язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Общие положения трудового законодательства/ Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.05.2018 г. N 349 "О дополнительных мерах по искоренению принудительного труда в Республике Узбекистан"

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

10.05.2018 г.

N 349



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО ИСКОРЕНЕНИЮ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН



В Республике Узбекистан принимаются конкретные и действенные меры, направленные на предупреждение и полное искоренение принудительного труда во всех сферах жизнедеятельности человека.

Осуществляется активное сотрудничество с Международной организацией труда (далее - МОТ), ратифицированы 14 конвенций данной организации, в том числе 8 - основополагающих, включая конвенцию по борьбе против детского и принудительного труда. В республике принят Национальный план действий по реализации конвенций МОТ, реализуется Страновая программа по достойному труду, суть и содержание которой нацелены на развитие национального трудового законодательства, рынка труда, обеспечение занятости, социальной защиты и диалога с населением по методологии МОТ. При непосредственном участии экспертов данной организации проводится мониторинг использования детского и принудительного труда в сельском хозяйстве.

Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 4 октября 2017 года N ПС-231-III "Об усилении мер по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными стандартами труда" введен институт парламентского контроля по предупреждению и недопущению возможных рисков использования детского и принудительного труда в какой-либо форме, предусматривающий реализацию комплекса организационно-практических мер в данном направлении.

Принятые меры способствовали полному исключению детского труда, а также созданию достаточной нормативно-правовой базы для предупреждения и недопущения принудительного труда, что было высоко оценено мировым сообществом, в том числе МОТ, Всемирным банком и Европарламентом.

Вместе с тем, в последнее время наблюдаются отдельные факты нарушения хокимами всех уровней норм трудового законодательства, которые проявляются в виде привлечения работников сферы образования, здравоохранения, других бюджетных и иных организаций, студентов и учащихся образовательных учреждений к различным работам по благоустройству территорий, а также в сельском хозяйстве. При этом отмечаются факты злоупотребления должностными лицами служебным положением, запугивания указанных лиц, использования в отношении них ненормативной лексики и даже рукоприкладства.

Ситуация усугубляется тем, что в ходе принуждения к выполнению указанных работ имеют место несчастные случаи, приводящие к травмированию и в ряде случаев - гибели задействованных лиц.

Данные действия должностных лиц государственных органов на местах противоречат требованиям законодательства, наносят вред имиджу республики и ощутимый урон работе Правительства страны, в первую очередь, в деле воспитания высокообразованного и здорового молодого поколения, дискредитируют и нивелируют все усилия, направленные на реформирование общественно-политической жизни и улучшение социально-экономической обстановки в регионах.

В целях недопущения в дальнейшем подобных негативных инцидентов, устранения системных недостатков в работе государственных органов, а также полного искоренения фактов принудительного труда в Республике Узбекистан Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Принимая во внимание, что Конституцией и другими актами законодательства Республики Узбекистан гарантированы трудовые права граждан, закреплены нормы, устанавливающие запрет на использование в любой форме принудительного труда, принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания, Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г. Ташкента, городов и районов, руководителям органов государственного и хозяйственного управления всех уровней:

оперативно реагировать и пресекать все виды принудительного привлечения граждан, в частности, работников сферы образования, здравоохранения, других бюджетных и иных организаций, студентов и учащихся образовательных учреждений к принудительному труду, включая работы по благоустройству и озеленению территорий районов и городов, сбору металлолома и макулатуры, а также сезонные работы в сельском хозяйстве и другие подобные работы;

безоговорочно принимать жесткие дисциплинарные меры реагирования к должностным лицам, допустившим прямо или косвенно факты привлечения граждан, в частности, работников сферы образования, здравоохранения, других бюджетных и иных организаций, студентов и учащихся образовательных учреждений к принудительному труду;

незамедлительно передавать соответствующую информацию в правоохранительные органы для применения мер ответственности по каждому установленному факту использования принудительного труда.


2. Установить, что:

а) организация и проведение хашаров со стороны государственных органов и иных организаций осуществляются исключительно на добровольных началах, с соблюдением следующих условий:

исключительно при наличии соответствующего акта Президента Республики Узбекистан или решения Кабинета Министров Республики Узбекистан о проведении всенародного хашара;

хашары проводятся строго на территории соответствующей организации, в которой работают лица - участники хашара, с соблюдением норм охраны труда и безопасности;

в рамках хашаров выполняются работы по благоустройству, озеленению, приведению в порядок рабочих мест, с категорическим исключением принудительного привлечения на все иные виды общественных работ, в том числе строительно-ремонтные и сельскохозяйственные работы;

б) органы самоуправления граждан организуют на добровольных началах участие жителей в работе по благоустройству и озеленению, оборудованию детских, спортивных площадок, содержанию в исправном состоянии объектов материального культурного наследия, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию в исправном состоянии мест погребения исключительно на территории соответствующей махалли.


3. Запретить проведение хашаров и иных работ на добровольных началах вдоль автомобильных дорог, на улицах с интенсивным движением, на водных объектах, прибрежных полосах и зонах, строительных площадках, на крышах зданий и сооружений, на опасных производственных объектах, а также в иных местах, где существует угроза возникновения риска причинения вреда жизни и здоровью людей.


4. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан:

а) усилить меры контроля за реализацией норм законодательства Республики Узбекистан по обеспечению гарантированных трудовых прав работников, своевременным выявлением и устранением возможных рисков использования принудительного труда в какой-либо форме;

б) совместно с Советом Федерации профсоюзов, Торгово-промышленной палатой и Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана обеспечить:

системный мониторинг за деятельностью государственных органов, в том числе на местах, по соблюдению прав и интересов работников, особенно в период активных сельскохозяйственных работ;

по итогам проведенного мониторинга организацию с привлечением институтов гражданского общества публичных слушаний, в том числе в регионах, в ходе которых каждый факт использования принудительного труда должен критически обсуждаться, с целью недопущения впредь подобных случаев.


5. Рекомендовать:

а) Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за соблюдением законодательства в сфере реализации гарантированных трудовых прав граждан и недопущения принудительного труда на территории Республики Узбекистан, повысить эффективность проверок в данном направлении, а в случае выявления фактов принудительного труда обеспечить применение соответствующих мер ответственности к виновным лицам;

б) Совету Федерации профсоюзов Узбекистана:

усилить меры ответственности первичных звеньев профессиональных союзов за соблюдением требований коллективных договоров и трудового законодательства в организациях, в частности, предотвращение использования принудительного труда;

в случаях выявления фактов принудительного труда незамедлительно сообщать о них в органы прокуратуры и Государственную правовую инспекцию труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и ее территориальные подразделения;

во взаимодействии с другими негосударственными некоммерческими организациями и средствами массовой информации активизировать общественный контроль в данной сфере.


6. Указать на крайне неэффективное использование Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, г. Ташкента, городов и районов средств Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - Фонд).

Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей, г. Ташкента, городов и районов принять действенные меры по организации широкого привлечения лиц из числа безработных и незанятого населения для выполнения оплачиваемых общественных работ, с обеспечением целевого, эффективного и планомерного расходования средств Фонда в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров от 5 октября 2017 года N 799 "Об организации деятельности Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан".

Определить целевое, эффективное и планомерное использование средств Фонда в качестве одного из ключевых показателей оценки результативности деятельности Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, г. Ташкента, городов и районов.


7. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством юстиции и Советом Федерации профсоюзов Узбекистана в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:

ужесточению мер ответственности в отношении должностных лиц, виновных в незаконном привлечении граждан к принудительным общественным работам или использовании принудительного труда в любой иной форме;

расширению полномочий Государственной правовой инспекции труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, в том числе в части усиления контроля за соблюдением трудового законодательства государственными органами и иными организациями;

пересмотру, с учетом требований настоящего постановления, Типовых правил этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах.


8. Министерству юстиции, Министерству финансов совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента:

а) в месячный срок критически проанализировать деятельность управлений по благоустройству хокимиятов районов (городов), районных дорожно-эксплуатационных предприятий и эксплуатационных линейных предприятий при главных управлениях по автомобильным дорогам Республики Каракалпакстан и областей;

б) по итогам проведенного анализа и изучения передового международного опыта в месячный срок внести предложения, предусматривающие коренное реформирование системы благоустройства, в том числе путем:

пересмотра действующей инфраструктуры, нормативов численности и тарифной сетки по оплате труда работников системы благоустройства, а также их материального стимулирования;

внедрения и адаптации передового опыта зарубежных стран, модернизации и укрепления материально-технической базы, оснащения современной специализированной техникой дорожно-эксплуатационных служб и служб благоустройства районов и городов;

увеличения штатной численности дорожно-эксплуатационных служб и служб благоустройства районов и городов, качественного повышения эффективности их деятельности;

создания эффективных механизмов устойчивого финансирования системы благоустройства и внедрения инноваций в данную сферу;

осуществления ежемесячного мониторинга состояния системы благоустройства;

внедрения механизмов государственно-частного партнерства и аутсорсинга, предусматривающих привлечение к выполнению указанных работ частных специализированных организаций.


9. Министерству юстиции совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан:

в двухмесячный срок провести тщательный анализ состояния результативности выполнения настоящего постановления государственными органами и организациями;

по итогам внести в Аппарат Президента Республики Узбекистан информацию о состоянии правоприменительной практики и конкретные предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.


10. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана и другим средствам массовой информации, включая электронные средства массовой информации, при консультативном содействии Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства занятости и трудовых отношений и других причастных министерств и ведомств Республики Узбекистан организовать широкое критическое освещение выявленных фактов принудительного труда, а также разъяснение сути и содержания предпринимаемых мер и нормативно-правовых актов по недопущению принудительного труда.


11. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей, г. Ташкента, городов и районов, органам государственного и хозяйственного управления в недельный срок обеспечить пересмотр и отмену принятых ими актов, противоречащих настоящему постановлению.


12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан, министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Ш.Д. Кудбиева, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента.



Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                          А. Арипов



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 мая 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

14 мая 2018 г., N 19, ст. 400


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2018 г., N 5, ст. 111