ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Топливно-энергетический комплекс / Атомная энергетика /Постановление Президента Республики Узбекистан от 07.02.2019 г. N ПП-4165 "Об утверждении Концепции развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019-2029 годов"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
07.02.2019 г.
N ПП-4165
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
НА ПЕРИОД 2019-2029 ГОДОВ
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 19 июля 2018 года N УП-5484 "О мерах по развитию атомной энергетики в Республике Узбекистан", а также в целях создания долгосрочной и прочной системы развития атомной энергетики в республике как новой высокотехнологичной энергетической отрасли:
1. Принять к сведению, что Агентством по атомной энергии при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - Агентство "Узатом") совместно с причастными министерствами и ведомствами осуществляются мероприятия "Дорожной карты" по реализации в 2018-2021 годах Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Узбекистан атомной электростанции, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2018 года N ПП-4048 "О мерах по ускорению строительства на территории Республики Узбекистан атомной электростанции".
2. Утвердить:
а) Концепцию развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019-2029 годов (далее - Концепция) согласно приложению N 1, предусматривающую реализацию следующих основных приоритетных направлений:
развитие национальной ядерной инфраструктуры, включая формирование нормативно-правовой базы, участие Республики Узбекистан в глобальном режиме ядерной безопасности, обеспечение деятельности эксплуатирующей организации атомной электростанции (далее - АЭС), создание регулирующей основы атомной энергетики, обеспечение прозрачности и открытости для общественности ядерно-энергетической программы, обеспечение квалифицированными кадрами;
сооружение первой АЭС, включая выбор площадки и лицензирование размещения, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию АЭС;
обеспечение охраны окружающей среды и радиационной защиты людей при использовании атомной энергии;
организация безопасного и экономически эффективного ядерного топливного цикла, включая долгосрочное обеспечение атомной энергетики ядерным топливом, создание условий для безопасного обращения с отработавшим топливом, организацию его переработки и утилизацию отходов;
обеспечение долгосрочного развития атомной энергетики, включая развитие атомной науки и технологий, приобретение отечественными организациями проектных, конструкторских, экологических и других знаний и опыта для поддержки строительства и эксплуатации АЭС, изучение тенденций ядерных технологий для выбора референтной технологии будущих АЭС;
б) "Дорожную карту" по реализации Концепции развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019-2029 годов (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 2, включающую выполнение мероприятий по:
присоединению или имплементации положений международных конвенций в области ядерной безопасности в законодательство Республики Узбекистан, а также разработке и принятию норм и правил в сфере использования атомной энергии в мирных целях;
выбору площадки и лицензированию размещения АЭС, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию АЭС и объектов ее внешней инфраструктуры;
охране окружающей среды и радиационной защите, включая вывоз и хранение отработавшего ядерного топлива, а также обращение со свежим и отработавшим ядерным топливом;
развитию атомной науки и технологий, а также неэнергетических ядерных технологий для отраслей экономики и социальной сферы, ядерной медицины и радиохимии;
мониторингу и контролю реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией.
3. Установить персональную ответственность:
соответствующих заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан - за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств по реализации мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой", а также организацию ежеквартального критического обсуждения хода ее выполнения;
руководителей ответственных министерств и ведомств - за своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой", с широким привлечением независимых экспертов (консультантов), в том числе зарубежных;
руководителей научно-исследовательских и образовательных учреждений - за обеспечение развития фундаментальной и прикладной науки, а также подготовки квалифицированных кадров для атомной энергетики в рамках мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой".
4. Министерству энергетики, Государственному комитету промышленной безопасности, Академии наук, Министерству юстиции совместно с другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан план по разработке и утверждению первоочередных нормативно-правовых актов, подлежащих принятию в 2019-2021 годах и направленных на реализацию Концепции с указанием конкретных сроков внесения и ответственных исполнителей.
5. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций регулярно организовывать публикации и тематические передачи в средствах массовой информации по освещению целей и задач утвержденной Концепции.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и министра энергетики Республики Узбекистан Султанова А.С.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 07.02.2019 г. N ПП-4165
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реализации Концепции развития атомной
энергетики в Республике Узбекистан
на период 2019-2029 годов
N |
Наименование мероприятий |
Форма реализации
|
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
I. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЯДЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
|
||||
1. |
Присоединение Республики Узбекистан или имплементация положений международных конвенций в области ядерной безопасности в законодательство Республики Узбекистан: |
Подготовка и внесение в установленном порядке соответствующих нормативно-правовых актов. |
Минэнерго (Султанов), Госкомпромбез (Гулямов), МИД (Камилов), Минюст (Давлетов), МЧС (Худайбергенов), Минздрав (Шадманов) |
|
Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб; |
Ноябрь 2019 г. |
|||
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии; |
Ноябрь 2019 г. |
|||
Конвенция о ядерной безопасности; |
Март 2020 г. |
|||
Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.
|
Июль 2020 г. |
|||
2. |
Принятие норм и правил в области использования атомной энергии в мирных целях в соответствии с международными договорами.
|
Принятие нормативно-правового акта. |
Март 2020 г. |
Минэнерго (Султанов), Минюст (Давлетов), Госкомпромбез (Гулямов), МЧС (Худайбергенов), Минздрав (Шадманов), Агентство "Узстандарт" (Саттаров), Госкомгеологии (Исламов), Госкомэкологии (Кучкаров)
|
3. |
Принятие (имплементация, адаптация, разработка) стандартов, ведомственных норм, регламентов, инструкций, положений, необходимых для проектирования, строительства и эксплуатации АЭС.
|
Принятие нормативных документов уполномоченными государственными органами.
|
В период реализации Концепции |
Минэнерго (Султанов), Агентство "Узстандарт" (Саттаров), МЧС (Худайбергенов), Минздрав (Шадманов), Минюст (Давлетов), Госкомпромбез (Гулямов), Госкомгеологии (Исламов), Госкомэкологии (Кучкаров)
|
4. |
Организация диалога с соседними государствами, чьи интересы может затрагивать ядерная энергетическая программа Республики Узбекистан при эксплуатации АЭС.
|
Проведение переговоров. |
2019-2021 гг. |
МИД (Камилов), Минюст (Давлетов), Минэнерго (Султанов), Госкомпромбез (Гулямов), Академия наук (Юлдашев)
|
5. |
Обеспечение проведения консультаций в интересах безопасности эксплуатации ядерных объектов путем осуществления сотрудничества с заинтересованными в этом странами, авторитетными иностранными и международными организациями.
|
Подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и принятию практических мер по усилению безопасности ядерных объектов.
|
2019-2030 гг. |
Госкомпромбез (Гулямов), Минэнерго (Мирзамахмудов), МИД (Асадов), заинтересованные министерства и ведомства
|
6. |
Создание и развитие эксплуатирующей организации АЭС, в том числе обеспечение ее готовности в части организационной структуры, укомплектованности квалифицированными кадрами, наличия необходимых нормативов и процедур, долговременной финансовой устойчивости.
|
1. Внесение нормативно-правового акта.
|
Февраль 2019 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Госкомпромбез (Гулямов), Минюст (Истамов), заинтересованные министерства и ведомства
|
2. Организация деятельности эксплуатирующей организации.
|
Ноябрь 2019 г. |
|||
3. Развитие эксплуатирующей организации АЭС.
|
2021-2028 гг. |
|||
7. |
Установление ответственности эксплуатирующей организации АЭС за ядерную безопасность, выбор площадки, подрядчиков, проектных решений, качество строительства, дальнейшую эксплуатацию, финансовое обеспечение и другие важнейшие аспекты сооружения и эксплуатации АЭС, включая ответственность за ущерб.
|
Внесение нормативно-правового акта. |
Июль 2019 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Госкомпромбез (Гулямов), Минюст (Истамов), заинтересованные министерства и ведомства
|
8. |
Долгосрочное развитие национального органа государственного регулирования безопасности с предоставлением ему специальных полномочий в области регулирования безопасности атомной энергетики, включая функции координации вопросов безопасности атомной энергетики всех государственных органов регулирования безопасности.
|
Внесение нормативно-правового акта. |
Июнь 2019 г. |
Госкомпромбез (Гулямов), Минюст (Истамов), заинтересованные министерства и ведомства
|
9. |
Обеспечение долгосрочного доступа органов государственного регулирования безопасности к достаточным финансовым ресурсам для надлежащего исполнения ими своих обязанностей.
|
Обеспечение выделения необходимых финансовых средств из Государственного бюджета Республики Узбекистан на содержание Госкомпромбеза.
|
Ежегодно в ноябре |
Минфин (Хайдаров), Госкомпромбез (Гулямов) |
10. |
Совершенствование процесса лицензирования деятельности в области использования атомной энергии и экспертизы безопасности.
|
Внесение нормативно-правового акта. |
Июль 2019 г. |
Госкомпромбез (Гулямов), Минюст (Истамов), заинтересованные министерства и ведомства
|
11. |
Создание и развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов государственного регулирования безопасности.
|
Разработка и утверждение комплекса мероприятий по созданию и развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров.
|
Август 2019 г. |
Госкомпромбез (Гулямов), заинтересованные министерства и ведомства
|
12. |
Развитие национального сектора экспертной поддержки органов государственного регулирования безопасности, в том числе с привлечением иностранных инвестиций.
|
Внесение предложений по развитию национального сектора экспертной поддержки.
|
Декабрь 2019 г. |
Госкомпромбез (Гулямов), Мининвествнешторг (Бекенов), Минэнерго (Мирзамахмудов), заинтересованные министерства и ведомства
|
13. |
Открытие при поддержке Российской Федерации информационных центров атомной отрасли в городе Ташкенте и в регионе, в котором будет размещена площадка для строительства первой АЭС.
|
1.Создание информационного центра в г. Ташкенте.
|
Август 2019 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Академия наук (Юлдашев), Госкомпромбез (Гулямов), заинтересованные министерства и ведомства
|
2. Создание информационного центра в регионе площадки для строительства АЭС.
|
Декабрь 2025 г. |
|||
14. |
Повышение компетенции представителей средств массовой информации, включая журналистов и лидеров общественного мнения, путем проведения обучающих семинаров, пресс-туров на зарубежные объекты атомной энергетики.
|
Организация обучающих семинаров, пресс-туров на зарубежные объекты атомной энергетики. |
В соответствии с планом |
Минэнерго (Мирзамахмудов), заинтересованные министерства и ведомства
|
15. |
Организация системной работы в области популяризации атомной энергетики в Республике Узбекистан и информирования населения страны о современных ядерно-энергетических технологиях и их безопасности и экологичности.
|
Организация телепередач, публикации, создание и трансляция научно-популярных фильмов.
|
В соответствии с планом |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Агентство информации и массовых коммуникаций (К.Алламжонов), НТРК (Хаджаев), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, районов и городов
|
16. |
Определение совокупности знаний и опыта, требующихся в областях, связанных с ядерной и радиационной безопасностью, и необходимой численности персонала.
|
Внесение нормативно-правового акта. |
Ноябрь 2019 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Госкомпромбез (Гулямов)
|
17. |
Разработка и утверждение стратегии привлечения, обучения и сохранения достаточного числа специалистов для удовлетворения потребностей всех организаций, участвующих в ядерно-энергетической программе.
|
Внесение нормативно-правового акта. |
Август 2019 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Госкомпромбез (Гулямов)
|
18. |
Разработка программ подготовки персонала для АЭС и ядерной инфраструктуры, в том числе программ стажировок специалистов в зарубежных странах. |
1. Утверждение целевого графика приема специалистов.
|
Сентябрь 2019 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов) |
2. Разработка и принятие на основе графика программ подготовки персонала и планов его стажировки.
|
Ежегодно до 20 января |
|||
II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СООРУЖЕНИЯ ПЕРВОЙ АЭС |
||||
19. |
Выбор площадки и лицензирование размещения АЭС (2019-2020 гг.). |
1. Внесение нормативно-правового акта.
|
Октябрь 2019 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Госкомпромбез (Гулямов), Госкомэкологии (Кучкаров), Минстрой (Тухтаев) |
2. Получение лицензии органа государственного регулирования безопасности на размещение АЭС на основе представления в установленном порядке оценки воздействия на окружающую среду, программы обеспечения качества выбора площадки и отчета обоснования безопасности.
|
Ноябрь 2020 г. |
|||
20. |
Проектирование АЭС и объектов ее внешней инфраструктуры (2020-2022 гг.).
|
1. Разработка ТЭО проекта. |
Февраль 2021 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Госкомпромбез (Гулямов), Минстрой (Тухтаев), заинтересованные министерства и ведомства
|
21. |
Строительство и ввод в эксплуатацию АЭС (2022-2030 гг.). |
1. Подготовка Межправительственного соглашения о привлечении кредита Российской Федерации на сооружение АЭС.
|
Декабрь 2019 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Госкомпромбез (Гулямов), Минэкономпром (Гулямов), Минфин (Хайдаров), Мининвествнешторг (Бекенов), МИД (Асадов), Минстрой (Тухтаев), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Утверждение долгосрочного (на 10 лет) плана финансирования обязательств Заказчика в рамках ЕРС контракта на сооружение АЭС.
|
Ноябрь 2019 г. |
|||
3. Получение лицензии органа государственного регулирования безопасности на сооружение АЭС.
|
Декабрь 2021 г. |
|||
4. Строительство АЭС.
|
С 2022 г. |
|||
5. Утверждение акта государственной приемочной комиссии.
|
После выхода энергоблоков на проектную мощность
|
|||
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ |
||||
22. |
Реализация мероприятий в области охраны окружающей среды и радиационной защиты в связи с развитием национальной ядерно-энергетической программы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
|
Государственный надзор в области охраны окружающей среды и радиационной защиты в ходе реализации национальной ядерно-энергетической программы.
|
В установленном порядке |
Госкомэкологии (Кучкаров), Минздрав (Шадманов), МЧС (Худайбергенов), Госкомпромбез (Гулямов)
|
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА |
||||
23. |
Вывоз отработавшего ядерного топлива на переработку или организация долговременного хранения отработавшего ядерного топлива как ценного энергетического материала.
|
Подготовка и внесение нормативно-правового акта по стратегии обращения с радиоактивными отходами, отработавшим топливом и выводу из эксплуатации АЭС.
|
Ноябрь 2019 г. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Госкомпромбез (Гулямов), МИД (Асадов), Минюст (Истамов), МЧС (Худайбергенов), Минздрав (Шадманов)
|
24. |
Обращение с отработавшим ядерным топливом. |
Разработка и принятие норм и правил, а также руководств по безопасности, регламентирующих обращение с отработавшим ядерным топливом
|
2020-2028 гг. |
Минэнерго (Мирзамахмудов), Госкомэкологии (Кучкаров), Минздрав (Шадманов), Госкомпромбез (Гулямов), МЧС (Худайбергенов), МВД (Бобожонов)
|
V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ |
||||
25. |
Развитие атомной науки и ядерных технологий. |
Разработка программ по развитию атомной науки и ядерных технологий.
|
Ежегодно |
Академия наук (Юлдашев), Минвуз (Маджидов), Минэнерго (Мирзамахмудов)
|
26. |
Развитие неэнергетических ядерных технологий для отраслей экономики и социальной сферы, включая материаловедение (получение новых материалов для ядерных и термоядерных реакторов, микроэлектроники, авиационной и космической техники), ядерной медицины (производство радиофармпрепаратов для диагностики и лечения, развитие нейтрон-захватной и протонной терапии, позитронно-эмиссионной томографии), ядерной аналитики и радиохимии и других направлений, которые могут представлять интерес для республики.
|
Разработка комплекса мер по развитию неэнергетических ядерных технологий для отраслей экономики и социальной сферы. |
Ноябрь 2019 г. |
Академия наук (Юлдашев), Минздрав (Шадманов), Минсельхоз (Ходжаев), Минэнерго (Мирзамахмудов), Минэкономпром (Гулямов), Минфин (Хайдаров)
|
VI. МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
|
||||
27. |
Обеспечение отчетности Министерства энергетики Республики Узбекистан и Агентства "Узатом" перед Кабинетом Министров, Премьер-министром и Президентом Республики Узбекистан. |
1. Внесение Агентством "Узатом" оперативной информации в Кабинет Министров о ходе реализации Концепции.
|
Еженедельно |
Минэнерго (Султанов), Агентство "Узатом" (Мирзамахмудов), Госкомпромбез (Гулямов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Предоставление Министерством энергетики Республики Узбекистан отчета Премьер-министру Республики Узбекистан о ходе реализации Концепции.
|
До 5 числа следующего месяца |
|||
3. Предоставление Министерством энергетики Республики Узбекистан отчета Президенту Республики Узбекистан по стратегическим и актуальным направлениям развития ядерно-энергетической программы.
|
Ежеквартально, до 10 числа следующего месяца |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 8 февраля 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
11 февраля 2019 г., N 6, ст. 107