язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебные акты/ Постановления Пленума Верховного суда / По административным делам/ Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30.11.2018 г. N 35 "О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего рассмотрение дел об административных правонарушениях"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.11.2018 г.

N 35



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

РЕГУЛИРУЮЩЕГО РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


В связи с изменениями, внесенными в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона, руководствуясь статьей 17 Закона Республики Узбекистан "О судах" Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения норм Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее - КоАО), регулирующих рассмотрение дел об административных правонарушениях.


2. Перечень дел об административных правонарушениях, подведомственных суду по уголовным делам (далее - суд), предусмотрен в части первой статьи 245 КоАО.

Следует иметь в виду, что согласно частям второй и третьей статьи 245 КоАО судам по уголовным делам подведомственны также дела:

о любом административном правонарушении, если правонарушитель оспаривает факт правонарушения;

об освобождении правонарушителя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения;

о применении к правонарушителю более мягкого административного взыскания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАО;

об административных правонарушениях, совершенных индивидуальными предпринимателями и (или) их работниками, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами и (или) работниками, субъектов предпринимательства - юридических лиц, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 60, статьями 60-1, 65, 68, 68-1, 99 (в части инспекции по контролю в сфере строительства) и 283 КоАО;

о нескольких административных правонарушениях, хотя бы одно из которых подведомственно суду по уголовным делам;

об административных правонарушениях, если в санкции статьи закона предусмотрено взыскание в виде лишения специального права, конфискации или возмездного изъятия предметов.

3. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья в соответствии со статьей 303 КоАО разрешает вопросы:

1) относится ли рассмотрение дела к компетенции суда;

2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении;

3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

4) имеется ли необходимость истребования по делу дополнительных материалов;

5) имеются ли по делу ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей, а также адвоката.

При подготовке к рассмотрению дела судья может разрешить и иные вопросы, необходимые для его правильного рассмотрения.


4. Судья выносит определение о возвращении дела об административном правонарушении органу (должностному лицу), составившему протокол об административном правонарушении или вынесшему постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, если при подготовке к рассмотрению дела будет установлена:

неподведомственность дела об административном правонарушении суду;

нарушение со стороны органа (должностного лица), составившего протокол об административном правонарушении требований, предусмотренных статьями 281, 282 КоАО.

В определении о возвращении дела об административном правонарушении должны быть указаны, какие требования закона нарушены.

Определение суда о возвращении дела об административном правонарушении может быть обжаловано (опротестовано).


5. По закону дело об административном правонарушении рассматривается судом по месту его совершения. Вместе с тем следует иметь в виду, что часть вторая статьи 304 КоАО предусматривает также случаи, когда эти дела могут рассматриваться по месту учета транспортных средств, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 187 КоАО, рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства правонарушителя.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судом в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако для рассмотрения отдельных категорий дел законом предусмотрены более короткие сроки (части вторая, третья статьи 305, часть первая статьи 313-4 КоАО).

7. Разъяснить судам, что содержание протокола об административном правонарушении, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также приложенные к ним документы должны соответствовать требованиям статей 281 и 282 КоАО.

Суд возвращает протокол или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответствующему органу или должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков, если протокол составлен либо постановление о возбуждении административного дела вынесено неуполномоченным на то должностным лицом, а также в случаях, если в нем не указаны:

дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

время и место совершения административного правонарушения и его сущность;

сведения о личности правонарушителя, нормативно-правовой акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

сведения о привлечении лица ранее к административной или уголовной ответственности;

фамилии, адреса свидетелей и потерпевших (если они имеются), объяснения правонарушителя, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Суд возвращает протокол или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и в случаях, если:

лицо, привлекаемое к ответственности, не ознакомлено с материалами дела;

лицу, привлекаемому к ответственности, не вручена копия протокола или постановления;

лицу, привлекаемому к ответственности, не разъяснены права, предусмотренные статьей 294 КоАО.

Время, затраченное для устранения имеющихся недостатков, не приостанавливает течение сроков, предусмотренных статьей 36 КоАО.


8. При рассмотрении дела об административном правонарушении суд обязан принимать меры к обеспечению прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьей 294 КоАО.

В частности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:

знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;

пользоваться юридической помощью адвоката;

присутствовать при рассмотрении  дела, выступать на родном языке или пользоваться услугами переводчика;

обжаловать постановление по делу.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.


9. Разъяснить, что по закону (статья 13 КоАО) административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

К лицам, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, применяются меры, предусмотренные Положением о межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года N ПП-2833.

При решении вопроса о направлении материалов в отношении несовершеннолетнего правонарушителя в межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних следует иметь в виду, что в эту комиссию не могут быть переданы дела по правонарушениям о невыполнении законных требований работника органа внутренних дел или военнослужащего (сотрудника) Национальной гвардии (часть вторая статьи 14 КоАО).

10. При рассмотрении каждого дела об административном правонарушении суд обязан выяснить:

было ли совершено административное правонарушение;

время и место совершения правонарушения;

виновно ли данное лицо в совершении правонарушения;

подлежит ли лицо по закону административной ответственности за данное правонарушение;

имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;

причинен ли в результате правонарушения имущественный ущерб;

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Разъяснить судам, что для оценки доказательств, в том числе фото, аудио, видео записей, представленных лицами участвующими в деле, а также информации, взятой с сети интернет, может быть привлечен  соответсвующий специалист.

При оценке доказательств судам необходимо  соблюдать требования статей 276, 277 КоАО.


11. При рассмотрении дел об административных правонарушениях суду необходимо выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, предусмотренные статьей 307 КоАО.

Исследуя вопрос о факте правонарушения, виновности лица в его совершении, суд обязан проверить не только представленные материалы, но при необходимости истребовать дополнительные доказательства, в частности, допросить должностное лицо, составившее протокол о правонарушении, потерпевших и свидетелей, назначить экспертизу, произвести другие действия.


12. В целях объективного и беспристрастного рассмотрения дела оно должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени судебного заседания и от него не поступало ходатайства об отложении дела, либо им дано согласие на рассмотрение дела  в его отсутствии.

Присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным, если в санкции конкретной статьи КоАО за совершенное правонарушение предусмотрено применение административного ареста, конфискации или возмездного изъятия предметов (часть третья статьи 294 КоАО).


13. В случаях, когда для установления истины по делу возникает необходимость в специальных познаниях, суд выносит определение о назначении по делу об административном правонарушении соответствующей экспертизы или привлечении к участию в деле специалиста.

В определении о назначении экспертизы или привлечении к участию в деле специалиста указываются основания для назначения экспертизы или привлечения специалиста, наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза или откуда приглашается специалист, вопросы, поставленные перед экспертом или специалистом, а также материалы, предоставляемые в его распоряжение.

В необходимых случаях экспертиза и исследование могут быть проведены экспертом и специалистом непосредственно в судебном заседании по делу об административном правонарушении.


14. Разъяснить судам, что согласно статьи 17-1 КоАО в случае фиксации специальными автоматизированными техническими средствами фото и видеофиксации нарушения правил дорожного движения, владелцем (собственником) транспортного средства, если транспортное средство, принадлежит юридическому лицу, к административной ответственности подлежит лицо, ответственное за эксплуатацию настоящего транспортного средства.

При рассмотрении жалобы поданной на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное специальными автоматизированными техническими средствами фото и видеофиксации, если будет установлено, что в момент фиксации правонарушения находился не владелец (собственник), а транспортное средство управлялось другим лицом, либо данное транспортное средство выбыло из его владения, в таких случаях владелец (собственник) транспортного средства согласно пункту 1 статьи 271 КоАО освобождается от административной ответственности. В таких случаях, необходимые документы должны отправляться в органы безопасности дорожного движения для разрешения вопроса привлечения соответствуещего лица к административной ответственности.

Специальными автоматизированными техническими средствами фото и видеофиксации являются специальные технические средства, а также имеющие функции фото и видео записи, работающие в автоматическом режиме и считающие частью компьютерной системы управления безопасности дорожного движения.


15. При установлении обстоятельств, предусмотренных статьей 271 КоАО, суд должен вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно пункту 11 статьи 271 КоАО дело подлежит прекращению и в случае добровольного устранения последствий допущенного правонарушения или возмещения причиненного материального ущерба в тридцатидневный срок с момента обнаружения правонарушения, совершенного впервые должностными лицами или работниками субъекта предпринимательства - юридического лица либо гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, за исключением случаев причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан.


16. Разъяснить судам, что освобождение лица от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. К такому решению суд может прийти лишь после рассмотрения дела по существу и признания лица виновным в совершении правонарушения (статья 21 КоАО).

Поскольку в КоАО не раскрыто понятие малозначительности правонарушения, вопрос о признании таковым совершенного правонарушения должен быть разрешен судом в зависимости от обстоятельств конкретного дела, характера правонарушения, в том числе наличия существенного нарушения общественных отношений, охраняемых КоАО, личности виновного, размера материального ущерба или компенсации морального вреда, причиненного в результате правонарушения.

Учитывая, что действия, составляющие объективную сторону некоторых административных правонарушений, существенно нарушают охраняемые КоАО общественные отношения, такие правонарушения ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными. К таким правонарушениям, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные частью второй статьи 54, статьями 99, 131, частями второй и третьей статьи 135, статьей 136 КоАО.

Вопрос о возмещении материального ущерба (компенсации морального вреда), причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.


17. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что действия лица квалифицированы неправильно, суд вправе переквалифицировать эти действия на соответствующую статью КоАО, в том числе предусматривающую более строгую ответственность.

При наличии в действиях правонарушителя признаков состава уголовного преступления, суд в соответствии со статьей 278 КоАО выносит постановление о направлении материалов  прокурору. 


18. В соответствии со статьей 36 КоАО административное взыскание может быть применено не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - одного года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении его производством, но при наличии в действиях правонарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть применено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении, если не истек один год со дня его совершения или обнаружения.

В соответствии с частью третьей статьи 36 КоАО указанные сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов, производимой на основе таможенного законодательства.


19. Следует иметь в виду, что суд вправе признать смягчающими  также обстоятельства, не предусмотренные статьей 31 КоАО. 

Хотя перечень отягчающих ответственность обстоятельств, установленных статьей 32 КоАО, является исчерпывающим, однако суд в зависимости от характера административного правонарушения, может не признать любое из них отягчающим обстоятельством, обосновывая это  в постановлении. 


20. Разъяснить судам, что:

при применении более мягкого административного взыскания (например, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также свидетельствующие о тяжелом материальном положении правонарушителя), чем предусмотрено санкцией закона в резолютивной части постановления следует указывать лишь вид и размер взыскания, назначенного с применением статьи 33 КоАО, а мотивы назначения более мягкого взыскания излагаются в описательной части постановления;

при применении административного взыскания за совершение нескольких правонарушений статья 33 КоАО применяется за отдельное правонарушение, а не по совокупности правонарушений.

Применяя статью 33 КоАО, суд вправе не применять дополнительное административное взыскание, предусмотренное в санкции закона, обосновывая это в описательной части постановления. 


21. Разъяснить судам, что система административных взысканий за совершении административных правонарушений, установлена в статье 23 КоАО.

Следует иметь в виду, что степень строгости административных взысканий относительно друг друга, определяется той последовательностью, которая указана в части первой  статьи 23 КоАО.


22. При определении вида и меры административного взыскания за конкретное правонарушение суд должен руководствоваться общими правилами применения административного взыскания, согласно которым при применении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статья 30 КоАО).


23. В соответствии со статьей 24 КоАО возмездное изъятие, конфискация предметов и лишение специального права (лишение права управления транспортным средством) могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных административных взысканий.


24. Обратить внимание судов на то, что применение административного взыскания в виде ареста допускается в исключительных случаях.

Срок административного ареста исчисляется с момента доставления правонарушителя для составления протокола или его административного задержания.

В соответствии с частью второй статьи 29 КоАО административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, а также к инвалидам первой и второй групп.


25. Разъяснить, что административное взыскание в виде административного выдворения применяется в отношении иностранных граждан и лиц  без гражданства лишь за совершение  правонарушений, предусмотренных в части второй статьи 29-1 КоАО. 


26. Судам при решении вопроса об ответственности лиц, обладающих иммунитетом, необходимо руководствоваться Инструкцией о применении мер административной ответственности к сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также приравненных к ним организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, за нарушение правил дорожного движения (утверждена постановлением Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и Верховного суда Республики Узбекистан от 13 февраля 2012 года N 7, 5, 22, зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан 13 марта 2012 года N 2338).


27. Постановление  по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям, установленным статьей 309 КоАО и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Суд, применяя административное взыскание, должен одновременно решить вопрос о возмещении виновным материального ущерба.

Если суд придет к выводу о недостаточности оснований для правильного решения вопроса о размере ущерба, причиненного административным правонарушением, заинтересованным лицам разъясняется порядок разрешения этих вопросов в порядке гражданского судопроизводства.


28. В целях повышения правосознания и правовой грамотности граждан рекомендовать судам после объявления судебного акта разъяснять суть судебного акта и основания, послужившие его вынесению.


29. Обратить внимание судов, что в соответствии со статьей 313 КоАО при выявлении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, суду необходимо вносить представление по месту учебы, работы или жительства правонарушителя, направленное на их устранение.


30. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан, областным и приравненным к ним судам:

усилить надзор за правильным и своевременным рассмотрением судами дел об административных правонарушениях;

при рассмотрении дел об административных правонарушениях обеспечить правильное применение судами норм закона о назначении административных взысканий;

оказывая практическое содействие нижестоящим судам, систематически обобщать судебную практику по делам этой категории, в том числе по применению административных взысканий, и принимать меры к устранению допущенных ошибок.

31. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 15 сентября 2000 года N 22 "О судебной практике по  рассмотрению дел об административных правонарушениях".



Председатель

Верховного суда                                                                     К. Камилов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                           И. Алимов



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2018 г.