Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Вода, водопользование и водное хозяйство/ Охрана вод и водных объектов/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 25.09.2017 г. N ПП-3286 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
25.09.2017 г.
N ПП-3286
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ*
В стране уделяется особое внимание улучшению экологической обстановки, в том числе охране водных объектов, рациональному использованию природных ресурсов, а также предупреждению чрезвычайных ситуаций при паводковых и селевых явлениях.
Вместе с тем имеющиеся пробелы в законодательстве создают условия для несанкционированной добычи песчано-гравийных материалов при проведении работ по расчистке русел и водоохранных зон рек, саев, ручьев и озер, а также укреплению их берегов (далее - расчистка русел рек и укрепление их берегов).
В свою очередь, несанкционированная добыча песчано-гравийных материалов зачастую приводит к истощению поверхностных и подземных вод, заболачиванию и загрязнению водоохранных зон, разрушению их берегов, систем орошения, объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры, а также снижению эффективности мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Только в 2017 году выявлено 228 фактов незаконного осуществления работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, в том числе 176 субъектами, не имеющими заключения государственной экологической экспертизы или лицензии на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые.
В целях недопущения незаконного осуществления работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду, а также обеспечения безопасного функционирования объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры, улучшения экологической обстановки:
работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляются специализированными инженерно-техническими отрядами по проведению берегоукрепительных, защитных и восстановительных работ в селе-, паводко- и оползнеопасных районах Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее - специализированные отряды МЧС) и другими организациями на основании решений Правительственной комиссии по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков, снижению угроз снеголавинных и оползневых явлений (далее - Комиссия), исключительно для предотвращения негативных последствий невозможности пропуска паводковых вод и селевых потоков;
решения Комиссии о проведении работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов принимаются на основании совместных заключений Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства водного хозяйства и Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан по результатам обследования русел рек и оценки возможностей безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков;
проектная документация на проведение работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов подлежит государственной экологической экспертизе, проводимой органами Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством;
финансирование работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляется в порядке, установленном актами законодательства;
добыча нерудных полезных ископаемых в руслах рек и прибрежных регионах (за исключением добычи песчано-гравийных материалов) осуществляется строго в соответствии с разрешением на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, при условии наличия утвержденных запасов и исключения негативного воздействия на водный режим;
разработка месторождения нерудных полезных ископаемых осуществляется по согласованной с Министерством горнодобывающей промышленности и геологии, Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан системе разработки, обеспечивающей рациональное использование недр и охрану окружающей среды;
добыча песчано-гравийных материалов в руслах рек осуществляется исключительно при их расчистке субъектами предпринимательства и другими организациями, привлеченными в установленном порядке на договорной основе Государственным учреждением "Безопасная река" при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан;
специализированные отряды МЧС и другие организации в установленном порядке уплачивают налог за пользование недрами в случае переработки и реализации нерудных полезных ископаемых. При этом финансирование работ по расчистке русел рек и укреплению берегов уменьшается на сумму доходов, полученных от реализации нерудных полезных ископаемых.
2. Создать постоянно действующие межведомственные группы по выявлению и пресечению нарушений порядка расчистки русел рек и укрепления их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых (далее - межведомственные группы) и утвердить их типовой состав согласно приложению.
Установить, что:
межведомственные группы Республики Каракалпакстан и областей образуются совместным решением Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства водного хозяйства и Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, межведомственные группы районов и городов - совместным решением их территориальных подразделений с учетом месторасположения водных объектов;
руководство деятельностью межведомственных групп осуществляется органами прокуратуры.
3. Основными задачами межведомственных групп определить:
проведение изучения состояния работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых на предмет соответствия решениям Комиссии, проектной документации, условиям, предусмотренным в разрешении на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, а также другим требованиям законодательства;
организацию и проведение мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконного осуществления работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых;
принятие мер по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение порядка расчистки русел рек и укрепления их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых;
участие в организации и проведении профилактических мероприятий среди населения по вопросам соблюдения требований законодательства в данной сфере;
внесение на регулярной основе в Комиссию информации о проведенных мероприятиях и выявленных правонарушениях, а также предложений по совершенствованию порядка расчистки русел рек и укрепления их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых.
4. Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, Министерству водного хозяйства, Министерству горнодобывающей промышленности и геологии, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов и городов установить системный контроль за проведением работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых в соответствии с требованиями настоящего постановления.
При этом установить, что проводимые в ходе данного контроля проверки осуществляются без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов.
5. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить надзор за надлежащим выполнением государственными органами контрольных функций, указанных в пункте 4 настоящего постановления.
6. Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления Правительства о создании специализированных отрядов МЧС.
8. Министерству горнодобывающей промышленности и геологии совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов и городов оказывать содействие субъектам предпринимательства в выявлении альтернативных сырьевых источников нерудных полезных ископаемых за пределами водных объектов для организации производства.
9. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:
проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности", направленный на усиление ответственности за нарушение порядка расчистки русел рек и укрепления их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых, вплоть до конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения;
проект постановления Правительства, предусматривающий утверждение Положения о порядке проведения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
10. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ведомственные акты в соответствие с настоящим постановлением.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и Генерального прокурора Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 25.09.2017 г. N ПП-3286
ТИПОВОЙ СОСТАВ
межведомственной группы по выявлению и пресечению
нарушений порядка расчистки русел рек и укрепления
их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых
1. Ответственный работник территориальной прокуратуры, руководитель группы.
2. Ответственный работник территориального подразделения Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, заместитель руководителя группы.
3. Ответственный работник территориального подразделения пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.
4. Ответственный работник территориального органа внутренних дел.
5. Ответственный работник территориального подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.
6. Ответственный работник хокимията.
7. Ответственный работник территориального подразделения Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан.
8. Ответственный работник территориального подразделения Инспекции по контролю сферы горнодобывающей промышленности и геологии при Министерстве горнодобывающей промышленности и геологии Республики Узбекистан.
9. Ответственный работник территориального подразделения Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.
10. Ответственный работник территориального подразделения Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
11. Ответственный работник территориального подразделения Министерства строительства Республики Узбекистан.
Примечание. В состав межведомственной группы, при необходимости, могут быть включены другие специалисты, в том числе иных органов и организаций.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 сентября 2017 г.
"Народное слово", 26 сентября 2017 г.