язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Занятость населения/ Общие положения/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.07.2018 г. N ПП-3856 "О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.07.2018 г.

N ПП-3856



О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


В республике принимаются действенные меры по реализации ежегодно утверждаемых программ по обеспечению занятости населения, совершенствованию механизмов трудоустройства на вакантные и квотируемые рабочие места, развитию эффективных форм самозанятости.

Принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование деловой активности и предпринимательской инициативы населения, обеспечение занятости социально уязвимых слоев населения, повышение доступности, качества и оперативности государственных услуг по обеспечению занятости населения.

Несмотря на это, в регионах все еще сохраняется высокий уровень напряженности на рынке труда, остаются нерешенными вопросы создания постоянных рабочих мест, обеспечения занятости молодежи, женщин, членов малообеспеченных семей, особенно в сельской местности, а также упорядочения процессов внешней трудовой миграции.

Остается низким уровень кредитных, финансовых, консультационно-информационных и других востребованных услуг для населения и субъектов предпринимательства в сфере трудоустройства.

Профессиональная подготовка и переподготовка производственных кадров зачастую проводится без учета текущих и перспективных потребностей отраслей экономики, их возможностей и ресурсов, в результате чего на рынке труда по отдельным специальностям наблюдается образование дефицита квалифицированных кадров.

В целях обеспечения реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, повышения эффективности работы государственных органов по обеспечению занятости населения, формирования благоприятных условий для вовлечения населения в трудовую деятельность, а также стимулирования деятельности субъектов предпринимательства, создающих новые рабочие места:


1. Одобрить разработанную Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством финансов Республики Узбекистан "Дорожную карту" по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения согласно приложению.


2. Установить, что:

для Государственного фонда содействия занятости при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - Фонд содействия занятости) в 2018 году будет выделено 150 миллиардов сумов за счет дополнительных поступлений в Республиканский бюджет, а начиная с 2019 года в параметрах бюджета будут предусматриваться дополнительные средства в сумме не менее 300 миллиардов сумов;

с 15 июля 2018 года источники формирования средств Фонда стимулирования труда работников и укрепления материально-технической базы органов по труду (далее - Фонд стимулирования труда) расширяются за счет увеличения с 5 до 10 процентов размера отчислений Фонда содействия занятости в Фонд стимулирования труда;

доходы в объеме 50 процентов, получаемые от размещения свободных остатков средств внебюджетных фондов при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан на депозиты в коммерческих банках, направляются в Фонд стимулирования труда.


3. Согласиться с предложением Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента о создании региональных фондов стимулирования создания новых рабочих мест при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента (далее - региональные фонды) в форме государственных учреждений.

Определить источниками формирования средств региональных фондов:

средства, выделяемые из дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента на основании решений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента по предложению Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента;

гранты и безвозмездную помощь отечественных, зарубежных и международных организаций;

средства благотворителей - физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан, предоставляемые в установленном порядке;

другие источники, не запрещенные законодательством.


4. Определить основными задачами региональных фондов:

открытие кредитных линий в коммерческих банках республики для последующей кредитной поддержки субъектов предпринимательства, предусматривающих создание устойчивых рабочих мест, особенно в сельской местности;

создание в трудоизбыточных районах на условиях государственно-частного партнерства предприятий, предусматривающих создание новых рабочих мест преимущественно для социально уязвимых слоев населения, с условием дальнейшей реализации доли региональных фондов в созданных предприятиях частным партнерам;

реализацию других мероприятий, направленных на создание рабочих мест и обеспечение занятости населения по решениям председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента.


5. Освободить региональные фонды в части доходов от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды с целевым направлением высвобождаемых средств на реализацию основных задач региональных фондов.

Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухнедельный срок обеспечить утверждение типового устава регионального фонда.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в месячный срок утвердить уставы региональных фондов на основе утвержденного типового устава.


6. Определить, что:

а) не менее 50 процентов средств, выделяемых Фонду содействия занятости из Республиканского бюджета, и средства региональных фондов, формируемые в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего постановления, направляются преимущественно на открытие кредитных линий в АКБ "Микрокредитбанк", АКБ "Агробанк" и АКБ "Халк банки" для последующего выделения указанными банками микрокредитов на реализацию в районах и городах республики малых и мини-проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест;

б) микрокредиты выделяются субъектам малого предпринимательства, фермерским и дехканским хозяйствам, субъектам семейного предпринимательства для:

организации теплиц, приобретения семян, саженцев, скота и птицы, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов, оросительных устройств (насосы, артезианские скважины и др.) в целях развития производства в личных подсобных и дехканских хозяйствах;

приобретения современного мини-оборудования и сырья для переработки, хранения и фасовки сельскохозяйственной продукции, производства строительных материалов, продовольственных и непродовольственных потребительских товаров;

создания и оснащения предприятий в сфере услуг, особенно бытовых, ремонтных, образовательных, медицинских, информационно-коммуникационных и иных востребованных видов услуг;

развития надомного труда, особенно среди женщин, в сельских районах;

других направлений, с учетом производственной специализации районов и городов, имеющихся минерально-сырьевых, земельных, сельскохозяйственных и других ресурсов;

в) микрокредиты предоставляются в сумме до 300 миллионов сумов на основе рекомендаций помощника хокима, закрепленного за каждой махаллей, сроком до 3 лет с льготным периодом 6 месяцев:

до 31 декабря 2019 года - по процентной ставке в размере 50 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан;

с 1 января 2020 года - по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан;

с 1 января 2022 года - коммерческими банками по ставке 14 процентов годовых (в том числе маржа банка - 4 процента).

По кредитам, выдаваемым по ставкам, устанавливаемым коммерческими банками самостоятельно на основе рыночных принципов, используется компенсационный механизм в части процентных расходов.

7. Установить, что:

индивидуальные предприниматели, организовавшие в сельских районах, за исключением населенных пунктов численностью населения более 5 тысяч человек, деятельность по оказанию парикмахерских услуг, услуг по пошиву одежды по индивидуальным заказам, ремонту обуви, а также организовавшие общественные бани, освобождаются от уплаты всех налогов до 1 июля 2023 года;

индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты фиксированного налога, уплачиваемого за каждого нанятого работника;

субъекты семейного предпринимательства без образования юридического лица вправе нанимать до 3 постоянных работников, с заключением с ними трудового договора, а также привлекать в качестве участников субъекта семейного предпринимательства без образования юридического лица других близких родственников, достигших трудоспособного возраста, включая супругов детей и внуков, достигших трудоспособного возраста, братьев и сестер, их супругов и детей, достигших трудоспособного возраста;

индивидуальные предприниматели, впервые получившие микрокредит в соответствии с пунктом 6 настоящего постановления, освобождаются от уплаты фиксированного налога в течение 6 месяцев с даты его получения;

индивидуальные предприниматели уплачивают ежемесячный фиксированный налог от услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3 тонн по ставке в размере двукратной базовой расчетной величины.

8. Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству финансов Республики Узбекистан ввести в действие систему страхования по безработице за счет средств Фонда содействия занятости, предусматривающую предоставление единовременных субсидий:

безработным лицам, зарегистрированным в центрах содействия занятости населения, желающим начать предпринимательскую деятельность, - на оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации малых предприятий и микрофирм, обучению предпринимательству и на оплату страхового полиса при получении кредита - в размере 10-кратной базовой расчетной величины;

организациям, принявшим на работу лиц из числа социально уязвимых слоев населения в количестве сверх установленного минимального размера квоты, - в размере двукратной базовой расчетной величины за каждого принятого работника ежемесячно в течение 12 месяцев;

работодателям - на возмещение расходов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, принятых на работу по направлению центров содействия занятости населения, - в размере четырехкратной базовой расчетной величины на каждого работника ежемесячно в течение 6 месяцев.

9. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан обеспечить:

выделение грантов учреждениям профессионального образования из Фонда содействия занятости для финансирования затрат на профессиональное переобучение безработных лиц, зарегистрированных в центрах содействия занятости населения, особенно девушек и женщин из малообеспеченных семей;

совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан проработку вопроса внедрения с 2018/2019 учебного года в общих средних образовательных учреждениях программы профессиональной ориентации, предусматривающей проведение курсов профессиональной ориентации для учеников старших классов, с созданием ситуационных кабинетов, оснащенных мультимедийными средствами, описывающими основные характеристики и профессиональные стандарты профессий, которыми хотят овладеть учащиеся;

совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике внедрение с 1 сентября 2018 года механизма учета в качестве занятых граждан, работающих в личных подсобных хозяйствах на основании подтверждающих сведений руководителей секторов по социально-экономическому развитию, органов самоуправления граждан и заявлений граждан;

широкое разъяснение среди населения и субъектов предпринимательства, в том числе в средствах массовой информации, сути и значения настоящего постановления.


10. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.


11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра - министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Кудбиева Ш.Д.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 14.07.2018 г. N ПП-3856



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по совершенствованию и повышению эффективности

работы по обеспечению занятости населения


             

N

Наименование

мероприятий

   

Механизм

реализации

 

Сроки

исполнения

Ответственные

исполнители

   

I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ

  

1.

Внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающих усиление мер ответственности работодателей за:

несвоевременное предоставление или сокрытие вакансий рабочих мест;

необоснованный отказ в трудоустройстве на вакансии безработных лиц, направленных центрами содействия занятости населения.

Проект Закона

ноябрь

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Генпрокуратура (О. Муродов), Минэкономики (Б. Ходжаев), Минюст (Р. Давлетов)

2.

Разработка новой редакции Закона "О занятости населения", предусматривающего в том числе современные эффективные формы организации трудоустройства населения, повышение роли частных организаций в обеспечении занятости населения, вопросы организации общественных работ, внешней трудовой миграции и т.д.

Проект Закона

Март

2019 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), Минюст (Р. Давлетов)

3.

Внесение предложений по созданию:

с учетом международного опыта современных центров профессионального образования в профессиональных колледжах, переданных в ведение Министерства занятости и трудовых отношений;

в регионах страны центров содействия надомному труду женщин, оказывающих помощь в составлении бизнес-планов, оформлении документов для государственной регистрации и получения кредита, формировании групп солидарной ответственности, приобретении необходимого мини-оборудования, сырья, материалов, обучении ремеслам и профессиональным навыкам.

Проект нормативно-правового акта

октябрь

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), Минвуз (И. Маджидов), ТПП (А. Икрамов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

4.

Разработка и утверждение в новой редакции Положения о порядке регистрации граждан в органах по труду, их трудоустройства, профессионального обучения и социальной защиты.

Ведомственный нормативно- правовой акт

сентябрь

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Минфин (А. Хайдаров), Минэкономики (Б. Ходжаев), Минвуз (И. Маджидов), Минюст (Р. Давлетов)

   

II. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭФФЕКТИВНЫХ

ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ

  

5.

Внедрение информационной базы данных "Трудоустройство населения в органах самоуправления граждан", с подключением к ней органов самоуправления граждан, территориальных подразделений Союза молодежи Узбекистана, Комитета женщин Узбекистана.

Организационные мероприятия

сентябрь

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Мининфоком (А. Ахмедходжаев), Союз молодежи Узбекистана (К. Кураибаев), Комитет женщин Узбекистана (Т. Нарбаева)

6.

Внедрение механизма взаимодействия базы вакансий "Ish.mehnat.uz" с другими интернет-ресурсами, предоставляющими онлайн-площадки для объявлений о вакансиях рабочих мест, включая взаимный обмен данными о вакансиях, с рассмотрением возможности предоставления операторами мобильной связи "зануленного" трафика использования ресурсов "Ish.mehnat.uz", "www.olx.uz" и др.

Организационные мероприятия

октябрь

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Мининфоком (А. Ахмедходжаев)

7.

Внедрение информационной системы "Единая национальная система рынка труда", интегрированной с Национальной базой вакансий "lsh.mehnat.uz", базой данных о налогоплательщиках - физических и юридических лицах, а также с базой данных внебюджетного Пенсионного фонда, позволяющей получать полноценную информацию о рынке труда.

Организационные мероприятия

март

2019 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Мининфоком (А. Ахмедходжаев), ГНК (Б. Мусаев)

8.

Разработка концепции внедрения информационной системы "Проверочный модуль", предусматривающей унифицированный механизм проведения проверок инспекциями по труду и охране труда на предприятиях, в том числе в виде мобильного приложения.

Разработка концепции

ноябрь

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Мининфоком (А. Ахмедходжаев)

9.

Создание мобильного приложения "Диагностика рынка труда", позволяющего инспекторам по трудоустройству в онлайн режиме вносить данные о подворовом обходе домохозяйств в информационную базу "Бандлик хизмати".

Организационные мероприятия

март

2019 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Мининфоком (А. Ахмедходжаев)

10.

Создание специального веб-сайта "freelancer.mehnat.uz" для фрилансеров, занимающихся частной работой по найму (услуги по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами преклонного возраста, по репетиторству, уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства и др.), с возможностью бесплатного размещения фрилансерами информации об оказываемых ими услугах, а также заказов работодателей.

Организационные мероприятия

январь

2019 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Мининфоком (А. Ахмедходжаев)

11.

Повышение уровня профессиональной квалификации работников органов по труду и иных специалистов в Международном центре обучения Международной организации труда в г. Турине (Италия), на учебных курсах в Министерстве труда и социального обеспечения Турции.

Организационные мероприятия

в течение

2019 года

Минтруда (Ш. Кудбиев)

12.

Создание в Сергелийском районном центре содействия занятости населения экспериментального коворкинг-центра для предпринимателей.

Организационные мероприятия

октябрь

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев)

13.

Утверждение программы мер по развитию услуг аутстаффинга и аутсорсинга по предоставлению рабочей силы для других организаций, а также фрилансинговых услуг, с утверждением перечня данных услуг.

Программа мер

декабрь

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Минэкономики (Б. Ходжаев)

  

III. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ЛИЦ

 

14.

Проработка вопроса внедрения дуальной системы профессионального образования, включающей профессиональное обучение и присвоение квалификаций (разрядов) по рабочим профессиям как в профессиональных колледжах и центрах профессионального обучения, так и на производственных предприятиях, с финансированием, при необходимости, данных мероприятий за счет средств Государственного фонда содействия занятости в части расходов профессиональных образовательных учреждений и производственных предприятий на приобретение учебно-производственного оборудования и формирование учебных программ.

Разработка концепции дуального образования

октябрь

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Минвуз (И. Миджидов), отраслевые объединения

15.

Создание при Агентстве по внешней трудовой миграции центров обучения по заявкам зарубежных работодателей, с организацией, наряду с профессиональным обучением, обучения востребованным иностранным языкам, включая корейский язык, дня целей расширения организованной трудовой миграции.

Организационные мероприятия

2018-2019 годы

Минтруда (Ш. Кудбиев), Минвуз (И. Миджидов)

16.

Расширение финансирования за счет средств Государственного фонда содействия занятости профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных лиц в негосударственных образовательных учреждениях.

Организационные мероприятия

постоянно

Минтруда (Ш. Кудбиев), Минфин (А. Хайдаров)

17.

Проведение республиканского конкурса на лучшее учреждение профессионального образования.

Организационные мероприятия

июнь

2019 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), Минвуз (И. Маджидов)

18.

Проработка вопроса финансирования организации курсов профессионального переобучения и повышения квалификации по востребованным на рынке труда профессиям в случаях массового высвобождения работников.

Организационные мероприятия

2018-2019 годы

Минтруда (Ш. Кудбиев), предприятия-работодатели

19.

Проработка внедрения системы микрофинансирования женского предпринимательства, надомного труда и ремесленничества со стороны АКБ "Микрокредитбанк" за счет средств Государственного фонда содействия занятости, на условиях:

предоставления беззалоговых кредитов, в том числе на основе солидарной ответственности групп женщин в количестве до 5 человек (созаемщиц), объединенных одним видом деятельности;

предварительного обучения женщин, которым предоставляются кредиты, центрами содействия занятости населения и территориальными подразделениями Торгово-промышленной палаты за счет грантов Государственного фонда содействия занятости на курсах финансовой грамотности, основ составления бизнес-плана, бухгалтерского, налогового и финансового учета и отчетности, маркетинга.

Организационные мероприятия

в течение

2018 года

Минтруда (Ш. Кудбиев), ТПП (А. Икрамов), АКБ "Микрокредитбанк" (О. Алмардачов)

                


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 17 июля 2018 г.


"Народное слово", 17 июля 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

16 июля 2018 г., N 28, ст. 580