Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Охрана окружающей природной среды/ Обращение с отходами/ Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 17.04.2019 г. N ПП-4291)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Президента РУз
от 17.04.2019 г. N ПП-4291
СТРАТЕГИЯ
по обращению с твердыми бытовыми отходами
в Республике Узбекистан на период
2019-2028 годов
1. Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов (далее - Стратегия) направлена на планирование, определение целей и задач, способов их эффективного достижения, приоритетных направлений, а также этапов реализации государственной политики в сфере формирования и развития на долгосрочную перспективу устойчивой системы в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО).
2. Формирование данной системы предполагает поэтапное развитие с переходом от устаревших методов, используемых в области обращения с ТБО, к современным передовым, существующим на сегодняшний день в мировой практике.
3. Стратегия основывается на Конституции Республики Узбекистан, законах Республики Узбекистан "Об охране природы" и "Об отходах", а также Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года N УП-4947.
4. Стратегией расставлены приоритеты в области обращения с ТБО в следующей последовательности:
предотвращение образования ТБО - замедление темпов роста образования ТБО и снижение их опасных свойств;
повторное использование ТБО - повторное использование полученных из ТБО сырья, энергии и материалов;
утилизация и переработка ТБО - использование полезных компонентов ТБО после их предварительной обработки в качестве вторичного сырья для производства товарной продукции;
энергетическое использование ТБО - извлечение биогаза и синтез-газа из образовавшихся ТБО для использования в качестве альтернативного топлива в целях производства электрической и тепловой энергии, а также использования в бытовых целях;
захоронение ТБО - безопасное размещение, изоляция и обезвреживание остаточных (неперерабатываемых) ТБО.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ
5. В Республике Узбекистан вопросы обращения с ТБО стоят так же остро, как и во всем мире. Отходы превращаются в проблему, представляющую угрозу экологической безопасности и здоровью граждан. Они отрицательно влияют на окружающую среду, включая земельные ресурсы, поверхностные и подземные воды, леса и иную растительность, а также на среду обитания животных, воздушную среду и иные компоненты и объекты окружающей среды.
6. Образование ТБО зависит от многих факторов, наиболее значительными из которых являются доходы населения, поведение потребителей, появление на рынке новых упакованных продуктов и демографические показатели.
7. Согласно расчетам прогноз годового объема образования ТБО в Республике Узбекистан оценивается в пределах 14-14,5 млн тонн, а с учетом динамики роста населения в среднем на 1,5 процента к 2028 году этот показатель может достичь 16-16,7 млн тонн.
8. Рост количества торговых сетей (супермаркетов, гипермаркетов и др.) параллельно с ростом ВВП на душу населения приводит к увеличению покупательной способности на упакованные продукты и тем самым - росту образующихся ТБО. Урбанизация также влияет на образование отходов, а жители в городских зонах производят гораздо больше отходов, чем в сельских.
9. Подобная нарастающая динамика образования ТБО отражает рост уровня благосостояния населения и экономики республики. Однако еще более актуальной становится необходимость систематического, программного подхода к модернизации и совершенствованию системы обращения с ТБО, без которого решение проблем в данной области невозможно.
§ 1. Существующая инфраструктура в области
обращения с ТБО
10. За последние годы в республике проведена масштабная работа по улучшению санитарной очистки населенных пунктов. В частности, в рамках реализации мер по развитию и совершенствованию системы санитарной очистки в населенных пунктах республики в 2014-2016 годах созданы дополнительно 41 специализированная организация санитарной очистки в городах и 157 хозрасчетных участков по вывозу ТБО в районных управлениях благоустройства.
11. В течение 2014-2016 годов реализованы программы по оснащению организаций санитарной очистки и районных управлений благоустройства современной специальной техникой, приобретены 1 427 единиц техники, из них 990 единиц - по вывозу бытовых отходов.
12. На основе утвержденных типовых макетов в городах и районных центрах республики, на жилых массивах построено более 14 тысяч мусоросборочных пунктов с установкой свыше 10 тысяч контейнеров.
13. В целях кардинального совершенствования государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в республике, улучшения экологической обстановки, предотвращения вредного воздействия отходов на состояние здоровья граждан, создания благоприятных условий для повышения уровня и качества жизни населения, дальнейшего совершенствования системы сбора, хранения, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов Указом Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года N УП-5024 "О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды" Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы преобразован в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии).
С учетом этих важных задач принято постановление Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года N ПП-2916 "О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы", направленное на улучшение санитарного и экологического состояния в городах и районах, а также сельских населенных пунктах республики.
В соответствии с вышеуказанными актами Президента Республики Узбекистан:
при Комитете Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениях по экологии и охране окружающей среды областей создано 13 государственных унитарных предприятий "Тоза худуд" с 172 филиалами в районах и городах;
внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в части повышения размеров штрафных санкций за нарушения законодательства в области обращения с отходами с целью усиления ответственности физических и должностных лиц;
в 2017 году в населенных пунктах построено 305 типовых мусоросборочных пунктов, которые оснащены 2 643 контейнерами;
приобретено 284 единицы специальной техники, в том числе 273 единицы мусоросборочных машин.
В целях дальнейшего развития системы обращения с бытовыми отходами, повышения уровня обеспеченности населения качественными услугами санитарной очистки, а также задействования имеющегося потенциала в решении экологических проблем принято постановление Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года N ПП-3730 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами", которым утверждены:
прогнозные параметры дооснащения специальной техникой территориальных ГУП "Тоза худуд" за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей в 2019-2021 годах;
адресная программа по строительству мусоросборочных пунктов и оснащению их контейнерами за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей на 2019 год;
адресная программа по обустройству действующих полигонов ГУП "Тоза худуд" за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей на 2020 год.
§ 2. Предоставление услуг в области обращения с ТБО
14. Доступ населения к услугам по сбору и вывозу ТБО является приемлемым в основном в крупных городах республики, для малых городов и сельской местности (особенно для отдаленных сельских населенных пунктов) характерна проблема отсутствия либо недостаточный уровень оказания этих услуг.
15. В 2018 году услугами по сбору и вывозу ТБО было охвачено более 15,7 млн человек или 48 процентов от общей численности населения, в том числе:
охват населения услугами, предоставляемыми 15 государственными специализированными организациями санитарной очистки с их 183 филиалами в районах и городах, составил 12,0 млн человек;
охват населения услугами, предоставляемыми 109 частными специализированными организациями санитарной очистки, составил 3,7 млн человек.
16. По состоянию на 1 января 2019 года на территории республики функционирует 2,8 тысячи мусоросборочных пунктов и 221 полигон, автопарк организаций по санитарной очистке насчитывает более 3,1 тысячи единиц специальной техники (мусоросборочные машины, самосвалы, тракторы, бульдозеры и т.д.).
§ 3. Утилизация и переработка ТБО
17. Изучение и анализ действующей системы обращения с ТБО показывают, что в течение долгих лет сложившаяся практика обращения с ТБО была направлена исключительно на их сбор и транспортировку на полигоны, где ТБО размещаются в основном без захоронения. Для этих целей в республике функционирует 221 полигон, который находится в ведении организаций различных форм собственности.
Вопросы минимизации образования ТБО, применения малоотходных и безотходных технологий, переработки вторичных ресурсов, содержащихся в ТБО, оставались на втором плане.
Помимо экологических аспектов, проблема утилизации и переработки ТБО имеет и экономическую сторону. ТБО являются источником вторичного сырья, их переработка может дать существенную экономию природных ресурсов, а также решить социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест.
На сегодняшний день в республике действует механизм сбора и вывоза в основном смешанных ТБО. Заготовка вторичных материальных ресурсов осуществляется посредством их приемных (заготовительных) пунктов и является нерегулируемой (стихийной). При этом процесс заготовки охватывает только высоколиквидные виды вторичного сырья (бумага, пластиковые изделия, металлолом и т.п.), в результате чего достаточно большие объемы остальных вторичных материальных ресурсов остаются незадействованными во вторичной переработке и подвергаются захоронению.
18. В настоящее время на территории республики существуют 183 предприятия по переработке ТБО общей мощностью переработки ТБО 894 тыс. тонн в год, в том числе полиэтиленовой пленки и пластмассы - 72, бумаги и картонных изделий - 65, шин и резинотехнических изделий - 17, металла - 10, стекла - 6, масла и текстиля - 2, прочих отходов - 11.
19. Вместе с тем важным шагом на пути повышения эффективности использования потребительски ценных компонентов ТБО является создание в 9 городах республики (Андижан, Нукус, Бухара, Джизак, Карши, Навои, Термез, Гулистан, Ургенч) кластеров по сбору, вывозу, транспортировке, сортировке, утилизации, переработке и захоронению ТБО общей мощностью переработки бытовых отходов более миллиона тонн в год.
Применяемые в созданных кластерах технологии базируются на сортировке поступающих смешанных ТБО для извлечения вторичных материальных ресурсов и их переработке.
§ 4. Тарифное регулирование в области обращения с ТБО
20. Действующие тарифы рассчитаны только на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО и не включают расходы на их сортировку, утилизацию и захоронение.
21. По сравнению с общими расходами на создание инфраструктуры в области обращения с ТБО установленные тарифы являются значительно низкими и не покрывают эксплуатационные издержки, а также не обеспечивают формирование оборотных средств предприятий на строительство, реконструкцию и развитие объектов инфраструктуры санитарной очистки, внедрение новых технологий, что, в свою очередь, не позволяет привлечь инвестиции.
22. Для устойчивой работы системы обращения с ТБО необходимо построение политики образования тарифов, которая будет одновременно соответствовать платежеспособности населения и обеспечению привлекательности данного сектора для частных инвесторов.
23. Работа по формированию устойчивой финансовой системы в сфере обращения с ТБО должна быть направлена на обеспечение полного возмещения затрат на оказываемые услуги по сбору, сортировке, вывозу и захоронению ТБО.
§ 5. Финансирование в сфере обращения с ТБО
24. Финансирование в сфере обращения с ТБО осуществляется за счет средств специализированных организаций санитарной очистки и Государственного бюджета Республики Узбекистан.
25. В рамках реализации постановления Кабинета Министров от 3 декабря 2013 года N 315 "О мерах по развитию и совершенствованию системы санитарной очистки в населенных пунктах республики" на реализацию комплексных мероприятий и программ из Государственного бюджета Республики Узбекистан направлено 343,1 млрд сумов и привлечены льготные кредиты коммерческих банков на сумму 20 млрд сумов.
26. В соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан на финансирование данных программ в период 2017-2021 годов будет направлено более 1,5 трлн сумов, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов:
"Управление твердыми бытовыми отходами в г. Ташкенте" с участием Азиатского банка развития с общим бюджетом в размере 92,25 млн долл. США: заемные средства АБР - 69 млн долл. США, вклад Республики Узбекистан в виде предоставления таможенных и налоговых льгот - 5,82 млн долл. США и средства ГУП "Махсустранс" - 17,43 млн долл. США;
"Модернизация управления твердыми бытовыми отходами в г. Самарканде" с участием Французского агентства развития с общим бюджетом в размере 37,1 млн евро: льготные кредиты Агентства - 23,5 млн евро, грантовые средства Инвестиционного фонда Европейского Союза для Центральной Азии - 8 млн евро, вклад Республики Узбекистан в эквиваленте 5,6 млн евро, в том числе 3,2 млн евро в виде предоставления налоговых и таможенных льгот;
"Производство электроэнергии за счет преобразования свалочного газа, образующегося на полигонах бытовых отходов "Ахангаран" и "Майдонтол" Ташкентской области" с участием компании "Sejin G&E Co., Ltd" (Корея) с привлечением прямых инвестиций в сумме 55 млн долл. США.
ГЛАВА 3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
27. Проблемы в области обращения с ТБО являются весьма актуальными, поскольку их решение связано с необходимостью улучшения экологической обстановки, создания благоприятных условий для повышения уровня и качества жизни населения.
28. Основные проблемы, препятствующие развитию системы обращения с ТБО, проявляются в следующем:
не усовершенствованы и не соответствуют международным нормам нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обращения с отходами;
недостаточная обеспеченность услугами по сбору и вывозу ТБО сельских населенных пунктов (40-50%) и практически полное отсутствие данных услуг в отдаленных сельских населенных пунктах;
неудовлетворительное состояние инфраструктуры в области обращения с ТБО;
недостаточное финансирование сферы обращения с ТБО как на государственном уровне, так и в частном секторе;
недостаточное развитие государственно-частного партнерства в области обращения с ТБО;
низкий уровень платежной дисциплины населения за предоставляемые услуги по сбору и вывозу ТБО;
низкий уровень участия общественности в действующей системе обращения с ТБО, в том числе в их раздельном сборе;
недостаточное участие в этой сфере частного сектора;
недостаточное развитие экологической культуры населения.
ГЛАВА 4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ
29. Целями Стратегии являются содействие установлению новых подходов в сфере обращения с ТБО, создание эффективного, надежного и социально приемлемого комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению ТБО, минимизация вредного воздействия ТБО на здоровье граждан и окружающую среду, предотвращение образования ТБО путем максимально возможного извлечения полезных компонентов, содержащихся в ТБО, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции) с внедрением современных технологий, а также обеспечение безопасного захоронения ТБО.
30. Для достижения целей Стратегии основными ее задачами являются:
совершенствование законодательной базы в области обращения с ТБО;
совершенствование сферы санитарной очистки;
совершенствование сферы утилизации и переработки ТБО;
внедрение методов сбора и переработки потоков специфических ТБО (ртутьсодержащие отходы, автошины, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.) посредством внедрения экономических механизмов в данной области;
совершенствование системы ценообразования в области обращения с ТБО;
создание условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с ТБО;
повышение ресурсного потенциала ТБО;
развитие системы экологического образования и воспитания в вопросах обращения с ТБО;
развитие кадрового потенциала в области обращения с ТБО.
31. Основными принципами Стратегии являются:
соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на всех этапах реализации Стратегии;
обращение с ТБО, обеспечивающее осуществление контроля за всеми производимыми с ТБО операциями в целях снижения негативного воздействия ТБО на окружающую среду;
внедрение принципа "загрязнитель платит", определяющего необходимость создания соответствующей правовой и экономической основы, предусматривающей компенсацию затрат по обращению с отходами самими производителями отходов;
открытость и прозрачность процесса осуществления деятельности по оказанию услуг в области обращения с ТБО на конкурсной основе.
ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТБО
32. Развитие системы обращения с ТБО связано с реализацией следующих основных направлений:
совершенствование нормативно-правовой базы в области обращения с ТБО;
совершенствование инфраструктуры в области обращения с ТБО;
предотвращение и минимизация образования ТБО;
переработка и энергетическое использование ТБО;
оптимизация количества и площади полигонов (закрытие, рекультивация старых полигонов и строительство новых полигонов).
§ 1. Совершенствование нормативно-правовой базы
в области обращения с ТБО
33. Область обращения с ТБО остается сложной и имеющей системные проблемы как в организационном, так и в правовом аспекте. Несмотря на то, что область охраны окружающей среды регулируется большим количеством законодательных актов, правовая основа обращения с отходами требует совершенствования.
При этом необходимы как пересмотр и изменение правовой базы, так и создание комплексной системы технического и экологического регулирования в области обращения с ТБО.
34. В рамках реализации Стратегии будет расширена нормативно-правовая база для поддержки реализации мер по обращению с ТБО.
Адаптация нормативно-правовой базы будет достигаться путем:
внесения изменений в законодательство в области обращения с ТБО;
создания правовой основы для эффективного внедрения государственно-частного партнерства и привлечения в данную сферу инвестиций экономически эффективным и прозрачным способом;
совершенствования правовых основ экономических механизмов обеспечения охраны окружающей среды;
обновления технической нормативной основы для осуществления мер в области обращения с ТБО.
§ 2. Совершенствование инфраструктуры
в области обращения с ТБО
35. Основополагающим фактором эффективной работы системы обращения с ТБО является своевременный сбор и транспортировка ТБО до мест их переработки и (или) размещения.
36. В целях улучшения качества предоставляемых услуг будет произведена оптимизация графиков сбора и вывоза органических, перерабатываемых и неперерабатываемых ТБО, строительства перевалочных пунктов, оснащенных специальными уплотнительными установками, для отдаленных участков образования ТБО.
37. Для государственных специализированных организаций санитарной очистки за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами, аккумулируемых в процессе внедрения экологического сбора, будет построено 57 новых автопарков, произведен капитальный ремонт 44 автопарков.
38. Для организации технического обслуживания специальной техники предприятий санитарной очистки в областных центрах республики будет создано 13 сервисных центров с привлечением кредита Азиатского банка развития.
39. В рамках утвержденных программ государственные унитарные предприятия будут дооснащены 4 233 единицами специальной техники, приобретено 14 367 единиц контейнеров для объектов социального значения и 257 единиц транспортных контейнеров для существующих мультилифтов.
§ 3. Предотвращение и минимизация образования ТБО
40. Мероприятия по совершенствованию инфраструктуры в области обращения с ТБО будут сопровождаться мерами по предотвращению и минимизации образования ТБО.
41. В период с 2022 по 2025 годы в многоквартирном жилом секторе городов республики предусматривается внедрение системы раздельного сбора ТБО, основанной на установке пяти видов промаркированных контейнеров для:
перерабатываемых ТБО (полимеры, бумага и металл);
органических ТБО (пищевые отходы и другие биологически разлагаемые материалы);
неперерабатываемых ТБО (композитные материалы, неочищенные материалы и другие смешанные ТБО);
опасных бытовых отходов (аккумуляторы, батарейки, медицинские отходы и пр.);
стеклянных тарных изделий.
42. Наряду с внедрением системы раздельного сбора ТБО будет начата подготовка к внедрению депозитной системы потребительской упаковки (тары), преимуществами которой являются:
уменьшение затрат, связанных со сбором, хранением, сортировкой, транспортировкой и захоронением ТБО;
уменьшение образования и накопления ТБО;
уменьшение объема вторичных материальных ресурсов, попадающих на полигоны;
увеличение объемов сбора вторичных материальных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
увеличение доходов от продажи высококачественного сырья;
снижение себестоимости услуг по сбору и вывозу ТБО.
§ 4. Переработка и энергетическое использование ТБО
43. Существующая ситуация в области обращения с ТБО и нарастающая динамика их образования требуют создания структуры, способной осуществлять комплексную переработку всего объема ТБО, извлекая из них максимальную пользу, обеспечивая поэтапный переход от метода полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке.
44. Выбор технологии переработки зависит от состава и свойств ТБО, региональных характеристик и ряда факторов, среди которых основными являются защита окружающей среды и здоровья граждан вместе с экономической осуществимостью.
45. Согласно технологическим принципам и международному опыту методы переработки ТБО можно разделить на механические, биологические, термические и смешанные.
46. Учитывая фактическую ситуацию в области обращения с ТБО и технические возможности регионов в рамках реализации Стратегии будет произведена оценка и подбор применимых технологий по переработке ТБО и реализованы пилотные проекты. По итогам оценки реализованных проектов будут приняты необходимые меры по вовлечению ТБО в хозяйственный оборот в виде вторичных ресурсов.
47. Наряду с этим в целях создания необходимых условий для внедрения технологий энергетического использования ТБО (извлечение биогаза из образованных ТБО, сжигание смешанных ТБО, использование топлива, выработанного из отходов, в качестве альтернативного топлива для производства электрической и тепловой энергии) будут усовершенствованы механизмы приема в общую сеть и использования энергии, вырабатываемой в рамках реализуемых проектов с использованием ТБО в качестве сырья.
48. Реализация проектов по переработке ТБО будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства, а также за счет иностранных и отечественных инвестиций путем внедрения современных технологий, вплоть до выпуска готовой продукции.
49. Для успешной реализации проектов предусматривается привлечение международных экспертов, имеющих достаточный опыт, инвесторов, способных обеспечить проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию предприятий.
§ 5. Оптимизация количества и площади полигонов
(закрытие, рекультивация старых полигонов
и строительство новых полигонов)
50. Действующие в настоящее время полигоны не эксплуатируются должным образом: в частности, не проводится работа по уплотнению отходов, изолированию в установленном порядке для предотвращения пожаров и распространения неприятного запаха, не осуществляется учет и строгий контроль количества отходов, вывозимых на полигоны, отсутствуют установки по рекуперации накапливаемого биогаза или рекуперации/обработке фильтрата, также большинство полигонов не ограждено.
51. Существующее положение указывает на необходимость принятия мер по кардинальному улучшению технического, санитарного и экологического состояния полигонов путем приведения их в соответствие с требованиями, устанавливаемыми для подобных инфраструктурных объектов.
52. В рамках принимаемых мер приоритетным направлением является оценка рисков негативного воздействия полигонов на окружающую среду и здоровье граждан.
53. По результатам оценки рисков будут приняты меры по оптимизации количества и площади полигонов, которая необходима для освобождения территориального пространства, снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, а также ликвидации стихийных свалок.
54. В первую очередь будет осуществляться закрытие и рекультивация полигонов в непосредственной близости от водоемов и грунтовых вод, расположенных в таких регионах, как Сырдарьинская, Джизакская и Хорезмская области.
В этом контексте осуществлена регионализация, основанная на территориальном делении страны на 56 условных регионов по обращению с ТБО, включающих 183 района и города. Основными критериями регионального планирования являются географическое положение, экономическое развитие, наличие подъездных путей к полигонам, геологические и гидрогеологические условия, количество населения и т.д.
В рамках реализации Стратегии в условных регионах по обращению с ТБО будет закрыто и рекультивировано 167 полигонов общей площадью 1 108,6 га. На месте действующих полигонов будет создано 54 модернизированных полигона общей площадью 693,3 га и открыто 5 новых полигонов общей площадью 80 га.
В результате принятых мер по оптимизации количество полигонов сократится от 221 до 59 ед., что эквивалентно 770,2 га площади, или 50 процентам используемой под складирование ТБО площади.
Так, в период с 2020 по 2028 годы будет произведено закрытие с последующей рекультивацией полигонов (свалок), не подлежащих дальнейшей эксплуатации, а в период до 2028 года - произведена модернизация, предусматривающая оборудование полигонов системами защиты от негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан.
55. Оптимизация полигонов будет осуществляться в соответствии с приложениями N 1.1 - 1.13 к настоящей Стратегии.
ГЛАВА 6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
56. Меры по повышению осведомленности и участию общественности являются очень важными для продвижения и внедрения новых способов обращения с ТБО.
57. Задачами повышения осведомленности общественности в области обращения с ТБО являются мероприятия по:
широкому освещению в печатных и электронных средствах массовой информации актуальных вопросов в области обращения с ТБО, имеющихся проблем и путей их решения в республике, в том числе ориентированных на конкретные целевые социальные группы (дети, учащаяся молодежь, домохозяйки, жители городов и сельских населенных пунктов);
проведению среди населения и субъектов предпринимательства информационных встреч, семинаров, тренингов и "круглых столов" с целью разъяснения вопросов в области обращения с ТБО;
организации и проведению экологических хашаров (субботников) по ликвидации несанкционированных (стихийных) мусорных свалок, молодежных акций на объектах благоустройства - "Весна в чистом городе" и "Осень в чистом городе", экологической акции "Чистый город", посвященной всемирному Дню окружающей среды;
повышению уровня знаний детей и молодежи в вопросах обращения с ТБО, в том числе разработке методических пособий и программ, направленных на повышение экологической грамотности и формирование экологической культуры у детей и молодежи.
ГЛАВА 7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
§ 1. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии
58. Выполнение запланированных мероприятий для достижения целей Стратегии требует значительных инвестиций в данную сферу. Для финансирования реализации Стратегии будут использоваться как внутренние, так и внешние источники, в том числе:
внутренние финансовые ресурсы, состоящие из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с ТБО, а также другие источники, не запрещенные законодательством;
внешнее финансирование может быть получено в рамках финансовой и технической помощи, включая гранты и кредиты, предоставляемые международными финансовыми институтами и странами-донорами.
59. Всего объем инвестиций в период 2019-2028 годов оценивается в эквиваленте 2 188,2 млн долл. США, в том числе:
2019-2021 годы - 321 млн долл. США;
2022-2025 годы - 747,2 млн долл. США;
2026-2028 годы - 1 120 млн долл. США.
§ 2. Этапы реализации Стратегии
60. Реализация Стратегии предполагает следующие периоды:
первый этап (2019-2021 годы) - совершенствование законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с ТБО, развитие материально-технической базы и инфраструктуры санитарной очистки в целях обеспечения эффективной организации услуг по сбору и вывозу ТБО, укрепление платежной дисциплины, создание методического и информационного обеспечения для развития системы экологического образования в области обращения с ТБО;
второй этап (2022-2028 годы) - освоение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры по раздельному сбору твердых бытовых отходов, оптимизацию полигонов, строительство перегрузочных станций и мусороперерабатывающих объектов, совершенствование деятельности кластеров по комплексному обращению с отходами, развитию их потенциала по переработке твердых бытовых отходов, а также достижение следующих целевых индикаторов:
доведение охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов до 100 процентов;
обеспечение переработки не менее 60 процентов образуемых твердых бытовых отходов;
увеличение объема переработки специфических твердых бытовых отходов (ртутьсодержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.) до 25 процентов;
сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, до 60 процентов;
приведение состояния всех полигонов в соответствие с установленными требованиями, полная рекультивация земель ликвидированных полигонов;
использование альтернативных источников энергии на объектах обращения с твердыми бытовыми отходами до 35 процентов;
обеспечение мониторинга состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха) до 100 процентов.
61. Результатом реализации Стратегии будет создание необходимых условий для обеспечения экологической безопасности регионов, ресурсосбережения и уменьшения объемов образования отходов, изменения структуры и системы обращения с ТБО в пользу утилизации и переработки, предотвращения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения отходами, повышения уровня экологической, технической и санитарно-гигиенической безопасности технологий по утилизации, переработке и обезвреживанию отходов в соответствии с приложением N 2 к настоящей Стратегии.
62. Решение задач развития и совершенствования технологической базы в области обращения с ТБО приведет к постоянному росту уровня качества оказания услуг в сфере санитарной очистки и внедрению экологически и экономически эффективных технологических решений по утилизации, переработке и обезвреживанию ТБО.
63. Реализация мер по оптимизации и модернизации объектов размещения ТБО обеспечит их экологическую безопасность и воспрепятствует негативному влиянию имеющихся на данных объектах ТБО на окружающую среду и здоровье граждан.
64. Комплекс мер государственной поддержки, включающий экономические и правовые механизмы стимулирования, позволит обеспечить привлечение необходимого и достаточного объема инвестиций в данную сферу и окажет позитивное влияние на социально-экономические показатели регионов республики.
65. Функционирование промышленной инфраструктуры обеспечит максимально возможное вовлечение ценных вторичных ресурсов из утилизируемых ТБО в хозяйственный оборот, выпуск востребованной на рынке новой конкурентоспособной, качественной и экологичной продукции из вторичного сырья, увеличение ее доли в общем товарообороте, экономию природного сырья из невозобновляемых источников.
66. Энергетическое использование не являющихся вторичным сырьем компонентов ТБО обеспечит сохранность природного сырья из невозобновляемых источников путем его замещения, а также постепенный переход от полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке.
67. Создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний в области обращения с ТБО неукоснительно приведет к формированию общественного сознания, что послужит более быстрому внедрению современных систем обращения с ТБО, а также снижению объемов их образования. Наряду с этим развивающаяся экологическая культура будет содействовать бережному отношению к окружающей среде и станет барьером на пути к совершению природоохранных правонарушений.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Республики Каракалпакстан
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
1-я территория |
г. Нукус* |
Нукусский район |
||||
Нукусский район* |
||||||
Тахиаташский район |
Ходжейлийский район |
|||||
Ходжейлийский район |
||||||
2-я территория |
Берунийский район* |
Берунийский район |
||||
Элликкалинский район |
Элликкалинский район |
|||||
Турткульский район |
Турткульский район |
|||||
3-я территория |
Караузякский район* |
Караузякский район |
||||
Кегейлийский район |
Чимбайский район |
|||||
Чимбайский район |
||||||
Тахтакупырский район |
Тахтакупырский район |
|||||
4-я территория |
Кунградский район* |
Кунградский район |
||||
Канлыкульский район |
Канлыкульский район |
|||||
Шуманайский район |
Муйнакский район |
|||||
Муйнакский район |
||||||
5-я территория |
Амударьинский район* |
Амударьинский район |
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Андижанской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|
|
|||
1-я территория |
Бозский район*
|
Бозский район |
||||
Улугнарский район
|
Улугнарский район |
|||||
Баликчинский район
|
||||||
Шахриханский район
|
Шахриханский район |
|||||
Асакинский район
|
||||||
|
||||||
2-я территория |
г. Андижан*
|
Андижанский район |
||||
Андижанский район*
|
||||||
Избасканский район
|
Избасканский район |
|||||
Алтынкульский район
|
Алтынкульский район |
|||||
Пахтаабадский район
|
Пахтаабадский район |
|||||
|
||||||
3-я территория |
Ходжаабадский район*
|
Ходжаабадский район |
||||
Булакбашинский район
|
Булакбашинский район |
|||||
Мархаматский район
|
||||||
Кургантепинский район
|
Кургантепинский район |
|||||
Джалакудукский район
|
Джалакудукский район |
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Бухарской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
||||||
1-я территория |
Гиждуванский район* |
Гиждуванский район |
||||
Шафирканский район
|
Шафирканский район |
|||||
|
||||||
2-я территория |
Каракульский район* |
Каракульский район |
||||
Алатский район
|
Алатский район |
|||||
Жандарский район
|
Жандарский район |
|||||
городок Газли Рамитанского района
|
городок Газли Рамитанского района |
|||||
|
||||||
3-я территория |
Рамитанский район* |
Рамитанский район |
||||
Пешкунский район
|
Пешкунский район |
|||||
Вабкентский район
|
Вабкентский район |
|||||
|
||||||
4-я территория |
Бухарский район* |
Бухарский район |
||||
г. Бухара* |
||||||
г. Каган* |
||||||
Каганский район* |
||||||
|
||||||
5-я территория |
Караулбазарский район* |
Караулбазарский район |
||||
|
||||||
6-я территория |
населенный пункт Кизилработ Рамитанского района* |
населенный пункт Кизилработ Рамитанского района |
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Джизакской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
||||||
1-я территория |
|
Шараф Рашидовский район* |
Шараф Рашидовский район |
|||
|
||||||
|
г. Джизак* |
|||||
|
||||||
|
Зарбдарский район
|
Зарбдарский район |
||||
|
|
|||||
2-я территория |
|
Дустликский район* |
Дустликский район |
|||
|
||||||
|
Арнасайский район
|
Арнасайский район |
||||
|
||||||
|
Зафарабадский район
|
|||||
|
||||||
|
Пахтакорский район
|
Пахтакорский район |
||||
|
||||||
|
Мирзачульский район
|
Мирзачульский район |
||||
|
|
|||||
3-я территория |
|
Зааминский район* |
Зааминский район |
|||
|
||||||
|
Янгиабадский район
|
Янгиабадский район |
||||
|
|
|||||
4-я территория |
|
Бахмальский район
|
Бахмальский район |
Галляаральский район |
||
|
||||||
|
Галляаральский район* |
|||||
|
|
|||||
5-я территория |
|
Фаришский район* |
Фаришский район |
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Кашкадарьинской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
1-я территория |
Касанский район* |
Касанский район |
||||
Мубарекский район
|
Мубарекский район |
|||||
Касбийский район
|
Касбийский район |
|||||
2-я территория |
Нишанский район* |
Нишанский район |
||||
Миришкорский район
|
Миришкорский район |
|||||
Каршинский район
|
Каршинский район |
|||||
3-я территория |
г. Карши* |
Гузарский район |
||||
Гузарский район* |
||||||
Дехканабадский район
|
Дехканабадский район |
|||||
Камашинский район
|
Камашинский район |
|||||
4-я территория |
Чиракчинский район* |
Чиракчинский район |
||||
Шахрисабзский район
|
Шахрисабзский район |
|||||
Китабский район
|
Китабский район |
|||||
Яккабакский район
|
Яккабакский район |
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Навоийской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
1-я территория |
г. Зарафшан* |
г. Зарафшан |
||||
Тамдынский район* |
||||||
Учкудукский район
|
Учкудукский район |
|||||
Канимехский район (северный)
|
Канимехский район (северный) |
|||||
2-я территория |
Кызылтепинский район* |
Кызылтепинский район |
||||
Канимехский район (южный)
|
Канимехский район (южный) |
|||||
3-я территория |
Карманинский район* |
Карманинский район |
||||
г. Навои* |
||||||
4-я территория |
Навбахорский район* |
Навбахорский район |
||||
Нуратинский район
|
Нуратинский район |
|||||
5-я территория |
Хатирчинский район* |
Хатирчинский район |
||||
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
районах Наманганской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||
1-я территория |
Туракурганский район*
|
Туракурганский район |
||||
г. Наманган*
|
||||||
Наманганский район
|
Наманганский район |
|||||
Мингбулакский район
|
Мингбулакский район |
|||||
Касансайский район
|
Касансайский район |
|||||
|
||||||
2-я территория |
Учкурганский район*
|
Учкурганский район |
||||
Нарынский район*
|
||||||
|
||||||
3-я территория |
Чартакский район*
|
Чартакский район |
||||
Уйчинский район
|
Уйчинский район |
|||||
Янгикурганский район
|
Янгикурганский район |
|||||
|
||||||
4-я территория |
Папский район*
|
Папский район |
||||
Чустский район
|
Чустский район |
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Самаркандской области
Условные территории |
Города и районы, входящие в условные территории |
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов
|
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|||
|
||||||
1-я территория |
Самаркандский район*
|
Самаркандский район |
||||
Ургутский район*
|
||||||
Тайлакский район
|
Тайлакский район |
|||||
|
||||||
2-я территория |
Булунгурский район*
|
Булунгурский район |
||||
Джамбайский район
|
Джамбайский район |
|||||
|
||||||
3-я территория |
Иштиханский район*
|
Иштиханский район |
||||
Пайарыкский район
|
Пайарыкский район |
|||||
Кошрабадский район
|
Кошрабадский район |
|||||
Акдарьинский район
|
Акдарьинский район |
|||||
|
||||||
4-я территория |
Нарпайский район*
|
Нарпайский район |
||||
г. Каттакурган
|
г. Каттакурган |
|||||
Каттакурганский район
|
||||||
Пахтачинский район
|
Пахтачинский район |
|||||
|
||||||
5-я территория |
Нурабадский район*
|
Нурабадский район |
||||
Пастдаргомский район
|
Пастдаргомский район |
|||||
|
||||||
6-я территория |
г. Самарканд |
В связи с созданием нового полигона ТБО на территории Самаркандского района для г. Самарканда мусороперегрузочная станция не требуется.
|
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Сурхандарьинской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
1-я территория |
Шерабадский район*
|
Шерабадский район |
||||
Музрабатский район
|
Музрабатский район |
|||||
Кизирикский район
|
Кизирикский район |
|||||
Байсунский район
|
Байсунский район |
|||||
2-я территория |
Ангорский район |
Ангорский район |
г. Термез |
|||
г. Термез*
|
||||||
Термезскийрайон* |
||||||
Джаркурганский район
|
Джаркурганский район |
|||||
3-я территория |
Алтынсайский район*
|
Алтынсайский район |
||||
Денауский район |
Денауский район |
|||||
Шурчинский район
|
Шурчинский район |
|||||
Кумкурганский район
|
Кумкурганский район |
|||||
4-я территория |
Узунский район*
|
Узунский район |
||||
Сариасийский район
|
Сариасийский район |
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Сырдарьинской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||
1-я территория |
Сайхунабадский район*
|
Сайхунабадский район |
||||
Сырдарьинский район
|
Сырдарьинский район |
|||||
|
||||||
2-я территория |
Мирзаабадский район*
|
Мирзаабадский район |
||||
Гулистанский район
|
Гулистанский район |
|||||
г. Ширин
|
Баяутский район |
|||||
Баяутский район
|
||||||
г. Гулистан
|
г. Гулистан |
|||||
Хавастский район
|
Хавастский район |
|||||
г. Янгиер
|
||||||
|
||||||
3-я территория |
Сардобинский район*
|
Сардобинский район |
||||
Акалтынский район
|
Акалтынский район |
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Ташкентской области
Условные территории |
Города и районы, входящие в условные территории |
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|||
1-я территория |
г. Бекабад*
|
Бекабадский район |
||||
Бекабадский район*
|
||||||
2-я территория |
Ахангаранский район*
|
Ахангаранский район |
||||
г. Ангрен*
|
||||||
Уртачирчикский район
|
Уртачирчикский район |
|||||
г. Нурафшан
|
||||||
Пскентский район
|
Пскентский район |
|||||
г. Алмалык
|
г. Алмалык |
|||||
Букинский район
|
Букинский район |
|||||
3-я территория |
Янгиюльский район
|
Янгиюльский район |
Янгиюльский район |
|||
г. Янгиюль
|
||||||
Зангиатинский район
|
||||||
Ташкентский район
|
||||||
Аккурганский район
|
Аккурганский район |
|||||
Куйичирчикский район
|
Куйичирчикский район |
|||||
Чиназский район
|
Чиназский район |
|||||
4-я территория |
Паркентский район*
|
Паркентский район |
||||
Юкоричирчикский район
|
Юкоричирчикский район |
|||||
Кибрайский район
|
Кибрайский район |
|||||
г. Чирчик
|
||||||
Бостанлыкский район
|
Бостанлыкский район |
|||||
г. Ташкент |
в г. Ташкенте имеются 3 мусороперегрузочных станции, в этой связи потребность в новых мусороперегрузочных станциях отсутствует.
|
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Ферганской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||
1-я территория |
г. Фергана*
|
Ферганский район |
||||
Ферганский район*
|
||||||
г. Маргилан*
|
||||||
Язъяванский район
|
Язъяванский район |
|||||
Куштепинский район
|
Куштепинский район |
|||||
Кувинский район
|
г. Кувасай |
|||||
г. Кувасай
|
||||||
Ташлакский район
|
Ташлакский район |
|||||
Алтыарыкский район
|
Алтыарыкский район |
|||||
Риштанский район
|
||||||
|
||||||
2-я территория |
Дангаринский район*
|
Дангаринский район |
||||
г. Коканд*
|
||||||
Багдадский район
|
Багдадский район |
|||||
Учкуприкский район
|
Учкуприкский район |
|||||
Бувайдинский район
|
Бувайдинский район |
|||||
3-я территория |
Узбекистанский район*
|
Узбекистанский район |
||||
Бешарыкский район
|
Бешарыкский район |
|||||
Фуркатский район
|
Фуркатский район |
|||||
4-я территория |
Сохский район*
|
Сохский район |
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
создания передвижных станций
по перегрузке твердых бытовых отходов,
строительства новых и оптимизации действующих
полигонов твердых бытовых отходов в городах
и районах Хорезмской области
Условные территории |
|
Города и районы, входящие в условные территории |
|
Территории, в которых создаются перегрузочные станции твердых бытовых отходов |
Территории, в которых создаются новые полигоны твердых бытовых отходов |
|
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
1-я территория |
Кошкупырский район*
|
Кошкупырский район |
||||
Гурленский район
|
Гурленский район |
|||||
Янгибазарский район
|
||||||
Шаватский район
|
Шаватский район |
|||||
|
||||||
Хивинский район
|
Хивинский район |
|||||
г. Хива
|
||||||
2-я территория |
Багатский район*
|
Багатский район |
||||
Янгиарыкский район
|
Янгиарыкский район |
|||||
Ханкинский район
|
Ханкинский район |
|||||
Хазараспский район
|
Хазараспский район |
|||||
3-я территория |
г. Ургенч*
|
г. Ургенч |
||||
|
||||||
Ургенчский район*
|
*) Города и районы, в которых твердые бытовые отходы вывозятся на вновь создаваемые полигоны.
к Стратегии
СХЕМА
реализации Стратегии по обращению
с твердыми бытовыми отходами в Республике
Узбекистан на период 2019-2028 годы
Этапы |
Основные направления
|
Механизм реализации
|
Сроки выполнения
|
|||
I этап |
1. Совершенствование законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с ТБО. 2. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры санитарной очистки в целях обеспечения эффективной организации услуг по сбору и вывозу ТБО. 3. Укрепление платежной дисциплины, создание методического и информационного обеспечения для развития системы экологического образования в области обращения с ТБО.
|
1. Разработка и внесение в Кабинет Министров проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с ТБО. 2. Обновление и расширение автопарка государственных унитарных предприятий по санитарной очистке, создание объектов хранения и технического обслуживания спецтехники, а также инфраструктуры по сбору ТБО. 3. Осуществление работ в сфере пропаганды, повышения информированности, просвещения и воспитания общественности в области экологии и охраны окружающей среды. |
2019-2021 годы |
|||
II этап |
1. Освоение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры по раздельному сбору ТБО, оптимизацию полигонов, строительство перегрузочных станций и мусороперерабатывающих объектов. 2. Создание необходимых условий для обеспечения экологической безопасности регионов, ресурсосбережения и уменьшения объемов образования отходов, изменения структуры и системы обращения с ТБО в пользу утилизации и переработки, предотвращения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения отходами, повышения уровня экологической, технической и санитарно-гигиенической безопасности технологий по утилизации, переработке и обезвреживанию отходов.
|
1. Обеспечение реализации: - адресных программ и прогнозных параметров в области обращения с ТБО, утвержденных решениями Президента Республики Узбекистан; - инвестиционных проектов с участием как отечественных, таки иностранных субъектов предпринимательства, а также проектов с участием международных финансовых институтов. 2. Обеспечение достижения следующих целевых индикаторов: - охват населения услугами по сбору и вывозу ТБО: в период до 2021 года - 85%; в период до 2025 года - 100%. Увеличение объема переработки ТБО: в период до 2021 года - 25%; в период до 2025 года - 45%; в период до 2028 года - 60%. - объемы переработки специфических ТБО (ртутьсодержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.): в период до 2021 года - 10%; в период до 2025 года - 15%; в период до 2028 года - 25%. - сокращение объемов ТБО, направляемых для захоронения на полигоны: в период до 2021 года - 25%; в период до 2025 года - 45%; в период до 2028 года - 60%. - приведение состояние полигонов в соответствие установленным требованиям: в период до 2021 года - 25%; в период до 2025 года - 65%; в период до 2028 года - 100%. - рекультивация земель ликвидированных полигонов: в период до 2021 года - 20%; в период до 2025 года - 65%; в период до 2028 года - 100%. - использование альтернативных источников энергии на объектах обращения с ТБО: в период до 2021 года - 15%; в период до 2025 года - 25%; в период до 2028 года - 35%. - мониторинг состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха): в период до 2021 года - 20%; в период до 2025 года - 75%; в период до 2028 года - 100%.
|
2022-2028 годы |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 апреля 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
22 апреля 2019 г., N 16, ст. 307