Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Управление в сфере образования. Лицензирование и аттестация учреждений образования/ Положение о Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 18.07.2017 г. N 515)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 18.07.2017 г. N 515
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной инспекции по надзору
за качеством образования при Кабинете
Министров Республики Узбекистан
1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, функции, права и ответственность Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - Государственная Инспекция), а также порядок организации ее деятельности.
2. Государственная инспекция является специальным уполномоченным органом государственного управления, реализующим государственную политику в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки и повышения квалификации кадров в системе образования, проводящим аттестацию и государственную аккредитацию государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (далее - образовательные организации).
3. Государственная инспекция в своей деятельности подчиняется и подотчетна Кабинету Министров Республики Узбекистан.
4. Государственная инспекция является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, наименованием на государственном языке, самостоятельный баланс, а также банковские счета и казначейские лицевые счета в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан.
5. Государственная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и другими законодательными актами.
6. В структуру Государственной инспекции входят региональные отделы в Республике Каракалпакстан и областях (далее - региональные отделы), без образования юридического лица.
Региональные отделы осуществляет свою деятельность согласно Положению, утверждаемому Государственной инспекцией.
7. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, негосударственными некоммерческими и другими организациями.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
8. Основными задачами Государственной инспекции являются:
реализация государственной политики в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки и повышения квалификации кадров в системе образования;
проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности;
анализ соответствия знаний учащихся, студентов и слушателей государственным образовательным стандартам и государственным образовательным требованиям Республики Узбекистан, определение рейтинга образовательных организаций;
выдача лицензий негосударственным образовательным организациям;
осуществление признания документов об образовании, выданных в зарубежных странах;
проведение экспертизы документов, представленных зарубежными образовательными учреждениями для выдачи лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности на территории республики;
проставление апостиля на официальных документах, исходящих из организаций сферы образования и науки;
составление и официальное объявление рейтинга образовательных учреждений Республики Узбекистан;
обеспечение участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях оценки уровня знаний учащихся;
сотрудничество с ведущими мировыми рейтинговыми организациями и оказание всестороннего содействия отечественным высшим образовательным учреждениям по включению их в рейтинги.
9. Государственная инспекция для выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
а) в сфере реализации государственной политики в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки и повышения квалификации кадров в системе образования:
проведение систематического анализа соответствия знаний учащихся, студентов и слушателей государственным образовательным стандартам и государственным образовательным требованиям Республики Узбекистан;
разработка проектов нормативно-правовых документов по присвоению педагогическим кадрам должностей и квалификационных категорий;
составление и утверждение таблиц организации процесса присвоения квалификационных категорий педагогическим кадрам;
организация координации и контроля за деятельностью органов управления системы образования и местных хокимиятов по организации присвоения должностей и квалификационных категорий педагогическим кадрам;
формирование базы данных по периодичности присвоения должностей и квалификационных категорий педагогическим кадрам;
организация присвоения должностей и квалификационных категорий педагогическим кадрам;
присвоение должностей и выдача сертификатов, установленного образца по квалификационным категориям;
систематическое объявление на официальном веб-сайте Государственной инспекции данных о результатах тестовых испытаний педагогических кадров и выдача сертификатов по присвоению должностей и квалификационных категорий;
в сфере контроля качества подготовки кадров - разработка предложений по совершенствованию квалификационных требований специалистов на основании предложений работодателей о качестве подготовки кадров в образовательных организациях;
проведение в установленном порядке экспертизы государственных образовательных стандартов, квалификационных требований и государственных образовательных требований, а также разработанных на их основе учебных планов по всем видам образования;
подготовка экспертных заключений о реализации образовательных программ, материально-технической базы, учебно-лабораторного оборудования и других технических средств, представленных для выдачи лицензий (разрешений) зарубежным образовательным организациям для ведения образовательной деятельности в регионах республики;
организация и реализация мониторинга качества учебно-воспитательного процесса и подготовки кадров;
обеспечение контроля и анализа результатов проведения предметных олимпиад, соревнований и смотр-конкурсов, организованных в системе непрерывного образования, на предмет объективности и справедливости;
налаживание международного сотрудничества в сферы оценки качества образования;
б) в сфере проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности:
разработка совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, а также Министерством народного образования критериев контроля качества и оценки деятельности образовательных организаций;
реализация комплекса мероприятий по разработке, обеспечению конфиденциальности контрольных материалов, используемых для контроля качества образования и процесса аттестации;
совершенствование и разработка механизма отбора экспертов по итогам выбора, обучения и результатов обучения, привлекаемых к аттестации образовательных организаций;
разработка и утверждение графика проведения аттестации образовательных организаций;
обеспечение координации и контроля процесса проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций;
установление контроля за мониторингом качества образования и своевременным контролем недостатков, выявленных в процессе аттестации;
проведение государственной аккредитации образовательных организаций по результатам аттестации;
ведение реестра аккредитованных образовательных организаций;
подготовка экспертных заключений, отчетов, аналитических материалов по вопросам проведения и итогам аттестации образовательных организаций;
подготовка соответствующих заключений по организации (реорганизации, ликвидации) образовательных организаций независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, а также по пересмотру их статуса, внесение представлений министерствам и ведомствам, имеющим в своем подчинении образовательные организации;
в) в сфере анализа соответствия знаний учащихся, студентов и слушателей государственным образовательным стандартам и государственным образовательным требованиям Республики Узбекистан, определения рейтинга образовательных организаций:
разработка контрольных материалов, применяемых для определения знаний учащихся, студентов и слушателей;
проведение контрольных работ, анализ их результатов, определение факторов, повлиявших на качество образования, а также воздействующих на качество образования, путем проведения в образовательных организациях мониторинга уровня и качества подготовки выпускников на основе выбора по общеобразовательным и специальным предметам;
организация интеллектуальных смотр-конкурсов, соревнований по изучению уровня выполнения требований государственных стандартов, государственных образовательных требований и квалификационных требований, направленных на улучшение качества образования учащихся, студентов и слушателей;
организация разработки нормативных документов и методических рекомендаций по контролю и проведению мониторинга качества образования и подготовки кадров;
ведение мониторинга качества образования и подготовки кадров на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
проведение социальных опросов в целях изучения качества обучения в образовательных организациях и подготовки кадров;
подготовка аналитических данных по результатам оценки качества образования;
определение рейтинга образовательных организаций на основании общего состояния качества образования и подготовки кадров по итогам оценки качества образования;
г) в сфере выдачи лицензий негосударственным образовательным организациям в качестве рабочего органа Комиссии по лицензированию деятельности негосударственных образовательных организаций Кабинета Министров:
организация приема и рассмотрения заявлений претендентов по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений;
подготовка экспертных заключений по результатам рассмотрения заявлений претендентов по лицензированию деятельности образовательных учреждений;
выдача сведений о результатах рассмотрения заявлений претендентов по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений;
оформление и выдача лицензий негосударственным образовательным организациям на основании положительного экспертного заключения;
д) в сфере организации осуществления признания документов об образовании, выданных в зарубежных странах:
формирование и организация работы экспертных комиссий (далее - Экспертные комиссии) по признанию и нострификации (установления эквивалентности) документов об образовании, выданных в зарубежных странах, состоящих из числа представителей Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования, Министерства юстиции Республики Узбекистан, а также других заинтересованных министерств и ведомств для проведения экспертизы документов об образовании по соответствующим направлениям (специальностям);
прием от претендентов необходимых документов об образовании по признанию документов об образовании, выданных в зарубежных странах;
выявление наличия всех необходимых документов для процесса признания документов об образовании, организация передачи материалов Экспертным комиссиям;
организация подготовки заключений Экспертных комиссий по итогам экспертизы документов об образовании, представленных для признания документов об образовании;
уведомление претендента о заключении Экспертной комиссии;
организация оформления свидетельств претендентам при признании документов об образовании, выданных в зарубежных странах;
е) в сфере проведения экспертизы документов, представленных зарубежными образовательными учреждениями для выдачи разрешения на право ведения образовательной деятельности на территории республики;
прием документов для выдачи разрешений на право ведения образовательной деятельности зарубежными образовательными учреждениями на территории республики;
проведение экспертизы документов, представленных зарубежными образовательными учреждениями для выдачи разрешения на право ведения образовательной деятельности;
подготовка экспертных заключений по обеспечению педагогическими кадрами, материально-технической базой, учебно-лабораторным оборудованиеми другими техническими средствами для реализации образовательной программы;
ж) в сфере проставления апостиля на официальные документы, выданные организациями сферы образования:
прием и регистрация соответствующих документов по обращению о проставлении апостиля;
рассмотрение обращения о проставлении апостиля;
оповещение заявителя, выдача сведений о результатах рассмотрения его заявления о проставлении апостиля;
з) в сфере составления и официального объявления рейтинга образовательных учреждений Республики Узбекистан:
формирование базы данных по определению рейтинга образовательных учреждений, проведение контрольных работ и социологических опросов в образовательных учреждениях;
создание совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении образовательные учреждения, рабочих групп и комиссий в целях сбора достоверных данных для определения рейтинга;
расчет рейтинга образовательных учреждений на основе разработанных индикаторов оценки эффективности деятельности образовательных учреждений;
регулярное информирование широкой общественности о положительных изменениях в деятельности образовательных учреждений на основе данных рейтинга образовательных учреждений;
освещение результатов рейтинга образовательных учреждений в средствах массовой информации и размещение их на официальном веб-сайте Государственной инспекции;
подготовка и публикация аналитических материалов по результатам рейтинга образовательных учреждений;
и) в сфере обеспечения участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся:
участие в международных программах и исследованиях оценки уровня знаний учащихся Республики Узбекистан и представление их интересов;
обеспечение успешного участия общеобразовательных учреждений в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся;
принятие необходимых и радикальных мер по организации активного участия талантливых педагогических кадров общеобразовательных учреждений в исследованиях по программам международных оценок;
ведение системного мониторинга в общеобразовательных учреждениях на основе международных программ и исследований оценки уровня знаний учащихся и координация их работ по популяризации передового опыта на мировом уровне;
к) в сфере сотрудничества с ведущими мировыми рейтинговыми организациями и оказания всестороннего содействия отечественным высшим образовательным учреждениям по включению их в рейтинги:
оказание содействия в заключении договоров сотрудничества с международными организациями по обеспечению участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся;
разработка предложений по повышению качества подготовки кадров путем применения международных стандартов и передового зарубежного опыта в национальных высших образовательных учреждениях;
организация семинаров, конференций и других мероприятий совместно с ведущими мировыми рейтинговыми организациями;
разработка предложений по популяризации опыта высших образовательных учреждений, занимающих высокие места в национальном рейтинге, и широкая пропаганда их опыта;
подготовка и публикация аналитических материалов о международном опыте и методологии ведущих мировых рейтинговых организаций по составлению рейтинга.
10. Региональные отделы осуществляют следующие задачи:
координация и контроль за качественной и эффективной организацией проведения аттестации образовательных организаций;
координация сотрудничества Государственной инспекции с региональными органами управления сферы образования в вопросах проведения аттестации образовательных организаций;
координация процесса внутренней оценки, проводимой отделами по контролю за качеством образования высших образовательных организаций, в вопросах проведения аттестации образовательных организаций высшего, послевузовского образования и образовательных организаций повышения квалификации и переподготовки кадров;
осуществление организационных работ по проведению мониторинга контроля качества образования и подготовки кадров в системе непрерывного образования;
непосредственное участие в формировании баз данных по определению рейтинга образовательных учреждений, в проведении контрольных работ и социологических опросов в образовательных учреждениях;
организация участия учащихся в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся общеобразовательных учреждений;
координация вопросов сотрудничества образовательных учреждений с международными организациями и зарубежными образовательными учреждениями.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
11. Для выполнения возложенных задач и функций Государственная инспекция имеет право:
получать от министерств, ведомств, образовательных организаций сведения и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Государственную инспекцию задач;
приостанавливать действие приказов, распоряжений и постановлений, принятых руководителями образовательных научно-исследовательских организаций, по контролю качества учебно-воспитательного процесса в системе образования, профессорско-преподавательского состава, по переподготовке и повышению их квалификации в случаях нарушения законодательства об образовании;
проводить в образовательных организациях проверки качества образования, соответствия учебных планов и программ по всем видам образования государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и квалификационным требованиям в установленном порядке;
получать по требованию от органов управления сферы образования и образовательных организаций сведения о выполненных работах по устранению недостатков, выявленных в процессе аттестации;
оказывать научно-методические и информационно-консалтинговые услуги на платной основе;
создавать инновационные лаборатории, определять базовые образовательные учреждения, целевые научно-исследовательские, творческие группы, научные советы и комиссии с привлечением представителей министерств и ведомств, ученых образовательных организаций, педагогов - практиков, учителей - методистов и зарубежных экспертов;
в пределах своих полномочий осуществлять сотрудничество с министерствами и ведомствами, международными и зарубежными организациями;
организовывать международные конференции, конгрессы, симпозиумы, семинары и курсы по проблемам образования и качества подготовки кадров, принимать участие в их работе, а также участвовать в переговорах по вопросам межгосударственного и межправительственного сотрудничества;
проводить конференции, собрания, семинары и другие мероприятия по вопросам, касающимся полномочий Государственной инспекции, с привлечением органов управления сферы образования, органов самоуправления граждан, руководителей негосударственных некоммерческих организаций и специалистов;
разрабатывать учебные пособия, методические разработки, контрольные материалы и образовательные программы по вопросам, касающимся полномочий Государственной инспекции.
Государственная инспекция может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
12. Государственная инспекция в пределах своих полномочий вправе принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для исполнения министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами местной власти на местах, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Государственная инспекция при необходимости вправе издавать совместно с другими государственными органами совместные постановления и другие документы.
13. Государственная инспекция несет ответственность за исполнение возложенных на нее задач в порядке, установленном законодательством.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
14. Государственную инспекцию возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Начальник Государственной инспекции имеет первого заместителя и заместителя, назначаемого и освобождаемого от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Начальник Государственной инспекции по статусу приравнивается к министру, первый заместитель начальника - к первому заместителю министра, а заместитель начальника - к заместителю министра.
Начальники главных управлений, начальники отделов и работники, а также начальники и работники региональных отделов Государственной инспекции назначаются на должность и освобождаются от должности начальником Государственной инспекции.
15. Начальник Государственной инспекции:
осуществляет непосредственное руководство деятельностью Государственной инспекции и несет личную ответственность за выполнение возложенных на нее задач;
издает приказы и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками Государственной инспекции;
утверждает Положения о структурных и региональных подразделениях Государственной инспекции;
принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию Государственной инспекции;
организует разработку текущих и перспективных планов работы Государственной инспекции;
поощряет работников Государственной инспекции, а также рекомендует их к награждению государственными наградами, почетными званиями, почетными грамотами;
при необходимости привлекает работников к дисциплинарной ответственности;
начальник Государственной инспекции может осуществлять и другие полномочия в соответствии с законодательством.
16. В Государственной инспекции организуется Совет, состоящий из начальника Государственный инспекции, первого заместителя и заместителя начальника, начальников главного управления, начальников отделов и высококвалифицированных работников. Количественный состав членов Совета утверждается приказом начальника Государственной инспекции.
17. Научно-методический совет рассматривает научные, методические и нормативно-правовые документы, касающиеся осуществления задач, возложенных на Государственную инспекцию в соответствии с настоящим Положением.
Решения Совета реализуются приказами начальника Государственной инспекции.
ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
18. Деятельность Государственной инспекции финансируется из следующих источников:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства спонсоров - юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан;
средства, поступающие от уплаты сбора за присвоение квалификационных категорий педагогическим кадрам первой и высшей квалификационной категории, должности ведущего и главного учителя, а также педагогическим кадрам, претендующим на эти квалификационные категории и должности в общих средних, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях;
внебюджетные средства Государственной инспекции, в том числе поступающие средства от размещения временно свободных внебюджетных средств на депозиты коммерческих банков;
средства грантов, средства, поступающие от оказания услуг, и другие источники, не запрещенные законодательством.
19. Смета расходов формируется Государственной инспекцией по бюджетным средствам, прибыли, и внебюджетным средствам Государственной инспекции и утверждается Министерством финансов.
20. В соответствии с решением начальника Государственной инспекции руководителям и работникам могут устанавливаться ежемесячные надбавки в размере до 200 процентов от должностного оклада, оказываться материальная помощь, а также выплачиваться премии за инициативное и добросовестное выполнение служебных обязанностей.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
21. Реорганизация и ликвидация Государственной инспекции осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
24 июля 2017 г., N 29, ст. 698
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2017 г., N 7, ст. 148