Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Министерства, государственные комитеты, ведомства/ Министерства/ Положение о Министерстве финансов Республики Узбекистан (Приложение N 7 к Постановлению Президента РУз от 18.03.2017 г. N ПП-2847)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 7
к Постановлению Президента РУз
от 18.03.2017 г. N ПП-2847
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве финансов Республики Узбекистан
1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, функции, права и организационные основы деятельности Министерства финансов Республики Узбекистан (далее - Министерство финансов).
2. Министерство финансов является органом государственного управления, осуществляющим функции по выработке государственной политики в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной сферах, а также в области финансового рынка, пенсионного обеспечения граждан, бухгалтерского учета и финансовой отчетности, финансирования бюджетных организаций и бюджетополучателей, ценообразования на товары и услуги предприятий - монополистов, обеспечению достижения стратегических макроэкономических показателей и параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Министерство финансов в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан. Министр финансов Республики Узбекистан (далее - министр финансов) входит в состав Кабинета Министров Республики Узбекистан.
3. В систему Министерства финансов входят Министерство финансов Республики Каракалпакстан, главные финансовые управления хокимиятов областей и г. Ташкента, финансовые отделы хокимиятов районов и городов (далее - территориальные финансовые органы), Казначейство Министерства финансов, территориальные управления Казначейства по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту, отделения Казначейства по районам и городам (далее - казначейские подразделения), территориальные управления Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов, органы - распорядители государственных целевых фондов при Министерстве финансов, и другие организации, подведомственные Министерству финансов.
Территориальные финансовые органы подотчетны Министерству финансов и соответственно Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, районов и городов.
4. Министерство финансов руководствуется в своей деятельности Конституцией, Бюджетным кодексом, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
5. Министерство финансов осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями.
6. Материально-техническое обеспечение Министерства финансов и территориальных финансовых органов, казначейских подразделений, территориальных управлений Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее - Государственный бюджет), Фонда социального развития и материального поощрения работников финансовой системы Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.
7. Министерство финансов, территориальные финансовые органы, казначейские подразделения, территориальные управления Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов, органы-распорядители государственных целевых фондов при Министерстве финансов, подведомственные организации являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.
II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
8. Основными задачами Министерства финансов являются:
осуществление единой государственной налогово-бюджетной политики, направленной на повышение роли финансовых органов в обеспечении устойчивых высоких темпов экономического роста, финансовой сбалансированности экономики и социальной сферы, полного и своевременного исполнения социальных обязательств государства, финансирования крупных инвестиционных проектов и укрепления обороноспособности страны;
последовательное совершенствование налоговой системы путем снижения налоговой нагрузки на экономику и население, усиления стимулирующей роли налогов и других обязательных платежей в обеспечении эффективности производства, рационального использования минерально-сырьевых, земельно-водных и других ресурсов и оборудования, повышения эффективности налогового администрирования, упрощения порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, а также оптимизации их ставок в целях обеспечения полноты собираемости налогов и других обязательных платежей;
кардинальное совершенствование межбюджетных отношений, всемерное расширение доходной базы бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, обеспечение их сбалансированности и самодостаточности с выводом областей и районов из субвенционности, осуществление совместно с хокимиятами территорий системной работы по вовлечению дополнительных источников поступлений в Государственный бюджет на основе комплексного и интенсивного развития Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, наиболее полного и эффективного использования природного и экономического потенциала, модернизации и диверсификации экономики территорий;
концентрация финансовых ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития экономики, ускорении развития социальной сферы, особенно в сельской местности, финансировании целевых инвестиционных программ, подкрепление их реальными источниками финансирования в соответствии с установленными нормативами, сокращение на этой основе кредиторской и дебиторской задолженности;
координация работ по обеспечению финансовой устойчивости базовых отраслей экономики, внедрение эффективных методов и механизмов финансовой поддержки сельского хозяйства, совершенствование ценообразования и порядка установления тарифов на отдельные виды товаров и услуг и укреплению платежной дисциплины;
осуществление государственного финансового контроля за целевым и рациональным использованием средств бюджетов бюджетной системы, проведение кропотливой профилактической работы совместно с министерствами, ведомствами, хозяйствующими субъектами, органами государственной власти на местах по обеспечению жесткой экономии, снижению издержек производства и обращения, ликвидации потерь, хищений и нецелевых расходов;
формирование совместно с Центральным банком Республики Узбекистан (далее - Центральный банк) и другими органами валютного контроля основных принципов и методов валютно-финансовой политики, разработка предложений по увеличению валютных ресурсов государства и их эффективному использованию;
разработка основных направлений государственной политики в области пенсионного обеспечения граждан, обеспечение сбалансированности доходов и расходов внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов, осуществление координации и контроля за выполнением внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов возложенных на него задач и функций, особенно в части применения установленных правил назначения и выплаты пенсий и других соответствующих платежей;
формирование и реализация единой методологии бухгалтерского учета и отчетности, регулирование аудиторской деятельности, участие в реализации государственной политики по развитию финансовых рынков страны;
организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере государственных финансов, коренное совершенствование форм и методов работы руководства Министерства финансов, его центрального аппарата и структурных подразделений, недопущение фактов бюрократизма и волокиты в деятельности финансовых органов, обеспечение соблюдения прав, свобод и интересов человека, своевременного реагирования на обращения физических и юридических лиц, повышение ответственности работников финансовых органов за своевременное и качественное выполнение возложенных задач;
участие в разработке отраслевых программ развития государственно-частного партнерства в приоритетных направлениях экономики и социальной сфере;
участие в разработке и реализации мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
9. Для выполнения возложенных задач Министерство финансов осуществляет следующие функции:
1) в области налоговой и таможенно-тарифной политики:
формирует основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год (среднесрочную перспективу) на основе приоритетов социально-экономического развития и прогноза макроэкономических показателей;
разрабатывает предложения по совершенствованию налогового и таможенного законодательства Республики Узбекистан;
разрабатывает совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами методологию налогообложения, ставки налогов и других обязательных платежей, а также формы расчетов, деклараций и иных документов, связанных с начислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;
осуществляет мониторинг эффективности ставок и механизма исчисления налогов и других обязательных платежей, вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменению ставок налогов и других обязательных платежей, направленных на улучшение их собираемости;
разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок уплаты налогов и других обязательных платежей, а также регулирующие деятельность по налоговому консультированию;
принимает участие, в пределах своей компетенции в разработке мер, направленных на совершенствование контроля за соблюдением налогового и таможенного законодательства, а также в подготовке проектов актов законодательства в области налогового и таможенного администрирования;
обеспечивает правовое регулирование отношений в области налогового консультирования;
осуществляет проведение анализа и мониторинга действующего налогового законодательства Республики Узбекистан, а также деятельности по налоговому консультированию;
согласовывает утвержденные Палатой налоговых консультантов Узбекистана программы обучения и повышения квалификации налоговых консультантов и порядок организации и проведения квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата налогового консультанта. Также на своем официальном сайте размещает реестр налоговых консультантов и регулярно его обновляет;
оказывает техническую и методологическую помощь Палате налоговых консультантов Узбекистана в организации обучения кандидатов на получение квалификационного сертификата налогового консультанта и проведении квалификационных экзаменов;
принимает участие в разработке проектов международных соглашений Республики Узбекистан по вопросам избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, о сотрудничестве и обмене информацией в налоговой сфере;
принимает участие в разработке и реализации методов тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, норм квотирования, лицензирования и декларирования;
разъясняет в соответствии с законодательством вопросы, связанные с налоговым законодательством по запросам заинтересованных лиц;
2) в сфере бюджетной политики и межбюджетных отношений:
разрабатывает предложения по основным направлениям бюджетной политики на очередной финансовый год (среднесрочную перспективу) на основе приоритетов социально-экономического развития и прогноза макроэкономических показателей;
подготавливает проект Государственного бюджета и рассматривает проекты бюджетов государственных целевых фондов, с учетом обеспечения устойчивости государственных финансов, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития страны, а также повышения эффективности функционирования экономики и стимулирования инвестиционной активности;
вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект бюджетного послания;
подготавливает предложения по совершенствованию структуры государственных расходов с учетом проводимых реформ в экономике и социальной сфере и необходимости селективной поддержки их приоритетных секторов и сфер;
разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по распределению общегосударственных налогов между уровнями соответствующих бюджетов бюджетной системы;
подготавливает совместно с министерствами и ведомствами и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по формированию и использованию бюджетов государственных целевых и внебюджетных фондов бюджетных организаций по установлению размеров и порядка отчислений в указанные фонды;
разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по предельному размеру дефицита Государственного бюджета;
размещает временно свободные государственные активы в финансовые инструменты;
информирует население через средства массовой информации и на официальном веб-сайте Министерства финансов об утвержденном Государственном бюджете и бюджетах государственных целевых фондов, о ходе бюджетных реформ и их реализации, исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также об изменениях в бюджетном законодательстве;
разрабатывает и совершенствует методы бюджетного планирования, нормирования расходов бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, порядок их финансирования, а также осуществляет методическое руководство в данной сфере;
осуществляет методическое руководство деятельностью органов управления государственными финансами по соблюдению принципов бюджетной системы;
подготавливает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию бюджетной системы и межбюджетных отношений, направленные на оптимизацию взаимоотношений между бюджетами бюджетной системы, обеспечение стандартных подходов в формировании бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента;
обеспечивает совершенствование порядка предоставления (выделения) межбюджетных трансфертов;
разрабатывает совместно с органами государственной власти на местах предложения по укреплению доходной базы бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, усилению ответственности органов управления на местах за состояние соответствующих бюджетов;
разрабатывает предложения по расширению доходной базы бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, по сокращению субвенционности регионов, в том числе путем усиления заинтересованности органов государственной власти на местах в укреплении доходной базы местных бюджетов за счет полноты собираемости всех причитающихся налогов;
регистрирует сметы расходов и сводные сметы расходов, штатные расписания распорядителей бюджетных средств;
формирует и уточняет роспись доходов и расходов Государственного бюджета, а также составляет роспись доходов и расходов республиканского бюджета Республики Узбекистан;
разъясняет вопросы, связанные с составлением проекта Государственного бюджета и его исполнением по запросам министерств и ведомств, бюджетных организаций и получателям бюджетных средств;
доводит до распорядителей бюджетных средств и органов - распорядителей государственных целевых фондов объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные для них;
доводит прогноз доходов Государственного бюджета и государственных целевых фондов до органов государственных налоговых и таможенных служб на квартальной основе, исходя из системного анализа тенденции и динамики социально-экономического развития регионов, мобилизации резервов увеличения доходов Государственного бюджета, а также повышения заинтересованности местных органов власти в стабильном поступлении налогов;
проводит финансовую и экономическую экспертизу нормативно-правовых актов, влияющих на сбалансированность доходов и расходов бюджетов бюджетной системы;
организует совместно с научно-исследовательскими учреждениями научные исследования в области управления государственными финансами и совершенствования налогово-бюджетной политики;
проводит единую политику в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в системе управления государственными финансами;
3) по организации исполнения Государственного бюджета:
организует исполнение и управляет средствами бюджетов бюджетной системы, находящимися на Едином казначейском счете и иных банковских счетах;
осуществляет мониторинг за полнотой и своевременностью поступлений налогов и других обязательных платежей в разрезе их источников;
подготавливает совместно с Государственным налоговым комитетом, Государственным таможенным комитетом и другими министерствами и ведомствами и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по увеличению поступлений доходов в Государственный бюджет, предупреждению и устранению причин сокрытия доходов и уклонения от налогообложения со стороны налогоплательщиков;
организует и ведет совместно с Центральным банком и другими банками кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы;
вносит в установленном порядке предложения по отсрочке и рассрочке задолженности хозяйствующих субъектов по налоговым и таможенным платежам в Государственный бюджет и по платежам в государственные целевые фонды и списанию финансовых санкций, ведет их учет;
анализирует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поступления доходов в государственные целевые фонды и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по использованию сверхпрогнозных поступлений доходов государственных целевых фондов для финансирования конкретных мероприятий;
регистрирует договоры бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, заключенных с поставщиками товаров (работ, услуг);
осуществляет платежи от имени и по поручению юридических или физических лиц, для которых предусмотрены средства в бюджетах бюджетной системы;
вносит изменения в роспись расходов республиканского бюджета Республики Узбекистан;
рассматривает предложения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента о внесении изменений в утвержденные параметры бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента;
представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внесению изменений в параметры Государственного бюджета, республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов;
ведет бюджетный учет исполнения бюджетов бюджетной системы и устанавливает формы учета и отчетности по исполнению Государственного бюджета, а также финансовых отчетов бюджетных организаций и получателей бюджетных средств;
представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за соответствующий период;
разрабатывает и утверждает бюджетную классификацию, а также вносит изменения и дополнения в нее по итогам 6 месяцев. При этом до внесения изменений и дополнений в бюджетную классификацию положено внести соответствующие изменения и дополнения в информационную систему Министерства финансов;
размещает сведения о средствах Государственного бюджета, затраченных на предприятия с участием государства, на Портале открытых данных Республики Узбекистан и обеспечивает их ежеквартальное обновление;
4) в области разработки и реализации государственной валютной политики, мониторинга поступления и использования валютных средств на внутреннем валютном рынке республики, регулирования производства, использования драгоценных металлов и драгоценных камней:
участвует в подготовке предложений по основным направлениям государственной валютной политики, направленной на обеспечение сбалансированности платежного баланса, стабильного и своевременного обслуживания государственного внешнего долга, реализации инвестиционной программы, развития базовых отраслей экономики и стимулирование роста экспортного потенциала Республики Узбекистан на планируемый год и среднесрочную перспективу в увязке с приоритетами социально-экономического развития государства;
осуществляет совместно с Центральным банком, заинтересованными министерствами и ведомствами мониторинг поступления и использования средств в иностранной валюте;
подготавливает предложения по дополнительным источникам поступлений средств в иностранной валюте, а также по совершенствованию структуры использования средств в иностранной валюте;
осуществляет мониторинг кредитов, предоставляемых иностранным государствам, а также контроль за своевременностью производимых выплат в счет погашения обязательств перед Республикой Узбекистан;
проводит совместно с Центральным банком анализ состояния рынка драгоценных металлов, а также участвует в разработке прогнозов и балансов производства, переработки, внутреннего потребления и экспорта драгоценных металлов;
разрабатывает предложения по порядку установления цен и расчетов за закупаемые в золотовалютные резервы драгоценные металлы и драгоценные камни;
осуществляет финансирование и учет операций Республики Узбекистан, связанных с оказанием безвозмездной помощи иностранным государствам, оплатой членских взносов в международные объединения и организации, содержанием дипломатических учреждений Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в иностранных государствах;
подготавливает предложения по развитию сотрудничества в финансовой сфере и углублению интеграционных процессов в рамках региональных и субрегиональных организаций, членом которых является Республика Узбекистан;
осуществляет мониторинг за выполнением финансовых обязательств Республики Узбекистан, вытекающих из участия в двусторонних и многосторонних межправительственных и межведомственных соглашениях;
5) в области управления государственным долгом:
осуществляет совместно с Центральным банком мониторинг, учет и обслуживание государственного долга Республики Узбекистан, а также управляет им в пределах своей компетенции;
разрабатывает совместно с Центральным банком и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию портфеля государственного долга Республики Узбекистан;
проводит с участием Центрального банка государственную политику в области дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг;
выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, разрабатывает и утверждает условия выпуска и размещения государственных ценных бумаг;
участвует в пределах своей компетенции в рассмотрении заемных соглашений и соглашений о перекредитовании;
разрабатывает предложения по обеспечению сбалансированности государственного внешнего долга по источникам и направлениям использования, предельным параметрам государственных внешних заимствований, оптимизации портфеля государственного внешнего долга и расходов по его обслуживанию;
участвует в ведении переговоров с международными финансовыми институтами и иностранными правительственными финансовыми организациями по вопросам внешних заимствований, подготовке и экспертизе документов по государственным внешним заимствованиям;
оформляет государственные гарантии Республики Узбекистан в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;
осуществляет регистрацию договоров и государственных гарантий Республики Узбекистан по государственным заимствованиям;
осуществляет учет и контроль за освоением и обслуживанием кредитов (займов), привлеченных из иностранных источников, по которым имеются обязательства Республики Узбекистан в качестве заемщика или гаранта погашения кредитов (займов) заемщиками-резидентами;
координирует деятельность уполномоченных банков по обслуживанию кредитов, привлеченных Республикой Узбекистан или под ее гарантию, а также осуществляет оценку состояния проблемных кредитов, участвует в разработке комплекса мер, направленных на их реструктуризацию и погашение;
представляет информацию в Правительство Республики Узбекистан о состоянии государственного долга в установленном законодательством порядке;
размещает сведения о привлеченных средствах соответственно из-за рубежа, в том числе о суммах государственного внешнего долга и их расходовании, на Портале открытых данных Республики Узбекистан и обеспечивает ежеквартальное обновление данных сведений;
6) в области управления гуманитарной помощью:
формирует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами единую базу данных гуманитарной помощи для финансирования приоритетных проектов и мероприятий;
разрабатывает действенный механизм координации формирования заявок и включения гуманитарной помощи в единую базу данных;
формирует и регулярно обновляет совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан базы данных донорских организаций, предоставляющих гуманитарную помощь;
координирует привлечение в республику и своевременное оформление и направление заявок на получение гуманитарной помощи, а также осуществляет учет, мониторинг и контроль за их целевым использованием;
разрабатывает и утверждает в установленном порядке формы отчетности по гуманитарной помощи;
осуществляет сбор информации о гуманитарной помощи, поступающей в республику, ее анализ и обобщение, подготовку соответствующих аналитических и справочных материалов;
осуществляет подготовку аналитических материалов и проектов отчетов о поступлении и ходе освоения гуманитарной помощи, привлекаемых в Республику Узбекистан, для последующего внесения на системной основе в Правительство Республики Узбекистан;
оказывает заинтересованным министерствам и ведомствам практическую помощь при оформлении гуманитарной помощи, предоставляемой Республике Узбекистан;
7) в сфере регулирования финансовых рынков и институтов:
участвует в пределах своей компетенции в разработке мер по обеспечению устойчивого функционирования и государственного регулирования финансовых институтов и финансовых рынков;
в установленном порядке управляет долей государства в уставных капиталах банков, в которых доля государства составляет 50 и более процентов;
разрабатывает и участвует в реализации мер по реструктуризации активов банков с участием государства, приватизации банков и иных финансовых институтов;
принимает участие в реализации мер по дальнейшему развитию лизинговых услуг в Республике Узбекистан и осуществляет координацию лизинговой деятельности;
разрабатывает и утверждает вопросник для проведения оценки системы корпоративного управления в банках, доля государства в которых составляет 50 и более процентов;
8) в области ценообразования и финансовой сбалансированности отраслей экономики:
осуществляет, в пределах своей компетенции, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и субъектов естественных монополий, включенных в соответствующие реестры, на основе их финансовой сбалансированности и устойчивого развития;
согласовывает в установленном порядке цены на материальные ценности, закладываемые и выпускаемые из государственного и мобилизационного резервов, а также цены на социально значимые товары (мука, хлеб, масло хлопковое);
разрабатывает предложения по регулированию цен на продукцию, перечень которой определяется решениями Кабинет Министров Республики Узбекистан;
на основе изучения конъюнктуры мирового рынка и анализа себестоимости сельскохозяйственной продукции, закупаемой для государственных нужд, устанавливает закупочные цены, а также вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию механизма финансирования производства сельскохозяйственной продукции по государственному заказу;
участвует в разработке и осуществлении комплексных мероприятий по поддержке отечественного предпринимательства, финансовому оздоровлению предприятий, проведению процедур банкротства и санации неплатежеспособных организаций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
аккумулирует целевые финансовые ресурсы для финансирования работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту образовательных и медицинских учреждений, а также их оснащению учебной мебелью, учебно-лабораторным и производственным оборудованием, компьютерной техникой, спортивным инвентарем и новейшим лабораторным, диагностическим и лечебным оборудованием;
аккумулирует целевые финансовые ресурсы для финансирования расходов по улучшению теплоснабжения, системы дренажа, ремонту внутридомовых инженерных коммуникаций и мест общего пользования в многоквартирных домах, благоустройству и совершенствованию сетей наружного освещения населенных пунктов региона Приаралья, предоставлению опреснительных установок для проживающего в отдаленных и труднодоступных сельских районах населения региона Приаралья, выделению субсидий на покрытие процентных расходов для инициаторов проектов, включенных в адресные программы развития региона Приаралья и других мероприятий в соответствии с законодательством;
аккумулирует целевые финансовые ресурсы для финансирования работ по строительству и реконструкции объектов системы питьевого водоснабжения, а также для оснащения организаций водоснабжения специальной техникой, машинами и механизмами, лабораторным оборудованием в рамках реализации целевых программ;
аккумулирует целевые финансовые ресурсы для финансирования приобретения и доставки учебников и учебно-методических пособий для библиотечных фондов общеобразовательных учреждений;
аккумулирует на специальных счетах внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов обязательные отчисления, взносы и другие платежи для финансирования расходов на выплату пенсий, пособий и компенсаций;
9) в области совершенствования методологии бухгалтерского учета, финансовой отчетности и регулирования аудиторской деятельности:
разрабатывает и принимает в рамках своей компетенции нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность, утверждает формы финансовой отчетности;
осуществляет в установленном порядке внешний контроль качества работы аудиторских организаций;
согласует порядок и регламент проведения квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата аудитора, типовую программу повышения квалификации аудиторов, утвержденные республиканскими общественными объединениями аудиторов;
ведет Реестр аудиторских организаций и Реестр аудиторов;
обеспечивает совершенствование информационной системы программного комплекса "Аудит", предназначенного для электронного взаимодействия с аудиторскими организациями и республиканскими общественными объединениями аудиторов;
осуществляет анализ развития аудиторских услуг;
10) в области государственного финансового контроля:
осуществляет государственный финансовый контроль за:
исполнением доходов и расходов бюджетов бюджетной системы;
целевым использованием средств бюджетов бюджетной системы, соблюдением бюджетного законодательства бюджетными организациями и получателями бюджетных средств;
очередностью, соблюдением сроков и полнотой осуществления платежей за счет средств бюджетов бюджетной системы;
целевым использованием средств из централизованных источников, выделяемых для осуществления государственных инвестиционных программ;
целевым использованием средств, за сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд;
назначением и своевременностью выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям;
правильным и целевым использованием средств в иностранной валюте дипломатическими учреждениями Республики Узбекистан, находящимися за рубежом;
правильностью назначения, начисления и своевременностью выплаты пенсий и пособий;
деятельностью врачебно-трудовых экспертных комиссий;
целевым использованием бюджетных ссуд и кредитных линий;
целевым использованием кредитов (займов), привлеченных Республикой Узбекистан или под ее гарантию;
целевым использованием гуманитарной помощи и средств технического содействия;
правильностью проведения тендерных (конкурсных) торгов по государственным закупкам;
обеспечивает исполнение нижестоящими финансовыми органами и казначейскими подразделениями бюджетного законодательства;
осуществляет контроль деятельности уполномоченного органа в части соблюдения порядка учета и распределения средств от разгосударствления и приватизации государственного имущества, участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от государственного имущества (в том числе, доходов от переданного в аренду государственного имущества);
осуществляет контроль за целевым использованием средств государственных целевых фондов и внебюджетных фондов бюджетных организаций;
совместно с заинтересованными ведомствами организует в установленном порядке контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизного налога по отдельным видам продукции на определенных предприятиях, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, полнотой маркировки акцизными марками отдельных видов подакцизных товаров и соответствием количества приобретенных акцизных марок объему выпускаемой продукции;
вносит по результатам государственного финансового контроля соответствующие предложения по устранению выявленных нарушений и бюджетной дисциплины, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц;
осуществляет мониторинг соблюдения установленной предельной общей численности работников органов управления, динамики ее изменения и расходов на содержание аппарата управления независимо от их источников;
участвует в проведении конкурсных торгов на выполнение подрядных работ по строительству объектов, финансируемых из Государственного бюджета;
участвует в изучении производственно-финансовых показателей предприятий, подлежащих реструктуризации и финансовому оздоровлению по решениям уполномоченной правительственной комиссии;
участвует в формировании государственных инвестиционных программ, согласовании адресных списков по строительству и реконструкции объектов, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы;
участвует в организации работы по финансированию проектов в рамках реализации инвестиционных программ;
участвует в мониторинге за реализацией проектов, включенных в Государственные инвестиционные программы;
12) в сфере институционального развития системы Министерства финансов:
осуществляет меры по обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы Министерства финансов;
разрабатывает, создает и постоянно совершенствует единую информационную сеть Министерства финансов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
принимает меры по улучшению материально-технической базы финансовых органов, организаций, входящих в систему Министерства финансов;
создает и совершенствует в соответствии с действующим законодательством социальную инфраструктуру Министерства финансов, формирует единую систему стимулирования и поощрения труда работников;
13) в области международного сотрудничества:
осуществляет в установленном порядке сотрудничество с иностранными государствами, международными и иностранными организациями, международными финансовыми и экономическими институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями по вопросам управления государственными финансами, финансовой и налогово-бюджетной политики, бухгалтерского учета и аудита, а также по другим вопросам в рамках своей компетенции;
участвует в установленном порядке в подготовке проектов международных договоров, а также их реализации в рамках своей компетенции;
участвует в разработке и осуществлении мероприятий по реализации государственной политики в области сотрудничества с иностранными государствами;
14) в сфере координации и взаимодействия с деятельностью других министерств и ведомств в области управления государственными финансами и макроэкономической политики:
участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации предложений по ключевым вопросам управления государственными финансами и макроэкономической политики, в том числе обеспечению экономического роста, сдерживанию инфляционных процессов, росту конкурентоспособности экономики страны на внешних рынках, повышению занятости и уровня жизни населения;
разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы налогово-бюджетной политики в увязке с основными макроэкономическими показателями;
участвует в разработке и реализации мер налогово-бюджетной политики, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики;
участвует в разработке комплексных программ углубления экономических реформ, направленных на насыщение внутреннего рынка, модернизацию производства, увеличение экспортного потенциала, импортозамещение и локализацию, энергосбережение и снижение себестоимости продукции;
участвует в разработке программ территориального развития, направленных на сбалансированное развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры в сельской местности и сельского хозяйства;
создает методические (методологические) и другие советы по соответствующим вопросам из высококвалифицированных специалистов, работников научных учреждений, представителей других организаций для рассмотрения предложений о совершенствовании методики финансово-бюджетного планирования и финансирования отраслей экономики республики, методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, государственного финансового контроля, вопросов ценообразования;
осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, направленные на реализацию приоритетных направлений социально - экономического развития страны;
15) в сфере участия в разработке и реализации мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:
разрабатывает и утверждает в установленном порядке правила внутреннего контроля для организаций, оказывающих лизинговые услуги, организаций, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и аудиторских организаций, а также осуществляет мониторинг и контроль за их соблюдением;
изучает, анализирует и оценивает риски легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в сфере оказания лизинговых услуг, осуществления аудиторской деятельности, оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и принимает меры по снижению выявленных рисков;
участвует в установленном порядке в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
применяет меры в соответствии с законодательством, в случае выявления нарушений законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
осуществляет взаимодействие со специальным уполномоченным государственным органом по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и ежегодно информирует его о выявленных рисках и принятых мерах по их снижению.
10. Министерство финансов решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через территориальные финансовые органы, казначейские подразделения, территориальные управления Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов, органы - распорядители государственных целевых фондов при Министерстве финансов и другие подведомственные организации, входящие в систему Министерства финансов.
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
11. Министерство финансов в пределах компетенции, предоставленной ему законодательством для осуществления возложенных на него функций, имеет следующие права:
получать на безвозмездной основе в порядке, установленном законодательством, государственную статистическую, финансовую и иную отчетность, а также другие необходимые данные по всем учетно-финансовым и другим вопросам, в объемах и сроки, предусмотренные для министерств и ведомств, подчиненных им органов и служб, местных органов управления;
ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать оплату расходов (финансирование) бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, при наличии фактов незаконного расходования ими средств бюджетов бюджетной системы, а также при непредставлении финансовой и другой отчетности, с уведомлением об этом руководителей соответствующих министерств и ведомств, бюджетных организаций и получателей бюджетных средств;
получать от министерств, ведомств, органов хозяйственного управления и организаций расчеты, отчетные данные и другие материалы, необходимые для составления проекта Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых фондов, а также других внебюджетных фондов и отчета по их исполнению;
получать в установленном порядке от бюджетных организаций и получателей бюджетных средств финансовую отчетность, а также необходимые сведения, имеющие отношение к бюджетному учету и финансовой отчетности, проводить проверки по вопросам входящим в компетенцию министерства;
вносить уточнения в утвержденные объемы доходов, передаваемые из республиканского бюджета Республики Узбекистан в бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты областей, с учетом формируемых на их территории налоговых поступлений, с урегулированием возникающих кассовых разрывов между доходами и расходами посредством взаимных расчетов;
открывать депозитные счета до востребования и иные счета, в том числе в иностранной валюте, связанные с обеспечением исполнения Государственного бюджета, а также необходимостью аккумуляции средств для финансирования отдельных расходов, проведением платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга;
создавать резервы на специальных внебюджетных счетах;
размещать временно свободные средства республиканского бюджета Республики Узбекистан на депозиты в коммерческих банках в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, списывать в безакцептном порядке денежные средства с соответствующих счетов;
выдавать бюджетные ссуды из республиканского бюджета Республики Узбекистан на покрытие временных кассовых разрывов бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам областей и г. Ташкента, а также государственным целевым фондам, с их погашением в пределах финансового года;
выдавать, в установленном порядке, юридическим лицам бюджетные ссуды и депонировать свободные средства в учреждениях банков за счет остатков средств республиканского бюджета Республики Узбекистан на начало года, подлежащих направлению для финансирования дефицита Государственного бюджета, и других средств, не предусмотренных в утвержденных параметрах доходов республиканского бюджета Республики Узбекистан;
вносить в установленном законодательством порядке корректировки в параметры доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, также бюджетов государственных целевых фондов в связи с изменением факторов, влияющих на объемы начисляемых налогов и обязательных платежей;
вносить в установленном порядке изменения в роспись расходов республиканского бюджета;
запрашивать информацию, необходимую для принятия решения по установлению цен (тарифов) на монопольную продукцию (работы, услуги), продукцию (работы, услуги) естественных монополий, а также на продукцию (работы, услуги), перечень которой устанавливается решениями Правительства;
утверждать цены (тарифы) или их предельные уровни на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые субъектами естественной монополии (кроме установленных решениями Правительства);
поручать субъектам естественных монополий и субъектам, занимающим доминирующее положение на товарных рынках, а также субъектам, производящим товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются решениями Правительства, разработку проектов цен (тарифов), прейскурантов, методических указаний и нормативов затрат;
направлять в установленном законодательством порядке уведомления о включении организации и проведения, с выходом на места, изучение финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий и субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, а также субъектов, производящих товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются решениями Правительства, в целях установления обоснованности формирования представляемых цен (тарифов);
получать по установленной форме сведения об аудиторской деятельности от аудиторских организаций, а также иную информацию, связанную с осуществлением аудиторской деятельности;
организовывать и проводить финансовый контроль, мониторинг хода исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, соблюдения бюджетного законодательства территориальными финансовыми органами, бюджетными организациями и получателями бюджетных средств;
в порядке, установленном законодательством, опечатывать, в ходе проверок и ревизий, в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов и других злоупотреблений изымать необходимые документы;
требовать от руководителей проверяемых объектов контроля проведения инвентаризации товарно-материальных и других ценностей, денежных средств и расчетов;
взимать с заемщика-резидента суммы произведенных выплат и сопряженных с ними затрат, обусловленных предоставленными государственными гарантиями Республики Узбекистан в бесспорном порядке;
заключать в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с международно-правовыми нормами международные договоры;
принимать участие в переговорах с представителями иностранных государств, международных и иностранных организаций по вопросам привлечения и освоения безвозмездной помощи;
выдавать предписания должностным лицам министерств, ведомств и предприятий, получающих кредиты и займы международных финансовых институтов под государственную гарантию Республики Узбекистан о принятии мер по устранению недостатков, нарушений и реализации мероприятий в целях обеспечения своевременного обслуживания привлеченных заемных средств и кредитов;
определять в пределах средств, выделяемых на научные исследования, перечень важнейших научных работ в области налогово-бюджетной и ценовой политики и финансов, привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, научные учреждения Академии наук Республики Узбекистан, другие научно-исследовательские учреждения, предприятия, отдельных ученых и специалистов;
осуществлять в установленном порядке издательскую деятельность;
образовать Фонд социального развития и материального поощрения работников финансовой системы Республики Узбекистан за счет 8% от сумм, взысканных в доход бюджета и восстановленных на счета проверяемых объектов по результатам ревизий и проверок от суммы растрат, хищений, недостач, незаконных расходов, выявленных Главным управлением государственного финансового контроля Министерства финансов, 10% от суммы комиссионного сбора взимаемой АО "Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа", с участников биржевых торгов по государственным и корпоративным закупкам, 0,025% от суммы комиссионных сборов АО "Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа", взимаемых с биржевых сделок по реализации высоколиквидных видов товаров.
Министерство финансов может иметь и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
12. Министерство финансов в пределах своих полномочий вправе утверждать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, организаций, бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, должностных лиц и граждан.
Министерство финансов вправе, в необходимых случаях, издавать совместно с другими министерствами и ведомствами совместные межведомственные постановления.
13. Министерство финансов несет ответственность за обеспечение реализации государственной налоговой, бюджетной и ценовой политики, а также эффективное выполнение возложенных на него задач.
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
14. Министерство финансов возглавляет министр финансов, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
Министр финансов имеет 5 заместителей, в том числе одного первого.
Министр финансов:
руководит деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство финансов задач и функций;
определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства финансов, степень ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Министерства финансов и работу подведомственных организаций;
подписывает по решению Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан от имени Республики Узбекистан кредитные соглашения и государственные гарантии Республики Узбекистан по государственным внешним заимствованиям;
издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками системы Министерства финансов;
вносит изменения в структуру учреждений и организаций, входящих в систему Министерства финансов, утверждает смету расходов и штатное расписание центрального аппарата Министерства финансов, устанавливает численность территориальных финансовых органов, казначейских подразделений, территориальных управлений Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов и подведомственных организаций в пределах установленной численности управленческого персонала;
утверждает в установленном порядке положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства финансов, положения и уставы подведомственных организаций Министерства финансов;
в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников, входящих в перечень должностей организаций системы Министерства финансов Республики Узбекистан;
представляет Министерство финансов в государственных органах, иных юридических лицах Республики Узбекистан, а также в отношениях с финансовыми институтами других государств;
решает в соответствии с законодательством вопросы о поощрении и дисциплинарной ответственности работников системы Министерства финансов, а также представляет в установленном порядке особо отличившихся работников органов системы Министерства финансов к присвоению почетных званий и к государственным наградам Республики Узбекистан.
Министр финансов осуществляет и другие полномочия в соответствии с законодательством.
15. В Министерстве образуется коллегия в составе министра финансов (председатель), заместителей министра (по должности), а также руководителей структурных подразделений Министерства в соответствии с основными направлениями его деятельности.
Численность и персональный состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра финансов.
Коллегия Министерства финансов рассматривает основные вопросы деятельности Министерства финансов, заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений Министерства финансов и территориальных финансовых органов, казначейских подразделений, территориальных управлений Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов и иных подведомственных организаций, входящих в систему Министерства финансов, обсуждает вопросы проверки исполнения принятых решений, проекты важнейших приказов и других актов Министерства, а также итоги проверок.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства финансов.
Решения коллегии реализуются приказами министра финансов. В случае разногласий между министром финансов и членами коллегии, министр финансов самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.
16. Территориальные финансовые органы осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Министр финансов Республики Каракалпакстан и заместители министра финансов Республики Каракалпакстан назначаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и Советом Министров Республики Каракалпакстан по согласованию с Министерством финансов.
Начальники главных финансовых управлений хокимиятов областей и г. Ташкента, заведующие финансовыми отделами хокимиятов районов и городов назначаются соответствующим областным, районным, городским Кенгашем народных депутатов по представлению хокима области, района, города согласованному с Министерством финансов.
Заместители начальников главных финансовых управлений хокимиятов областей и г. Ташкента назначаются министром финансов по представлению руководителей главных финансовых управлений.
Заместители заведующих финансовыми отделами хокимиятов районов и городов назначаются соответственно Министерством финансов Республики Каракалпакстан, главными финансовыми управлениями хокимиятов областей и г. Ташкента по представлению финансовых отделов хокимиятов районов, городов и по согласованию с Министерством финансов.
17. Заработная плата работников системы Министерства финансов состоит из должностного оклада, премий, доплат и надбавок, предусмотренных действующим законодательством.
На работников территориальных органов системы Министерства финансов Республики Узбекистан распространяются условия оплаты труда, установленные пунктом 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 9 января 2017 года N ПП-2722 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности и усилению материального стимулирования работников территориальных органов государственного управления".
Работникам центрального аппарата Министерства финансов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан выплачиваются ежемесячные надбавки за выслугу лет в следующих размерах (в коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования): от 2 до 5 лет - 0,1; от 5 до 10 лет - 0,2; от 10 до 15 лет - 0,3; от 15 до 20 лет - 0,4; от 20 до 25 лет - 0,5; свыше 25 лет - 0,6.
Стаж работы, дающий право на получение вознаграждения за выслугу лет, исчисляется в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством финансов Республики Узбекистан.
18. Положение о порядке формирования и использования средств Фонда социального развития и материального поощрения работников финансовой системы Республики Узбекистан утверждается министром финансов.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
3 апреля 2017 г., N 13, ст. 201