язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Управление и контроль в сфере трудовых отношений/ Указ Президента Республики Узбекистан от 24.05.2017 г. N УП-5052 "О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.05.2017 г.

N УП-5052



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ЗАНЯТОСТИ И КОРЕННОМУ ПОВЫШЕНИЮ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ПО ТРУДУ*



Отметить, что в результате последовательной реализации целенаправленных мер по реформированию и диверсификации экономики страны, модернизации и технологическому перевооружению ведущих отраслей за счет проведения активной инвестиционной политики, стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства ежегодно создаются тысячи новых рабочих мест, что является важным условием решения актуальной проблемы - обеспечения занятости трудоспособного населения, прежде всего молодежи.

Вместе с тем в решении проблем занятости населения все еще используются устаревшие, малоэффективные формы и методы работы, не изжита практика искажения реальной ситуации на рынке труда, продолжают иметь место факты поверхностного подхода к такому важнейшему социальному вопросу, как трудоустройство выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений. Слабо используются механизмы эффективного взаимодействия и повышения ответственности органов исполнительной власти на местах, органов государственного и хозяйственного управления, образовательных учреждений, органов самоуправления граждан и широкой общественности в вопросах обеспечения занятости населения.

Несоответствие количества создаваемых стационарных новых рабочих мест реальным потребностям рынка труда приводит к нарушению его сбалансированности, высокому уровню безработицы в отдельных регионах республики, росту нелегальной трудовой миграции и неформальной занятости.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2017 года N ПП-2690 усилена персональная ответственность руководителей органов исполнительной власти на местах и территориальных органов экономического комплекса за обеспечение роста занятости населения, повышение результативности и эффективности проводимой работы по его трудоустройству, с введением соответствующих систем материального стимулирования и применением жестких мер дисциплинарного взыскания.

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере занятости, повышения эффективности мер по трудоустройству незанятого трудоспособного населения, особенно молодежи, усиления защиты трудовых прав и охраны труда, кардинального усиления ответственности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах за скоординированность и результативность проводимой работы по обеспечению занятости населения:


1. Преобразовать Министерство труда Республики Узбекистан в Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.


2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и его территориальных подразделений:

осуществление на основе тщательного анализа фактического состояния рынка труда в разрезе регионов страны комплекса целевых мер, направленных на обеспечение занятости населения путем разработки и координации реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, установления государственного заказа на создание новых рабочих мест и квот на трудоустройство социально уязвимых слоев населения;

обеспечение трудоустройства обратившихся в органы по труду безработных, привлечение населения к участию в общественных работах, в первую очередь в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, осуществления строительства, ремонта и реконструкции объектов дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, благоустройства городов и районов, сезонных сельскохозяйственных работ;

кардинальное совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, нуждающихся в трудоустройстве, особенно незанятой молодежи, лиц с ограниченными возможностями и безработных в соответствии с реальными потребностями экономики и рынка труда;

реализацию совместно с другими министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления мер по обеспечению трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений в соответствии с полученной ими специальностью;

разработку и реализацию соответствующих рыночным условиям нормативно-правовых актов в сфере регулирования рынка труда, занятости, трудовых отношений, охраны труда, профессиональных и трудовых стандартов, обеспечения соблюдения гендерного равенства, профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения, социальной защиты безработных и осуществление контроля за их исполнением;

активное внедрение передовых информационных технологий в процессы трудоустройства, включая создание и постоянное развитие Национальной базы вакансий;

создание современной инфраструктуры и конкурентной среды на рынке услуг по содействию занятости, формирование эффективных механизмов взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, образовательных учреждений, негосударственных организаций, органов самоуправления граждан и общественности по вопросам обеспечения занятости населения;

обеспечение контроля и надзора за соблюдением требований законодательства в области охраны труда и занятости, осуществление экспертизы условий труда, реализацию конкретных мер по дальнейшему совершенствованию трудовых отношений, механизмов материального стимулирования труда;

проведение широкой информационно-разъяснительной работы среди населения и работодателей по вопросам трудовых прав и охраны труда;

осуществление мониторинга за своевременной выплатой пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям и разработку индивидуальных программ по выводу семей из малообеспеченности путем оказания им содействия в обеспечении занятости и активизации частной предпринимательской деятельности трудоспособных членов семей.


3. Возложить на министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, а также его заместителей персональную ответственность за реализацию следующих задач и приоритетов:

обеспечение системной координации разработки и реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, развития эффективных форм занятости, формирования государственного заказа на создание рабочих мест с учетом потребностей рынка труда и отдельных социально-демографических групп населения;

содействие трудоустройству безработных, молодежи, прежде всего выпускников профессиональных колледжей, а также других социально уязвимых категорий населения путем организации и проведения специализированных ярмарок рабочих мест, повышения качества и доступности услуг, оказываемых органами по труду населению и работодателям;

стимулирование и содействие в реализации предпринимательских инициатив представителей молодежи, впервые входящих на рынок труда, желающих организовать собственный бизнес, создание в интересах незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве, эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки, с адекватным увеличением выделяемых на эти цели средств из Государственного фонда содействия занятости населения;

усиление адресности социальной защиты малообеспеченных семей, контроля за соблюдением установленного порядка назначения и выплаты пособий и материальной помощи, с принятием совместно с органами самоуправления граждан практических мер по вовлечению их в семейное предпринимательство и ремесленничество, а также поощрению развития различных форм самозанятости населения.


4. Установить, что:

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан возглавляет министр, утверждаемый Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождаемый им от должности;

заместители министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан;

министр занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан назначается и освобождается от должности Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

начальники главных управлений занятости областей и города Ташкента назначаются и освобождаются от должности министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан по согласованию с хокимами областей и города Ташкента;

директора районных и городских центров содействия занятости населения назначаются и освобождаются от должности министром занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан, начальниками главных управлений занятости областей и города Ташкента по согласованию с хокимами районов и городов и министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.


5. Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству внутренних дел, Министерству иностранных дел, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию системы организации внешней трудовой миграции населения и деятельности Агентства по внешней трудовой миграции.


6. Одобрить предложения Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана о:

снижении с 1 января 2018 года на 50 процентов установленной ставки единого социального платежа по доходам от оплаты труда впервые трудоустроенных выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений при условии, что со дня окончания ими образовательных учреждений прошло не более трех лет, в течение первого года после их трудоустройства, и на 25 процентов - в течение второго и третьего годов их работы, за исключением трудоустроенных лиц в бюджетных организациях, субъектах естественных монополий и организациях с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов;

внедрении системы "Электронная трудовая книжка" по учету места работы и периодов уплаты взносов работниками по государственному социальному страхованию, предусмотрев прекращение с 1 января 2019 года выдачу впервые трудоустраиваемым работникам трудовых книжек в бумажном виде и поэтапную замену записей в трудовых книжках всех работников учетными записями о месте работы и периодах уплаты взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан на основе индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) и номера индивидуального накопительного пенсионного счета (ИНПС) граждан;

постановке с 1 января 2018 года на учет в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков всех учащихся профессиональных колледжей, академических лицеев, с присвоением им индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) и выдачей электронной цифровой подписи (ЭЦП) без взимания платы;

предоставлении с 1 июня 2018 года права негосударственным организациям в установленном порядке оказывать на платной основе услуги в сфере трудоустройства граждан на территории Республики Узбекистан, а в случае осуществления деятельности по трудоустройству их за рубежом - на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке;

предоставлении разрешения микрофирмам, малым предприятиям и фермерским хозяйствам заключать с согласия работников трудовые договоры на определенный срок (срочные трудовые договоры), в том числе на временные разовые работы, кроме трудовых договоров, заключаемых с выпускниками высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, поступающих на работу впервые в течение трех лет со дня окончания соответствующего образовательного учреждения;

финансировании начиная с 1 января 2018 года за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан расходов на содержание районных (городских) центров содействия занятости населения, с направлением высвободившихся средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан на реализацию мер по организации профессиональной подготовки, переподготовки и социальной защите безработных, укреплению материально-технической базы органов по труду;

внедрении в Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан прогрессивных форм организации работы, предусматривающих полномасштабный реинжиниринг всех оказываемых государственных услуг, прием на работу на основе конкурса, оказание государственных услуг по принципу "одно окно", расширение точек доступа к услугам органов по труду, оценку качества и эффективности труда работников с применением современных стимулирующих методов оплаты труда на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ).


7. Образовать Фонд общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан со статусом юридического лица, определив его основной задачей финансирование участия временно незанятого населения в работах в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, осуществления строительства, ремонта и реконструкции объектов дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, проведения благоустройства городов и районов, сезонных сельскохозяйственных работ.

Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Министерством экономики и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 сентября 2017 года разработать и внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по организации деятельности Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, с утверждением его структуры и определением источников формирования средств Фонда, а также порядка их использования.


8. Министерству финансов, Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством экономики Республики Узбекистан в двухмесячный срок на основе критического анализа эффективности деятельности АКБ "Микрокредитбанк" и в целом банковской системы в части вопросов предоставления финансовых ресурсов для развития малого предпринимательства, надомного труда, индивидуального и семейного предпринимательства, организации занятости на основе личных подсобных хозяйств, обеспечения доступности микрофинансовых услуг широким слоям населения, в первую очередь в сельской местности, разработать и внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающий:

утверждение Программы мер по расширению точек доступа, спектра и объемов микрофинансовых услуг для начинающих предпринимателей на 2017-2020 годы, включающей в себя мероприятия и механизмы, обеспечивающие усиление целевой направленности выделяемых коммерческими банками микрокредитов на создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, первоочередное вовлечение членов малообеспеченных семей, особенно в городах, в активную экономическую деятельность, прежде всего в сферу индивидуального и семейного предпринимательства, надомного труда, а в сельской местности - также на основе личных подсобных хозяйств;

предложения по дополнительной капитализации АКБ "Микрокредитбанк", совершенствованию его структуры, системы управления и оптимизации размещения филиалов с разработкой критериев и показателей оценки эффективности деятельности банка, обеспечивающей кардинальное повышение его роли в вопросах занятости населения.


9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок в установленном порядке внести проект постановления Президента Республики Узбекистан по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан с утверждением его структуры.


10. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


11. Признать утратившими силу пункты 3 и 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года N УП-4782 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной поддержки и медико-социальной помощи уязвимым слоям населения".


12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.




Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



"Народное слово", 25 мая 2017 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

29 мая 2017 г., N 21, ст. 379