язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Министерства, государственные комитеты, ведомства/ Министерства/ Положение о Министерстве финансов Республики Узбекистан (Приложение N 7 к Постановлению Президента РУз от 18.03.2017 г. N ПП-2847)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 7

к Постановлению Президента РУз

от 18.03.2017 г. N ПП-2847



ПОЛОЖЕНИЕ

о Министерстве финансов Республики Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, функции, права и организационные основы деятельности Министерства финансов Республики Узбекистан (далее - Министерство финансов).


2. Министерство финансов является органом государственного управления, осуществляющим функции по выработке государственной политики в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной сферах, а также в области финансового рынка, страхования, пенсионного обеспечения граждан, бухгалтерского учета и финансовой отчетности, финансирования бюджетных организаций и бюджетополучателей, ценообразования на товары и услуги предприятий - монополистов, обеспечению достижения стратегических макроэкономических показателей и параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Министерство финансов в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан. Министр финансов Республики Узбекистан (далее - министр финансов) входит в состав Кабинета Министров Республики Узбекистан.


3. В систему Министерства финансов входят Министерство финансов Республики Каракалпакстан, главные финансовые управления хокимиятов областей и г. Ташкента, финансовые отделы хокимиятов районов и городов (далее - территориальные финансовые органы), Казначейство Министерства финансов, территориальные управления Казначейства по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту, отделения Казначейства по районам и городам (далее - казначейские подразделения), территориальные управления Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов, органы - распорядители государственных целевых фондов при Министерстве финансов, и другие организации, подведомственные Министерству финансов.

Территориальные финансовые органы подотчетны Министерству финансов и соответственно Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, районов и городов.


4. Министерство финансов руководствуется в своей деятельности Конституцией, Бюджетным кодексом, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.


5. Министерство финансов осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями.


6. Материально-техническое обеспечение Министерства финансов и территориальных финансовых органов, казначейских подразделений, территориальных управлений Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее - Государственный бюджет), Фонда социального развития и материального поощрения работников финансовой системы Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.

7. Министерство финансов, территориальные финансовые органы, казначейские подразделения, территориальные управления Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов, органы-распорядители государственных целевых фондов при Министерстве финансов, подведомственные организации являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.


II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ


8. Основными задачами Министерства финансов являются:

осуществление единой государственной налогово-бюджетной политики, направленной на повышение роли финансовых органов в обеспечении устойчивых высоких темпов экономического роста, финансовой сбалансированности экономики и социальной сферы, полного и своевременного исполнения социальных обязательств государства, финансирования крупных инвестиционных проектов и укрепления обороноспособности страны;

последовательное совершенствование налоговой системы путем снижения налоговой нагрузки на экономику и население, усиления стимулирующей роли налогов и других обязательных платежей в обеспечении эффективности производства, рационального использования минерально-сырьевых, земельно-водных и других ресурсов и оборудования, повышения эффективности налогового администрирования, упрощения порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, а также оптимизации их ставок в целях обеспечения полноты собираемости налогов и других обязательных платежей;

кардинальное совершенствование межбюджетных отношений, всемерное расширение доходной базы бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, обеспечение их сбалансированности и самодостаточности с выводом областей и районов из субвенционности, осуществление совместно с хокимиятами территорий системной работы по вовлечению дополнительных источников поступлений в Государственный бюджет на основе комплексного и интенсивного развития Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, наиболее полного и эффективного использования природного и экономического потенциала, модернизации и диверсификации экономики территорий;

концентрация финансовых ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития экономики, ускорении развития социальной сферы, особенно в сельской местности, финансировании целевых инвестиционных программ, подкрепление их реальными источниками финансирования в соответствии с установленными нормативами, сокращение на этой основе кредиторской и дебиторской задолженности;

координация работ по обеспечению финансовой устойчивости базовых отраслей экономики, внедрение эффективных методов и механизмов финансовой поддержки сельского хозяйства, совершенствование ценообразования и порядка установления тарифов на отдельные виды товаров и услуг и укреплению платежной дисциплины;

осуществление государственного финансового контроля за целевым и рациональным использованием средств бюджетов бюджетной системы, проведение кропотливой профилактической работы совместно с министерствами, ведомствами, хозяйствующими субъектами, органами государственной власти на местах по обеспечению жесткой экономии, снижению издержек производства и обращения, ликвидации потерь, хищений и нецелевых расходов;

формирование совместно с Центральным банком Республики Узбекистан (далее - Центральный банк) и другими органами валютного контроля основных принципов и методов валютно-финансовой политики, разработка предложений по увеличению валютных ресурсов государства и их эффективному использованию;

разработка основных направлений государственной политики в области пенсионного обеспечения граждан, обеспечение сбалансированности доходов и расходов внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов, осуществление координации и контроля за выполнением внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов возложенных на него задач и функций, особенно в части применения установленных правил назначения и выплаты пенсий и других соответствующих платежей;

осуществление контроля за деятельностью страховых организаций, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов всех участников страховых отношений, формирование и реализация единой методологии бухгалтерского учета и отчетности, регулирование аудиторской деятельности, участие в реализации государственной политики по развитию финансовых рынков страны;

организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере государственных финансов, коренное совершенствование форм и методов работы руководства Министерства финансов, его центрального аппарата и структурных подразделений, недопущение фактов бюрократизма и волокиты в деятельности финансовых органов, обеспечение соблюдения прав, свобод и интересов человека, своевременного реагирования на обращения физических и юридических лиц, повышение ответственности работников финансовых органов за своевременное и качественное выполнение возложенных задач;

участие в разработке отраслевых программ развития государственно-частного партнерства в приоритетных направлениях экономики и социальной сфере.

9. Для выполнения возложенных задач Министерство финансов осуществляет следующие функции:


1) в области налоговой и таможенно-тарифной политики:

формирует основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год (среднесрочную перспективу) на основе приоритетов социально-экономического развития и прогноза макроэкономических показателей;

разрабатывает предложения по совершенствованию налогового и таможенного законодательства Республики Узбекистан;

разрабатывает совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами методологию налогообложения, ставки налогов и других обязательных платежей, а также формы расчетов, деклараций и иных документов, связанных с начислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;

осуществляет мониторинг эффективности ставок и механизма исчисления налогов и других обязательных платежей, вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменению ставок налогов и других обязательных платежей, направленных на улучшение их собираемости;

разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок уплаты налогов и других обязательных платежей, а также регулирующие деятельность по налоговому консультированию;

принимает участие, в пределах своей компетенции в разработке мер, направленных на совершенствование контроля за соблюдением налогового и таможенного законодательства, а также в подготовке проектов актов законодательства в области налогового и таможенного администрирования;

обеспечивает правовое регулирование отношений в области налогового консультирования;

осуществляет проведение анализа и мониторинга действующего налогового законодательства Республики Узбекистан, а также деятельности по налоговому консультированию;

разрабатывает и утверждает программы обучения и порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата налогового консультанта, а также ведет реестр налоговых консультантов, имеющих квалификационный сертификат и учет организаций налоговых консультантов;

проводит квалификационные экзамены на право получения квалификационного сертификата налогового консультанта и выдает, а также прекращает действие и аннулирует квалификационные сертификаты налогового консультанта в соответствии с законодательством;

принимает участие в разработке проектов международных соглашений Республики Узбекистан по вопросам избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, о сотрудничестве и обмене информацией в налоговой сфере;

принимает участие в разработке и реализации методов тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, норм квотирования, лицензирования и декларирования;

разъясняет в соответствии с законодательством вопросы, связанные с налоговым законодательством по запросам заинтересованных лиц;


2) в сфере бюджетной политики и межбюджетных отношений:

разрабатывает предложения по основным направлениям бюджетной политики на очередной финансовый год (среднесрочную перспективу) на основе приоритетов социально-экономического развития и прогноза макроэкономических показателей;

подготавливает проект Государственного бюджета и рассматривает проекты бюджетов государственных целевых фондов, с учетом обеспечения устойчивости государственных финансов, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития страны, а также повышения эффективности функционирования экономики и стимулирования инвестиционной активности;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект бюджетного послания;

подготавливает предложения по совершенствованию структуры государственных расходов с учетом проводимых реформ в экономике и социальной сфере и необходимости селективной поддержки их приоритетных секторов и сфер;

разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по распределению общегосударственных налогов между уровнями соответствующих бюджетов бюджетной системы;

подготавливает совместно с министерствами и ведомствами и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по формированию и использованию бюджетов государственных целевых и внебюджетных фондов бюджетных организаций по установлению размеров и порядка отчислений в указанные фонды;

разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по предельному размеру дефицита Государственного бюджета;

размещает временно свободные государственные активы в финансовые инструменты;

информирует население через средства массовой информации и на официальном веб-сайте Министерства финансов об утвержденном Государственном бюджете и бюджетах государственных целевых фондов, о ходе бюджетных реформ и их реализации, исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также об изменениях в бюджетном законодательстве;

разрабатывает и совершенствует методы бюджетного планирования, нормирования расходов бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, порядок их финансирования, а также осуществляет методическое руководство в данной сфере;

осуществляет методическое руководство деятельностью органов управления государственными финансами по соблюдению принципов бюджетной системы;

подготавливает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию бюджетной системы и межбюджетных отношений, направленные на оптимизацию взаимоотношений между бюджетами бюджетной системы, обеспечение стандартных подходов в формировании бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента;

обеспечивает совершенствование порядка предоставления (выделения) межбюджетных трансфертов;

разрабатывает совместно с органами государственной власти на местах предложения по укреплению доходной базы бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, усилению ответственности органов управления на местах за состояние соответствующих бюджетов;

разрабатывает предложения по расширению доходной базы бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, по сокращению субвенционности регионов, в том числе путем усиления заинтересованности органов государственной власти на местах в укреплении доходной базы местных бюджетов за счет полноты собираемости всех причитающихся налогов;

регистрирует сметы расходов и сводные сметы расходов, штатные расписания распорядителей бюджетных средств;

формирует и уточняет роспись доходов и расходов Государственного бюджета, а также составляет роспись доходов и расходов республиканского бюджета Республики Узбекистан;

разъясняет вопросы, связанные с составлением проекта Государственного бюджета и его исполнением по запросам министерств и ведомств, бюджетных организаций и получателям бюджетных средств;

доводит до распорядителей бюджетных средств и органов - распорядителей государственных целевых фондов объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные для них;

доводит прогноз доходов Государственного бюджета и государственных целевых фондов до органов государственных налоговых и таможенных служб на квартальной основе, исходя из системного анализа тенденции и динамики социально-экономического развития регионов, мобилизации резервов увеличения доходов Государственного бюджета, а также повышения заинтересованности местных органов власти в стабильном поступлении налогов;

проводит финансовую и экономическую экспертизу нормативно-правовых актов, влияющих на сбалансированность доходов и расходов бюджетов бюджетной системы;

организует совместно с научно-исследовательскими учреждениями научные исследования в области управления государственными финансами и совершенствования налогово-бюджетной политики;

проводит единую политику в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в системе управления государственными финансами;


3) по организации исполнения Государственного бюджета:

организует исполнение и управляет средствами бюджетов бюджетной системы, находящимися на Едином казначейском счете и иных банковских счетах;

осуществляет мониторинг за полнотой и своевременностью поступлений налогов и других обязательных платежей в разрезе их источников;

подготавливает совместно с Государственным налоговым комитетом, Государственным таможенным комитетом и другими министерствами и ведомствами и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по увеличению поступлений доходов в Государственный бюджет, предупреждению и устранению причин сокрытия доходов и уклонения от налогообложения со стороны налогоплательщиков;

организует и ведет совместно с Центральным банком и другими банками кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы;

вносит в установленном порядке предложения по отсрочке и рассрочке задолженности хозяйствующих субъектов по налоговым и таможенным платежам в Государственный бюджет и по платежам в государственные целевые фонды и списанию финансовых санкций, ведет их учет;

анализирует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поступления доходов в государственные целевые фонды и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по использованию сверхпрогнозных поступлений доходов государственных целевых фондов для финансирования конкретных мероприятий;

регистрирует договоры бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, заключенных с поставщиками товаров (работ, услуг);

осуществляет платежи от имени и по поручению юридических или физических лиц, для которых предусмотрены средства в бюджетах бюджетной системы;

вносит изменения в роспись расходов республиканского бюджета Республики Узбекистан;

рассматривает предложения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента о внесении изменений в утвержденные параметры бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента;

представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внесению изменений в параметры Государственного бюджета, республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов;

ведет бюджетный учет исполнения бюджетов бюджетной системы и устанавливает формы учета и отчетности по исполнению Государственного бюджета, а также финансовых отчетов бюджетных организаций и получателей бюджетных средств;

представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за соответствующий период;


4) в области разработки и реализации государственной валютной политики, мониторинга поступления и использования валютных средств на внутреннем валютном рынке республики, регулирования производства, использования драгоценных металлов и драгоценных камней:

участвует в подготовке предложений по основным направлениям государственной валютной политики, направленной на обеспечение сбалансированности платежного баланса, стабильного и своевременного обслуживания государственного внешнего долга, реализации инвестиционной программы, развития базовых отраслей экономики и стимулирование роста экспортного потенциала Республики Узбекистан на планируемый год и среднесрочную перспективу в увязке с приоритетами социально-экономического развития государства;

осуществляет совместно с Центральным банком, заинтересованными министерствами и ведомствами мониторинг поступления и использования средств в иностранной валюте;

подготавливает предложения по дополнительным источникам поступлений средств в иностранной валюте, а также по совершенствованию структуры использования средств в иностранной валюте;

осуществляет мониторинг кредитов, предоставляемых иностранным государствам, а также контроль за своевременностью производимых выплат в счет погашения обязательств перед Республикой Узбекистан;

проводит совместно с Центральным банком анализ состояния рынка драгоценных металлов, а также участвует в разработке прогнозов и балансов производства, переработки, внутреннего потребления и экспорта драгоценных металлов;

разрабатывает предложения по порядку установления цен и расчетов за закупаемые в золотовалютные резервы драгоценные металлы и драгоценные камни;

осуществляет финансирование и учет операций Республики Узбекистан, связанных с оказанием безвозмездной помощи иностранным государствам, оплатой членских взносов в международные объединения и организации, содержанием дипломатических учреждений Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в иностранных государствах;

подготавливает предложения по развитию сотрудничества в финансовой сфере и углублению интеграционных процессов в рамках региональных и субрегиональных организаций, членом которых является Республика Узбекистан;

осуществляет мониторинг за выполнением финансовых обязательств Республики Узбекистан, вытекающих из участия в двусторонних и многосторонних межправительственных и межведомственных соглашениях;


5) в области управления государственным долгом:

осуществляет совместно с Центральным банком мониторинг, учет и обслуживание государственного долга Республики Узбекистан, а также управляет им в пределах своей компетенции;

разрабатывает совместно с Центральным банком и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию портфеля государственного долга Республики Узбекистан;

проводит с участием Центрального банка государственную политику в области дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг;

выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, разрабатывает и утверждает условия выпуска и размещения государственных ценных бумаг;

участвует в пределах своей компетенции в рассмотрении заемных соглашений и соглашений о перекредитовании;

разрабатывает предложения по обеспечению сбалансированности государственного внешнего долга по источникам и направлениям использования, предельным параметрам государственных внешних заимствований, оптимизации портфеля государственного внешнего долга и расходов по его обслуживанию;

участвует в ведении переговоров с международными финансовыми институтами и иностранными правительственными финансовыми организациями по вопросам внешних заимствований, подготовке и экспертизе документов по государственным внешним заимствованиям;

оформляет государственные гарантии Республики Узбекистан в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

осуществляет регистрацию договоров и государственных гарантий Республики Узбекистан по государственным заимствованиям;

осуществляет учет и контроль за освоением и обслуживанием кредитов (займов), привлеченных из иностранных источников, по которым имеются обязательства Республики Узбекистан в качестве заемщика или гаранта погашения кредитов (займов) заемщиками-резидентами;

координирует деятельность уполномоченных банков по обслуживанию кредитов, привлеченных Республикой Узбекистан или под ее гарантию, а также осуществляет оценку состояния проблемных кредитов, участвует в разработке комплекса мер, направленных на их реструктуризацию и погашение;

представляет информацию в Правительство Республики Узбекистан о состоянии государственного долга в установленном законодательством порядке;


6) в области управления гуманитарной помощью:

формирует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами единую базу данных гуманитарной помощи для финансирования приоритетных проектов и мероприятий;

разрабатывает действенный механизм координации формирования заявок и включения гуманитарной помощи в единую базу данных;

формирует и регулярно обновляет совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан базы данных донорских организаций, предоставляющих гуманитарную помощь;

координирует привлечение в республику и своевременное оформление и направление заявок на получение гуманитарной помощи, а также осуществляет учет, мониторинг и контроль за их целевым использованием;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке формы отчетности по гуманитарной помощи;

осуществляет сбор информации о гуманитарной помощи, поступающей в республику, ее анализ и обобщение, подготовку соответствующих аналитических и справочных материалов;

осуществляет подготовку аналитических материалов и проектов отчетов о поступлении и ходе освоения гуманитарной помощи, привлекаемых в Республику Узбекистан, для последующего внесения на системной основе в Правительство Республики Узбекистан;

оказывает заинтересованным министерствам и ведомствам практическую помощь при оформлении гуманитарной помощи, предоставляемой Республике Узбекистан;

7) в сфере регулирования финансовых рынков и институтов, регулирования и надзора за страховой деятельностью:

участвует в пределах своей компетенции в разработке мер по обеспечению устойчивого функционирования и государственного регулирования финансовых институтов и финансовых рынков;

в установленном порядке управляет долей государства в уставных капиталах банков, в которых доля государства составляет 50 и более процентов;

разрабатывает и участвует в реализации мер по реструктуризации активов банков с участием государства, приватизации банков и иных финансовых институтов;

разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, регулирующие страховую деятельность;

лицензирует страховую деятельность страховщиков и страховых брокеров в соответствии с законодательством;

устанавливает обязательные для исполнения нормативы платежеспособности и порядок их определения, методику вычисления предельного допустимого размера обязательств страховщиков по отдельным рискам и совокупного размера обязательств, порядок и сроки представления информации по платежеспособности страховщиков;

устанавливает порядок и условия формирования и размещения средств страховых резервов страховщиков, а также порядок ведения их учета и составления отчетности по ним;

устанавливает квалификационные требования, предъявляемые к руководителю и главному бухгалтеру страховщика, страхового брокера и их обособленных подразделений;

устанавливает форму представляемой страховщиками финансовой отчетности и публикуемой ими годовой финансовой отчетности, а также порядок и сроки ее представления и публикации;

устанавливает порядок и условия осуществления страховщиками инвестиционной деятельности, оказания актуарных услуг, а также финансирования ими мероприятий по предотвращению и предупреждению наступления страховых случаев;

разрабатывает и утверждает программы обучения и порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата актуария, проводит квалификационный экзамен на право получения указанного сертификата, выдает, прекращает действие и аннулирует квалификационный сертификат актуария в соответствии с законодательством;

согласовывает размещение страховых резервов страховщиков в государственные ценные бумаги иностранных государств, комплекс мер по оздоровлению финансового положения страховщика, перечень предупредительных мероприятий, финансируемых из резерва предупредительных мероприятий страховщика, выдает разрешение на реорганизацию страховщика;

ведет реестр лицензий на право осуществления страховой деятельности страховщиков и страховых брокеров и выданных разрешений на реорганизацию страховщика, выданных согласований размещения страховых резервов, выданных согласованных комплексов мер по оздоровлению финансового положения страховщика, выданных согласованных перечней предупредительных мероприятий, финансируемых из резерва предупредительных мероприятий страховщика, актуариев, имеющих квалификационный сертификат;

производит в соответствии с законодательством проверку деятельности профессиональных участников страхового рынка и вносит им обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений;

контролирует соблюдение профессиональными участниками страхового рынка законодательства о страховой деятельности, обеспечение установленных нормативов платежеспособности и иных требований их финансовой устойчивости;

в установленном порядке налагает штраф в размере до 0,1 процента от минимального размера уставного фонда страховщика за нарушение страховщиком законодательства о страховой деятельности, в том числе установленных экономических нормативов;

приостанавливает в порядке, установленном законодательством, действие лицензий страховщиков и страховых брокеров полностью либо в отношении отдельных видов (классов) страхования, а также обращается в суд о прекращении их действия;

применяет в отношении страховщиков и страховых посредников меры и санкции в соответствии с законодательством, в случае выявления нарушения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

публикует в течение шести месяцев по окончании каждого финансового года годовые отчеты о деятельности по регулированию и надзору за страховой деятельностью, а также статистические данные о деятельности страхового рынка в течение финансового года;

принимает участие в реализации мер по дальнейшему развитию лизинговых услуг в Республике Узбекистан и осуществляет координацию лизинговой деятельности;


8) в области ценообразования и финансовой сбалансированности отраслей экономики:

осуществляет, в пределах своей компетенции, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и субъектов естественных монополий, включенных в соответствующие реестры, на основе их финансовой сбалансированности и устойчивого развития;

согласовывает в установленном порядке цены на материальные ценности, закладываемые и выпускаемые из государственного и мобилизационного резервов, а также цены на социально значимые товары (мука, хлеб, масло хлопковое);

разрабатывает предложения по регулированию цен на продукцию, перечень которой определяется решениями Кабинет Министров Республики Узбекистан;

на основе изучения конъюнктуры мирового рынка и анализа себестоимости сельскохозяйственной продукции, закупаемой для государственных нужд, устанавливает закупочные цены, а также вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию механизма финансирования производства сельскохозяйственной продукции по государственному заказу;

участвует в разработке и осуществлении комплексных мероприятий по поддержке отечественного предпринимательства, финансовому оздоровлению предприятий, проведению процедур банкротства и санации неплатежеспособных организаций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

аккумулирует целевые финансовые ресурсы для финансирования работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту образовательных и медицинских учреждений, а также их оснащению учебной мебелью, учебно-лабораторным и производственным оборудованием, компьютерной техникой, спортивным инвентарем и новейшим лабораторным, диагностическим и лечебным оборудованием;

аккумулирует целевые финансовые ресурсы для финансирования расходов по улучшению теплоснабжения, системы дренажа, ремонту внутридомовых инженерных коммуникаций и мест общего пользования в многоквартирных домах, благоустройству и совершенствованию сетей наружного освещения населенных пунктов региона Приаралья, предоставлению опреснительных установок для проживающего в отдаленных и труднодоступных сельских районах населения региона Приаралья, выделению субсидий на покрытие процентных расходов для инициаторов проектов, включенных в адресные программы развития региона Приаралья и других мероприятий в соответствии с законодательством;

аккумулирует целевые финансовые ресурсы для финансирования работ по строительству и реконструкции объектов системы питьевого водоснабжения, а также для оснащения организаций водоснабжения специальной техникой, машинами и механизмами, лабораторным оборудованием в рамках реализации целевых программ;

аккумулирует целевые финансовые ресурсы для финансирования приобретения и доставки учебников и учебно-методических пособий для библиотечных фондов общеобразовательных учреждений;

аккумулирует на специальных счетах внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов обязательные отчисления, взносы и другие платежи для финансирования расходов на выплату пенсий, пособий и компенсаций;


9) в области совершенствования методологии бухгалтерского учета, финансовой отчетности и регулирования аудиторской деятельности:

разрабатывает и принимает в рамках своей компетенции нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность, утверждает формы финансовой отчетности;

осуществляет в установленном порядке лицензирование аудиторской деятельности, контролирует соблюдение аудиторской организацией лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении, ведет реестр аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности;

утверждает, по согласованию с республиканским общественным объединением аудиторов, программы обучения и повышения квалификации аудиторов, и порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата аудитора;

устанавливает квалификационные требования для претендентов на получение квалификационного сертификата аудитора, а также ведет реестр аудиторов, имеющих квалификационный сертификат;

проводит в установленном порядке квалификационные экзамены на право получения квалификационного сертификата аудитора и аттестацию руководителей аудиторских организаций;

выдает, переоформляет, аннулирует квалификационный сертификат аудитора, продлевает и прекращает его действие в соответствии с законодательством;


10) в области государственного финансового контроля:

осуществляет государственный финансовый контроль за:

исполнением доходов и расходов бюджетов бюджетной системы;

целевым использованием средств бюджетов бюджетной системы, соблюдением бюджетного законодательства бюджетными организациями и получателями бюджетных средств;

очередностью, соблюдением сроков и полнотой осуществления платежей за счет средств бюджетов бюджетной системы;

целевым использованием средств из централизованных источников, выделяемых для осуществления государственных инвестиционных программ;

целевым использованием средств, за сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд;

назначением и своевременностью выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям;

правильным и целевым использованием средств в иностранной валюте дипломатическими учреждениями Республики Узбекистан, находящимися за рубежом;

правильностью назначения, начисления и своевременностью выплаты пенсий и пособий;

деятельностью врачебно-трудовых экспертных комиссий;

целевым использованием бюджетных ссуд и кредитных линий;

целевым использованием кредитов (займов), привлеченных Республикой Узбекистан или под ее гарантию;

целевым использованием гуманитарной помощи и средств технического содействия;

правильностью проведения тендерных (конкурсных) торгов по государственным закупкам;

обеспечивает исполнение нижестоящими финансовыми органами и казначейскими подразделениями бюджетного законодательства;

осуществляет контроль деятельности уполномоченного органа в части соблюдения порядка учета и распределения средств от разгосударствления и приватизации государственного имущества, участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от государственного имущества (в том числе, доходов от переданного в аренду государственного имущества);

осуществляет контроль за целевым использованием средств государственных целевых фондов и внебюджетных фондов бюджетных организаций;

совместно с заинтересованными ведомствами организует в установленном порядке контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизного налога по отдельным видам продукции на определенных предприятиях, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, полнотой маркировки акцизными марками отдельных видов подакцизных товаров и соответствием количества приобретенных акцизных марок объему выпускаемой продукции;

вносит по результатам государственного финансового контроля соответствующие предложения по устранению выявленных нарушений и бюджетной дисциплины, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц;

осуществляет мониторинг соблюдения установленной предельной общей численности работников органов управления, динамики ее изменения и расходов на содержание аппарата управления независимо от их источников;


11) в сфере инвестиций:

участвует в проведении конкурсных торгов на выполнение подрядных работ по строительству объектов, финансируемых из Государственного бюджета;

участвует в изучении производственно-финансовых показателей предприятий, подлежащих реструктуризации и финансовому оздоровлению по решениям уполномоченной правительственной комиссии;

участвует в формировании государственных инвестиционных программ, согласовании адресных списков по строительству и реконструкции объектов, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы;

участвует в организации работы по финансированию проектов в рамках реализации инвестиционных программ;

участвует в мониторинге за реализацией проектов, включенных в Государственные инвестиционные программы;


12) в сфере институционального развития системы Министерства финансов:

осуществляет меры по обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы Министерства финансов;

разрабатывает, создает и постоянно совершенствует единую информационную сеть Министерства финансов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;

принимает меры по улучшению материально-технической базы финансовых органов, организаций, входящих в систему Министерства финансов;

создает и совершенствует в соответствии с действующим законодательством социальную инфраструктуру Министерства финансов, формирует единую систему стимулирования и поощрения труда работников;


13) в области международного сотрудничества:

осуществляет в установленном порядке сотрудничество с иностранными государствами, международными и иностранными организациями, международными финансовыми и экономическими институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями по вопросам управления государственными финансами, финансовой и налогово-бюджетной политики, бухгалтерского учета и аудита, а также по другим вопросам в рамках своей компетенции;

участвует в установленном порядке в подготовке проектов международных договоров, а также их реализации в рамках своей компетенции;

участвует в разработке и осуществлении мероприятий по реализации государственной политики в области сотрудничества с иностранными государствами;


14) в сфере координации и взаимодействия с деятельностью других министерств и ведомств в области управления государственными финансами и макроэкономической политики:

участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации предложений по ключевым вопросам управления государственными финансами и макроэкономической политики, в том числе обеспечению экономического роста, сдерживанию инфляционных процессов, росту конкурентоспособности экономики страны на внешних рынках, повышению занятости и уровня жизни населения;

разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы налогово-бюджетной политики в увязке с основными макроэкономическими показателями;

участвует в разработке и реализации мер налогово-бюджетной политики, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики;

участвует в разработке комплексных программ углубления экономических реформ, направленных на насыщение внутреннего рынка, модернизацию производства, увеличение экспортного потенциала, импортозамещение и локализацию, энергосбережение и снижение себестоимости продукции;

участвует в разработке программ территориального развития, направленных на сбалансированное развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры в сельской местности и сельского хозяйства;

создает методические (методологические) и другие советы по соответствующим вопросам из высококвалифицированных специалистов, работников научных учреждений, представителей других организаций для рассмотрения предложений о совершенствовании методики финансово-бюджетного планирования и финансирования отраслей экономики республики, методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, государственного финансового контроля, налогового консультирования, вопросов ценообразования;

осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, направленные на реализацию приоритетных направлений социально - экономического развития страны.


10. Министерство финансов решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через территориальные финансовые органы, казначейские подразделения, территориальные управления Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов, органы - распорядители государственных целевых фондов при Министерстве финансов и другие подведомственные организации, входящие в систему Министерства финансов.


III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ


11. Министерство финансов в пределах компетенции, предоставленной ему законодательством для осуществления возложенных на него функций, имеет следующие права:

получать на безвозмездной основе в порядке, установленном законодательством, государственную статистическую, финансовую и иную отчетность, а также другие необходимые данные по всем учетно-финансовым и другим вопросам, в объемах и сроки, предусмотренные для министерств и ведомств, подчиненных им органов и служб, местных органов управления;

ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать оплату расходов (финансирование) бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, при наличии фактов незаконного расходования ими средств бюджетов бюджетной системы, а также при непредставлении финансовой и другой отчетности, с уведомлением об этом руководителей соответствующих министерств и ведомств, бюджетных организаций и получателей бюджетных средств;

получать от министерств, ведомств, органов хозяйственного управления и организаций расчеты, отчетные данные и другие материалы, необходимые для составления проекта Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых фондов, а также других внебюджетных фондов и отчета по их исполнению;

получать в установленном порядке от бюджетных организаций и получателей бюджетных средств финансовую отчетность, а также необходимые сведения, имеющие отношение к бюджетному учету и финансовой отчетности, проводить проверки по вопросам входящим в компетенцию министерства;

вносить уточнения в утвержденные объемы доходов, передаваемые из республиканского бюджета Республики Узбекистан в бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты областей, с учетом формируемых на их территории налоговых поступлений, с урегулированием возникающих кассовых разрывов между доходами и расходами посредством взаимных расчетов;

открывать депозитные счета до востребования и иные счета, в том числе в иностранной валюте, связанные с обеспечением исполнения Государственного бюджета, а также необходимостью аккумуляции средств для финансирования отдельных расходов, проведением платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга;

создавать резервы на специальных внебюджетных счетах;

размещать временно свободные средства республиканского бюджета Республики Узбекистан на депозиты в коммерческих банках в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, списывать в безакцептном порядке денежные средства с соответствующих счетов;

выдавать бюджетные ссуды из республиканского бюджета Республики Узбекистан на покрытие временных кассовых разрывов бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам областей и г. Ташкента, а также государственным целевым фондам, с их погашением в пределах финансового года;

выдавать, в установленном порядке, юридическим лицам бюджетные ссуды и депонировать свободные средства в учреждениях банков за счет остатков средств республиканского бюджета Республики Узбекистан на начало года, подлежащих направлению для финансирования дефицита Государственного бюджета, и других средств, не предусмотренных в утвержденных параметрах доходов республиканского бюджета Республики Узбекистан;

вносить в установленном законодательством порядке корректировки в параметры доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, также бюджетов государственных целевых фондов в связи с изменением факторов, влияющих на объемы начисляемых налогов и обязательных платежей;

вносить в установленном порядке изменения в роспись расходов республиканского бюджета;

запрашивать информацию, необходимую для принятия решения по установлению цен (тарифов) на монопольную продукцию (работы, услуги), продукцию (работы, услуги) естественных монополий, а также на продукцию (работы, услуги), перечень которой устанавливается решениями Правительства;

утверждать цены (тарифы) или их предельные уровни на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые субъектами естественной монополии (кроме установленных решениями Правительства);

поручать субъектам естественных монополий и субъектам, занимающим доминирующее положение на товарных рынках, а также субъектам, производящим товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются решениями Правительства, разработку проектов цен (тарифов), прейскурантов, методических указаний и нормативов затрат;

направлять в установленном законодательством порядке уведомления о включении организации и проведения, с выходом на места, изучение финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий и субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, а также субъектов, производящих товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются решениями Правительства, в целях установления обоснованности формирования представляемых цен (тарифов);

получать по установленной форме сведения о страховой деятельности от профессиональных участников страхового рынка, и иную информацию, связанную со страховой деятельностью.

получать по установленной форме сведения об аудиторской деятельности от аудиторских организаций, а также иную информацию, связанную с осуществлением аудиторской деятельности;

проводить в установленном порядке проверки соблюдения лицензионных требований и условий в страховых и аудиторских организациях;

организовывать и проводить финансовый контроль, мониторинг хода исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, соблюдения бюджетного законодательства территориальными финансовыми органами, бюджетными организациями и получателями бюджетных средств;

в порядке, установленном законодательством, опечатывать, в ходе проверок и ревизий, в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов и других злоупотреблений изымать необходимые документы;

требовать от руководителей проверяемых объектов контроля проведения инвентаризации товарно-материальных и других ценностей, денежных средств и расчетов;

взимать с заемщика-резидента суммы произведенных выплат и сопряженных с ними затрат, обусловленных предоставленными государственными гарантиями Республики Узбекистан в бесспорном порядке;

заключать в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с международно-правовыми нормами международные договоры;

принимать участие в переговорах с представителями иностранных государств, международных и иностранных организаций по вопросам привлечения и освоения безвозмездной помощи;

выдавать предписания должностным лицам министерств, ведомств и предприятий, получающих кредиты и займы международных финансовых институтов под государственную гарантию Республики Узбекистан о принятии мер по устранению недостатков, нарушений и реализации мероприятий в целях обеспечения своевременного обслуживания привлеченных заемных средств и кредитов;

определять в пределах средств, выделяемых на научные исследования, перечень важнейших научных работ в области налогово-бюджетной и ценовой политики и финансов, привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, научные учреждения Академии наук Республики Узбекистан, другие научно-исследовательские учреждения, предприятия, отдельных ученых и специалистов;

осуществлять в установленном порядке издательскую деятельность;

образовать Фонд социального развития и материального поощрения работников финансовой системы Республики Узбекистан за счет 8% от сумм, взысканных в доход бюджета и восстановленных на счета проверяемых объектов по результатам ревизий и проверок от суммы растрат, хищений, недостач, незаконных расходов, выявленных Главным управлением государственного финансового контроля Министерства финансов, 10% от суммы комиссионного сбора взимаемой АО "Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа", с участников биржевых торгов по государственным и корпоративным закупкам, 0,025% от суммы комиссионных сборов АО "Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа", взимаемых с биржевых сделок по реализации высоколиквидных видов товаров, пеням и штрафам за несвоевременное перечисление в бюджет дивидендов от государственной доли.

Министерство финансов может иметь и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


12. Министерство финансов в пределах своих полномочий вправе утверждать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, организаций, бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, должностных лиц и граждан.

Министерство финансов вправе, в необходимых случаях, издавать совместно с другими министерствами и ведомствами совместные межведомственные постановления.


13. Министерство финансов несет ответственность за обеспечение реализации государственной налоговой, бюджетной и ценовой политики, а также эффективное выполнение возложенных на него задач.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ


14. Министерство финансов возглавляет министр финансов, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.

Министр финансов имеет 5 заместителей, в том числе одного первого.

Министр финансов:

руководит деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство финансов задач и функций;

определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства финансов, степень ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Министерства финансов и работу подведомственных организаций;

подписывает по решению Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан от имени Республики Узбекистан кредитные соглашения и государственные гарантии Республики Узбекистан по государственным внешним заимствованиям;

издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками системы Министерства финансов;

вносит изменения в структуру учреждений и организаций, входящих в систему Министерства финансов, утверждает смету расходов и штатное расписание центрального аппарата Министерства финансов, устанавливает численность территориальных финансовых органов, казначейских подразделений, территориальных управлений Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов и подведомственных организаций в пределах установленной численности управленческого персонала;

утверждает в установленном порядке положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства финансов, положения и уставы подведомственных организаций Министерства финансов;

в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников, входящих в перечень должностей организаций системы Министерства финансов Республики Узбекистан;

представляет Министерство финансов в государственных органах, иных юридических лицах Республики Узбекистан, а также в отношениях с финансовыми институтами других государств;

решает в соответствии с законодательством вопросы о поощрении и дисциплинарной ответственности работников системы Министерства финансов, а также представляет в установленном порядке особо отличившихся работников органов системы Министерства финансов к присвоению почетных званий и к государственным наградам Республики Узбекистан.

Министр финансов осуществляет и другие полномочия в соответствии с законодательством.


15. В Министерстве образуется коллегия в составе министра финансов (председатель), заместителей министра (по должности), а также руководителей структурных подразделений Министерства в соответствии с основными направлениями его деятельности.

Численность и персональный состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра финансов.

Коллегия Министерства финансов рассматривает основные вопросы деятельности Министерства финансов, заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений Министерства финансов и территориальных финансовых органов, казначейских подразделений, территориальных управлений Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов и иных подведомственных организаций, входящих в систему Министерства финансов, обсуждает вопросы проверки исполнения принятых решений, проекты важнейших приказов и других актов Министерства, а также итоги проверок.

На заседания коллегии могут быть приглашены руководители министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства финансов.

Решения коллегии реализуются приказами министра финансов. В случае разногласий между министром финансов и членами коллегии, министр финансов самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.


16. Территориальные финансовые органы осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Министр финансов Республики Каракалпакстан и заместители министра финансов Республики Каракалпакстан назначаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и Советом Министров Республики Каракалпакстан по согласованию с Министерством финансов.

Начальники главных финансовых управлений хокимиятов областей и г. Ташкента, заведующие финансовыми отделами хокимиятов районов и городов назначаются соответствующим областным, районным, городским Кенгашем народных депутатов по представлению хокима области, района, города согласованному с Министерством финансов.

Заместители начальников главных финансовых управлений хокимиятов областей и г. Ташкента назначаются министром финансов по представлению руководителей главных финансовых управлений.

Заместители заведующих финансовыми отделами хокимиятов районов и городов назначаются соответственно Министерством финансов Республики Каракалпакстан, главными финансовыми управлениями хокимиятов областей и г. Ташкента по представлению финансовых отделов хокимиятов районов, городов и по согласованию с Министерством финансов.


17. Заработная плата работников системы Министерства финансов состоит из должностного оклада, премий, доплат и надбавок, предусмотренных действующим законодательством.

На работников территориальных финансовых органов системы Министерства финансов Республики Узбекистан распространяются условия оплаты труда, установленные пунктом 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 9 января 2017 года N ПП-2722 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности и усилению материального стимулирования работников территориальных органов государственного управления".

Работникам центрального аппарата Министерства финансов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан выплачиваются ежемесячные надбавки за выслугу лет в следующих размерах (в коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования): от 2 до 5 лет - 0,1; от 5 до 10 лет - 0,2; от 10 до 15 лет - 0,3; от 15 до 20 лет - 0,4; от 20 до 25 лет - 0,5; свыше 25 лет - 0,6. Стаж работы, дающий право на получение вознаграждения за выслугу лет, исчисляется в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством финансов Республики Узбекистан".

18. Положение о порядке формирования и использования средств Фонда социального развития и материального поощрения работников финансовой системы Республики Узбекистан утверждается министром финансов.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

3 апреля 2017 г., N 13, ст. 201