язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Государственные программы, концепции и их реализация/ Общие концептуальные вопросы/ Указ Президента Республики Узбекистан от 04.05.2018 г. N УП-5430 "О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

04.05.2018 г.

N УП-5430



О МЕРАХ

ПО КОРЕННОМУ ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ

ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В ПРОЦЕССЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО

ОБНОВЛЕНИЯ СТРАНЫ


За последнее время реализованы значительные меры по повышению роли и значения, общественной активности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в осуществлении демократических преобразований во всех сферах жизни общества и государства.

Принято более 200 нормативно-правовых актов, направленных на повышение эффективности деятельности негосударственных некоммерческих организаций, создана необходимая институциональная база для их всемерной поддержки.

Функционирующие на сегодняшний день более 9 200 негосударственных некоммерческих организаций выполняют важную роль в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, демократических ценностей, достижении социальных, культурных и образовательных целей.

Вместе с тем положение дел в данной сфере свидетельствует о наличии ряда системных проблем и недостатков, препятствующих активному участию негосударственных некоммерческих организаций в проводимых широкомасштабных реформах, повышении политической культуры, правосознания граждан, удовлетворении их духовных и иных нематериальных потребностей. В частности:

первое, не налажены механизмы эффективного и конструктивного диалога государства с гражданским обществом, не осуществляется системный анализ нужд негосударственных некоммерческих организаций, не созданы эффективные площадки для обмена мнениями по важнейшим вопросам дальнейшего государственного и общественного развития;

второе, низкий уровень вовлеченности негосударственных некоммерческих организаций в разработку и реализацию программ социально-экономического развития, нормативно-правовых актов не позволяет глубоко изучать и учитывать интересы всех социальных групп, представляемые различными негосударственными некоммерческими организациями;

третье, несмотря на создание достаточной законодательной базы, социальное партнерство не смогло превратиться в эффективный механизм взаимодействия между государственными органами и негосударственными некоммерческими организациями, направленный на решение широкого спектра социальных проблем граждан, реальное продвижение их инициатив и современных идей, особенно молодежи;

четвертое, не должным образом реализуются меры государственной поддержки и поощрения деятельности активных, самоинициативных негосударственных некоммерческих организаций, предлагающих инновационные идеи по дальнейшему социально-экономическому, общественно-политическому развитию страны;

пятое, нормы законодательства, регулирующие процедуры регистрации негосударственных некоммерческих организаций, порядок их деятельности, предусматривают излишние бюрократические требования и препоны, являются устаревшими и не отвечают современным требованиям;

шестое, применяемые органами исполнительной власти методы организации межведомственного взаимодействия, направленного на всестороннюю поддержку деятельности негосударственных некоммерческих организаций, являются неэффективными, отсутствуют единые механизмы обмена данными и информацией между государственными органами;

седьмое, состояние материально-технической обеспеченности негосударственных некоммерческих организаций все еще остается неудовлетворительным, выделяемые государством средства на поддержку институтов гражданского общества не позволяют реализовывать среднесрочные и долгосрочные масштабные и общереспубликанские проекты и программы.

В целях коренного повышения роли и значения институтов гражданского общества во всестороннем и опережающем развитии страны, усиления их взаимодействия с органами государственной власти и управления, а также последовательной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:


1. Создать Консультативный совет по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан (далее - Консультативный совет) в составе согласно приложению.


2. Основными задачами Консультативного совета определить:

налаживание системного и эффективного диалога государства и институтов гражданского общества на высшем уровне в качестве современной, демократической и транспарентной площадки по консолидации их усилий, направленных на дальнейшее опережающее и всестороннее развитие страны;

выработку предложений по определению стратегических направлений и формированию национальной модели развития гражданского общества на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

обсуждение актуальных вопросов, волнующих гражданское общество и широкую общественность, а также систематическое информирование Президента Республики Узбекистан о состоянии и тенденциях развития данного сектора;

подготовку предложений по внедрению современных механизмов эффективного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, мер поддержки и поощрения их деятельности;

инициирование с участием научных и экспертных кругов организации фундаментальных и прикладных исследований в области развития гражданского общества, организацию систематического изучения, обобщения и анализа общественного мнения о государственной политике в области развития гражданского общества и ее практических результатах;

внесение предложений Президенту Республики Узбекистан по вопросам совершенствования организационно-правовых и экономических основ деятельности институтов гражданского общества, осуществления социального партнерства и общественного контроля, создания благоприятных условий для расширения их участия в общественном управлении;

разработку индикаторов оценки развития гражданского общества, уровня взаимодействия его институтов с государственными органами, а также их вклада в социально-экономическое развитие страны, организацию подготовки на их основе периодических и специальных, в том числе альтернативных докладов;

содействие институтам гражданского общества в развитии их международного сотрудничества, изучении прогрессивного международного опыта и его внедрении в условиях Узбекистана.


3. Определить, что:

деятельность Консультативного совета координируется непосредственно Президентом Республики Узбекистан;

организационное обеспечение деятельности Консультативного совета осуществляется Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества.


4. Установить, что с 1 июня 2018 года:

порядок согласования с регистрирующим органом мероприятий негосударственных некоммерческих организаций заменяется порядком уведомления о планируемых мероприятиях;

денежные средства и имущество, поступившие от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан иностранных государств либо по их поручению от других лиц на счета негосударственных некоммерческих организаций для реализации задач, предусмотренных их уставами (положениями), используются без каких-либо препятствий после согласования их получения с регистрирующим органом в установленном порядке;

поступление грантовых средств для негосударственных некоммерческих организаций в Республике Узбекистан осуществляется на их специально открытые счета в любых банковских учреждениях страны;

ставка единого социального платежа для негосударственных некоммерческих организаций, формирующих фонд оплаты труда за счет поступивших средств, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливается в размере не более 15 процентов;

ежегодная совокупная сумма административных расходов, а также выплат членам попечительского совета и ревизионной комиссии общественного фонда вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением ими своих функций, не должна превышать 30 процентов от суммы всех расходов фонда.

5. Министерству юстиции Республики Узбекистан:

а) в срок до 1 января 2019 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан разработать и внедрить электронную систему, обеспечивающую возможность подачи в электронном виде документов по:

государственной регистрации, перерегистрации негосударственных некоммерческих организаций и их символики;

уведомлению о проведении планируемых мероприятий негосударственных некоммерческих организаций;

ежегодным отчетам негосударственных некоммерческих организаций о своей деятельности;

согласованию негосударственными некоммерческими организациями получения денежных средств и имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан иностранных государств либо по их поручению от других лиц.

б) в двухмесячный срок:

разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Порядок мониторинга и изучения деятельности негосударственных некоммерческих организаций, предусматривающий определение видов, сроков, периодичности и других процедур их проведения;

совместно с Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом и Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике принять меры по упрощению форм отчетности негосударственных некоммерческих организаций, предоставляемых в регистрирующие, налоговые органы и органы статистики, а также порядка их предоставления.


6. Определить, что все проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций, в обязательном порядке согласовываются с Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана.


7. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента в двухмесячный срок создать общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента и предусмотреть, начиная с 2019 года, выделение необходимых средств из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов для дальнейшего осуществления их деятельности.


8. Установить, что учредителями общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, создаваемых при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, выступают соответственно Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента.


9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 января 2019 года:

создать в центрах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, исходя из территориальных потребностей негосударственных некоммерческих организаций, "Дома негосударственных некоммерческих организаций" на базе пустующих и неэффективно используемых объектов государственной собственности;

принять меры по размещению в данных зданиях вновь создаваемых, а также осуществляющих свою деятельность в социально значимых сферах негосударственных некоммерческих организаций с применением "нулевой" ставки арендной платы.


10. Министерству юстиции совместно с Верховным судом, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по пересмотру и существенному сокращению административных взысканий за нарушение законодательства в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций.


11. Рекомендовать Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента, районов (городов):

образовать постоянно действующие комиссии по вопросам негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;

ввести в практику организацию заслушивания руководителей органов государственной власти на местах по вопросам развития деятельности негосударственных некоммерческих организаций, обеспечения защиты их прав и законных интересов.


12. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

принять постановление об утверждении Положения о взаимодействии органов юстиции с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, правоохранительными органами по выявлению негосударственных некоммерческих организаций, нарушающих законодательство и занимающихся запрещенной деятельностью;

пересмотреть и утвердить в новой редакции Положение о порядке контроля за приемом, учетом, адресным распределением и целевым использованием грузов гуманитарной помощи и мониторинга гуманитарных проектов, приняв меры по упрощению процедуры и сокращению сроков принятия решений о получении гуманитарной помощи, а также определения единого уполномоченного органа в данной сфере;

разработать и внести проект нормативно-правового акта по развитию движения волонтеров (добровольцев) в Республике Узбекистан.


13. Заинтересованным министерствам и ведомствам в пределах действующей штатной численности определить одного из заместителей руководителя ответственным по взаимодействию с негосударственными некоммерческими организациями.


14. Согласиться с предложением Министерства юстиции Республики Узбекистан, Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества об учреждении нагрудного знака "За вклад в развитие гражданского общества", вручаемого представителям общественных структур и инициативным гражданам, внесшим достойный вклад в развитие негосударственного некоммерческого сектора в стране, за работу и достижения, результаты которых оказали значительное влияние на формирование и развитие гражданского общества.


15. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять правительственное решение об утверждении Положения о нагрудном знаке "За вклад в развитие гражданского общества".


16. Рекомендовать Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан утвердить Положение о порядке проведения конкурса и предоставления ежегодной премии, выдаваемой негосударственным некоммерческим организациям за осуществление успешной социально значимой деятельности.


17. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить регулярное и широкое освещение среди населения практической деятельности негосударственных некоммерческих организаций.

18. Министерству юстиции совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.


19. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., государственных советников Президента Республики Узбекистан Иноятова Р.Р. и Камилова Р.Т.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента РУз

от 04.05.2018 г. N УП-5430



СОСТАВ

Консультативного совета по развитию

гражданского общества при Президенте

Республики Узбекистан

        

         

1.


Саидов А.Х.


-

председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, руководитель Консультативного совета


2.

Касимов Р.С.


-

советник Президента Республики Узбекистан - ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан

3.

Куранбаев К.К.


-

первый заместитель советника Президента Республики Узбекистан - председатель Союза молодежи Узбекистана

4.

Муродов О.Б.


-

Генеральный прокурор Республики Узбекистан


5.


Мавлонов Б.М.

-

первый заместитель советника Президента Республики Узбекистан

6.

Маматов Р.Т.


-

министр по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан

7.


Давлетов Р.К.

-

министр юстиции Республики Узбекистан


8.

Рафиков К.М.


-

председатель Совета Федерации профсоюзов Узбекистана


9.

Абдукаримов Г.О.

-

директор Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества


10.

Насриев И.И

-

председатель Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана


11.

Жавлонов Ш.С.

-

председатель Благотворительного общественного фонда "Махалла"


12.

Жалилов Ш.И.

-

председатель Фонда "Нуроний"


13.

Икрамов А.И.

-

председатель Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан


14.

Хаитов А.А.

-

председатель Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана


15.

Хусанов О.Н.

-

директор Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан


16.

Юсупов С.К.

-

директор Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана


17.

Абдухаликов Ф.Ф.

-

председатель Национальной ассоциации электронных средств массовой информации


18.

Убайдуллаева P.А.

-

директор Центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр"


19.

Бурханов А.Э.

-

директор Центра "Стратегия развития"


20.


Кадиров А.К.


-

директор Республиканского центра духовности и просветительства


21.


Кудратходжаев Ш.Т.

-

руководитель Международного пресс-клуба


22.

Кабулова Д.Н.

-

директор Центра поддержки гражданских инициатив


23.

по должности

-

директор Центра поддержки молодежного предпринимательства Узбекистана


24.

Абрамашвили А.И.

-

председатель Международного инновационного общественного объединения "Одаренные дети"


25.

Абдуллаев У.Т.

-

председатель Ассоциации "Хунарманд"


26.

Махмудова Г.Г.

-

председатель Ассоциации деловых женщин Узбекистана "Тадбиркор аёл"


27.

Алимов А.А.

-

директор Центра поддержки предпринимательства и фермерства Узбекистана


28.

Саримсаков Ж.Т.

-

председатель Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана


29.

Юсупова И.Т.

-

председатель Ассоциации поддержки детей и семей


30.

Ахмаджонов У.М.

-

президент Национального олимпийского комитета Узбекистана


31.

Абдуллаев К.К.

-

председатель Общества инвалидов Узбекистана


32.

Инамова С.Т.

-

председатель Международного неправительственного благотворительного фонда "Соглом авлод учун"


33.

Усмонов М.З.

-

председатель правления Международного благотворительного фонда "Эзгу максад"


34.

Искандарова Г.Р.

-

председатель Международной благотворительной организации "Подари мне жизнь"


35.

Каримов Х.Я.

-

председатель Общества красного полумесяца Узбекистана


36.

Ходжаева С.А.

-

директор Института демократии и прав человека


37.


Хакимов С.Х.

-

председатель Творческого союза журналистов Узбекистана


38.

Саидов С.С.

-

председатель Союза писателей Узбекистана


39.

Каримов А.Р.

-

председатель Международного общественного благотворительного фонда "Олтин мерос"


40.

Рашидова С.Ш.

-

академик Академии наук Республики Узбекистан


41.

Аюпов Ш.А.

-

академик Академии наук Республики Узбекистан


42.

Гулямов М.А.

-

руководитель сектора Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества, ответственный секретарь Консультативного совета

         

       

Примечание. При переходе членов Консультативного совета на другую должность в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 мая 2018 г.


"Народное слово", 5 мая 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

7 мая 2018 г., N 18, ст. 361