Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Государственные программы, концепции и их реализация/ Общие концептуальные вопросы/ Указ Президента Республики Узбекистан от 04.05.2018 г. N УП-5430 "О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
04.05.2018 г.
N УП-5430
О МЕРАХ
ПО КОРЕННОМУ ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ
ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В ПРОЦЕССЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
ОБНОВЛЕНИЯ СТРАНЫ
За последнее время реализованы значительные меры по повышению роли и значения, общественной активности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в осуществлении демократических преобразований во всех сферах жизни общества и государства.
Принято более 200 нормативно-правовых актов, направленных на повышение эффективности деятельности негосударственных некоммерческих организаций, создана необходимая институциональная база для их всемерной поддержки.
Функционирующие на сегодняшний день более 9 200 негосударственных некоммерческих организаций выполняют важную роль в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, демократических ценностей, достижении социальных, культурных и образовательных целей.
Вместе с тем положение дел в данной сфере свидетельствует о наличии ряда системных проблем и недостатков, препятствующих активному участию негосударственных некоммерческих организаций в проводимых широкомасштабных реформах, повышении политической культуры, правосознания граждан, удовлетворении их духовных и иных нематериальных потребностей. В частности:
первое, не налажены механизмы эффективного и конструктивного диалога государства с гражданским обществом, не осуществляется системный анализ нужд негосударственных некоммерческих организаций, не созданы эффективные площадки для обмена мнениями по важнейшим вопросам дальнейшего государственного и общественного развития;
второе, низкий уровень вовлеченности негосударственных некоммерческих организаций в разработку и реализацию программ социально-экономического развития, нормативно-правовых актов не позволяет глубоко изучать и учитывать интересы всех социальных групп, представляемые различными негосударственными некоммерческими организациями;
третье, несмотря на создание достаточной законодательной базы, социальное партнерство не смогло превратиться в эффективный механизм взаимодействия между государственными органами и негосударственными некоммерческими организациями, направленный на решение широкого спектра социальных проблем граждан, реальное продвижение их инициатив и современных идей, особенно молодежи;
четвертое, не должным образом реализуются меры государственной поддержки и поощрения деятельности активных, самоинициативных негосударственных некоммерческих организаций, предлагающих инновационные идеи по дальнейшему социально-экономическому, общественно-политическому развитию страны;
пятое, нормы законодательства, регулирующие процедуры регистрации негосударственных некоммерческих организаций, порядок их деятельности, предусматривают излишние бюрократические требования и препоны, являются устаревшими и не отвечают современным требованиям;
шестое, применяемые органами исполнительной власти методы организации межведомственного взаимодействия, направленного на всестороннюю поддержку деятельности негосударственных некоммерческих организаций, являются неэффективными, отсутствуют единые механизмы обмена данными и информацией между государственными органами;
седьмое, состояние материально-технической обеспеченности негосударственных некоммерческих организаций все еще остается неудовлетворительным, выделяемые государством средства на поддержку институтов гражданского общества не позволяют реализовывать среднесрочные и долгосрочные масштабные и общереспубликанские проекты и программы.
В целях коренного повышения роли и значения институтов гражданского общества во всестороннем и опережающем развитии страны, усиления их взаимодействия с органами государственной власти и управления, а также последовательной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Создать Консультативный совет по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан (далее - Консультативный совет) в составе согласно приложению.
2. Основными задачами Консультативного совета определить:
налаживание системного и эффективного диалога государства и институтов гражданского общества на высшем уровне в качестве современной, демократической и транспарентной площадки по консолидации их усилий, направленных на дальнейшее опережающее и всестороннее развитие страны;
выработку предложений по определению стратегических направлений и формированию национальной модели развития гражданского общества на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
обсуждение актуальных вопросов, волнующих гражданское общество и широкую общественность, а также систематическое информирование Президента Республики Узбекистан о состоянии и тенденциях развития данного сектора;
подготовку предложений по внедрению современных механизмов эффективного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, мер поддержки и поощрения их деятельности;
инициирование с участием научных и экспертных кругов организации фундаментальных и прикладных исследований в области развития гражданского общества, организацию систематического изучения, обобщения и анализа общественного мнения о государственной политике в области развития гражданского общества и ее практических результатах;
внесение предложений Президенту Республики Узбекистан по вопросам совершенствования организационно-правовых и экономических основ деятельности институтов гражданского общества, осуществления социального партнерства и общественного контроля, создания благоприятных условий для расширения их участия в общественном управлении;
разработку индикаторов оценки развития гражданского общества, уровня взаимодействия его институтов с государственными органами, а также их вклада в социально-экономическое развитие страны, организацию подготовки на их основе периодических и специальных, в том числе альтернативных докладов;
содействие институтам гражданского общества в развитии их международного сотрудничества, изучении прогрессивного международного опыта и его внедрении в условиях Узбекистана.
3. Определить, что:
деятельность Консультативного совета координируется непосредственно Президентом Республики Узбекистан;
организационное обеспечение деятельности Консультативного совета осуществляется Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества.
4. Установить, что с 1 июня 2018 года:
порядок согласования с регистрирующим органом мероприятий негосударственных некоммерческих организаций заменяется порядком уведомления о планируемых мероприятиях;
денежные средства и имущество, поступившие от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан иностранных государств либо по их поручению от других лиц на счета негосударственных некоммерческих организаций для реализации задач, предусмотренных их уставами (положениями), используются без каких-либо препятствий после согласования их получения с регистрирующим органом в установленном порядке;
поступление грантовых средств для негосударственных некоммерческих организаций в Республике Узбекистан осуществляется на их специально открытые счета в любых банковских учреждениях страны;
ставка единого социального платежа для негосударственных некоммерческих организаций, формирующих фонд оплаты труда за счет поступивших средств, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливается в размере не более 15 процентов;
ежегодная совокупная сумма административных расходов, а также выплат членам попечительского совета и ревизионной комиссии общественного фонда вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением ими своих функций, не должна превышать 30 процентов от суммы всех расходов фонда.
5. Министерству юстиции Республики Узбекистан:
а) в срок до 1 января 2019 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан разработать и внедрить электронную систему, обеспечивающую возможность подачи в электронном виде документов по:
государственной регистрации, перерегистрации негосударственных некоммерческих организаций и их символики;
уведомлению о проведении планируемых мероприятий негосударственных некоммерческих организаций;
ежегодным отчетам негосударственных некоммерческих организаций о своей деятельности;
согласованию негосударственными некоммерческими организациями получения денежных средств и имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан иностранных государств либо по их поручению от других лиц.
б) в двухмесячный срок:
разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Порядок мониторинга и изучения деятельности негосударственных некоммерческих организаций, предусматривающий определение видов, сроков, периодичности и других процедур их проведения;
совместно с Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом и Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике принять меры по упрощению форм отчетности негосударственных некоммерческих организаций, предоставляемых в регистрирующие, налоговые органы и органы статистики, а также порядка их предоставления.
6. Определить, что все проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций, в обязательном порядке согласовываются с Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана.
7. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента в двухмесячный срок создать общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента и предусмотреть, начиная с 2019 года, выделение необходимых средств из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов для дальнейшего осуществления их деятельности.
8. Установить, что учредителями общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, создаваемых при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, выступают соответственно Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента.
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 января 2019 года:
создать в центрах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, исходя из территориальных потребностей негосударственных некоммерческих организаций, "Дома негосударственных некоммерческих организаций" на базе пустующих и неэффективно используемых объектов государственной собственности;
принять меры по размещению в данных зданиях вновь создаваемых, а также осуществляющих свою деятельность в социально значимых сферах негосударственных некоммерческих организаций с применением "нулевой" ставки арендной платы.
10. Министерству юстиции совместно с Верховным судом, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по пересмотру и существенному сокращению административных взысканий за нарушение законодательства в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций.
11. Рекомендовать Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента, районов (городов):
образовать постоянно действующие комиссии по вопросам негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
ввести в практику организацию заслушивания руководителей органов государственной власти на местах по вопросам развития деятельности негосударственных некоммерческих организаций, обеспечения защиты их прав и законных интересов.
12. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
принять постановление об утверждении Положения о взаимодействии органов юстиции с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, правоохранительными органами по выявлению негосударственных некоммерческих организаций, нарушающих законодательство и занимающихся запрещенной деятельностью;
пересмотреть и утвердить в новой редакции Положение о порядке контроля за приемом, учетом, адресным распределением и целевым использованием грузов гуманитарной помощи и мониторинга гуманитарных проектов, приняв меры по упрощению процедуры и сокращению сроков принятия решений о получении гуманитарной помощи, а также определения единого уполномоченного органа в данной сфере;
разработать и внести проект нормативно-правового акта по развитию движения волонтеров (добровольцев) в Республике Узбекистан.
13. Заинтересованным министерствам и ведомствам в пределах действующей штатной численности определить одного из заместителей руководителя ответственным по взаимодействию с негосударственными некоммерческими организациями.
14. Согласиться с предложением Министерства юстиции Республики Узбекистан, Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества об учреждении нагрудного знака "За вклад в развитие гражданского общества", вручаемого представителям общественных структур и инициативным гражданам, внесшим достойный вклад в развитие негосударственного некоммерческого сектора в стране, за работу и достижения, результаты которых оказали значительное влияние на формирование и развитие гражданского общества.
15. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять правительственное решение об утверждении Положения о нагрудном знаке "За вклад в развитие гражданского общества".
16. Рекомендовать Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан утвердить Положение о порядке проведения конкурса и предоставления ежегодной премии, выдаваемой негосударственным некоммерческим организациям за осуществление успешной социально значимой деятельности.
17. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить регулярное и широкое освещение среди населения практической деятельности негосударственных некоммерческих организаций.
18. Министерству юстиции совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
19. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., государственных советников Президента Республики Узбекистан Иноятова Р.Р. и Камилова Р.Т.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 04.05.2018 г. N УП-5430
СОСТАВ
Консультативного совета по развитию
гражданского общества при Президенте
Республики Узбекистан
1. |
Саидов А.Х. |
- |
председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, руководитель Консультативного совета |
Касимов Р.С. |
- |
советник Президента Республики Узбекистан - ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан
|
|
Куранбаев К.К. |
- |
первый заместитель советника Президента Республики Узбекистан - председатель Союза молодежи Узбекистана
|
|
4. |
Муродов О.Б. |
- |
Генеральный прокурор Республики Узбекистан |
|
Мавлонов Б.М. |
- |
первый заместитель советника Президента Республики Узбекистан
|
Маматов Р.Т. |
- |
министр по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан
|
|
7. |
Давлетов Р.К. |
- |
министр юстиции Республики Узбекистан |
8. |
Рафиков К.М. |
- |
председатель Совета Федерации профсоюзов Узбекистана |
9. |
Абдукаримов Г.О. |
- |
директор Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества |
10. |
Насриев И.И |
- |
председатель Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана |
11. |
Жавлонов Ш.С. |
- |
председатель Благотворительного общественного фонда "Махалла" |
12. |
Жалилов Ш.И. |
- |
председатель Фонда "Нуроний" |
13. |
Икрамов А.И. |
- |
председатель Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан |
14. |
Хаитов А.А. |
- |
председатель Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана |
15. |
Хусанов О.Н. |
- |
директор Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан |
16. |
Юсупов С.К. |
- |
директор Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана |
17. |
Абдухаликов Ф.Ф. |
- |
председатель Национальной ассоциации электронных средств массовой информации |
18. |
Убайдуллаева P.А. |
- |
директор Центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" |
19. |
Бурханов А.Э. |
- |
директор Центра "Стратегия развития" |
20. |
Кадиров А.К. |
- |
директор Республиканского центра духовности и просветительства |
21. |
Кудратходжаев Ш.Т. |
- |
руководитель Международного пресс-клуба |
22. |
Кабулова Д.Н. |
- |
директор Центра поддержки гражданских инициатив |
23. |
по должности |
- |
директор Центра поддержки молодежного предпринимательства Узбекистана |
24. |
Абрамашвили А.И. |
- |
председатель Международного инновационного общественного объединения "Одаренные дети" |
25. |
Абдуллаев У.Т. |
- |
председатель Ассоциации "Хунарманд" |
26. |
Махмудова Г.Г. |
- |
председатель Ассоциации деловых женщин Узбекистана "Тадбиркор аёл" |
27. |
Алимов А.А. |
- |
директор Центра поддержки предпринимательства и фермерства Узбекистана |
28. |
Саримсаков Ж.Т. |
- |
председатель Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана |
29. |
Юсупова И.Т. |
- |
председатель Ассоциации поддержки детей и семей |
30. |
Ахмаджонов У.М. |
- |
президент Национального олимпийского комитета Узбекистана |
31. |
Абдуллаев К.К. |
- |
председатель Общества инвалидов Узбекистана |
32. |
Инамова С.Т. |
- |
председатель Международного неправительственного благотворительного фонда "Соглом авлод учун" |
33. |
Усмонов М.З. |
- |
председатель правления Международного благотворительного фонда "Эзгу максад" |
34. |
Искандарова Г.Р. |
- |
председатель Международной благотворительной организации "Подари мне жизнь" |
35. |
Каримов Х.Я. |
- |
председатель Общества красного полумесяца Узбекистана |
36. |
Ходжаева С.А. |
- |
директор Института демократии и прав человека |
37. |
Хакимов С.Х. |
- |
председатель Творческого союза журналистов Узбекистана |
38. |
Саидов С.С. |
- |
председатель Союза писателей Узбекистана |
39. |
Каримов А.Р. |
- |
председатель Международного общественного благотворительного фонда "Олтин мерос" |
40. |
Рашидова С.Ш. |
- |
академик Академии наук Республики Узбекистан |
41. |
Аюпов Ш.А. |
- |
академик Академии наук Республики Узбекистан |
42. |
Гулямов М.А. |
- |
руководитель сектора Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества, ответственный секретарь Консультативного совета |
Примечание. При переходе членов Консультативного совета на другую должность в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 мая 2018 г.
"Народное слово", 5 мая 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
7 мая 2018 г., N 18, ст. 361