ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Радиационная безопастность /Порядок взаимодействия уполномоченных организаций и силовых структур при обнаружении несанкционированных (бесхозных) источников ионизирующего излучения (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 15.10.2019 г. N 869)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 15.10.2019 г. N 869
ПОРЯДОК
взаимодействия уполномоченных организаций
и силовых структур при обнаружении несанкционированных
(бесхозных) источников ионизирующего излучения
1. Настоящий Порядок определяет очередность мероприятий, проводимых при обнаружении (выявлении) несанкционированных (бесхозных) источников ионизирующего излучения и их исполнителей, а также функции уполномоченных организаций и силовых структур в области обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды.
2. В настоящем Порядке применяются следующие основные понятия:
несанкционированный (бесхозный) источник ионизирующего излучения - радиоактивное вещество или ядерный материал, обнаруженный или выявленный активными действиями и не внесенный в национальный реестр источников ионизирующих излучений (далее - ИИИ);
подразделения реагирования - специально подготовленные и оснащенные подразделения и формирования, предназначенные для проведения работ по предупреждению возникновения и (или) выявлению (радиационная разведка), локализации (обозначение и ограничение) и ликвидации (обезвреживание ИИИ, дезактивация) очага радиационного загрязнения местности;
субъекты оборота радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере оборота радиоактивных веществ и радиоактивных отходов по добыче, производству, выработке, переработке, использованию, хранению, обслуживанию, транспортировке, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживанию и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ
(БЕСХОЗНЫХ) ИИИ
3. В случаях обнаружения у субъектов оборота радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - радиоактивные материалы) потерь радиоактивных материалов, а также найденных или неучтенных радиоактивных материалов они в течение одного часа информируют вышестоящую организацию (при наличии), Министерство внутренних дел, Службу государственной безопасности, Государственный комитет промышленной безопасности и территориальный орган Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан.
Найденные и неучтенные радиоактивные материалы ставятся на учет в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров от 13 августа 2009 г. N 231 "Об утверждении Положений о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также ядерных материалов".
В случае обнаружения или выявления несанкционированных ИИИ вне пределов ответственности субъектов оборота радиоактивных материалов взаимное информирование осуществляется в соответствии со схемой взаимодействия уполномоченных организаций и силовых структур при обнаружении несанкционированных ИИИ согласно приложению к настоящему Порядку.
4. В целях обеспечения безопасности работ, проводимых в случае обнаружения несанкционированных ИИИ, на месте происшествия силами и средствами подразделений реагирования Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья и (или) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан осуществляется радиационная разведка прилегающей территории. По итогам последней определяется и обозначается зона (очаг) радиационного загрязнения местности.
Подразделения реагирования допускаются к работам по локализации и ликвидации очага радиационного загрязнения строго после установления режима радиационной безопасности специалистом отдела радиационной безопасности территориального (ведомственного) управления Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья.
Все мероприятия, проводимые на месте обнаружения (выявления) несанкционированного ИИИ, должны осуществляться согласно решению руководителя работ (лица, принимающего решение), принятому на основании предложений, представленных прибывшими специалистами (экспертами) уполномоченных организаций и силовых структур. Решение о проведении работ на месте обнаружения несанкционированного ИИИ не может быть принято без предложения эксперта (специалиста) отдела радиационной безопасности территориального (ведомственного) управления Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья.
5. Личный состав подразделений реагирования для работы в очаге радиационного загрязнения должен быть обеспечен средствами защиты органов дыхания и кожи, а также индивидуального и группового радиометрического контроля (дозиметрами).
В случаях радиационных аварий к личному составу подразделений реагирования перед работами в аварийном очаге применяется специфическая антидот-йодопрофилактика.
По выходу из очага радиационного загрязнения весь персонал и личный состав должен пройти окончательную специальную и санитарную обработку.
ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И СИЛОВЫХ СТРУКТУР В СЛУЧАЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ
(ВЫЯВЛЕНИЯ) НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИИИ
6. После получения информации об обнаружении (выявлении) несанкционированного ИИИ уполномоченные организации и соответствующие силовые структуры приступают к выполнению мероприятий в соответствии с возложенными на них функциями:
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
осуществляет общее руководство деятельностью уполномоченных организаций и силовых структур, других министерств и ведомств, вовлекаемых в мероприятия по идентификации и обезвреживанию несанкционированного ИИИ, посредством создаваемого при Кабинете Министров специального органа (комиссии) либо назначаемого уполномоченного должностного лица;
организует разработку и внесение на утверждение при необходимости решения Президента Республики Узбекистан о привлечении соединений, частей и учреждений Министерства обороны Республики Узбекистан к мероприятиям по предотвращению, локализации и ликвидации последствий радиационной аварии;
Министерство по чрезвычайным ситуациям:
оповещает уполномоченные организации и силовые структуры о факте обнаружения несанкционированного ИИИ;
обеспечивает оперативное прибытие на место происшествия;
организует и проводит радиационную разведку;
принимает участие в подготовке и принятии решения о проведении работ по локализации и ликвидации очага радиационного загрязнения;
обеспечивает организацию и принимает участие в проведении работ по обезвреживанию несанкционированного ИИИ;
информирует вышестоящие и взаимодействующие органы управления о результатах работ по обезвреживанию несанкционированного ИИИ;
Министерство здравоохранения:
обеспечивает прибытие на место происшествия (обнаружения) несанкционированного ИИИ;
принимает участие в организации радиационной разведки и проведении первичной идентификации материала;
осуществляет оценку ситуации (опасности) и определение режима радиационной безопасности;
обеспечивает выработку и представление предложений для принятия решения о проведении работ по локализации и ликвидации очага радиационной аварии;
принимает участие в организации работы по обезвреживанию и захоронению несанкционированного ИИИ;
осуществляет организацию и проведение индивидуального дозиметрического контроля персонала и личного состава, привлекаемого к работам по локализации и ликвидации очага радиационной аварии;
обеспечивает контроль качества дезактивационных работ в очаге радиационной аварии, а также специальной обработки личного состава и техники на пункте специальной обработки;
осуществляет документирование результатов идентификации обнаруженного (выявленного) несанкционированного ИИИ (экспертное заключение), а также информирование вышестоящих и взаимодействующих органов управления;
Министерство внутренних дел:
обеспечивает прибытие оперативно-территориальной группы на место происшествия (обнаружения);
принимает участие в оцеплении и охране территории опасной зоны с целью недопущения посторонних лиц и автотранспортных средств;
осуществляет проведение следственно-оперативных мероприятий по установлению происхождения обнаруженного (выявленного) несанкционированного ИИИ;
принимает участие в эвакуации людей и постороннего автотранспорта с территории опасной зоны;
организует сопровождение по маршруту вывоза обнаруженного (выявленного) несанкционированного ИИИ;
информирует органы управления и уполномоченные организации о результатах проведенных специальных работ;
Национальная гвардия:
обеспечивает прибытие территориальной группы на место происшествия (обнаружения);
принимает участие в оцеплении и охране территории опасной зоны с целью недопущения посторонних лиц и автотранспортных средств;
принимает участие в эвакуации людей и персонала из очага радиационной аварии;
информирует органы управления и уполномоченные организации о результатах проведенных специальных работ;
Государственный таможенный комитет:
информирует уполномоченные организации в случаях обнаружения (выявления) несанкционированного ИИИ в ходе осуществления радиационного контроля за ввозом/вывозом/транзитом на/из/через территорию республики радиоактивных материалов;
обеспечивает проведение предварительной радиометрии и идентификации выявленного (обнаруженного) несанкционированного ИИИ;
организует и осуществляет мероприятия по защите персонала и населения от вредного воздействия несанкционированного ИИИ;
обеспечивает инициирование в установленном порядке процедуры по недопущению ввоза или транзита (возврат отправителю), а также несанкционированного вывоза выявленных (обнаруженных) несанкционированных ИИИ;
обеспечивает неприкосновенность выявленного (обнаруженного) несанкционированного ИИИ до окончания работ по его идентификации и вывозу;
оказывает всестороннее содействие проведению мероприятий по идентификации и обезвреживанию выявленного (обнаруженного) несанкционированного ИИИ;
Служба государственной безопасности:
обеспечивает реагирование на факты обнаружения несанкционированных ИИИ, выявленных в рамках оперативно-розыскной деятельности, информирует органы управления взаимодействующих и контролирующих министерств и ведомств о фактах выявления несанкционированного ИИИ;
обеспечивает согласование порядка и пределов обмена информацией о результатах работ взаимодействующих подразделений уполномоченных организаций и силовых структур, других вовлекаемых министерств и ведомств;
принимает участие в оперативных мероприятиях по установлению происхождения выявленного несанкционированного ИИИ;
обеспечивает учет полученных сотрудниками индивидуальных доз ионизирующего излучения;
Государственный комитет промышленной безопасности:
осуществляет подготовку соответствующего заключения и разрешения для Республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов Академии наук Республики Узбекистан по организации и проведению комплекса мероприятий по долговременному хранению обнаруженного (выявленного) несанкционированного ИИИ;
обеспечивает взятие на учет/снятие с учета выявленного (обнаруженного) несанкционированного ИИИ;
информирует органы управления и уполномоченные организации о результатах работы по обезвреживанию и захоронению несанкционированного ИИИ;
Институт ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан:
обеспечивает прибытие специального автотранспорта к месту обнаружения (выявления) несанкционированного ИИИ;
осуществляет транспортировку и временное хранение обнаруженного (выявленного) несанкционированного ИИИ до решения вопроса о передаче его в Республиканский пункт захоронения радиоактивных отходов Академии наук Республики Узбекистан в установленном порядке;
содействует получению разрешения Министерства здравоохранения и Государственного комитета промышленной безопасности на временное хранение обнаруженного несанкционированного ИИИ;
обеспечивает проведение работ в горячей камере по идентификации несанкционированного ИИИ, с выдачей экспертного заключения на обнаруженный несанкционированный ИИИ;
Республиканский пункт захоронения радиоактивных отходов Академии наук Республики Узбекистан:
обеспечивает прибытие специального автотранспорта к месту временного хранения обнаруженного (выявленного) несанкционированного ИИИ;
осуществляет погрузку и доставку несанкционированного ИИИ к месту долговременного хранения в установленном порядке;
осуществляет долговременное хранение выявленных (обнаруженных) несанкционированных ИИИ.
к Порядку
СХЕМА
взаимодействия уполномоченных организаций
и силовых структур при обнаружении
несанкционированных ИИИ
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- оценка ситуации; - дозиметрия; - идентификация; - определение режима работы (радиационной безопасности) для ликвидаторов; - медицинская защита ликвидаторов; - оценка риска; - документи- рование; - контроль качества дезактивации. |
- реагирование; - координация работ; - ликвидация; - дезактивация; - отчет. |
УЧС |
> |
МЧС |
- учет; - документирование; - управление силами и средствами; - информирование.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- оцепление места выявления; - дознание; - сопровождение НИИИ.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
> |
УВД |
> |
МВД, НГ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОРБ территориального (ведомственного) ЦГСЭН |
V |
- учет; - информирование Кабинета Министров; - разрешение на захоронение для РПЗРО.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
< |
> |
Госкомпромбез |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
V |
- идентификация; - транспортировка; - работа в горячей камере; - временное хранение.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
V |
Институт ядерной физики Академии наук |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- регистрация; - обеспечение индивидуального дозиметрического контроля; - информирование.
|
ОРБ Республиканского ЦГСЭН Минздрава |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
РПЗРО |
- транспортировка; - погрузка/выгрузка; - захоронение /долговременное хранение/.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
< |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- регистрация; - центральное управление; - отчет; - решение об эвакуации; - оказание медицинской помощи.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
V |
> > |
СГБ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Минздрав |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
< |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
> > |
Кабинет Министров |
> |
Президент Республики Узбекистан |
> |
Министерство обороны |
- эвакуация; - ликвидация. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
> |
Обязательно |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
> |
При необходимости |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 16 октября 2019 г.