Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Закон Республики Узбекистан от 29.08.1997 г. N 464-I "Об образовании"ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
29.08.1997 г.
N 464-I
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Настоящий Закон определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан и направлен на обеспечение конституционного права каждого на образование.
Законодательство об образовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения в области образования в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве об образовании, применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные принципы государственной политики
в области образования
Образование провозглашается приоритетным в сфере общественного развития Республики Узбекистан.
Основными принципами государственной политики в области образования являются:
гуманистический, демократический характер обучения и воспитания;
непрерывность и преемственность образования;
обязательность общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования;
добровольность выбора направления среднего специального, профессионального образования: академический лицей или профессиональный колледж;
светский характер системы образования;
общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов;
единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;
поощрение образованности и таланта;
сочетание государственного и общественного управления в системе образования.
Каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, языка, возраста, расовой, национальной принадлежности, убеждений, отношения к религии, социального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан.
Право на образование обеспечивается:
развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений;
организацией обучения с отрывом и без отрыва от производства;
бесплатным обучением по государственным программам образования и подготовки кадров, а также платным профессиональным обучением в образовательных учреждениях на договорных началах;
равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующей ступени;
предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях.
Граждане других государств вправе получать образование в Республике Узбекистан в соответствии с международными договорами.
Лица без гражданства, проживающие в республике, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистан на получение образования.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высоким нравственным качеством.
Прием на работу педагогических работников в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещается приговором суда.
Аккредитация образовательного учреждения осуществляется уполномоченным государственным органом на основе аттестации.
Образовательное учреждение является юридическим лицом и создается в порядке, установленном законодательством. Негосударственное образовательное учреждение приобретает права юридического лица и право на образовательную деятельность с момента его государственной аккредитации в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Образовательное учреждение действует на основании устава, разработанного в соответствии с законодательством.
Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
Образовательное учреждение вправе объединяться в учебно-воспитательные комплексы и учебно-научно-производственные объединения и ассоциации.
Образовательное учреждение вправе оказывать платные образовательные услуги, а также заниматься иными видами предпринимательской деятельности в соответствии с уставными задачами.
Государственные образовательные стандарты определяют требования к содержанию и качеству общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования.
Выполнение государственных образовательных стандартов обязательно для всех образовательных учреждений Республики Узбекистан.
Порядок использования языка обучения в образовательных учреждениях регулируется Законом Республики Узбекистан "О государственном языке".
Система образования Республики Узбекистан состоит из:
государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Система образования Республики Узбекистан является единой и непрерывной.
Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
среднее специальное, профессиональное образование;
высшее образование;
послевузовское образование;
повышение квалификации и переподготовка кадров;
внешкольное образование.
Дошкольное образование имеет целью формирование здоровой и полноценной личности ребенка, подготовленного для учебы в школе. Оно проводится до шести-семи лет в семье, в детском саду и в других образовательных учреждениях, независимо от форм собственности.
Ступени общего среднего образования:
начальное образование (I - IV классы);
общее среднее образование (I -IX классы).
Начальное образование направлено на формирование основ грамотности, знаний и навыков, необходимых для получения общего среднего образования. В первый класс школы дети принимаются с шести-семи лет.
Общее среднее образование закладывает необходимый объем знаний, развивает навыки самостоятельного мышления, организаторских способностей и практического опыта, способствует первоначальной профессиональной ориентации и выбору следующей ступени образования.
Для развития способностей, талантов детей могут создаваться специализированные школы.
Статья 13. Среднее специальное, профессиональное
образование
В целях получения среднего специального, профессионального образования каждый имеет право на основе общего среднего образования добровольно выбрать направление обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.
Академические лицеи и профессиональные колледжи дают среднее специальное, профессиональное образование, предоставляющее право и являющееся основой для работы по обретенной профессии или продолжения обучения на следующей степени.
Академический лицей - трехлетнее среднее специальное учебное заведение, обеспечивающее интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углубленное, дифференцированное и профессионально-ориентированное обучение учащихся.
Профессиональный колледж - трехлетнее среднее профессиональное учебное заведение, обеспечивающее углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.
Высшее образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах и других образовательных учреждениях высшей школы) на основе среднего специального, профессионального образования.
Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру, подтверждаемые документами о высшем образовании государственного образца.
Бакалавриат - базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования со сроком обучения не менее четырех лет.
Магистратура - высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на базе бакалавриата.
Граждане вправе получать второе и последующее высшее образование на договорной основе.
Послевузовское образование направлено на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации. Послевузовское образование может быть получено в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях (базовая докторантура, докторантура, самостоятельное соискательство).
Порядок подготовки научных и научно-педагогических кадров, присуждение ученой степени и ученых званий определяется законодательством.
Повышение квалификации и переподготовка кадров обеспечивают углубление и обновление профессиональных знаний и навыков.
Порядок повышения квалификации и переподготовка кадров устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Для удовлетворения индивидуальных потребностей детей и подростков, организации их свободного времени и отдыха государственные органы, общественные объединения, а также другие юридические и физические лица могут создавать внешкольные образовательные учреждения культурно-эстетического, научного, технического, спортивного и других направлений.
К внешкольным образовательным учреждениям относятся дворцы, дома, клубы и центры детского, юношеского творчества, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, музыкальные школы, студии, информационно-библиотечные учреждения, оздоровительные и другие учреждения.
Порядок создания и деятельности внешкольных образовательных учреждений определяется законодательством.
Государство оказывает содействие получению образования в семье и самообразованию. Обучение детей в семье и самообразование осуществляется по программам соответствующих образовательных учреждений. Уполномоченными государственными учреждениями обучающимся предоставляется методическая, консультативная и иная помощь.
Выпускникам аккредитованных образовательных учреждений выдается документ об образовании государственного образца (аттестат, диплом, сертификат, удостоверение). Документ об образовании государственного образца выдается также лицам, получившим образование в семье или путем самообразования и сдавшим экзамены в порядке экстерната по соответствующим программам обучения аккредитованных образовательных учреждений, за исключением специальностей, обучение которым в государственных образовательных учреждениях обязательно и перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
К диплому о высшем образовании прилагается вкладыш с перечнем освоенных дисциплин, их объемов и оценок.
Лицам, защитившим диссертацию, в установленном порядке присуждается ученая степень доктора философии (Doctor of Philosophy (PhD) или доктора наук (Doctor of Science (DSc) и выдается диплом государственного образца.
При соответствии государственных образовательных стандартов, на основе двухсторонних соглашений между правительствами Республики Узбекистан и иностранных государств может осуществляться взаимное признание документов об образовании в установленном порядке.
Лицам, не завершившим образование соответствующей ступени, выдается справка установленного образца.
Документ государственного образца об образовании дает право продолжить обучение в образовательных учреждениях следующей ступени или работать по соответствующей специальности.
III. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Обучающиеся в образовательном учреждении в соответствии с законодательством и нормативными актами обеспечиваются льготами, стипендией и местом в общежитии.
Статья 21. Социальная защита работников
образовательных учреждений
Работникам образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставляются ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и льготы, предусмотренные законодательством.
Образовательные учреждения в пределах имеющихся средств на оплату труда вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные надбавки к ставкам, должностным окладам и применять различные формы оплаты и стимулирования труда.
Статья 22. Обучение детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей или иных законных
представителей
Обучение и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, осуществляется на основе полного государственного обеспечения в порядке, определяемом законодательством.
Статья 23. Обучение детей и подростков с отклонениями
в физическом или психическом развитии
Для обучения, воспитания и лечения детей и подростков с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также нуждающихся в длительном лечении, создаются специализированные образовательные учреждения. Направление детей и подростков в эти образовательные учреждения и отчисления из них производится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей или иных законных представителей.
Учащиеся специализированных образовательных учреждений находятся на частичном или полном государственном обеспечении.
Статья 24. Учебно-воспитательные учреждения для лиц,
нуждающихся в социальной помощи и реабилитации
Для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, создаются специализированные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их образование, профессиональную подготовку и социальную реабилитацию.
Для лиц, содержащихся в учреждениях по исполнению наказания в виде лишения свободы, создаются условия для получения образования и самообразования в порядке, установленном законодательством.
Статья 25. Компетенция Кабинета Министров Республики
Узбекистан в области образования
К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования относятся:
осуществление единой государственной политики в области образования;
руководство органами государственного управления образованием;
разработка и реализация программ развития образования;
установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и научных кадров;
выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждениям других государств на территории Республики Узбекистан;
определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании в соответствии с законодательством;
утверждение государственных образовательных стандартов;
утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;
установление количества государственных грантов и порядка приема в образовательные учреждения;
назначение ректоров государственных высших образовательных учреждений;
установление порядка перевода обучающихся из одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;
иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 26. Компетенция уполномоченных государственных
органов по управлению образованием
К компетенции уполномоченных государственных органов по управлению образованием относятся:
реализация единой государственной политики в области образования;
координация деятельности и осуществление методического руководства образовательными учреждениями;
обеспечение исполнения государственных образовательных стандартов, требований к уровню образования и качеству профессиональной подготовки специалистов;
внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических и информационных средств обучения;
разработка мер, направленных на правовое обучение и воспитание, повышение качества профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях, постоянное совершенствование образовательных программ с учетом основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции;
организация разработки и издания учебной и учебно-методической литературы;
утверждение положений об итоговой государственной аттестации обучающихся и об экстернате в образовательных учреждениях;
внесение предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан о назначении ректора государственного высшего образовательного учреждения;
организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;
иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 27. Компетенции органов государственной власти
на местах в области образования
Органы государственной власти на местах:
обеспечивают соответствие деятельности образовательных учреждений потребностям социально-экономического развития регионов;
создают, реорганизуют и ликвидируют образовательные учреждения, за исключением находящихся в ведении республиканских органов, регистрируют их уставы;
в пределах своих полномочий устанавливают размеры финансирования и льготы для образовательных учреждений на своей территории;
обеспечивают соблюдение государственных требований к качеству и уровню образования, а также профессиональной деятельности педагогических работников;
выполняют иные полномочия в соответствии с законодательством.
Управление образовательным учреждением осуществляет его руководитель.
В образовательных учреждениях могут создаваться органы общественного управления, которые действуют в соответствии с законодательством.
Статья 29. Взаимоотношения органов государственного
управления образованием с негосударственными
образовательными учреждениями
Органы государственного управления образованием контролируют соблюдение законодательства об образовании в негосударственных образовательных учреждениях.
В случае нарушения негосударственными образовательными учреждениями законодательства об образовании аккредитовавшие органы вправе приостанавливать их деятельность в соответствии с законодательством.
Прием в негосударственные образовательные учреждения проводится в порядке и сроки, установленные для государственных учебных заведений.
Статья 30. Обязанности родителей или законных представителей
Родители или законные представители несовершеннолетних детей обязаны защищать законные права и интересы ребенка и несут ответственность за их воспитание, получение ими дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального образования.
Финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Фонды развития образования могут формироваться в установленном законодательством порядке за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
Образовательные учреждения участвуют в международном сотрудничестве по проблемам образования, имеют право устанавливать прямые связи с соответствующими учебными заведениями иностранных государств, создавать совместные с ними учебные заведения в порядке, установленном законодательством.
Статья 34. Ответственность за нарушение
законодательства об образовании
Лица, виновные в нарушении законодательства об образовании, несут ответственность в установленном порядке.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
1997, N 9, ст. 225