ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Высшее образование (бакалавриат, магистратура) /Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. N УП-5847)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 08.10.2019 г. N УП-5847
КОНЦЕПЦИЯ
развития системы высшего образования
Республики Узбекистан до 2030 года
Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) разработана исходя из потребностей социальной сферы и отраслей экономики на основе обеспечения прочной интеграции науки, образования и производства в целях улучшения качества образования, подготовки конкурентоспособных кадров, эффективной организации научной и инновационной деятельности, развития международного сотрудничества, а также во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2019 года N ПП-4391 "О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования".
Концепция определяет стратегические цели, приоритетные направления, задачи, этапы развития высшего образования в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу и является основанием для разработки отраслевых программ и комплекса мер в данной сфере.
ГЛАВА 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ИМЕЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ
На сегодняшний день в республике функционирует 114 высших образовательных учреждений, из них 93 являются отечественными, 21 - зарубежными высшими образовательными учреждениями и их филиалами. В частности, за последние 3 года создано 6 высших образовательных учреждений и 17 филиалов, а также 14 филиалов зарубежных высших образовательных учреждений.
На основе предложений заказчиков кадров в Классификатор направлений и специальностей высшего образования включено 329 направлений образования и 582 специальности магистратуры.
В 2019/2020 учебном году в 59 высших образовательных учреждениях внедрена заочная, в 10 высших образовательных учреждениях - вечерняя форма обучения.
Количество студентов, обучающихся по направлениям образования бакалавриата высших образовательных учреждений республики составляет 410 тысяч человек, по специальностям магистратуры - 13 тысяч и за последние 3 года выросло в 1,7 раза.
54,8 процента студентов обучается по направлениям образования и специальностям гуманитарно-педагогической сферы знаний, 25,2 процента - производственно-технической, 5,2 процента - социальной сферы, экономики и права, 5,9 процента - сельского и водного хозяйства, 4,4 процента - здравоохранения и социального обеспечения, 4,5 процента - сферы услуг.
40,8 процента студентов магистратуры обучаются по направлениям образования гуманитарно-педагогической сферы знаний, 23,3 процента - производственно-технической, 13,3 процента - социальной сферы, экономики и права, 5,9 процента - сельского и водного хозяйства, 13,5 процента - здравоохранения и социального обеспечения, 3,2 процента - сферы услуг.
Параметры приема на 2019/2020 учебный год составили 121 тысячу и возросли на 18 процентов по сравнению с прошлым годом, на 92 процента - с 2016 годом.
Начиная с 2018/2019 учебного года в 16 высших образовательных учреждениях республики налажена деятельность по подготовке кадров на основе совместных программ образования в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями.
При Национальном университете Узбекистана созданы Центр развития нанотехнологий, Научно-исследовательский институт физики полупроводников и микроэлектроники, Институт биофизики и биохимии, Научно-практический центр интеллектуально-программных систем.
На сегодняшний день количество ученых советов в высших образовательных учреждениях по присуждению ученой степени составляет 84 (в 2017 году - 48). За последние 3 года в результате защиты 1 693 профессорами-преподавателями докторских диссертаций количество педагогических работников высших образовательных учреждений, имеющих научную степень, достигло 9 636 человек (из них 2 130 - доктора наук (DSc), 7 506 - кандидаты наук (PhD), а также достигнут рост научного потенциала высших образовательных учреждений республики на 5,1 процента.
За последние 3 года обеспечено прохождение 1 611 профессорами-преподавателями высших образовательных учреждений стажировок и повышения квалификации в зарубежных высших образовательных учреждениях. В рамках международного сотрудничества 112 молодых людей приняты на обучение по специальностям магистратуры и 51 - в докторантуру зарубежных высших образовательных и научных учреждений.
Через фонд "Эл-юрт умиди" 46 профессорам-преподавателям обеспечено прохождение стажировок в Канаде, Великобритании и Италии.
В 2017-2019 годах к образовательному процессу привлечено 1 154 зарубежных высококвалифицированных педагогических работника и ученых (94 - из США, 445 - из стран Европы, 299 - из стран Азии, 316 - из государств СНГ).
Базовые должностные оклады профессоров, имеющих ученую степень доктора наук в высших образовательных учреждениях, повысились в 3,2 раза по сравнению с 2016 годом.
На сегодняшний день перед системой высшего образования в направлении подготовки высококвалифицированных кадров сохраняется ряд актуальных проблем и недостатков, требующих своего решения, в том числе:
а) в области охвата высшим образованием и обеспечения качества образования:
остается низким уровень охвата высшим образованием;
содержание действующих квалификационных требований, учебных планов и программ не направлено на формирование практических навыков у выпускников, остается высокой доля непрофильных предметов в учебных планах;
неэффективно налажена работа по подготовке кадров в сотрудничестве между высшими образовательными учреждениями и заказчиками кадров, недостаточно участие работодателей в формировании содержания высшего образования;
не сформированы навыки критического мышления, самостоятельного поиска информации и анализа у студентов;
неэффективно организованы практические занятия на производственных предприятиях, квалификационный уровень подготавливаемых специалистов недостаточно соответствует современным требованиям рынка труда;
вследствие низкого уровня освоения профессорами-преподавателями иностранных языков и информационно-коммуникационных технологий их профессиональное мастерство отстает от требований сегодняшнего дня;
сохраняется нехватка учебной литературы, имеющаяся ее значительная часть не отвечает современным требованиям, на недостаточном уровне организована работа по улучшению качества учебной литературы, использованию зарубежной литературы в качестве дополнительной либо альтернативной;
не внедрены прозрачные механизмы проведения предметных олимпиад в высших образовательных учреждениях, не налажена системная работа с победителями олимпиад;
отсутствуют механизмы отбора студентов в высшие образовательные учреждения среди талантливой молодежи;
неэффективно организована система повышения квалификации педагогических работников, в частности, к проведению учебных занятий в учреждениях повышения квалификации не привлечены высококвалифицированные профессора-преподаватели, при привлечении к повышению квалификации не принимается во внимание потенциал слушателей;
существует необходимость дальнейшего развития деятельности по укреплению духовно-нравственного содержания, патриотического воспитания молодежи на основе уважения национальных ценностей, гуманизма и высоких духовных идей, иммунитета молодежи к чуждым идеям и идеологиям в высшем образовании;
б) в области научно-исследовательской и инновационной деятельности:
научная деятельность высших образовательных учреждений организована без учета перспектив социально-экономического развития регионов, не налажена деятельность по прогнозированию инновационного развития на основе анализа;
недостаточна результативность широкого внедрения в практику результатов инновационной деятельности и исследований, коммерциализации научных разработок, привлечения одаренной молодежи к научно-исследовательским работам, не обеспечена прочная интеграция образования, науки и производства;
научный потенциал высших образовательных учреждений составляет всего 36,4 процента;
средний возраст работников с научной степенью составляет 49 лет (докторов наук - 56 лет, докторов философии и кандидатов наук - 43 года) и остается высоким, доля пенсионеров среди докторов наук составляет 45 процентов;
научно-исследовательские работы не направлены на решение имеющихся проблем в социальной сфере и отраслях экономики;
в последние годы уменьшается цитируемость статей, опубликованных в авторитетных международных научных журналах;
не созданы действенные механизмы стимулирования деятельности профессоров-преподавателей, научных работников и молодых ученых, занимающихся научно-исследовательской деятельностью;
в) в области укрепления материально-технической базы высших образовательных учреждений:
мощности студенческих общежитий, библиотек, учебных мастерских, лабораторий, спортивно-оздоровительных объектов и объектов социальной инфраструктуры не удовлетворяют имеющихся потребностей, в значительной их части не сформирована материально-техническая база, соответствующая требованиям сегодняшнего дня;
недостаточен уровень оснащенности высших образовательных учреждений современными учебными и научными лабораториями, удельный вес учебно-лабораторного оборудования, соответствующего международным стандартам, составляет всего 10 процентов, вместе с тем учебный процесс недостаточно обеспечивается лабораторными материалами (реактивами, химической посудой, комплектующими, биологическим материалом и другими объектами);
основная часть финансовых затрат высших образовательных учреждений расходуется на заработную плату, недостаточно средств направляется на обновление учебных и научных лабораторий, ремонт зданий и сооружений;
г) в области повышения привлекательности и обеспечения конкурентоспособности высшего образования на международном уровне:
высшие образовательные учреждения республики не включены в первые 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций, их официальные сайты не включены 1 000 позиций в перечне международного рейтинга Webometrics;
образовательные программы и система оценки знаний студентов не приспособлены к международным стандартам;
действующие места проживания студентов и объекты социальной инфраструктуры не приспособлены к потребностям иностранных студентов;
пропагандистская работа по привлечению иностранных граждан к обучению в нашей стране, в том числе PR-проекты (организация дней высших образовательных учреждений Узбекистана, проведение презентаций и другие) не организованы на необходимом уровне, отсутствует интерактивная виртуальная платформа в данном направлении.
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие системы высшего образования основывается на достижении целевых показателей, указанных в приложении к данной Концепции.
Стратегическими целями развития системы высшего образования являются:
повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров, развитие человеческого капитала на основе требований рынка труда для модернизации и стабильного социально-экономического развития страны;
создание необходимых условий для повышения уровня охвата высшим образованием, подготовки высококвалифицированных, креативно и системно мыслящих кадров на основе международных стандартов, способных самостоятельно принимать решения для реализации их интеллектуальных способностей и формирования в качестве духовно развитой личности;
формирование здоровой конкурентной среды, повышение привлекательности и обеспечение конкурентоспособности сферы на международном уровне.
Развитие системы высшего образования осуществляется на основе следующих приоритетных направлений исходя из долгосрочных целевых перспективных задач:
расширение охвата высшим образованием, повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием;
внедрение цифровых технологий и современных методов в учебный процесс;
повышение результативности научно-исследовательской деятельности в высших образовательных учреждениях, широкое привлечение молодежи к научной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры науки;
повышение действенности духовно-просветительской и воспитательной работы;
активное привлечение заказчиков кадров к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов;
обеспечение финансовой независимости и стабильности высших образовательных учреждений, укрепление материально-технического обеспечения;
системное развитие высших образовательных учреждений и совершенствование их управленческой деятельности;
борьба с коррупцией, внедрение действенных механизмов обеспечения прозрачности;
повышение инвестиционной привлекательности системы высшего образования, обеспечение ее признания на международном уровне и конкурентоспособности.
§ 1. Расширение охвата высшим образованием, повышение
качества подготовки специалистов с высшим образованием
В целях расширения охвата высшим образованием, повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием проводятся следующие мероприятия:
создание конкурентной среды в высшем образовании путем развития государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, организации в регионах деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, а также филиалов авторитетных зарубежных высших образовательных учреждений с привлечением инвестиций;
создание Президентского университета как ведущего центра образования и науки, подготавливающего высокопрофессиональные кадры самостоятельно мыслящих патриотов, обладающих современными знаниями и навыками в сочетании с международными стандартами и национальными традициями;
формирование целевых параметров подготовки специалистов с высшим образованием с учетом инвестиционных, региональных и отраслевых программ, требований попечительских советов и технологических изменений на международном уровне, оптимизация направлений и специальностей образования, уделив при этом особое внимание развитию STEAM-направлений (точные науки, технологии, инжиниринг, творческое искусство и математика);
поэтапное внедрение самостоятельного установления высшими образовательными учреждениями параметров приема на основе платного контракта исходя из мощности, научного потенциала и других основных показателей высших образовательных учреждений;
внедрение механизмов поэтапного распределения параметров подготовки кадров на основе государственного гранта путем проведения конкурсного отбора среди высших образовательных учреждений;
дальнейшее усиление гарантий прав женщин на получение высшего образования, обеспечение приоритета принципов гендерного равенства при получении образования, проведение широкой регулярной пропагандистской работы в махаллях, общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах, направленной на широкое привлечение женщин к высшему образованию;
обеспечение гармоничности и преемственности программ общего среднего, среднего специального и высшего образования с целью достижения непрерывности образования;
разработка механизмов и поэтапный перевод учебных планов высших образовательных учреждений на кредитно-модульную систему;
формирование образовательных программ, исходя из интересов студентов, в соответствии с потребностями заказчиков кадров путем разработки учебных планов, направленных на формирование у студентов креативного мышления и практических навыков, основанных на индивидуальных образовательных траекториях, поэтапное предоставление академической самостоятельности высшим образовательным учреждениям по их утверждению;
повышение доли часов, отведенных на самообразование, внедрение методик и технологий, направленных на формирование у студентов навыков самостоятельного образования, критического и творческого мышления, системного анализа, предпринимательских навыков, внедрение методики и технологий, направленных на усиление компетенций в учебном процессе, ориентация учебного процесса на формирование практических навыков, широкое внедрение в учебный процесс передовых педагогических технологий, учебных планов и учебно-методических материалов на основе международных образовательных стандартов в данном направлении;
совершенствование и обеспечение объективности технологий системы оценки знаний студентов, в том числе развитие методов бесконтактной оценки знаний студентов;
разработка механизмов развития здоровой конкуренции среди студентов в освоении предметов;
поэтапное уменьшение количества предметов в учебных планах за счет непрофильных дисциплин, а также включение сопряженных предметов в перечень предметов по выбору;
усиление внимания к качеству подготовки кадров в гуманитарных и педагогических направлениях, пересмотр и усовершенствование учебных планов и программ по направлениям и специальностям педагогического образования на основе передового зарубежного опыта, формирование навыков применения современных педагогических технологий в образовательном процессе у студентов, обучающихся в данном направлении, улучшение инфраструктуры педагогического образования, обеспечение всех общеобразовательных школ в регионах высококвалифицированными профессиональными педагогическими кадрами, освоившими иностранные языки;
совершенствование системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных педагогических кадров для высших образовательных учреждений на основе передового зарубежного опыта;
регулярное повышение квалификации специалистов, ответственных за учебно-методическую деятельность в высших образовательных учреждениях;
увеличение удельного веса предметов специальности, преподаваемых на иностранных языках по направлениям и специальностям образования;
постоянное совершенствование учебных планов и программ магистратуры для выработки у студентов магистратуры способностей к проведению научных исследований на высоком уровне, ведению педагогической деятельности, управления, критического мышления и системного анализа;
улучшение качества учебной литературы, упрощение порядка создания современной учебной литературы, ускорение приобретения и перевода новейшей зарубежной литературы, расширение использования зарубежной литературы в качестве дополнительной либо альтернативной учебной литературы, обновление библиотечных фондов на регулярной основе;
совершенствование механизмов распределения годовой учебной нагрузки профессоров-преподавателей, отобранных на конкурсной основе и обладающих авторскими правами на учебную литературу, предусмотрев при этом в их общей годовой нагрузке увеличение времени, отведенного на создание учебной литературы, за счет часов, отведенных на проведение учебных занятий;
увеличение видов образовательных услуг, оказываемых студентам с ограниченными возможностями и улучшение их качества, развитие инклюзивных процессов в образовании, внедрение адаптивных технологий;
улучшение качества оказания студентам образовательных услуг на основе изучения мнения студентов об учебных занятиях (feedback), а также развития системы взаимных посещений (peer review);
развитие у студентов деятельности по самообразованию путем создания площадок для профессионального общения профессоров-преподавателей по отраслям науки, широкого привлечения студентов к процессу обеспечения качества образования и внедрения "тьюторской" системы организационно-методической помощи;
ежегодное проведение среди студентов национального опроса в республиканском масштабе в целях изучения мнения студенческой молодежи о ее академической деятельности, проблемах, образе жизни, учебном процессе и созданных условиях исходя из опыта зарубежных стран;
привлечение в высшие образовательные учреждения, на курсы переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных зарубежных профессоров-преподавателей и специалистов для ведения учебно-педагогической и научной работы, а также соотечественников за рубежом, ведущих деятельность и достигших значительных успехов в сфере образования и науки, изъявивших желание внести свой вклад в развитие страны, с созданием в этом направлении академических и инфраструктурных удобств для них;
создание эффективных механизмов привлечения высококвалифицированных профессоров-преподавателей, ученых к образовательному процессу, развитие системы оценки их деятельности на основе определенных показателей;
увеличение на системной основе доли профессоров-преподавателей и студентов в высших образовательных учреждениях, обладающих сертификатами национальной и международной систем оценки, в совершенстве освоивших иностранные языки;
повышение профессионального мастерства профессоров-преподавателей путем их обучения в магистратуре и докторантуре, прохождения стажировок, повышения квалификации в зарубежных странах при содействии Фонда "Эл-юрт умиди";
широкое привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков, имеющих многолетний трудовой стаж, системная организация стажировок профессоров-преподавателей на предприятиях и в организациях соответствующей отрасли;
совершенствование нормативно-правовых и учебно-методических основ внедрения систем непрерывного повышения квалификации и переподготовки для специалистов социальной сферы и всех отраслей экономики, широкое использование возможностей дистанционного обучения в данном направлении;
развитие подготовки кадров по заочной и вечерней формам обучения в высших образовательных учреждениях с целью обеспечения обучения студентов без отрыва от производства, внедрение при этом современных образовательных технологий на основе цифровых технологий;
совершенствование государственных образовательных стандартов с целью обеспечения соответствия экономики современным требованиям;
разработка и развитие методической базы для организации содержательной производственной, квалификационной и иных видов практики студентов;
внедрение в практику программ внутренней академической мобильности, механизмов взаимного обмена опытом между высшими образовательными учреждениями республики;
развитие программ академической мобильности профессоров-преподавателей и докторантов в рамках сотрудничества с зарубежными высшими образовательными учреждениями;
совершенствование механизмов внутреннего контроля и подотчетности в повышении качества образования в высших образовательных учреждениях;
поэтапное внедрение в практику опыта приема на учебу в высшие образовательные учреждения абитуриентов, имеющих сертификаты национальной и международной систем оценки по предметам, соответствующим направлениям образования, принимая во внимание среднюю оценку в аттестате выпускников в процессе приема в высшие образовательные учреждения;
расширение перечня предметов, по которым предоставляются сертификаты национальной системы оценки, поддержка деятельности государственных и негосударственных учреждений, оказывающих данные услуги;
совершенствование порядка проведения предметных олимпиад в высших образовательных учреждениях, обеспечение соответствия прозрачности и механизмов оценки с критериями международных олимпиад и конкурсов.
§ 2. Внедрение цифровых технологий и современных
методов в образовательный процесс
В целях внедрения в образовательный процесс цифровых технологий и современных методов проводятся следующие мероприятия:
организация системы подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров для цифровой экономики;
создание дополнительных условий для обеспечения прочной интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий, непрерывного развития профессионального мастерства педагогических кадров;
индивидуализация образовательных процессов на основе цифровых технологий, развитие дистанционных образовательных услуг, широкое внедрение в практику технологий вебинара, онлайн, "blended learning", "flipped classroom";
организация дистанционных образовательных программ на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
внедрение в практику платформы "E-MINBAR" с возможностью онлайн-наблюдения и освоения лекций, практических занятий и семинаров, а также их загрузки на электронные средства хранения информации, использование "облачных технологий" в образовательных процессах;
широкое внедрение системы электронных библиотек с возможностью дистанционного пользования ими, расширение возможностей непрерывного повышения профессиональной квалификации студентов путем организации пользования ими библиотечным фондом и базами данных после завершения обучения в высших образовательных учреждениях;
ускорение создания национальных электронных образовательных ресурсов, организация работ по переводу зарубежных электронных образовательных ресурсов, поэтапное увеличение удельного веса электронных ресурсов в образовательном процессе, создание электронной учебной литературы, а также системы размещения в библиотеках информации по электронным ресурсам с помощью QR-кода с целью загрузки электронной учебной литературы на мобильные устройства;
создание электронной базы научно-технической информации, состоящей из материалов конференций, выпускных квалификационных работ, магистерских и докторских диссертаций высшего образовательного учреждения, широкое внедрение пользования системой антиплагиата с целью сохранения новизны научно-технической информации в будущем;
развитие использования современных программных продуктов в образовательном процессе, широко применяемых на международном уровне, исходя из специфики направлений и специальностей образования;
резкое сокращение количества разных отчетов и информации, получаемых из высших образовательных учреждений, отказ от использования бумажной формы их составления, поэтапный переход на платформу "Электронный университет", обеспечивающую перевод системы управления, учебного процесса, библиотек и документооборота в электронный формат, внедрение электронной системы мониторинга эффективности деятельности участников образовательного процесса;
налаживание ведения постоянно обновляемой электронной базы (Student Record System), отражающей в себе сведения о педагогических работниках, студентах бакалавриата и магистратуры, докторантах высших образовательных учреждений с созданием на ее основе национальной системы;
введение в действие единой информационной регулярно обновляемой платформы высшего образования - "Информационная система управления высшим образованием" при содействии международных финансовых организаций, отражающей в себе учебно-методические, нормативно-правовые и статистические данные в сфере высшего образования, а также сведения по оказанию государственных интерактивных услуг, предусмотрев в ней возможность приема в режиме онлайн объявлений и заявлений на конкурсы, проводимые на замещение вакантных должностей.
§ 3. Повышение результативности научно-исследовательских
работ, широкое привлечение молодежи к научной деятельности,
формирование инновационной инфраструктуры науки
в высших образовательных учреждениях
В целях повышения результативности научно-исследовательских работ, широкого привлечения молодежи к научной деятельности, формирования инновационной инфраструктуры науки в высших образовательных учреждениях проводятся следующие мероприятия:
поэтапное внедрение концепции "Университет 3.0", предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях;
создание в составе высших образовательных учреждений технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств, обеспечение их деятельности по исследованию и прогнозированию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов;
достижение ведения профессорами-преподавателями, научными соискателями, докторантами, студентами магистратуры и бакалавриата научной и инновационной деятельности в создаваемых технопарках;
создание предприятий "spin-off" и "spin-out" на базе высших образовательных учреждений, занимающихся внедрением в практику результатов научных исследований путем создания новой продукции, техники и технологий с высоким потенциалом коммерциализации на основе стартап-проектов за счет внебюджетных средств, развитие академического предпринимательства;
обеспечение развития науки в сочетании с передовыми достижениями на основе проведения анализа результатов международных научных исследований с помощью международной информационно-аналитической системы "SсiVal";
внедрение механизмов поддержки деятельности по опубликованию статей в авторитетных международных научных журналах;
обеспечение поэтапного включения научных журналов высших образовательных учреждений в Scopus, ScienceDirect и другие международные научно-технические базы данных;
развитие фундаментальных, прикладных и инновационных научных исследований, сохранение действующих и создание новых научных школ, укрепление их кадрового потенциала, при этом стимулирование широкого привлечения одаренной молодежи к науке;
внедрение системы материального поощрения за счет внебюджетных средств ученых, профессоров-преподавателей и молодых научных соискателей с высоким индексом Хирш (h-индексом) - показателя, свидетельствующего о признании на международном уровне результатов научной деятельности путем публикации статей в престижных научных изданиях, включенных в международную базу данных научно-технической информации;
повышение качества научных исследований, проводимых в высших образовательных учреждениях, создание механизмов их обеспечения статистической, технической и иной информацией, принятие соответствующих нормативно-правовых актов в данном направлении;
достижение оптимального соотношения профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений с точки зрения возраста работников, имеющих ученую степень и звания;
привлечение ученых научно-исследовательских учреждений к образовательному процессу и научному руководству, обеспечение проведения и защиты научных работ этапов магистратуры и докторантуры в данных научно-исследовательских учреждениях;
специализация научных исследований в каждом высшем образовательном учреждении на сферы узких и сопряженных предметов (в разрезе факультетов, кафедр и лабораторий), приспособление их к потребностям производства и регионального развития, определение перспективных научных направлений, имеющих сравнительное преимущество, увеличение удельного веса высококвалифицированных профессоров-преподавателей и студентов в данных направлениях;
повышение эффективности деятельности Узбекско-Японского молодежного инновационного центра при Ташкентском государственном техническом университете, Учебно-практического текстильного технопарка при Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности, а также инновационного технопарка "Хоразм" при Ургенчском государственном университете;
создание 7 межвузовских научно-исследовательских лабораторий по направлениям "Клеточная и молекулярная биотехнология", "Медицинская генетика", "Экофизиология", "Материаловедение", "Энергосберегающие технологии, контрольно-измерительные и автоматизированные системы", "Строительные материалы", а также "Пищевые продукты и технологии" с целью совершенствования инфраструктуры инновационной деятельности путем широкого привлечения льготных средств международных финансовых институтов;
обеспечение проведения, развитие современных научных исследований в Центре развития нанотехнологий при Национальном университете Узбекистана, Научно-исследовательском институте физики полупроводников и микроэлектроники, Институте биофизики и биохимии, Научно-практическом центре интеллектуально-программных систем;
развитие международного сотрудничества в сфере науки, налаживание активного сотрудничества соответствующих институтов Академии наук Республики Узбекистана с авторитетными зарубежными высшими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, а также отечественными высшими образовательными учреждениями с широким применением при этом модели менторство;
ускорение научной деятельности профессоров-преподавателей путем сокращения количества подлежащих ведению ими различных журналов и учебно-методических документов;
направление научно-исследовательских работ на инновационное решение имеющихся проблем в социальной сфере и отраслях экономики, в том числе регионального уровня, широкое исследование проблем сопряженных наук;
выявление, привлечение в академические лицеи, отбор в высшие образовательные учреждения, обучение на основе углубленных образовательных программ, а также расширение участия одаренной молодежи в предметных олимпиадах, повышение ее интереса к научной деятельности, закрепление за квалифицированными специалистами достигших высоких результатов в соответствующей сфере на основе системы "наставник - ученик", создание в данном направлении электронной базы данных;
налаживание и развитие сотрудничества высших образовательных учреждений с Академией молодежи и Республиканским советом по науке и технологиям;
повышение научного потенциала высших образовательных учреждений, развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через целевую докторантуру;
разработка в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями совместных программ по присвоению двусторонней ученой степени;
совершенствование деятельности институтов послевузовского образования на основе зарубежного опыта, приведение ученых советов и системы защит в соответствие с международной практикой;
поэтапная передача высшим образовательным учреждениям полномочий по присуждению ученой степени и званий;
предоставление самостоятельности высшим образовательным учреждениям при определении условий приема в докторантуру, уделять особое внимание научным достижениям при отборе претендентов;
создание платформы дистанционного онлайн-наблюдения за заседаниями ученых советов по присуждению ученой степени, находясь при этом в высших учебных заведениях в регионах.
§ 4. Повышение действенности духовно-просветительской
и воспитательной работы
В целях повышения действенности духовно-просветительской и воспитательной работы проводятся следующие мероприятия:
внедрение в практику пяти инициатив, включающих комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания студенческой молодежи, в том числе привлечение студенческой молодежи к культуре и искусству, физической культуре и спорту, повышение ее грамотности в пользовании компьютерными и интернет-технологиями, широкая пропаганда чтения, развитие профессиональных навыков девушек-студенток;
системная организация духовно-просветительской работы в высших образовательных учреждениях, повышение эффективности реализуемых мер в данном направлении, разработка и реализация на практике Концепции развития духовно-нравственного сознания студенческой молодежи, направленной на развитие интеллектуального потенциала, мышления и мировоззрения, укрепление идеологического иммунитета молодежи в качестве гармонично развитого поколения, живущего с чувством патриотизма, служения интересам народа;
подготовка патриотичной, инициативной молодежи в качестве профессионалов своего дела, освоившей современные знания и навыки, обладающей человеческими качествами, способной взять на себя ответственность за решение важных задач, стоящих перед государством и обществом, использование в данном направлении методов обучения и воспитания, требующих новых подходов;
развитие спорта в высших образовательных учреждениях в качестве ценности, разработка и реализация мер по популяризации здорового образа жизни среди студентов;
развитие правового сознания и культуры, осведомленности молодежи о сути и содержании законодательных актов, формирование у них национально-нравственных ценностей наряду с такими общечеловеческими ценностями как соблюдение здорового образа жизни, прав человека, гендерного равенства, миротворчества, межнационального согласия, свободы совести, уважения к языку, национальным обычаям и традициям всех наций и народностей, утверждение социально-политической, экономической активности и прочной гражданской позиции;
создание широких условий для социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями, пропаганда идей инклюзивности;
системная организация взаимодействия родителей, махалли и высших образовательных учреждений в воспитании молодежи;
совершенствование деятельности групп социологической и педагогическо-психологической службы в высших образовательных учреждениях, подготовка студенческой молодежи к семейной жизни, усиление пропагандистской работы по укреплению семьи;
создание условий в образовательных учреждениях для содержательного досуга студенческой молодежи путем мотивации к овладению профессиями, приобретению новых знаний, работе над собой, целенаправленного использования достижений современных технологий, формирования предпринимательских навыков;
предупреждение случаев попадания студенческой молодежи под негативное влияние различных информационных воздействий и чуждых идей, а также фактов совершения ею социально опасных деяний, широкое использование действенных методов обучения и воспитания, современных информационно-коммуникационных технологий с целью сплочения молодежи во имя будущего нашей Родины, организация духовно-просветительских мероприятий с учетом интересов студенческой молодежи и поддержка ее инициатив;
развитие сотрудничества высших образовательных учреждений с общеобразовательными школами в рамках концепции "Школа - очаг духовности и просветительства" по таким вопросам, как формирование духовно-просветительского мировоззрения, повышение правовой грамотности, профессиональной ориентации и подготовки учащейся молодежи к самостоятельной жизни на основе модели менторство.
§ 5. Активное привлечение заказчиков кадров к процессу
подготовки высококвалифицированных специалистов
В целях активного привлечения заказчиков кадров к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов проводятся следующие мероприятия:
формирование содержания учебных планов и программ, а также распределение часов по предметам специальности в сотрудничестве с заказчиками кадров исходя из специфики направлений и специальностей образования на основе последних достижений науки и техники;
формирование тем выпускных квалификационных работ, магистерских и докторских диссертаций исходя из проблем реального сектора экономики и регионов (областей, районов, городов, махалли, региональных объектов), а также переход к углубленному изучению тем в узком охвате;
укрепление связей высших образовательных учреждений с производственными предприятиями, а также организация их деятельности в форме кластера;
налаживание деятельности высших образовательных учреждений в регионах с развитым производством и экономических зонах;
создание условий для трудовой деятельности студентов на производственных предприятиях и в организациях соответствующей отрасли в свободное от образовательного процесса время;
обеспечение взаимовыгодного сотрудничества высших образовательных учреждений с производственными предприятиями, организациями, научно-исследовательскими учреждениями в направлении реализации научно-технических заказов и грантов, поиска новых решений имеющихся проблем в производстве, активного привлечения опытных практиков к учебному процессу, широкого использования производственной инфраструктуры и практических примеров в образовании;
организация на производственных предприятиях деятельности филиалов кафедр предметов специальности, организация деятельности структурных подразделений производственных предприятий, технопарков, бизнес-инкубаторов и коворкинг-центров при высших образовательных учреждениях, стимулирование эффективного сотрудничества образования с производством путем осуществления трансфера технологий;
внедрение системы повышения квалификации педагогических работников в процессе производства, а также внедрение в практику действенных механизмов привлечения к образовательному процессу специалистов с большим опытом в производстве, но не имеющих ученой степени, в частности в качестве приглашенных и почетных преподавателей, при этом прием на работу данных специалистов на соответствующие должности осуществлять в соответствии с их стажем в определенной сфере;
совершенствование порядка эффективной организации учебных занятий и практики студентов на производственных предприятиях с внедрением при этом системы выдачи сертификатов, подтверждающих практические навыки;
создание механизмов целевых образовательных программ, профессиональных курсов повышения квалификации и переподготовки, тренингов на базе высших образовательных учреждений путем привлечения опытных практиков от производства на основе обращений заказчиков кадров;
создание "центров карьеры", деятельность которых направлена на всестороннее содействие прохождению практики и трудоустройству студентов, формирование перечня потенциальных работодателей и сотрудничество, а также продуктивное использование потенциала бывших выпускников на основе реформирования структуры высших образовательных учреждений;
поддержка деятельности центров по оценке знаний и навыков выпускников высших образовательных учреждений;
налаживание взаимовыгодного сотрудничества заказчиков кадров, научно-исследовательских и высших образовательных учреждений по таким вопросам, как проведение научных работ и коммерциализация их результатов, развитие деятельности бизнес-инкубаторов и венчурного финансирования, совершенствование соответствующих нормативно-правовых актов по данным вопросам;
внедрение системы бинарных (двойных) защит по присвоению ученой степени доктора (базовой докторской) в целях обеспечения оперативного внедрения в практику научных результатов докторских диссертаций, повышения и стимулирования заинтересованности молодежи в научной деятельности, повышения престижа научной работы;
определение размеров и продолжительности грантов исходя из коммерциализации и сроков внедрения в практику научных результатов в конкурсах фундаментальных, прикладных и инновационных исследований;
формирование состава попечительских советов за счет заказчиков кадров, крупных работодателей, общественных деятелей и предпринимателей, достигших значительных успехов в соответствующей отрасли;
введение традиции ежегодного проведения национального опроса среди заказчиков кадров на республиканском уровне в целях определения соответствия квалификации выпускников требованиям производства, выявления и устранения допущенных недостатков при подготовке кадров.
§ 6. Обеспечение финансовой самостоятельности и стабильности,
укрепление материально-технического обеспечения высших
образовательных учреждений
В целях обеспечения финансовой самостоятельности и стабильности, укрепления материально-технического обеспечения высших образовательных учреждений проводятся следующие мероприятия:
поэтапный перевод высших образовательных учреждений на систему самофинансирования, обеспечение финансовой стабильности, совершенствование системы оплаты труда, внедрение эффективных и прозрачных механизмов финансирования;
поэтапный переход на систему самостоятельного установления размеров платного контракта по направлениям образования бакалавриата (специальностям магистратуры), принимая во внимание потребность отраслей экономики в кадрах, а также исходя из рейтинга и уровня окупаемости расходов высших образовательных учреждений в перспективе;
развитие деятельности высших образовательных учреждений по экспорту образовательных и оказанию дополнительных услуг;
организация работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на основе современных требований, применение передовых технологий и инженерных решений в организации работ по применению в этом процессе ресурсосберегающих и быстровозводимых конструкций и материалов на основе инновационных технологий;
обеспечение высших образовательных учреждений современными программными продуктами, создание эффективных механизмов непрерывного обеспечения учебных и научных процессов учебным и лабораторным оборудованием, а также лабораторными материалами (реактивами, химической посудой, компонентами, биологическим материалом и другими объектами) в необходимых количествах;
своевременное обеспечение растущих потребностей в отношении мест проживания студентов, библиотек, учебных мастерских, лабораторий, спортивно-оздоровительных объектов и объектов социальной инфраструктуры, укрепление их материально-технической базы на основе современных требований;
создание дополнительных условий для студентов с ограниченными возможностями в зданиях студенческих общежитий и высших образовательных учреждений, принятие мер по обеспечению образовательных учреждений необходимой литературой и методическими пособиями для данной категории студентов;
создание благоприятных условий для проживания и обучения иностранных граждан в высших образовательных учреждениях;
создание инновационных библиотек, регулярное обогащение их книжного фонда учебной литературой нового поколения;
бесперебойное обеспечение высших образовательных учреждений высокоскоростным интернетом, расширение инфраструктурных возможностей для самостоятельного обучения студентов;
расширение возможностей для безвозмездного пользования студентами, преподавателями и молодыми исследователями электронными образовательными ресурсами, электронными каталогами и базами данных современной научной литературы;
материальное стимулирование и поддержка студентов из слоев населения, нуждающихся в социальной защите;
создание в высших образовательных учреждениях эндаумент-фондов (endowment fund), финансируемых за счет средств, поступивших от коммерциализации результатов спонсорских и научно-исследовательских работ, целевых капиталов и иных средств.
§ 7. Системное развитие и совершенствование управленческой
деятельности высших образовательных учреждений
В целях системного развития и совершенствования управленческой деятельности высших образовательных учреждений проводятся следующие мероприятия:
а) разделение высших образовательных учреждений на следующие категории и определение стратегии их развития, принимая во внимание качество и масштаб подготовки кадров:
первая категория - университеты-флагманы (Национальный университет Узбекистана и Самаркандский государственный университет);
вторая категория - региональные высшие образовательные учреждения, выполняющие функции центра науки и инноваций;
третья категория - отраслевые высшие образовательные учреждения, выполняющие роль опорных учреждений по образованию и проведению научных исследований в своей отрасли;
б) принятие мер по преобразованию высших образовательных учреждений со статусом института в университеты путем расширения масштабов деятельности и усиления их институционального потенциала;
в) поэтапное укрупнение высших образовательных учреждений исходя из их мощности, научного потенциала и других основных показателей;
г) разгосударствление, приватизация, внедрение принципов корпоративного управления в отдельных высших образовательных учреждениях (за исключением высших военных образовательных учреждений) в порядке эксперимента с сохранением не менее 51 процента части государственной доли;
д) повышение престижа и активности, усиление ответственности Республиканского совета по высшему образованию в разработке и обсуждении проектов документов по развитию сферы высшего образования, внедрение современных механизмов общественного контроля в высших образовательных учреждениях;
е) оптимизация процессов управления в системе высшего образования на основе информационно-коммуникационных технологий, расширение масштаба государственных интерактивных услуг;
ж) внедрение принципов стратегического планирования в развитии высших образовательных учреждений, повышение при этом ответственности и роли попечительских советов;
з) совершенствование функций Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан на основе зарубежного опыта с внедрением при этом новых механизмов оценки качества образования, решение проблем путем глубокого изучения результатов национального опроса, проведенного среди заказчиков кадров и студентов, осуществление контроля за качеством образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с помощью действенных инструментов, обращение внимания на вопросы качества подготовки выпускников и их трудоустройство по специальности;
и) определение необходимых мер по созданию негосударственной системы контроля за качеством образования и ведения рейтинга высших образовательных учреждений;
й) проведение отбора при приеме на работу и назначении на вышестоящие должности в высших образовательных учреждениях из числа кадров, вносящих достойный вклад в развитие системы высшего образования, применение принципов меритократии, предусматривающих справедливую и объективную оценку их деятельности, профессиональных качеств и особых заслуг перед отраслью, строгое соблюдение принципов гендерного равенства при назначении на руководящие должности;
к) повышение эффективности формирования, целевого обучения и подготовки резерва кадров на руководящие должности в высших образовательных учреждениях;
л) внедрение механизма ротации руководящих работников высших образовательных учреждений.
§ 8. Внедрение действенных механизмов борьбы
с коррупцией и обеспечения прозрачности
В целях внедрения действенных механизмов борьбы с коррупцией и обеспечения прозрачности проводятся следующие мероприятия:
последовательное продолжение проекта "Сфера без коррупции" в области высшего образования, искоренение любых проявлений коррупции;
формирование высших образовательных учреждений из числа опытных, честных, добросовестных, ответственных профессоров-преподавателей и сотрудников с конкретным определением их задач;
повышение ответственности высших образовательных учреждений за обеспечение качества образования и подотчетности перед обществом, регулярное информирование широкой общественности о качестве образовательных услуг на основе принципов прозрачности и объективности;
искоренение бюрократических факторов между профессорами-преподавателями и студентами, усиление прозрачности механизмов оценки, обеспечение справедливости в оценке знаний студентов;
предотвращение фактов злоупотреблений при приеме документов от абитуриентов и желающих обучаться в магистратуре, проведении всех профессиональных (творческих) экзаменов, оценке знаний, в процессах перевода либо восстановления на учебе, повышение роли общественных советов и обеспечение прозрачности в данном направлении;
укрепление авторитета профессоров-преподавателей в обществе, принятие мер по обеспечению привлекательности данной профессии;
обеспечение открытости деятельности Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и высших образовательных учреждений, укрепление связей с институтами гражданского общества, внедрение оперативных и современных способов предоставления общественности информации;
обеспечение прозрачности процессов повышения квалификации, подготовки и внедрения в практику научно-исследовательских работ, мониторинга и контроля, приема на работу и назначения на должность работников, изучения деятельности высших образовательных учреждений и других процессов в системе;
повышение производительности труда работников системы высшего образования на основе оптимизации учебных нагрузок профессоров-преподавателей, широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в их профессиональную деятельность;
обеспечение справедливости и открытости при приеме на работу педагогических кадров, проведении конкурсов на должности в системе высшего образования, оценке деятельности педагогических кадров по итогам учебного года, внедрение в практику новых и эффективных механизмов общественного контроля в данном направлении;
совершенствование деятельности по соблюдению действующих нормативно-правовых актов в области финансирования высших образовательных учреждений, порядку формирования смет расходов, проведению внутренней финансовой ревизии, обеспечение своевременного выявления и устранения фактов коррупции в данном процессе;
разработка и внедрение проектов нормативно-правовых актов, упорядочивающих вопросы формирования резерва кадров, обеспечения соблюдения норм этики в системе высшего образования.
§ 9. Повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение
международного признания и конкурентоспособности
системы высшего образования
В целях повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения международного признания и конкурентоспособности системы высшего образования проводятся следующие мероприятия:
проведение системной работы по включению не менее 10 высших образовательных учреждений страны в первые 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Rankingof World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета - в первые 500 позиций данного перечня с внедрением при этом современных механизмов государственной целевой финансовой поддержки указанных высших образовательных учреждений;
повышение участия высших образовательных учреждений в увеличении валового внутреннего продукта Узбекистана и роли в формировании положительного международного имиджа страны;
разработка обоснованных предложений по гармонизации системы высшего образования республики с международными образовательными стандартами, приспособлению образовательных программ к требованиям признанных в мире международных стандартов на основе глубокого изучения и анализа передового зарубежного опыта;
увеличение удельного веса направлений и специальностей образования, факультетов, где обучение полностью ведется на иностранных языках;
принятие соответствующего нормативно-правового акта о приеме иностранных граждан в магистратуру и докторантуру на основе беседы, проводимой в порядке, устанавливаемом высшим образовательным учреждением;
расширение сотрудничества с зарубежными странами в развитии экспорта образовательных услуг и совершенствование их нормативно-правовой базы;
реализация проекта "Study in Uzbekistan" ("Учись в Узбекистане"), создание специального веб-портала, пропагандирующего образовательную привлекательность страны, с его регулярным пополнением подробной и достоверной информацией по всем высшим образовательным учреждениям;
принятие программы о стратегии формирования имиджа высшего образования и высших образовательных учреждений на основе создания системы брендов и научных традиций в образовании;
организация международных предметных олимпиад между высшими образовательными учреждениями;
расширение деятельности по подготовке кадров на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями, увеличение количества совместно проводимых научных конференций и семинаров, реализация международных научных и образовательных проектов;
организация совместно с высшими образовательными учреждениями и научно-исследовательскими центрами развитых зарубежных государств международных совместных научных журналов, образовательных форумов, конференций ректоров и других мероприятий;
улучшение позиций, занимаемых официальными веб-сайтами высших образовательных учреждений в рейтинговой системе организации Webometrics, с регулярным опубликованием сведений о трудоустройстве выпускников высших образовательных учреждений на ведущих предприятиях и в организациях, основных данных по направлениям образования и специальностям магистратуры, научно-техническом потенциале, профессорах-преподавателях, инфраструктуре и результатах, достигнутых высшими образовательными учреждениями;
создание филиалов отечественных высших образовательных учреждений в зарубежных странах, реализация совместных образовательных программ;
совершенствование нормативно-правовых основ оказания консалтинговых услуг отечественными и зарубежными агентствами по привлечению иностранных граждан к обучению в Республике Узбекистан;
укрепление сотрудничества с Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, посольствами в зарубежных странах и международными организациями, реализация современных PR-проектов по созданию международного имиджа системы высшего образования республики;
укрепление связей с международными финансовыми институтами, ведущими международными организациями в целях развития международного сотрудничества в сфере высшего образования, поддержка инновационных инициатив, соответствующих интересам системы образования нашей страны.
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
В развитии системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусматривается достижение следующих результатов путем выполнения задач, установленных в рамках Концепции:
обеспечение уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе развития государственно-частного партнерства в сфере высшего образования и организации деятельности филиалов государственных и негосударственных, в частности престижных зарубежных, высших образовательных учреждений в регионах, создание в сфере конкурентной среды;
преобразование Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета во флагманы высших образовательных учреждений страны;
достижение включения не менее 10 высших образовательных учреждений страны в первые 1 000 позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), в том числе Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета в первые 500 позиций данного перечня;
поэтапный перевод учебного процесса в высших образовательных учреждениях на кредитно-модульную систему;
внедрение передовых стандартов высшего образования, в частности поэтапный переход от образования, учебные программы которого направлены на получение теоретических знаний, к системе образования, направленной на формирование практических навыков, исходя из международного опыта;
поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных занять свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики страны;
обеспечение академической самостоятельности высших образовательных учреждений;
поэтапное внедрение концепции "Университет 3.0", предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях;
создание в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств, выведение их на уровень научно-практических учреждений по изучению и прогнозированию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов;
обеспечение опубликования статей профессоров-преподавателей, научных соискателей, докторантов, студентов бакалавриата и магистратуры высших образовательных учреждений в авторитетных международных научных журналах с высоким импакт-фактором, увеличения показателей цитируемости статей, а также поэтапного включения республиканских научных журналов в международную базу научно-технических данных;
превращение системы высшего образования Узбекистана в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии;
повышение инвестиционной привлекательности высшего образования, привлечение зарубежных образовательных и научных технологий;
развитие на основе пяти инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для образования и воспитания студенческой молодежи;
улучшение инфраструктуры и материально-технической базы высших образовательных учреждений, в том числе за счет широкого привлечения льготных средств международных финансовых институтов, поэтапный перевод высших образовательных учреждений на систему самофинансирования и обеспечение их финансовой стабильности;
налаживание взаимовыгодного сотрудничества образования с производственными предприятиями и научно-исследовательскими институтами;
повышение уровня охвата высшим образованием нуждающихся в социальной защите слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, улучшение инфраструктурных условий для них.
к Концепции
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Концепции развития системы высшего образования
Республики Узбекистан до 2030 года
N |
Наименование показателей |
Единица измерения |
По годам
|
Ответственные исполнители |
||||
2019
|
2020 |
2023 |
2025 |
2030 |
||||
1. |
Уровень охвата высшим образованием |
в процентах (по отношению к количеству выпускников)
|
20 |
25 |
30 |
35 |
50 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство экономики и промышленности, Министерство финансов
|
2. |
Негосударственные образовательные учреждения, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства |
количество негосударственных образовательных учреждений |
5 |
10 |
20 |
28 |
35 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство иностранных дел, Государственная инспекция по контролю за качеством образования, Агентство по развитию государственно-частного партнерства
|
3. |
Организация обучения на основе программ зарубежных высших образовательных учреждений (за исключением совместных образовательных программ)
|
количество высших образовательных учреждений, образованных на основе зарубежных программ
|
23 |
26 |
31 |
36 |
45 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел, Государственная инспекция по контролю за качеством образования
|
4. |
Доля студентов, обучающихся на инженерно-технических направлениях
|
в процентах (по отношению к общему количеству студентов)
|
25 |
28 |
35 |
40 |
50 |
Министерство экономики и промышленности, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство финансов
|
5. |
Студенты, принятые на специальности магистратуры из числа выпускников направлений образования бакалавриата |
в процентах (по отношению к выпускникам направлений образования бакалавриата)
|
7 |
10 |
15 |
17 |
22 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство экономики и промышленности, Министерство финансов |
6. |
Доля профессоров-преподавателей, повысивших квалификацию либо прошедших стажировку в зарубежных странах
|
в процентах (по отношению к количеству профессоров- преподавателей)
|
2 |
4 |
10 |
15 |
20 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел, Фонд "Эл-юрт умиди" |
7. |
Доля зарубежных профессоров-преподавателей, привлеченных в высшие образовательные учреждения республики (за исключением зарубежных высших образовательных учреждений)
|
в процентах (по отношению к количеству профессоров- преподавателей) |
1 |
2 |
5 |
8 |
12 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел, Фонд "Эл-юрт умиди" |
8. |
Доля профессоров-преподавателей, преподающих на курсах повышения квалификации, повысивших свою квалификацию за рубежом |
в процентах (по отношению к количеству профессоров- преподавателей, преподающих на курсах повышения квалификации)
|
5 |
15 |
40 |
60 |
80 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел, Фонд "Эл-юрт умиди" |
9. |
Высшие образовательные учреждения, в которых будет внедрена кредитно-модульная система |
в процентах (по отношению к количеству высших образовательных учреждений)
|
2 |
5 |
16 |
57 |
85 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по контролю за качеством образования |
10. |
Доля практических занятий по предметам специальности, учебные планы которых направлены на повышение практических навыков
|
в процентах (по отношению к количеству занятий) |
35 |
45 |
55 |
70 |
80 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по контролю за качеством образования |
11. |
Наличие учебной и научной литературы в электронной форме |
в процентах (по отношению к количеству учебной и научной литературы)
|
20 |
30 |
50 |
70 |
90 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций |
12. |
Внедрение информационной системы управления образовательными процессами в высших образовательных учреждениях |
в процентах (по отношению к количеству высших образовательных учреждений
|
20 |
30 |
80 |
100 |
100 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций |
13. |
Контроль за процессами обеспечения качества образования через систему управления электронным образованием |
в процентах (по отношению к количеству высших образовательных учреждений) |
отсут- ствует |
20 |
50 |
100 |
100 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по контролю за качеством образования |
14. |
Высшие образовательные учреждения, в которых внедрены цифровые технологии обучения, в частности электронная платформа "E-MINBAR", онлайн, вебинарные технологии
|
в процентах (по отношению к количеству высших образовательных учреждений) |
отсут- ствует |
10 |
40 |
80 |
100 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций |
15. |
Научный потенциал высших образовательных учреждений (доля профессоров-преподавателей, имеющих научную степень)
|
в процентах (по отношению к количеству профессоров- преподавателей)
|
36 |
38 |
40 |
60 |
70 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития, Высшая аттестационная комиссия |
16. |
Ориентация выпускников специальностей магистратуры на научную деятельность |
в процентах (по отношению к количеству выпускников специальностей магистратуры)
|
15 |
29 |
32 |
38 |
45 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Академия наук, Министерство инновационного развития, Министерство финансов |
17. |
Статьи в журналах, индексируемые в "Scopus", "ScienceDirect", "Web of Science" и других международных научно-технических базах данных
|
количество статей в индексируемых журналах |
750 |
1 200 |
2 500 |
4000 |
7000 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития, Академия наук |
18. |
Научные журналы высших образовательных учреждений, включенные в "Scopus", "ScienceDirect", "Web of Science" и другие международные научно-технические базы данных
|
количество научных журналов |
отсут- ствует |
2 |
10 |
30 |
45 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития |
19. |
Профессора-преподаватели с индексом "Хирш" (h-индексом) 5 и более, работающие в высших образовательных учреждениях
|
количество профессоров- преподавателей |
142 |
171 |
295 |
460 |
900 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития |
20. |
Доля иностранных студентов |
в процентах (по отношению к общему количеству студентов)
|
1 |
3 |
6 |
10 |
15 |
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство иностранных дел |
Примечание. Министерства и ведомства, имеющие в своем составе высшие образовательные учреждения, считаются ответственными за достижение вышеуказанных целевых показателей, другие заинтересованные государственные органы также оказывают содействие в рамках своих полномочий.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 9 октября 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
14 октября 2019 г., N 41, ст. 765