язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Внешнеэкономическая деятельность/ Свободные экономические зоны/ Положение о свободных экономических зонах (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 16.01.2018 г. N 29)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 16.01.2018 г. N 29



ПОЛОЖЕНИЕ

о свободных экономических зонах


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок создания, функционирования и прекращения статуса свободных экономических зон.


2. В настоящем Положении используются следующие понятия:


свободная экономическая зона (далее - СЭЗ) - специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, современных технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны;


Республиканский совет по координации деятельности административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон (далее - Республиканский совет) - коллегиальный орган, образуемый решением Президента Республики Узбекистан из числа представителей органов государственного управления и других организаций;


административные советы свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте (далее - административные советы) - коллегиальные органы, образуемые решением Президента или Правительства Республики Узбекистан из числа представителей органов государственной власти на местах и других организаций;


дирекция свободной экономической зоны (далее - Дирекция) - юридическое лицо в форме государственного унитарного предприятия, создаваемое для оперативного управления деятельностью СЭЗ;


инвестор СЭЗ - субъект инвестиционной деятельности, прошедший в установленном порядке отбор и осуществляющий инвестирование на территории СЭЗ;


инвестиции на территории СЭЗ - материальные и нематериальные блага и права на них, а также реинвестиции, вкладываемые участниками СЭЗ в определенные административным советом объекты предпринимательской деятельности;


соглашение об инвестировании на территории СЭЗ (далее - соглашение об инвестировании) - соглашение, заключаемое между Дирекцией и инвестором (инвесторами), определяющее права, обязанности и ответственность сторон;


участник хозяйственной деятельности СЭЗ (далее - участник СЭЗ) - хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории СЭЗ в установленном порядке и включенный Дирекцией в реестр участников СЭЗ.


3. Деятельность государственных органов и применение законодательства Республики Узбекистан осуществляются на территории СЭЗ с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Узбекистан "О свободных экономических зонах", решениями Президента Республики Узбекистан о создании свободных экономических зон и принятыми в целях обеспечения их исполнения нормативно-правовыми актами, международными договорами и соглашениями об инвестировании, а также настоящим Положением.


4. Градостроительная деятельность на территории СЭЗ осуществляется в соответствии с генеральными планами СЭЗ.


5. Земельные участки на территории СЭЗ находятся в прямом ведении административных советов соответствующих областей и предоставляются участникам СЭЗ в установленном порядке.

Дирекции по решениям административных советов и разработанным генеральным планам СЭЗ осуществляют размещение одобренных инвестиционных проектов, в первую очередь, на базе бездействующих, пустующих зданий, сооружений и незавершенных строительством объектов и в территориях, имеющих подведенную инженерную инфраструктуру.


6. Основные задачи и направления деятельности свободных экономических зон определяются решениями Президента Республики Узбекистан.


7. Регулирование деятельности участников СЭЗ в других сферах осуществляется в установленном порядке.



ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И БЮДЖЕТ СЭЗ


8. Функции по государственному регулированию и координации деятельности СЭЗ осуществляются административными советами.

Основными задачами и направлениями деятельности административных советов являются:

осуществление контроля за соблюдением особого правового и экономического режима на территориях СЭЗ;

организация эффективного функционирования СЭЗ, формирование дирекций и осуществление контроля за их деятельностью;

проведение отбора и принятие решения по размещению инвестиционных проектов для реализации на территории СЭЗ;

принятие решений о предоставлении земельных участков участникам СЭЗ для реализации инвестиционных проектов;

принятие решения о реализации по "нулевой" выкупной стоимости, с принятием инвестиционных обязательств, бездействующих предприятий и имущества, находящихся в государственной собственности, участникам СЭЗ;

разработка программ развития СЭЗ, рассмотрение генеральных планов развития СЭЗ, обеспечение своевременной реализации проектов по строительству инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры в СЭЗ;

мониторинг за ходом реализации инвестиционных проектов, а также выполнения обязательств, включенных в соглашение об инвестировании, в том числе параметров бизнес-планов предприятий участников СЭЗ;

оказание содействия участникам СЭЗ в решении комплекса вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов и функционирования предприятий;

внесение предложений по уточнению границ территории СЭЗ;

внесение предложений по повышению эффективности деятельности СЭЗ, в том числе по изменениям, дополнениям в нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность.

Административные советы могут осуществлять и другие задачи в соответствии с законодательством.

Административные советы в пределах своей компетенции принимают решения самостоятельно.


9. Деятельность административных советов координируется Республиканским советом.

Основными задачами и направлениями деятельности Республиканского совета являются:

определение стратегии развития СЭЗ на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

осуществление руководства, координации и мониторинга деятельности административных советов и дирекций;

обеспечение четкой координации деятельности министерств, ведомств, коммерческих банков, органов государственной власти на местах по оказанию ими практического содействия в решении организационно-технических вопросов, связанных с функционированием и развитием СЭЗ, реализацией инвестиционных проектов на территории СЭЗ, оперативное принятие мер по недопущению с их стороны фактов бюрократизма и волокиты, внесение предложений по принятию к виновным должностным лицам мер строгой ответственности;

оперативное рассмотрение и принятие согласованных решений по всем организационным вопросам деятельности СЭЗ, перспективным предложениям, поступающим от иностранных инвесторов, а также внесенным в Республиканский совет конкретным проектным предложениям, рекомендуемым к реализации на территории СЭЗ;

внесение в установленном порядке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и нормативно-правовых актов, направленных на создание еще более благоприятных условий для инвесторов, реализующих проекты на территории СЭЗ, повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ, увеличения поставок производимой ими продукции на экспорт;

качественную организацию, координацию и мониторинг на протяжении всего цикла реализации проектов, включая предпроектную подготовку и реализацию проектов, ввод в действие объектов и обеспечение достижения конечных целей;

проведение постоянного мониторинга за реализацией инвестиционных проектов на территории СЭЗ с выявлением причин, препятствующих их вводу в установленные сроки, а также за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ с принятием мер по оказанию им практической помощи в решении возникающих вопросов и проблем;

установление действенного контроля за деятельностью дирекций, регулярное заслушивание отчетов руководителей дирекций о ходе реализации одобренных инвестиционных проектов, внесение предложений о принятии мер ответственности к руководителям министерств, ведомств, хозяйственных объединений и дирекций, не обеспечивших выполнение возложенных на них задач и функций;

приостановление или лишение статуса участника СЭЗ по обоснованным предложениям административных советов или уполномоченных органов;

согласование вопросов создания новых и изменения границ действующих СЭЗ;

согласование решений административных советов по реализации инвестиционных проектов на территории СЭЗ стоимостью в эквиваленте свыше 5,0 млн долларов США.

Республиканский совет может иметь и другие задачи в соответствии с законодательством.


10. Оперативное управление деятельностью СЭЗ осуществляется Дирекцией.

Дирекция:

осуществляет регистрацию участников СЭЗ в соответствии с принятыми решениями административного совета, а также ведет их реестр;

заключает с инвесторами СЭЗ соглашения об инвестировании, договоры с участниками СЭЗ о реализации государственного имущества по "нулевой" выкупной стоимости в соответствии с решениями административных советов;

осуществляет проработку и поиск иностранных и отечественных инвесторов для реализации инвестиционных проектов на территории СЭЗ;

осуществляет размещение одобренных инвестиционных проектов по решениям административного совета и разработанному генеральному плану СЭЗ;

организует выдачу по принципу "одно окно" всех необходимых разрешений на подключение к сетям инженерно-коммуникационной инфраструктуры;

осуществляет системный контроль за надлежащим выполнением отобранными в установленном порядке инвесторами СЭЗ принятых на себя обязательств, с последующим представлением результатов административному совету;

управляет находящимися в государственной собственности объектами недвижимости, расположенными на территории СЭЗ, в пределах предоставленных ей полномочий;

оказывает содействие участникам СЭЗ в решении вопросов, связанных со своевременным вводом в эксплуатацию проектов и обеспечением бесперебойного функционирования предприятий на территории СЭЗ;

обеспечивает реализацию программы развития СЭЗ;

обеспечивает контроль за улучшением экологической обстановки, а также несет ответственность за сохранность историко-культурных ценностей, находящихся на территории СЭЗ;

осуществляет другие функции по оперативному управлению деятельностью СЭЗ.


11. Дирекция по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан ежегодно разрабатывает проект самостоятельного бюджета СЭЗ на соответствующий финансовый год и представляет на утверждение в административный совет.

Самостоятельный бюджет СЭЗ формируется за счет:

части поступлений от сдачи в аренду земельных участков, зданий и сооружений, находящихся в их пользовании и управлении;

доходов от оказания услуг;

отчислений участников СЭЗ и оплаты за регистрацию в качестве участников СЭЗ в размерах, определяемых Республиканским советом;

целевых бюджетных ассигнований, предусмотренных Инвестиционной программой Республики Узбекистан на соответствующий год;

других, не запрещенных законодательством источников.


12. Средства бюджета СЭЗ используются на:

создание Фонда развития СЭЗ, средства которого направляются на развитие инфраструктуры и повышение эффективности функционирования СЭЗ;

содержание Дирекции в установленном порядке;

финансирование реализации других задач, направленных на исполнение соответствующего решения Президента Республики Узбекистан о создании СЭЗ.

Положение о Фонде развития СЭЗ утверждается Республиканским советом.


13. Штатное расписание и смета расходов Дирекции утверждаются Республиканским советом.



ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕРРИТОРИИ СЭЗ


14. Порядок проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на территории СЭЗ и регистрации участников СЭЗ регламентируются отдельным положением, утверждаемым Кабинетом Министров.


15. Свидетельство участника СЭЗ, выдаваемое участнику СЭЗ, является подтверждением его прав на применение особого правового режима, в том числе налоговых и таможенных льгот в отношении его деятельности на территории СЭЗ.


16. На участника СЭЗ после его регистрации в установленном порядке возлагаются обязательства, закрепленные в соответствующем соглашении об инвестировании в части, касающейся деятельности на территории СЭЗ.

Участник СЭЗ не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об инвестировании другому лицу.


17. Хозяйствующие субъекты, не являющиеся участниками СЭЗ, вправе осуществлять деятельность на территории СЭЗ в соответствии с законодательством.


18. Образование участниками СЭЗ своих филиалов в Республике Узбекистан за пределами территории СЭЗ не допускается.


19. Лишение статуса участника СЭЗ допускается согласно решению Республиканского совета, по обоснованным предложениям административных советов, уполномоченных органов или в судебном порядке.

При этом невыполнение участниками СЭЗ принятых обязательств по выполнению параметров инвестиционного проекта, предусмотренных в соглашениях об инвестировании, является основанием для лишения субъекта предпринимательства статуса участника СЭЗ в установленном порядке.

Изъятие, при необходимости, земельного участка у субъекта предпринимательства, лишенного статуса участника СЭЗ, осуществляется в соответствии с законодательством и соглашением об инвестировании или другими заключенными с инвестором договорами.


20. Лишение субъекта предпринимательства статуса участника СЭЗ не влечет прекращения его деятельности на территории свободной экономической зоны, а также прав на другие объекты, принадлежащие участнику СЭЗ на праве собственности.


21. Споры, связанные с деятельностью на территории СЭЗ, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и соглашениями об инвестировании.



ГЛАВА 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ СТАТУСА СЭЗ


22. Статус свободной экономической зоны прекращается:

по истечении срока, установленного решением о ее создании;

при невыполнении задач и недостижении целей, предусмотренных решением о ее создании.


23. Решение о прекращении статуса свободной экономической зоны принимается Президентом Республики Узбекистан не менее чем за три года до истечения установленного срока.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 января 2018 г.