ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Здравоохранение / Аптечные учреждения. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения /Положение о порядке определения потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 18.09.2017 г. N 741)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 18.09.2017 г. N 741
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке определения потребности в социально
значимых лекарственных средствах и изделиях
медицинского назначения
1. Настоящее Положение определяет порядок определения потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
лекарственные средства - средства, полученные на основе лекарственных веществ (субстанций) и вспомогательных веществ, лекарственные вещества (субстанции), лекарственные препараты, разрешенные к применению в медицинской практике для профилактики, диагностики и лечения заболеваний, а также для изменения состояния и функций организма человека;
изделия медицинского назначения - изделия, разрешенные к применению в медицинской практике для профилактики, диагностики и лечения заболеваний, а также для изменения состояния и функций организма человека;
социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения - лекарственные средства и изделия медицинского назначения, наиболее востребованные и часто используемые населением, медицинскими организациями при профилактике и лечении социально значимых заболеваний, заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включенные в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Узбекистан в установленном порядке;
расчетная потребность в социально значимом лекарственном средстве или изделии медицинского назначения - среднее количество в рамках одного лечебно-профилактического учреждения лекарственного средства или изделий медицинского назначения, необходимое для покрытия нужд больных на определенный период времени, рассчитанное с учетом уровня заболеваемости, количества больных, курсов лечения, других критериев, определяемое Постоянно действующей комиссией лечебно-профилактического учреждения;
сводная потребность в социально значимых лекарственных средствах или изделиях медицинского назначения - среднее количество в рамках системы здравоохранения Республики Узбекистан лекарственных средств или изделий медицинского назначения, необходимых для покрытия нужд населения республики и составленное на основе обобщения, представленных потребностей, Постоянно действующей комиссией Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения г. Ташкента;
фактическая потребность в социально значимом лекарственном средстве или изделии медицинского назначения - количество лекарственного средства или изделий медицинского назначения, определяемое Постоянно действующей комиссией лечебно-профилактического учреждения и аптеками соответствующего региона, на основании расчетной потребности с учетом данных обоих фактических потреблений за предыдущий год (годы) в разрезе региона;
международное непатентованное наименование (МНН) - идентификация лекарственного средства путем присвоения ему укороченного наименования активной субстанции лекарственного средства Всемирной организацией здравоохранения;
постоянно действующая комиссия лечебно-профилактического учреждения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан - комиссия, создаваемая в лечебно-профилактическом учреждении Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, которая рассчитывает и утверждает потребность в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, осуществляет контроль над процессом закупки, учета, распределения и их использования;
постоянно действующая комиссия Министерства здравоохранения Республики Узбекистан - комиссия, создаваемая в Министерстве здравоохранении Республики Узбекистан, которая проводит пересмотр Списков основных лекарственных средств, социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утверждает республиканскую годовую потребность в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения по этим спискам, а также осуществляет контроль над процессом закупки, учета, распределения и их использования.
3. Определение потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения аптеками проводится на основе учета количества остатков товара по номенклатуре, данных фактической реализации его на основании учета рецептов, внесенных в электронную базу и товарных чеков. Если электронная база данных отсутствует, информацию о социально значимых лекарственных средствах работники аптек извлекают из данных об отпуске социально значимых лекарственных средств на основе товарных чеков. На основе этих данных формируется отчет о движении социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптеках.
4. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан предоставляет ежеквартально сведения по движению социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Республиканскую комиссию по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНО
ЗНАЧИМЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
5. Расчет потребности наркотических и психотропных препаратов, входящих в состав социально-значимых лекарственных средств, определяется исходя из норм потребления наркотических и психотропных лекарственных средств на 1000 лиц населения в год (предельно допустимые нормы расхода наркотических средств для медицинских целей) в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 29 октября 2003 г. N 472 "Об утверждении положений, определяющих порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Узбекистан".
Расчетная потребность определяется по формуле:
П = Н х Ч/1000, где,
П - максимально допустимый размер потребности в данном лекарственном средстве на год;
Н - норматив потребности для данного лекарственного средства на 1000 лиц на год;
Ч - численность населения региона.
При определении годовой потребности в наркотических средствах и психотропных веществах берутся во внимание имеющиеся запасы препаратов на аптечных складах, в лечебно-профилактическом учреждении, аптеках в перерасчете на чистое вещество.
Допускается внесение необходимых коррективов в расчетную потребность в лекарственных средствах, потребление которых нормируется, и представляется только при:
строгом соблюдении правил назначения;
соблюдении правил прописывания;
соблюдении правил отпуска их из социальных аптек;
наличии учета фактического расхода препарата за год.
6. Расчет потребности в лекарственных средствах специфического (эффективные относительно отдельных возбудителей болезней или выборочно действующие на отдельные органы организма) и широкого спектра действия (применяемые для профилактики и лечения различных заболеваний, а также симптоматические препараты, применяющиеся для лечения разных расстройств функциональных систем организма, имеющих одинаковые проявления и разную этиологию) предназначен для социально значимых лекарственных средств специфического и широкого спектра действия.
Расчет потребности в социально значимых лекарственных средствах специфического и широкого спектра действия определяется по методике, в которой за основу принимают данные о заболеваемости конкретным видом болезни, стандарты диагностики и лечения, клинические протоколы (схема лечения и количество препаратов), и рассчитываются раздельно для каждого наименования препаратов.
Расчетная годовая потребность определяется по формуле:
П = Р х К х Б, где,
П - потребность в препарате на год;
Р - расход препарата на одного больного на один курс лечения;
К - количество курсов лечения в год (при наличии), проводимых одному больному;
Б - число больных (заболеваемость) для лечения которых применяется данный препарат.
7. При расчете потребности лекарственных средств и изделий медицинского назначения, специалистами учитываются данные о потреблении в амбулаторном и стационарном лечении. Сведения о количестве амбулаторных и стационарных больных предоставляют отделы статистики органов здравоохранения. Окончательные расчеты потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения базируются на данных о фактическом их использовании с учетом полноты удовлетворения спроса и имеющихся остатков.
8. Главные специалисты и консультанты Министерства здравоохранения Республики Узбекистан рассчитывают потребность, с учетом следующих данных:
статистических данных о заболеваемости;
прогнозе заболеваемости;
эффективности применения препаратов и изделий медицинского назначения для лечения конкретного заболевания;
применения лекарственного средства в схемах лечения в качестве основного или препарата замены;
значимости лекарственного средства и изделия медицинского назначения для общественного здравоохранения;
подробностей медикаментозного лечения, включающих схемы лечения;
продолжительности лечения;
стандартов диагностики и лечения, клинических протоколов Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и Всемирной организации здравоохранения.
9. При определении потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения используются:
стандарты диагностики и лечения;
клинические протоколы;
данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике о численности населения, половозрастном составе, уровне госпитализации на 1000 лиц населения, количестве пролеченных больных по соответствующему профилю, уровню заболеваемости по основным классам и отдельным заболеваниям.
10. Расчетная потребность в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения рассчитывается по каждому наименованию в зависимости от их принадлежности к группам лекарственных средств (потребление которых нормируется, специфического действия, широкого спектра действия). При этом учитываются уровень выполняемых медицинских услуг, наличие в формуляре лекарственных средств лечебно-профилактического учреждения, данные о заболеваемости и эпидемиологической ситуации в регионе, количестве пролеченных больных, фактическом потреблении лекарственных средств и изделий медицинского назначения за предыдущий год.
ГЛАВА 3. ЭТАПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ
В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВАХ И ИЗДЕЛИЯХ МЕДИЦИНСКОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
11. Определение потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения осуществляется по схеме согласно приложению к настоящему Положению, и включает в себя следующие этапы:
на I этапе врач лечебно-профилактического учреждения представляет в постоянно действующую комиссию лечебно-профилактического учреждения расчетную потребность на установленный период в необходимых социально значимых лекарственных средствах согласно утвержденному формуляру лекарственных средств, а также изделиях медицинского назначения, необходимых для обеспечения больных;
на II этапе постоянно действующая комиссия лечебно-профилактического учреждения обобщает, анализирует и утверждает сводную потребность по соответствующему лечебно-профилактическому учреждению на планируемый год и передает в постоянно действующую комиссию Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управления здравоохранения областей и Главное управление здравоохранения г. Ташкента;
на III этапе постоянно действующая комиссия Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения г. Ташкента анализирует поступившие от лечебно-профилактических учреждений потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, формирует и утверждает фактическую потребность соответствующего региона. Фактическая потребность по соответствующему региону направляется в Постоянно действующую комиссию Министерства здравоохранения Республики Узбекистан для формирования республиканской годовой потребности.
12. Республиканская годовая потребность, основанная на данных регионах (ежеквартально), сопоставляется с данными по потребностям главных специалистов и консультантов Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
13. Республиканская годовая потребность формируется, корректируется и утверждается на заседании постоянно действующей комиссии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, передается в Республиканскую комиссию по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
14. Персональная ответственность за качество и своевременность определения потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, формирование потребности возлагается на руководителей лечебно-профилактических учреждений и аптек, а также на министра здравоохранения Республики Каракалпакстан, руководителей управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения г. Ташкента.
к Положению
СХЕМА
определения потребности в социально значимых
лекарственных средствах и изделиях
медицинского назначения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этапы |
|
Субъекты |
|
Мероприятия |
|
Сроки выполнения |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I этап |
|
Врач лечебно- профилактического учреждения |
|
1. Врач лечебно-профилактического учреждения рассчитывает потребность на установленный период в необходимых социально значимых лекарственных средствах согласно утвержденному формуляру лекарственных средств, а также изделиях медицинского назначения, необходимых для обеспечения больных; 2. Потребность представляется в Постоянно действующую комиссию лечебно-профилактического учреждения. |
|
1; 2 - ежегодно (до 15 мая) |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II этап |
|
Постоянно действующая комиссия лечебно- профилактического учреждения |
|
1. Постоянно действующая комиссия лечебно-профилактического учреждения обобщает, анализирует и утверждает сводную потребность по соответствующему лечебно-профилактическому учреждению на планируемый год. 2. Сводная потребность передается в Постоянно действующую комиссию Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управления здравоохранения областей и Главное управление здравоохранения города Ташкента. |
|
1; 2 - ежегодно, в срок, не превышающий 15 дней со дня получения потребности (до 1 июня) |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III этап |
|
Постоянно действующая комиссия Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управления здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента |
|
1. Анализирует поступившие от лечебно-профилактических учреждений потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, формирует и утверждает фактическую потребность соответствующего региона. 2. Фактическая потребность по соответствующему региону направляется в Постоянно действующую комиссию Министерства здравоохранения Республики Узбекистан для формирования республиканской годовой потребности. |
|
1; 2 - ежегодно, в срок, не превышающий 20 дней со дня получения потребности лечебно-профилактических учреждений региона (до 20 июня). |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
25 сентября 2017 г., N 38, ст. 1038
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2017 г., N 9, ст. 214