Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм/ Здравоохранение/ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 07.12.2018 г. N УП-5590 "О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
07.12.2018 г.
N УП-5590
О КОМПЛЕКСНЫХ МЕРАХ
ПО КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В рамках реализации мер по реформированию системы здравоохранения в республике удалось достичь определенных результатов в формировании современной системы оказания медицинской помощи населению.
За истекший период усовершенствована система оказания первичной медико-санитарной помощи путем организации сельских врачебных пунктов, городских и сельских семейных поликлиник, повышена ее доступность населению. Создана единая централизованная система экстренной медицинской помощи, совершенствуется сеть республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, оказывающих высокотехнологичные медицинские услуги гражданам, в том числе на местах.
Реализован ряд целевых национальных программ по укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка. Организованы республиканский и региональные скрининг-центры, обеспечивающие предупреждение рождения детей с наследственными и врожденными заболеваниями.
В результате этого за период 1991-2017 гг. коэффициент общей смертности уменьшился на 20 процентов, материнской и младенческой смертности - в 3,1 раза. Продолжительность жизни с 1995 года увеличилась на 4,6 года и составила 73,7 года.
Вместе с тем накопившиеся за последние годы системные недостатки и проблемы в организации деятельности здравоохранения препятствуют эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы охраны здоровья граждан. В их числе:
первое, отсутствуют концепция и стратегические цели в планировании и управлении сферой здравоохранения, в результате чего проводимые реформы носят фрагментарный характер и не позволяют оправдать ожидания и запросы населения по качеству здравоохранения;
второе, система сметного финансирования сферы здравоохранения основана на устаревших, не соответствующих международной практике механизмах, что приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов и хроническому недофинансированию отрасли;
третье, низкая эффективность работы по профилактике и раннему выявлению заболеваний, патронажу и формированию здорового образа жизни является причиной увеличения обращений граждан за специализированной медицинской помощью;
четвертое, слабо развита преемственность между различными уровнями и этапами оказания медицинской помощи населению, включая восстановительное лечение и реабилитацию;
пятое, осуществляемая кадровая политика не позволяет прогнозировать перспективы обеспечения специалистами на всех уровнях оказания медицинской помощи, особенно первичного звена, а также подготовки организаторов и управленческого персонала системы здравоохранения;
шестое, слабая интеграция медицинской практики с образованием и наукой на фоне низкого инновационного потенциала специализированных центров отражает неудовлетворительный уровень внедрения передовых достижений медицины в лечебно-диагностический процесс;
седьмое, отсутствуют единые стандарты в сфере электронного здравоохранения, не внедрены современные программные продукты, обеспечивающие интеграцию и эффективное управление медицинскими услугами, существующие информационные системы и технологии разрознены и носят узконаправленный характер.
В целях формирования концептуально новых моделей организации и финансирования здравоохранения, обеспечивающих кардинальное повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи населению, внедрения современных достижений медицинской науки и технологий, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Считать важнейшими направлениями реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан:
совершенствование законодательства в сфере здравоохранения путем его унификации и принятия законов прямого действия, направленных на повышение качества медицинских услуг и защиту прав пациентов, а также усиление ответственности и защищенности медицинских работников;
формирование современной системы управления и "кластерной" модели организации здравоохранения регионов, обеспечивающей интеграцию лучших практик менеджмента и управления качеством медицинских услуг на основе международных стандартов, внедрение системы аккредитации медицинских и фармацевтических организаций, лицензирования врачебной и фармацевтической деятельности;
совершенствование системы финансирования здравоохранения, определение объемов гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, внедрение системы оплаты медицинских услуг за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и новых механизмов подушевого финансирования, а также поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования;
повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи, поддержку здорового образа жизни и профилактику заболеваний, в том числе путем формирования системы медицинской стандартизации, внедрения высокотехнологичных методов диагностики и лечения, эффективных моделей патронажа и диспансеризации;
совершенствование системы охраны материнства и детства на основе развития медицинской генетики, экстренной и специализированной медицинской помощи женщинам и детям, внедрения современных программ скрининга, создания в регионах многопрофильных медицинских комплексов и информационных систем "Мать и дитя";
развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, создание благоприятных условий и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения;
дальнейшее развитие фармацевтической отрасли, совершенствование механизмов ценообразования, расширение объемов и номенклатуры производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки, в том числе на основе сертификации (аккредитации) медицинских научных и образовательных учреждений по международным стандартам, внедрения современных образовательных программ, методов и технологий;
широкое внедрение системы "электронного здравоохранения", создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов.
2. Утвердить:
Концепцию развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы (далее - Концепция) согласно приложению N 1;
Программу мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019-2021 годах (далее - Программа) согласно приложению N 2.
Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Принять предложения Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства экономики и Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан о:
внедрении с 1 января 2022 года в порядке эксперимента системы финансирования медицинских организаций за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и подушевого финансирования (далее - новые механизмы финансирования) в отдельных районах республики согласно приложению N 3;
поэтапном распространении с 1 января 2022 года новых механизмов финансирования во всех регионах республики на основе критического анализа результатов эксперимента;
введении с 1 июля 2019 года механизма смешанного финансирования в стационарных учреждениях областного и районного (городского) уровней здравоохранения, при котором лечение, не входящее в объем гарантированной бесплатной медицинской помощи, осуществляется на платной основе;
передаче с 1 июля 2019 года отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке на основе разработанных инвестиционных проектов (далее - инвестиционные проекты).
4. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан (далее - Министерство) совместно с:
а) Министерством финансов, Национальной палатой инновационного здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июля 2019 года обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан "Об обязательном медицинском страховании", предусматривающего:
правовые основы, механизмы и этапы внедрения обязательного медицинского страхования;
определение субъектов обязательного медицинского страхования и уполномоченного органа по регулированию правоотношений в этой сфере, их прав и обязанностей;
источники формирования средств финансирования программ обязательного медицинского страхования;
б) Министерством иностранных дел Республики Узбекистан принять меры по организации взаимодействия со Всемирной организацией здравоохранения и международными финансовыми институтами для обеспечения технического содействия при реализации настоящего Указа, в том числе проведения технико-экономического обоснования мероприятий по внедрению обязательного медицинского страхования.
5. Образовать Рабочую комиссию по реализации мер, направленных на кардинальное совершенствование системы здравоохранения (далее - Рабочая комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению N 4.
Определить основными задачами Рабочей комиссии организацию качественной разработки и внесения в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также принятие практических мер, направленных на реализацию Концепции.
Рабочей комиссии (Абдухакимов А.А.):
в недельный срок создать экспертные группы по подготовке проектов нормативно-правовых актов с привлечением специалистов министерств и ведомств, научно-исследовательских и образовательных учреждений, представителей институтов гражданского общества, ведущих зарубежных консалтинговых компаний и международных организаций, организовать их эффективную работу;
обеспечить подготовку проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Программой, на основе критического анализа законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта;
осуществлять постоянный контроль за последовательной и качественной подготовкой, своевременным рассмотрением и внесением в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также реализацией других мероприятий, предусмотренных Программой;
в срок до 1 апреля 2019 года подготовить инвестиционные проекты по передаче отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке и обеспечить их размещение на Инвестиционном портале Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям;
обеспечить мониторинг и широкое распространение лучших практик применения государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.
9. Министерству в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан структуры и положение об Агентстве.
Определить, что организация деятельности Агентства осуществляется за счет оптимизации штатной численности органов и организаций государственной системы здравоохранения в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на отрасль "Здравоохранение".
10. Министерству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
а) в недельный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства;
б) в двухмесячный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан по дальнейшему развитию системы медицинского образования и медицинской науки, предусматривающего:
реформирование системы среднего и высшего медицинского образования, пересмотр учебных планов, программ и учебно-методических материалов, направленных на дальнейшую оптимизацию теоретических занятий и увеличение практической составляющей, а также приведение их в соответствие с общемировыми достижениями медицинской науки и практики;
усиление роли клиник медицинских высших образовательных учреждений в интеграции передовых научных разработок и технологий в практическое здравоохранение;
совершенствование подготовки медицинских кадров по узким специальностям, оптимизацию сроков обучения в магистратуре и клинической ординатуре исходя из сложности овладения клиническими навыками;
пересмотр системы послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов здравоохранения, внедрение проблемно-ориентированных модульных учебных программ, широкое применение механизмов дистанционного обучения;
широкое привлечение к управленческому и учебному процессам высококвалифицированных и квалифицированных иностранных специалистов, зарубежных ученых и преподавателей;
в) в двухмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 07.12.2018 г. N УП-5590
ПРОГРАММА МЕР
по реализации Концепции развития системы
здравоохранения Республики Узбекистан
в 2019-2021 годах
Примечания:
нормативно-правовые акты могут пересматриваться или объединятся в единый акт в зависимости от сфер и предмета регулирования соответствующих правовых отношений;
вид нормативно-правового акта может меняться в зависимости от регулируемых отношений.
к Указу Президента РУз
от 07.12.2018 г. N УП-5590
ПЕРЕЧЕНЬ
отдельных районов республики,
в которых с 1 апреля 2019 года внедряется
система финансирования за "пролеченный случай"
по клинико-затратным группам и подушевого
финансирования
N |
Наименование региона
|
Наименование района |
1. |
Республика Каракалпакстан
|
Берунийский район |
2. |
Андижанская область
|
Алтынкульский район |
3. |
Бухарская область
|
Вабкентский район |
4. |
Джизакская область
|
Пахтакорский район |
5. |
Кашкадарьинская область
|
Китабский район |
6. |
Навоийская область
|
Кызылтепинский район |
7. |
Наманганская область
|
Янгикурганский район |
8. |
Самаркандская область
|
Иштыханский район |
9. |
Сурхандарьинская область
|
Джаркурганский район |
10. |
Сырдарьинская область
|
Акалтынский район |
11. |
Ташкентская область
|
Кибрайский район |
12. |
Ферганская область
|
Бешарыкский район Алтыарыкский район Куштепинский район
|
13. |
Хорезмская область
|
Янгиарыкский район |
14. |
г. Ташкент
|
Мирабадский район |
к Указу Президента РУз
от 07.12.2018 г. N УП-5590
СОСТАВ
Рабочей комиссии по реализации мер,
направленных на кардинальное совершенствование
системы здравоохранения
1. |
Абдухакимов А.А. |
- |
заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, руководитель Рабочей комиссии
|
2. |
Шадманов А.К. |
- |
министр здравоохранения Республики Узбекистан, заместитель руководителя Рабочей комиссии
|
3. |
Исмаилов С.И. |
- |
ответственный сотрудник Администрации Президента Республики Узбекистан
|
4. |
Саидбеков Б.Р. |
- |
ответственный сотрудник Администрации Президента Республики Узбекистан
|
5. |
Юсупалиев Б.К. |
- |
первый заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан
|
6. |
Хайдаров А.Я. |
- |
первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан
|
7. |
Мирзаев М.М. |
- |
первый заместитель министра экономики Республики Узбекистан
|
8. |
Умаров О.М. |
- |
первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан
|
9. |
Хажиев И.С. |
- |
председатель комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
|
10. |
Хакимов Р.Р. |
- |
председатель комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
|
11. |
Бурханов А.Э. |
- |
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
|
12. |
Мухторов Н.И. |
- |
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
|
13. |
Бекенов С.Х. |
- |
первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям
|
14. |
Мансуров Ю.Н. |
- |
заместитель министра инновационного развития Республики Узбекистан
|
15. |
Аккулов А.У. |
- |
временно исполняющий обязанности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма
|
16. |
Изамов Р.Ш. |
- |
председатель Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан
|
17. |
Ризаев К.С. |
- |
заведующий Информационно-аналитическим департаментом Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам образования, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма
|
18. |
Мадрахимов У.М. |
- |
начальник управления Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан
|
19. |
Даминов Т.А. |
- |
академик Академии наук Республики Узбекистан, профессор Ташкентской медицинской академии
|
20. |
Дурманов Б.Д. |
- |
начальник отдела Ташкентского института усовершенствование врачей
|
21. |
Мирзалиева К.К. |
- |
директор ООО "AKFA MEDLINE" (по согласованию)
|
22. |
Рахимкулов Ф.А. |
- |
начальник Управления лицензирования медицинской деятельности негосударственных организаций Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, секретарь Рабочей комиссии
|
Примечание. При переходе членов Рабочей комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности либо на которых возложено выполнение соответствующих функций.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 декабря 2018 г.
"Народное слово", 8 декабря 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
10 декабря 2018 г., N 49, ст. 933