Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Занятость населения/ Общие положения/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.07.2018 г. N ПП-3856 "О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
14.07.2018 г.
N ПП-3856
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В республике принимаются действенные меры по реализации ежегодно утверждаемых программ по обеспечению занятости населения, совершенствованию механизмов трудоустройства на вакантные и квотируемые рабочие места, развитию эффективных форм самозанятости.
Принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование деловой активности и предпринимательской инициативы населения, обеспечение занятости социально уязвимых слоев населения, повышение доступности, качества и оперативности государственных услуг по обеспечению занятости населения.
Несмотря на это, в регионах все еще сохраняется высокий уровень напряженности на рынке труда, остаются нерешенными вопросы создания постоянных рабочих мест, обеспечения занятости молодежи, женщин, членов малообеспеченных семей, особенно в сельской местности, а также упорядочения процессов внешней трудовой миграции.
Остается низким уровень кредитных, финансовых, консультационно-информационных и других востребованных услуг для населения и субъектов предпринимательства в сфере трудоустройства.
Профессиональная подготовка и переподготовка производственных кадров зачастую проводится без учета текущих и перспективных потребностей отраслей экономики, их возможностей и ресурсов, в результате чего на рынке труда по отдельным специальностям наблюдается образование дефицита квалифицированных кадров.
В целях обеспечения реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, повышения эффективности работы государственных органов по обеспечению занятости населения, формирования благоприятных условий для вовлечения населения в трудовую деятельность, а также стимулирования деятельности субъектов предпринимательства, создающих новые рабочие места:
1. Одобрить разработанную Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством финансов Республики Узбекистан "Дорожную карту" по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения согласно приложению.
для Государственного фонда содействия занятости при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - Фонд содействия занятости) в 2018 году будет выделено 150 миллиардов сумов за счет дополнительных поступлений в Республиканский бюджет, а начиная с 2019 года в параметрах бюджета будут предусматриваться дополнительные средства в сумме не менее 300 миллиардов сумов;
с 15 июля 2018 года источники формирования средств Фонда стимулирования труда работников и укрепления материально-технической базы органов по труду (далее - Фонд стимулирования труда) расширяются за счет увеличения с 5 до 10 процентов размера отчислений Фонда содействия занятости в Фонд стимулирования труда;
доходы в объеме 50 процентов, получаемые от размещения свободных остатков средств внебюджетных фондов при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан на депозиты в коммерческих банках, направляются в Фонд стимулирования труда.
3. Согласиться с предложением Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента о создании региональных фондов стимулирования создания новых рабочих мест при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента (далее - региональные фонды) в форме государственных учреждений.
Определить источниками формирования средств региональных фондов:
средства, выделяемые из дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента на основании решений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента по предложению Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента;
гранты и безвозмездную помощь отечественных, зарубежных и международных организаций;
средства благотворителей - физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан, предоставляемые в установленном порядке;
другие источники, не запрещенные законодательством.
4. Определить основными задачами региональных фондов:
открытие кредитных линий в коммерческих банках республики для последующей кредитной поддержки субъектов предпринимательства, предусматривающих создание устойчивых рабочих мест, особенно в сельской местности;
создание в трудоизбыточных районах на условиях государственно-частного партнерства предприятий, предусматривающих создание новых рабочих мест преимущественно для социально уязвимых слоев населения, с условием дальнейшей реализации доли региональных фондов в созданных предприятиях частным партнерам;
реализацию других мероприятий, направленных на создание рабочих мест и обеспечение занятости населения по решениям председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента.
5. Освободить региональные фонды в части доходов от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды с целевым направлением высвобождаемых средств на реализацию основных задач региональных фондов.
Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухнедельный срок обеспечить утверждение типового устава регионального фонда.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в месячный срок утвердить уставы региональных фондов на основе утвержденного типового устава.
а) не менее 50 процентов средств, выделяемых Фонду содействия занятости из Республиканского бюджета, и средства региональных фондов, формируемые в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего постановления, направляются преимущественно на открытие кредитных линий в АКБ "Микрокредитбанк", АКБ "Агробанк" и АКБ "Халк банки" для последующего выделения указанными банками микрокредитов на реализацию в районах и городах республики малых и мини-проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест;
б) микрокредиты выделяются субъектам малого предпринимательства, фермерским и дехканским хозяйствам, субъектам семейного предпринимательства для:
организации теплиц, приобретения семян, саженцев, скота и птицы, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов, оросительных устройств (насосы, артезианские скважины и др.) в целях развития производства в личных подсобных и дехканских хозяйствах;
приобретения современного мини-оборудования и сырья для переработки, хранения и фасовки сельскохозяйственной продукции, производства строительных материалов, продовольственных и непродовольственных потребительских товаров;
создания и оснащения предприятий в сфере услуг, особенно бытовых, ремонтных, образовательных, медицинских, информационно-коммуникационных и иных востребованных видов услуг;
развития надомного труда, особенно среди женщин, в сельских районах;
других направлений, с учетом производственной специализации районов и городов, имеющихся минерально-сырьевых, земельных, сельскохозяйственных и других ресурсов;
в) микрокредиты предоставляются в сумме до 300 миллионов сумов на основе рекомендаций помощника хокима, закрепленного за каждой махаллей, сроком до 3 лет с льготным периодом 6 месяцев:
до 31 декабря 2019 года - по процентной ставке в размере 50 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан;
с 1 января 2020 года - по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан;
с 1 января 2022 года - коммерческими банками по ставке 14 процентов годовых (в том числе маржа банка - 4 процента).
По кредитам, выдаваемым по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов, используется компенсационный механизм в части процентных расходов.
индивидуальные предприниматели, организовавшие в сельских районах, за исключением населенных пунктов численностью населения более 5 тысяч человек, деятельность по оказанию парикмахерских услуг, услуг по пошиву одежды по индивидуальным заказам, ремонту обуви, а также организовавшие общественные бани, освобождаются от уплаты всех налогов до 1 июля 2023 года;
индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты фиксированного налога, уплачиваемого за каждого нанятого работника;
субъекты семейного предпринимательства без образования юридического лица вправе нанимать до 3 постоянных работников, с заключением с ними трудового договора, а также привлекать в качестве участников субъекта семейного предпринимательства без образования юридического лица других близких родственников, достигших трудоспособного возраста, включая супругов детей и внуков, достигших трудоспособного возраста, братьев и сестер, их супругов и детей, достигших трудоспособного возраста;
индивидуальные предприниматели, впервые получившие микрокредит в соответствии с пунктом 6 настоящего постановления, освобождаются от уплаты фиксированного налога в течение 6 месяцев с даты его получения;
индивидуальные предприниматели уплачивают ежемесячный фиксированный налог от услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3 тонн по ставке в размере двукратной базовой расчетной величины.
8. Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству финансов Республики Узбекистан ввести в действие систему страхования по безработице за счет средств Фонда содействия занятости, предусматривающую предоставление единовременных субсидий:
безработным лицам, зарегистрированным в центрах содействия занятости населения, желающим начать предпринимательскую деятельность, - на оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации малых предприятий и микрофирм, обучению предпринимательству и на оплату страхового полиса при получении кредита - в размере 10-кратной базовой расчетной величины;
организациям, принявшим на работу лиц из числа социально уязвимых слоев населения в количестве сверх установленного минимального размера квоты, - в размере двукратной базовой расчетной величины за каждого принятого работника ежемесячно в течение 12 месяцев;
работодателям - на возмещение расходов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, принятых на работу по направлению центров содействия занятости населения, - в размере четырехкратной базовой расчетной величины на каждого работника ежемесячно в течение 6 месяцев.
9. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан обеспечить:
выделение грантов учреждениям профессионального образования из Фонда содействия занятости для финансирования затрат на профессиональное переобучение безработных лиц, зарегистрированных в центрах содействия занятости населения, особенно девушек и женщин из малообеспеченных семей;
совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан проработку вопроса внедрения с 2018/2019 учебного года в общих средних образовательных учреждениях программы профессиональной ориентации, предусматривающей проведение курсов профессиональной ориентации для учеников старших классов, с созданием ситуационных кабинетов, оснащенных мультимедийными средствами, описывающими основные характеристики и профессиональные стандарты профессий, которыми хотят овладеть учащиеся;
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике внедрение с 1 сентября 2018 года механизма учета в качестве занятых граждан, работающих в личных подсобных хозяйствах на основании подтверждающих сведений руководителей секторов по социально-экономическому развитию, органов самоуправления граждан и заявлений граждан;
широкое разъяснение среди населения и субъектов предпринимательства, в том числе в средствах массовой информации, сути и значения настоящего постановления.
10. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра - министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Кудбиева Ш.Д.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 14.07.2018 г. N ПП-3856
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по совершенствованию и повышению эффективности
работы по обеспечению занятости населения
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 17 июля 2018 г.
"Народное слово", 17 июля 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
16 июля 2018 г., N 28, ст. 580