язык интерфейса
Комментарий к документу - NB! Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Акты о внесении изменений и дополнений/ Охрана окружающей природной среды/ Закон Республики Узбекистан от 13.03.2019 г. N ЗРУ-529 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "Об охране атмосферного воздуха" (Принят Законодательной палатой 30.11.2018 г., одобрен Сенатом 28.02.2019 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

13.03.2019 г.

N ЗРУ-529



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

"ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА"


Принят Законодательной палатой 30 ноября 2018 года

Одобрен Сенатом 28 февраля 2019 года



Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года N 353-I "Об охране атмосферного воздуха" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 2, ст. 52; 2003 г., N 9-10, ст. 149; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 10, ст. 536; 2013 г., N 4, ст. 98; 2017 г., N 9, ст. 510) следующие изменения и дополнения:


1) текст статьи 2 изложить в следующей редакции:

"Законодательство об охране атмосферного воздуха состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране атмосферного воздуха, то применяются правила международного договора";


2) статью 4 изложить в следующей редакции:


"Статья 4. Права и обязанности граждан в области

охраны атмосферного воздуха


Граждане имеют право на:

пользование благоприятным для их жизни и здоровья атмосферным воздухом;

получение достоверной и своевременной информации от соответствующих государственных органов о состоянии атмосферного воздуха и мерах, принимаемых по его охране;

возмещение ущерба в случае причинения вреда их здоровью и имуществу выбросами загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него;

участие в проведении изучения общественного мнения по вопросам охраны атмосферного воздуха и общественной экологической экспертизы.

Граждане обязаны:

соблюдать требования законодательства об охране атмосферного воздуха;

не совершать действий, приводящих к загрязнению, истощению атмосферного воздуха и вредному воздействию физических факторов на него";


3) дополнить статьями 5-1 - 5-4 следующего содержания:


"Статья 5-1. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области охраны атмосферного воздуха


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает осуществление единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;

обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в области охраны атмосферного воздуха;

утверждает технические регламенты, регулирующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредное воздействие физических факторов на него;

устанавливает порядок осуществления контроля в области охраны атмосферного воздуха.


Статья 5-2. Полномочия Государственного комитета Республики

Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в области

охраны атмосферного воздуха


Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:

обеспечивает межведомственное взаимодействие при разработке и реализации единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;

участвует в разработке нормативно-правовых актов в области охраны атмосферного воздуха;

в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты в области охраны атмосферного воздуха;

осуществляет государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха.


Статья 5-3. Полномочия органов государственной власти

на местах в области охраны атмосферного воздуха


Органы государственной власти на местах:

участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;

разрабатывают и утверждают территориальные программы в области охраны атмосферного воздуха и обеспечивают их реализацию;

осуществляют государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории.


Статья 5-4. Участие органов самоуправления граждан,

негосударственных некоммерческих организаций

в обеспечении охраны атмосферного воздуха


Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации:

участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;

осуществляют общественный экологический контроль за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха;

принимают участие в проведении разъяснительной работы среди населения, направленной на повышение правовой грамотности и экологической культуры граждан в области охраны атмосферного воздуха";


4) в статье 8:

наименование изложить в следующей редакции:


"Статья 8. Нормативы вредного воздействия на атмосферный

воздух стационарными источниками загрязнения";


часть третью изложить в следующей редакции:

"Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух, нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан";


5) статью 9 исключить;


6) статью 11 изложить в следующей редакции:


"Статья 11. Регулирование выбросов загрязняющих веществ

в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения


Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения допускаются в соответствии с нормативами предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, определяемыми по результатам государственной экологической экспертизы";


7) статью 13 изложить в следующей редакции:


"Статья 13. Ограничение, приостановление или прекращение

вредного воздействия на атмосферный воздух


Деятельность, связанная с нарушениями нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения, может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия - прекращена по решению органов государственной власти на местах, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в соответствии с их полномочиями. Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в судебном порядке";


8) статью 14 изложить в следующей редакции:


"Статья 14. Требования к топливу и горюче-смазочным материалам


Все виды топлива и горюче-смазочных материалов, используемые на территории Республики Узбекистан, должны соответствовать требованиям стандартов, технических регламентов, согласованных с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды";


9) часть третью статьи 18 изложить в следующей редакции:

"Применение химических веществ в качестве средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов допускается в соответствии с регламентом применения средств защиты сельскохозяйственных растений";


10) текст статьи 19 изложить в следующей редакции:

"При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, осуществлении хозяйственной и иной деятельности предприятия, учреждения и организации должны соблюдать меры по регулированию использования и применения озоноразрушающих веществ, оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию и ремонт изделий, содержащих озоноразрушающие вещества, должны обеспечивать их учет и замену озонобезопасными веществами.

Импорт или экспорт озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по экологии и охране окружающей среды";


11) текст статьи 24 изложить в следующей редакции:

"Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ, биологических организмов, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него, обязаны:

соблюдать правила эксплуатации и работы сооружений, установок и оборудования для очистки выбросов в атмосферный воздух и уменьшения вредного физического воздействия на него, а также средств контроля за ними;

вести учет озоноразрушающих веществ, не допускать их выброса в атмосферный воздух, осуществлять рециркуляцию (первичную очистку в целях их повторного использования);

создавать санитарно-защитные зоны вокруг хозяйственных объектов;

устанавливать нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

принимать меры по снижению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного физического воздействия на него;

осуществлять контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и вредных воздействий физических факторов на него, вести их учет и представлять статистическую отчетность;

обеспечивать отбор проб и производить замеры для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

не допускать сжигания топлива, веществ или смеси веществ, используемых в качестве топлива в местах и (или) устройствах, не предназначенных для его сжигания, а также сжигания материалов и отходов, не являющихся топливом, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных устройств и соблюдением требований законодательства об охране атмосферного воздуха и законодательства об отходах;

принимать меры по внедрению энергосберегающих и (или) ресурсосберегающих технологий и использованию экологически чистых источников энергии;

выполнять согласованные с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями;

проводить оценку вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения в зоне влияния предприятий и транспортных коммуникаций;

соблюдать условия хранения, транспортировки, правила использования сильнодействующих ядовитых веществ и летучих соединений и обезвреживания тары из-под них;

принимать меры по предотвращению залповых и аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, возникновения потенциально опасных ситуаций, а также по снижению трансграничного загрязнения атмосферного воздуха;

обеспечивать утилизацию отходов и принимать меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха при их накоплении и переработке.

Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других объектов окружающей среды";


12) часть вторую статьи 25 изложить в следующей редакции:

"Внесение компенсационных выплат за выбросы загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух, вредное воздействие физических факторов на него не освобождает предприятия, учреждения и организации от выполнения воздухоохранных мероприятий и обязанности возместить причиненный ущерб";


13) в части первой статьи 26:

абзац третий исключить;

абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами третьим и четвертым;


14) текст статьи 28 изложить в следующей редакции:

"Государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется специально уполномоченными государственными органами, органами государственной власти на местах в пределах их полномочий.

Специально уполномоченными государственными органами по экологическому контролю за охраной атмосферного воздуха являются Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство внутренних дел Республики Узбекистан.

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды осуществляет:

государственный экологический контроль за состоянием источников загрязнения атмосферного воздуха, исполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства об охране атмосферного воздуха;

координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления в сфере государственного и ведомственного экологического контроля.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан осуществляет государственный экологический контроль за вредным воздействием на атмосферный воздух в санитарно-защитных и жилых зонах.

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан осуществляет государственный экологический контроль за автомототранспортными средствами, эксплуатация которых сопровождается вредным воздействием на атмосферный воздух.

Ведомственный, производственный и общественный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с законодательством";


15) статью 30 исключить.



Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 марта 2019 г.


"Народное слово", 14 марта 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

18 марта 2019 г., N 11, ст. 196