Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Внешнеэкономическая деятельность/ Свободные экономические зоны/ Указ Президента Республики Узбекистан от 21.12.2018 г. N УП-5600 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
21.12.2018 г.
N УП-5600
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ КООРДИНАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
В стране сформирована законодательная база, регулирующая деятельность свободных экономических зон, упрощен механизм управления их деятельностью за счет децентрализации административных функций и расширения полномочий административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее - административные советы).
Вместе с тем, изучение практики создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о наличии системных проблем и недостатков, препятствующих обеспечению эффективности их деятельности.
В частности, недостаточно эффективная работа административных советов и дирекций свободных экономических зон, а также слабое развитие транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры затрудняют ускоренную реализацию инвестиционных проектов и снижают их привлекательность для потенциальных инвесторов.
Дублирование функций органов государственного управления в организации и координации деятельности свободных экономических зон приводит к затягиванию решения организационных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов.
В целях дальнейшего упрощения системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон, улучшения условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренной реализации инвестиционных проектов, организации на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов населения:
земельные участки на территории специальных экономических зон выделяются дирекциям специальных экономических зон на праве постоянного пользования и находятся в их распоряжении, за исключением территорий специальных промышленных зон;
земельные участки в объемах, определенных в инвестиционных заявках, одобренных решениями дирекций специальных экономических зон, выставляются дирекциями специальных экономических зон на электронный онлайн-аукцион, при этом согласование выставления на аукцион земельного участка с другими организациями, в том числе включение его в автоматизированную информационную систему "YERELEKTRON", не требуется;
в предлагаемых инвесторами инвестиционных заявках может быть также предусмотрено предложение о стартовой цене земельного участка при выставлении его на электронный онлайн-аукцион, а также о размере ежегодной арендной платы за него;
стартовая цена земельного участка, выставляемого на электронный онлайн-аукцион, а также размер ежегодной арендной платы за него определяются решением Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента при рассмотрении инвестиционных заявок;
победитель электронного онлайн-аукциона получает право на аренду земельного участка, указанного в инвестиционных заявках, и заключение инвестиционного соглашения, при этом условия аренды земельного участка оговариваются в инвестиционном соглашении;
денежные средства, поступившие от электронного онлайн-аукциона (за вычетом расходов на проведение аукциона), направляются соответственно в фонды развития инфраструктуры предпринимательства при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и в фонд развития города Ташкента, средства, поступившие от реализации земельных участков на территориях туристско-рекреационных зон, - дирекциям туристско-рекреационных зон, а также ежегодные арендные платы перечисляются дирекциям специальных экономических зон, которые в соответствии с генеральными планами специальных экономических зон расходуются на строительство и улучшение внешней и внутренней инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктуры;
таможенное оформление не имеющего аналогов технологического оборудования и не производимых в республике строительных материалов, импортируемых участниками специальных экономических зон с применением таможенных льгот, осуществляется по результатам всесторонней экспертизы перечней товаров при наличии положительного заключения ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов" при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан (далее - Центр);
срок выдачи заключения Центра по результатам комплексной экспертизы перечней товаров не должен превышать пяти календарных дней.
Кабинет Министров Республики Узбекистан на ежеквартальной основе заслушивает отчеты руководителей дирекций свободных экономических зон о ходе реализации одобренных инвестиционных проектов.
2. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести проект нормативно-правового акта по совершенствованию деятельности свободной экономической зоны "Навои" на основе лучшего мирового опыта, предусматривающий:
преобразование организационно-правовой формы ГУП "Дирекция свободной экономической зоны "Навои" в акционерное общество с передачей на его баланс объектов инженерно-коммуникационных сетей, расположенных на территории свободной экономической зоны "Навои", в качестве государственной доли, а также всего земельного участка свободной экономической зоны "Навои" на праве постоянного пользования;
оказание дирекцией свободной экономической зоны "Навои" услуг для участников свободной экономической зоны, в том числе маркетинговых, консалтинговых, логистических, коммунально-бытовых, гостиничных, образовательных, страховых и других видов услуг, не запрещенных законодательством;
внедрение на территории свободной экономической зоны "Навои" упрощенного визового режима и порядка найма сотрудников, в том числе иностранных граждан;
установление упрощенного порядка лицензирования и получения разрешений для участников свободной экономической зоны. При этом дирекция свободной экономической зоны "Навои" наделяется полномочием сопровождать участника и подтверждать соответствие заявителя квалификационным требованиям;
установление порядка, согласно которому при несоблюдении участником условий размещения проектов на территории свободной экономической зоны "Навои" расторжение договора с ним производится исключительно в судебном порядке;
создание на территории свободной экономической зоны "Навои" комфортных условий для труда и проживания иностранных граждан.
3. Возложить ответственность на:
а) Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан за:
привлечение инвестиций, в том числе иностранных, на территорию свободных экономических зон;
своевременную реализацию инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон;
проведение постоянного мониторинга за ходом реализации инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон с выявлением причин, препятствующих их своевременному вводу, а также эффективностью деятельности участников свободных экономических зон с принятием мер по оказанию им практической помощи в решении возникающих проблем;
б) Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан за:
создание необходимых условий в свободных экономических зонах для привлечения инвесторов, включая обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой, объектами социально-бытового и культурно-общественного назначения;
определение специализации свободных экономических зон, роли в социально-экономическом развитии территорий и установление с учетом этого конкретных критериев отбора проектов, предоставляемых льгот и других видов государственной поддержки;
г) подразделения советника Президента Республики Узбекистан по вопросам развития отраслей экономики, реализации инвестиционной и внешнеторговой политики за:
обеспечение координации деятельности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах по оказанию практического содействия в решении вопросов, связанных с развитием и функционированием свободных экономических зон, реализацией на их территории инвестиционных проектов;
заслушивание на ежеквартальной основе отчетов руководителей соответствующих подразделений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также первых руководителей Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства инвестиций и внешней торговли, Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей о выполнении задач, возложенных настоящим Указом.
4. Предоставить право дирекциям свободных экономических зон выступать заказчиками по разработке генеральных планов или архитектурно-планировочной организации их территорий.
5. Утвердить:
"Дорожную карту" по строительству и ремонту автомобильных дорог и сетей водоснабжения и канализации свободных экономических зон в 2019 году (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 1.
6. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям:
а) совместно с Министерством экономики в срок до 1 апреля 2019 года разработать и внести проект Концепции развития свободных экономических зон (далее - Концепция), предусмотрев:
определение специализации свободных экономических зон, конкретных критериев отбора инвестиционных проектов, предоставляемых льгот и других видов государственной поддержки;
создание в свободных экономических зонах необходимых условий для привлечения инвесторов, включая обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой, объектами социально-бытового и культурно-общественного назначения;
совершенствование системы управления свободных экономических зон, в том числе путем определения единых стандартов организации деятельности дирекций, расширения перечня оказываемых услуг, а также передачи дирекций свободных экономических зон в доверительное управление субъектам предпринимательства, в том числе иностранным компаниям;
б) совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения об утверждении Положения об организации деятельности административных советов и дирекций свободных экономических зон, предусмотрев в нем порядок их взаимодействия с министерствами, ведомствами, организациями и органами государственной власти на местах;
в) совместно с административными советами и дирекциями свободных экономических зон в двухмесячный срок обеспечить:
пересмотр договоров о пользовании земельными участками с участниками свободных экономических зон с возвратом неэффективно используемых земельных участков или разработку "дорожных карт" по их рациональному использованию за счет реализации дополнительных проектов;
расторжение соглашений об инвестировании с участниками свободных экономических зон, не обеспечившими начало реализации инвестиционных проектов в предусмотренные сроки;
разработку сетевых графиков по отстающим проектам с учетом ввода в эксплуатацию производства в кратчайшие сроки;
г) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внедрить:
электронную систему рассмотрения административными советами заявок на реализацию проектов на территории свободных экономических зон на основе внесения заявителями первичных данных посредством сети Интернет с использованием электронной цифровой подписи, а также с функцией оценки проектов по строго заданному автоматическому алгоритму на основе определенных критериев;
автоматизированную систему мониторинга инвестиционных проектов, реализуемых на территории свободных экономических зон, позволяющую проводить оперативный контроль за своевременным вводом производственных мощностей, экспортом продукции, созданием новых рабочих мест, а также исполнением участниками свободных экономических зон инвестиционных обязательств;
обновленную версию Единого портала свободных экономических зон Республики Узбекистан с учетом требований настоящего Указа и пункта 12 постановления Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года N ПП-3356 "О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических и малых промышленных зон";
д) совместно с Министерством экономики и Министерством юстиции в срок до 1 марта 2019 года провести инвентаризацию законодательной базы по свободным экономическим зонам и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан "О специальных экономических зонах" прямого действия, предусматривающий в том числе положения настоящего Указа, а также нормы Закона Республики Узбекистан "О свободных экономических зонах" с его дальнейшей утратой;
е) совместно с Министерством экономики и Министерством финансов при формировании Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2019 год предусмотреть финансирование мер, предусмотренных "Дорожной картой".
7. Министерству экономики совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Государственным комитетом Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, АО "Узбекэнерго", АО "Узтрансгаз", Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей:
в месячный срок проанализировать практическую реализацию правительственных решений по созданию инфраструктуры для свободных экономических зон, при необходимости пересмотреть показатели и источники финансирования и утвердить Программу опережающего развития инфраструктуры в разрезе каждой свободной экономической зоны;
в двухмесячный срок утвердить сетевые графики поэтапного подведения инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктуры по каждой свободной экономической зоне, обеспечив их сопряжение со сроками завершения строительства и пуска производственных объектов.
8. Возложить персональную ответственность на:
заместителя советника Президента по вопросам развития отраслей экономики, реализации инвестиционной и внешнеторговой политики Саидову Г.К. - за координацию деятельности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, связанной с функционированием и развитием свободных экономических зон, а также своевременной реализацией инвестиционных проектов на их территории;
министра экономики и промышленности Республики Узбекистан Ходжаева Б.А. - за своевременную выдачу заключений Центра по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов на территории свободных экономических зон;
руководителей Министерства инвестиций и внешней торговли С.У. Умурзакова, Л.Ш. Кудратова, Н.К. Холмуродова - за своевременное рассмотрение административными советами инвестиционных заявок на размещение производства на территории свободных экономических зон и своевременное принятие решений по размещению инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон;
министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан Салиева М.Х., председателя правления АО "Узбекэнерго" Мустафоева У.М., председателя правления АО "Узтрансгаз" Эшмурадова Б.Б., главного менеджера-инженера АО "Узбекистон темир йуллари" Хасилова Х.Н., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей - за строительство и подключение участников свободных экономических зон к внешней инфраструктуре, бесперебойное обеспечение участников свободных экономических зон электрической энергией, природным газом, водой, а также внешними канализационными сетями в соответствии с их производственными потребностями.
9. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 3.
10. Государственному комитету по инвестициям в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистана Низомиддинова З.Ш., заместителей советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и Саидову Г.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 21.12.2018 г. N УП-5600
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по строительству и ремонту автомобильных дорог,
сетей водоснабжения и канализации свободных
экономических зон в 2019 году
N |
Наименование мероприятия |
Ед. изм. |
Объем работ |
Объем инвестиций (млн сум)* |
Всего:
|
102 802,5 |
|||
Строительство и ремонт автомобильных дорог
|
км |
127,3 |
61 200 |
|
12. |
Строительство внутренних и подъездных дорог в CЭЗ "Навои"
|
км |
6,4 |
5 000 |
13. |
Реконструкция обводной автодороги от А-373 до автобазы бывшего АО "Резинотехника" в СЭЗ "Ангрен"
|
км |
6,7 |
9 200 |
14. |
Строительство и реконструкция подъездных дорог к СЭЗ "Джизак"
|
км |
7 |
3 000 |
15. |
Строительство подъездных дорог с 2 дорожными мостами на расширяемых территориях СЭЗ "Джизак" в Ш. Рашидовском районе
|
км |
5,7 |
1 000 |
16. |
Строительство подъездных дорог к СЭЗ "Ургут"
|
км |
65,1 |
15 000 |
17. |
Строительство внутренних автодорог блока "A" на территории СЭЗ "Коканд"
|
км |
6,2 |
10 000 |
18. |
Строительство внутренних автодорог СЭЗ "Коканд"
|
км |
4,6 |
5 000 |
19. |
Строительство автомобильной дороги по зоне N 2 массива Ю. Шержанова г. Питняк на территории СЭЗ "Хазарасп"
|
км |
5,2 |
8 000 |
20. |
Строительство автомобильной дороги по зоне N 5 села Амударё Хазараспского района на территории СЭЗ "Хазарасп"
|
км |
0,4 |
900 |
21. |
Строительство подъездных дорог к территории СЭЗ "Нукус-фарм"
|
км |
1,5 |
1 000 |
22. |
Строительство подъездных дорог к территории "Касансай-фарм" на массиве "Намуна"
|
км |
5 |
2 000 |
23. |
Строительство подъездных дорог к территории СЭЗ "Бустонлик-фарм"
|
км |
4,5 |
100 |
24. |
Строительство подъездных дорог к территории СЭЗ "Паркент-фарм" и строительство моста через "Паркентсой"
|
км |
9 |
1 000 |
Строительство и реконструкция сетей водоснабжения и канализации
|
41 602,5 |
|||
25. |
Строительство объектов водоснабжения и канализационной сети на территории СЭЗ "Ангрен" (в части г.Ангрен)
|
км
|
11 |
11 820,9 |
объект
|
2 |
|||
26. |
Строительство объектов водоснабжения на территории СЭЗ "Ургут"
|
км
|
6,2 |
9 929,8 |
объект
|
3 |
|||
27. |
Строительство канализационной сети на территории СЭЗ "Ургут"
|
км |
6,5 |
7 286,0 |
28. |
Строительство водопроводной сети на территории СЭЗ "Коканд"
|
км |
17,96 |
6 767,3 |
29. |
Строительство объектов водоснабжения на территории СЭЗ "Хазарасп"
|
км |
4,8 |
1 861,5 |
30. |
Строительство водопроводной сети на территории СЭЗ "Косонсой-фарм"
|
км |
5 |
1 000 |
31. |
Строительство объекта канализационной сети на территории СЭЗ "Косонсой-фарм"
|
объект |
1 |
1 400 |
32. |
Строительство водопроводной сети на территории СЭЗ "Бустонлик-фарм"
|
км |
3 |
1 537 |
*) В пределах Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2019 год.
Примечание. Окончательные параметры проектов подлежат уточнению по результатам утверждения проектно-сметной документации проектов и проведения в установленном порядке тендерных торгов.
к Указу Президента РУз
от 21.12.2018 г. N УП-5600
ПЕРЕЧЕНЬ
некоторых актов Президента Республики Узбекистан,
признаваемых утратившими силу
1. Подпункт "б" пункта 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года N ПП-3356 "О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических и малых промышленных зон", а также приложения NN 1, 2 и 4.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 21 декабря 2018 г.
"Народное слово", 22 декабря 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
24 декабря 2018 г., N 51, ст. 973