язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм/ Здравоохранение/ Общие положения/ Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 07.12.2018 г. N УП-5590)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 07.12.2018 г. N УП-5590



КОНЦЕПЦИЯ

развития системы здравоохранения

Республики Узбекистан на 2019-2025 годы


I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Создание в стране качественной системы здравоохранения, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья населения, формирование условий для воспитания здорового поколения, является приоритетным направлением государственной политики.

Благодаря принимаемым мерам в стране обеспечено повышение эффективности, качества и доступности медицинского обслуживания населения, достигнуты основные параметры Целей развития тысячелетия ООН.

За годы независимости международным сообществом была дана положительная оценка достижениям страны в сфере здравоохранения. Так, продолжительность жизни населения увеличилась на 4,6 лет - с 69,1 лет в 1995 году до 73,7 лет в 2017 году.

Показатель материнской смертности уменьшился в 3,1 раза и составил 21 случай на 100 тысяч живорожденных, а младенческой смертности - в 3,1 раза и составил 11,5 случаев на 1000 живорожденных. Степень охвата вакцинацией и профилактическими мероприятиями против наиболее часто встречающихся заболеваний у детей уверенно поддерживается на уровне 96-98 процентов.

Внедрение комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями позволило обеспечить полную защиту от случаев возникновения особо опасных инфекций (чума, холера), полиомиелита, дифтерии, столбняка новорожденных, местных случаев малярии, кори и краснухи. Получены сертификаты Всемирной организации здравоохранения об элиминации дикого штамма полиомиелита (2002 г.), кори и краснухи (2017 г.), малярии (2018 г.)

Вместе с тем в организации здравоохранения сохраняются отдельные проблемные вопросы и негативные явления, препятствующие эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы охраны здоровья граждан.

В частности, отсутствие комплексного правового регулирования отрасли, значительное преобладание подзаконных и ведомственных актов, в первую очередь в сфере профилактики и социальной защиты населения от заболеваний, являющихся ведущими в индексе смертности и инвалидности, не позволяют обеспечивать стабильность системы здравоохранения. Неурегулированность таких востребованных направлений, как трансплантология, вспомогательные репродуктивные технологии, телемедицина, приводит к отставанию национальной системы здравоохранения от современных достижений медицинской науки и практики.

До сих пор не созданы условия для внедрения системы обязательного медицинского страхования, в результате чего финансирование здравоохранения по-прежнему осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств. В республике не разработаны клинико-затратные группы (система DRG), тесно связанные с клиническими рекомендациями (протоколами) и стандартами медицинских услуг.

Остается неудовлетворительной эффективность профилактической, патронажной и своевременной лечебно-диагностической работы первичного звена здравоохранения, включая амбулаторное долечивание, в результате чего дорогостоящая стационарная помощь выступает в качестве основного уровня в системе охраны здоровья населения.

Отмечается низкий уровень патронажа населения, особенно детей и женщин фертильного возраста (72-77%), а квалификационный уровень знаний и навыков врачей общей практики не позволяет в полном объеме обеспечивать медицинскую помощь матерям и детям.

Имеющиеся барьеры для активного привлечения динамично развивающегося частного сектора здравоохранения к партнерству с государственными медицинскими организациями не позволяют эффективно использовать дополнительные финансовые ресурсы на здравоохранение.

Экстенсивно развиваются клиники медицинских высших образовательных учреждений, недостаточно используется их потенциал, где работают 70 процентов докторов медицинских наук. Слабая интеграция медицинской практики с образовательным процессом и наукой на фоне низкого инновационного потенциала специализированных центров свидетельствует о не удовлетворительном уровне внедрения передовых достижений медицины в лечебно-диагностический процесс.

Наряду с этим, отставание в имплементации современных систем подготовки и переподготовки медицинских кадров, и как следствие недостаточный уровень профессиональных знаний врачей и среднего медицинского персонала негативно влияют на качество оказываемых медицинских услуг.

Низкий уровень социально-материальной защищенности медицинских работников, несоответствие их социально-правового положения степени возлагаемой ответственности создают условия для оттока квалифицированных кадров и коррупционных проявлений.

Слабое внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему здравоохранения, чрезмерные объемы ведения медицинской документации в бумажном виде не позволяют оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также являются причиной излишней бюрократизации и высоких издержек.

Вышеперечисленные недостатки не позволяют оправдать возрастающие запросы населения к качеству здравоохранения, оперативно реагировать на накопившиеся проблемы на местах и обеспечить достижение положительных изменений в сфере медицинского обслуживания.

В связи с этим, назрела необходимость формирования концептуально новой модели здравоохранения посредством успешной реализации Концепции развития здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы, предусматривающей следующие цели, задачи и основные направления.



II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДАЛЬНЕЙШЕГО

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан, регулирующими деятельность в сфере здравоохранения, а также международными договорами в области охраны здоровья населения в рамках региональной политики Здоровье-2020 и Целей устойчивого развития 2030.

Концепция содержит в себе подходы, основанные на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, а также опыте передовых стран, достигших больших успехов в реформировании системы здравоохранения.


Цели Концепции:


1. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни путем улучшения результатов профилактики и лечения заболеваний и состояний, служащих причиной большинства случаев преждевременной смертности и инвалидности.


2. Реформирование системы финансирования и организации здравоохранения для обеспечения равного доступа к медицинской помощи, финансовой защищенности населения и справедливого распределения ресурсов.


3. Усиление потенциала органов управления здравоохранением, повышение роли и ответственности их руководителей для реализации задач Концепции и улучшения качества медицинской помощи населению республики.


Задачи Концепции:


1. Обеспечение комплексного правового регулирования отрасли с имплементацией международных стандартов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.


2. Развитие механизмов эффективного межведомственного взаимодействия и сотрудничества в сфере охраны здоровья граждан, включая решение проблем, негативно влияющих на социальные и экономические детерминанты здоровья, развитие здоровой и безопасной окружающей среды, улучшение водоснабжения и санитарии, здорового питания, в том числе младенцев и детей, а также формирование здорового образа жизни.


3. Укрепление системы общественного здравоохранения, в том числе развитие санитарно-эпидемиологической службы, совершенствование системы контроля инфекционных и неинфекционных хронических заболеваний, внедрение и выполнение Международных медико-санитарных правил.


4. Реформирование районного звена здравоохранения для обеспечения эффективной интеграции медицинских учреждений первичного и вторичного уровней здравоохранения, экстренной медицинской помощи, укрепление охраны здоровья матери и ребенка, совершенствование специализированной и развитие паллиативной медицинской помощи.


5. Совершенствование системы финансирования и организации здравоохранения, законодательное закрепление гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи и поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования.


6. Развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, создание благоприятных условий и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения.


7. Совершенствование организационной структуры системы здравоохранения, центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и его территориальных органов управления с четким разграничением функциональных задач и сфер ответственности.


8. Поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских и фармацевтических организаций, а также лицензирования врачебной и фармацевтической деятельности.


9. Дальнейшее развитие фармацевтической отрасли, гармонизация процедур регистрации новых лекарственных средств и изделий медицинского назначения и медицинской техники с международными стандартами, совершенствование механизмов ценообразования, расширение объемов и номенклатуры производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, внедрение систем их маркировки и трекинга.


10. Формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки, в том числе на основе сертификации (аккредитации) научных и образовательных медицинских учреждений по международным стандартам, внедрения современных образовательных программ, методов и технологий.


11. Широкое внедрение систем "электронного здравоохранения", создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов.



III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


1. Совершенствование законодательства

в сфере здравоохранения


1. Совершенствование нормативно-правовой базы путем унификации национального законодательства в сфере здравоохранения и принятия законов прямого действия.


2. Кодификация действующих законодательных актов в сфере здравоохранения в едином акте с целью достижения их согласованности и обеспечения удобств для применения, принятие Кодекса здравоохранения Республики Узбекистан.


3. Правовое закрепление гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи.


4. Разработка и принятие нормативно-правых актов в сфере обязательного медицинского страхования.


5. Совершенствование законодательства в области охраны материнства и детства, в том числе регулирующего порядок вакцинации, диспансеризации и гарантированного бесплатного медицинского обслуживания матерей и детей, имплементация норм Международного кодекса о маркетинге заменителей грудного молока и принятие Национальной программы о питании младенцев и детей раннего возраста.


6. Совершенствование правовых механизмов регулирования маркетинга пищевых продуктов и безалкогольных напитков в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения и других международных организаций, а также стимулирования занятий физической культурой и вовлечения широких слоев населения в спортивные мероприятия.


7. Совершенствование механизмов обеспечения соблюдения медицинскими работниками профессиональных обязанностей, предупреждения конфликта интересов и коррупционных явлений, в том числе принятие Этического кодекса медицинских работников и страхование их профессиональной ответственности.


8. Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере социальной защиты населения, особенно уязвимых категорий и повышение адресности социальной помощи.



2. Совершенствование системы организации

и управления здравоохранением


1. Совершенствование структуры центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и региональных органов управления здравоохранением путем внедрения современных форм государственного управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий.


2. Совершенствование системы организации здравоохранения регионов на основе "кластерного" подхода, предусматривающего интеграцию разноуровневых и узкоспециализированных медицинских организаций, взаимодополняющих и усиливающих друг друга, под единую систему управления для обеспечения необходимой этапности и преемственности медицинской помощи.


3. Разработка классификатора категорий медицинских организаций по уровням, объему и видам оказания медицинской помощи, а также нормативов их строительства, материально-технического и кадрового обеспечения из расчета на душу населения, с учетом его плотности и развития транспортной инфраструктуры.


4. Разработка и поэтапное внедрение с учетом передового зарубежного опыта механизмов аккредитации медицинских и фармацевтических организаций и организаций, деятельность которых связана с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также лицензирования врачебной и фармацевтической деятельности.


5. Внедрение современных систем менеджмента и управления качеством медицинских услуг на основе международных стандартов, а также механизмов оценки удовлетворенности населения качеством здравоохранения.


6. Внедрение современных механизмов оплаты труда и социального обеспечения медицинских работников, дифференцированных в зависимости от их квалификации, объема, степени сложности и качества оказываемой медицинской помощи, включая введение взамен применяемой отраслевой тарифной сетки базовых должностных окладов и переменной (премиальной) ставки по оплате труда, выплачиваемой по результатам деятельности медицинского работника по соответствующим критериям клинико-затратных групп и подушевого финансирования.


7. Разработка программ материального стимулирования и социальной поддержки медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи, особенно сельской местности.


8. Совершенствование системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, повышение их роли и ответственности в осуществлении надзора за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечением безопасности здоровья граждан, внедрение новых технологий лабораторной и экспресс-диагностики патогенных факторов.


9. Внедрение единых механизмов и стандартов определения потребности медицинских организаций в оборудовании, расходных материалах и запасных частях, создание информационной системы их учета.


10. Образование региональных служб технического обслуживания и метрологической поверки медицинского оборудования на условиях государственно-частного партнерства.



3. Совершенствование системы

финансирования здравоохранения


1. Поэтапное внедрение системы оплаты медицинских услуг за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и новых механизмов подушевого финансирования, предусматривающей:

проведение мероприятий по выравниванию региональной бюджетной обеспеченности первичной медико-санитарной помощи за счет внедрения единого подушевого норматива финансирования с дифференцированными поправочными коэффициентами, учитывающих региональные особенности, тип учреждений, плотность населения и другие факторы;

переход на современные способы оплаты услуг специализированной медицинской помощи за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам в республиканских, областных и районных (городских) лечебно-профилактических учреждениях;

переход к системе заключения контрактов на оказание медицинских услуг по программам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи с государственными и частными поставщиками медицинских услуг.


2. Создание национальной системы счетов здравоохранения с целью учета расходов на здравоохранение и организации доказательной базы для принятия обоснованных стратегических решений, а также поддержки внедрения программ обязательного медицинского страхования.


3. Создание Фонда обязательного медицинского страхования, аккумулирующего и распределяющего финансовые средства по программам обязательного медицинского страхования.


4. Внедрение специальных программ обязательного медицинского страхования для целевых контингентов пациентов и целевых видов медицинской помощи во всех регионах республики на основе расчета гарантированных объемов медицинских услуг и формирования клинико-затратных групп.


5. Введение программ мотивации граждан, обеспечивающих рациональное использование медицинских ресурсов и заинтересованность в сохранении и укреплении собственного здоровья.


6. Поэтапное обеспечение всеобщего охвата граждан республики обязательным медицинским страхованием.



4. Повышение качества и доступности медицинской

помощи, поддержка здорового образа жизни, профилактика

и борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями


1. Повышение доступности высококачественных медицинских услуг на местах путем создания крупных многопрофильных лечебных учреждений, в том числе за счет объединения узкопрофильных специализированных медицинских организаций (их филиалов).


2. Разработка и внедрение национальных клинических стандартов (протоколов, руководств, рекомендаций) по основным и наиболее часто встречающимся заболеваниям и состояниям, основанных на доказательной медицине и гармонизированных с международными стандартами.


3. Создание единого реестра медицинских услуг в сфере здравоохранения, предусматривающего описание технологии оказания услуги, необходимые кадровые ресурсы, лекарственные средства и расходные материалы.


4. Разработка и внедрение схем маршрутизации пациентов, обеспечивающих рациональную последовательность и преемственность этапов оказания медицинской помощи.


5. Дальнейшее развитие клиник высших медицинских образовательных учреждений, укрепление их материально-технической базы, кадрового потенциала, внедрение высокотехнологичных методов диагностики и лечения, в том числе их модернизация до 4-го уровня на основе принципа единства связи "образование - практика - наука".


6. Внедрение в практическое здравоохранение малоинвазивных высокотехнологичных хирургических вмешательств в соответствии с международными стандартами (радиохирургия, микрохирургия, роботизированная хирургия, шунтирование и др.), развитие краткосрочной однодневной амбулаторной хирургической помощи ("хирургии одного дня").


7. Создание в медицинских организациях системы экстренного реагирования на изменения показателей здоровья амбулаторных пациентов групп риска, зафиксированных с помощью индивидуальных электронных устройств.


8. Дальнейшее развитие службы экстренной и скорой медицинской помощи, укрепление ее материально-технической базы (оснащение автомобилями высокой проходимости, реанимобилями и авиационной техникой), установление тесного взаимодействия с другими службами экстренного и чрезвычайного реагирования.


9. Развитие регенеративной медицины, в том числе основанной на биомедицинских клеточных, аддитивных и других новых технологиях.


10. Развитие предиктивной медицины (профилактика наследственной предрасположенности), внедрение современных методов молекулярно-генетической диагностики, скрининга и мониторинга состояния здоровья.


11. Раннее выявление факторов развития неинфекционных заболеваний, в том числе путем внедрения диспансеризации и скрининг-исследований среди пациентов группы риска в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, эффективных моделей патронажа и диспансеризации, развития реабилитационной медицины, расширения услуги "стационар на дому".


12. Создание современной модели долговременной медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста, повышение качества и доступности геронтологической помощи, предусматривающей социальное и медицинское обслуживание на дому и ряд других мер.


13. Дальнейшее развитие системы общественного здравоохранения, широкая пропаганда здорового образа жизни и правильного питания, воспитание граждан в духе ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, а также повышение их культуры и медицинской грамотности.


14. Предупреждение распространенности антимикробной устойчивости, в том числе строгое соблюдение рациональных схем и регламентов антимикробной терапии, развитие методов и расширение микробиологической диагностики при назначении антибактериальной терапии, разработка новых видов антибактериальных препаратов.



5. Совершенствование системы оказания

медицинской помощи матерям и детям


1. Расширение и повышение качества медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста и детям, в том числе путем организации:

кабинетов репродуктивного здоровья и безопасного материнства, пренатальной диагностики (скрининг матери), а также детских отделений в центральных районных (городских) многопрофильных поликлиниках;

круглосуточной неотложной медицинской помощи детям за счет расширения педиатрических бригад скорой медицинской помощи и экстренных постов в детских стационарных учреждениях;

приемных детских отделений, отделений детской реанимации и интенсивной терапии в районных (городских) медицинских объединениях.


2. Совершенствование системы диагностики, лечения и реабилитации детей с наследственными, генетическими, первичными иммунодефицитными (орфанными), врожденными и приобретенными заболеваниями, в том числе путем организации центров реабилитации детей с врожденными, хроническими заболеваниями и инвалидностью.


3. Реализация программ ранней помощи детям из группы риска, имеющим предрасположенность к наследственным заболеваниям.


4. Реализация национальных проектов, направленных на снижение детской смертности и инвалидности, включая программы: "Интегрированное ведение болезней детского возраста", "Детский травматизм и жестокое обращение с детьми", "Здоровье новорожденных", "Здоровье подростков", "Физическое развитие и спорт", "Формирование здоровой школьной среды", способствующие физическому и психосоциальному благополучию подростков.


5. Широкое использование современных методов и программ исследований детей школьного возраста, применяемых Всемирной организацией здравоохранения, присоединение Узбекистана в Европейскую сеть взаимодействия "Обследование поведения детей школьного возраста в отношении здоровья" (HBSC) и Европейскую сеть эпидемиологического надзора за детским ожирением (COSI).


6. Дальнейшее совершенствование специализированной высокотехнологической, в том числе микрохирургической и малоинвазивной медицинской помощи матерям и детям.


7. Поэтапное создание крупных многопрофильных медицинских центров "Мать и дитя" на условиях государственно-частного партнерства, в том числе путем объединения малоэффективных и узкопрофильных государственных медицинских организаций.



6. Развитие частного здравоохранения,

государственно-частного партнерства

и медицинского туризма


1. Разработка стратегии развития частного здравоохранения, предусматривающей:

определение перспективных направлений развития амбулаторных и стационарных медицинских услуг для негосударственных медицинских организаций с учетом региональных потребностей;

привлечение инвестиций, в том числе иностранных, в развитие отдельных направлений медицины, где имеются высокие потребности населения;

широкое применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения;

усиление роли негосударственных некоммерческих организаций и общественных объединений в сфере здравоохранения, а также создание на их базе единой диспетчерской службы (Call-центра) для информационного сопровождения по основным направлениям развития частного здравоохранения.


2. Внедрение государственно-частного партнерства в сферу здравоохранения в следующих формах:

предоставление земельных участков в постоянное пользование на безвозмездной основе для строительства зданий частных медицинских организаций;

предоставление на безвозмездной основе земельных участков для строительства объектов частных медицинских организаций с условием реконструкции и оснащения существующих государственных медицинских организаций;

предоставление в аренду существующих государственных медицинских организаций с низким коэффициентом загруженности или требующих реконструкции либо капитального ремонта (переоснащения);

выделение земельного участка для строительства или реконструкции здания, оснащения на основе концессии;

реализация в установленном законодательством порядке по "нулевой" выкупной стоимости пустующих объектов государственной собственности, в том числе зданий нефункционирующих государственных медицинских организаций;

передачи субъектам предпринимательства отдельных функций или услуг государственных медицинских организаций на основе аутсорсинга;

других формах, определяемых Правительством Республики Узбекистан.


3. Разработка стратегии развития въездного медицинского туризма в Республике Узбекистан и "дорожной карты" по ее реализации, направленной на кардинальное повышение туристского потенциала отечественных медицинских организаций.


4. Создание в крупных государственных медицинских организациях специальных структурных подразделений по маркетингу и развитию медицинского туризма, ответственных за продвижение медицинских услуг как внутри страны, так и за рубежом, организацию приема и обслуживания иностранных граждан, а также сопровождающих их лиц.


5. Разработка региональных программ развития въездного медицинского туризма, организация медицинского обслуживания иностранных граждан в комплексной взаимосвязи с культурно-просветительскими мероприятиями, привлечение иностранных инвестиций, а также кредитов и грантов международных финансовых институтов и других организаций в развитие туристской инфраструктуры медицинских организаций.


6. Широкая пропаганда потенциала ведущих научно-практических медицинских центров и предоставляемых ими услуг, в том числе возможностей эстетической хирургии, кардиологии, нейрохирургии, урологии и др., путем организации PR-компаний в средствах массовой информации, конференций, семинаров и "круглых столов".



7. Дальнейшее развитие фармацевтической отрасли


1. Внедрение информационной системы маркировки и мониторинга движения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предоставляющей возможность:

прослеживания движения каждой упаковки лекарственных средств и изделий медицинского назначения с момента производства или импорта до ее конечного потребителя;

профилактики и одномоментного изъятия из оборота на всей территории республики недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

мониторинга ценообразования на социально-значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

оперативное планирование и управление запасами и резервами лекарственных средств и изделий медицинского назначения на всех уровнях;

проверки потребителями легальности приобретаемых (получаемых) лекарственных средств и изделий медицинского назначения с помощью мобильного приложения.


2. Формирование регистров пациентов, требующих проведения дорогостоящей лекарственной терапии.


3. Внедрение процедуры ускоренной регистрации иммунобиологических препаратов, имеющих преквалификацию Всемирной организации здравоохранения.


4. Совершенствование законодательства в области регистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, его гармонизация с международными требованиями.


5. Поэтапное внедрение референтного ценообразования на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники на основе положительного опыта развитых стран.


6. Стимулирование фармацевтических организаций к внедрению систем менеджмента качества и надлежащей производственной практики (GMP и др.).


7. Разработка и совершенствование методологии формирования перечня лекарственных средств, возмещаемых за счет бюджетных средств для обеспечения граждан при амбулаторном и стационарном лечении.


8. Разработка технологий культивирования лекарственных растений, произрастающих на территории республики, с созданием их плантаций, а также широкая поддержка отечественных производителей лекарственных средств на основе растительного сырья.


9. Реализация крупных инвестиционных проектов по созданию новых фармацевтических предприятий по производству готовых лекарственных средств и субстанций на территории специализированных фармацевтических свободных экономических зон.



8. Формирование эффективной системы подготовки,

переподготовки и повышения квалификации

медицинских кадров, а также развития

медицинской науки


1. Совершенствование образовательных стандартов и учебных программ высшего и послевузовского образования путем поэтапного внедрения кредитно-модульной системы обучения и увеличения практической составляющей в них.


2. Оптимизация сроков подготовки высококвалифицированных медицинских кадров в магистратуре и в клинической ординатуре (резидентуре), исходя из сложности овладения клинической специальностью сроком от 1 до 5 лет согласно международным стандартам.


3. Широкое сотрудничество с зарубежными медицинскими образовательными учреждениями, в том числе открытие их филиалов и факультетов, а также внедрение системы двойного дипломирования.


4. Расширение образовательных возможностей за счет использования ресурсов зарубежных университетов путем сетевого взаимодействия и использования открытых курсов при реализации образовательных программ, а также разработка электронных национальных платформ медицинского образования и формирование электронной образовательной среды.


5. Усиление роли клиник и учебных баз медицинских высших образовательных учреждений в интеграции передовых научных разработок и технологий в практическое здравоохранение.


6. Повышение роли профессорско-преподавательского состава медицинских высших образовательных и научных учреждений в подготовке высококвалифицированных кадров, внедрении новых научных разработок и технологий путем их материального стимулирования за участие в лечебно-диагностическом процессе.


7. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации медицинских работников, обеспечивающей непрерывность образования путем внедрения:

бальной (накопительной) системы обучения;

проблемно-ориентированных модульных учебных программ;

программ дистанционного обучения;

интерактивного портала для содействия в организации непрерывного медицинского образования.


8. Повышение эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки на основе сертификации (аккредитации) медицинских научных и образовательных учреждений по международным стандартам, в том числе по стандарту GCP (Good clinical practice).


9. Создание симуляционных центров в медицинских образовательных учреждениях, обеспечивающих обучение в условиях дополненной и виртуальной реальности, на медицинских тренажерах и манекенах.


10. Обеспечение базового и программно-целевого финансирования медицинских научных и образовательных учреждений, адресной государственной поддержки медицинских и научных коллективов для осуществления трансфера инновационных разработок и технологий, внедрение их в практическое здравоохранение.


11. Обеспечение проведения признанными международными организациями, в том числе Ассоциацией Школ общественного здравоохранения Европейского региона (ASPHER - The Association of Schools of Public Health in the European Region), аккредитации образовательных программ кафедр медико-профилактического направления высших медицинских учебных заведений.



9. Широкое внедрение информационно-коммуникационных

технологий и "электронного здравоохранения"


1. Внедрение системы "электронного здравоохранения", создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов, предусматривающих возможность:

а) для населения:

получения информации о медицинских организациях и оказываемых медицинских услугах;

получения информации о квалификации врачей, стаже работы, времени приема, а также организации "электронной очереди", включая возможность дистанционного ее резервирования;

оценки качества оказываемых услуг, в том числе деятельности медицинского персонала;

доступа к системе через мобильные приложения;

б) для медицинских организаций и органов управления здравоохранением:

переход учреждения к инновационному социально-ориентированному типу развития;

реализации системы стандартизации в области здравоохранения;

оптимизации рабочего процесса путем внедрения электронного документооборота (заполнение медицинских карт и историй болезней, выдача "электронных рецептов");

учета и мониторинга медицинского персонала, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, расходных материалов;

осуществление и мониторинг финансовых операций по программам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, оценку будущих расходов медицинских организаций, а также анализ возможных рисков;

ведение медицинской статистики, учета и отчетности, а также поддержка системы национальных счетов здравоохранения;

интеграции с информационными системами других медицинских организаций и обмен информацией;


2. Использование информационно-коммуникационных технологий в качестве основополагающего механизма мониторинга показателей работы медицинских организаций и состояния развития отрасли.


3. Развитие телемедицины для обмена информацией между медицинскими организациями и проведения дистанционных медицинских и образовательных услуг (консультаций, консилиумов, операций, мастер классов и т.д.).



IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


В результате реализации Концепции ожидается:

достижение национальных целей и задач в области устойчивого развития;

имплементация стандартов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, других авторитетных международных организаций в национальное законодательство, реализация Международных медико-санитарных правил;

обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения, повышение доступности квалифицированной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, развитие системы охраны материнства и детства;

законодательное определение объемов гарантированной государством бесплатной медицинской помощи;

поэтапный охват граждан республики программами обязательного медицинского страхования;

увеличение финансирования здравоохранения, эффективность использования бюджетных ассигнований в предоставлении медицинских услуг, обеспечение достойной оплаты труда медицинских и фармацевтических работников;

достижение полной и равномерной обеспеченности медицинскими и фармацевтическими кадрами регионов республики;

развитие системы общественного здравоохранения и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан;

развитие системы оказания реабилитационной и медико-социальной помощи населению;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет;

снижение на 15 процентов показателя материнской смертности;

снижение на 30 процентов смертности новорожденных и детей в возрасте до пяти лет;

сокращение преждевременной смертности на 15 процентов среди населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, сахарного диабета и хронических респираторных заболеваний;

снижение уровня заболеваемости населения туберкулезом, ВИЧ, гепатитом и другими инфекционными заболеваниями;

Степень достижения результатов и их эффективность будут оцениваться на основе постоянного мониторинга реализации мер, предусмотренных Концепцией, индикаторы которой представлены в приложении.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции



ИНДИКАТОРЫ

эффективности реализации Концепции развития

системы здравоохранения Республики

Узбекистан на 2019-2025 годы

  

N

  

Индикаторы

  

2018 г.

2025 г.


I. УВЕЛИЧЕНИЕ ОЖИДАЕМОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ


1.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (оба пола) (в годах)

 

73,7

(2017 г.)

  

75,0

2.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин (в годах)

  

71,3

(2017 г.)

  

72,1

3.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении у женщин (в годах)

  

76,1

(2017 г.)

  

77,8


II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ


1.

Доля сотрудников Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и его территориальных органов управления с высшим образованием в области управления в общественном секторе, делового администрирования, экономики здравоохранения, государственной политики, развития системы здравоохранения (%)

  

0

20,0

2.

Процент доступных международных индикаторов здоровья, определяемых в соответствии с международными стандартами

  

<50

75,0

3.

Процент свидетельств о смерти с причинами смерти, записанных в электронном виде в соответствии с международными стандартами

  

<50

75,0

4.

Процент больниц, в которых внедряется не менее 10 "пакетов безопасности для пациентов", чтобы свести к минимуму случаи заражения инфекцией в стационарах и непредвиденных событий

  

0

50,0

5.

Процент удовлетворенности работников здравоохранения своей деятельностью

  

Нет данных

50,0

6.

Процент амбулаторных учреждений с клиническими информационными системами, которые позволяют им контролировать результаты для своих пациентов по группе или состоянию болезни и которые используют их для целей улучшения качества

  

0

50,0

7.

Административно-управленческий персонал всех звеньев системы здравоохранения, прошедший подготовку, переподготовку и повышение квалификации по менеджменту (%)

  

70,0

100

8.

Доля (%) поставщиков/поликлиник первичной медико-санитарной помощи, детских отделений районных (городских) медицинских объединений, которые обеспечивают интегрированное ведение болезней детского возраста

  

Отсутствует

100

9.

Показатель успешности лечения МЛУ-ТБ (%)

  

57,0

65,0

10.

Время отклика скорой помощи, % с временем отклика < 10 минут в городской местности

  

Нет данных

50,0

11.

Время отклика скорой помощи, % с временем отклика < 30 минут в сельской местности

  

Нет данных

50,0

12.

Послеоперационная летальность при экстренных и неотложных состояниях, %

  

0,2

0,1

13.

Внедрение высоких технологий диагностики и лечения в оказании специализированной медицинской помощи населению во всех медицинских организациях (%)

  

20,6

50,0

  

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

  

1.

Государственные расходы на здравоохранение в % от общих государственных расходов

  

15,4

15,4

2.

Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП

  

2,9

5,0

3.

Доля расходов на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в общих расходах на здравоохранение (%)

  

9,6

12,0

4.

Подушевое финансирование учреждений первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлиническое звено) в территориях (%)

  

0

100

5.

Финансирование стационарных учреждений по пролеченному случаю (%)

  

4,5

100

6.

Охват граждан республики программой обязательного медицинского страхования (%)

  

0

90,0

7.

Участие частных медицинских организаций в оказании медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования (%)

  

0

30,0

8.

Снижение уровня прямых платежей населения (%)

   

45,3

30,0

   

IV. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОДДЕРЖКА ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ИНФЕКЦИОННЫМИ

И НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

  

1.

Заболеваемость кишечными инфекциями (на 100 тыс. населения)

  

137,7

(2017 г.)

   

80,0

2.

Заболеваемость острым вирусным гепатитом А (на 100 тыс. населения)

  

98,1

(2017 г.)

  

60,0

3.

Заболеваемость анемией (на 100 тыс. населения)

  

5439

4587,8

4.

Заболеваемость, обусловленная дефицитом йода (на 100 тыс. населения)

  

184,3

156,6

5.

Доля детей в возрасте до пяти лет с задержкой роста (%)

  

8,7

(2017 г.)

  

7

6.

Доля детей в возрасте до пяти лет с недостаточным весом (%)

  

2,6

(2017 г.)


2,0

7.

Доля детей в возрасте до пяти лет с избыточным весом (%)

  

4,6

(2017 г.)

  

< 4

8.

Заболеваемость наркологическими болезнями (на 100 тыс. населения)

  

23,6

20,3

9.

Смертность от дорожно-транспортных травм (на 100 тыс. населения)

  

7,6

(2017 г.)

  

7,0

10.

Доля населения в возрасте 45-64 лет с 3 или более факторами риска по НИЗ (ежедневные курильщики, употребление менее 5 порций фруктов и овощей, недостаточная физическая активность, ИМТ > 25, повышенное кровяное давление) (%)

   

44,6

(2016 г.)

40,0

11.

Новые заражения ВИЧ на 100 тыс. населения, всего, по полу, возрасту

  

12,4

(2017 г.)

  

10,0

12.

Заболеваемость туберкулезом на 100 тыс. населения

44,7

(2017 г.)

  

37,0

13.

Заболеваемость гепатитом В на 100 тыс. человек

0,8

(2017 г.)

  

0,2

14.

Доля вакцин в национальном графике иммунизации, оплачиваемая государством (%)

95,0

(2017 г.)

  

100

15.

Охват вакциной девочек-подростков в возрасте 9-12 лет против ВПЧ (%)

  

0

100

16.

Показатель смертности среди населения в возрасте 30-69 лет от сердечно-сосудистых заболеваний (%)

  

40,9

34,5

17.

Показатель смертности среди населения в возрасте 30-69 лет от онкологических заболеваний (%)

  

72,5

67,6

18.

Показатель смертности среди населения в возрасте 30-69 лет от сахарного диабета (%)

  

73,2

58,5

19.

Показатель смертности среди населения в возрасте 30-69 лет от хронических респираторных заболеваний (%)

  

45,4

20,2

20.

Доля населения в возрасте 40-64 лет с риском сердечно-сосудистых заболеваний > 30% (%)

  

20,0

(2014 г.)

  

12,0

21.

Доля населения с повышенным артериальным давлением (САД > 140 и / или ДАД > 90), которые в настоящее время не получают лечение (%)

  

22,0

(2014 г.)

  

15,0

  

V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ И ДЕТЯМ

  

1.

Охват женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) современными контрацептивными средствами (%)

  

47,4

(2017 г.)

  

55,0

2.

Показатель рождаемости среди девушек-подростков (в возрасте от 15 до 19 лет) на 1000 женщин в данной возрастной группе

  

19,2

(2017 г.)

  

7,0

3.

Коэффициент материнской смертности на 100 тыс. живорожденных

  

21,0

(2017 г.)

  

15

4.

Коэффициент неонатальной смертности на 1000 живорожденных

  

7,8

(2017 г.)

  

5,0

5.

Коэффициент младенческой смертности на 1000 живорожденных

  

11,5

(2017 г.)

  

7,5

6.

Коэффициент смертности детей до 5 лет на 1000 живорожденных

  

15,4

(2017 г.)

  

9,8

7.

Доля детского населения, охваченная иммунизацией всеми вакцинами, включенными в национальные программы (%)

  

>99,0

(2017 г.)

  

100

  

VI. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА И МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА

  

1.

Количество представителей частного сектора, функционирующих на основе государственно-частного партнерства (%)

  

0

35,0

2.

Доля частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи (%)

  

0

20,0

3.

Годовой доход от медицинского туризма (в $ ППС)

  

Нет данных

0,6 млн

4.

Количество иностранных пациентов, получивших медицинские услуги в клиниках республики

  

>15000

100 000

  

VII. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

  

1.

Доля потребления лекарственных средств и изделий медицинского назначения, производимых отечественными производителями (%)

  

24,0

35,0

2.

Доля отечественных производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения, сертифицированных по стандарту ВОЗ "Надлежащая производственная практика производства" (%)

  

6,0

40,0

3.

Доля экспорта отечественных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (%)

  

-

10,0

  

VIII. ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И "ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

  

1.

Обеспечение медицинских, медико-социальных и фармацевтических организаций компьютерной и оргтехникой (%)

  

20,0

100

2.

Наличие локальной вычислительной сети, сети интернет

  

15,0

100

3.

Компьютерная грамотность медицинских и фармацевтических работников

  

38,0

100

4.

Количество медицинских и фармацевтических организаций, осуществляющих электронный документооборот (%)

  

10,0

100

5.

Процент государственных медицинских учреждений с полностью функциональными электронными системами регистрации пациентов

  

10,0

100

  

IX. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

КАДРОВ, А ТАКЖЕ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ

  

1.

Процент образовательных программ, аккредитованных согласно международным стандартам

  

0

50,0

2.

Процент программ додипломного высшего медицинского образования, прошедших реформирование с учетом международных стандартов

  

50,0

90,0

3.

Процент программ последипломного медицинского специализированного образования, прошедших реформирование с учетом международных стандартов

  

50,0

90,0

4.

Процент медицинских учебных заведений с программами для медицинских сестер, обновленными (прошедшими реформирование) согласно международным стандартам

  

50,0

90,0

5.

Процент медицинских программ для фармацевтов, обновленных (прошедших реформирование) согласно международным стандартам

  

40,0

80,0

6.

Процент внедрений достижений медицинской и фармацевтической науки в практическое здравоохранение

  

45,0

70,0

7.

Развитие международного сотрудничества в сфере научных исследований (количество совместных грантов)

  

4,0

15,0

8.

Процент остепененности сотрудников медицинских организаций

  

35,0

50

9.

Высшие медицинские образовательные учреждения, имеющие клинику и лаборатории, участвующие в проведении научных исследований в области медицины и фармации

   

72,0

100

  


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 декабря 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

10 декабря 2018 г., N 49, ст. 933