язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Вода, водопользование и водное хозяйство/ Водопользование. Лимиты водопользования/ Концепция по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 17.06.2019 г. N УП-5742)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 17.06.2019 г. N УП-5742



КОНЦЕПЦИЯ

по эффективному использованию земельных

и водных ресурсов в сельском хозяйстве


Общая площадь земель по Республике Узбекистан составляет 44 892,4 тыс. гектаров, которые делятся на 8 категорий в зависимости от целей и порядка использования земли, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, обороны и предназначенные для других целей; земли природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения; земли историко-культурного значения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли сельскохозяйственного назначения относятся к плодородным землям, считаются основным средством общенационального богатства, производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 20 236,3 тыс. гектаров, из них пахотные земли составляют 3 988,5 тыс. гектаров, многолетние насаждения - 383,1 тыс. гектаров, залежи - 76 тыс. гектаров, сенокосы и пастбища - 11 028,3 тыс. гектаров, другие земли - 4 760,4 тыс. гектаров.

В последние годы в стране осуществляются системные меры по совершенствованию земельных и водных отношений, оптимизации земель сельскохозяйственного назначения и применению упрощенного порядка их выделения, внедрению современных рыночных механизмов, инновационных и ресурсосберегающих технологий пользования земельно-водными ресурсами, производству высокодоходных, экспортоориентированных видов продукции за счет сокращения низкорентабельных хлопковых и зерновых площадей.

Вместе с тем в результате высокого темпа роста численности населения республики, перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и обострения воздействия глобального изменения климата за последние 15 лет размер площади орошаемых земель в расчете на душу населения сократился на 24 процента (с 0,23 гектара до 0,16 гектара), а среднегодовой уровень обеспечения водой сократился с 3 048 кубометров до 158,9 кубометра.

В результате нерационального использования на протяжении долгих лет земель сельскохозяйственного назначения снижается естественное плодородие почвы и урожайность культур, ухудшается качество производимой продукции, повышается загрязнение окружающей среды.

В том числе, в 93 процентах почвы орошаемых посевных земель ниже среднего упало содержание действующего фосфора, в 68,3 процента - обменного калия, в 79,3 процента - гумуса.

В странах с уровнем национального дохода сопоставимым с Узбекистаном на нужды сельского хозяйства направляется до 4-5 процентов государственного бюджета или более 1 процента по отношению к ВВП в развивающихся странах, в странах с высоким уровнем доходов - менее 1 процента.

Остается высоким среднегодовой расход воды в сельском хозяйстве, который составляет 45 696 млн кубометров или 90 процентов от общего объема потребленных водных ресурсов в отраслях экономики.

В условиях все более возрастающего дефицита земельных и водных ресурсов вследствие непринятия во внимание экономической эффективности и рыночной конъюнктуры при размещении сельскохозяйственных культур, а также не внедрения интенсивного сельского хозяйства объем производства сельскохозяйственной продукции остается низким.

Например, если в развитых странах из 1 кубометра воды производится продукция на 4-6 долларов США, в нашей республике этот показатель составляет 0,15 доллара США.

Вследствие недостаточности внимания к реализации ирригационных и мелиоративных мероприятий, требующих крупных капиталовложений, ограниченности бюджетных средств, выделяемых на эти цели, привлечения прямых инвестиций, в том числе на условиях государственно-частного партнерства наблюдаются случаи выведения из оборота сельскохозяйственных земель, нерационального использования ресурсного и производственного потенциала регионов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на обеспечение продовольственной безопасности страны и повышение экспортного потенциала отрасли.

В целях повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель, водопользования и гидросооружений, достижения максимальной продуктивности сельскохозяйственных земель, увеличения объема сельскохозяйственной продукции, восстановления плодородия почвы, создания благоприятных условий для реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства, широкого внедрения агротехнических методов и улучшения мелиоративного состояния, способов орошения земель, а также современных ирригационных и мелиоративных технологий по внедрению высоких и интенсивных агротехнологий выращивания сельскохозяйственных культур, развития селекции и семеноводства культур, глубокой переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, систем логистики и маркетинга, ускорения интеграции науки и практики Концепция по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве включает в себя следующие основные направления:



1. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ.


Создание системы предоставления льгот для производителей сельскохозяйственных товаров за внедрение технологий по улучшению мелиоративного состояния, плодородия и обеспеченности водой земель, выведенных из оборота и земель, вводимых в пользование, а также земель лесного фонда.

Предоставление государственных гарантий субъектам предпринимательства, которые ввели в пользование, отремонтировали либо вновь создали непригодные водные скважины, оросительные насосы, ирригационные и мелиоративные сети на основе инвестиционного договора или на условиях государственно-частного партнерства с целью введения в пользование богарных, пастбищных и других земель сельскохозяйственного назначения.

Дальнейшее совершенствование выделения земельных участков для сельского хозяйства с созданием системы прозрачности и оперативности.

Обеспечение точного ведения и постоянного обновления учета сельскохозяйственных земель, проведение аэрофотосъемки всех регионов с целью формирования базы данных в разрезе контура каждого поля.

Обеспечение формирования достоверных и полноценных данных государственного земельного кадастра.

Запуск единой автоматизированной системы многоцелевых земельных данных - yergeoportal.uz при ведении государственного земельного кадастра путем привлечения грантовых средств международных финансовых институтов и инвестиционных проектов.

Широкое использование систем дистанционного зондирования земель, мониторинга агротехники выращивания сельскохозяйственных культур, состояния использования земельных и водных ресурсов через геоинформационную систему.

Внедрение практики размещения на официальных веб-сайтах хокимиятов районов (городов) и областей, Агентства государственных услуг, ответственных министерств, ведомств и организаций сведений о неиспользуемых землях.

Внедрение практики размещения на официальных веб-сайтах хокимиятов районов (городов) и областей, заинтересованных организаций сведений о плодородии почвы сельскохозяйственных земель, контуров, размещении в них посевов, определения урожайности сельскохозяйственных культур.

Разработка инвестиционного проекта в рамках грантовых средств международного фонда Республики Корея "КОICA" с целью создания единой автоматизированной системы многоцелевых земельных данных - yergeoportal.uz. при ведении государственного земельного кадастра.

Установление порядка выделения земельных участков для строительства объектов инфраструктуры (полевых станов, хранилищ продукции, оросительных сооружений и других) на богарных землях, пастбищах и других вновь вводимых в пользование землях сельскохозяйственного назначения.

Разработка типового проекта минимальных норм строительства объектов инфраструктуры на вновь вводимых в пользование землях.

Внедрение практики выдачи разрешения на право пользования земельными участками для строительства объектов инфраструктуры Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции.

Внедрение практики передачи в субаренду земель сельскохозяйственного назначения и формы предоставления во временное пользование земельного участка в дехканских хозяйствах и приусадебных земельных участках с сохранением права пожизненного наследуемого владения.

Проведение полной инвентаризации низкорентабельных хлопковых, зерновых и других посевных площадей, разработка программы мер по повышению плодородия и эффективности их использования, а также предложений по размещению на этих площадях высокодоходных видов культур.

Коренное совершенствование системы размещения сельскохозяйственных культур. При этом обеспечить соблюдение как основных критериев почвенно-климатических условий регионов, их обеспеченности водой, спроса и доходности продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Размещение в регионах с дефицитом воды устойчивых к засухе культур, не требующих много воды, обладающих особенностями сбора воды.

Совершенствование схем посевов сельскохозяйственных культур исходя из требований интенсивного развития отраслей, увеличение до оптимального уровня количества саженцев за счет единицы площади.

Принятие мер по получению с земель сельскохозяйственного назначения не менее двух урожаев за один сезон, создание для достижения этой цели системы стабильного обеспечения семенами скороспелых культур, саженцами, минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами и другими видами ресурсов.

Внедрение научно обоснованной системы севооборота в целях дальнейшего эффективного использования орошаемых посевных земель, повышение плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур.

Внедрение и развитие новых направлений (Organic, Global GP и других) сельского хозяйства, в соответствии с международным опытом.

Повышение плодородия почвы за счет предупреждения деградации сельскохозяйственных земель и его резкого снижения.

Определение порядка эффективного использования пастбищ, разработка и внедрение научно обоснованных эффективных технологий использования пастбищных и богарных земель.

Определение порядка расчета и возмещения стоимости затрат (многолетних насаждений, сети капельного орошения и других) на выделенных им земельных площадях при ликвидации либо оптимизации фермерских хозяйств и других субъектов, производящих сельскохозяйственную продукцию.

Определение порядка выделения земель для создания садов, виноградников, теплиц и рыбных водоемов, поддержка строительства теплиц на землях, выведенных из оборота гидропонным и методом вертикальных ферм.

Создание системы строительства готовых современных теплиц с привлечением зарубежных инвесторов и финансовых институтов, и передачи в лизинг "под ключ" на землях с трудными условиями введения в пользование и производства сельскохозяйственных культур, дефицитом воды.

Внедрение технологий эффективного использования почвы в сельском хозяйстве. При этом уделить особое внимание минимизации количества агротехнических мероприятий за счет последовательного внедрения в практику передовых инновационных технологий обработки земли и ухода за растениями (Mini till, No till и др.).

Разработка порядка возмещения затрат производителей сельскохозяйственной продукции, связанных с внедрением технологий по улучшению мелиоративного состояния, плодородия и обеспечения водой орошаемых земель.

Определение механизмов государственной поддержки обеспечения повышения плодородия и урожайности земель сельскохозяйственного назначения.

Внедрение дифференцированных налоговых льгот, предусмотрев механизмы стимулирования владельцев земельных участков по сохранению и повышению плодородия почв.

Усиление мер ответственности за неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения.

Правовое регулирование предупреждения неэффективного использования земельных и водных ресурсов, повышения плодородия почв и проведения агротехнических мероприятий экономии воды (агротехнического регламента).

Определение порядка признания непригодными экономически неэффективных, низкоурожайных садов и виноградников, перевода их в категорию посевных земель;

Разработка агрохимических карт на основе агрохимических анализов почвы на сельскохозяйственных посевных площадях за счет средств государственного бюджета один раз каждые 5 лет.

Сбор продовольственных, хозяйственных, животноводческих и других органических отходов городов и пригородных территорий, налаживание производства органических удобрений с применением современных технологий, доставка их производителям сельскохозяйственной продукции.

Налаживание механизма государственно-частного партнерства в использовании земель лесного фонда.

Создание "инвестиционных хабов по сельскому хозяйству" с целью презентации местным и зарубежным компаниям, исходя из возможностей сельского хозяйства каждого региона.

Передача всех хлопковых и зерновых земель в районах, где низкорентабельные площади хлопка и зерновых составляют более 50 процентов, кластерам, организующим полную переработку хлопка и зерна с условием строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных сетей.

Выделение необходимых средств из государственного бюджета для проведения Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам работ по выявлению запасов подземных вод, пригодных для орошения сельскохозяйственных культур.

Внесение изменений и дополнений в законодательные акты, предусматривающие предоставление в аренду неиспользуемых земель лесного фонда органами лесного хозяйства гражданам Республики Узбекистан для пользования сроком до 50 лет на условиях государственно-частного партнерства в целях создания новых лесонасаждений и плантаций лекарственных растений.

Расширение применения биомелиоративных мероприятий в целях защиты от эрозии и деградации почвы, ветров и гармселя (суховей), создание и восстановление ихотных лесополос, а также плантаций пустынно-кормовых растений и пастбищ по их защите от внешних экологических факторов на землях лесного фонда.

Формирование адресного списка вновь восстанавливаемых и вводимых в пользование земельных площадей.



2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ВОДЫ И ГИДРОСООРУЖЕНИЙ, УЛУЧШЕНИЕ

МЕЛИОРАТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ.


Разработка концепции развития водного хозяйства в 2020-2030 годах.

Разработка стратегии управления водными ресурсами и развития ирригационного сектора.

Систематизация и кодификация законодательных актов в сфере воды и водопользования. При этом внедрение эффективных механизмов управления водными ресурсами, пользования и потребления воды.

Широкое применение капельного и дождевального орошения, а также других водосберегающих технологий при орошении сельскохозяйственных культур, расширение механизмов стимулирования землепользователей и водопотребителей в этом направлении.

Совершенствование системы обслуживания и управления водными ресурсами сельскохозяйственного назначения. При этом пересмотреть деятельность ассоциаций потребителей воды.

Проведение ремонтно-восстановительных мероприятий, а также работ по строительству и реконструкции ирригационных и мелиоративных объектов с целью стабильного хранения и улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель.

Тщательная разработка и утверждение государственной программы по развитию ирригации и улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель на 2020-2022 годы.

Создание промышленности по производству труб и пластиковых лотков легкой конструкции, а также развитие производства насосных агрегатов.

Повышение навыков и знаний сотрудников районных отделов ирригации и руководителей фермерских хозяйств по эффективному использованию воды при орошении и промывному поливу, а также применению водосберегающих технологий.

Введение в пользование богарных земель за счет расширения сети водохранилищ. При этом уделить внимание строительству селевых водохранилищ и искусственных водоемов.

Повышение эффективности использования электрической энергии в насосных станциях системы Министерства водного хозяйства.

Поэтапное внедрение рыночных механизмов в сфере водопотребления, а также принципов государственно-частного партнерства при эксплуатации водохозяйственных объектов.

Определение порядка возмещения водопотребителями государственных расходов по доставке воды.

Формирование перечня перспективных проектов, направленных на управление водными ресурсами, экономное водопользование, улучшение технического состояния и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, реализация их за счет средств международных финансовых институтов и зарубежных грантов.

Организация поэтапного оснащения водопотребителей средствами управления и учета воды в местах водопользования.

Разработка и внедрение технологий эффективного использования подземных водных запасов. Предотвращение самовольного забора подземных вод в сельском хозяйстве и фактов их расточительного использования.

Научно обоснованное перераспределение и утверждение орошаемых земель на гидромодульные районы исходя из современных требований.

Организация производства оросительной и мелиоративной техники, машин и установок, создающих условия для рационального и эффективного использования водных и земельных ресурсов.

Разработка порядка стимулирования водопользователей и водопотребителей, внедривших водосберегающие технологии, а также экономно использующих лимитированную воду.

Усиление ответственности водопотребителей и водопользователей за нарушение порядка водозабора воды.

Проведение изысканий для поиска и оценки гидрогеологических работ, улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель с целью увеличения запасов подземных вод, пригодных для орошения сельскохозяйственных культур.

Внедрение порядка ведения Единой государственной статистической отчетности потребителей подземных вод, а также развитие системы мониторинга использования подземных вод.



3. РАЗВИТИЕ СЕЛЕКЦИИ И СЕМЕНОВОДСТВА

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР.


Расширение масштабов научно-исследовательских работ в области селекции и семеноводства, а также семеноведения сельскохозяйственных культур.

Совершенствование механизма создания современных местных, в том числе импортозамещающих сортов, а также сортов высокодоходных и экспортоориентированных культур.

Совершенствование системы выращивания семян сельскохозяйственных культур, в том числе создание эффективного механизма выращивания и доставки семян овощных, бахчевых, бобовых, кормовых и масличных культур.

Коренное совершенствование работ по внесению в государственный реестр создаваемых местных сортов, а также импортируемых из зарубежных стран сортов и гибридов.

Налаживание селекции и семеноводства нетрадиционных сельскохозяйственных культур, соответствующих почвенно-климатическим условиям республики с учетом конъюнктуры мирового рынка.

Расширение во всех научно-исследовательских учреждениях семеноводческого профиля научно-исследовательских и практических работ по восстановлению местных сортов, находящихся на грани исчезновения и организации на их основе органического (экологически чистого) семеноводства, а также осуществление мер по реализации результатов этих работ на условиях государственно-частного партнерства.

Налаживание селекции и семеноводства засухо- и солеустойчивых культур. Совершенствование технологий сбора азота, создание свойства азотизации за счет внедрения генов бобовых в зерновые культуры, генетическое улучшение азотофиксирующих микробов и носителей.

Увеличение засухоустойчивых сортов саженцев плодовых деревьев и винограда с высокими качественными показателями в лабораториях "In vitro" и питомнических хозяйствах;

Поэтапное вступление в членство международных организаций (ISTA, OECD, ISF, IPPC и др.) по семеноводству, развитие сотрудничества с крупными зарубежными компаниями в сфере семеноводства, а также достижение признания на международном уровне сертификата соответствия, выдаваемого для семенного материала.

Создание семеноводческих кластеров на условиях государственно-частного партнерства, внедрение эффективных механизмов их государственной поддержки.



4. ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, РАЗВИТИЕ

СИСТЕМ ЛОГИСТИКИ И МАРКЕТИНГА.


Создание современных оптово-распределительных центров (ОРЦ) с участием инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций с учетом специализации регионов, спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках.

Ускоренное развитие кластеров, включающих в себя процессы выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, производства готовой продукции.

Обеспечение повышения уровня условий качества, безопасности и доставки сельскохозяйственной и продовольственной продукции.

Развитие деятельности логистических центров, агропромышленных комплексов по выращиванию, переработке и экспорту сельскохозяйственной продукции.

Разработка государственных стандартов сбора, хранения, транспортировки, возмещения непредвиденного ущерба сельскохозяйственной продукции, соответствующих международным требованиям на основе опыта развитых зарубежных стран, современной техники и технологий, применяемых в отрасли.

Внедрение эффективного механизма увеличения объема экспорта сельскохозяйственной продукции.

Применение мер по повышению качества подготовки высококвалифицированных маркетологов, поддержке расширения масштабов проведения маркетинговых исследований на внутреннем и внешнем рынках сельскохозяйственной продукции.



5. УСКОРЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ

И ПРАКТИКИ В ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ЗЕМЕЛЬНЫХ И ВОДНЫХ РЕСУРСОВ.


Открытие новых направлений образования (геодезия, картография и других) и факультетов, в том числе совместных факультетов с ведущими зарубежными высшими образовательными учреждениями по подготовке специалистов узкой специализации по земельным и водным отношениям.

Формирование тем научно-исследовательских работ исходя из решения проблем регионов и сельского хозяйства, коммерциализация их результатов.

Ускорение научных исследований, направленных на повышение плодородия, предупреждение эрозии и деградации почв.

Широкое внедрение механизма государственно-частного партнерства и эффективных инструментов стимулирования участия частного сектора в проведении научных исследований в направлении сельского хозяйства, разработке и внедрении инновационных разработок.

Организация научно-практической деятельности и системного сотрудничества в направлении локализации высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород, а также видов скота зарубежных государств.

Расширение подготовки высококвалифицированных научных кадров отрасли с ученой степенью путем докторантуры и базовой докторантуры, создание всех условий для проведения ими научных исследований по проблемным и актуальным темам.

Достижение внедрения технологии "Умное и цифровое сельское хозяйство" в результате научных исследований, а также локализации производства его технических средств и технологического оборудования.

При этом:

привлечь средства и гранты международных финансовых институтов для внедрения технологии "Умное и цифровое сельское хозяйство";

налаживание подготовки кадров специалистов в высших образовательных учреждениях сельскохозяйственного направления исходя из задач по внедрению технологии "Умное и цифровое сельское хозяйство".

Укрепление материально-технической базы научно-исследовательских институтов, модернизация научных лабораторий, ремонт и обеспечение современным оборудованием.

Разработка рекомендаций по совершенствованию техники и технологии орошения сельскохозяйственных культур с учетом зон орошения, водообеспеченности региона.

Разработка и внедрение нетрадиционных технологий орошения на основе изучения мировой практики.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 июня 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

24 июня 2019 г., N 25, ст. 455