев в высшие образовательные учреждения.

В целях системного решения имеющихся в данной сфере проблем принято постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования".

Данным постановлением предусмотрена реализация конкретных мер, направленных на кардинальное повышение качества и эффективности образования в академических лицеях, обеспечение концентрации в них наиболее одаренных выпускников общеобразовательных школ, дальнейшее улучшение условий для удовлетворения потребностей выпускников общеобразовательных школ в освоении выбранных профессий и специальностей:

будут упразднены 4 академических лицея, материально-техническая и учебно-методическая база которых не отвечает современным требованиям, а 54 академических лицея, расположенные вдали от высших образовательных учреждений и имеющие низкие показатели поступления выпускников в вузы, будут поэтапно преобразованы в профессиональные колледжи;

при формировании проекта Инвестиционной программы и адресного перечня запланированных для строительства объектов особое внимание будет уделено выделению средств на строительство новых учебных мастерских для профессиональных колледжей, которые будут созданы на базе академических лицеев;

учащиеся 2-го и 3-го курсов преобразуемых в профессиональные колледжи академических лицеев по завершении обучения пройдут итоговую государственную аттестацию и получат дипломы выпускников академического лицея государственного образца в близлежащих академических лицеях с аналогичными профилями образования;

для более широкого привлечения высококвалифицированных профессоров и преподавателей высших образовательных учреждений к преподаванию в академических лицеях размер почасовой оплаты их педагогической деятельности в лицеях будет приравнен к размеру почасовой оплаты труда в вузах;

руководствуясь принципами непрерывности и преемственности образования, между специализированными государственными общеобразовательными учреждениями с углубленным изучением отдельных предметов и академическими лицеями будет налажен механизм эффективного взаимодействия в рамках целевой работы с одаренными учащимися.

В целях дальнейшего повышения качества образования в академических лицеях, создания необходимых условий для эффективного использования в учебном процессе передовых педагогических методик и технологий, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и мультимедийных средств:

учебные группы будут формироваться составом не более 26 учащихся;

практические, лабораторные и семинарские занятия по углубленно преподаваемым предметам (направлениям образования) будут проводиться в подгруппах, создаваемых путем деления групп на две малые группы;

педагогический состав будет формироваться из лиц с высшим образованием и стажем непрерывной педагогической деятельности не менее 5 лет, избранных на конкурсной основе.

Еще одним важным решением является выдвижение кандидатур на замещение вакантных должностей директоров академических лицеев ректорами высших образовательных учреждений, к которым прикреплены академические лицеи.

Начиная с 2017/2018 учебного года, обеспечение учащихся академических лицеев учебниками по общеобразовательным предметам будет осуществляться на арендной основе за счет средств внебюджетного Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан. Учащимся из малообеспеченных семей будут выделены учебники по общеобразовательным предметам на бесплатной основе за счет бюджетных средств.

Выпускникам академических лицеев будут присваиваться определенные специальности, не требующие специальной углубленной подготовки.

В документе также предусмотрены отдельные меры, направленные на повышение качества образования и обеспечение продолжения выпускниками академических лицеев получения образования в высших учебных заведениях:

расширение доступа учащихся академических лицеев к информационно-ресурсным центрам и другой материально-технической базе высших образовательных учреждений;

разработка в каждом академическом лицее, с учетом индивидуальных способностей учащихся, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, программ, нацеленных на творческое и самостоятельное получение знаний;

организация патронажа педагогических кадров академических лицеев со стороны кафедр, опытных профессоров и преподавателей высших образовательных учреждений;

разработка критериев оценки деятельности высших образовательных учреждений исходя из эффективности их взаимодействия с закрепленными за ними академическими лицеями, в том числе проводимой работы по организации семинаров-тренингов, внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, обучению иностранным языкам, проведению мастер-классов с участием опытных профессоров и преподавателей, оказанию научно-методической помощи преподавателям академических лицеев.

На поэтапную организацию профессиональных колледжей на базе академических лицеев, строительство и оснащение мастерских, а также повышение заработной платы профессоров и преподавателей, работающих в академических лицеях на почасовой основе, будут направлены средства из Государственного бюджета.

Реализация предусмотренных в постановлении мер будет способствовать дальнейшему повышению качества образования и эффективности обучения в академических лицеях, осуществлению всесторонней поддержки и стимулирования одаренных выпускников общеобразовательных учреждений, целенаправленному выбору и глубокому овладению ими выбранных специальностей.



"Народное слово", 16 марта 2017 г.