Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Налоги. Обязательные платежи/ Общие положения налогообложения/ Регулирование деятельности налоговых органов/ Указ Президента Республики Узбекистан от 18.07.2017 г. N УП-5116 "О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
18.07.2017 г.
N УП-5116
О МЕРАХ
ПО КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ,
ПОВЫШЕНИЮ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ
И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ*
В стране сформирована налоговая система, обеспечивающая последовательное снижение налогового бремени и формирование благоприятного климата для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.
Вместе с тем имеются определенные проблемы в сфере налогового администрирования, в том числе сбора налогов и других обязательных платежей, расширения налогооблагаемой базы и повышения правовой культуры налогоплательщиков, что негативно сказывается на обеспечении устойчивых источников финансирования программ социально-экономического развития страны, в числе которых:
во-первых, состояние внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность налоговых органов не обеспечивает прозрачность налогового администрирования, эффективность контроля и взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами в вопросах налогообложения, а также доступ к государственным услугам.
Не организована активная работа по повышению заинтересованности налогоплательщиков, прежде всего субъектов предпринимательства, в использовании "персонального кабинета налогоплательщика", призванного обеспечить бесконтактное обслуживание налогоплательщиков;
во-вторых, организационно-штатная структура налоговых органов не позволяет мобилизовать имеющиеся ресурсы для обеспечения полного охвата объектов налогообложения и расширения налогооблагаемой базы, а также своевременного сбора налогов и других обязательных платежей;
в-третьих, требует совершенствования деятельность по анализу состояния и тенденций развития налоговых правоотношений, выработке среднесрочных и перспективных направлений налоговой политики, исследованию актуальных проблем налогообложения, а также осуществлению достоверного прогнозирования налоговых поступлений в бюджет;
в-четвертых, несовершенство механизмов организации налогового контроля, в том числе определения объектов налоговых проверок без необходимого анализа, снижают эффективность выявления и ранней профилактики налоговых правонарушений;
в-пятых, не используются на должном уровне возможности института досудебного урегулирования налоговых споров - налоговой апелляции, что приводит к увеличению числа обращений налогоплательщиков в судебные органы;
в-шестых, сложная система налогообложения и недостаточная унификация налогов со схожей налогооблагаемой базой, нестабильность налогового законодательства не способствуют полному выполнению налогоплательщиками своих налоговых обязательств;
в-седьмых, отсутствие механизмов внешнего контроля за деятельностью налоговых органов по обеспечению полноты поступлений в Государственный бюджет не способствует расширению налогооблагаемой базы, повышению собираемости налогов и учету налогоплательщиков;
в-восьмых, требует совершенствования работа, особенно на местах, по повышению правовой культуры налогоплательщиков, направленная на обеспечение добровольного исполнения ими своего конституционного долга по уплате налогов;
в-девятых, отсутствие должной эффективности налогового контроля за деятельностью рынков и торговых комплексов не обеспечивает полную мобилизацию имеющихся резервов для пополнения местных бюджетов, а также гарантированную возвратность наличных денежных средств;
в-десятых, требуют совершенствования механизмы материального стимулирования работников органов государственной налоговой службы с целью улучшения показателей собираемости налогов и других обязательных платежей, профилактики коррупционных проявлений, а также привлечения добросовестных и высококвалифицированных кадров на службу в налоговые органы.
Во исполнение задач Стратегии действий по приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, предусматривающих последовательное упрощение системы налогообложения, снижение налогового бремени посредством расширения налогооблагаемой базы, а также в целях внедрения современных методов налогового администрирования, повышения собираемости налогов и других обязательных платежей:
1. Считать важнейшими направлениями реформирования системы органов государственной налоговой службы Республики Узбекистан:
первое - широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования, полный переход на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков, прежде всего субъектов предпринимательства;
второе - обеспечение своевременного и достоверного учета объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, усиление ответственности должностных лиц уполномоченных органов и организаций за своевременное предоставление достоверной информации, связанной с вопросами налогообложения;
третье - оказание всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, выработку действенных механизмов профилактики налоговых правонарушений и повышения правовой культуры налогоплательщиков, внедрение современных методов осуществления налогового контроля;
четвертое - реализацию эффективных мер по обеспечению полного охвата объектов налогообложения и расширению налогооблагаемой базы посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов;
пятое - расширение налогооблагаемой базы путем оказания всестороннего содействия в восстановлении деятельности нефункционирующих предприятий, оздоровления финансового состояния низкорентабельных и убыточных предприятий, укрепления механизмов взаиморасчетов, недопущения роста налоговой задолженности;
шестое - дальнейшее расширение взаимодействия с финансовыми органами, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти на местах в вопросах налогообложения, в том числе посредством выявления дополнительных резервов увеличения доходов республиканского и местных бюджетов;
седьмое - осуществление системной работы по подбору и расстановке кадров, укомплектованию налоговых органов квалифицированными работниками, обладающими высокими морально-нравственными качествами, а также обеспечение профилактики правонарушений среди работников и создания для них достойных условий несения службы.
2. Установить, что с 1 января 2018 года:
вводится современная форма налогового контроля - налоговый мониторинг, предусматривающий расширенный информационный обмен между налоговыми органами и добросовестными налогоплательщиками с предоставлением им всестороннего содействия в решении текущих вопросов налогообложения;
добросовестным налогоплательщикам - хозяйствующим субъектам, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, могут предоставляться налоговые каникулы в порядке, устанавливаемом законодательством;
вводится судебный порядок взыскания суммы налогов и других обязательных платежей, выявленной по результатам камерального контроля, в случае непредставления налогоплательщиком обоснований по расхождению;
возврат либо зачет излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты обращения налогоплательщика в уполномоченные органы;
органам государственной налоговой службы предоставляются полномочия по временному приостановлению на срок до 5 банковских дней операций по счетам хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) без оформления приходных документов;
внедряется система автоматизированного контроля за поступлением наличной выручки посредством применения контрольно-кассовых машин, обеспечивающих передачу налоговым органам данных о расчетах в режиме онлайн, в городах Ташкент, Нукус и областных центрах с поэтапным вводом данной системы в остальных регионах республики;
вводится специализированная автоматизированная система по анализу рисков совершения налоговых правонарушений для эффективного отбора объектов налоговых проверок, а также осуществлению постоянного учета и контроля налоговыми органами фактического объема производства высоколиквидной продукции;
органы государственной налоговой службы осуществляют системный мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов, по результатам уточняют налогооблагаемую базу.
3. Создать в структуре Счетной палаты Республики Узбекистан Инспекцию по контролю за полнотой поступлений в Государственный бюджет Республики Узбекистан с предельной штатной численностью 41 единица за счет сокращения штатной численности органов государственной налоговой службы, возложив на нее следующие основные задачи:
выявление и обеспечение мобилизации резервов увеличения доходов бюджета на основе анализа и оценки системы налогообложения, налогового и таможенного администрирования;
системный анализ уровня собираемости налоговых и таможенных платежей в разрезе видов налогов и регионов, выявление причинно-следственных факторов, повлиявших на его снижение в отраслевом и территориальном разрезе;
оценка объективности и обоснованности прогноза показателей доходов Государственного бюджета с учетом особенностей и налогового потенциала регионов;
строгий контроль за полнотой охвата объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, формирование адресных направлений и программ контроля, в том числе на основе анализа и мониторинга данных информационных систем налоговых и других финансовых органов;
оценка достоверности баз данных государственных органов и организаций, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей;
принятие мер по повышению ответственности и всестороннему содействию финансовым и налоговым органам в качественном формировании и выполнении прогноза доходов, расширении налогооблагаемой базы, обеспечении полноты собираемости налогов и учета налогоплательщиков.
4. Утвердить Программу мероприятий по повышению эффективности деятельности органов государственной налоговой службы и налогового администрирования (далее - Программа) согласно приложению N 1.
Установить, что указанные в Программе руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию предусмотренных в ней мероприятий.
9. Образовать Рабочую комиссию по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования в составе согласно приложению N 2.
Рабочей комиссии (Ж. Кучкаров) в сроки, установленные Программой, внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:
кардинальное совершенствование порядка и методологии организации налогового администрирования и контроля;
дальнейшее снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов и физических лиц;
определение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории "крупных налогоплательщиков";
объединение налогов и других обязательных платежей, имеющих одинаковые объекты налогообложения;
внедрение дополнительного критерия (предельный размер оборота) для применения упрощенного порядка налогообложения, при превышении которого предприятию устанавливаются дополнительные налоговые обязательства с сохранением статуса субъекта малого предпринимательства;
оптимизацию ставок фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в труднодоступных и горных районах, а также реализующих сельскохозяйственную продукцию на дехканских рынках;
дифференцированные ставки сбора за право розничной торговли алкогольной продукцией и изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней по регионам;
внедрение мер поощрения добросовестных налогоплательщиков, в том числе легализующих рабочие места и фонд оплаты труда;
внедрение механизмов осуществления налогового контроля в сфере торговли и оказания услуг в сети Интернет;
совершенствование механизмов материального стимулирования работников органов государственной налоговой службы;
дальнейшее совершенствование деятельности Налоговой академии Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
10. Государственному налоговому комитету совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2018 года:
обеспечить налогоплательщикам электронный доступ ко всем государственным услугам органов государственной налоговой службы, в том числе через Единый портал интерактивных государственных услуг;
критически пересмотреть содержание информации, предоставляемой в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов, в целях расширения налогооблагаемой базы и совершенствования налогового контроля;
обеспечить интеграцию в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов всех заинтересованных министерств и ведомств, в том числе органов Госкомземгеодезкадастра, статистики, юстиции, прокуратуры, судов, предприятий АО "Узбекэнерго" и АК "Узтрансгаз";
реализовать комплекс мероприятий по полному обеспечению субъектов предпринимательства электронной цифровой подписью.
11. Счетной палате совместно с Государственным налоговым комитетом и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в трехмесячный срок провести аудит достоверности баз данных государственных органов, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей.
12. Распространить с 1 января 2018 года на работников органов государственной налоговой службы действие постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 октября 2012 года N 312.
13. Освободить до 1 января 2021 года от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) оборудование, программные и материально-технические средства, не производимые в Республике Узбекистан и ввозимые для реализации Программы, по перечням, утверждаемым в установленном порядке.
14. Государственному налоговому комитету, Счетной палате Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести:
в двухнедельный срок проекты решений Президента Республики Узбекистан, предусматривающие организационные меры по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы и Счетной палаты Республики Узбекистан;
в месячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и государственных советников Президента Республики Узбекистан Голышева В.А. и Муродова О.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 18.07.2017 г. N УП-5116
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
по повышению эффективности деятельности
органов государственной налоговой службы
и налогового администрирования
Примечание. Виды нормативно-правовых актов могут изменяться, а также объединяться в единый акт в зависимости от сфер и предмета регулирования соответствующих правовых отношений.
к Указу Президента РУз
от 18.07.2017 г. N УП-5116
СОСТАВ
Рабочей комиссии по дальнейшему совершенствованию
налогового законодательства и налогового
администрирования
1. |
Кучкаров Ж.А. |
- |
заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, руководитель Рабочей комиссии
|
2. |
Голышев В.А. |
- |
Государственный советник Президента Республики Узбекистан
|
3. |
Муродов О.Б. |
- |
Государственный советник Президента Республики Узбекистан
|
4. |
Ходжаев Б.А. |
- |
министр финансов Республики Узбекистан
|
5. |
Саидова Г.К. |
- |
министр экономики Республики Узбекистан
|
6. |
Икрамов М.М. |
- |
министр юстиции Республики Узбекистан
|
7. |
Абдухакимов А.А. |
- |
министр занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан
|
8. |
Мавлонов Б.М. |
- |
заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан
|
9. |
Акмалов К.В. |
- |
заместитель председателя Счетной палаты Республики Узбекистан
|
10. |
Шерматов Ш.Х. |
- |
исполняющий обязанности министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан
|
11. |
Парпиев Б.Р. |
- |
председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан
|
12. |
Тохирий М.В. |
- |
председатель Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан
|
13. |
Ахмедходжаев А.И. |
- |
председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям
|
14. |
Гулямов Р.А. |
- |
председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции
|
15. |
Дусанов З.А. |
- |
начальник Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан
|
16. |
Икрамов А.И. |
- |
председатель Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан
|
17. |
Гадоев Э.Ф. |
- |
заместитель председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан - ректор Налоговой академии. |
Примечание. При переходе членов Рабочей комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности.
"Народное слово", 19 июля 2017 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
24 июля 2017 г., N 29, ст. 684
"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
2017 г., N 7, ст. 344