язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Управление в сфере образования. Лицензирование и аттестация учреждений образования/ Положение о Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 18.07.2017 г. N 515)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 18.07.2017 г. N 515



ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственной инспекции по надзору

за качеством образования при Кабинете

Министров Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, функции, права и ответственность Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - Государственная Инспекция), а также порядок организации ее деятельности.


2. Государственная инспекция является специальным уполномоченным органом государственного управления, реализующим государственную политику в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки и повышения квалификации кадров в системе образования, проводящим аттестацию и государственную аккредитацию государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций  независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (далее - образовательные организации).

3. Государственная инспекция в своей деятельности подчиняется и подотчетна Кабинету Министров Республики Узбекистан.


4. Государственная инспекция является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, наименованием на государственном языке, самостоятельный баланс, а также банковские счета и казначейские лицевые счета в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан.


5. Государственная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и другими законодательными актами.


6. В структуру Государственной инспекции входят региональные отделы в Республике Каракалпакстан и областях (далее - региональные отделы), без образования юридического лица.

Региональные отделы осуществляет свою деятельность согласно Положению, утверждаемому Государственной инспекцией.


7. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, негосударственными некоммерческими и другими организациями.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ


8. Основными задачами Государственной инспекции являются:

реализация государственной политики в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки и повышения квалификации кадров в системе образования;

проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности;

анализ соответствия знаний учащихся, студентов и слушателей государственным образовательным стандартам и государственным образовательным требованиям Республики Узбекистан, определение рейтинга образовательных организаций;

выдача лицензий негосударственным образовательным организациям;

осуществление признания документов об образовании, выданных в зарубежных странах;

проведение экспертизы документов, представленных зарубежными образовательными учреждениями для выдачи лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности на территории республики;

проставление апостиля на официальных документах, исходящих из организаций сферы образования и науки;

составление и официальное объявление рейтинга образовательных учреждений Республики Узбекистан;

обеспечение участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях оценки уровня знаний учащихся;

сотрудничество с ведущими мировыми рейтинговыми организациями и оказание всестороннего содействия отечественным высшим образовательным учреждениям по включению их в рейтинги.

9. Государственная инспекция для выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:


а) в сфере реализации государственной политики в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки и повышения квалификации кадров в системе образования:

проведение систематического анализа соответствия знаний учащихся, студентов и слушателей государственным образовательным стандартам и государственным образовательным требованиям Республики Узбекистан;

разработка проектов нормативно-правовых документов по присвоению педагогическим кадрам должностей и квалификационных категорий;

составление и утверждение таблиц организации процесса присвоения квалификационных категорий педагогическим кадрам;

организация координации и контроля за деятельностью органов управления системы образования и местных хокимиятов по организации присвоения должностей и квалификационных категорий педагогическим кадрам;

формирование базы данных по периодичности присвоения должностей и квалификационных категорий педагогическим кадрам;

организация присвоения должностей и квалификационных категорий педагогическим кадрам;

присвоение должностей и выдача сертификатов, установленного образца по квалификационным категориям;

систематическое объявление на официальном веб-сайте Государственной инспекции данных о результатах тестовых испытаний педагогических кадров и выдача сертификатов по присвоению должностей и квалификационных категорий;

в сфере контроля качества подготовки кадров - разработка предложений по совершенствованию квалификационных требований специалистов на основании предложений работодателей о качестве подготовки кадров в образовательных организациях;

проведение в установленном порядке экспертизы государственных образовательных стандартов, квалификационных требований и государственных образовательных требований, а также разработанных на их основе учебных планов по всем видам образования;

подготовка экспертных заключений о реализации образовательных программ, материально-технической базы, учебно-лабораторного оборудования и других технических средств, представленных для выдачи лицензий (разрешений) зарубежным образовательным организациям для ведения образовательной деятельности в регионах республики;

организация и реализация мониторинга качества учебно-воспитательного процесса и подготовки кадров;

обеспечение контроля и анализа результатов проведения предметных олимпиад, соревнований и смотр-конкурсов, организованных в системе непрерывного образования, на предмет объективности и справедливости;

налаживание международного сотрудничества в сферы оценки качества образования;


б) в сфере проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности:

разработка совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, а также Министерством народного образования критериев контроля качества и оценки деятельности образовательных организаций;

реализация комплекса мероприятий по разработке, обеспечению конфиденциальности контрольных материалов, используемых для контроля качества образования и процесса аттестации;

совершенствование и разработка механизма отбора экспертов по итогам выбора, обучения и результатов обучения, привлекаемых к аттестации образовательных организаций;

разработка и утверждение графика проведения аттестации образовательных организаций;

обеспечение координации и контроля процесса проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций;

установление контроля за мониторингом качества образования и своевременным контролем недостатков, выявленных в процессе аттестации;

проведение государственной аккредитации образовательных организаций по результатам аттестации;

ведение реестра аккредитованных образовательных организаций;

подготовка экспертных заключений, отчетов, аналитических материалов по вопросам проведения и итогам аттестации образовательных организаций;

подготовка соответствующих заключений по организации (реорганизации, ликвидации) образовательных организаций независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, а также по пересмотру их статуса, внесение представлений министерствам и ведомствам, имеющим в своем подчинении образовательные организации;

в) в сфере анализа соответствия знаний учащихся, студентов и слушателей государственным образовательным стандартам и государственным образовательным требованиям Республики Узбекистан, определения рейтинга образовательных организаций:

разработка контрольных материалов, применяемых для определения знаний учащихся, студентов и слушателей;

проведение контрольных работ, анализ их результатов, определение факторов, повлиявших на качество образования, а также воздействующих на качество образования, путем проведения в образовательных организациях мониторинга уровня и качества подготовки выпускников на основе выбора по общеобразовательным и специальным предметам;

организация интеллектуальных смотр-конкурсов, соревнований по изучению уровня выполнения требований государственных стандартов, государственных образовательных требований и квалификационных требований, направленных на улучшение качества образования учащихся, студентов и слушателей;

организация разработки нормативных документов и методических рекомендаций по контролю и проведению мониторинга качества образования и подготовки кадров;

ведение мониторинга качества образования и подготовки кадров на основе современных информационно-коммуникационных технологий;

проведение социальных опросов в целях изучения качества обучения в образовательных организациях и подготовки кадров;

подготовка аналитических данных по результатам оценки качества образования;

определение рейтинга образовательных организаций на основании общего состояния качества образования и подготовки кадров по итогам оценки качества образования;

г) в сфере выдачи лицензий негосударственным образовательным организациям в качестве рабочего органа Комиссии по лицензированию деятельности негосударственных образовательных организаций Кабинета Министров:

организация приема и рассмотрения заявлений претендентов по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений;

подготовка экспертных заключений по результатам рассмотрения заявлений претендентов по лицензированию деятельности образовательных учреждений;

выдача сведений о результатах рассмотрения заявлений претендентов по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений;

оформление и выдача лицензий негосударственным образовательным организациям на основании положительного экспертного заключения;

д) в сфере организации осуществления признания документов об образовании, выданных в зарубежных странах:

формирование и организация работы экспертных комиссий (далее - Экспертные комиссии) по признанию и нострификации (установления эквивалентности) документов об образовании, выданных в зарубежных странах, состоящих из числа представителей Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования, Министерства юстиции Республики Узбекистан, а также других заинтересованных министерств и ведомств для проведения экспертизы документов об образовании по соответствующим направлениям (специальностям);

прием от претендентов необходимых документов об образовании по признанию  документов об образовании, выданных в зарубежных странах;

выявление наличия всех необходимых документов для процесса признания документов об образовании, организация передачи материалов Экспертным комиссиям;

организация подготовки заключений Экспертных комиссий по итогам экспертизы документов об образовании, представленных для признания документов об образовании;

уведомление претендента о заключении Экспертной комиссии;

организация оформления свидетельств претендентам при признании документов об образовании, выданных в зарубежных странах;

е) в сфере проведения экспертизы документов, представленных зарубежными образовательными учреждениями для выдачи разрешения на право ведения образовательной деятельности на территории республики;

прием документов для выдачи разрешений на право ведения образовательной деятельности зарубежными образовательными учреждениями на территории республики;

проведение экспертизы документов, представленных зарубежными образовательными учреждениями для выдачи разрешения на право ведения образовательной деятельности;

подготовка экспертных заключений по обеспечению педагогическими кадрами, материально-технической базой, учебно-лабораторным оборудованиеми другими техническими средствами для реализации образовательной программы;


ж) в сфере проставления апостиля на официальные документы, выданные организациями сферы образования:

прием и регистрация соответствующих документов по обращению о проставлении апостиля;

рассмотрение обращения о проставлении апостиля;

оповещение заявителя, выдача сведений о результатах рассмотрения его заявления о проставлении апостиля;


з) в сфере составления и официального объявления рейтинга образовательных учреждений Республики Узбекистан:

формирование базы данных по определению рейтинга образовательных учреждений, проведение контрольных работ и социологических опросов в образовательных учреждениях;

создание совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении образовательные учреждения, рабочих групп и комиссий в целях сбора достоверных данных для определения рейтинга;

расчет рейтинга образовательных учреждений на основе разработанных индикаторов оценки эффективности деятельности образовательных учреждений;

регулярное информирование широкой общественности о положительных изменениях в деятельности образовательных учреждений на основе данных рейтинга образовательных учреждений;

освещение результатов рейтинга образовательных учреждений в средствах массовой информации и размещение их на официальном веб-сайте Государственной инспекции;

подготовка и публикация аналитических материалов по результатам рейтинга образовательных учреждений;

и) в сфере обеспечения участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся:

участие в международных программах и исследованиях оценки уровня знаний учащихся Республики Узбекистан и представление их интересов;

обеспечение успешного участия общеобразовательных учреждений в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся;

принятие необходимых и радикальных мер по организации активного участия талантливых педагогических кадров общеобразовательных учреждений в исследованиях по программам международных оценок;

ведение системного мониторинга в общеобразовательных учреждениях на основе международных программ и исследований оценки уровня знаний учащихся и координация их работ по популяризации передового опыта на мировом уровне;

к) в сфере сотрудничества с ведущими мировыми рейтинговыми организациями и оказания всестороннего содействия отечественным высшим образовательным учреждениям по включению их в рейтинги:

оказание содействия в заключении договоров сотрудничества с международными организациями по обеспечению участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся;

разработка предложений по повышению качества подготовки кадров путем применения международных стандартов и передового зарубежного опыта в национальных высших образовательных учреждениях;

организация семинаров, конференций и других мероприятий совместно с ведущими мировыми рейтинговыми организациями;

разработка предложений по популяризации опыта высших образовательных учреждений, занимающих высокие места в национальном рейтинге, и широкая пропаганда их опыта;

подготовка и публикация аналитических материалов о международном опыте и методологии ведущих мировых рейтинговых организаций по составлению рейтинга.

10. Региональные отделы осуществляют следующие задачи:

координация и контроль за качественной и эффективной организацией проведения аттестации образовательных организаций;

координация сотрудничества Государственной инспекции с региональными органами управления сферы образования в вопросах проведения аттестации образовательных организаций;

координация процесса внутренней оценки, проводимой отделами по контролю за качеством образования высших образовательных организаций, в вопросах проведения аттестации образовательных организаций высшего, послевузовского образования и образовательных организаций повышения квалификации и переподготовки кадров;

осуществление организационных работ по проведению мониторинга контроля качества образования и подготовки кадров в системе непрерывного образования;

непосредственное участие в формировании баз данных по определению рейтинга образовательных учреждений, в проведении контрольных работ и социологических опросов в образовательных учреждениях;

организация участия учащихся в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся общеобразовательных учреждений;

координация вопросов сотрудничества образовательных учреждений с международными организациями и зарубежными образовательными учреждениями.


ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ


11. Для выполнения возложенных задач и функций Государственная инспекция имеет право:

получать от министерств, ведомств, образовательных организаций сведения и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Государственную инспекцию задач;

приостанавливать действие приказов, распоряжений и постановлений, принятых руководителями образовательных научно-исследовательских организаций, по контролю качества учебно-воспитательного процесса в системе образования, профессорско-преподавательского состава, по переподготовке и повышению их квалификации в случаях нарушения законодательства об образовании;

проводить в образовательных организациях проверки качества образования, соответствия учебных планов и программ по всем видам образования государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и квалификационным требованиям в установленном порядке;

получать по требованию от органов управления сферы образования и образовательных организаций сведения о выполненных работах по устранению недостатков, выявленных в процессе аттестации;

оказывать научно-методические и информационно-консалтинговые услуги на платной основе;

создавать инновационные лаборатории, определять базовые образовательные учреждения, целевые научно-исследовательские, творческие группы, научные советы и комиссии с привлечением представителей министерств и ведомств, ученых образовательных организаций, педагогов - практиков, учителей - методистов и зарубежных экспертов;

в пределах своих полномочий осуществлять сотрудничество с министерствами и ведомствами, международными и зарубежными организациями;

организовывать международные конференции, конгрессы, симпозиумы, семинары и курсы по проблемам образования и качества подготовки кадров, принимать участие в их работе, а также участвовать в переговорах по вопросам межгосударственного и межправительственного сотрудничества;

проводить конференции, собрания, семинары и другие мероприятия по вопросам, касающимся полномочий Государственной инспекции, с привлечением органов управления сферы образования, органов самоуправления граждан, руководителей негосударственных некоммерческих организаций и специалистов;

разрабатывать учебные пособия, методические разработки, контрольные материалы и образовательные программы по вопросам, касающимся полномочий Государственной инспекции.

Государственная инспекция может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


12. Государственная инспекция в пределах своих полномочий вправе принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для исполнения министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами местной власти на местах, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Государственная инспекция при необходимости вправе издавать совместно с другими государственными органами совместные постановления и другие документы.


13. Государственная инспекция несет ответственность за исполнение возложенных на нее задач в порядке, установленном законодательством.



ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ


14. Государственную инспекцию возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Начальник Государственной инспекции имеет первого заместителя и заместителя, назначаемого и освобождаемого от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Начальник Государственной инспекции по статусу приравнивается к министру, первый заместитель начальника - к первому заместителю министра, а заместитель начальника - к заместителю министра.

Начальники главных управлений, начальники отделов и работники, а также начальники и работники региональных отделов Государственной инспекции назначаются на должность и освобождаются от должности начальником Государственной инспекции.


15. Начальник Государственной инспекции:

осуществляет непосредственное руководство деятельностью Государственной инспекции и несет личную ответственность за выполнение возложенных на нее задач;

издает приказы и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками Государственной инспекции;

утверждает Положения о структурных и региональных подразделениях Государственной инспекции;

принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию Государственной инспекции;

организует разработку текущих и перспективных планов работы Государственной инспекции;

поощряет работников Государственной инспекции, а также рекомендует их к награждению государственными наградами, почетными званиями, почетными грамотами;

при необходимости привлекает работников к дисциплинарной ответственности;

начальник Государственной инспекции может осуществлять и другие полномочия в соответствии с законодательством.


16. В Государственной инспекции организуется Совет, состоящий из начальника Государственный инспекции, первого заместителя и заместителя начальника, начальников главного управления, начальников отделов и высококвалифицированных работников. Количественный состав членов Совета утверждается приказом начальника Государственной инспекции.

17. Научно-методический совет рассматривает научные, методические и нормативно-правовые документы, касающиеся осуществления задач, возложенных на Государственную инспекцию в соответствии с настоящим Положением.

Решения Совета реализуются приказами начальника Государственной инспекции.



ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ


18. Деятельность Государственной инспекции финансируется из следующих источников:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

средства спонсоров - юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан;

средства, поступающие от уплаты сбора за присвоение квалификационных категорий педагогическим кадрам первой и высшей квалификационной категории, должности ведущего и главного учителя, а также педагогическим кадрам, претендующим на эти квалификационные категории и должности в общих средних, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях;

внебюджетные средства Государственной инспекции, в том числе поступающие средства от размещения временно свободных внебюджетных средств на депозиты коммерческих банков;

средства грантов, средства, поступающие от оказания услуг, и другие источники, не запрещенные законодательством.


19. Смета расходов формируется Государственной инспекцией по бюджетным средствам, прибыли, и внебюджетным средствам Государственной инспекции и утверждается Министерством финансов.


20. В соответствии с решением начальника Государственной инспекции руководителям и работникам могут устанавливаться ежемесячные надбавки в размере до 200 процентов от должностного оклада, оказываться материальная помощь, а также выплачиваться премии за инициативное и добросовестное выполнение служебных обязанностей.


ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


21. Реорганизация и ликвидация Государственной инспекции осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

24 июля 2017 г., N 29, ст. 698


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2017 г., N 7, ст. 148