язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Пенсии. Пособия. Социальная защита/ Социальная защита населения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 01.12.2017 г. N УП-5270 "О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

01.12.2017 г.

N УП-5270



О МЕРАХ

ПО КАРДИНАЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ*


Комиссией по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки лиц с инвалидностью, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года N Р-5006, проведено комплексное и глубокое изучение состояния дел в сфере раннего выявления и предупреждения инвалидности, медико-социальной помощи лицам с инвалидностью, их профессионального обучения и трудоустройства.

В ходе данной работы высокую активность и чувство сопричастности проявили широкие слои населения, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества, а также представительства международных и зарубежных организаций.

Проведенное комплексное изучение, итоги открытого и прямого диалога с населением позволили выявить ряд системных недостатков и проблем, требующих скорейшего принятия действенных мер по их устранению.

Совместными усилиями выработаны конкретные предложения по дальнейшему улучшению качества и уровня жизни лиц с инвалидностью, оказанию им медико-социальной помощи, содействия в реализации прав, свобод и законных интересов, формировании активной позиции в обществе.

В целях эффективной реализации данных предложений, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:


1. Принять, с учетом итогов открытого и прямого диалога с населением и мнения заинтересованных министерств и ведомств, предложения о:

разработке проекта Закона Республики Узбекистан "О правах лиц с инвалидностью";

осуществлении практических мер по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.


2. Считать основными направлениями дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки лиц с инвалидностью:

недопущение дискриминации по признаку инвалидности, обеспечение равных условий для реализации прав, свобод и законных интересов лиц с инвалидностью и неотвратимости ответственности за их нарушение;

имплементацию в национальное законодательство общепризнанных международных норм и стандартов в области обеспечения прав лиц с инвалидностью;

внедрение прозрачных, современных методов и критериев врачебно-трудовой экспертизы и установления инвалидности, повышение уровня и качества медико-социальной помощи лицам с инвалидностью, в том числе путем расширения доступа к высокотехнологичной специализированной медицинской и социальной помощи с применением современных методов диагностики, лечения и реабилитации;

создание эффективных механизмов своевременного учета лиц с инвалидностью, внедрение единой комплексной системы их сопровождения и поддержки с момента проявления признаков инвалидности, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять действенный мониторинг социального положения лиц с инвалидностью, всестороннюю оценку их жизненных условий, разработку и реализацию индивидуальных программ развития, а также своевременно оказывать необходимую медико-социальную помощь;

повышение уровня и качества медицинской помощи, эффективности скрининговых обследований по раннему выявлению заболеваний и расширению профилактических мероприятий, предусматривающих также раннее выявление и предупреждение причин и условий роста врожденных аномалий и наследственных заболеваний;

усиление адресной социальной защиты лиц с инвалидностью, расширение оказываемых им медико-социальных услуг и материальной помощи, направленных на улучшение жилищно-бытовых и других условий проживания, повышение эффективности мер по их медико-социальной реабилитации, в том числе обеспечению качественными вспомогательными и техническими средствами реабилитации;

создание необходимых условий для усиления взаимосвязи лиц с инвалидностью с семьей, обществом и государством, их пребывания в благоприятной среде, беспрепятственного доступа к городскому пассажирскому транспорту, объектам социальной и другой инфраструктуры;

совершенствование системы инклюзивного образования и трудоустройства лиц с инвалидностью, обеспечивающей их вовлечение и активное участие в социально-экономической жизни общества;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности уполномоченных государственных органов, упрощение прохождения процедур в сфере установления инвалидности и оказания медико-социальной помощи, развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере оказания медико-социальных услуг и социальной реабилитации лиц с инвалидностью;

укрепление материально-технической базы медико-социальных учреждений, развитие системы оказания медико-социальной помощи в домах-интернатах "Мурувват" и "Саховат", направленных на улучшение качества жизни опекаемых, повышение эффективности их реабилитации и социализации;

модернизацию, техническое и технологическое обновление предприятий по производству протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, в том числе с привлечением иностранных инвестиций и кредитов, внедрение современных стандартов их изготовления;

совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов на основе передовых достижений современной медицины и науки, стандартов качества диагностики, лечения и реабилитации, улучшение мер оздоровительного характера, пропаганды культуры ведения здорового и активного образа жизни;

активизацию научных исследований в сфере государственной поддержки лиц с инвалидностью, в том числе направленных на применение эффективных критериев установления инвалидности.


3. Утвердить Программу комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод (далее - Программа) согласно приложению.


4. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять меры по обеспечению:

создания в областных, районных центрах специальных курсов по обучению языку жестов и азбуки Брайля на базе общеобразовательных школ с привлечением специалистов в этой сфере в целях повышения грамотности лиц с инвалидностью, в том числе взрослых;

расширения возможностей применения языка жестов и азбуки Брайля, в том числе предусматривающего стимулирование публикаций соответствующих материалов, создание аудиокниг и внедрение их в значимых сферах;

создания специальных программ на государственном языке для различного программного обеспечения, в том числе компьютерных операционных систем, с целью воспроизведения голосов для лиц с нарушениями органов зрения, их дальнейшего свободного распространения, установки в образовательных учреждениях и других организациях, где учатся и работают данные лица, а также нахождения потенциальных спонсоров для создания таких программ;

внедрения на официальных веб-сайтах государственных органов и организаций дополнительных возможностей для лиц с инвалидностью, связанных с доступным ознакомлением размещенной на них информацией и пользованием услуг;

принятия мер по повышению на местах эффективности социальной защиты и интеграции лиц с инвалидностью, направленных на поэтапное обеспечение доступности, в том числе оснащение общественного транспорта специальными средствами для создания удобств лицам с инвалидностью, включая пандусы, отдельные места, озвучивание остановок и маршрута, электронное информационное табло.


5. Установить, что с 1 марта 2018 года запрещается приобретение городских пассажирских транспортных средств, не приспособленных для лиц с инвалидностью.

Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Узбекскому агентству автомобильного и речного транспорта совместно с АО "Узавтосаноат" и ОСО "Ватанпарвар" в двухмесячный срок внести предложения по:

организации подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств - лиц с инвалидностью;

обеспечению переоснащения специальным оборудованием легковых автомобилей отечественного производства, приспособленных для эксплуатации лицами с инвалидностью.


6. Ввести начиная с 2018/2019 учебного года порядок, в соответствии с которым для лиц с инвалидностью дополнительно выделяется двухпроцентная квота приема в высшие образовательные учреждения от общего количества приема абитуриентов.

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономики и другими заинтересованными ведомствами до 1 апреля 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект положения о порядке приема в высшие образовательные учреждения лиц с инвалидностью на квотированной основе.


7. Установить с 1 января 2018 года ставку фиксированного налога независимо от вида деятельности и места его осуществления для индивидуальных предпринимателей, являющихся лицами с инвалидностью I и II группы, в размере 50 процентов базовой расчетной величины в месяц, а за каждого нанятого индивидуальным предпринимателем работника из числа лиц с инвалидностью I и II группы - в размере 15 процентов базовой расчетной величины в месяц.

8. Кабинету Министров в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан обеспечить пересмотр деятельности Министерства здравоохранения, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства народного образования и других уполномоченных ведомств с подготовкой предложений, направленных на:

образование специализированного органа при Министерстве здравоохранения, ответственного за социальную защиту престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения, в том числе координацию оказываемых им услуг с их полноценным и комплексным сопровождением;

создание на базе специализированного органа единой всеохватывающей системы определения инвалидности;

введение порядка инспектирования и проверки соответствия инвалидности лиц, оформивших соответствующие документы;

упразднение неэффективных подразделений, не отвечающих требованиям проводимых реформ, с передачей соответствующей штатной численности вновь образуемому специализированному органу.


9. В целях улучшения положения лиц с инвалидностью, повышения качества медико-социальной помощи и реабилитации, модернизации и технологического обновления производств протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации создать Фонд поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее - Фонд).

Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления по организации деятельности Фонда, предусмотрев его формирование, в том числе за счет части средств от штрафов, налагаемых за нарушения прав лиц с инвалидностью.


10. Внедрить в практику использование с 1 июня 2018 года единого электронного реестра лиц с инвалидностью, включающего комплексную информацию о данных лицах, назначенных размерах и видах денежных выплат, выданных технических средствах реабилитации, протезно-ортопедических изделиях и лекарственных средствах, оказанных социальных услугах и предоставленных льготах, а также позволяющего оперативно получать информацию о состоянии дел в этой сфере, осуществлять обмен данными между государственными органами, предупреждать нецелевое расходование бюджетных средств и факты злоупотреблений.


11. Государственному комитету по архитектуре и строительству, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерству транспорта, Комитету по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Республики Узбекистан, другим заинтересованным ведомствам принять меры по усилению архитектурно-строительного надзора при проектировании и строительстве объектов, а также обеспечению принципа неотвратимости ответственности за несоблюдение требований по обеспечению доступа к ним лиц с инвалидностью.

12. Рекомендовать:

руководителям государственных органов всех уровней, органам самоуправления граждан, предприятиям, организациям и учреждениям обеспечить расширение практики приема на работу лиц с инвалидностью, а также заключения договоров на поставку товаров, работ и услуг с предприятиями обществ лиц с инвалидностью;

Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и другим средствам массовой информации организовать сопровождение выпускаемых новостей, телепередач и видеофильмов субтитрами или сурдопереводом, расширение изданий со специальным шрифтом, способствующих повышению доступа лиц с инвалидностью к получению информации и обеспечению их досуга.

13. Министерству здравоохранения совместно с:


а) Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством народного образования, Министерством финансов, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана до 1 марта 2018 года внести в установленном порядке предложения по коренному совершенствованию порядка установления инвалидности, направленные, в первую очередь, на:

пересмотр механизмов установления инвалидности и ее сроков, в том числе предусматривающих порядок оформления документов с обязательным обоснованием и разъяснением содержащихся в них значимых фактов;

внедрение в систему определения инвалидности механизма поддержки заявителя, имеющего ее явные признаки, до установления инвалидности, исключив при этом бремя доказывания им наличия данного факта;

обеспечение прозрачности и доступности, упрощение порядка и сокращение сроков прохождения необходимых процедур с исключением коррупциогенных факторов;

обеспечение включения в медицинские заключения информации, необходимой для жизнедеятельности лиц с инвалидностью, в том числе о возможности управления автотранспортными средствами;

конкретизацию и расширение возможности подачи документов на назначение инвалидности без прохождения специального лечения для отдельных категорий лиц с инвалидностью, в том числе предусматривающих отмену обязательного нахождения на стационарном лечении для категорий инвалидности, которые можно выявить без проведения медицинского обследования;


б) Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан в срок до 1 марта 2018 года обеспечить пересмотр критериев присвоения инвалидности и порядка выплаты пенсий, пособий по инвалидности с учетом:

необходимости перехода на международные стандарты определения инвалидности, обеспечения содействия социальной интеграции лиц с инвалидностью и выплаты им пенсий, пособий по инвалидности;

расширения возможности выхода на пенсию и получения пособий лицами, ухаживающими за отдельными категориями лиц с инвалидностью, в том числе с тяжелыми психическими расстройствами, а также льготного выхода на пенсию для отдельных категорий лиц с инвалидностью.


14. Государственному комитету по инвестициям, Министерству здравоохранения совместно с Министерством иностранных дел, Министерством финансов, Министерством экономики Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок определить ведущих зарубежных производителей протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации с последующим проведением переговоров в части привлечения иностранных инвестиций в данную сферу, в том числе путем содействия в модернизации действующих предприятий, создания в республике новых производств с применением современных технологий.


15. Определить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременное и эффективное исполнение настоящего Указа, включая реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.


16. Министерству здравоохранения совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента РУз

от 01.12.2017 г. N УП-5270



ПРОГРАММА

комплексных мер по дальнейшему совершенствованию

системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению

гарантий защиты их прав и свобод


      

N

Наименование мероприятий

   

Формы

реализации

  

Сроки

реализации

Ответственные исполнители

    

I. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ

ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

   

1.

Разработка проекта Закона "О правах лиц с инвалидностью", предусматривающего международные стандарты и требования Конвенции ООН о правах инвалидов, а также использование термина "лицо с инвалидностью" вместо "инвалид".

Проект Закона

до 1 августа

2018 года

Минздрав, Национальный центр по правам человека, Минтруд, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минфин, Минюст, Республиканский центр социальной адаптации детей, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью, агентства ООН

2.

Осуществление практических мер по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов и внесение соответствующих предложений с учетом имеющегося потенциала, опыта зарубежных стран, а также анализа условий и последствий ратификации данной Конвенции.

Комплекс мер по подготовке к ратификации

до 1 июля

2018 года

Национальный центр по правам человека, Генеральная прокуратура, Минздрав, МИД, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минюст, Минтруд, Институт мониторинга действующего законодательства, Минфин, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства, агентства ООН

3.

Пересмотр деятельности Министерства здравоохранения, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства народного образования и других уполномоченных ведомств с подготовкой предложений, направленных на:

образование специализированного органа при Министерстве здравоохранения, ответственного за социальную защиту престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения, в том числе координацию оказываемых им услуг с их полноценным и комплексным сопровождением;

создание на базе специализированного органа единой всеохватывающей системы определения инвалидности;

введение порядка инспектирования и проверки соответствия инвалидности лиц, оформивших соответствующие документы;

упразднение неэффективных подразделений, не отвечающих требованиям проводимых реформ, с передачей соответствующей штатной численности вновь образуемому органу.

Проекты нормативно- правовых актов

до 1 марта

2018 года

Кабинет Министров, Минздрав, Минтруд, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минфин, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства

4.

Критический пересмотр деятельности врачебно-консультативных комиссий и врачебно-трудовых экспертных комиссий системы Министерства здравоохранения, направленный, в первую очередь, на:

совершенствование механизмов установления инвалидности и ее сроков, в том числе предусматривающего порядок оформления документов с обязательным обоснованием и разъяснением содержащихся в них значимых фактов;

внедрение в систему определения инвалидности механизма поддержки заявителя до установления его инвалидности, исключив при этом бремя доказывания им наличия данного факта;

введение порядка, предусматривающего возложение на органы здравоохранения обязанности по выявлению лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи, и оказанию им помощи в оформлении необходимых документов;

совершенствование порядка выдачи медицинского заключения о признании инвалидами детей в возрасте до 18 лет;

обеспечение прозрачности и доступности, упрощение порядка и сокращение сроков прохождения необходимых процедур с исключением коррупциогенных факторов;

включение в состав комиссий специалистов по социальной и профессиональной реабилитации, эрготерапии;

обеспечение включения в медицинских заключениях информации, необходимой для жизнедеятельности лиц с инвалидностью, в том числе о возможности управления автотранспортными средствами;

пересмотр сроков действия медицинских заключений с учетом лиц, имеющих невосстанавливаемые нарушения здоровья, психических и физических недостатков, в том числе путем введения порядка одноразового предоставления медицинского заключения при подтверждении бессрочной инвалидности для бесплатного получения технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий;

конкретизацию и расширение возможности подачи документов на назначение инвалидности без прохождения специального лечения для отдельных категорий лиц с инвалидностью, в том числе предусматривающих отмену обязательного нахождения на стационарном лечении для категорий инвалидности, которые можно выявить без проведения медицинского обследования;

внедрение категории заочной инвалидности для особо нуждающихся в помощи лиц.

Проект нормативно- правового акта

до 1 марта

2018 года

Минздрав, Минфин, Минтруд, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минвуз, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью, ПРООН, ЮНИСЕФ

5.

Создание Фонда поддержки лиц с инвалидностью при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, функционирование которого направлено на улучшение их положения, повышение качества медико-социальной помощи и реабилитации, модернизацию и технологическое обновление производств протезно-ортопедической продукции и технических средств реабилитации, создание специализированных рабочих мест для лиц с инвалидностью, предусмотрев его формирование, в том числе за счет:

направления части средств от штрафов, налагаемых и взыскиваемых за нарушения прав лиц с инвалидностью;

отчислений средств при не обеспечении заполнения квоты на трудоустройство лиц с инвалидностью, предусмотренной законодательством.

Проект нормативно- правового акта

до 1 февраля

2018 года

Минздрав, Минфин, Минюст, Минтруд, Минэкономики, ГНК

6.

Инвентаризация и пересмотр ведомственных актов, регламентирующих деятельность уполномоченных органов в сфере государственной поддержки лиц с инвалидностью, исходя из современных требований и стандартов, а также обеспечение их постоянного пересмотра.

План мероприятий

до 1 января

2018 года

Минздрав, Минтруд, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минюст, Внебюджетный пенсионный фонд при Минфин, заинтересованные министерства и ведомства, ПРООН, ЮНИСЕФ

7.

Принятие мер по разработке, обновлению и гармонизации с международными документами государственных стандартов производства протезно-ортопедической продукции и технических средств реабилитации, а также других стандартов, связанных с обеспечением прав и гарантий лиц с инвалидностью

Комплекс мероприятий

до 1 февраля

2018 года

Агентство "Узстандарт", Минздрав, Минтруд, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

8.

Разработка предложений по внесению в законодательство изменений и дополнений, предусматривающих:

внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сфере медико-социальной защиты лиц с инвалидностью;

повышение эффективности и значимости социального заказа, в первую очередь, обществам лиц с инвалидностью.

Проекты нормативно- правовых актов

до 1 марта

2018 года

Минэкономики, Минздрав, Минфин, ГНК, ГТК, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минвуз, Минтруд, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

9.

Совершенствование системы статистического учета лиц с инвалидностью с созданием возможности охвата всей сферы их жизнедеятельности, в том числе путем внедрения системы комплексного сбора, обобщения и учета информации, позволяющей проводить полноценный анализ, выявлять насущные проблемы, оценивать положение различных групп лиц с инвалидностью, вести отдельный учет наличия условий для них на объектах инфраструктуры.

Проект нормативно- правового акта

до 1 марта

2018 года

Госкомстат, Минздрав, Минтруд, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минэкономики, Госархитекстрой, Госкомгеодезкадастр, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью, ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА

10.

Усиление ответственности за уклонение от исполнения требований по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также нарушение их прав, свобод и законных интересов.

Проект Закона

до 1 февраля

2018 года

Верховный суд, Генеральная прокуратура, Минтруд, Минюст, Минздрав, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, общества лиц с инвалидностью

11.

Совершенствование порядка мониторинга и общественного контроля за исполнением законодательства в области прав и свобод лиц с инвалидностью, предусматривающее конкретные органы, уполномоченные на составление протокола об административном правонарушении.

Проект Закона

до 1 марта

2018 года

Минтруд, Минздрав, Генеральная прокуратура, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, общества лиц с инвалидностью

12.

Дальнейшее развитие языка жестов, используемого в качестве средства межличностного общения, определение его правового статуса и сферы применения, а также принятие мер по:

созданию в областных, районных центрах (исходя из потребностей) специальных курсов по обучению языкам жесту и Брайля на базе общеобразовательных школ с привлечением специалистов в этой сфере в целях повышения грамотности лиц с инвалидностью, в том числе взрослых;

расширению возможностей в области применения языка жестов и азбуки Брайля, в том числе предусматривающее стимулирование публикаций соответствующих материалов, создание аудио книг и внедрение их применения в значимых сферах.

Проект нормативно- правового акта

до 15 марта

2018 года

Минобразования, Минвуз, Министерство дошкольного образования, Минздрав, Минюст, Минтруд, фонд "Махалла", заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью, ЮНЕСКО

13.

Проработка вопроса создания специальных программ на государственном языке для различного программного обеспечения, в том числе компьютерных операционных систем, с целью воспроизведения голосов для лиц с нарушениями органов зрения, их дальнейшего свободного распространения, установки в образовательных учреждениях и других организациях, где учатся и работают данные лица, а также нахождения потенциальных спонсоров для создания такой программы.

Комплекс мероприятий

до 1 февраля

2018 года

Мининфоком, Минздрав, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Госкоминвестиций, Республиканский центр социальной адаптации детей, общества лиц с инвалидностью

14.

Принятие мер по стимулированию и поддержке предприятий обществ лиц с инвалидностью, в том числе предусматривающих установление обязательной квоты заказа по государственным закупкам на их продукцию и услуги.

Проект нормативно- правового акта

до 1 марта

2018 года

Минэкономики, Минфин, ГНК, ГТК, Национальное агентство проектного управления, Минздрав, Минтруд, общества лиц с инвалидностью

15.

Совершенствование системы поддержки и стимулирования негосударственного сектора, в том числе на основе государственно-частного и социального партнерства, в развитии и расширении спектра производства доступных товаров и услуг для лиц с инвалидностью, создании специализированных мест проведения содержательного времяпровождения с оборудованием специальными техническими средствами для отдыха и реабилитации лиц с инвалидностью, а также повышении их занятости.

Проект нормативно- правового акта

до 1 марта

2018 года

ТПП, Минздрав, Минтруд, Минвуз, Минфин, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минэкономики, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

16.

Внесение изменений и дополнений в законодательство, предусматривающих установление с 1 января 2018 года ставки фиксированного налога независимо от вида деятельности и места его осуществления для индивидуальных предпринимателей, являющихся лицами с инвалидностью I и II группы, в размере 50 процентов минимальной заработной платы в месяц, а за каждого нанятого индивидуальным предпринимателем работника из числа лиц с инвалидностью I и II группы - в размере 15 процентов минимальной заработной платы в месяц.

Проекты нормативно- правовых актов

до 1 января

2018 года

ГНК, Минфин, Минэкономики, Минздрав, Минтруд, Минюст

17.

Организация совместно с агентствами ООН реализации проекта "Повышение эффективности обеспечения прав детей и взрослых с инвалидностью в Узбекистане".

Проектный документ

до 1 февраля

2018 года

Генеральная прокуратура, Минздрав, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минтруд, общества лиц с инвалидностью, агентства ООН

18.

Проведение на системной основе с международными, зарубежными финансовыми институтами и другими донорами работы по привлечению средств для дальнейшего развития системы государственной поддержки лиц с инвалидностью, в том числе путем взаимодействия с тематической программой технического содействия Европейского союза "Европейский инструмент в области демократии и прав человека".

Организационные мероприятия

На постоянной основе

Госкоминвестиций, Минздрав, МИД, Минфин, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства

     

II. ПРОФИЛАКТИКА ИНВАЛИДНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

     

19.

Разработка проекта Государственной программы раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний для предупреждения врожденной инвалидности, в том числе предусматривающей:

а) меры по обеспечению более полного охвата беременных женщин и детей скрининговыми обследованиями и надлежащего контроля за данной деятельностью, включая:

принятие действенных мер по раннему выявлению наследственных заболеваний;

пренатальное ультразвуковое обследование беременных женщин группы риска с 16-й недели беременности;

выявление пороков невральной трубки и хромосомных синдромов путем проведения исследований у беременных на биохимические маркеры;

комплексное обследование новорожденных детей с целью выявления наследственных заболеваний, в том числе путем расширения параметров перинатальных скрининговых обследований и обеспечения необходимым оборудованием;

обеспечение доступа к услугам репродуктивного здоровья для женщин с инвалидностью;

б) расширение применения современных медицинских, образовательных и социальных технологий, позволяющих полностью преодолеть отдельные виды инвалидности, в том числе системы раннего распознавания отставания в развитии, нарушений слуха и зрения, психосоциальных расстройств;

в) внедрение порядка обязательного проведения скрининговых обследований детей раннего возраста с последующим оказанием медико-социальной помощи, а также предупреждения хронизации различных заболеваний и инвалидизации, включая:

улучшение питания детей в возрасте до 5 лет, проживающих в зоне Приаралья, с использованием витаминно-минеральных комплексов;

проведение ежегодного бесплатного углубленного профилактического медицинского осмотра детей в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах (общий анализ крови, флюорографическое обследование, осмотр педиатра, стоматолога, невропатолога, эндокринолога, окулиста

и др.);

оздоровление и реабилитацию детей с выявленными заболеваниями;

г) введение практики систематического проведения специальных исследований в разрезе районов, направленных на выявление причин и условий роста врожденных аномалий у новорожденных детей, а также психических заболеваний.

Проект постановления Кабинета Министров

до 1 марта

2018 года

Минздрав, Минфин, Минэкономики, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Мининфоком, Госкоминвестиций, заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента, ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА

20.

Пересмотр государственной системы установления инвалидности и порядка выплаты пенсий и пособий по инвалидности с учетом:

необходимости перехода на международные стандарты определения инвалидности, обеспечения содействия социальной интеграции лиц с инвалидностью и выплаты им пенсий и пособий;

расширения возможности выхода на пенсию и получения пособий лицам, ухаживающим за отдельными категориями лиц с инвалидностью, в том числе с тяжелыми психическими расстройствами, а также льготного выхода на пенсию для отдельных категорий лиц с инвалидностью.

Проекты нормативно- правовых актов

до 1 марта

2018 года

Минздрав, Минтруд, Минфин, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью, ЮНИСЕФ, ПРООН

21.

Разработка предложений по совершенствованию методологии реализации индивидуальной программы реабилитации лиц с инвалидностью, в том числе предусматривающих:

утверждение порядка разработки индивидуальной программы реабилитации с указанием конкретных полномочий соответствующих органов, исполнителей мероприятий, механизмов финансирования, основных направлений реабилитации;

расширение круга участников освидетельствования, предусмотрев конкретные основания обязательного приглашения специалистов других сфер;

разработку критериев проведения медико-социальной экспертизы с внедрением современных методов медико-социальной реабилитации лиц с инвалидностью.

Проект постановления Кабинета Министров

до 1 апреля

2018 года

Минздрав, Минтруд, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минфин, Республиканский центр социальной адаптации детей, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью, ЮНИСЕФ, ПРООН

22.

Проведение углубленных научно-прикладных, практических исследований по вопросам врачебно-трудовой экспертизы, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания, протезирования и протезостроения, а также внедрение результатов исследований в практическую деятельность.

Проведение широкой разъяснительной работы, основанной на итогах проведенных изучений, в том числе направленных на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение родственных и ранних браков.

План мероприятий

Организационные мероприятия

до 1 марта

2018 года

На постоянной основе

Минздрав, Академия наук, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Мининновации, Минтруд, ЮНФПА

23.

Разработка новых учебных программ, в том числе программ по социальной работе, эрготерапии, физической терапии и других мер по реабилитации лиц с инвалидностью для подготовки специалистов врачебно-трудовых экспертных комиссий и медико-социальных служб системы Министерства здравоохранения.

План мероприятий

до 1 февраля

2018 года

Минздрав, Минтруд, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования

24.

Разработка программы развития производства качественных протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, в том числе предусматривающей.

локализацию производства и привлечение иностранных инвесторов для создания новых производств с применением современных технологий;

создание специализированных предприятий на базе предприятий общественных объединений лиц с инвалидностью;

модернизацию производства и техническое перевооружение действующих производств;

выделение пустующих помещений для размещения новых предприятий.

Проект нормативно- правового акта

до 1 апреля

2018 года

Госкоминвестиций, Минздрав, МИД, Минфин, Минэкономики, Госкомконкуренции, заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента

25.

Расширение перечня протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, бесплатно выдаваемых лицам с инвалидностью, упрощение процесса их обеспечения данными средствами, предусмотрев выявление, при составлении медицинского заключения на выдачу специальных средств, индивидуальных характеристик лиц с инвалидностью.

Проект нормативно- правового акта

до 1 февраля

2018 года

Минздрав, Агентство "Узстандарт", Минтруд, Госкоминвестиций

26.

Разработка порядка организации медицинской помощи гражданам Узбекистана со стороны зарубежных специалистов на безвозмездной (благотворительной) основе, в том числе предусматривающего порядок отбора граждан для проведения лечения и операций, а также предварительного оповещения о проводимых мероприятиях.

Проект нормативно- правового акта

до 1 марта

2018 года

Минздрав, МИД, Республиканский центр социальной адаптации детей, общества лиц с инвалидностью

27.

Разработка предложений по совершенствованию деятельности медико-психолого-педагогической и психолого-медико-педагогической комиссий системы дошкольного и народного образования, с целью повышения качества, объективности, доступности и эффективности их работы, в том числе путем улучшения обучения и воспитания детей с инвалидностью, а также коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной деятельности.

Проект нормативно- правового акта

до 1 апреля

2018 года

Минздрав, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минтруд, Республиканский центр социальной адаптации детей, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью, ПРООН, ЮНИСЕФ

28.

Создание единого электронного автоматизированного реестра лиц с инвалидностью, включающего комплексную информацию о лицах с инвалидностью, назначенных размерах и видах денежных выплат, выданных технических средствах реабилитации, протезно-ортопедических изделиях и лекарственных средствах, оказанных социальных услугах и предоставленных льготах, а также позволяющего оперативно выявлять имеющиеся у них проблемы, получать информацию о состоянии дел в этой сфере, осуществлять обмен данных между государственными органами и предотвратить нецелевое расходование бюджетных средств и предупреждать факты злоупотреблений.

Проект постановления Кабинета Министров электронный автоматизированный реестр

до 1 марта

2018 года

до 1 июня

2018 года

Мининфоком, Минздрав, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Внебюджетный пенсионный фонд при Минфин, Минтруд, ГНК, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

29.

Разработка программы мер по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность по оказанию медико-социальной помощи лицам с инвалидностью, в том числе предусматривающую возможность осуществления постоянного мониторинга за:

обоснованностью выдачи лекарственных средств, протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, а также оказания других социальных услуг;

наличием и своевременным обеспечением медицинских и медико-социальных учреждений лекарственными средствами, протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации.

Проект постановления Кабинета Министров

до 1 марта

2018 года

Мининфоком, Минздрав, Минфин, ГНК, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

30.

Повышение качества и эффективности воздействия на общественное сознание проводимой разъяснительной работы по социализации лиц с инвалидностью, обеспечению недопущения дискриминации по признаку инвалидности и усиления взаимосвязи лиц с инвалидностью с семьей, обществом и государством, в том числе с использованием специальных социальных роликов с учетом опыта зарубежных стран.

План мероприятий

до 1 января

2018 года

НТРК, УзАПИ, УзА, Минздрав, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

    

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЦАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ, А ТАКЖЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

   

31.

Разработка государственной программы по совершенствованию системы получения образования лицами с инвалидностью, в том числе предусматривающей:

расширение и разъяснение эффективности инклюзивного образования;

механизмы реализации права каждого ребенка с инвалидностью на получение инклюзивного образования;

принятие детей с инвалидностью и психофизическими нарушениями в государственные дошкольные учреждения с 2 лет;

обеспечение дистанционного обучения лиц с инвалидностью, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, включая разработку специализированной программы.

Проект постановления Кабинета Министров

до 1 марта

2018 года

Минобразования, Минвуз, Министерство дошкольного образования, Минздрав, Минфин, Мининфоком, Республиканский центр социальной адаптации детей, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

32.

Разработка программы по созданию условий для занятия спортом лиц с инвалидностью, в том числе предусматривающей развитие параолимпийских видов спорта и поддержку футбола среди лиц с инвалидностью, создание кафедры "Паралимпийские виды спорта" при Институте физкультуры и спорта, обеспечивающей подготовку тренеров и других специалистов по паралимпийским видам спорта.

Проект нормативно- правового акта

до 1 февраля

2018 года

Госкомспорг, Минздрав, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Национальный олимпийский комитет, Национальная параолимпийская ассоциация Узбекистана

33.

Расширение практики предоставления выездных государственных услуг для нуждающихся лиц, в том числе на льготной основе, необходимых, в первую очередь, для реализации их прав и свобод (выдача биометрического паспорта, оказание нотариальных услуг и другие).

Проекты нормативно- правовых актов

до 1 марта

2018 года

МВД, Минюст, Минэкономики, Минздрав, Минтруд, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

34.

Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта положения о порядке приема в высшие образовательные учреждения лиц с инвалидностью с учетом установления для них дополнительной квоты в размере двух процентов от общего количества приема абитуриентов.

Проект нормативно- правового акта

до 1 апреля

2018 года

Минвуз, Минэкономики, Минфин, Государственный центр тестирования, Минздрав, Минтруд

35.

Разработка государственной программы по содействию занятости лиц с инвалидностью, в том числе предусматривающей: формирование реестров лиц с инвалидностью, заинтересованных в трудовой деятельности;

введение системы повышения квалификации и переподготовки лиц с инвалидностью для их дальнейшего трудоустройства;

внедрение механизмов трудоустройства лиц с инвалидностью по месту жительства путем расширения надомного труда и организации новых рабочих мест в составе инфраструктуры органов самоуправления граждан;

введение краткосрочных курсов по обучению лиц с инвалидностью, в первую очередь женщин с инвалидностью, востребованным профессиям, а также предпринимательской деятельности;

широкое привлечение представителей обществ лиц с инвалидностью к общественно-экономической деятельности.

Проект постановления Кабинета Министров

до 1 марта

2018 года

Минтруд, Минздрав, Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Мининфоком, ТПП, фонд "Махалла", Совет федерации профсоюзов, общества лиц с инвалидностью, ЮНФПА

36.

Совершенствование учебных программ специализированных образовательных учреждений с учетом интересов и возможностей детей с инвалидностью и востребованности соответствующих профессий.

План мероприятий

до 1 января

2018 года

Минвуз, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минздрав, Минтруд, ЦССПО, общества лиц с инвалидностью

37.

Пересмотр системы проведения оценки условий труда и аттестации рабочего места для лиц с инвалидностью, предусматривающий улучшение условий для работодателей, учет мнения лиц с инвалидностью, установление действенного механизма контроля за данной деятельностью.

Проект нормативно- правового акта

до 1 февраля

2018 года

Минтруд, Минздрав, Совет федерации профсоюзов

38.

Создание в специализированных образовательных учреждениях кабинетов оказания профессиональной психологической разгрузки для учащихся лиц с инвалидностью

Проект нормативно- правового акта

до 1 июля

2018 года

Минобразования, Министерство дошкольного образования, Минздрав, Минфин, Республиканский центр социальной адаптации детей

    

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОЙ И БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ

С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, УЛУЧШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОСНАЩЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  

39.

Разработка государственной программы по обеспечению доступной среды для лиц с инвалидностью, направленной в том числе на реализацию требований законодательства о доступности физической среды для лиц с инвалидностью, принятие мер по поэтапному оборудованию общественного транспорта, социальной, дорожно-транспортной и другой инфраструктуры техническими средствами, обеспечивающими доступ к ним лиц с инвалидностью.

Проект постановления Кабинета Министров

до 1 марта

2018 года

Госархитектстрой, Минтруд, Минвуз, Минздрав, Минобразования, Министерство дошкольного образования, Госкомгеодезкадастр, Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта, Национальный центр по правам человека, АК "Узбекистон темир йуллари", НАК "Узбекистон хаво йуллари", заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

40.

Принятие мер по повышению на местах эффективности социальной защиты и интеграции лиц с инвалидностью, направленных на поэтапное обеспечение доступности, в том числе: посещения ими объектов социальной инфраструктуры; пользования всеми видами общественного транспорта, оснащения общественного транспорта специальными средствами для создания удобств лицам с инвалидностью, включая пандусы, отдельные места, озвучивание остановок и маршрута, электронное информационное табло.

Комплекс организационных мер

На постоянной основе

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, г.Ташкента, городов и районов, Минтранс, Минздрав, Минтруд, МВД, Агентство по развитию медико-социальных услуг, АК "Узбекистон темир йуллари", НАК "Узбекистон хаво йуллари", Госкоминвестиций

41.

Оснащение Национального и региональных центров реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью современным диагностическим, лечебным и спортивным оборудованием.

Комплекс мероприятий

до 1 марта

2018 года

Минздрав, Минфин, Минэкономики, Госкоминвестиций

42.

Подготовка и внесение предложений по: организации подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств - лиц с инвалидностью;

обеспечению переоснащения специальным оборудованием легковых автомобилей отечественного производства, приспособленных для эксплуатации лицами с инвалидностью.

Проект постановления Кабинета Министров План мероприятий

до 1 февраля

2018 года

МВД, Минздрав, Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта, АО "Узавтосаноат", ОСО "Ватанпарвар"

43.

Выделение минимального фиксированного количества мест на автостоянках, предназначенных для парковки автотранспортных средств лиц с инвалидностью, с запрещением парковки на них других автотранспортных средств.

Введение нового дорожного знака, позволяющего парковаться лицам с инвалидностью вблизи труднодоступной для них инфраструктуры.

Проект нормативно- правового акта

до 1 февраля

2018 года

МВД, Минздрав, Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта, общества лиц с инвалидностью

44.

Принятие мер по организации сопровождения выпускаемых новостей, телепередач и видеофильмов субтитрами или сурдопереводом, а также расширению изданий со специальным шрифтом, способствующих повышению доступа лиц с инвалидностью к получению информации и обеспечению их досуга.

План мероприятий

до 1 февраля

2018 года

НТРК, УзАПИ, УзА, Минздрав, Минвуз

45.

Разработка предложений по вопросу организации деятельности санаториев для лиц с инвалидностью с использованием принципов государственно-частного партнерства.

Проект нормативно- правового акта

до 1 марта

2018 года

Минздрав, Минэкономики, Госкоминвестиций, Минфин, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

46.

Разработка и внесение плана мероприятий по строительству и оснащению медико-социальных учреждений, расширению их возможностей по приему лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения

Проект нормативно- правового акта

до 1 января

2018 года

Минздрав, Минэкономики, Госархитектстрой, Госкоминвестиций, Минфин, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

47.

Развитие системы учебно-трудовых мастерских в домах-интернатах "Мурувват" и "Саховат", в том числе путем: оснащения их необходимым оборудованием; разработки и внедрения программ обучения и овладения трудовыми навыками;

обеспечения полноценной социализации опекаемых.

Проект постановления Кабинета Министров

до 1 февраля

2018 года

Минздрав, Госкоминвестиций, Минэкономики, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства

48.

Принятие мер по усилению архитектурно-строительного надзора при проектировании и строительстве объектов, в том числе дорожно-транспортной инфраструктуры, а также повышению ответственности за несоблюдение требований в части обеспечения доступа лиц с инвалидностью.

Проект нормативно правового акта

до 1 февраля

2018 года

Госархитектстрой, Госкомгеодезкадастр, Минздрав, Минтруд, Минфин, Госкомавтодор, Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента

49.

Обеспечение официальных веб-сайтов государственных органов и организаций дополнительными возможностями для лиц с инвалидностью, связанных с доступным ознакомлением, размещенной на них информацией и пользованием услуг.

План мероприятий

до 1 января

2018 года

Мининфоком, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства

50.

Проработка внедрения возможности обращения в экстренные службы лиц с нарушением речи и слуха с использованием современных средств связи.

Проект нормативно- правового акта

до 1 марта

2018 года

Мининфоком, МВД, Минздрав, МЧС, Минфин, Минэкономики, Госкоминвестиций, заинтересованные министерства и ведомства, общества лиц с инвалидностью

51.

Внесение предложений по изготовлению удостоверений для лиц с инвалидностью войны 1941-1945 годов, приравненных к ним лиц, лиц с инвалидностью по причине ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др.

Организационные мероприятия

до 1 января

2018 года

Минздрав, Минфин, Внебюджетный пенсионный фонд при Минфин, Минобороны, МВД, МЧС, СНБ, ГТК

      


Примечание. Нормативно-правовые акты могут пересматриваться или объединяться в единый акт в зависимости от сфер и предмета регулирования соответствующих правовых отношений.



"Народное слово", 2 декабря 2017 г.


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 декабря 2017 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

11 декабря 2017 г., N 49, ст. 1195