язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Новое в базе/ Октябрь, 2019 год/ Природопользование. Охрана окружающей среды/ Положение о Единой государственной системе прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии и мониторинга радиационной обстановки в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 15.10.2019 г. N 869)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 15.10.2019 г. N 869



ПОЛОЖЕНИЕ

о Единой государственной системе прогнозирования,

раннего выявления и реагирования на радиационные

аварии и мониторинга радиационной обстановки

в Республике Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет цель и основные задачи, состав и порядок организации деятельности Единой государственной системы прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии и мониторинга радиационной обстановки в Республике Узбекистан (далее - Единая государственная система).


2. Единая государственная система представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую в себе силы и средства органов государственного управления и других организаций, в полномочия которых входит защита населения и окружающей среды от радиационных аварий, а также ведение мониторинга радиационной обстановки.


3. Единая государственная система является неотъемлемой частью Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан и взаимодействует с Системой мониторинга окружающей природной среды Республики Узбекистан.


4. Единая государственная система в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами Республики Узбекистан, а также настоящим положением.


5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, действиями (бездействием) работников (персонала), чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, которые могли привести или привели к облучению граждан выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;


уполномоченные организации - органы государственного управления и другие организации, в полномочия которых входит защита населения и окружающей среды от радиационных аварий, а также ведение мониторинга радиационной обстановки;


радиационно-опасный объект - объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или его разрушении могут произойти массовые радиационные поражения населения, животных и растений и радиоактивное загрязнение окружающей среды;


мониторинг радиационной обстановки - непрерывный или дискретный инструментальный контроль состояния загрязненности объектов окружающей среды радионуклидами, своевременное выявление ее отклонений, а также оценка, прогнозирование и предупреждение возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды.



ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ


6. Целью Единой государственной системы является защита жизни и здоровья населения и окружающей среды от радиационного воздействия, вызванного радиационной аварией, путем организации и заблаговременного проведения мероприятий по мониторингу радиационной обстановки, прогнозированию и предупреждению радиационных аварий, а также минимизации и ликвидации их последствий.


7. Основными задачами Единой государственной системы являются:

обеспечение разработки и реализации единой государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности при предупреждении и ликвидации последствий радиационных аварий;

планирование и обеспечение реализации мероприятий по прогнозированию, предотвращению, раннему выявлению, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий, а также внешних и внутренних угроз, приводящих к ним;

организация и осуществление мониторинга радиационной обстановки;

разработка и совершенствование нормативно-правовой базы Единой государственной системы;

осуществление международного сотрудничества по вопросам радиационной безопасности и внедрению передового зарубежного опыта в области прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии.



ГЛАВА 3. СОСТАВ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ


8. Единая государственная система объединяет силы и средства уполномоченных организаций, предназначенные для ведения постоянного мониторинга за состоянием радиационной обстановки на объектах использования атомной энергии, радиационно опасных объектах и вблизи них, на территории республики в целом, а также раннего выявления источников и процессов, представляющих угрозу ее стабильности, принятия на основе их оценки и анализа (при необходимости) экстренных мер по их устранению.

Организационная структура Единой государственной системы представлена в приложении N 1 к настоящему Положению.


9. Единая государственная система состоит из территориальных и функциональных подсистем, а также Единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки в Республике Узбекистан.

Территориальные подсистемы создаются в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте и объединяют силы и средства органов исполнительной власти на местах, территориальных подразделений уполномоченных организаций, в полномочия которых входит осуществление функций по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий, а также мониторингу радиационной обстановки.

Функциональные подсистемы создаются в уполномоченных организациях, указанных в пунктах 16 - 25 настоящего Положения, а также их территориальных подразделениях в целях обеспечения готовности сил и средств к выполнению возложенных на них функций.


10. Единая государственная система имеет три уровня: республиканский, местный и объектовый, каждый из которых состоит из:

руководящего органа;

органов повседневного управления;

сил и средств прогнозирования, раннего выявления, предупреждения, локализации и ликвидации радиационных аварий, а также мониторинга радиационной обстановки;

запасов материальных и финансовых ресурсов.


11. Руководящие органы - это органы, в полномочия которых входит общее руководство мероприятиями в сфере защиты населения и территорий от угроз радиационного характера. Они представлены:

на республиканском уровне - Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

на местном уровне - Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента;

на объектовом уровне - руководством (администрацией) объекта использования атомной энергии или радиационно опасного объекта.


12. Органы повседневного управления - это уполномоченные организации и их территориальные подразделения, в полномочия которых входит осуществление непосредственного руководства силами и средствами по прогнозированию, раннему выявлению, локализации и ликвидации радиационных аварий, а также мониторингу радиационной обстановки:

на республиканском уровне - Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Министерство здравоохранения (Минздрав), Государственный комитет промышленной безопасности (Госкомпромбез), Агентство по развитию атомной энергетики при Министерстве энергетики (Агентство "Узатом"), Центр гидрометеорологической службы (Узгидромет), Государственный таможенный комитет (ГТК), Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды (Госкомэкологии), Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (Госкомгеологии), Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства (Госкомветеринарии);

на местном уровне - территориальные подразделения МЧС, Минздрава, Госкомпромбеза, Госкомветеринарии, Госкомэкологии, ГТК, Узгидромета;

на объектовом уровне - отделы (специалисты) по чрезвычайным ситуациям объектов использования атомной энергии и радиационно опасных объектов.


13. Силами и средствами Единой государственной системы являются специализированные подразделения и формирования уполномоченных организаций, в задачи которых входит осуществление мониторинга радиационной обстановки, а также мероприятий по защите жизни и здоровья населения и окружающей среды от воздействия радиационных аварий.

Специализированные подразделения и формирования делятся на ведомственные и объектовые:

к ведомственным относятся подразделения и формирования уполномоченных организаций, созданные с целью осуществления мониторинга радиационной обстановки, а также мероприятий по защите жизни и здоровья населения и окружающей среды от воздействия радиационных аварий. Основу ведомственных специализированных подразделений и формирований составляют подразделения и формирования МЧС, Минздрава, Госкомветеринарии, ГТК, Госкомэкологии, Госкомгеологии, Узгидромета и Института ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан;

объектовые специализированные формирования представлены аварийно-техническими командами (группами), группами радиационной разведки, специальной обработки и другими формированиями, создаваемыми на объектах использования атомной энергии и радиационно опасных объектах.

В целях своевременного и эффективного реагирования на случаи угроз или возникновения радиационных аварий, минимизации и ликвидации их последствий на местном и объектовом уровнях разрабатываются соответственно внешний и внутренний планы аварийного реагирования на радиационные аварии.

Ответственность за своевременную разработку планов аварийного реагирования на радиационные аварии на каждом уровне несут их руководящие органы.

Контроль и координация разработки внутреннего плана аварийного реагирования на объектах использования атомной энергии и радиационно опасных объектах осуществляется организациями, в ведении которых данные объекты находятся.

Государственный контроль за разработкой внешнего и внутреннего планов аварийного реагирования осуществляют соответственно МЧС и Госкомпромбез, а также их территориальные подразделения.


14. К мероприятиям по локализации и ликвидации последствий радиационных аварий при необходимости по решению Президента Республики Узбекистан привлекаются соединения, части и учреждения Министерства обороны Республики Узбекистан.



ГЛАВА 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ


15. Кабинет Министров Республики Узбекистан:

осуществляет общее руководство созданием, функционированием и совершенствованием деятельности Единой государственной системы;

координирует деятельность и организацию эффективного взаимодействия Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, уполномоченных организаций и их территориальных подразделений по предупреждению и ликвидации радиационных аварий, а также ведению мониторинга радиационной обстановки посредством специального органа - Комиссии по обеспечению радиационной и ядерной безопасности;

осуществляет финансовое и ресурсное обеспечение деятельности Единой государственной системы.


16. Государственный комитет промышленной безопасности:

обеспечивает выработку и реализацию единой государственной политики в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности;

участвует в планировании и обеспечении реализации мероприятий по прогнозированию, раннему выявлению, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий, а также внешних и внутренних угроз, приводящих к ним;

организует разработку и совершенствование нормативно-правовой базы Единой государственной системы;

осуществляет государственный надзор за соблюдением требований радиационной, ядерной и промышленной безопасности на объектах использования атомной энергии и радиационно опасных объектах;

организует и осуществляет международное сотрудничество по вопросам радиационной и ядерной безопасности, внедрение передового зарубежного опыта в области прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии, а также мониторинга радиационной обстановки.


17. Министерство по чрезвычайным ситуациям:

осуществляет координацию деятельности органов повседневного управления, сил и средств Единой государственной системы;

в установленном порядке осуществляет оповещение уполномоченных организаций об угрозе или случае радиационной аварии, а также инициирование первичного реагирования;

организует и осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий радиационной аварии;

организует и контролирует обучение всех слоев населения к действиям в условиях радиационных аварий;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных подразделений к действиям по выявлению и первичной идентификации источников ионизирующего излучения, их обезвреживанию, установлению границ очага радиационной аварии, а также специальной обработке личного состава (персонала) и местности;

разрабатывает рекомендации по количеству и составу закладываемых в резерв материальных ресурсов на случаи радиационных аварий;

организует разработку, согласование и утверждение внешнего плана аварийного реагирования на радиационные аварии;

осуществляет контроль за готовностью органов управления, сил и средств уполномоченных организаций к действиям по локализации и ликвидации последствий радиационных аварий;

участвует в разработке нормативно-правовых и нормативно-технических документов по прогнозированию, раннему выявлению, предупреждению, локализации и ликвидации радиационных аварий, а также мониторингу радиационной обстановки;

осуществляет изучение и внедрение в практику передового опыта зарубежных стран в области прогнозирования, раннего выявления и реагирования на радиационные аварии, а также мониторинга радиационной обстановки.


18. Агентство "Узатом":

обеспечивает развитие и безопасное функционирование энергетических атомных реакторов, ядерно-физических установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиационных источников, а также захоронения радиоактивных отходов, принадлежащих подведомственным организациям;

организует и обеспечивает эффективное функционирование измерительных средств и сетей объектового уровня на подведомственных объектах использования атомной энергии и радиационно опасных объектах, а также их сопряжение с системой мониторинга радиационной обстановки местного и республиканского уровней;

осуществляет руководство и контроль за разработкой внутреннего плана аварийного реагирования на подведомственных объектах использования атомной энергии и радиационно опасных объектах;

обеспечивает организацию готовности сил и средств к действиям в случае радиационных аварий на подведомственных объектах, а также ведомственный контроль за выполнением мероприятий по их предупреждению;

организовывает систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии, в том числе аварийной готовности и реагирования;

принимает участие в реализации мероприятий по локализации радиационной аварии, минимизации и ликвидации ее последствий;

обеспечивает учет ядерных материалов, отработавшего ядерного топлива, эксплуатационных радиоактивных отходов на подведомственных объектах, а также нераспространение ядерных материалов и технологий, радиоактивных материалов;

участвует в разработке нормативно-правовых и нормативно-технических документов по прогнозированию, раннему выявлению, локализации и ликвидации радиационных аварий, а также мониторингу радиационной обстановки;

осуществляет международное сотрудничество и взаимодействие с международными и зарубежными организациями в области обеспечения безопасной эксплуатации объектов, использующих атомную энергию.


19. Министерство здравоохранения:

осуществляет на постоянной основе замеры радиационного фона вблизи и непосредственно на радиационно опасных объектах и территориях;

контролирует состояние загрязненности радионуклидами продуктов питания, строительных материалов, воды (открытых и закрытых источников);

организует и обеспечивает эффективное функционирование подведомственных подразделений, вовлеченных в осуществление мониторинга радиационной обстановки, а также их сопряжение с системой мониторинга радиационной обстановки местного и республиканского уровней;

совместно с МЧС определяет границы зон радиоактивного загрязнения местности с проведением дозиметрических измерений и первичной идентификации источников ионизирующего излучения;

определяет порядок временного хранения источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ), радиационно опасных материалов (до передачи их на долговременное хранение);

организует разработку и внедрение способов защиты персонала подразделений первичного реагирования при радиационных авариях;

определяет режим радиационной безопасности для персонала (личного состава), привлекаемого к работам по локализации и ликвидации последствий радиационной аварии;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных подразделений и формирований к проведению работ по определению границ зон радиоактивного загрязнения, радиометрии местности и первичной идентификации ИИИ;

организует и проводит индивидуальный и коллективный дозиметрический контроль, а также медицинскую защиту персонала (личного состава), задействованного в проведении работ по локализации и ликвидации последствий радиационных аварий;

участвует в реализации мер социальной защиты лиц, проводивших работы по локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и подвергшихся облучению сверх предельно допустимых величин, а также предоставлении им льгот и медико-психологической реабилитации;

участвует в разработке нормативно-правовых и нормативно-технических документов по прогнозированию, раннему выявлению, локализации и ликвидации радиационных аварий, а также мониторингу радиационной обстановки;

обучает персонал уполномоченных организаций к действиям в условиях радиационных аварий;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области обеспечения радиационной безопасности и мониторинга радиационной обстановки.


20. Государственный таможенный комитет:

осуществляет радиационный контроль за ввозом/вывозом/транзитом на/из/через территорию республики радиоактивных материалов;

информирует органы повседневного управления Единой государственной системы о фактах выявления попыток несанкционированного ввоза/вывоза на/из территорию республики материалов, содержащих радионуклиды сверх установленных норм, и инициирует в установленном порядке процедуры по недопущению их ввоза/вывоза, а также их возврат отправителю;

проводит предварительную радиометрию и идентификацию выявленного (обнаруженного) несанкционированного ИИИ;

обеспечивает сохранность выявленного (обнаруженного) несанкционированного ИИИ до окончания работ по его первичной идентификации и вывозу;

оказывает всестороннее содействие мероприятиям по идентификации и обезвреживанию выявленного несанкционированного ИИИ на подведомственных ему объектах;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области предупреждения незаконного оборота радиоактивных и ядерных материалов, а также связанных с ними радиационных инцидентов и аварий.


21. Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства:

контролирует состояние загрязненности радионуклидами продукции растениеводства и животноводства, кормов, почвы и растительности лугов и пастбищ, других поднадзорных объектов;

организует и обеспечивает эффективное функционирование подведомственных подразделений, вовлеченных в осуществление мониторинга радиационной обстановки, а также их сопряжение с системой мониторинга радиационной обстановки местного и республиканского уровней;

организует и осуществляет мероприятия по предупреждению и снижению уровня загрязненности радионуклидами сельскохозяйственных земель, угодий и продукции, поднадзорных объектов в случае выявления превышения радиационного фона сверх установленных норм;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных подразделений и формирований к действиям по раннему выявлению и реагированию на случаи радиационных аварий на поднадзорных объектах;

участвует в разработке нормативно-правовых актов и методической документации по прогнозированию, раннему выявлению, локализации и ликвидации радиационных аварий, сопровождающихся радиоактивным загрязнением поднадзорных объектов и территорий;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области предупреждения, раннего выявления и реагирования на случаи загрязнения продукции сельского хозяйства, кормов, сельскохозяйственных угодий и посевов радионуклидами сверх установленных норм.


22. Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды:

координирует выполнение подконтрольными объектами мероприятий, направленных на снижение и/или предупреждение загрязнения окружающей среды радионуклидами;

организует и осуществляет мониторинг за состоянием загрязненности окружающей среды радионуклидами от антропогенных источников, а также объектов, подпадающих в зону их влияния;

осуществляет сбор, анализ и обобщение информации о состоянии радиационной загрязненности окружающей среды, обеспечение ею руководящих органов и органов повседневного управления Единой государственной системы путем организации и ведения государственного информационно-аналитического центра системы мониторинга радиационной обстановки;

организует и обеспечивает эффективное функционирование подведомственных подразделений, вовлеченных в осуществление мониторинга радиационной обстановки, а также сопряжение их с системой мониторинга радиационной обстановки местного и республиканского уровней;

проводит независимую оценку воздействия на окружающую среду объектов использования атомной энергии и радиационно опасных объектов;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных подразделений и формирований к проведению работ по анализу проб воды, воздуха, растений и почвы на содержание радионуклидов из очагов радиационных аварий;

участвует в разработке нормативно-правовых и нормативно-технических документов по прогнозированию, раннему выявлению, локализации и ликвидации радиационных аварий, а также мониторингу радиационной обстановки;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области предотвращения негативного воздействия ионизирующего излучения на окружающую среду.


23. Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам:

участвует в проведении радиоэкологического мониторинга населенных пунктов, а также мониторинге распределения природных радионуклидов в почвах и водах территорий отработанных урановых месторождений;

осуществляет сбор, анализ и обобщение информации по итогам мониторинга радиационной обстановки, с последующей ее передачей в государственный информационно-аналитический центр;

организует и обеспечивает эффективное функционирование подведомственных подразделений, вовлеченных в осуществление мониторинга радиационной обстановки, а также их сопряжение с системой мониторинга радиационной обстановки местного и республиканского уровней;

участвует в обнаружении и ликвидации очагов загрязнения радиоактивными веществами территорий и мест общего пользования;

осуществляет оперативное информирование уполномоченных организаций в случае выявления (обнаружения) очага радиационной аварии и несанкционированного ИИИ;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области радиоэкологического мониторинга населенных пунктов и территорий отработанных урановых месторождений, а также хвостохранилищ и отвалов забалансовых руд.


24. Центр гидрометеорологической службы:

организует и обеспечивает эффективное функционирование подведомственных подразделений, вовлеченных в осуществление мониторинга загрязненности радионуклидами объектов окружающей среды, а также их сопряжение с системой мониторинга радиационной обстановки местного и республиканского уровней;

осуществляет мониторинг естественного гамма-фона на территории республики, с последующей передачей информации по его результатам в государственный информационно-аналитический центр;

создает и обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных подразделений и формирований к действиям по прогнозирования, раннему выявлению, локализации и ликвидации радиационных аварий;

участвует в разработке нормативно-правовых и нормативно-технических документов по прогнозированию, раннему выявлению и ликвидации процессов, связанных с радиоактивным загрязнением местности;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран в области организации и ведения автоматизированной системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы радионуклидами сверх установленных предельно допустимых значений.


25. Академия наук Республики Узбекистан:

организует и обеспечивает эффективное функционирование измерительных средств и сетей объектового уровня на подведомственных объектах, использующих атомную энергию, и радиационно опасных объектах, а также их сопряжение с системой мониторинга радиационной обстановки местного и республиканского уровней;

оказывает научную и экспертную поддержку деятельности Единой государственной системы по вопросам прогнозирования складывающейся в результате радиационной аварии радиационной обстановки, а также принятия решений по локализации и ликвидации последствий радиационных аварий;

организует и осуществляет работы по окончательной идентификации вида, состава и мощности радиоактивных и ядерных материалов;

осуществляет работы по временному и долговременному хранению ИИИ;

обеспечивает безопасное функционирование подведомственных исследовательских ядерных реакторов, ядерно-физических установок, пунктов хранения радиационных и ядерных материалов;

разрабатывает и внедряет современные методы прогнозирования и раннего выявления рисков возникновения радиационных аварий;

оказывает научное и техническое содействие для поддержания надлежащего функционирования системы портального мониторинга;

участвует в разработке и внедрении способов защиты персонала подразделений первичного реагирования при радиационных авариях;

обеспечивает постоянную готовность ведомственных специализированных подразделений и формирований к действиям по предупреждению, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий;

организует и проводит индивидуальный и коллективный дозиметрический контроль за ведомственным персоналом при проведении работ по ликвидации последствий радиационных аварий;

участвует в разработке нормативно-правовых и нормативно-технических документов по прогнозированию, раннему выявлению, локализации и ликвидации радиационных аварий, а также мониторингу радиационной обстановки;

изучает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных стран по научной и экспертной поддержке уполномоченных организаций в области радиационной и ядерной безопасности.


26. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента:

осуществляют руководство Единой государственной системой местного уровня посредством создаваемых при них территориальных комиссий по радиационной и ядерной безопасности;

осуществляют контроль за реализацией мероприятий по сохранению и укреплению стабильной радиационной обстановки на подведомственных территориях;

разрабатывают и вносят на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению эффективности комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление стабильной радиационной обстановки;

координируют деятельность и взаимодействие территориальных подразделений уполномоченных организаций, а также вопросы взаимодействия их с органами самоуправления граждан;

контролируют подготовку и содержание в постоянной готовности сил и средств объектовых специализированных подразделений и формирований, созданных и (или) дислоцированных на подведомственной территории;

организуют обучение всех слоев населения к действиям в условиях радиационных аварий;

создают запасы материальных и финансовых ресурсов, предназначенных для предупреждения, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий на подведомственной территории, обеспечивают их своевременное пополнение и освежение.



ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ


27. Единая государственная система в зависимости от складывающейся радиационной обстановки как на территории республики в целом, так и на местах функционирует в одном из следующих трех режимов:


1) повседневный режим устанавливается при благополучной радиационной обстановке - при отсутствии угрозы возникновения опасности радиационного воздействия на население и загрязнения территорий радионуклидами сверх установленных норм.

При этом режиме выполняются мероприятия по:

повышению готовности органов управления, сил и средств Единой государственной системы к выполнению задач по предназначению;

совершенствованию и техническому развитию системы мониторинга радиационной обстановки;

пополнению и освежению резервов материально-технических и финансовых ресурсов;

повышению устойчивости функционирования объектов использования атомной энергии и радиационно опасных объектов, а также оздоровлению экологической ситуации на территориях, неблагополучных в радиационном отношении;

нормативно-правовому и организационному обеспечению деятельности всех элементов Единой государственной системы;


2) режим повышенной готовности устанавливается при наличии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации различного характера, сопровождающейся загрязнением местности (территорий) радионуклидами и приводящей к радиационному воздействию на население сверх установленных норм.

При этом режиме на объектах, использующих атомную энергию, радиационно опасных объектах и территориях вводятся в действие внутренние и внешние планы аварийного реагирования, согласно которым:

организуется круглосуточное дежурство руководящих органов и органов повседневного управления в местах их постоянной дислокации;

усиливается мониторинг за радиационной обстановкой на потенциально опасных объектах и участках (территориях), увеличивается кратность ведения на них замеров радиационного фона;

специализированные подразделения и формирования приводятся в готовность к действиям, резервы материальных и финансовых ресурсов подготавливаются к использованию по предназначению;

в целях усиления мониторинга радиационной обстановки в районы возможных или возникших очагов радиационных аварий направляются мобильные группы радиационного контроля;

на основе прогноза масштабов и последствий возможных радиационных аварий в планы аварийного реагирования вносятся необходимые коррективы по способам и методам защиты населения и территорий, а также мероприятиям по их обеспечению;


3) режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении радиационной аварии, приведшей к загрязнению местности радионуклидами и радиационному воздействию на население сверх установленных норм.

Данный режим может быть введен, минуя предшествующий ему режим повышенной готовности.

При чрезвычайном режиме вводятся в действие внутренние и внешние планы аварийного реагирования, согласно которым:

организуется круглосуточное дежурство руководящих органов и органов повседневного управления в местах их постоянной дислокации;

для оценки обстановки и принятия решения в очаги радиоактивного загрязнения направляются группы первичного реагирования;

резервы материальных ресурсов приводятся в полную готовность к переводу на текущее довольствие и использованию по предназначению;

в целях усиления мониторинга радиационной обстановки в районы возникших очагов радиационных аварий и приграничные с ними территории направляются мобильные группы радиационного контроля;

исходя из масштабов и последствий возникшей радиационной аварии организуется и осуществляется комплекс мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационной аварии, а также защите населения и территорий от ее негативного воздействия;

организуется постоянное информирование руководящих органов и органов повседневного управления о ходе мероприятий по локализации и ликвидации очага радиоактивного загрязнения.


28. Организационно-методическое руководство в части планирования и координации действий по внешним планам аварийного реагирования при угрозе и возникновении радиационных аварий осуществляет МЧС.



ГЛАВА 6. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ


29. Мониторинг радиационной обстановки является частью Государственного мониторинга окружающей природной среды и осуществляется системой мониторинга радиационной обстановки.

Система мониторинга радиационной обстановки является информационно-измерительной системой контроля, способной обеспечить своевременное выявление изменений радиационной обстановки, прогнозирование и предупреждение возможных негативных последствий, а также систематическое предоставление соответствующей оперативной информации в уполномоченные организации для принятия необходимых мер по предотвращению или снижению негативного радиационного воздействия на население и окружающую среду.

Общая координация деятельности системы мониторинга радиационной обстановки осуществляется Госкомэкологии.


30. Целями системы мониторинга радиационной обстановки являются:

оперативное обеспечение органов государственной власти, уполномоченных организаций и населения достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии радиационной обстановки, фактах, характере, масштабах и прогнозах последствий ее ухудшения;

информационное обеспечение Единой государственной системы в части мониторинга радиационной обстановки, с выработкой рекомендаций для принятия решений по обеспечению радиационной безопасности населения и окружающей среды.


31. Задачи системы мониторинга радиационной обстановки:

контроль техногенных источников поступления радионуклидов в окружающую среду и параметров радиационной обстановки на объектах, использующих атомную энергию, радиационно опасных объектах и вблизи них;

измерение параметров радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды;

выявление источников ухудшения радиационной обстановки с установлением его характера и масштабов;

сбор, первичная обработка и передача данных измерений параметров радиационной обстановки, необходимых для оперативного выявления фактов ее ухудшения;

оперативное представление данных объективного анализа и прогноза радиационной обстановки на территории республики и в отдельных ее регионах с использованием современных методов и средств отображения данных;

выработка рекомендаций уполномоченным организациям и органам исполнительной власти на местах для принятия решений по предупреждению, локализации и ликвидации радиационных аварий;

обеспечение информационного обмена внутри системы, а также с иными взаимодействующими государственными и международными организациями.


32. Система мониторинга радиационной обстановки имеет три уровня - объектовый, местный и республиканский.


Объектовый уровень объединяет измерительные средства и сети объектовой принадлежности, осуществляющие измерения параметров радиационной обстановки на объектах, использующих атомную энергию, и радиационно опасных объектах, санитарно-защитных зонах данных объектов, а также фоновые измерения объектов окружающей среды, с их информационно-аналитическими центрами.

На данном уровне обрабатывается и анализируется информация, относящаяся к соответствующим объектам, использующим атомную энергию, и радиационно опасным объектам, и вырабатываются прогнозы и рекомендации по принятию решений для руководящих органов объектового уровня Единой государственной системы.


Местный уровень объединяет измерительные средства и сети ведомственной принадлежности уполномоченных в сфере мониторинга радиационной обстановки территориальных органов повседневного управления Единой государственной системы, осуществляющих сбор, анализ и обобщение специализированной информации о радиационной обстановке.

На данном уровне обрабатывается и анализируется специализированная информация, относящаяся к соответствующей территории, а также вырабатываются прогнозы и рекомендации по принятию решений для руководящих органов местного уровня Единой государственной системы.


Республиканский уровень объединяет измерительные средства и сети ведомственной принадлежности уполномоченных в сфере мониторинга радиационной обстановки органов повседневного управления Единой государственной системы, осуществляющих сбор, обобщение, анализ и передачу специализированной информации в Центр специализированного аналитического контроля в области охраны окружающей среды при Госкомэкологии (далее - Центр).


33. Функционирование системы мониторинга радиационной обстановки осуществляется по схеме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.


34. Мониторинг радиационной обстановки, а также передача и обобщение информации о ее результатах осуществляются в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров от 5 сентября 2019 г. N 737 "О совершенствовании системы мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан".


35. Уполномоченные организации при ведении мониторинга радиационной обстановки:

обеспечивают проведение регулярных наблюдений за радиационной обстановкой на территории республики;

осуществляют сбор, хранение, обработку и предоставление в Центр информации по результатам мониторинга радиационной обстановки;

проводят анализ информации о радиационной обстановке в целях выявления ее изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

дают оценку и прогноз изменений радиационной обстановки на соответствующей территории республики;

в установленном порядке предоставляют государственным органам управления, органам исполнительной власти на местах, другим организациям, субъектам предпринимательства и гражданам информацию о радиационной обстановке, происходящих и прогнозируемых ее изменениях;

обеспечивают незамедлительное представление в руководящие органы Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан мониторинговой и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, согласно требованиям постановления Кабинета Министров от 28 декабря 2017 г. N 1027 "О создании Единой системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера";

обеспечивают представление органу, уполномоченному осуществлять государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке, свидетельствующей о ее изменении в связи с эксплуатацией объектов, использующих атомную энергию, и радиационно опасных объектов;

обеспечивают предоставление органам, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о радиационной обстановке на территории республики;

осуществляют выполнение обязательств по международным договорам Республики Узбекистан, предусматривающим предоставление информации о радиационной обстановке и (или) обмен такой информацией.


36. Требования к сбору, обработке, хранению, предоставлению и обмену информацией о радиационной обстановке устанавливаются Госкомэкологии по согласованию с Агентством "Узатом" и другими уполномоченными организациями и государственными органами.

Предоставление информации о радиационной обстановке органам государственного управления, иным государственным органам, органам исполнительной власти на местах, уполномоченным организациям осуществляется на бесплатной основе посредством единой защищенной сети электронного документооборота.

Предоставление другим организациям, субъектам предпринимательства и гражданам информации о радиационной обстановке, содержащейся в системе мониторинга, осуществляется в установленном порядке Госкомэкологии, в том числе путем ее размещения на официальном сайте в сети Интернет.


37. Система мониторинга радиационной обстановки при введении соответствующих режимов функционирования Единой государственной системы должна обеспечить:


в режиме повседневной деятельности:

мониторинг радиационной обстановки на объектах, использующих атомную энергию, и радиационно опасных объектах, а также прилегающих к ним территориях;

контроль за уровнем радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды;

сбор, обобщение и анализ информации о радиационной обстановке с заданной периодичностью согласно требованиям, устанавливаемым Госкомэкологии по согласованию с Агентством "Узатом";


в режиме повышенной готовности:

усиленный режим мониторинга за состоянием радиационной обстановки на объектах, использующих атомную энергию, радиационно опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

оперативное оповещение руководящих органов и органов повседневного управления Единой государственной системы о переходе на режим повышенной готовности;

прогнозирование возможности радиационной аварии, моделирование возможных сценариев и масштабов аварии;

подготовку органов управления, сил и средств уполномоченных организаций к реагированию на радиационные аварии;

выявление причин ухудшения радиационной обстановки и выработку рекомендаций по ее нормализации;


в режиме чрезвычайной ситуации:

устойчивое функционирование и взаимодействие подсистем, задействованных в районе аварии;

осуществление непрерывного мониторинга за радиационной обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях;

сбор в реальном масштабе времени или по аварийному регламенту информации о состоянии и динамике радиационной обстановки в аварийной зоне;

прогнозирование изменения радиационной обстановки по мере развития аварии;

оперативную оценку последствий радиационной аварии для здоровья населения и состояния природной среды;

оперативное представление результатов анализа и прогноза изменения радиационной обстановки с использованием современных методов и средств отображения данных;

выдачу решений по преодолению последствий радиационной аварии и минимизации отрицательного воздействия на население и природную среду.



ГЛАВА 7. ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ


38. Резервы материальных и финансовых ресурсов для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации радиационных аварий создаются в установленном порядке на местном и объектовом уровнях по принципу необходимой достаточности и с учетом местных особенностей.


39. Номенклатура и объемы закладываемых в местный и объектовые резервы материальных ресурсов определяются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента (на объектах, использующих атомную энергию, и радиационно опасных объектах - администрациями объектов) на основе рекомендаций управлений по чрезвычайным ситуациям и здравоохранения.


40. Учет, хранение и обновление, а также списание резервов материальных и финансовых ресурсов возлагается на Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента.


41. Финансирование мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации угроз и последствий радиационных аварий осуществляется за счет средств организаций, эксплуатирующих объекты, использующие атомную энергию, и радиационно опасные объекты, средств соответствующих министерств и ведомств, страховых фондов и других источников, не запрещенных законодательством.


42. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации угрозы аварии, аварийной радиационной ситуации или их последствий на объектах, использующих атомную энергию, и радиационно опасных объектах они могут быть в установленном порядке выделены из резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Единой государственной системы прогнозирования,

раннего выявления и реагирования на радиационные

аварии и мониторинга радиационной обстановки

в Республике Узбекистан

(Единая государственная система)

     

     



     

Руководящие

органы

    


      

Органы

повседневного

управления

     


     

Силы

и средства

       


    

Единая государственная

автоматизированная система мониторинга радиационной

обстановки

     














Республиканский

уровень


Кабинет Министров Республики Узбекистан (Комиссия по радиационной и ядерной безопасности)


МЧС, Минздрав, Госкомветеринарии, Госкомэкологии, Госкомпромбез, Агентство "Узатом", Институт ядерной физики Академии наук, ГТК, Узгидромет, Госкомгеологии


Ведомственные специализированные подразделения и формирования Минздрава, МЧС, Узгидромета, Госкомэкологии, Госкомпромбеза, Госкомгеологии, ГТК, Госкомветеринарии, Института ядерной физики Академии наук


      

Центр специализированного аналитического контроля в области охраны окружающей среды при Госкомэкологии, ведомственные информационно- аналитические подразделения (службы) МЧС, Минздрава, ГТК, Узгидромета, Госкомгеологии, Госкомветеринарии

    



















Местный

уровень


Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента,


Территориальные подразделения МЧС, Минздрава, Госкомпромбеза, Госкомэкологии, ГТК, Узгидромета, Госкомгеологии, Госкомветеринарии


Специализированные

ведомственные формирования территориальных подразделений соответствующих министерств и ведомств, сводные мобильные отряды специальной защиты


     

Стационарные и подвижные пункты наблюдения за радиационной обстановкой уполномоченных организаций в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), а также в населенных пунктах и вблизи них

   



















Объектовый

уровень


Администрация (руководство) объекта использования атомной энергии, радиационно опасного объекта


     

Отделы (специалисты) по чрезвычайным ситуациям объектов, использующих атомную энергию, радиационно опасных объектов

     


      

Аварийно-технические команды (группы), группы радиационной разведки, специальной обработки и другие формирования объектов, использующих атомную энергию, радиационно опасных объектов

       


Лаборатории (службы) экологической, радиационной и ядерной безопасности объектов, использующих атомную энергию, радиационно опасных объектов





      

       




ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению



СХЕМА

функционирования Системы мониторинга радиационной

обстановки в Республике Узбекистан

      

       

    

Объекты

мониторинга

    


   

Виды

мониторинга

   


   

Результат

    


    

Исполнители

    








Объекты

использования

атомной энергии


Контроль эмиссии


Оценка нормативного состояния эмиссии


    

Госкомэкологии, Агентство "Узатом", министерства, ведомства и органы хозуправления

     











Флора и фауна


Мониторинг загрязненности радионуклидами


   

Контроль воздействия на население и окружающую среду

    


Госкомэкологии, Госкомветеринарии











Приземные слои атмосферы


    

Мониторинг загрязненности радионуклидами

    


Оценка и прогноз уровня загрязнения


Узгидромет, Минздрав











Поверхностные водотоки


      

Мониторинг загрязненности радионуклидами

     


Оценка и прогноз уровня загрязнения


Узгидромет, Госкомгеологии, Минздрав











    

Территории бывших урановых месторождений, луга, пастбища, отвалы забалансовых руд, хвостохранилища

     


Мониторинг загрязненности радионуклидами


Оценка и прогноз уровня загрязнения


Узгидромет, Госкомгеологии, Госкомветеринарии, Госкомземгеодез-

кадастр











Места общего пользования населенных пунктов, промышленные площадки


Контроль мощности экспозиционной дозы мест общего пользования и промышленных площадок


    

Оценка, прогноз уровня загрязнения и разработка мероприятий по устранению последствий

    


Минздрав, Госкомгеологии,











Метеоплощадки и метеопосты


Естественный гамма-фон


      

Оценка, прогноз уровня загрязнения и разработка мероприятий по устранению последствий

     


Узгидромет




        

       

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 16 октября 2019 г.